Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление системы помощи лицам с отклонениями в развитии в России





В православии сложились гуманные традиции в отношении людей с отклонениями в развитии. Издавна убогие, юродивые находили приют в церквах, монастырях. Забота и опека страждущих и обездоленных на Руси традиционно была свойственна и простому народу, и присутствовала в официальных действиях церкви и государственной власти. В Уставе о Православной церкви, утвержденном киевским князем Владимиром Святославичем (996), вменялось в обязанность церкви заботиться об убогих, нищих и юродивых.

В XI в. Киево‑Печерская лавра становится прибежищем для калек и слабоумных; то же самое можно сказать о деятельности монастырей и церквей по всей Киевской Руси.

В начале XII века в «Поучении князя Владимира Мономаха своим детям» указывается, что следует не забывать убогих, подавать милостыню сиротам и защищать их.

Однако на Руси, так же как и в Европе, отношение к убогим, нищим, калекам было неоднозначным. Когда их становилось особенно много (после войн, экологических катастроф), передвижение их пытались ограничить. Для них при монастырях открывали богадельни. В «Стоглавый судебник» (1551) при Иване Грозном была внесена статья о необходимости попечения больных и нищих, «кои одержимы бесом и лишены разума». Их рекомендовалось помещать в монастыри, чтобы они не были «пугалом для здоровых».

В период царствования Екатерины II разрабатывается ряд законодательных актов, направленных на дальнейшее развитие общественного призрения; создаются государственные структуры для организации специальных учреждений и управления ими.

Система специального образования детей с отклонениями в развитии зародилась в 1797 г., когда было учреждено ведомство императрицы Марии Федоровны, объектом особого внимания которого стали детские приюты.

Французский тифлопедагог В. Гаюи, приглашенный в Россию Александром I, открыл первые специальные учебно‑воспитательные учреждения: опытное училище для 12 глухонемых детей (1806, Павловск); школу для слепых (1807).

В России, как и в Европе, развиваются несколько направлений помощи детям с отклонениями в развитии:

христианско‑благотворительное – приюты, богадельни, дома призрения;

лечебно‑педагогическое – специальные отделения при больницах, школы‑санатории;

педагогическое – детские ясли и сады, школы, колонии.

Основой финансирования учреждений специального образования являлись благотворительные средства.

Первые лечебно‑просветительные учреждения в России появляются в XIX в. В 1854 г. в Риге доктор Фридрих Пляц открыл первое в Росси лечебно‑педагогическое частное учреждение для умственно отсталых и эпилептиков, где помимо лечебных мероприятий проводились занятия по системе Э. Сегена. В Петербурге подобные учреждения для слабоумных были открыты силами энтузиастов – Екатерины Константиновны Грачевой, супругов – врачей Ивана Васильевича и Екатерины Хрисанфовны Маляревских. В Москве первые вспомогательные классы были открыты по инициативе Марии Павловны Постовской. У истоков отечественной коррекционной педагогики стояли видные ученые: А.И. Граборов, Л.К. Шлегер, К.Н. Корнилов. Самоотверженным организатором специального образования в России был В.П. Кащенко (1870–1943), который в 1908 г. открыл в Москве «Школу‑санаторий для дефективных детей». Его книга «Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков» была переиздана в 1994 г. и до сих пор является востребованной среди педагогов, дефектологов и родителей.

В начале XX в. в России функционировало около 4,5 тыс. благотворительных организаций и 6,5 тыс. учреждений для социальной поддержки детей, в том числе с отклонениями в развитии.

По утверждению Н.Н. Малофеева, в дореволюционной России не была оформлена система специального образования, но была создана сеть специальных образовательных учреждений.

К 1907 г. действовало 61 заведение для глухих; к 1914 г. создано около 30 приютов и учебных заведений для незрячих; к 1917 г. во многих регионах России были организованы вспомогательные школы, приюты, врачебно‑воспитательные заведения, в которых воспитывалось около 2 тыс. детей с различными умственными недостатками.







Date: 2015-09-02; view: 399; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию