Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационная культура





 

Особенности библиографической записи, библиотечно-библиографической классификации знаний и документов, стратегий биб­лиографического поиска, методики составления библиографических пособий требуют соответствующего обучения потребителей инфор­мации. В связи с этим традиционным в библиографоведении стал раздел, посвященный формам и методам библиографического обу­чения, формированию библиографической грамотности. Существует прямая зависимость между библиографической культурой людей и их способностью эффективно использовать информационные источ­ники. В настоящее время данная проблема актуализировалась в связи с усложнением информационной среды, включением в неё компьютерных технологий.Так называемая «пропаганда библиотечно-библиографических знаний», культивировавшаяся ранее в библиотеках, переросла в процесс освоения новых информацион­ных технологий.

Наблюдение за поиском пользователями в Интернет-клубах, сервисных центрах, в школах, вузах показывает, что большинство из них не умеет использовать все средства навигации в среде Ин­тернет, поисковые системы, каталоги, порталы. Чаще всего прово­дится поиск на основе 1 - 2 ключевых слов, запросы редко изменяются. Как правило, пользователи ограничиваются просмот­ром нескольких первых документов, выделенных поисковой систе­мой по запросу. Редко применяются функции расширенного поиска по фразе, поиск по ключевым словам, соединенным булевыми опе­раторами, а тем более операторы расстояния, усечения, синонимы и другие средства. При этом лишь некоторые пользователи обра­щаются к справочным страницам с целью самостоятельного обу­чения.

В начале 90-х годов в литературе появился термин «информаци­онная культура». Ряд научных конференций, вышедших из печати сборников, посвященных осмыслению и всестороннему раскрытию нового понятия, сделали необходимым рассуждать об информаци­онной культуре как фундаментальном общественном явлении интегративного характера.

По интенсивности изучения данная проблема не может срав­ниться ни с какой другой: только коллективных сборников за 1993-2003 годы издано более десяти, защищены докторские и кандидатские диссертации.

Одновременно с пространственно-количественными характери­стиками расширяется аспектология исследований. Не претендуя на ее всестороннее отражение, важно отметить хотя бы основные: общие вопросы теории и практики информатизации и информацион­ной культуры; информационные технологии в системе информаци­онной культуры общества и личности; информационные аспекты гуманитарного образования; психолого-педагогические проблемы формирования информационной культуры личности; информацион­ные проблемы художественной культуры и художественного обра­зования.

Объективным условием привлечения внимания к информацион­ной культуре явилась укорененность множества процессов, кото­рые могут быть отнесены к данному явлению, в различных сферах практики: библиотечной, библиографической, информационной, об­разовательной, социально-культурной и др. В соответствии с этим научные исследования имеют не только теоретический интерес, что само по себе важно с точки зрения развития науки, но и приобрета­ют практическую значимость, стимулируя развитие соответству­ющих областей деятельности.

Аспектологический подход к изучению комплексной, междис­циплинарной проблемы демонстрирует свою методологическую эффективность. Нельзя не подчеркнуть при этом исключительно важную организационную и интеллектуально-мобилизующую роль Отделения информационной культуры Международной академии информатизации (1993 год) и его основателя, известного специали­ста в сфере гуманитарного знания Ю.С. Зубова. Большой вклад в становление этого научного направления внесли публикации И.М. Андреевой, С.Г. Антоновой, Н.И. Гендиной, И.И. Горловой, Г.А. Голицина, А.А. Гречихина, Н.Б. Зиновьевой, Ю.С. Зубова, Н.А. Коряковцевой, А.С. Кочеуловой, И.Г. Моргенштерна, В.М. Петро­ва, В.А. Фокеева, Н.Г. Хангельдиевой, А.Ю. Шрейдера и других. Активность ученых подтверждает, что разработка проблемы информационной культуры отвечает глубинным потребностям со­временной жизни. Они связаны с последствиями перемен, происхо­дящих в экономике и социокультурном развитии страны, возникновением новых факторов, воздействующих на человека и определяющих смыслы его жизни, деятельности и поведения. В новых условиях наблюдается парадигмальный сдвиг в научных ис­следованиях от экономоцетризма к антропоцентризму, суть которо­го заключается в том, что именно человек становится центром деятельного осмысления современного общественного развития. Вместе с тем, на современном этапе изучения информационной культуры становится все более очевидным, что в исследовании проблемы необходим выход на новый уровень, актуализирующий методологические аспекты. Прогрессирующая фрагментарность, специализированная узость подходов размывает объект, лишает его целостности и качественной определенности. Широкое представ­ление исследуемого объекта, сыгравшее, безусловно, плодотвор­ную роль на начальном этапе, демонстрирует и свои негативы. Насколько всеобъемлющи понятия «информация» и «культура», настолько не ограниченным ничем предстает и производное от них понятие «информационная культура».


Целесообразно обратить внимание на некоторую парадоксаль­ность возникновения и дальнейшего развития рассматриваемого феномена. Родился он в недрах библиографоведения, на самом его пограничье, интуитивно связывался первоначально со смыслом, близким к бытийному пониманию как «культура потребления ин­формации», за которым простирается огромное пространство тра­диции «пропаганды библиотечно-библиографических знаний». Библиографоведение по природе своей - междисциплинарная науч­ная дисциплина, обнаруживающая общность проблематики со все­ми без исключения гуманитарными науками. Этот факт не должен удивлять, поскольку у истоков библиографической деятельности об­наруживается «человек познающий», открывающий сущностные, истинно человеческие начала, стремление к возвышению духа и развитию.

В течение 90-х гг. произошло оформление нового объекта ис­следования и соответствующей ему новой научной дисциплины. Изначальный смысл понятия «информационная культура» обогатил­ся в своих значениях, соприкасаясь с понятийными системами раз­личных наук. Предпринятый «мозговой штурм» проблемы обнаружил мощные напластования смыслов, источники которых лежат за пределами тех научных дисциплин, в которых бытует обо­значенный термин, в том числе за пределами библиографоведения.

Приходится констатировать ситуацию, когда явление обозначе­но как предмет исследования и достаточно активно изучается с позиций различных наук - философии, социологии, психологии, ин­форматики, библиотековедения, библиографоведения, семиотики, лингвистики, истории и т.д. Тем самым предоставлено обширное исследовательское поле, на котором находят свои «участки для возделывания» специалисты различных порой, даже далеких друг от друга дисциплин. Одновременно созданы условия для концент­рации проблематики в рамках специальной научной дисциплины, которая позволяет уберечься от опасности «размазывания» специ­фики информационной культуры по разным сферам способствует достижению терминологической определенности, системности пред­ставлений и, в конечном счете, созданию стройной теории. Интег­рация знания свидетельствует о выходе на новую ступень, характеризующуюся процессом концептуального взаимодействия наук, результатом которого должны стать наиболее общие теоре­тические схемы исследуемой реальности.

Становится актуальным вопрос о становлении особой научной дисциплины, то есть нового научного пространства, в границах ко­торого информационная культура выступает как целостность, а не простая совокупность частностей. Имеется в наличии система факторов, определяющих необходимость специальной научной дис­циплины со своей атрибутикой: наличие объекта, выход проблема­тики за пределы одной какой-либо науки; очевидная пересекаемость проблемных полей; масштабность феномена, проникновение его во все сферы жизнедеятельности человека; обширность фактографи­ческого знания, нуждающегося в обобщении именно в контексте информационной культуры, ее сущности и специфики.


Анализ сложившейся к настоящему времени конкретной науч­ной ситуации свидетельствует о том, что мы находимся у истоков формирования новой парадигмы в изучении информационной куль­туры.

Научные парадигмы рождаются, как правило, в двух случаях: с обнаружением принципиально новых реальностей (в случае с ин-

формационной культурой - это очевидный факт), и выявлением воз­можностей новых интерпретаций уже известных факторов (интер­претаций заявлено достаточно много и в не меньшем объеме возможно их появление в будущем). Новая парадигма формирует, прежде всего, более перспективные, то есть ведущие вперед, даю­щие новое знание на пути анализа.

Модель постановки проблемы «наука об информационной куль­туре» включает следующие структурные элементы: представле­ние об объекте, его морфология, определение основных понятий.

Формирующуюся научную дисциплину об информационной культуре можно обозначить как информационную культуро­логию (или инфокулътурологию). Методология науки не обходит вниманием значительную роль «словотворчества» в науке. Слово­сочетание «информационная культура» породило целое научное на­правление, которое только теперь, через несколько лет развития, начинает получать концептуальное осмысление. В качестве исход­ной методологической предпосылки при этом выступает положе­ние о том, что ведущим концептом в системе «информация -культура» предстает «культура», а «информация» выполняет функ­цию уточняющей характеристики. Такой подход делает акцент на «человеческой» сущности проблематики информационной культу­ры, подчеркивающий, что она связана с человеком в информацион­ной среде. Равным образом можно задаться, например, вопросом: «компьютерная этика» - это компьютерная или человеческая про­блема? Ответ однозначен: это проблема человека в компьютер­ном мире.

Понятие «информация» в словосочетании «информационная куль­тура» носит аспектологический характер по отношению к понятию «культура». Их перестановка привела бы к переакцентировке зна­чений («культурная информация») и к обессмыслению явления, кб-торое было обозначено первоначально в соответствии со вполне определенным замыслом. Ядерное положение концепта «культура» имеет следствием признание культурологического подхода в каче­стве центрального методологического принципа.

Инфокултурология предстает как научная дисциплина, возни­кающая на стыке двух наук: информатики и культурологии. Их интеграция и взаимодействие обнаруживаются по разным направле­ниям. Одно из важнейших - концептуальное взаимодействие. В их основе - три концептуальные схемы: «человек - информация»; «че­ловек - культура»; «информация - культура». Междисциплинарная ситуация возникает при заимствовании идей: в центре - человек, культура информационна, суть информации - в трансляции культу­ры. Второе направление взаимодействия - методологическое, ког­да информационные методы получают реализацию в культурологии, а культурологические - в информационных науках. В качестве ре­зультата интегративных тенденций выступает обогащение взаимо­действующих наук. В данном случае культурологический метод становится ведущим звеном в построении инфокультурологии, эле­ментом, генерирующим новые идеи. Как известно, метод строит процесс познания, и каждый новый метод, будучи включен в арсе­нал той или иной дисциплины, сразу же «наделяет» ее объект новы­ми структурно-функциональными свойствами. До настоящего времени в изучении информационной культуры доминирует инфор­мационный подход: она рассматривается как часть, способ, сред­ство информационной деятельности. Обозначение культуроцентристской парадигмы в инфокультурологии требует, прежде всего, соответствующего взгляда на сам объект научной дисциплины.


Понятие «информационная культура», как и многие другие об­щие понятия, трудно поддается краткому и однозначному опреде­лению. Как правило, попытки выявить сущность информационной культуры связаны с достаточно широким пониманием данного яв­ления и акцентированием какой-то одной грани. Чаще всего эта грань - информационная.

В ряде работ акцентируется и качественно-оценочный аспект в понимании информационной культуры, которая предстает как каче­ственная характеристика прежде всего жизнедеятельности чело­века в области получения, передачи, хранения и использования информации.

Рассматривается и проблема информационной культуры лично­сти, которая приобретает культурологическую окраску, поскольку четко связана с исследованием процесса гармонизации внутреннего мира человека в ходе освоения всего объема социальной инфор­мации.

Было бы ошибочно исключать возникновение иных трактовок информационной культуры в будущем. Однако сегодняшний день нам предлагает совершенно определенно две исходные платфор­мы: информационную и культурологическую (деятельностный под­ход не противоречит обеим позициям). Учитывая законы диалектического взаимодействия «всего со всем», можно было бы и не ставить вопрос конфронтационного свойства «или - или», и сра­зу ответить: «и то, и другое». Но речь идет о приоритетах того или другого, которые изменяют и проблемное исследовательское поле, и взгляд на него исследователя. А в этом случае выбор исходного момента получает роль серьезного методологического фактора.

Признавая правомерность введения нового понятия и повыше­ния роли информации в формировании человека и его взглядов на жизнь в условиях расширения сферы действия новых информаци­онных (в первую очередь - электронных) технологий, вряд ли было бы правомерным абсолютизировать одну сторону (хотя и важную) в сложном процессе, которым является становление духовной струк­туры личности. Не менее доказательно, чем это делается по отно­шению к информационному подходу, можно утверждать, что именно культурная доминанта (целостное мировоззрение, разного рода цен­ности, правовые нормы и т.д.) способна стать тем интегративным стержнем, который объединит и гармонизирует все компоненты современного общества.

Концептуальное осмысление объектной сферы инфокультурологии уже происходит, и это главнейшая методологическая задача. Известно, что любая научная дисциплина, прежде всего, включает описание объекта (его сущности, функций, морфологии), а затем уже фиксацию методов изучения этого объекта, рефлексию науки, способы практической реализации знания. Тем самым обознача­ются два контура в построении инфокультурологии: объектно-фак­тологический и теоретико-методологический.

Информационная культура рассматривается преимущественно с информационной стороны потому, что информация как сведения, знания о чем-либо (в бытийном понимании) представляет наибо-

лее предметную, как бы осязаемую часть объекта. Но в каждом объекте заключен и субъектный компонент, представленный взаи­модействующим с ним человеком. Если в классической традиции утверждалась беееубъектность объекта, то теперь можно говорить об усилении субъективности в объекте. Собственно, в объекте биб­лиографии - системах «книга - читатель», «документ - потреби­тель» субъектный фактор также присутствует.

На наш взгляд, методологически перспективным будет введе­ние в теорию информационной культурологии понятия «информаци­онная личность» (по аналогии, например, с понятием «языковая личность» и «культурная личность»). Смысл этого понятия заклю­чается в выделении всего комплекса проблем, раскрывавших вза­имоотношения человека с информацией. Данный термин достаточно удобен для краткого обозначения человека, взаимодействующего с информацией в сфере производства, сохранения, распростране­ния, потребления последней. В последующем он может рационали­зировать определения некоторых понятий инфокульторологии.Информационная личность предполагает формирование особых качественных характеристик, знаний и умений, которые в совокуп­ности можно обозначить как информационные качества личности.

Для представления информационной культуры как объекта на­учного исследования важно понять, что онтологически она собой представляет, какие единицы ее презентируют. На данном этапе характерными выступают две черты информационной культуры: многоликость и экспансионизм. Обе они взаимосвязаны. Многоли-кость выражается в том, что она включает в себя и культурные (интеллектуальные, эстетические, этические) нормы, и информа­ционные компоненты (информационные ресурсы, способы их осво­ения) и педагогические (методика взаимодействия с источниками информации), и психологические, и аксиологические и др. Экспан­сионизм проявляется в научных исследованиях: в расширении про­блемного поля, постановке множества задач, включении все новых и новых ракурсов рассмотрения одних и тех же проблем. Это вы­ражается в стремлении расширить в разумных пределах границы науки за счет соединения дисциплин (по аналогии с биохимией, со­циолингвистикой и т.д.), за счет «захвата» новых объектов знания (культурология), выхода в смежные и несмежные дисциплины. Эк­спансия выявляется и в расширении эмпирической базы, разраста­нии границ отдельных, выделяющихся внутри областей, использовании знаний из других наук. Все это имеет следствием определенную размытость границ исследовательского поля и со­ответствующей ему науки, полемику вокруг того, что же составля­ет ее объект. Ситуация инициирует потребность определить «ядерную зону», выступающую конкретным объектом специаль­ной науки, и периферийные области, которые могут быть отнесены к пространству взаимодействия с другими науками.

В методологическом плане обязательной процедурой должно стать вычленение элементарной единицы анализа информационной культуры. Для культуры в целом в качестве таковой выделяется «факт (или явление) культуры», или «культурное явление». Этим понятием охватываются явления разной степени общности. В куль­турологии к фактам культуры относятся факты, представляющие собой либо правило, либо прецедент. Они должны быть значимыми для будущей деятельности, обладать цикличностью, своим хроно­топом, то есть местом и временем. «Культурное явление» понима­ют как явление, значимое для человека. Оценка, ценностное отношение выступают тем «элементарным» актом, который выде­ляет феномен культуры. Информационное культурное явление более конкретно и содержит в себе как бы два плана. Оно не про­сто значимо для человека, оно несет в себе вполне определенную ценностную направленность. Его можно определить как явле­ние культуры, содержащее значимую для человека информа­цию. В соответствии с этим объектную сферу информационной культуры можно представить как взаимодействие двух эле­ментов: информационной личности и явления культуры, пред­ставляющего информационную ценность. Особенность культурологического подхода к информационной культуре связана с постановкой в центр рассмотрения «явлений культуры», а не про­сто «информационного факта», точнее - явления культуры как ин­формационного факта.







Date: 2015-08-24; view: 988; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию