Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Информационная культураСтр 1 из 2Следующая ⇒
Особенности библиографической записи, библиотечно-библиографической классификации знаний и документов, стратегий библиографического поиска, методики составления библиографических пособий требуют соответствующего обучения потребителей информации. В связи с этим традиционным в библиографоведении стал раздел, посвященный формам и методам библиографического обучения, формированию библиографической грамотности. Существует прямая зависимость между библиографической культурой людей и их способностью эффективно использовать информационные источники. В настоящее время данная проблема актуализировалась в связи с усложнением информационной среды, включением в неё компьютерных технологий.Так называемая «пропаганда библиотечно-библиографических знаний», культивировавшаяся ранее в библиотеках, переросла в процесс освоения новых информационных технологий. Наблюдение за поиском пользователями в Интернет-клубах, сервисных центрах, в школах, вузах показывает, что большинство из них не умеет использовать все средства навигации в среде Интернет, поисковые системы, каталоги, порталы. Чаще всего проводится поиск на основе 1 - 2 ключевых слов, запросы редко изменяются. Как правило, пользователи ограничиваются просмотром нескольких первых документов, выделенных поисковой системой по запросу. Редко применяются функции расширенного поиска по фразе, поиск по ключевым словам, соединенным булевыми операторами, а тем более операторы расстояния, усечения, синонимы и другие средства. При этом лишь некоторые пользователи обращаются к справочным страницам с целью самостоятельного обучения. В начале 90-х годов в литературе появился термин «информационная культура». Ряд научных конференций, вышедших из печати сборников, посвященных осмыслению и всестороннему раскрытию нового понятия, сделали необходимым рассуждать об информационной культуре как фундаментальном общественном явлении интегративного характера. По интенсивности изучения данная проблема не может сравниться ни с какой другой: только коллективных сборников за 1993-2003 годы издано более десяти, защищены докторские и кандидатские диссертации. Одновременно с пространственно-количественными характеристиками расширяется аспектология исследований. Не претендуя на ее всестороннее отражение, важно отметить хотя бы основные: общие вопросы теории и практики информатизации и информационной культуры; информационные технологии в системе информационной культуры общества и личности; информационные аспекты гуманитарного образования; психолого-педагогические проблемы формирования информационной культуры личности; информационные проблемы художественной культуры и художественного образования. Объективным условием привлечения внимания к информационной культуре явилась укорененность множества процессов, которые могут быть отнесены к данному явлению, в различных сферах практики: библиотечной, библиографической, информационной, образовательной, социально-культурной и др. В соответствии с этим научные исследования имеют не только теоретический интерес, что само по себе важно с точки зрения развития науки, но и приобретают практическую значимость, стимулируя развитие соответствующих областей деятельности. Аспектологический подход к изучению комплексной, междисциплинарной проблемы демонстрирует свою методологическую эффективность. Нельзя не подчеркнуть при этом исключительно важную организационную и интеллектуально-мобилизующую роль Отделения информационной культуры Международной академии информатизации (1993 год) и его основателя, известного специалиста в сфере гуманитарного знания Ю.С. Зубова. Большой вклад в становление этого научного направления внесли публикации И.М. Андреевой, С.Г. Антоновой, Н.И. Гендиной, И.И. Горловой, Г.А. Голицина, А.А. Гречихина, Н.Б. Зиновьевой, Ю.С. Зубова, Н.А. Коряковцевой, А.С. Кочеуловой, И.Г. Моргенштерна, В.М. Петрова, В.А. Фокеева, Н.Г. Хангельдиевой, А.Ю. Шрейдера и других. Активность ученых подтверждает, что разработка проблемы информационной культуры отвечает глубинным потребностям современной жизни. Они связаны с последствиями перемен, происходящих в экономике и социокультурном развитии страны, возникновением новых факторов, воздействующих на человека и определяющих смыслы его жизни, деятельности и поведения. В новых условиях наблюдается парадигмальный сдвиг в научных исследованиях от экономоцетризма к антропоцентризму, суть которого заключается в том, что именно человек становится центром деятельного осмысления современного общественного развития. Вместе с тем, на современном этапе изучения информационной культуры становится все более очевидным, что в исследовании проблемы необходим выход на новый уровень, актуализирующий методологические аспекты. Прогрессирующая фрагментарность, специализированная узость подходов размывает объект, лишает его целостности и качественной определенности. Широкое представление исследуемого объекта, сыгравшее, безусловно, плодотворную роль на начальном этапе, демонстрирует и свои негативы. Насколько всеобъемлющи понятия «информация» и «культура», настолько не ограниченным ничем предстает и производное от них понятие «информационная культура». Целесообразно обратить внимание на некоторую парадоксальность возникновения и дальнейшего развития рассматриваемого феномена. Родился он в недрах библиографоведения, на самом его пограничье, интуитивно связывался первоначально со смыслом, близким к бытийному пониманию как «культура потребления информации», за которым простирается огромное пространство традиции «пропаганды библиотечно-библиографических знаний». Библиографоведение по природе своей - междисциплинарная научная дисциплина, обнаруживающая общность проблематики со всеми без исключения гуманитарными науками. Этот факт не должен удивлять, поскольку у истоков библиографической деятельности обнаруживается «человек познающий», открывающий сущностные, истинно человеческие начала, стремление к возвышению духа и развитию. В течение 90-х гг. произошло оформление нового объекта исследования и соответствующей ему новой научной дисциплины. Изначальный смысл понятия «информационная культура» обогатился в своих значениях, соприкасаясь с понятийными системами различных наук. Предпринятый «мозговой штурм» проблемы обнаружил мощные напластования смыслов, источники которых лежат за пределами тех научных дисциплин, в которых бытует обозначенный термин, в том числе за пределами библиографоведения. Приходится констатировать ситуацию, когда явление обозначено как предмет исследования и достаточно активно изучается с позиций различных наук - философии, социологии, психологии, информатики, библиотековедения, библиографоведения, семиотики, лингвистики, истории и т.д. Тем самым предоставлено обширное исследовательское поле, на котором находят свои «участки для возделывания» специалисты различных порой, даже далеких друг от друга дисциплин. Одновременно созданы условия для концентрации проблематики в рамках специальной научной дисциплины, которая позволяет уберечься от опасности «размазывания» специфики информационной культуры по разным сферам способствует достижению терминологической определенности, системности представлений и, в конечном счете, созданию стройной теории. Интеграция знания свидетельствует о выходе на новую ступень, характеризующуюся процессом концептуального взаимодействия наук, результатом которого должны стать наиболее общие теоретические схемы исследуемой реальности. Становится актуальным вопрос о становлении особой научной дисциплины, то есть нового научного пространства, в границах которого информационная культура выступает как целостность, а не простая совокупность частностей. Имеется в наличии система факторов, определяющих необходимость специальной научной дисциплины со своей атрибутикой: наличие объекта, выход проблематики за пределы одной какой-либо науки; очевидная пересекаемость проблемных полей; масштабность феномена, проникновение его во все сферы жизнедеятельности человека; обширность фактографического знания, нуждающегося в обобщении именно в контексте информационной культуры, ее сущности и специфики. Анализ сложившейся к настоящему времени конкретной научной ситуации свидетельствует о том, что мы находимся у истоков формирования новой парадигмы в изучении информационной культуры. Научные парадигмы рождаются, как правило, в двух случаях: с обнаружением принципиально новых реальностей (в случае с ин- формационной культурой - это очевидный факт), и выявлением возможностей новых интерпретаций уже известных факторов (интерпретаций заявлено достаточно много и в не меньшем объеме возможно их появление в будущем). Новая парадигма формирует, прежде всего, более перспективные, то есть ведущие вперед, дающие новое знание на пути анализа. Модель постановки проблемы «наука об информационной культуре» включает следующие структурные элементы: представление об объекте, его морфология, определение основных понятий. Формирующуюся научную дисциплину об информационной культуре можно обозначить как информационную культурологию (или инфокулътурологию). Методология науки не обходит вниманием значительную роль «словотворчества» в науке. Словосочетание «информационная культура» породило целое научное направление, которое только теперь, через несколько лет развития, начинает получать концептуальное осмысление. В качестве исходной методологической предпосылки при этом выступает положение о том, что ведущим концептом в системе «информация -культура» предстает «культура», а «информация» выполняет функцию уточняющей характеристики. Такой подход делает акцент на «человеческой» сущности проблематики информационной культуры, подчеркивающий, что она связана с человеком в информационной среде. Равным образом можно задаться, например, вопросом: «компьютерная этика» - это компьютерная или человеческая проблема? Ответ однозначен: это проблема человека в компьютерном мире. Понятие «информация» в словосочетании «информационная культура» носит аспектологический характер по отношению к понятию «культура». Их перестановка привела бы к переакцентировке значений («культурная информация») и к обессмыслению явления, кб-торое было обозначено первоначально в соответствии со вполне определенным замыслом. Ядерное положение концепта «культура» имеет следствием признание культурологического подхода в качестве центрального методологического принципа. Инфокултурология предстает как научная дисциплина, возникающая на стыке двух наук: информатики и культурологии. Их интеграция и взаимодействие обнаруживаются по разным направлениям. Одно из важнейших - концептуальное взаимодействие. В их основе - три концептуальные схемы: «человек - информация»; «человек - культура»; «информация - культура». Междисциплинарная ситуация возникает при заимствовании идей: в центре - человек, культура информационна, суть информации - в трансляции культуры. Второе направление взаимодействия - методологическое, когда информационные методы получают реализацию в культурологии, а культурологические - в информационных науках. В качестве результата интегративных тенденций выступает обогащение взаимодействующих наук. В данном случае культурологический метод становится ведущим звеном в построении инфокультурологии, элементом, генерирующим новые идеи. Как известно, метод строит процесс познания, и каждый новый метод, будучи включен в арсенал той или иной дисциплины, сразу же «наделяет» ее объект новыми структурно-функциональными свойствами. До настоящего времени в изучении информационной культуры доминирует информационный подход: она рассматривается как часть, способ, средство информационной деятельности. Обозначение культуроцентристской парадигмы в инфокультурологии требует, прежде всего, соответствующего взгляда на сам объект научной дисциплины. Понятие «информационная культура», как и многие другие общие понятия, трудно поддается краткому и однозначному определению. Как правило, попытки выявить сущность информационной культуры связаны с достаточно широким пониманием данного явления и акцентированием какой-то одной грани. Чаще всего эта грань - информационная. В ряде работ акцентируется и качественно-оценочный аспект в понимании информационной культуры, которая предстает как качественная характеристика прежде всего жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации. Рассматривается и проблема информационной культуры личности, которая приобретает культурологическую окраску, поскольку четко связана с исследованием процесса гармонизации внутреннего мира человека в ходе освоения всего объема социальной информации. Было бы ошибочно исключать возникновение иных трактовок информационной культуры в будущем. Однако сегодняшний день нам предлагает совершенно определенно две исходные платформы: информационную и культурологическую (деятельностный подход не противоречит обеим позициям). Учитывая законы диалектического взаимодействия «всего со всем», можно было бы и не ставить вопрос конфронтационного свойства «или - или», и сразу ответить: «и то, и другое». Но речь идет о приоритетах того или другого, которые изменяют и проблемное исследовательское поле, и взгляд на него исследователя. А в этом случае выбор исходного момента получает роль серьезного методологического фактора. Признавая правомерность введения нового понятия и повышения роли информации в формировании человека и его взглядов на жизнь в условиях расширения сферы действия новых информационных (в первую очередь - электронных) технологий, вряд ли было бы правомерным абсолютизировать одну сторону (хотя и важную) в сложном процессе, которым является становление духовной структуры личности. Не менее доказательно, чем это делается по отношению к информационному подходу, можно утверждать, что именно культурная доминанта (целостное мировоззрение, разного рода ценности, правовые нормы и т.д.) способна стать тем интегративным стержнем, который объединит и гармонизирует все компоненты современного общества. Концептуальное осмысление объектной сферы инфокультурологии уже происходит, и это главнейшая методологическая задача. Известно, что любая научная дисциплина, прежде всего, включает описание объекта (его сущности, функций, морфологии), а затем уже фиксацию методов изучения этого объекта, рефлексию науки, способы практической реализации знания. Тем самым обозначаются два контура в построении инфокультурологии: объектно-фактологический и теоретико-методологический. Информационная культура рассматривается преимущественно с информационной стороны потому, что информация как сведения, знания о чем-либо (в бытийном понимании) представляет наибо- лее предметную, как бы осязаемую часть объекта. Но в каждом объекте заключен и субъектный компонент, представленный взаимодействующим с ним человеком. Если в классической традиции утверждалась беееубъектность объекта, то теперь можно говорить об усилении субъективности в объекте. Собственно, в объекте библиографии - системах «книга - читатель», «документ - потребитель» субъектный фактор также присутствует. На наш взгляд, методологически перспективным будет введение в теорию информационной культурологии понятия «информационная личность» (по аналогии, например, с понятием «языковая личность» и «культурная личность»). Смысл этого понятия заключается в выделении всего комплекса проблем, раскрывавших взаимоотношения человека с информацией. Данный термин достаточно удобен для краткого обозначения человека, взаимодействующего с информацией в сфере производства, сохранения, распространения, потребления последней. В последующем он может рационализировать определения некоторых понятий инфокульторологии.Информационная личность предполагает формирование особых качественных характеристик, знаний и умений, которые в совокупности можно обозначить как информационные качества личности. Для представления информационной культуры как объекта научного исследования важно понять, что онтологически она собой представляет, какие единицы ее презентируют. На данном этапе характерными выступают две черты информационной культуры: многоликость и экспансионизм. Обе они взаимосвязаны. Многоли-кость выражается в том, что она включает в себя и культурные (интеллектуальные, эстетические, этические) нормы, и информационные компоненты (информационные ресурсы, способы их освоения) и педагогические (методика взаимодействия с источниками информации), и психологические, и аксиологические и др. Экспансионизм проявляется в научных исследованиях: в расширении проблемного поля, постановке множества задач, включении все новых и новых ракурсов рассмотрения одних и тех же проблем. Это выражается в стремлении расширить в разумных пределах границы науки за счет соединения дисциплин (по аналогии с биохимией, социолингвистикой и т.д.), за счет «захвата» новых объектов знания (культурология), выхода в смежные и несмежные дисциплины. Экспансия выявляется и в расширении эмпирической базы, разрастании границ отдельных, выделяющихся внутри областей, использовании знаний из других наук. Все это имеет следствием определенную размытость границ исследовательского поля и соответствующей ему науки, полемику вокруг того, что же составляет ее объект. Ситуация инициирует потребность определить «ядерную зону», выступающую конкретным объектом специальной науки, и периферийные области, которые могут быть отнесены к пространству взаимодействия с другими науками. В методологическом плане обязательной процедурой должно стать вычленение элементарной единицы анализа информационной культуры. Для культуры в целом в качестве таковой выделяется «факт (или явление) культуры», или «культурное явление». Этим понятием охватываются явления разной степени общности. В культурологии к фактам культуры относятся факты, представляющие собой либо правило, либо прецедент. Они должны быть значимыми для будущей деятельности, обладать цикличностью, своим хронотопом, то есть местом и временем. «Культурное явление» понимают как явление, значимое для человека. Оценка, ценностное отношение выступают тем «элементарным» актом, который выделяет феномен культуры. Информационное культурное явление более конкретно и содержит в себе как бы два плана. Оно не просто значимо для человека, оно несет в себе вполне определенную ценностную направленность. Его можно определить как явление культуры, содержащее значимую для человека информацию. В соответствии с этим объектную сферу информационной культуры можно представить как взаимодействие двух элементов: информационной личности и явления культуры, представляющего информационную ценность. Особенность культурологического подхода к информационной культуре связана с постановкой в центр рассмотрения «явлений культуры», а не просто «информационного факта», точнее - явления культуры как информационного факта. Date: 2015-08-24; view: 988; Нарушение авторских прав |