Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика культурологического подхода к библиографии

БИБЛИОГРАФИЯ И КУЛЬТУРА

 

1. Библиография и ее социокультурный контекст

2. Библиография как элемент культуры

3. Специфика культурологического подхода к библиографии

4. Информационная культура

 

 

Библиография и ее социокультурный контекст

 

Для определения места библиографии в обществе важно ее кон­текстное рассмотрение, во взаимосвязи с системой социально-куль­турных процессов, в которую она включена и в пределах которой обнаруживает свою значимость. Содержание библиографичес­кой деятельности обусловливается спецификой целей и функций, которые в свою очередь уточняются только в контексте взаимо­связей библиографии и общества, библиографии и культуры.

Все множество внешних (социальных, внебиблиографических) факторов можно условно сгруппировать в ряд комплексов, позво­ляющих в обобщенном виде представить влияние социальной си­туации на развитие библиографии. При этом следует учесть, что их действие проявляется как по отношению к практической, так и по отношению к познавательной сферам.

Проследить взаимосвязи социальных факторов библиографии в реальной жизни удается лишь при деятельностном осмыслении библиографии как системы с учетом включенных в нее компонен­тов: субъекта, целей, объекта, процессов, средств, результата. В соответствии с этим выделяются комплексы факторов детермина­ции библиографии: субъектные, целевые, объектные, процессные, факторы средств, результатные. Факторы первых двух комплексов (субъектные, целевые) носят преимущественно идеологический характер, поскольку связаны с сознанием субъекта деятельности; переориентацией общих целей, ставящихся в обществе; состояни­ем образования, определяющим готовность к конкретной профес­сиональной деятельности и т.д. Не исключая при этом материальных факторов (материальная среда определяет в существенной мере постановку целей деятельности), тем не менее следует признать их вторичность в данных комплексах и выдвижение на первый план на последующих этапах деятельности, когда осуществляется реа­лизация конкретных процессов с применением определенных средств для получения нужного результата.

Факторы идеологического порядка определяют мировоззрение субъекта деятельности. Мировоззрение библиографа - это систе­ма его отношений к миру, жизни, окружающим людям. В професси­ональном плане - это комплекс установок, взглядов на культурные ценности, позиция в их отборе и оценке по определенным критери­ям. Высшим принципом, которым он руководствуется в своей дея­тельности, выступает принцип сопоставления культуры и антикультуры. Способность в конкретных явлениях улавливать гра­ницу, разделяющую эти противоположности, дает библиографу мо­ральное право выполнять ориентирующие функции в мире документально фиксированного знания, проводить отбор и харак­теристику документов в соответствии с их ценностью и потребно­стями в них самых разных категорий читателей. Свободное развитие и максимально полное удовлетворение потребностей об­щества в информации и документах через утверждение подлинных ценностей культуры, - вот в чем истинно гуманистическая идеоло­гия развития библиографии.

Библиографическая деятельность не существует сама по себе, она осуществляется людьми, принадлежащими определенной куль­туре. Человек создает культуру, культура становится для него объек­том деятельности. Действуя внутри культуры, он одновременно ею формируется. Эта взаимообусловленность является настолько гло­бальной, что ее нельзя игнорировать при рассмотрении каких-то отдельных конкретных явлений библиографии.

Таким образом, социокультурный контекст библиографиивклю­чает в себя такой фактор, как философско-мировоззренческий.

В библиографической практике мировоззренческие установки опре­деляют критерии отбора и оценки духовных ценностей с целью их распространения. В библиографической науке они определяют под­ходы к библиографии как общественному явлению, ее конструиро­ванию, интерпретации на уровне различных научных теорий и рекомендаций прикладного характера. Они обусловливают форми­рование «парадигм», «программ», «направлений», «позиций», «на­учных школ». Научная школа - это сообщество ученых, действующих в рамках социокультурной среды. Школа обеспечи­вает определенную комфортность ученому, коллективизм действий, возможность всесторонней разработки проблемы. Но она и дикту­ет некоторые правила, которые могут стимулировать, а могут и тормозить творческий поиск, поскольку господствующая парадиг­ма (ведущая идея) обусловливает выбор проблем и позицию в их исследовании.

Библиография является феноменом культуры, ее специфичес­ким слоем. Она выявляет особенности породившей ее культуры.Такие проявления можно обнаружить и в содержании, и в методах.

Содержательно библиография - это зеркало культуры, она отражает лишь то, что в культуре достигнуто. Весь контекст куль­туры, составляющие его компоненты (идеологические установки, нравственные позиции, художественно-эстетические критерии, ма­териально-технические возможности) формируют количественные и качественные параметры библиографической деятельности (ее цели, характер процессов, методы, результаты). Библиографичес­кая продукция также вписывается в определенный социокультур­ный контекст. Но чтобы стать долговечной, она должна функционировать на разных исторических поворотах, для чего мо­мент ее интерпретации должен быть минимальным. Иными слова­ми, библиография, испытывая влияние культурного контекста, должна в определенной мере подниматься над ним. Впитывая в себя все достижения и веяния культуры, она вместе с тем не долж­на попадать «в плен» каких-то одних, временно преобладающих тенденций.

Библиография в практическом смысле может рассматриваться как комплекс специальных средств, используемых для определен­ных целей, в частности, для доведения ценностей культуры до чле­нов общества. Однажды возникнув, средство не исчезает, а лишь обретает новые контексты, новые смыслы и функции в обществе и культуре.

В первые послереволюционные (1917 г.) годы в условиях массо­вой неграмотности и борьбы за просвещение народа большое рас­пространение получили упрощенные по сути и форме библиографические средства: устные - беседы о книгах, обзоры как наиболее доступные «массам», а также так называемые «рексписки». Через них осуществлялась персонифицированная связь библиотекаря с читателем, чаще всего потенциальным. Упрощен­ные библиографические средства представляли упрощенную (ми­нимизированную) культуру.

Библиографические пособия более сложной структуры, распро­странившиеся и получившие приоритетное развитие в последую­щие годы, рассчитаны на косвенное, непрямое общение посредника-библиографа с читателем, дают большой простор для свободы действий в выборе и восприятии информации. В случае использования пособия возникает сложная полифония факторов воз­действия на читателя, создаваемая автором пособия, множествен­ностью источников информации, посредником-библиотекарем, советами друзей и знакомых.

С развитием компьютерной техники, позволяющей читателю обращаться к обширным базам данных, возможности идеологичес­кого и культурного монополизма еще более снижаются. Воздей­ствие может быть обнаружено главным образом через сложные социальные эффекты, способствующие смене ценностей и целей, через документы определенного рода. При этом влияние на эти параметры личности может быть как конструктивным, так и дест­руктивным, а чаще всего смешанным, поскольку утверждение но­вой системы ценностей происходит одновременно с ломкой устоявшихся стереотипов мышления и поведения.

Новые реалии, широкое внедрение экранной культуры приводят к изменению отношений человека и традиционных библиографических средств, трансформируют культуру общения читателя с книгой, создавая особый тип мышления и образования.

Комплекс факторов социально-культурного характера объеди­няется понятием «социокультурная среда». Эта среда отражает состояние различных общественных институтов (семьи, школы, учреждений культуры, системы профессиональной подготовки и т.д.) и возможности социализации личности в рамках этих институцио­нальных форм. В социокультурную сферу включены также инфор­мационные потоки, циркулирующие в социуме, которые в любом обществе выполняют функцию формирования сознания и устано­вок людей.

Сущностную основу функционирования и поддержания социокуль­турной среды на определенном уровне составляет система ценнос­тей, которая утверждается отчасти стихийно, а в определенной мере - осознанно. В обществе существует сложная система ценностей. Она не всегда осознается каждым отдельным человеком, но тем не менее определяет активность его действий в том или ином на­правлении.

Социокультурная среда при всей ее локализации в определен­ный исторический момент имеет протяженность во времени и про­странстве, что позволяет ее достаточно конкретно представить набором характеристик. Это означает, что в данный момент она несет в себе черты прошлого и задатки будущего. Специалистами предложен термин «культурное пространство», понимаемый в гео­графическом, прежде всего, смысле, поскольку им очерчиваются рамки культуры, о которой идет речь. Вместе с тем это и простран­ство, как множество отношений, обладающих общим свойством, которое отличает данное пространство от других.

Не менее значимым является представление о культурном про­странстве как о временной протяженности, «ауре», «атмосфере», в которой циркулируют ценности, обращающие культуру к истокам, традициям и вместе с тем вбирающие новые веяния. Культурное пространство предстает в ценностно-психологическом контексте, как система ценностей в определенных временных и пространствен­ных параметрах, как умонастроения, менталитет, общественные институты, сохраняющие и обеспечивающие функционирование ценностей.

Указанные факторы определяющим образом воздействуют на развитие библиографии, вместе с тем и она является составной частью социокультурной среды.

Библиография функционирует на основе принципов и закономерностей внутрисистемного характера. Она сама формирует факторы своего развития: материально-тех­ническую базу, персонал, цели деятельности, приоритеты и усло­вия. Нельзя не учитывать и феномен самоорганизации, обеспечивающий спонтанное возникновение различного рода упо­рядоченных структур в рамках библиографических систем. Таким образом, при всей важности внешних воздействий, основные дви­жущие силы заключены в самой библиографии. Но для эффектив­ной реализации возможностей этих сил необходимо их контекстное осмысление в соотношении с явлениями более общего порядка, с особенностями конкретных социально-культурных ситуаций.

 

Библиография как элемент культуры

 

Тема «Библиография и культура» относится к числу не доста­точно разработанных в научной литературе и не отраженных в учеб­ных материалах. Впервые она введена в программу для вузов лишь в 1990 году. Актуальность исследования проблемы взаимосвязей библиографии и культуры определяется рядом факторов, важней­шим из которых является ее неразработанность, необходимость обо­снования специфики культурологического подхода к библиографическим явлениям.

Мысль о том, что библиография принадлежит сфере культуры, может показаться тривиальной. Действительно, трудно возразить против того, что библиография само существование которой обус­ловлено потребностью человека ориентироваться в колоссальном богатстве знания, накопленного и постоянно умножаемого челове­чеством, может рассматриваться вне процесса развития культуры общества. Можно предположить, что именно благодаря органич­ности связей, укорененности библиографии в культуре эта пробле­ма не подвергалась специальному исследованию. Общность библиографии и культуры представлялась как бы сама собой разу­меющейся.

Вместе с тем библиография, как и любой другой достаточно сложный феномен общественной жизни, характеризуется универ­сальностью связей с миром, обусловленной вхождением в самые разные области человеческой деятельности. Способность к взаи­модействиям позволяет рассматривать ее в контексте самых раз­ных явлений - информации, документалистики, книжного дела, образования. Всякий раз при этом формируются новые подходы и концепции, открываются дополнительные возможности ее теоре­тического осмысления и практического развития.

Неверно было бы утверждать, что проблема взаимосвязей биб­лиографии и культуры до сих пор не интересовала исследователей. Напротив, ее трудно было бы избежать в любом случае, когда речь идет о документальных источниках (фактах культуры) и библио­графическом их отражении, о различных направлениях библиогра­фической деятельности, культурологическая сущность которой несомненна. Достаточно существен вклад представителей библио­графии художественно-эстетического комплекса, в круг исследо­ваний которых включаются самым непосредственным образом вопросы, связанные с отражением достижений культуры в библио­графии, формированием культуры личности библиографическими средствами.

С углублением интереса к теоретической проблема­тике в библиографоведении, стремлении выявить закономерности функционирования библиографии, ее обусловленности социальны­ми процессами предприняты попытки сформулировать культуроло­гическую концепцию библиографии относительно частных библиографических явлений (С.А. Трубников, Ю.С. Зубов, М.И. Давыдова). В 90-е годы культурологический подход к библиогра­фии начал активно развиваться в рамках проблематики информа­ционной культуры.

На современном этапе развития библиографической науки не­обходимы конструктивные подходы к анализу факторов, определяющих место библиографии в системе социальных явлений. В связи с этим становится особенно важным контекстное рассмотрение библиографии в плане ее зависимости от развития культуры; ана­лиза библиографии как подсистемы культуры и одного из механиз­мов ее функционирования; изучения взаимодействия библиографоведения и культурологии на уровне методов научного поиска; поиска возможностей культурологической подготовки биб­лиографов.

Анализ связей библиографии и культуры означает выявление трех основных моментов: того общего, что их объединяет; того специ­фического, что позволяет их рассматривать как вполне самостоя­тельные, качественно определенные и уникальные общественные явления; того синтезирующего, которое, соединяя общее со специ­фическим, создает плодотворную почву для их взаимодействия и взаимопроникновения. При этом следует признать сложность про­блемы, поскольку оба рассматриваемые явления многомерны, и понятия, отражающие их, не определены однозначно.

Во взглядах на культуру в литературе представлены различные точки зрения. Культура понимается как способ человеческой дея­тельности; как совокупность духовных ценностей, творческое на­чало в деятельности; как совокупность знаковых систем; как комплекс норм, образцов, эталонов осуществления той или иной деятельности.

Обозначенные концепции не противоречат друг другу и раскры­вают разные стороны одного явления. Они позволяют включить библиографию в культуру, представить ее частью, подсистемой, по-своему выполняющей функции культуры. Намечая связи такого рода, нельзя не отметить особо культурологические теории, в кото­рых выделен важный функциональный момент, связанный с насле­дованием человеческой деятельности через культуру. Наследование новыми поколениями сложившихся форм деятельности, которые закреплены в знании о мире, является условием существования общества. Каждый тип культуры создает свой тип трансляции, пе­редачи от поколения к поколению той суммы знаний и умений, кото­рая оформлена в действующую систему социальных институтов. Культура в связи с этим предстает как совокупность ненаследственной поведенческой информации, которую собирают, хранят и пере­дают от поколения к поколению. Такой подход к культуре особенно точно обнажает грани взаимодействия культуры и библиографии. Именно библиография несет в себе трансляционную нагрузку, «ра­ботает» в режиме накопления и распространения знания и челове­ческого опыта, в той или иной форме зафиксированного. Библиография - это коллективная память человеческого сообще­ства.

Культура, а вместе с ней и библиография, выступают в качестве средства общения поколений. В культуре нет разновременности, она всегда существует в настоящем, в котором общаются и диалогизируют все прошлые и будущие культуры. Эта мысль справедлива и по отношению к библиографии, поскольку суть ее связана с сохра­нением культуры прошлого, вводом ее в контекст настоящего, ори­ентацией в ней и созданием предпосылок для культуры будущего.

В аспекте библиографии представляет интерес диалогическая концепция культуры, в соответствии с которой любая культура - это живой процесс общительной связи, и этот процесс реализуется че­рез тексты. В тексте выражается деятельность, и благодаря ему она передается и усваивается.

Библиография, объект которой включает в себя документ, в ос­нове своей опирается на текст. В широком понимании текст - это специально организованное семиотическое образование, это не толь­ко средство передачи информации (какого-либо сообщения), но и форма существования информации, ибо только, будучи представ­ленной в тексте, - и никак иначе - она становится ощутимой, зри­мой. В процессах библиографической деятельности осуществляется переработка текстов, создание новых - библиографических мета-текстов, которые в сжатом, концентрированном виде выражают содержание текстов первичных.

В изучении культуры распространен также организационно-ин­ституциональный подход, когда имеется в виду система организа­ций и учреждений (институтов), выполняющих функции создания, хранения и распространения культурных ценностей. Институт по­нимается как социальная структура, связанная с необходимостью координации множества межиндивидуальных взаимодействий. К таким институтам относятся музеи, архивы, библиотеки, центры досуга, средства массовой информации. Библиографическая дея­тельность, осуществляемая в рамках названных структур, следо­вательно, может рассматриваться и в организационном аспекте, и в контексте ее дифференциации с учетом специфики каждого из институтов.

Таким образом, специфика культуры состоит в способности со­здавать, вбирать в себя, закреплять в виде знаний и произведений результаты деятельности поколений людей. Культура выражает тот аспект общественной жизни, который связан с преемственностью, накоплением ценностей, с их передачей будущим поколениям. Имен­но этот вектор развития культуры определяет общую направлен­ность функционирования библиографии.

Библиография в контексте культуры, то есть в контексте соуча­стия в развитии культуры, выступает в качестве средства форми­рования, развития, сохранения и наследования культуры, культурных ценностей разных времен и поколений.

Рассмотрение библиографии в аспекте ее компонентов и выде­ление на этой основе ведущих направлений ее реального существо­вания дают представление о ней как об области деятельности. Но эта деятельность реально осуществляется в сфере культуры.

Как отмечалось, практически все существующие концепции куль­туры дают возможность рассматривать библиографию в системе культуры. Наиболее продуктивно сопоставление этих феноменов на пути деятельностного подхода. В этом случае обнаруживаются общность целей, которые ставятся субъектом, общность объекта, процессов, средств и результата. Определяя цель библиографичес­кой деятельности как удовлетворение потребностей в информации и знании, надо отметить, что последние полностью располагаются в сфере потребностей культурологического порядка. Документ - это способ фиксирования (закрепления, сохранения) информации и, сле­довательно, способ сохранения и передачи человеческого знания о жизни. Знание выступает как бы связующим элементом между культурой и библиографией.

Функционирование человеческого знания может осуществлять­ся лишь посредством закрепления его в различного рода знаковых системах. Документ как объект библиографической деятельности - это своеобразная форма существования знания, представляющая собой свернутую запись видов социальной деятельности. Библио­графическая информация, создаваемая в процессе специфического оперирования документами, - это тоже определенная знаковая сис­тема, в экономной форме библиографических записей концентриру­ющая огромный мир знаний. Но в библиографической информации подвергается свертыванию уже не социальность, а само знание и те формы, в которые это знание заключено. В ней рационализиру­ются процессы сбережения и трансляции знания, что опознается и обнаруживается через специализированную систему библиографи­ческих записей. Эта запись несет в себе внутреннюю мотивацию.

Библиографическая запись - это фрагмент отражения реального мира документов и определенного смысла, заключенного в них. Она несет в себе содержание, которое должно быть воссоздано в со­знании воспринимающего. Это становится возможным в связи с наличием в обществе договора о способах обмена опытом обще­ния с миром, о средствах передачи сведений о документах через соответствующую систему знаков. При этом делается расчет на автоматизм воспроизводства и опознания, который формируется в процессе освоения культурного наследия через источники фикси­рованной информации. Путем практического знакомства с образ­цами традиционных элементов библиографической записи и их комбинаций в сознании и психике образуются и закрепляются со­ответствующие навыки распознавания.

В библиографической записи заключено несколько планов, кото­рые должен распознать реципиент: документ, план знаков, обобщен­ные образцы данной знаковой системы (образцы, эталоны) и замысел (или смысл), определяющий способы выражения документа.

Знак должен вызывать у воспринимающего определенные ас­социации. Этот ряд ассоциаций должен быть известен адресату, и тогда он будет восприниматься адекватно независимо от контек­ста, разворачиваться в восприятии читателя. Например, указание издательства в библиографическом описании выполняет не только поисковую функцию, но и позволяет судить о содержательных мо­ментах издания. Библиографическая знаковая система содержит не только прямую, но и косвенную информацию, которая подталки­вает творческую активность воспринимающего. Она дает возмож­ность благодаря инвариантности содержания знака обеспечить преемственность в передаче культурного наследия.

Таким образом, обусловленность культуры и библиографии об­наруживается через знаниевый компонент, который их связывает. Фиксируя вхождение библиографии в культуру как подсистему, мы отмечаем, что она вписывается в сложившийся тип культурной жизни, который содержит предпосылки ее существования.

Кроме того, система культурных ценностей включает в себя и ценности библиографического порядка. Библиография важна не только своей функциональной направленностью и возможностью служить обществу и культуре. Она самоценна как явление культу­ры. В рамках библиографической деятельности создается уникаль­ный продукт - библиографическое пособие. Это произведение культуры совершенно особого рода, создаваемое по своим зако­нам, соответствующее определенному типу культуры, отражающее современный ему уровень развития культуры. Как и любое другое произведение, оно воспринимается, оценивается, используется, изу­чается, сохраняется неопределенно долго и, возможно, когда-то исчезает или теряет свое значение.

Самоценность библиографии заключается также и в том, что она формирует субъекта - деятеля, обладающего своеобразными знаниями, умением, опытом; а также специальные институты, осу­ществляющие библиографическую деятельность, вырабатывающие специфические формы и методы деятельности, использующие со­вокупность определенных средств, среди которых важными явля­ются оригинальные, выработанные в недрах самой библиографии. Благодаря этим факторам библиография создает совершенно осо­бый и неповторимый слой в культуре. Он включает в себя специфи­ческий вид информации (библиографическую информацию), свою знаковую систему (библиографическую запись), своеобразный вид текстов (библиографический метатекст), особый тип произведе­ния культуры (библиографическое пособие), соответствующий род занятий (библиографическую профессию), особый вид знания (биб­лиографическое знание).

Культурологическая сущность библиографии обнаруживается и при рассмотрении пособий в процессуальном плане. В самом об­щем виде культура включает в себя систему культурных ценнос­тей, их производство, распространение и усвоение. Аналогичным образом предстают и библиографические процессы: производство библиографической информации, ее доведение до потребителей и использование. Специфика культуры состоит в способности созда­вать, вбирать в себя, закреплять в виде знаний и произведений ре­зультаты деятельности поколений людей. Тем самым все ее подсистемы имеют социорегулятивный характер и направлены на поддержание самой социальной системы. Библиография выражает тот аспект общественной жизни, который связан с преемственнос­тью, фиксированными способами функционирования знания, нали­чием ценностей и их передачей будущим поколениям. Культура включает в себя разные механизмы успешного выполнения своих социальных функций. Библиография - один из них.

В культуре как реальном социальном процессе действуют: субъект творчества, создающий произведения культуры; субъект потребления; субъект управления, организующий деятельность в этой сфере в рамках определенных институтов; субъект научной деятельности. Те же разновидности субъекта обнаруживаются и в библиографической деятельности, хотя имеются и различия, свя­занные с тем, что в библиографии творчество связано с созданием библиографической информации и библиографического знания, а творцы культуры (произведений) переносятся в объектную сферу, создавая в ней персонологический аспект библиографирования и библиографического обслуживания.

Данные обстоятельства позволяют сделать вывод. Библиогра­фия - это элемент (подсистема) культуры, предстающий как система хранения и трансляции от поколения к поколению человеческих знаний и умений и обеспечивающий сохранение и развитие цивилизации. Этот аспект представляет библиогра­фию в роли хранительницы специфической субкультуры, связанной с человеческим знанием, которое, как отмечалось, передается че­рез деятельность и знак. В этом качестве библиография рассмат­ривается как:

- специфический элемент культуры;

- специфический способ трансляции культуры от поколения к поколению;

- системно-организованное библиографическое знание.

На основе обозначенных признаков становится возможным пред­ставить библиографическую деятельность как область дея­тельности в сфере культуры, направленную на удовлетворение библиографическими средствами потребнос­тей в документально фиксированном знании с целью его со­хранения и трансляции от поколения к поколению.

Специфика культурологического подхода к библиографии

 

В основу данного подхода положена идея о полиморфности биб­лиографии, ее многообразии и единстве, ключевыми моментами которой являются, во-первых, представление библиографии как специфической области человеческой деятельности в единстве ее практической и познавательной сфер, со своими социальными ин­ститутами и системой организованного знания; во-вторых, призна­ние модуса библиографии как одного из важнейших способов отражения, хранения и трансляции культуры от поколения к поколе­нию и как одного из важнейших элементов культурного процесса.

Культурологическая концепция библиографии не сводится толь­ко к обоснованию принадлежности библиографии к культуре. Грани взаимодействия библиографии и культуры носят многоплановый и сложный характер. Культура создает необходимый фундамент для жизнедеятельности библиографии как социального инсти­тута. Система культурных традиций влияет как бы извне, обра­зуя основу формирования социальных отношений в рамках библиографической деятельности, соответствующих установок, общих для участников этой деятельности. В то же время культур­ные ценности являются и внутренним фактором развития библио­графии, поскольку они определяют уровень культуры деятельности, который предполагает наличие определенной совокупности навы­ков, умений, знаний библиографа, систему современных техноло­гий.

Культура оказывает воздействие и на содержание библиографи­ческой деятельности. Это осуществляется прежде всего в форме содержательного заимствования и переноса идей, тем, проблем из сферы искусства, морали, философии в библиографию. Эти идеи формируют познавательные потребности в информации и докумен­тах, а, следовательно, и выступают причиной возникновения в биб­лиографии соответствующих направлений деятельности.

Идеи разных областей культуры, зафиксированные в докумен­тах, становятся объектом библиографирования, распространения и использования в читательской среде. Вместе с тем наиболее фун­даментальные из них становятся основой теоретического переос­мысления библиографии как общественного явления. Имеются в виду идеи методологического характера. Они не предполагают пря­мой перенос концептов культуры в содержание библиографии. Ско­рее возможен и целесообразен опосредованный перенос на основе аналогии, в которой уподобляется не содержание, а подход, способ объяснения библиографической реальности. Влияние культуры на методологическую основу библиографии осуществляется прежде всего через категориальный аппарат, в котором фиксируется все устойчивое, наработанное практикой и осмысленное теоретически. Так, идеи культуры входят в библиографию: в качестве ее объекта и как средство ее методологического обоснования.

Наряду со всеобщими принципами и приемами исследования, вытекающими из ее философской ориентации, методология культу­ры охватывает большую группу методов, которые называют об­щенаучными. Предприняты попытки обоснования существа культурологического метода, и хотя эту задачу пока нельзя счи­тать решенной, выстраивая культурологическую концепцию биб­лиографии, невозможно обойти вопрос о том, каковы основные атрибуты культурологического подхода и насколько они эвристич-ны для библиографоведения.

В первую очередь считается необходимым включать в культу­рологическую концепцию любой науки как обязательное требова­ние рассмотрение социокультурного контекста в его современном состоянии и историческом развитии. Примени­тельно к библиографоведению это обозначает необходимость связывать отдельные библиографические явления с культурным раз­витием соответствующей эпохи.

К характеристикам культурологического метода культурологии относят: гуманитарную проблематизацию материала; сопоставле­ние анализируемой культуры и ее феноменов с другими культура­ми; описание ведущих культурологических идей, парадигм, структур; объяснение тенденций и особенностей изучаемого явления в кон­тексте культуры.

Исходным моментом при культурологическом подходе высту­пает тезис об определяющей роли культуры во всех социальных изменениях. В результате культурных трансформаций исчезают принципы прежней жизни, в поведении и деятельности людей ста­рые формы замещаются новыми.

Одним из аспектов культурологического метода выступает куль­турно-ситуационный анализ, который предполагает полный ана­лиз состояния информации и знаний по какому-либо вопросу человеческой деятельности, а также анализ информационно-куль­турной среды. Он отвечает на такие вопросы, как: «Какие знания и информация требуются для решения проблемы?» Или: «Какие со­циально-культурные факторы препятствуют решению данной про­блемы?» Эти ситуации, хотя их и множество, хотя каждая из них уникальна, могут быть объединены в определенные классы. Клас­сы могут быть охарактеризованы в терминах информационных по­требностей. Понятно, что такой анализ не может быть проведен раз и навсегда. Под влиянием определенных факторов меняются ситуации, что требует их нового исследования. Например, на пер­воначальном этапе проблема досуга молодежи в одном небольшом городе исследована в одном ракурсе. Через год появились новые факторы, и изменившаяся ситуация требует информационного ана­лиза с учетом этих факторов, иначе исследования не будет досто­верным и полным. Информационные потребности исследователей нуждаются в уточненной диагностике. Цель такого анализа - не ответы на все вопросы, а развитие методологии способов анализа аналогичных разнообразных ситуаций или меняющейся во времени ситуации. Такая методология в равной мере будет использоваться

и как операционное, исполнительное, и как научно-исследовательс­кое средство.

Выделяя специфику культурологического подхода, не приходит­ся забывать о том, что культура - это прежде всего творчество. Если основой культуры, ее исходной «клеточкой», единицей счита­ют произведение, то рядом всегда находится фигура творца. Чело­век - не только главный объект культуры, но и ее создатель. Культура нуждается в живой деятельности человека, которая придает ей смысл и значение.

Человеческий (или субъектный) план является одним из важ­нейших в культурологическом подходе к анализу любого явления. Рассмотрение библиографии в культурологической плоскости не­пременно выдвигает персонологический аспект. Поэтому куль­турологическая концепция библиографии - это наиболее очеловеченная концепция (по сравнению с информационной или документографической).

В библиографическую систему человек включен разным обра­зом. В объектной сфере - это автор документа, а также лицо, кото­рому документ посвящен. На этой основе производится в персонологическом плане библиографирование, и использование библиографических источников. Соответственно создается и ис­следовательское поле для разработки данного пласта в библиографоведении.

Помимо обозначенных моментов в это поле включаются субъек­ты библиографической практики (библиограф) и науки (библиографовед). Следует признать их недооцененность в современном библиографоведении. Авторы библиографических пособий, как пра­вило, начинают привлекать внимание исследователей лишь в тех случаях, когда они прочно вошли в историю библиографического процесса. Анализ текущего потока пособий проводится с позиций их содержания, соответствия потребностям времени, при полном отвлечении от личности автора.

Специфическим атрибутом культурологического подхода явля­ется аксиологический анализ исследуемых явлений, введение ка­тегорий «ценность» и «оценка». Впервые применительно к библиографии это сделано С.А. Трубниковым.

Ценность - это человеческое измерение вещей. Она обозначает положительную или отрицательную значимость объекта. Одни цен­ности носят предметный характер и составляют основу культурно­го наследия, другие ценности субъективны - это общественные установки и оценки, императивы, представления.

Ценности являются сущностной характеристикой всякой куль­туры. В ней всегда присутствует оценка и, прежде всего, оценка произведения, осмысление его места в обществе в соотнесении с эпохой; оценка личности творца, соответствующей творческой шко­лы.

Оценка документов, осуществляемая в библиографическом про­цессе, зависит от трех групп факторов. Первая связана с миром документов, подвергающимся интерпретации и сравнительному оцениванию. Здесь складываются и осознаются свои образы, эта­лоны, идеалы.

Вторая группа воздействий носит общесоциальный характер и связана с обусловленностью действий библиографа мировоззрен­ческими установками, нормами, правилами, принятыми в обществе, социальными интересами, которые формируют индивидуальные оценки. Именно здесь складывается система ценностей социума, формулируются критерии отнесения тех или иных явлений к разря­ду наиболее важных, полезных и предпочтительных в данное вре­мя.

Третья группа факторов, влияющих на оценку документов, свя­зана непосредственно с субъектом, его индивидуальной системой ценностей, взглядами, вкусами, психологическими и эстетически­ми характеристиками. Различные отношения библиографа к биб­лиографируемому документу отражают субъективные модальности (отношения). Они делятся на подклассы. Одни из них внешне обра­зуют модальность собственно оценки на уровне «хорошо» или «плохо». Другие представляют собой оттеночные оценочные высказывания, в которых выявляется модус «важности» («важно, что»), «нормативность положений вещей» («естественно...», «как и следовало ожидать...», «как правило»), «удивления» (в положитель­ном или негативном смысле), «странности» (негативный оттенок), «неопределенности» («возможно...») и др.

Оценочное отношение библиографа к документу направляет его действия не только в процессе характеристики документа. Оно не­явно участвует и в процессе отбора, которым всегда движетсрав­нительный анализ и предпочтение одних материалов другим.

Для оказания помощи в поиске нужной информации по конкрет­ным темам и проблемам, причем в ретроспективном режиме, биб­лиограф вынужден фрагментировать имеющиеся знания, а, следовательно, отбирать из многого нужное, оценивать документы по определенным критериям.

Разработана специальная методика измерения ценностного от­ношения человека к предметам и явлениям - так называемая «шкала оценок». Она облегчает вынесение суждений о степени выражен­ности комплексных признаков, представляя их в разной форме -числовой, вербальной или графической. Например, степень выра­женности интереса студентов к библиографической профессии мо­жет быть выявлена по ответам на вопрос «В какой мере Вас интересует будущая профессия?» с помощью следующей шкалы оценок: «очень сильно», «сильно», «средне», «слабо», «очень сла­бо».

Таким образом, культурологический подход к библиографии оз­начает рассмотрение библиографических явлений в контексте раз­вития общекультурной ситуации как на современном этапе, так и в историческом плане; исследование человеческого фактора в биб­лиографии; анализ аксиологического аспекта библиографии как спе­цифического для культуры; рассмотрение библиографии как механизма диалога, взаимодействия культур и личностей.


<== предыдущая | следующая ==>
Третий триместр беременности | Информационная культура

Date: 2015-08-24; view: 1332; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию