Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 21





СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНФЕССИЯХ

Функции религии в обществе. Христианские конфес­сии как субъект социально-педагогической деятельно­сти. Истоки социально-педагогической деятельности в христианстве. Особенности осуществления соци­ально-педагогической деятельности в различных хри­стианских конфессиях. Социально-педагогическая де­ятельность в христианских конфессиях.

Функции религии в обществе

Трудно переоценить роль религии в обществе. Являясь одним из древнейших его институтов, она и по сей день продолжает влиять на формирование социально-нравственных и правовых норм. Исторически русская православная церковь в России являлась одной из идеологических основ общества и выполня­ла многие социальные функции, в том числе и социально-педа­гогическую.

И хотя еще рано говорить о глубоком возрождении церковно­сти в России, нельзя не замечать тенденции увеличения роли


церквей во всех областях жизни российского общества. Церк­ви принимают все большее участие в социальных программах, которые напрямую касаются и сферы социальной педагогики. Притом речь здесь уже идет не только о деятельности русской православной церкви, но и об увеличении активности других конфессий. В связи с этим можно упомянуть различные старо­обрядческие церкви, традиционные протестантские конфессии (лютеран, англикан, методистов, армию спасения, баптистов, пятидесятников) и достаточно молодые христианские конфес­сии (церкви харизматического направления, церковь Бостонс­кого движения). Наряду с этими общинами в настоящее время широкое распространение получили и псевдохристианские сек­ты (свидетели Иеговы, мормоны). Быстрый количественный рост церквей в перестроечный и постперестроечный период во многом определен духовными потребностями общества и инди­видов.

По отношению к обществу религия выполняет большое коли­чество функций. Вот некоторые из них:

Моральная (ценностная, аксеологическая). Религия обла­
дает определенным набором моральных принципов, являющих­
ся частью ее религиозного откровения. Через своих последова­
телей религия распространяет свои моральные ценности на об­
щество, в котором она существует. Значение этой функции
очень велико — практически все моральные правиласовремен­
ности имеют религиозное основание. Невыполнение религией
этой роли или ее ослабление ведет к эрозии моральных принци­
пов общества (явление, наблюдаемое сейчас как в России, так
и в постхристианской Европе).

Духовная. Религиозное учение жизнеспособно лишь в слу­
чае, если оно отвечает духовным запросам как общества в це­
лом, так и ряду индивидов, его составляющих. Духовные воп­
росы, с философской точки зрения, всегда одни и те же. Напри­
мер, это вопросы о смысле жизни, о вечности, истине. Но каж­
дое поколение задает эти вопросы по-новому, поэтому религия
должна постоянно адаптироваться, реинтерпретируя свое уче­
ние на современный ей язык. В случае если интерпретация не­
успешна, то поколение начинает искать ответы на свои духов­
ные запросы в другой религии или мировоззрении. Это про­
изошло перед Октябрьским переворотом 1917 года, когда номи­нально 95% населения считалось Православными, но, практи­чески, большая часть отошла от христианства, ввиду того, чтоцерковь не смогла восполнить их духовные запросы. Протестан­тские общины, с другой стороны, всегда отличались большей

приспосабливаемостью к языку современности, чем и можно объяснить рост числа их приверженцев.

Гносеологическая. Эта функция религии заключается в
том, что она предлагает своим последователям хорошо разрабо­
танную систему знаний и представлений о мире. Система зна­
ний, представляемая религией, может быть дополнением к об­
щепринятой системе или прямо ей противоречить.

Политическая. Религия как социальный институт облада­
ет определенным политическим весом. Разумеется, чем больше
последователей у определенной религии, тем большим полити­
ческим влиянием она обладает. Так, на западе, лоббирование
церковью или их объединением ряда законопроектов является
общепринятым явлением. Именно таким образом благодаря
церковной и политической активности баптистского пастора
Мартина Лютера Кинга-младшего в 60-х годах этого века в
США был принят закон, запрещающий сегрегацию. В совре­
менной России политическая функция церкви проявляется в ее
периодических попытках установления политического согла­
сия, лоббирования ряда законов, консолидации политиков вок­
руг себя. Несмотря на утверждения Православных Иерархов о
том, что «церковь вне политики», ее политическая активность
в последнее время все больше увеличивается. Это может быть
положительным фактором при лоббировании ряда социально
значимых законопроектов.


Экономическая. Как и политическая функция, экономи­
ческая зависит от числа последователей данной религии и ее
исторического значения. В настоящее время русская право­
славная церковь обладает большим количеством зданий и зе­
мель. Как институт церковь является важным потребителем
общественного продукта и в ряде случаев — его производите­
лем.

Историческая. Религия является своеобразным хранили­
щем, как своей собственной истории, так и истории страны, в
которой она существует. Религия осуществляет эту функцию
как путем накопления и обобщения исторической информации,
так и путем формирования системы культа, традиций и обря­
дов, которые тоже выполняют функцию передачи исторической
информации. Эта функция особенно сильно выражена у хри­
стианских конфессий, опирающихся на национальную идею
(например, у Русского Православия). Таким образом, история
церкви становится неотделимой от истории государства. Это
дает национальной религии особую, узаконенную роль в госу­
дарстве, а государству — поддержку национальной религии. Та-


кое отношение обеспечивает связь поколений, и общество тем самым получает инструмент стабилизации.

По сути, все виды институализированной религии выполня­ют эти функции в обществе. Тем самым институализированная религия является интегральной частью общества и не может существовать вне социума, а общество в целом развивается в направлении прагматичного использования религии как соци­ального института в своих целях.

Но существование религии не ограничивается макроуровнем (религия как институт общества). Все формы религии (и хри­стианство здесь не является исключением) функционируют на мезоуровне (соприкосновение групп христиан друг с другом) и на микроуровне (межличностное христианское общение). На мезоуровне в дополнение к духовной, моральной, гносеологи­ческой, экономической и исторической функциям общины выполняют и следующие функции по отношению к личности: • Социализации. Христианские общины достаточно посто­янны в своем составе (особенно протестантские), и, в зависимо­сти от их устройства и организации, создают широкие возмож­ности для социализации личности с единоверцами. Это проис­ходит не только во время богослужений, но и во время чаепи­тий, собраний в домашних группах, на занятиях воскресных школ, в паломнических поездках. Здесь восполняется важней­шая психологическая потребность идентификации личности с подобными себе индивидуумами. Люди в общинах социали­зируются не только по вере, создаются и микросреды общения с людьми схожего возраста (группы для молодежи или для по­жилых прихожан) и схожих проблем (группы для одиноких, излечивающихся алкоголиков или наркоманов). Строя отно­шения в общине на центральной христианской заповеди «воз­люби ближнего своего», христианские общины становятся уникальным местом для социализации — зачастую они могут принять в свои ряды тех, от кого отказались семья, школа, друзья и коллеги.

Педагогическая. В основе христианства — изменение жиз­ни через покаяние, следовательно, это постоянный процесс фор­мирования и воспитания, перевоспитания и коррекции, начи­нающийся с детства и не заканчивающийся до самой смерти. В основе своей, процесс христианского образования идет по трем направлениям: когнитивному (передача информации и форми­рование определенного мировоззрения, этот аспект тесно свя­зан с гносеологической функцией религии); моральному (фор­мирование в характере человека определенных моральных по-



ложений и устоев, этот аспект связан с моральной функцией религии); духовному (развитие духовного мира человека). Пе­дагогическая деятельность осуществляется как напрямую при соприкосновении человека с общиной, так и косвенно — через семью, крестных, родственников.

Психотерапевтическая. В переводе с греческого «психо­терапия» значит исцеление души. Христианская, и особенно во­сточная православная традиция, накопили огромный опыт в процессе диагностики душевного и духовного состояния чело­века, помощи в исцелении разнообразных недугов и страстей. К сожалению, этот пласт знаний еще не был интегрирован с со­временной психологией. Христианство же обладает огромным потенциалом помощи душе человека и во многом превосходит современную материалистическую психологию в аспекте оцен­ки самобытности и бесценности человека. Не случайно наибо­лее успешная во всем мире программа избавления от алкоголиз­ма «Анонимные Алкоголики» разработана именно на основе христианского отношения к душе и ее болезням.

Как видно из вышеперечисленных функций, христианство как религия и христианские общины как социальные образо­вания обладают огромным потенциалом для осуществления социально-педагогической деятельности. В настоящее время этот потенциал используется не полностью, и, к сожалению, некоторые секты (такие как «Белое Братство») уже использо­вали этот потенциал в деструктивных целях.

Христианские конфессии как субъект социально-педагогической деятельности

Рассмотрев функции религии в обществе и христианских общин по отношению к обществу и личности, в частности, мы сделали вывод, что они обладают большим потенциалом для осуществления социально-педагогической деятельности. Более того, миссия духовного воспитания, включающая в себя соци­альное воспитание, социальное перевоспитание и социальное обучение, является движущим девизом всех христианских кон­фессий, следуя заповеди Христа: «идите и научите все народы... уча их соблюдать все, что Я повелел вам».

Социально-педагогическая деятельность христианских кон­фессий осуществляется на трех уровнях: на макроуровне (уро­вень взаимодействия определенной конфессии или группы кон­фессий с социальными институтами), на мезоуровне (уровень взаимодействия христианской общины с малыми группами


внутри общины или вне ее) и на микроуровне (уровень взаимо­действия общины или ее представителей с личностью).


На макроуровне церкви как субъект социально-педагогичес­кой деятельности влияют на становление моральных норм и правил поведения, являются пропагандистами своих мораль­ных ценностей (выступления против абортов, наркомании), лоббируют законы и действия власть имущих на осуществление социально приемлемой политики. В настоящее время русская православная церковь начинает осуществлять именно такую деятельность. Созданы программы, призванные как пропаган­дировать про-жизненные ориентиры (выступления против абор­тов, наркомании, алкоголизма), так и лоббировать соответству­ющие законодательные акты. На экономическом уровне церк­ви жертвуют на осуществление социально-педагогических про­грамм.

На мезоуровне деятельность христианских конфессий идет по двум направлениям: миссионерскому и катехизаторскому. Миссионерское направление подразумевает привлечение в об­щину новых прихожан. Здесь используются паломнические поездки как способ привлечения школьников, деятельность в местах заключения и пенитенциарных учреждениях, учрежде­ние благотворительных столовых и приютов. Катехизаторское направление подразумевает целенаправленные программы хри­стианских конфессий на перевоспитание и наставление в вере вновь пришедших в церковь. Здесь используются классы вос­кресных школ, музыкальные и иконописные студии, системы домашних церквей, библейские школы и кружки. Во всех этих группах используются определенные методы для достижения объективных изменений в поведении, системе ценностей и ду­ховном мире группы.

На микроуровне происходит восполнение психологических нужд члена общины в процессе общения с другими прихожана­ми и восполнение духовных нужд в процессе действия благода­ти Духа Святого, зачастую тоже происходящее в контексте вза­имодействия с другими прихожанами. Сюда можно отнести совместную молитву, общение в церковной и светской атмосфе­ре, исповедь, духовное наставничество. Эти действия (за исклю­чением исповеди) редко бывают запланированными и целенап­равленными (кроме случаев, когда они являются частью кате­хизаторской работы общины на мезоуровне), но являются чрез­вычайно эффективными и продуктивными в процессе социаль­ного перевоспитания члена церкви.


Истоки социально-педагогической деятельности в христианстве

Христианство началось как одна из сект иудаизма. Взяв мно­гое из иудаизма, оно дополняет его своими учениями, которые складываются в три этапа: период раннего христианства, пери­од средневековья, и — для протестантизма — период реформа­ции и до наших дней.

Социальное воспитание в иудаизме.

Иудаизм по сути своей религия более социальная, нежели индивидуальная. Одна из основ иудаизма — идея избрания од­ного народа, этноса. Именно в пределах этого народа Бог реша­ет осуществить свой план по обращению этого народа к вере и его перевоспитанию. Из законов Моисея (книги Пятикнижия Моисеева: Бытие, Исход, Числа, Левит, Второзаконие) видно, что законы касаются духовной, культовой и социальной жиз­ни еврейского народа. Не было бы ошибкой сказать и то, что в иудаизме религиозное воспитание в принципе не отделимо от социального, и носит вполне преднамеренный характер.

«Если спросит у тебя сын твой в последующее время, говоря: «Что значат сии уставы, постановления и законы, которые за­поведал вам Господь, Бог Ваш?» То скажи сыну твоему: «раба­ми были мы у фараона в Египте; но Господь вывел нас из Егип­та рукою крепкою... и заповедал нам Господь все постановления сии, чтобы мы боялись Господа, Бога нашего..,» (Второзаконие 6:20-24). В Писаниях иудаизма видна вполне определенная за­бота о передаче учения из поколения в поколение. Это станови­тся обязанностью семьи, общества, государства.

Процесс передачи учения осуществляется путем как когни­тивного поглощения информации о законе и его содержании, так и культовым путем — через участие в Богослужениях и жертвоприношениях, которые также имеют обучающий харак­тер: «и веселись в праздник твой ты, и сын твой, и дочь твоя» (Втор. 16:14). Сама же суть закона, который одно поколение должно передать другому — в послушании Богу, а важнейшей частью послушания является социальная праведность: «не суди превратно пришельца и сироту; и у вдовы не бери одежды в за­лог... когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его, пусть он останется пришель­цу, сироте и вдове, чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всех делах рук твоих» (Втор. 24:17-19). Проблеме воспитания посвящено несколько книг еврейской Библии (Ветхий завет), таких как Притчи и Екклесиаст, которые включают в себя со-


веты по воспитанию, и наставления подрастающему поколе­нию.

Проблема воспитания всегда очень остро стояла в иудаизме, вина за грехи детей ложилась на родителей или на семью, если они не делали все для того, чтобы воспитать достойное поколе­ние. Образование было в основном социальным и основывалось на передаче знаний, традиций и обрядов.

Социальное воспитание в христианстве.

Христианство унаследовало от иудаизма серьезное отноше­ние к воспитанию, но и значительно расширило его. Посколь­ку, исторически христианство не начиналось как общенацио­нальная религия, то его педагогический заряд направлен, в первую очередь, не на новое поколение, но на присоединяющих­ся к общине людей.

Социальный аспект учения Христа «возлюби ближнего сво­его, как самого себя» имеет глубокое влияние на проблему со­циального воспитания в христианстве. Заповедь любви конк­ретна и в то же время кажется недостижимой. В ее свете с осо­бой силой вспыхивает необходимость постоянного воспитания и перевоспитания каждого. Ответственность за воспитание пе­реходит с общества на церковь как общину (малое общество) и на семью (как на домашнюю церковь). И по сей день эти два института являются основными инструментами христианской социальной педагогики.

В христианстве под перевоспитанием понимается процесс, направленный в сторону замены сложившегося отношения к Богу, миру и людям в нем на качественно иной уровень: отно­шение любви к Богу «всей силой, всей душой и всей крепостью своею» и отношения любви к ближнему «как к самому себе». Этот процесс нельзя путать с самовоспитанием — в христиан­стве это действие спасающей благодати на человека, которая действует извне и «изнутри наружу». Вначале под действием благодати меняется сердце (мировоззрение и психика), а затем и поведение человека. Зачастую светская коррекция поведения направлена на изменение внешнего поведения человека, обра­щая мало внимания на внутренние изменения. В этом его корен­ное отличие от христианского перевоспитания.

Таким образом, в христианстве под социальным перевоспи­танием понимается направляемый Богом и фасилитируемый в церковной общине процесс спасения души человека, ведущей к изменению отношения к церкви, людям и обществу. Основны­ми характеристиками такого процесса можно считать следую­щие: проявление некондиционной любви ко всем людям, раз-


рушение эгоцентризма в психике человека, удаление от греха мира как в частных, так и в общих проявлениях. Это постоян­ный процесс «отвращения зла и прилепления к добру» (Рим. 12:9).

Социальное воспитание в ранней церкви.

Как мы уже сказали, объектами социального воспитания и социального перевоспитания в церкви становятся все — ведь Христос предлагает радикально новый путь построения обще­ства и общественных отношений, следовательно, все нуждаю­тся в перевоспитании. Субъектом и объектом этой деятельнос­ти выступает вся церковь, вся община.

Апостол Павел пишет в послании к Галатам: «Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляй­те такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким об­разом исполните закон Христов» (6:1-2). Таким образом, общи­на, заботясь о своих членах, может вся вместе возрастать в люб­ви. В результате в ранних христианских общинах появляется уникальная атмосфера, где люди обретают не только веру, но и новый вид общества: «верующие были вместе и имели все об­щее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2:44-45).

Такая жизнь общины способствует радикальному социально­му перевоспитанию и в то же время отрывает человека от при­вычного для него общества. Но вместе с тем человек отрывается и от социально-деструктивных аспектов этого общества. Так, в ранней церкви оказываются бывшие воры и проститутки, убий­цы и беглые рабы, оставляющие прежний образ жизни.

Социальное воспитание в средние века.

В связи с ростом церкви, ее огосударствлением в III в. и ее институализацией увеличивается и ее коррумпированность, о чем свидетельствуют постановления соборов того времени. Хри­стианские общины постепенно теряют способность к радикаль­ному социальному корректированию, и эта роль переходит к монастырям.

В монастыри уходят люди, особенно остро сознающие нуж­ду в своем социальном и духовном перевоспитании. Позже, осо­бенно на западе, туда направляют в административном поряд­ке согрешивших священников и мирян. Монастыри в средневе­ковом христианстве выполняют ту же роль, что и общины в раннем христианстве. Именно при монастырях образуются бо­гадельни и приюты, именно монахи призывают людей в миру «к покаянию».


Но сам процесс духовного обращения и христианской соци­альной педагогики сильно видоизменяется. Субъектом соци­ального воспитания выступает уже не вся община, как прежде, а лишь опытный духовный наставник. Обычно эту роль выпол­няют настоятели монастырей, монахи и священники. Процесс становится гораздо более целенаправленным, вырабатываются методики «исцеления души». Так, появляются многочислен­ные руководства по духовной жизни, например, «Устав» Бене­дикта и «Лествица» Иоанна Лествичника.

Как и прежде, исцеление души связано с изменением поведе­ния. Но в этот период вкрадывается идея о том, что можно из­менить поведение, а соответствующее этому расположение сер­дца придет потом. Эти идеи можно найти в писаниях многих отцов аскетики, в том числе и у преподобного Иоанна Лествич­ника.

Поскольку путь в монастырь был явно не для всех, то церковь перемещает ответственность за воспитание в духе христианства на семью. Здесь заимствуются соответствующие идеи из насле­дия иудаизма (Ветхий завет). Развивается и институт крестных отцов и матерей. Его развитие было связано с тем, что повсеме­стное распространение получает крещение младенцев, креща-емых по вере родителей и крестных, которые давали обещание воспитывать детей в христианской вере через свои слова и дела. Как известно, в случае, если семья не могла выполнять свои обязательства по отношению к ребенку (материальные или ду­ховные), то обязанностью крестных было вмешаться в судьбу ребенка и напрямую заняться его воспитанием. Но даже в слу­чае, если ничего выходящего за пределы нормы и не происхо­дило, крестные все равно принимали активное участие как в духовно-моральных, так и материальных аспектах христианс­кого воспитания ребенка. Таким образом, можно сказать, что институт крестных в церкви был прообразом института совре­менных социальных педагогов.

Социальное воспитание под влиянием реформации.

Реформация католической церкви в Европе повлекла за собой серьезные изменения мировоззрения и, соответственно, прак­тики существования христианства. Реформаторы взялись за искоренение пороков церкви и общества с идеей возвращения к первоосновам христианства. На почве этого расцветает гер­манский пиетизм — стремление к практическому освящению жизни. Параллельно все большую популярность получает идея о том, что «нет святости, кроме святости социальной» (Джон Уэсли).


Таким образом, призыв к христианскому перевоспитанию всего мира, которое неизбежно приводит к перестройке обще­ства и связей в нем, звучит во времена реформации с новой си­лой. «Армия Спасения» возникла именно на волне уэслеанско-го учения о социальной святости, а ее основатель Бутс просла­вился инновациями в социальной работе.

Христианская социально-педагогическая деятельность опять приобретает новый размах. Церковь идет к людям, которые погрязли как в бедности, так и в своих грехах, и помогает им выбраться из этого положения. Именно в период поздней рефор­мации и Великого Пробуждения в США начинают приобретать современную форму теории христианской социальной работы и социальной педагогики. Как и прежде, социальное перевос­питание и воспитание в протестантизме не строится на том, что­бы помочь человеку найти место в этом мире. Оно начинается с резкой критики мира и порядков в нем, создания альтернати­вы в виде земной общины и помощь человеку при вхождение в жизнь и деятельность этой общины.

Особенности осуществления социально-педагогической деятельности в различных христианских конфессиях

В ходе рассмотрения раннехристианской, средневековой и реформационных моделей социальной педагогики в христиан­стве мы наметили следующие тенденции: христианство всегда выступало оппозиционно существующему социальному строю. Даже когда «официальная иерархия» его поддерживала, появ­лялось монастырское движение, которое обличало грех мира и призывало к святости, покаянию и перевоспитанию. Модель христианской социальной педагогики строится на том, что уче­ние Христово в совокупности с силой Бога и жизнью поместной общины может изменить жизнь человека и присоединить его к другому социальному порядку и мировоззрению, пусть даже в рамках большего социума. В этот период происходит социали­зация человека в христианской общине (приходе, церкви, мо­настыре). Церкви также заботятся о тех, кто оказался на «обо­чине жизни» и стремятся включить этих людей в круг своей миссионерской и катехизаторской деятельности. Внутри себя община стремится поддерживать должный уровень социализа­ции и делает это как напрямую, так и через семью.

В настоящее время в России социально-педагогическую дея­тельность осуществляют, в основном, структурные организа-


ции русской православной церкви и многочисленные проте­стантские церкви. Последние разнятся в методике и технологии осуществления этой деятельности, но в целях этой работы мы будем рассматривать их как одно целое. Приходы католической церкви по форме деятельности схожи с православной церковью.

Русская православная церковь.

Русская православная церковь (РПЦ) как наиболее влиятель­ная религиозная организация современной России осуществля­ет широкую социально-педагогическую деятельность. Как мы сказали раньше, призыв к перевоспитанию, в том числе и к со­циальному перевоспитанию, заложен в вероучении церкви.

Вначале рассмотрим внутрицерковные (катехизаторские) формы христианской социальной педагогики. Катехизаторская деятельность в первую очередь направлена на тех, кто уже на­ходится в церкви, и здесь используются самые разнообразные методы.

Например, беседа с духовником и таинство исповеди, поми­мо его прямых сакраментальных функций, дает возможность священнику проводить анализ семейной ситуации, влиять на нее, давать советы и консультировать. Семья остается основным институтом воспитания и местом первичной социализации де­тей, и внимание церкви направлено на нее. Священнослужите­ли могут влиять на семейный климат еще до создания семьи, через подготовку молодых к браку и таинству венчания. В ма­леньких приходах создается возможность посещения священ­ником домов прихожан (патронажа).

Крещение детей дает возможность подготовки крестных и родителей к ответственности воспитания ребенка в христианс­ком духе, и тем самым церковь является косвенным субъектом социальной педагогики. К сожалению, в настоящее время ин­ститут крестных еще не возрожден во всей своей полноте, отно­шение крестных к своим обязанностям зачастую формально, но, хочется надеяться, что это в ближайшем скором изменится. Ведь крестные могут посещать дом, где растут дети (патронаж), наблюдать за домашней ситуацией (анализ и диагностика), по­могать родителям и детям в трудных ситуациях как материаль­но, так и духовно (адресная помощь). Главное преимущество этой формы работы в том, что она не требует особых финансо­вых затрат от организации, но при достаточной подготовке кре­стных может служить важным фактором социально-педагоги­ческой деятельности церкви.

В приходах организуются классы воскресной школы, клубы пения и иконописи. Эти организации создают положительную


 



12 М. А. Галагузова



среду для общения детей и способствуют процессу социализа­ции личности в христианскую субкультуру. Широко практику­ются и паломничества, которые дают возможность целенаправ­ленного совместного туризма, что обычно оказывает положи­тельное влияние на процесс социализации.

В порядке миссионерской деятельности церковь соприкаса­ется и с лицами делинквентного поведения через организацию богослужений и встреч в местах предварительного заключения и лишения свободы. Зачастую в этих местах нет полноценной возможности для создания общины как основного структурно­го элемента в процессе социального перевоспитания.

РПЦ также посещает детские дома и интернаты, поддержи­вая их как материально, так и духовно. В этой работе важен и демонстративный фактор — нередки случаи, когда христиане идут к тем, к кому никто больше не идет, тем самым, способ­ствуя становлению их психического и социального статуса и положительно влияя на процесс их социализации.

Протестантизм.

Некоторые традиционные формы протестантизма имеют в России уже довольно давнюю историю (около трех столетий), но всплеск активности протестантизма в России приходится на начало демократических преобразований.

Протестантизм в большинстве своем конгрегациален (основ­ным структурным звеном церкви является приход, или конгре­гация). Поэтому вся социально-педагогическая деятельность на мезоуровне и на микроуровне осуществляется именно через приходы или даже через домашние церкви.

Вообще, в большинстве протестантских церквей нет термина «прихожанин», но есть понятие члена церкви. Член церкви обычно присоединяется к общине через определенный обряд (конфирмацию, исповедание веры) или через крещение. От чле­на церкви ожидается, что он будет посещать все богослужения, активно участвовать в жизни церкви. В процессе такого присо­единения к общине происходит первичная христианская соци­ализация. Поэтому в ряде протестантских церквей между чле­нами складываются близкие отношения, большая часть членов общины знает друг друга по именам и проч. В традиционной протестантской общине от 80 до 100% процентов присутствую­щих на Богослужении — члены церкви.

В протестантизме традиционно хорошо функционирует си­стема воскресных школ, где даже в самых маленьких церквях есть программы для детей всех возрастов. У учителей склады­ваются особые отношения с учениками, и в некоторых церквях


назначаются отдельные детские пасторы и молодежные пасто­ры для духовной опеки над соответствующими возрастными группами. Классы воскресных школ являются основным ме­стом христианской социализации, здесь традиционно старают­ся совмещать когнитивный и духовно-нравственный подход к образованию. Каждый класс воскресной школы становится сво­еобразной микрообщиной, где отмечаются дни рождения и устанавливаются прочные межличностные отношения.

В некоторых классах воскресной школы практикуется так называемая «публичная исповедь». Люди регулярно рассказы­вают друг другу о своих проблемах, грехах и сомнениях. Такой уровень межличностного общения подразумевает необычайно высокий уровень доверия в группе, свидетельствует о серьезно­сти намерений по перевоспитанию ее членов. Этим методом пользуются и внецерковные группы по социальной и психоло­гической реабилитации и перевоспитанию лиц с девиантным поведением (Анонимные Алкоголики, Анонимные Наркоманы, Ал-Анон), берущие свое начало именно в таких классах воскрес­ной школы.

Еще одной интересной формой работы протестантских общин является организация домашней церкви, или «ячеечных групп». В церквях, придерживающихся «ячеечной модели» каждый член общины, вдобавок к общему богослужению, по­сещает и собрания такой домашней группы. Как и в классах воскресной школы, люди в домашних церквях хорошо узнают друг друга, поддерживают материально и духовно. Домашние группы обычно не больше двенадцати человек, состоят из не­скольких семей и способны оказывать друг другу всестороннюю консультативную, духовную и материальную помощь. Члены домашних групп обычно живут в одном и том же районе и в случае необходимости могут посещать друг друга дома.

Как видно из приведенных выше примеров, структура проте­стантских церквей позволяет устанавливать межличностные связи, отличающиеся высоким уровнем доверительности, что способствует контролю со стороны общины за жизнью каждо­го ее члена и дает возможность для оказания своевременной помощи. В таких условиях легко восполняется потребность в социализации, появляются возможности мониторинга динами­ки христианского воспитания и создаются условия для превен­тивной деятельности.

Протестантские общины помогают детским домам и местам заключения, организуют там богослужения и библейские уро­ки. В либеральном протестантизме понимание миссии значи-

12*

тельно шире простого духовного перевоспитания, поэтому мис­сионерская деятельность идет рука об руку с просветительской и обще-гуманистической. Такие общины организуют консуль­тации медиков, психологов и прочих специалистов, заботятся об общем социально-культурном уровне незащищенных слоев населения, тем самым являясь положительным фактором их ресоциализации.

Социально-педагогическая деятельность в христианских конфессиях

Христианские конфессии осуществляют социально-педагоги­ческую деятельность как составную часть их общей централь­ной миссии проповеди и утверждения Евангелия Иисуса Хри­ста.

Субъектами социально-педагогической деятельности высту­пает церковь как централизованная религиозная организация на макроуровне, община на мезоуровне и каждый христианин на микроуровне. Объектами социально-педагогической дея­тельности являются все, попадающие в поле влияния церкви. Особое внимание уделяется прихожанам церкви и социально незащищенным слоям населения. Христианская община дей­ствует на объект социально-педагогической деятельности как непосредственно, так и опосредованно. Главной миссией хри­стианской педагогики является воспитание личности человека в «образ и подобие Бога». Основным компонентом этого процес­са является христианское социальное воспитание или, вернее сказать, перевоспитание. Перевоспитание происходит в контек­сте христианской общины.

Деятельность социального педагога при взаимодействии с различными общинами христианских конфессий должна стро­иться на следующих принципах: уважения к свободе вероиспо­ведания личности, соблюдения прав и интересов ребенка, тща­тельного изучения процесса и динамики христианского пере­воспитания в каждом конкретном случае. Участие социально­го педагога в деятельности христианской общины может сво­диться к консультированию служителей и прихожан, исследо­ванию методик и технологий перевоспитания в церкви, участию в проектах.

Часто церковь может сделать то, что не сможет сделать соци­альный педагог. Это утверждение особенно верно в тех случаях, когда семья не справляется со своими основными функциями, а для ребенка отсутствует возможность пребывания в другом


месте. Церковное общение также дает положительные резуль­таты в процессе реабилитации лиц с делинквентным и девиан-тным поведением. На этих основах может строиться плодотвор­ное сотрудничество между церковью и социальным педагогом.

Вопросы для самоконтроля

1.Раскройте функции религии как социального института и их отно­
шение к проблемам социальной педагогики.

2. Раскройте функции христианских общин по отношению к личности
и их отношение к проблемам социальной педагогики.

3. Выделите исторические аспекты становления идеи христианского
социального перевоспитания. Кто выступает в качестве объектов и
субъектов перевоспитания?

4. Через какие каналы возможно осуществление социально-педагоги­
ческой деятельности в православии и протестантизме? Сравните их.

 

5. Расскажите о перспективах института крестных в социальной пе­
дагогике.

6. Каков характер взаимодействия между христианской общиной и
социальным педагогом в процессе осуществления его профессиональной
деятельности?

Литература

1.Библия: Ветхий и новый завет. — М., 1994.

2. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской ант­
ропологии. — М., 1993.

3. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта: В 2 т. — М., 1993.

4. КлючаревА. О семейном счастии и христианском воспитании. — М.,

1997.

5. МеньА. В. Сын человеческий. 4-е изд. — М., 1991.

6. Милосердие: Учеб. пособие. — М., 1998.

7. Шестун Е. Православная педагогика: Истор. психолого-педагоги­
ческие очерки. — Самара, 1998.



СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Теоретическая и практическая подготовка студентов, осваивающих профессию социального педагога, осуществляется при изучении курса «Социальная педагогика» на лекционных и практических занятиях. Качество такой подготовки зависит как от содержания, так и от органи­зации учебного процесса.

Авторы предлагаемого пособия исходят из того, что содержание кур­са социальной педагогики способствует повышению качества подготов­ки студентов к социально-педагогической деятельности, если в нем нахо­дит отражение современный уровень развития социальной педагогики как науки и реальные потребности сегодняшней практики. Овладение знаниями и умениями, непосредственно связанными с актуальными про­блемами социально-педагогической практики, поможет будущим специ­алистам в дальнейшем практически решать эти проблемы. А усвоение студентами научных фактов, социально-педагогических концепций, идей позволит им не только объяснять существующие в жизни проблемы, но и прогнозировать их дальнейшее развитие.

Социальная педагогика — относительно молодая отрасль педагогичес­кого знания, включенная в государственный образовательный стандарт среднего и высшего профессионального образования. Определение содер­жания и структуры программы такого курса для подготовки социальных педагогов в средних и высших профессиональных учебных заведениях весьма сложная задача, поскольку сегодня сама наука находится в ста­дии становления. Это определило и структуру пособия: первый раздел включает программу курса по социальной педагогике, которая состоит из трех взаимосвязанных частей: введение в профессию «социальный педа­гог», основы социальной педагогики и основы социально-педагогической деятельности.

Второй раздел посвящен содержанию и методике проведения практичес­ких занятий, которые способствуют закреплению и расширению теорети­ческих знаний студентов в области социальной педагогики, формированию у них умений и навыков социально-педагогической деятельности. Семи­нарские и практические занятия носят репродуктивный и творческий ха­рактер. Для актуализации теоретических знаний рекомендуются семина­ры-диспуты, а также практические занятия, посвященные решению задач по социальной педагогике. Включение студентов в активную творческую работу осуществляется через микроисследования, которые отражаются в тематике реферативных работ, приведенной в каждой теме.

В третьем разделе пособия приводятся примерные темы курсовых ра­бот, варианты вопросов к курсовому экзамену по социальной педагогике; общий список рекомендуемой литературы по изучению курса, проведе­нию практических и семинарских занятий, а также для самостоятельной работы студентов.

Учебное пособие адресовано преподавателям средних и высших учеб­ных заведений, преподающих курс социальной педагогики; студентам, осваивающим специальность «социальная педагогика», и всем, кто ин­тересуется проблемами социальной педагогики.


ПРОГРАММА КУРСА

«СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»

(пояснительная записка)

Предлагаемая примерная программа по социальной педагогике отра­жает требования государственного образовательного стандарта к подго­товке социальных педагогов в высших учебных заведениях.

Основные задачи курса:

• формирование у студентов теоретических представлений о социаль­
ной педагогике как отрасли гуманитарного знания, ее объекте и предме­
те исследования и основных категориях;

• формирование целостного представления о факторах и закономер­
ностях социализации ребенка;

• раскрытие специфики социально-педагогической деятельности и ее
гуманистической направленности; овладение основными методами и
формами социально-педагогической деятельности с различными катего­
риями детей;

• формирование у студентов знаний и умений социально-педагогичес­
ких исследований.

Программа включает три раздела:

Введение в профессию «социальный педагог». который знакомит студен­тов с культурно-историческими традициями возникновения социальной педагогики и профессии «социальный педагог», спецификой профессио­нальной деятельности социального педагога и особенностями его професси­ональной подготовки.

«Основы социальной педагогики», в котором раскрывается взаимо­связь социальной педагогики с гуманитарными науками и педагогикой, выделяются предмет и объект исследования науки, ее категории, пробле­мы социальной педагогики как науки и области практической деятель­ности.

«Основы социально-педагогической деятельности», посвященный методике и технологиям социально-педагогической деятельности, выяв­лению специфики социально-педагогической деятельности с различны­ми категориями детей.

Объем изучаемого курса зависит от учебного плана, который разраба­тывается вузом в соответствии со стандартом высшего профессионально­го образования. На дисциплины специального блока согласно стандарту отводится 100 часов. Он включает различные курсы, и поэтому часы мо­гут быть распределены по-разному.

В данной программе на изучение курса отводится 100 часов, которые распределяются между лекционными, практическими и семинарскими занятиями. В предлагаемой программе распределение часов строится таким образом: лекционные занятия — 58 часов, практические и семи­нарские — 42 часа. Однако такое распределение носит примерный харак­тер, все зависит от возможностей и особенностей ведения курса социаль­ной педагогики в том или ином высшем учебном заведении.

В процессе изучения курса студенты выполняют реферативные рабо­ты, курсовую и выпускную работы по социальной педагогике. Заканчи­вается курс сдачей экзамена по социальной педагогике. Примерные темы курсовых работ и вопросов к курсовому экзамену приведены в пособии.

 


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема Лекции Практ.
Введение в профессию «социальный педагог»   занятия
1. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной    
педагогики в России    
2. Профессиональная деятельность социального педагога    
3. Система профессиональной подготовки социальных педагогов    
Основы социальной педагогики    
4. Социальная педагогика как наука и как сфера практической дея-    
тельности    
5. Развитие ребенка в социуме    
6. Понятия «норма» и «отклонения от нормы» в социальной педа-    
гогике    
7. Категории социальной педагогики    
8. Принципы социальной педагогики    
9. Социально-педагогическое исследование    
Основы социально-педагогической деятельности    
10. Методика и технологии социально-педагогической деятельности    
1 1. Социально-педагогическая деятельность с семьей    
12. Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися    
без попечения родителей    
13. Девиации как социально-педагогическая проблема    
14. Алкоголизм как форма проявления девиантного поведения детей    
15. Наркомания как форма проявления девиантного поведения детей    
16. Проституция как форма проявления девиантного поведения детей    
17. Преступность как форма проявления делинквентного поведения    
детей    
18. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного по-    
ведения    
19. Социально-педагогическая деятельность с детьми, склонными к    
употреблению алкоголя    
20. Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними    
правонарушителями    
21. Социально-педагогическая деятельность в конфессиях    
ИТОГО:    

Учебно-тематический план

Введение в профессию «Социальный педагог»







Date: 2015-09-02; view: 330; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.048 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию