Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4 изучение «чердака»: в чем ценность творческих способностей и воображения 2 page





Как такое возможно? Как один и тот же фрагмент информации может служить, с точки зрения инспектора, приговором, а с точки зрения Холмса – оправданием того же самого человека, вдобавок бросающим тень сомнения на характер преступления в целом? Все объясняется воображением.

Давайте пройдем по этому пути шаг за шагом. Сначала мы видим первоначальную реакцию Холмса на обстоятельства: он не спешит на место предполагаемого преступления, а знакомится с самим делом со всех возможных сторон, хотя такое знакомство может оказаться бесполезным. То же самое относится и к поездке в Блэкхит, к родителям, которые знали Джонаса Олдейкра в молодости, а тот, в свою очередь, знал Макфарлейнов. Это решение не блещет оригинальностью, но предполагает менее предвзятый и линейный подход, нежели избранный Лестрейдом: перво‑напрево – на место преступления, и точка. В каком‑то смысле Лестрейд с самого начала отмахивается от всех альтернативных вариантов. Зачем трудиться, искать, если все, что тебе понадобится, уже собрано в одном месте?

В значительной мере воображение – это установление неочевидных связей между элементами, поначалу кажущимися обособленными. Когда я была маленькой, родители однажды подарили мне необычную игрушку: деревянную палочку с отверстием в середине и кольцом в основании. Через отверстие была продета крепкая бечевка с деревянным шариком на каждом конце. Суть игры заключалась в том, чтобы снять кольцо с палочки. Поначалу задача выглядела пустяковой, пока я не сообразила, что бечевка с шариками не дает снять кольцо самым логичным способом, через верх палочки. Я применила силу. Потом еще раз. Попробовала действовать быстро – а вдруг фокус удастся? Я пыталась каким‑нибудь способом снять шарики с бечевки. Продеть шарики через кольцо, через которое их явно не продевали. Ничего не получалось. Даже самые перспективные решения оказывались ошибочными. Для того чтобы снять кольцо, следовало двигаться настолько окольным путем, что мне понадобились многочасовые попытки – в общей сложности целые дни, – чтобы наконец достичь цели. Потому что для нее требовалось, так сказать, прекратить попытки снять кольцо. Я всегда начинала с кольца, думая, что это правильный подход. Разве не в этом суть игры? Решение нашлось лишь после того, как я оставила кольцо в покое и абстрагировалась от него, чтобы изучить картину в целом и рассмотреть все ее возможности.

Мне тоже пришлось, фигурально выражаясь, сначала съездить в Блэкхит, чтобы понять, что произошло в Норвуде. В отличие от Лестрейда, у меня имелись четкие ориентиры: я не могла пропустить тот момент, когда загадка будет решена правильно. Стимуляция со стороны Холмса мне не требовалась. Я знала, что ошибаюсь, потому что сразу поняла бы, когда я права. Но далеко не все задачи отличаются такой четкостью. Не во всех есть упрямое кольцо, дающее всего два ответа: верный и неверный. Зато есть мешанина вводящих в заблуждение поворотов и ошибочных решений. В отсутствие напоминаний со стороны Холмса невольно подмывает и впредь теребить все то же кольцо и считать, что оно снимется, если удастся продвинуть его повыше по палочке.

Итак, Холмс едет в Блэкхит. Но на этом его готовность включиться в творческий процесс расследования не заканчивается. Для того чтобы подступиться к делу норвудского подрядчика так, как делает сыщик, и добиться тех же результатов, необходимо начать с непредвзятой точки зрения. Нельзя приравнивать самый очевидный ход событий к единственно возможному. В противном случае мы рискуем вообще не задуматься о множестве иных версий, среди которых может скрываться истинный ответ. Отказавшись от них, мы, вероятнее всего, падем жертвой злополучной предубежденности, лишь подкрепляющей наши представления, – как она действует, мы с вами уже рассмотрели в предыдущих главах.

В нашем примере Холмс не просто убежден, что Макфарлейн, скорее всего, невиновен: сыщик принимает во внимание и рассматривает ряд гипотетических сценариев, существующих только у него в голове, в итоге все доказательства, в том числе и главное, смерть подрядчика, оказываются не тем, чем выглядят. Для того чтобы понять истинный ход событий, Холмсу приходится сначала вообразить себе возможность такого хода. Не сделав этого, он был бы вынужден вслед за Лестрейдом повторить: «Вы что же, считаете, что Макфарлейн вышел среди ночи из тюрьмы специально для того, чтобы оставить еще одну улику против себя?» – и продолжить явно риторическим заявлением: «Я смотрю на вещи здраво, мистер Холмс, мне важны факты. Есть у меня факты – я делаю выводы».

Подобная демонстративная уверенность Лестрейда выглядит так неуместно именно потому, что он здравомыслящий человек, который переходит прямиком от улик к умозаключениям. Он забывает о критическом промежуточном этапе, который дает нам время поразмыслить, оценить другие варианты, задуматься о том, что могло произойти, пройтись по гипотетическим цепочкам мысленно – вместо того чтобы пользоваться только тем, что находится перед глазами. (Однако ни в коем случае не следует недооценивать значение предыдущего этапа, этапа наблюдений и заполнения пространства фрагментами информации, пригодными для дальнейшего использования. Холмс приходит к выводу насчет отпечатка пальца только потому, что знает: этот отпечаток он бы ни за что не проглядел. «Вчера, когда я осматривал прихожую, отпечатка здесь не было», – объясняет он Ватсону. Он полагается на свою наблюдательность, внимание, правильность устройства своего «чердака» и на его содержимое. Лестрейду, которому недостает такой подготовки и который подчиняется системе Ватсона, такая уверенность незнакома.)

Таким образом, отсутствие воображения может привести к ошибочным действиям (аресту невиновного или подозрениям в его адрес) и недостатку надлежащих действий (поисков истинного виновника). Если стремиться только к самому очевидному решению, правильное может вообще никогда не найтись.

Разум без воображения сродни ватсоновской системе, взявшей управление на себя. Он пытается разобраться в происходящем, что нам и требуется, но действует слишком поспешно и порывисто. Оценить и увидеть картину в целом невозможно (даже в тех случаях, когда решение оказывается весьма прозаическим), если не отступить от нее на шаг и не предоставить слово воображению.

Рассмотрим обратный пример – поведение Лестрейда. В рассказе «В Сиреневой сторожке» (The Adventure of Wisteria Lodge) Холмс делает редкий комплимент инспектору Бэйнсу: «Вы далеко пойдете в своей профессии. У вас есть чутье и интуиция». Чем же отличались действия Бэйнса от действий его коллег из Скотленд‑Ярда, если он заслужил такую похвалу? Бэйнс оценивает человеческую натуру вместо того, чтобы игнорировать ее, арестовывает не того человека, чтобы усыпить бдительность настоящего преступника. (Правда, доказательства против арестованного довольно весомы, их более чем достаточно для ареста, и Лестрейд считает, что под стражу взят именно преступник. В сущности, Холмс поначалу принимает совершенный Бэйнсом арест за грубый просчет в духе Лестрейда.) В этой прозорливости заключается одно из главных преимуществ подхода, неразрывно связанного с воображением: выход за рамки простой логики при интерпретации фактов и создание гипотетических альтернатив при помощи ее же. Лестрейду никогда не приходит в голову настолько усложнять процесс. Чего ради тратить усилия на арест одного человека, если закон предписывает арестовать совсем другого? Инспектор, лишенный воображения, способен мыслить исключительно прямолинейно.

В 1968 г. прыжки в высоту были популярным видом спорта. Разбегаешься, прыгаешь и преодолеваешь планку одним из нескольких способов. Поначалу спортсмены прыгали преимущественно «ножницами», а к шестидесятым годам получили распространение перешагивание, перекат и перекидной стиль с движением через планку лицом вниз. Но каким бы стилем ни прыгал спортсмен, одно оставалось неизменным: совершая прыжок, он был обращен лицом вперед. Только представьте себе прыжок вперед спиной. Это же нелепость.

Но Дик Фосбери считал иначе. Прыжки спиной вперед представлялись ему естественными. Во время учебы в старших классах он развивал этот новый стиль и к моменту поступления в колледж прыгал выше, чем прежде. Фосбери не знал точно, почему прыгает именно так, но, подумав, объяснял, что ему помогло вдохновение, исходящее с Востока, от Конфуция и Лао‑цзы. Дику Фосбери не было дела до того, как прыгают остальные. Он просто прыгал через планку и ощущал происходящее. Над ним подшучивали и смеялись. Фосбери и вправду выглядел нелепо (как и его источники вдохновения. Отвечая на вопросы корреспондента журнала Sports Illustrated, он сказал о своем подходе следующее: «О прыжках в высоту я вообще не думаю. Это позитивное мышление. Я просто помогаю свершиться тому, что происходит»). Разумеется, никто не ожидал, что он войдет в олимпийскую сборную США, а тем более победит на Олимпиаде. Однако он выиграл, установил американский и олимпийский рекорды и покорил планку на высоте 2,24 м (всего на 3,8 см ниже мирового рекорда).

Благодаря своему небывалому стилю, получившему название «фосбери‑флоп», Фосбери достиг того, о чем и не мечтали более консервативные спортсмены: он совершил настоящую революцию в отдельно взятом виде спорта. Даже после его победы многие считали, что он останется одиночкой, на виду у всего мира прыгающим через планку своим особенным, присущим только ему способом. Но с 1978 г. все мировые рекорды устанавливались исключительно спортсменами, прыгающими «фосбери‑флопом», а в 1980 г. тринадцать из шестнадцати олимпийских финалистов прыгали через планку спиной вперед. «Фосбери‑флоп» до сих пор остается господствующим стилем в прыжках в высоту. По сравнению с ним предшествующие стили выглядят устаревшими и неуклюжими. Почему никто не додумался найти им замену пораньше?

Разумеется, в ретроспективе любое подобное решение кажется интуитивно понятным. Но то, что сейчас выглядит абсолютно ясным, потребовало изобретательности и не имело прецедентов на момент появления. Никому не приходило в голову, что можно прыгать спиной вперед. Мысль об этом казалась абсурдной. А сам Фосбери? Он ведь не был даже одаренным прыгуном. Как говорит его тренер Берни Вагнер, «у меня есть метатель диска, который способен прыгнуть выше Дика». Все дело в подходе. В сущности, рекорд Фосбери выглядит бледно по сравнению с нынешним, 2,45 м, установленным Хавьером Сотомайором: достижение Фосбери не вошло даже в первую двадцатку. Но благодаря ему этот вид спорта в самом деле преобразился.

Воображение позволяет нам увидеть неочевидное – что убитый в действительности жив, что прыгать спиной вперед – перспективно, пусть взгляд при этом и не обращен в перспективу, или что коробочка кнопок может быть просто пустой коробочкой. Воображение помогает нам понять, что есть что и чем могло бы быть, даже в отсутствие весомых доказательств. Когда все детали прямо перед нами, как мы расставим их? Откуда узнаем, какие из них важнее прочих? Да, простая логика помогает проделать часть этого пути, но в одиночку ей не справиться, как не справиться и без свободного пространства.

В своем сопротивлении креативности мы, в сущности, лестрейды. Но все не так плохо: если что, наш внутренний Холмс всегда рядом. Наша неявная предубежденность может быть прочной, но все‑таки способна меняться, и ей вовсе незачем влиять на наше мышление в такой значительной степени, как сейчас.

Взгляните на этот рисунок.

 

Попробуйте соединить эти точки тремя линиями, не отрывая карандаш от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды. Кроме того, закончить рисовать надо в той точке, с которой начали. У вас в запасе три минуты. Вы уже справились? Если нет, не расстраивайтесь: не вы одни. Решить эту задачу вы не смогли вместе с 78 % участников исследований. А если справились, сколько времени вам понадобилось?

Задумайтесь: если я включу в поле вашего зрения лампочку, пока вы решаете задачу, скорее всего, вы решите ее, если не решили до сих пор. Целых 44 % участников эксперимента решали задачу, увидев вспыхнувшую лампочку, а при обычных условиях (таких же, в которых очутились сейчас вы) задача поддалась всего 22 % участников. Скорее всего, с лампочкой и вы решили бы ее гораздо быстрее. Лампочка активизирует связанные с озарениями концепции у нас в голове, при этом побуждает наш разум мыслить креативнее, чем обычно. Вот пример внешней активации в действии. Поскольку лампочка ассоциируется у нас с креативностью и озарениями, мы с большей вероятностью упорствуем в решении трудных задач и мыслим творчески, нелинейно, когда видим, как загорается лампочка. Все образы, которые хранятся у нас на «чердаке» рядом с образом «вспыхнувшей лампочки», «озарения», «эврики», активизируются, что, в свою очередь, помогает нам проявлять креативность в подходах.

Кстати, задача с точками решается вот так.

 

Возможно, естественный для нас склад ума тормозит нас, но простейшего внешнего активатора достаточно, чтобы наши мысли приняли совсем иное направление. Таким активатором не обязательно должна быть лампочка. Помогают и произведения искусства на стенах. И голубой цвет. И портреты знаменитых творческих личностей. Счастливые лица. Радостная музыка (и в сущности, почти все мыслимые сигналы). Растения, цветы, пейзажи. Все перечисленное усиливает нашу креативность незаметно для нас. Нам есть чему радоваться. Но если не считать вспыхивающих лампочек в голубых комнатах с портретами Эйнштейна и Джобса на стенах, под звуки радостной музыки, под которую мы, облачившись в белые одежды, поливаем прекрасные розы, какие еще способы приобрести поразительную способность Холмса к креативному мышлению наиболее эффективны?

Как важно уметь дистанцироваться Один из наиболее важных способов, помогающих мыслить, обращаясь к воображению, а не уподобляться Лестрейду, перескакивая от улик к умозаключениям, – умение дистанцироваться во всех смыслах этого слова. В «Чертежах Брюса‑Партингтона», довольно позднем деле Холмса, Ватсон отмечает:

 

...

«Одной из замечательных черт Шерлока Холмса была его способность давать отдых голове и переключаться на более легковесные темы, когда он полагал, что не может продолжать работу с пользой для дела. И весь тот памятный день он целиком посвятил задуманной им монографии «Полифонические мотеты Лассуса». Я не обладал этой счастливой способностью отрешаться, и день тянулся для меня бесконечно» [12].

 

Непросто заставить свой ум отстраниться, дистанцироваться от задачи. Уход от проблемы, которую необходимо разрешить, выглядит противоречащим интуиции. На самом деле неудивительно, что это умение присуще как Холмсу, так и другим глубоким мыслителям. Сам факт, что оно удивляет Ватсона (по его собственному признанию), во многом объясняет, почему доктор так часто терпит фиаско там, где его друг достигает успеха.

Психолог Яков Троп утверждает, что психологическое дистанцирование – одно из самых важных действий, которые можно предпринять, чтобы улучшить мышление и повысить качество принимаемых решений. Дистанция может быть разных видов: например, темпоральной, или временнóй (как по отношению к прошлому, так и к будущему); пространственной (насколько вы близки или удалены от объекта физически); социальной, или дистанцией между людьми (как этот объект воспринимает кто‑то другой); гипотетической, или дистанцией от реальности (как могло бы обстоять дело). Но все эти виды дистанций имеют нечто общее: все они требуют мысленного выхода за пределы текущего момента. Требуют отступить от него.

Троп утверждает: чем дальше мы дистанцируемся, тем более общим и отвлеченным становится наше видение и наша интерпретация; и чем дальше мы отходим от своей прежней точки зрения, тем обширнее становится картина, которую мы можем рассмотреть. И наоборот, когда мы вновь подступаем ближе, наши мысли становятся более конкретными, специфическими, практическими, и чем ближе мы оказываемся к нашему эгоцентрическому взгляду, тем более ограниченная и меньшая по масштабам картина открывается нам. В свою очередь, наш уровень интерпретации влияет на нашу оценку ситуации и выбор нами способа взаимодействия с ней. Он отражается на наших решениях и нашей способности решать задачи. И даже меняет способ обработки информации нашим мозгом на нейронном уровне (а именно способствует вовлеченности в процесс нашей префронтальной коры и медиальной височной доли; подробнее об этом поговорим далее).

По сути дела, психологическое дистанцирование помогает осуществить одну важную задачу: задействовать систему Холмса. Оно способствует спокойному размышлению. Доказано, что дистанцирование улучшает когнитивную деятельность – от решения реальных задач до способности к самообладанию. Детям, пользующимся методами психологического дистанцирования (например, представляющим зефир в виде пушистых облаков; об этой методике мы подробно поговорим в следующем разделе), удается успешнее отсрочить удовольствие и дождаться более существенной, хоть и более поздней награды. Взрослые, которым советовали отстраниться и оценить ситуацию с более общей точки зрения, высказывали более точные суждения и оценки, демонстрировали изменение субъективной оценки к лучшему и снижение эмоциональной реактивности. Люди, пользующиеся дистанцированием в типичных сценариях решения проблем, опережают тех, кто в большей мере погружен в ситуацию. А те, кто дистанцируется при оценке политических вопросов, справляются с ней лучше, и такая оценка выдерживает испытание временем.

Можно воспринимать подобные упражнения как сборку большого и сложного пазла. Коробка потерялась, поэтому вы не знаете, что именно собираете, вдобавок за годы к фрагментам одного пазла примешались другие, разрозненные, поэтому вы не знаете даже, какие фрагменты к чему относятся. Для того чтобы собрать пазл, необходимо прежде всего составить представление о картине в целом. Некоторые фрагменты найдутся сразу же: уголки, края, явно сочетающиеся друг с другом цвета и рисунки. Не успев опомниться, вы поймете, к какому результату движется процесс, а также куда и как впишутся оставшиеся фрагменты. Но вам ни за что не справиться с этой задачей, если поначалу вы не дадите себе времени, чтобы разложить фрагменты, выбрать из них подходящие для первых шагов и попытаться представить себе уже законченную, собранную картину. Складывать отдельные фрагменты, выбирая их наугад, можно до бесконечности, это занятие вызовет излишнее раздражение, и, возможно, вы так и не сумеете довести дело до конца.

Необходимо научиться действовать так, чтобы два элемента – конкретные, специфические фрагменты (их рисунки и цвета, сигналы и намеки) и общий вид (впечатление, которое создается ощущением картины как единого целого) – действовали вместе, помогая вам собрать пазл. Без обоих невозможно обойтись. При складывании фрагментов требуется пристальное внимание, а понять, насколько они сочетаются друг с другом, можно только с помощью воображения, дистанцируясь от получившейся картины. Подразумевается любое дистанцирование Тропа – временнóе, пространственное, социальное, гипотетическое, – тем не менее дистанция должна быть.

Когда я была маленькой, я часто играла в «данетки» – разновидность загадок. Один из участников описывал несложную ситуацию (в детстве мне особенно нравилась такая: Джо и Мэнди лежат на полу, оба мертвы. Вокруг битое стекло, лужица воды и бейсбольный мяч. Что произошло?), остальные пытаются разгадать загадку, задавая вопросы таким образом, чтобы на них можно было ответить только «да» или «нет». Я могла играть часами, и окружающим приходилось вместе со мной предаваться этому довольно странному времяпрепровождению.

В то время я воспринимала эти загадки как развлечение, способ скоротать время и проверить свои способности сыщика и любила их отчасти потому, что убеждалась: я в состоянии справляться с такими задачами. Только теперь я понимаю, насколько изобретателен на самом деле этот метод наводящих вопросов с вынужденным выбором ответов: он заставляет отделять наблюдения от умозаключений, нравится нам это или нет. Можно сказать, что в загадках есть встроенная маршрутная карта, на которой показано, как добраться до решения – постепенно, делая частые перерывы, чтобы воображение успело обобщить полученную информацию и заново переформатировать уже известную. Нельзя просто нестись вперед, не разбирая дороги. Надо наблюдать, усваивать, не торопиться, рассматривая возможности, менять углы зрения, пытаться поместить элементы в соответствующий контекст, смотреть, не был ли сделан ранее ошибочный вывод. «Данетки» заставляют дистанцироваться в воображении. (В загадке про Джо и Мэнди оба они – золотые рыбки. Бейсбольный мяч влетел в окно и разбил аквариум.)

Но как создавать дистанцию в отсутствие таких встроенных подсказок? Как противостоять свойственному Ватсону недостатку отстраненности, как научиться, подобно Холмсу, знать, когда и как вывести мозг из игры и дать уму какую‑нибудь пищу полегче? Оказывается, даже проявления таких врожденных свойств, как креативность и воображение, можно разбить на шаги, помогающие преодолеть границу между замешательством и готовым решением.

Дистанцирование с помощью смены деятельности

Скажите, что такое «задача на три трубки»? Она явно не входит в список распространенных типов задач, какие можно встретить в литературе по психологии. А между тем ее пора бы включить туда.

В «Союзе рыжих» (The Red‑Headed League) перед Шерлоком Холмсом возникает необычная головоломка, на первый взгляд не имеющая обоснованного решения. Зачем понадобилось выделять человека из числа прочих только за цвет волос, а потом платить этому человеку за то, чтобы он просиживал в закрытой комнате часы напролет?

Когда обладатель огненно‑рыжих волос мистер Уилсон покидает Холмса, предварительно рассказав свою историю, Холмс сообщает Ватсону, что медлить с этим случаем нельзя. «Что вы собираетесь делать?» – спрашивает Ватсон, как всегда, торопящийся узнать, каким образом будет раскрыто дело. Ответ Холмса звучит неожиданно:

 

...

«– Курить, – ответил он. – Это задача как раз на три трубки. Я прошу вас минут пятьдесят не разговаривать со мной.

Он скрючился в кресле, подтянув худые колени к ястребиному носу, и долго сидел в такой позе, закрыв глаза и выставив вперед черную глиняную трубку, похожую на клюв какой‑то странной птицы. Я уж подумал было, что он заснул, да и сам начал дремать, но тут он вскочил, словно человек, принявший твердое решение, и положил трубку на камин».

 

Это и есть задача на три трубки: та, которая требует каких‑нибудь иных действий, кроме непосредственно размышлений о задаче. Например, курить трубку, в сосредоточенном молчании, на протяжении всего времени обдумывания. Предположительно задачи делятся на те, которые решаются за время выкуривания одной трубки, и так далее, вплоть до тех, которые можно решить за время, необходимое для выкуривания максимального количества трубок, чтобы при этом не стало дурно и все усилия не пропали даром.

Конечно, ответ Холмса подразумевает нечто большее. Для него трубка – не что иное, как средство, причем одно из многих, которое применяется с целью создать психологическую дистанцию между собой и непосредственной задачей, чтобы наблюдения (в данном случае сделанные на основании рассказа посетителя и его внешности) проникли в голову и соединились там с содержимым «мозгового чердака» без лишней спешки, а мы наконец узнали, каким должен быть следующий шаг в расследовании. Ватсон предпочел бы сразу что‑нибудь предпринять, на это указывает его вопрос. Но Холмс ставит между собой и задачей трубку. Он дает своему воображению время, чтобы оно без помех могло выполнить свою работу.

Да, трубка – всего лишь средство для достижения цели, тем не менее значительное, материальное средство. Важно то, что в данном случае мы имеем дело с реальным объектом и реальной деятельностью. Смена деятельности на вроде бы никак не связанную с задачей, которую требуется решить, – один из наиболее благоприятных элементов для создания дистанции, необходимой воображению. И действительно, к этой тактике Холмс прибегает часто и успешно. Он не только курит трубку, но и играет на скрипке, посещает оперу, слушает музыку – все это предпочтительные для него механизмы дистанцирования.

Важна не столько деятельность как таковая, сколько ее физическая природа и способность направить мысли по иному пути. Для этого деятельности надлежит обладать несколькими характеристиками: она не должна быть связана с задачей, которую предстоит решить (если вы расследуете преступление, не следует переключаться на расследование другого преступления; если обдумываете важную покупку, не стоит идти покупать что‑то другое и т. п.); она не должна требовать чрезмерных усилий с вашей стороны (к примеру, если вы попытаетесь освоить новый навык, мозг будет настолько поглощен этим занятием, что не сумеет высвободить ресурсы, необходимые для раскопок на «чердаке»; а как же игра Холмса на скрипке, спросите вы? Если вы не виртуоз, подобно ему, не стоит выбирать данный конкретный путь); вместе с тем эта деятельность должна так или иначе увлекать вас (если бы Холмс терпеть не мог курить трубку, три трубки, выкуренные ради решения задачи, вряд ли принесли бы ему пользу; точно так же, если бы он считал курение трубки скучным занятием, его разум от скуки вряд ли был бы способен работать по‑настоящему, на любом уровне, или же Холмс, подобно Ватсону, так и не смог бы абстрагироваться от задачи).

Переключаясь или отвлекаясь, мы, в сущности, вытесняем задачу, которую пытаемся решить, из сознания в подсознание. Даже если нам кажется, что мы заняты чем‑то другим (и действительно, наши нейронные сети, относящие к вниманию, увлечены другой деятельностью), на самом деле наш мозг, не останавливаясь, работает над первоначальной задачей. Возможно, мы покидаем свой «мозговой чердак», чтобы выкурить трубку или сыграть сонату, но в «рабочей» зоне «чердака» продолжается кипучая деятельность: компоненты его содержимого извлекаются на свет, проверяются различные комбинации, оцениваются разнообразные подходы.

Неспособность Ватсона создать дистанцию между собой и расследуемым делом может объясняться тем, что он пока не нашел подходящего, увлекательного, но не слишком захватывающего занятия в качестве замены. В некоторых случаях он пытается читать. Эта задача слишком сложна: ему не только не удается сосредоточиться на чтении, в результате чего теряется интерес к этому занятию, – он не может запретить себе мысленно возвращаться к тому самому делу, думать о котором ему не следует. (Что касается Холмса, для него чтение – действительно пригодный способ дистанцироваться: помните «Полифонические мотеты Лассуса»?) В других примерах Ватсон просто сидит в задумчивости. И сам признаёт, что это слишком скучно, поэтому вскоре начинает клевать носом.

Так или иначе, попытка дистанцироваться проваливается. Разум просто не занимается тем, чем следовало бы, – не дистанцируется от нынешнего окружения и не задействует таким образом более рассеянную нейронную сеть внимания (ту самую сеть, которая активна по умолчанию, когда наш мозг находится в состоянии покоя). Эта проблема противоположна той, которую мы рассматривали в предыдущей главе, – склонности отвлекаться. А теперь Ватсон не может отвлечься в достаточной мере. Ему следовало бы отвлечься от расследования, а вместо этого он позволяет расследованию отвлекать его от выбранных способов отвлечься, в итоге не может воспользоваться преимуществами сосредоточенных размышлений или рассеянного внимания. Отвлекаться не всегда плохо. Все зависит от времени и специфики. (Примечательный факт: решение задач, в которых требуются догадки, дается нам лучше в состоянии усталости или интоксикации. Почему? Наши исполнительные функции подавлены, поэтому информация, которая в обычных условиях кажется отвлекающей, уже не отсеивается. Таким образом, мы лучше улавливаем отдаленные ассоциации.) В предыдущей главе речь шла о бессмысленном отвлечении, в этой же, напротив, об отвлечении осмысленном.

Но для того, чтобы оно оставалось эффективным, важно правильно выбрать вид деятельности, будь то курение трубки, игра на скрипке, посещение оперы или что‑нибудь совершенно иное. То, чем можно увлечься и таким образом полностью отвлечься, но при этом не настолько захватывающее занятие, чтобы оно препятствовало неосознанным размышлениям. Как только вы найдете себе излюбленное занятие, у вас появится возможность в соответствии с ним классифицировать задачи и решения: задача на три трубки, на две части симфонии, на одно посещение музея – словом, суть вы уловили.

Вообще‑то есть один вид деятельности, как будто специально предназначенный для работы. Вдобавок он прост: это ходьба (именно ею занимался Холмс, когда к нему пришло озарение в рассказе «Львиная грива» (The Lion Mane)). Неоднократно доказано, что ходьба стимулирует творческое мышление и способность к решению задач, особенно если эта ходьба происходит на лоне природы – например, в лесу, а не в городской среде (однако в любом случае ходьба лучше, чем ничего, помогает даже прогулка по обсаженной деревьями улице). После прогулки у людей улучшается способность решать задачи, они дольше сохраняют упорство при выполнении сложных заданий, им проще уловить решение, подсказанное интуицией (например, когда требуется соединить четыре точки, как в задаче, предложенной вам ранее). И все это благодаря ходьбе мимо деревьев под открытым небом.

И действительно, на природе ощущение хорошего самочувствия и благополучия усиливается, а это ощущение, в свою очередь, способствует решению проблем и творческому мышлению, изменениям внимания и механизмов когнитивного контроля в мозге так, что у нас возникает склонность пользоваться преимуществами воображения, более сходного с воображением Холмса. Прогулку даже можно заменить (в те моменты, когда напряжение слишком велико, поэтому мы, подобно Ватсону, вообще не в состоянии сосредоточиться на каком‑либо деле) просмотром снимков с пейзажами на экране. Неидеальное решение, но в крайнем случае и оно подойдет.

Date: 2015-09-02; view: 226; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию