Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специфика культурологического подхода к библиографииБИБЛИОГРАФИЯ И КУЛЬТУРА
1. Библиография и ее социокультурный контекст 2. Библиография как элемент культуры 3. Специфика культурологического подхода к библиографии 4. Информационная культура
Библиография и ее социокультурный контекст
Для определения места библиографии в обществе важно ее контекстное рассмотрение, во взаимосвязи с системой социально-культурных процессов, в которую она включена и в пределах которой обнаруживает свою значимость. Содержание библиографической деятельности обусловливается спецификой целей и функций, которые в свою очередь уточняются только в контексте взаимосвязей библиографии и общества, библиографии и культуры. Все множество внешних (социальных, внебиблиографических) факторов можно условно сгруппировать в ряд комплексов, позволяющих в обобщенном виде представить влияние социальной ситуации на развитие библиографии. При этом следует учесть, что их действие проявляется как по отношению к практической, так и по отношению к познавательной сферам. Проследить взаимосвязи социальных факторов библиографии в реальной жизни удается лишь при деятельностном осмыслении библиографии как системы с учетом включенных в нее компонентов: субъекта, целей, объекта, процессов, средств, результата. В соответствии с этим выделяются комплексы факторов детерминации библиографии: субъектные, целевые, объектные, процессные, факторы средств, результатные. Факторы первых двух комплексов (субъектные, целевые) носят преимущественно идеологический характер, поскольку связаны с сознанием субъекта деятельности; переориентацией общих целей, ставящихся в обществе; состоянием образования, определяющим готовность к конкретной профессиональной деятельности и т.д. Не исключая при этом материальных факторов (материальная среда определяет в существенной мере постановку целей деятельности), тем не менее следует признать их вторичность в данных комплексах и выдвижение на первый план на последующих этапах деятельности, когда осуществляется реализация конкретных процессов с применением определенных средств для получения нужного результата. Факторы идеологического порядка определяют мировоззрение субъекта деятельности. Мировоззрение библиографа - это система его отношений к миру, жизни, окружающим людям. В профессиональном плане - это комплекс установок, взглядов на культурные ценности, позиция в их отборе и оценке по определенным критериям. Высшим принципом, которым он руководствуется в своей деятельности, выступает принцип сопоставления культуры и антикультуры. Способность в конкретных явлениях улавливать границу, разделяющую эти противоположности, дает библиографу моральное право выполнять ориентирующие функции в мире документально фиксированного знания, проводить отбор и характеристику документов в соответствии с их ценностью и потребностями в них самых разных категорий читателей. Свободное развитие и максимально полное удовлетворение потребностей общества в информации и документах через утверждение подлинных ценностей культуры, - вот в чем истинно гуманистическая идеология развития библиографии. Библиографическая деятельность не существует сама по себе, она осуществляется людьми, принадлежащими определенной культуре. Человек создает культуру, культура становится для него объектом деятельности. Действуя внутри культуры, он одновременно ею формируется. Эта взаимообусловленность является настолько глобальной, что ее нельзя игнорировать при рассмотрении каких-то отдельных конкретных явлений библиографии. Таким образом, социокультурный контекст библиографиивключает в себя такой фактор, как философско-мировоззренческий. В библиографической практике мировоззренческие установки определяют критерии отбора и оценки духовных ценностей с целью их распространения. В библиографической науке они определяют подходы к библиографии как общественному явлению, ее конструированию, интерпретации на уровне различных научных теорий и рекомендаций прикладного характера. Они обусловливают формирование «парадигм», «программ», «направлений», «позиций», «научных школ». Научная школа - это сообщество ученых, действующих в рамках социокультурной среды. Школа обеспечивает определенную комфортность ученому, коллективизм действий, возможность всесторонней разработки проблемы. Но она и диктует некоторые правила, которые могут стимулировать, а могут и тормозить творческий поиск, поскольку господствующая парадигма (ведущая идея) обусловливает выбор проблем и позицию в их исследовании. Библиография является феноменом культуры, ее специфическим слоем. Она выявляет особенности породившей ее культуры.Такие проявления можно обнаружить и в содержании, и в методах. Содержательно библиография - это зеркало культуры, она отражает лишь то, что в культуре достигнуто. Весь контекст культуры, составляющие его компоненты (идеологические установки, нравственные позиции, художественно-эстетические критерии, материально-технические возможности) формируют количественные и качественные параметры библиографической деятельности (ее цели, характер процессов, методы, результаты). Библиографическая продукция также вписывается в определенный социокультурный контекст. Но чтобы стать долговечной, она должна функционировать на разных исторических поворотах, для чего момент ее интерпретации должен быть минимальным. Иными словами, библиография, испытывая влияние культурного контекста, должна в определенной мере подниматься над ним. Впитывая в себя все достижения и веяния культуры, она вместе с тем не должна попадать «в плен» каких-то одних, временно преобладающих тенденций. Библиография в практическом смысле может рассматриваться как комплекс специальных средств, используемых для определенных целей, в частности, для доведения ценностей культуры до членов общества. Однажды возникнув, средство не исчезает, а лишь обретает новые контексты, новые смыслы и функции в обществе и культуре. В первые послереволюционные (1917 г.) годы в условиях массовой неграмотности и борьбы за просвещение народа большое распространение получили упрощенные по сути и форме библиографические средства: устные - беседы о книгах, обзоры как наиболее доступные «массам», а также так называемые «рексписки». Через них осуществлялась персонифицированная связь библиотекаря с читателем, чаще всего потенциальным. Упрощенные библиографические средства представляли упрощенную (минимизированную) культуру. Библиографические пособия более сложной структуры, распространившиеся и получившие приоритетное развитие в последующие годы, рассчитаны на косвенное, непрямое общение посредника-библиографа с читателем, дают большой простор для свободы действий в выборе и восприятии информации. В случае использования пособия возникает сложная полифония факторов воздействия на читателя, создаваемая автором пособия, множественностью источников информации, посредником-библиотекарем, советами друзей и знакомых. С развитием компьютерной техники, позволяющей читателю обращаться к обширным базам данных, возможности идеологического и культурного монополизма еще более снижаются. Воздействие может быть обнаружено главным образом через сложные социальные эффекты, способствующие смене ценностей и целей, через документы определенного рода. При этом влияние на эти параметры личности может быть как конструктивным, так и деструктивным, а чаще всего смешанным, поскольку утверждение новой системы ценностей происходит одновременно с ломкой устоявшихся стереотипов мышления и поведения. Новые реалии, широкое внедрение экранной культуры приводят к изменению отношений человека и традиционных библиографических средств, трансформируют культуру общения читателя с книгой, создавая особый тип мышления и образования. Комплекс факторов социально-культурного характера объединяется понятием «социокультурная среда». Эта среда отражает состояние различных общественных институтов (семьи, школы, учреждений культуры, системы профессиональной подготовки и т.д.) и возможности социализации личности в рамках этих институциональных форм. В социокультурную сферу включены также информационные потоки, циркулирующие в социуме, которые в любом обществе выполняют функцию формирования сознания и установок людей. Сущностную основу функционирования и поддержания социокультурной среды на определенном уровне составляет система ценностей, которая утверждается отчасти стихийно, а в определенной мере - осознанно. В обществе существует сложная система ценностей. Она не всегда осознается каждым отдельным человеком, но тем не менее определяет активность его действий в том или ином направлении. Социокультурная среда при всей ее локализации в определенный исторический момент имеет протяженность во времени и пространстве, что позволяет ее достаточно конкретно представить набором характеристик. Это означает, что в данный момент она несет в себе черты прошлого и задатки будущего. Специалистами предложен термин «культурное пространство», понимаемый в географическом, прежде всего, смысле, поскольку им очерчиваются рамки культуры, о которой идет речь. Вместе с тем это и пространство, как множество отношений, обладающих общим свойством, которое отличает данное пространство от других. Не менее значимым является представление о культурном пространстве как о временной протяженности, «ауре», «атмосфере», в которой циркулируют ценности, обращающие культуру к истокам, традициям и вместе с тем вбирающие новые веяния. Культурное пространство предстает в ценностно-психологическом контексте, как система ценностей в определенных временных и пространственных параметрах, как умонастроения, менталитет, общественные институты, сохраняющие и обеспечивающие функционирование ценностей. Указанные факторы определяющим образом воздействуют на развитие библиографии, вместе с тем и она является составной частью социокультурной среды. Библиография функционирует на основе принципов и закономерностей внутрисистемного характера. Она сама формирует факторы своего развития: материально-техническую базу, персонал, цели деятельности, приоритеты и условия. Нельзя не учитывать и феномен самоорганизации, обеспечивающий спонтанное возникновение различного рода упорядоченных структур в рамках библиографических систем. Таким образом, при всей важности внешних воздействий, основные движущие силы заключены в самой библиографии. Но для эффективной реализации возможностей этих сил необходимо их контекстное осмысление в соотношении с явлениями более общего порядка, с особенностями конкретных социально-культурных ситуаций.
Библиография как элемент культуры
Тема «Библиография и культура» относится к числу не достаточно разработанных в научной литературе и не отраженных в учебных материалах. Впервые она введена в программу для вузов лишь в 1990 году. Актуальность исследования проблемы взаимосвязей библиографии и культуры определяется рядом факторов, важнейшим из которых является ее неразработанность, необходимость обоснования специфики культурологического подхода к библиографическим явлениям. Мысль о том, что библиография принадлежит сфере культуры, может показаться тривиальной. Действительно, трудно возразить против того, что библиография само существование которой обусловлено потребностью человека ориентироваться в колоссальном богатстве знания, накопленного и постоянно умножаемого человечеством, может рассматриваться вне процесса развития культуры общества. Можно предположить, что именно благодаря органичности связей, укорененности библиографии в культуре эта проблема не подвергалась специальному исследованию. Общность библиографии и культуры представлялась как бы сама собой разумеющейся. Вместе с тем библиография, как и любой другой достаточно сложный феномен общественной жизни, характеризуется универсальностью связей с миром, обусловленной вхождением в самые разные области человеческой деятельности. Способность к взаимодействиям позволяет рассматривать ее в контексте самых разных явлений - информации, документалистики, книжного дела, образования. Всякий раз при этом формируются новые подходы и концепции, открываются дополнительные возможности ее теоретического осмысления и практического развития. Неверно было бы утверждать, что проблема взаимосвязей библиографии и культуры до сих пор не интересовала исследователей. Напротив, ее трудно было бы избежать в любом случае, когда речь идет о документальных источниках (фактах культуры) и библиографическом их отражении, о различных направлениях библиографической деятельности, культурологическая сущность которой несомненна. Достаточно существен вклад представителей библиографии художественно-эстетического комплекса, в круг исследований которых включаются самым непосредственным образом вопросы, связанные с отражением достижений культуры в библиографии, формированием культуры личности библиографическими средствами. С углублением интереса к теоретической проблематике в библиографоведении, стремлении выявить закономерности функционирования библиографии, ее обусловленности социальными процессами предприняты попытки сформулировать культурологическую концепцию библиографии относительно частных библиографических явлений (С.А. Трубников, Ю.С. Зубов, М.И. Давыдова). В 90-е годы культурологический подход к библиографии начал активно развиваться в рамках проблематики информационной культуры. На современном этапе развития библиографической науки необходимы конструктивные подходы к анализу факторов, определяющих место библиографии в системе социальных явлений. В связи с этим становится особенно важным контекстное рассмотрение библиографии в плане ее зависимости от развития культуры; анализа библиографии как подсистемы культуры и одного из механизмов ее функционирования; изучения взаимодействия библиографоведения и культурологии на уровне методов научного поиска; поиска возможностей культурологической подготовки библиографов. Анализ связей библиографии и культуры означает выявление трех основных моментов: того общего, что их объединяет; того специфического, что позволяет их рассматривать как вполне самостоятельные, качественно определенные и уникальные общественные явления; того синтезирующего, которое, соединяя общее со специфическим, создает плодотворную почву для их взаимодействия и взаимопроникновения. При этом следует признать сложность проблемы, поскольку оба рассматриваемые явления многомерны, и понятия, отражающие их, не определены однозначно. Во взглядах на культуру в литературе представлены различные точки зрения. Культура понимается как способ человеческой деятельности; как совокупность духовных ценностей, творческое начало в деятельности; как совокупность знаковых систем; как комплекс норм, образцов, эталонов осуществления той или иной деятельности. Обозначенные концепции не противоречат друг другу и раскрывают разные стороны одного явления. Они позволяют включить библиографию в культуру, представить ее частью, подсистемой, по-своему выполняющей функции культуры. Намечая связи такого рода, нельзя не отметить особо культурологические теории, в которых выделен важный функциональный момент, связанный с наследованием человеческой деятельности через культуру. Наследование новыми поколениями сложившихся форм деятельности, которые закреплены в знании о мире, является условием существования общества. Каждый тип культуры создает свой тип трансляции, передачи от поколения к поколению той суммы знаний и умений, которая оформлена в действующую систему социальных институтов. Культура в связи с этим предстает как совокупность ненаследственной поведенческой информации, которую собирают, хранят и передают от поколения к поколению. Такой подход к культуре особенно точно обнажает грани взаимодействия культуры и библиографии. Именно библиография несет в себе трансляционную нагрузку, «работает» в режиме накопления и распространения знания и человеческого опыта, в той или иной форме зафиксированного. Библиография - это коллективная память человеческого сообщества. Культура, а вместе с ней и библиография, выступают в качестве средства общения поколений. В культуре нет разновременности, она всегда существует в настоящем, в котором общаются и диалогизируют все прошлые и будущие культуры. Эта мысль справедлива и по отношению к библиографии, поскольку суть ее связана с сохранением культуры прошлого, вводом ее в контекст настоящего, ориентацией в ней и созданием предпосылок для культуры будущего. В аспекте библиографии представляет интерес диалогическая концепция культуры, в соответствии с которой любая культура - это живой процесс общительной связи, и этот процесс реализуется через тексты. В тексте выражается деятельность, и благодаря ему она передается и усваивается. Библиография, объект которой включает в себя документ, в основе своей опирается на текст. В широком понимании текст - это специально организованное семиотическое образование, это не только средство передачи информации (какого-либо сообщения), но и форма существования информации, ибо только, будучи представленной в тексте, - и никак иначе - она становится ощутимой, зримой. В процессах библиографической деятельности осуществляется переработка текстов, создание новых - библиографических мета-текстов, которые в сжатом, концентрированном виде выражают содержание текстов первичных. В изучении культуры распространен также организационно-институциональный подход, когда имеется в виду система организаций и учреждений (институтов), выполняющих функции создания, хранения и распространения культурных ценностей. Институт понимается как социальная структура, связанная с необходимостью координации множества межиндивидуальных взаимодействий. К таким институтам относятся музеи, архивы, библиотеки, центры досуга, средства массовой информации. Библиографическая деятельность, осуществляемая в рамках названных структур, следовательно, может рассматриваться и в организационном аспекте, и в контексте ее дифференциации с учетом специфики каждого из институтов. Таким образом, специфика культуры состоит в способности создавать, вбирать в себя, закреплять в виде знаний и произведений результаты деятельности поколений людей. Культура выражает тот аспект общественной жизни, который связан с преемственностью, накоплением ценностей, с их передачей будущим поколениям. Именно этот вектор развития культуры определяет общую направленность функционирования библиографии. Библиография в контексте культуры, то есть в контексте соучастия в развитии культуры, выступает в качестве средства формирования, развития, сохранения и наследования культуры, культурных ценностей разных времен и поколений. Рассмотрение библиографии в аспекте ее компонентов и выделение на этой основе ведущих направлений ее реального существования дают представление о ней как об области деятельности. Но эта деятельность реально осуществляется в сфере культуры. Как отмечалось, практически все существующие концепции культуры дают возможность рассматривать библиографию в системе культуры. Наиболее продуктивно сопоставление этих феноменов на пути деятельностного подхода. В этом случае обнаруживаются общность целей, которые ставятся субъектом, общность объекта, процессов, средств и результата. Определяя цель библиографической деятельности как удовлетворение потребностей в информации и знании, надо отметить, что последние полностью располагаются в сфере потребностей культурологического порядка. Документ - это способ фиксирования (закрепления, сохранения) информации и, следовательно, способ сохранения и передачи человеческого знания о жизни. Знание выступает как бы связующим элементом между культурой и библиографией. Функционирование человеческого знания может осуществляться лишь посредством закрепления его в различного рода знаковых системах. Документ как объект библиографической деятельности - это своеобразная форма существования знания, представляющая собой свернутую запись видов социальной деятельности. Библиографическая информация, создаваемая в процессе специфического оперирования документами, - это тоже определенная знаковая система, в экономной форме библиографических записей концентрирующая огромный мир знаний. Но в библиографической информации подвергается свертыванию уже не социальность, а само знание и те формы, в которые это знание заключено. В ней рационализируются процессы сбережения и трансляции знания, что опознается и обнаруживается через специализированную систему библиографических записей. Эта запись несет в себе внутреннюю мотивацию. Библиографическая запись - это фрагмент отражения реального мира документов и определенного смысла, заключенного в них. Она несет в себе содержание, которое должно быть воссоздано в сознании воспринимающего. Это становится возможным в связи с наличием в обществе договора о способах обмена опытом общения с миром, о средствах передачи сведений о документах через соответствующую систему знаков. При этом делается расчет на автоматизм воспроизводства и опознания, который формируется в процессе освоения культурного наследия через источники фиксированной информации. Путем практического знакомства с образцами традиционных элементов библиографической записи и их комбинаций в сознании и психике образуются и закрепляются соответствующие навыки распознавания. В библиографической записи заключено несколько планов, которые должен распознать реципиент: документ, план знаков, обобщенные образцы данной знаковой системы (образцы, эталоны) и замысел (или смысл), определяющий способы выражения документа. Знак должен вызывать у воспринимающего определенные ассоциации. Этот ряд ассоциаций должен быть известен адресату, и тогда он будет восприниматься адекватно независимо от контекста, разворачиваться в восприятии читателя. Например, указание издательства в библиографическом описании выполняет не только поисковую функцию, но и позволяет судить о содержательных моментах издания. Библиографическая знаковая система содержит не только прямую, но и косвенную информацию, которая подталкивает творческую активность воспринимающего. Она дает возможность благодаря инвариантности содержания знака обеспечить преемственность в передаче культурного наследия. Таким образом, обусловленность культуры и библиографии обнаруживается через знаниевый компонент, который их связывает. Фиксируя вхождение библиографии в культуру как подсистему, мы отмечаем, что она вписывается в сложившийся тип культурной жизни, который содержит предпосылки ее существования. Кроме того, система культурных ценностей включает в себя и ценности библиографического порядка. Библиография важна не только своей функциональной направленностью и возможностью служить обществу и культуре. Она самоценна как явление культуры. В рамках библиографической деятельности создается уникальный продукт - библиографическое пособие. Это произведение культуры совершенно особого рода, создаваемое по своим законам, соответствующее определенному типу культуры, отражающее современный ему уровень развития культуры. Как и любое другое произведение, оно воспринимается, оценивается, используется, изучается, сохраняется неопределенно долго и, возможно, когда-то исчезает или теряет свое значение. Самоценность библиографии заключается также и в том, что она формирует субъекта - деятеля, обладающего своеобразными знаниями, умением, опытом; а также специальные институты, осуществляющие библиографическую деятельность, вырабатывающие специфические формы и методы деятельности, использующие совокупность определенных средств, среди которых важными являются оригинальные, выработанные в недрах самой библиографии. Благодаря этим факторам библиография создает совершенно особый и неповторимый слой в культуре. Он включает в себя специфический вид информации (библиографическую информацию), свою знаковую систему (библиографическую запись), своеобразный вид текстов (библиографический метатекст), особый тип произведения культуры (библиографическое пособие), соответствующий род занятий (библиографическую профессию), особый вид знания (библиографическое знание). Культурологическая сущность библиографии обнаруживается и при рассмотрении пособий в процессуальном плане. В самом общем виде культура включает в себя систему культурных ценностей, их производство, распространение и усвоение. Аналогичным образом предстают и библиографические процессы: производство библиографической информации, ее доведение до потребителей и использование. Специфика культуры состоит в способности создавать, вбирать в себя, закреплять в виде знаний и произведений результаты деятельности поколений людей. Тем самым все ее подсистемы имеют социорегулятивный характер и направлены на поддержание самой социальной системы. Библиография выражает тот аспект общественной жизни, который связан с преемственностью, фиксированными способами функционирования знания, наличием ценностей и их передачей будущим поколениям. Культура включает в себя разные механизмы успешного выполнения своих социальных функций. Библиография - один из них. В культуре как реальном социальном процессе действуют: субъект творчества, создающий произведения культуры; субъект потребления; субъект управления, организующий деятельность в этой сфере в рамках определенных институтов; субъект научной деятельности. Те же разновидности субъекта обнаруживаются и в библиографической деятельности, хотя имеются и различия, связанные с тем, что в библиографии творчество связано с созданием библиографической информации и библиографического знания, а творцы культуры (произведений) переносятся в объектную сферу, создавая в ней персонологический аспект библиографирования и библиографического обслуживания. Данные обстоятельства позволяют сделать вывод. Библиография - это элемент (подсистема) культуры, предстающий как система хранения и трансляции от поколения к поколению человеческих знаний и умений и обеспечивающий сохранение и развитие цивилизации. Этот аспект представляет библиографию в роли хранительницы специфической субкультуры, связанной с человеческим знанием, которое, как отмечалось, передается через деятельность и знак. В этом качестве библиография рассматривается как: - специфический элемент культуры; - специфический способ трансляции культуры от поколения к поколению; - системно-организованное библиографическое знание. На основе обозначенных признаков становится возможным представить библиографическую деятельность как область деятельности в сфере культуры, направленную на удовлетворение библиографическими средствами потребностей в документально фиксированном знании с целью его сохранения и трансляции от поколения к поколению. Специфика культурологического подхода к библиографии
В основу данного подхода положена идея о полиморфности библиографии, ее многообразии и единстве, ключевыми моментами которой являются, во-первых, представление библиографии как специфической области человеческой деятельности в единстве ее практической и познавательной сфер, со своими социальными институтами и системой организованного знания; во-вторых, признание модуса библиографии как одного из важнейших способов отражения, хранения и трансляции культуры от поколения к поколению и как одного из важнейших элементов культурного процесса. Культурологическая концепция библиографии не сводится только к обоснованию принадлежности библиографии к культуре. Грани взаимодействия библиографии и культуры носят многоплановый и сложный характер. Культура создает необходимый фундамент для жизнедеятельности библиографии как социального института. Система культурных традиций влияет как бы извне, образуя основу формирования социальных отношений в рамках библиографической деятельности, соответствующих установок, общих для участников этой деятельности. В то же время культурные ценности являются и внутренним фактором развития библиографии, поскольку они определяют уровень культуры деятельности, который предполагает наличие определенной совокупности навыков, умений, знаний библиографа, систему современных технологий. Культура оказывает воздействие и на содержание библиографической деятельности. Это осуществляется прежде всего в форме содержательного заимствования и переноса идей, тем, проблем из сферы искусства, морали, философии в библиографию. Эти идеи формируют познавательные потребности в информации и документах, а, следовательно, и выступают причиной возникновения в библиографии соответствующих направлений деятельности. Идеи разных областей культуры, зафиксированные в документах, становятся объектом библиографирования, распространения и использования в читательской среде. Вместе с тем наиболее фундаментальные из них становятся основой теоретического переосмысления библиографии как общественного явления. Имеются в виду идеи методологического характера. Они не предполагают прямой перенос концептов культуры в содержание библиографии. Скорее возможен и целесообразен опосредованный перенос на основе аналогии, в которой уподобляется не содержание, а подход, способ объяснения библиографической реальности. Влияние культуры на методологическую основу библиографии осуществляется прежде всего через категориальный аппарат, в котором фиксируется все устойчивое, наработанное практикой и осмысленное теоретически. Так, идеи культуры входят в библиографию: в качестве ее объекта и как средство ее методологического обоснования. Наряду со всеобщими принципами и приемами исследования, вытекающими из ее философской ориентации, методология культуры охватывает большую группу методов, которые называют общенаучными. Предприняты попытки обоснования существа культурологического метода, и хотя эту задачу пока нельзя считать решенной, выстраивая культурологическую концепцию библиографии, невозможно обойти вопрос о том, каковы основные атрибуты культурологического подхода и насколько они эвристич-ны для библиографоведения. В первую очередь считается необходимым включать в культурологическую концепцию любой науки как обязательное требование рассмотрение социокультурного контекста в его современном состоянии и историческом развитии. Применительно к библиографоведению это обозначает необходимость связывать отдельные библиографические явления с культурным развитием соответствующей эпохи. К характеристикам культурологического метода культурологии относят: гуманитарную проблематизацию материала; сопоставление анализируемой культуры и ее феноменов с другими культурами; описание ведущих культурологических идей, парадигм, структур; объяснение тенденций и особенностей изучаемого явления в контексте культуры. Исходным моментом при культурологическом подходе выступает тезис об определяющей роли культуры во всех социальных изменениях. В результате культурных трансформаций исчезают принципы прежней жизни, в поведении и деятельности людей старые формы замещаются новыми. Одним из аспектов культурологического метода выступает культурно-ситуационный анализ, который предполагает полный анализ состояния информации и знаний по какому-либо вопросу человеческой деятельности, а также анализ информационно-культурной среды. Он отвечает на такие вопросы, как: «Какие знания и информация требуются для решения проблемы?» Или: «Какие социально-культурные факторы препятствуют решению данной проблемы?» Эти ситуации, хотя их и множество, хотя каждая из них уникальна, могут быть объединены в определенные классы. Классы могут быть охарактеризованы в терминах информационных потребностей. Понятно, что такой анализ не может быть проведен раз и навсегда. Под влиянием определенных факторов меняются ситуации, что требует их нового исследования. Например, на первоначальном этапе проблема досуга молодежи в одном небольшом городе исследована в одном ракурсе. Через год появились новые факторы, и изменившаяся ситуация требует информационного анализа с учетом этих факторов, иначе исследования не будет достоверным и полным. Информационные потребности исследователей нуждаются в уточненной диагностике. Цель такого анализа - не ответы на все вопросы, а развитие методологии способов анализа аналогичных разнообразных ситуаций или меняющейся во времени ситуации. Такая методология в равной мере будет использоваться и как операционное, исполнительное, и как научно-исследовательское средство. Выделяя специфику культурологического подхода, не приходится забывать о том, что культура - это прежде всего творчество. Если основой культуры, ее исходной «клеточкой», единицей считают произведение, то рядом всегда находится фигура творца. Человек - не только главный объект культуры, но и ее создатель. Культура нуждается в живой деятельности человека, которая придает ей смысл и значение. Человеческий (или субъектный) план является одним из важнейших в культурологическом подходе к анализу любого явления. Рассмотрение библиографии в культурологической плоскости непременно выдвигает персонологический аспект. Поэтому культурологическая концепция библиографии - это наиболее очеловеченная концепция (по сравнению с информационной или документографической). В библиографическую систему человек включен разным образом. В объектной сфере - это автор документа, а также лицо, которому документ посвящен. На этой основе производится в персонологическом плане библиографирование, и использование библиографических источников. Соответственно создается и исследовательское поле для разработки данного пласта в библиографоведении. Помимо обозначенных моментов в это поле включаются субъекты библиографической практики (библиограф) и науки (библиографовед). Следует признать их недооцененность в современном библиографоведении. Авторы библиографических пособий, как правило, начинают привлекать внимание исследователей лишь в тех случаях, когда они прочно вошли в историю библиографического процесса. Анализ текущего потока пособий проводится с позиций их содержания, соответствия потребностям времени, при полном отвлечении от личности автора. Специфическим атрибутом культурологического подхода является аксиологический анализ исследуемых явлений, введение категорий «ценность» и «оценка». Впервые применительно к библиографии это сделано С.А. Трубниковым. Ценность - это человеческое измерение вещей. Она обозначает положительную или отрицательную значимость объекта. Одни ценности носят предметный характер и составляют основу культурного наследия, другие ценности субъективны - это общественные установки и оценки, императивы, представления. Ценности являются сущностной характеристикой всякой культуры. В ней всегда присутствует оценка и, прежде всего, оценка произведения, осмысление его места в обществе в соотнесении с эпохой; оценка личности творца, соответствующей творческой школы. Оценка документов, осуществляемая в библиографическом процессе, зависит от трех групп факторов. Первая связана с миром документов, подвергающимся интерпретации и сравнительному оцениванию. Здесь складываются и осознаются свои образы, эталоны, идеалы. Вторая группа воздействий носит общесоциальный характер и связана с обусловленностью действий библиографа мировоззренческими установками, нормами, правилами, принятыми в обществе, социальными интересами, которые формируют индивидуальные оценки. Именно здесь складывается система ценностей социума, формулируются критерии отнесения тех или иных явлений к разряду наиболее важных, полезных и предпочтительных в данное время. Третья группа факторов, влияющих на оценку документов, связана непосредственно с субъектом, его индивидуальной системой ценностей, взглядами, вкусами, психологическими и эстетическими характеристиками. Различные отношения библиографа к библиографируемому документу отражают субъективные модальности (отношения). Они делятся на подклассы. Одни из них внешне образуют модальность собственно оценки на уровне «хорошо» или «плохо». Другие представляют собой оттеночные оценочные высказывания, в которых выявляется модус «важности» («важно, что»), «нормативность положений вещей» («естественно...», «как и следовало ожидать...», «как правило»), «удивления» (в положительном или негативном смысле), «странности» (негативный оттенок), «неопределенности» («возможно...») и др. Оценочное отношение библиографа к документу направляет его действия не только в процессе характеристики документа. Оно неявно участвует и в процессе отбора, которым всегда движетсравнительный анализ и предпочтение одних материалов другим. Для оказания помощи в поиске нужной информации по конкретным темам и проблемам, причем в ретроспективном режиме, библиограф вынужден фрагментировать имеющиеся знания, а, следовательно, отбирать из многого нужное, оценивать документы по определенным критериям. Разработана специальная методика измерения ценностного отношения человека к предметам и явлениям - так называемая «шкала оценок». Она облегчает вынесение суждений о степени выраженности комплексных признаков, представляя их в разной форме -числовой, вербальной или графической. Например, степень выраженности интереса студентов к библиографической профессии может быть выявлена по ответам на вопрос «В какой мере Вас интересует будущая профессия?» с помощью следующей шкалы оценок: «очень сильно», «сильно», «средне», «слабо», «очень слабо». Таким образом, культурологический подход к библиографии означает рассмотрение библиографических явлений в контексте развития общекультурной ситуации как на современном этапе, так и в историческом плане; исследование человеческого фактора в библиографии; анализ аксиологического аспекта библиографии как специфического для культуры; рассмотрение библиографии как механизма диалога, взаимодействия культур и личностей.
|