Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тридцать шесть
Шепот в темноте. — Ты ведь не будешь учить его эгоизму, правда? На часах горело 3:20. Откуда Лесли узнала, что я не сплю? Откуда олень знает о том, что в его лесу бесшумно упал лист? Она услышала, как изменилось мое дыхание. — Я не учу его ничему, — прошептал я в ответ. — Я говорю ему то, что считаю истинным, а он должен сам выбрать то, что ему нужно. — Почему ты шепчешь? — спросила она. — Я не хочу тебя разбудить. — Ты уже разбудил, — прошептала она. — Твое дыхание изменилось минуту назад. Ты думаешь о Дикки. — Лесли, — сказал я, проверяя ее. — Что я делаю сейчас? Она прислушалась в темноте. — Ты моргаешь глазами. — НИКТО НЕ В СОСТОЯНИИ УГАДАТЬ В ТЕМНОТЕ, ЧТО КТО‑ТО ДРУГОЙ МОРГАЕТ! Молчание. Потом шепот. — Хочешь, чтобы я извинялась за свой хороший слух? Я вздохнул. Короткий вызывающий шепот. — Я не собираюсь этого делать. — А что я делаю сейчас? — Не знаю. — Я улыбаюсь. Она повернулась ко мне и обвила себя моей рукой в темноте. — О чем ты подумал, что это тебя разбудило? — Ты будешь смеяться. — Не буду. Честное слово. — Я думал о добре и зле. — О, Риччи! Ты просыпаешься в три часа ночи, думая о добре и зле? — Ты все‑таки смеешься? — спросил я. Она смягчилась. — Я просто спросила. — Да. — О чем ты думал? — спросила она. — О том, что я впервые понял… их не существует. — Не существует добра и зла? — Нет. — Что же тогда? — Существуют счастье и несчастье. — Счастье — это добро, а несчастье — зло? — Абсолютно субъективно. Это все только в нашей голове. — Тогда что значит быть счастливым или быть несчастным? — Что это значит для тебя? — спросил я. — Счастье — это радость! Огромное удовольствие! Несчастье — это депрессия, безнадежность, отчаяние. Мне следовало бы знать. Я было предположил, что ее слова будут и моими: счастье — это ощущение благополучия, несчастье — его отсутствия. Но моя жена всегда была более пылкой, чем я. Я сказал ей свое определение. — Думаешь, только чувства благополучия достаточно? — спросила она. — Мне нужно определение, в котором не было бы пятидесятифутовой пропасти между вершиной счастья и дном несчастья. Как бы ты назвала то, что находится между ними? — Я бы назвала это «Все хорошо». — У меня нет такого чувства, — сказал я.У меня есть чувство благополучия. — О'кей, — сказала она. — Что дальше? — Помоги мне найти любую ситуацию, в которой Добро не совпадает в сердце со словами «делает меня счастливым». Или ситуацию, в которой Зло не совпадает со словами «делает меня несчастным». — Любовь — это добро, — сказала она. — Любовь делает меня счастливым, — ответил я. — Терроризм — это зло. — Милая, ты способна на большее. Терроризм делает меня несчастным. — Добро, когда мы с тобой занимаемся любовью, — сказала она, прижимаясь ко мне в темноте своим теплым телом. — Это делает нас счастливыми, — сказал я, отчаянно цепляясь за интеллект. Она отстранилась. — Риччи, к чему ты ведешь? — Как бы я на это ни смотрел, выходит, что мораль определяем мы сами. — Конечно, — сказала она. — И это тебя разбудило? — Разве ты не понимаешь, Вуки? Добро и зло — не то, что нам внушили родители, церковь, государство или кто‑нибудь еще! Каждый из нас сам решает, что ему считать добром, а что — злом. Автоматически — выбирая, что он хочет делать! — Ого, — сказала она. — Пожалуйста, никогда не пиши об этом в своих книгах. — Я только размышляю. И странно, что я никак не могу это обойти. — Пожалуйста… — Вот, к примеру, —сказал я, — в Книге Бытия о сотворении мира сказано так: И увидел Бог, что это хорошо. — Ты хочешь сказать, это значит, что Бог был счастлив? — Конечно! — Ты же не веришь в Бога, тем более в такого, который способен видеть, — сказала она, — или в котором чувства больше, чем в арифметике. Как же твой Бог может быть счастлив? — Автор Бытия, глупец, не посоветовался со мной, прежде чем взяться за перо. В его книге Бог полон чувств — радуется и печалится, сердится, интригует и мстит. Добро и зло не были абсолютами, они были мерой счастья Бога. Он писал эту историю и думал: «Если мне кажется, что от этого Бог был бы счастлив, я назову это „добром“». Меня раздражала темнота. — Мне необходимы примеры ситуаций, в которых люди используют слова «добро» и «зло», но сейчас темно и я не могу их искать. — Это хорошо. — Это делает тебя счастливой? — спросил я. — Конечно. Иначе бы ты уже был на ногах, включая свет, компьютер, доставая книги и болтая без умолку, и нам пришлось бы не спать всю ночь. — То есть ты счастлива, что сейчас темно, и я, по всей вероятности, не смогу беспокоить тебя своими разглагольствованиями о добре и зле всю ночь. Для тебя это действительно «хорошо». — Только не вздумай написать об этом, — сказала она. — Иначе каждый экстремист… нет, каждый «нормальный» человек в стране, бодрствующий допоздна, будет занят пропусканием твоих книг через измельчитель. — Лесли, в этом нет ничего, кроме любопытства. Осознание того, что мораль — дело сугубо личное, вовсе не превращает ее в нечто противоположное; мы не становимся маньяком‑убийцей в ту же секунду, как осознаем, что можем им стать, если захотим. Мы рассудительны, добры, вежливы, любим друг друга, рискуем своей жизнью, чтобы выручить кого‑то из беды, потому что нам нравится быть такими, а не потому, что мы боимся вызвать Божий гнев или отцовское неодобрение. Мы в ответе за наш характер, а не Бог или родители. Она была непреклонна. — Пожалуйста, не надо. Если ты напишешь, что добро — это то, что делает нас счастливыми, что получится? «Ричард Бах пишет, что добро — это то, что делает нас счастливыми. Я люблю красть поезда, значит, кража поездов — это добро. Как можно преследовать меня за то, что я совершил добро, притащив домой локомотив компании в сумке для завтраков? Как‑никак, а это — идея Ричарда Баха». И ты будешь сидеть на скамье подсудимых рядом с каждым счастливым железнодорожным вором… — Тогда я вынужден буду свидетельствовать в суде, — сказал я. — Ваша честь, прежде чем перейти к обвинению, примите во внимание последствия. Допустим, нам доставит огромное удовольствие смыться с чужой дизельной турбиной, то есть на момент совершения такой поступок будет казаться нам добром. Но, на самом деле, добром для нас он будет только в том случае, когда его последствия тоже доставят нам удовольствие, иначе нам следует отказаться от подобной выходки. Она вздохнула, храня невысказанными нетерпеливые вопросы. — Прошу снисхождения. Ваша честь, — сказал я. — Каждое действие имеет вероятные, возможные и непредвиденные последствия. Когда все эти последствия совпадают с интересами длительного благополучия лица, совершающего данное действие, тогда добро проистекает как из самого действия, так и из каждого его последствия в отдельности. «Вероятно, меня не поймают» — не тоже самое, что «То, что я сейчас собираюсь сделать, принесет мне ощущение благополучия на всю мою жизнь». Ваша честь, я заявляю, что, если уж подсудимый имеет несчастье находиться здесь, в зале суда, то в действительности он не действовал в соответствии со своими интересами, пряча этот локомотив в свою сумку для завтраков, поэтому сейчас он, по определению, обвиняется также в глупости, раз его кражу удалось раскрыть! — Изобретательно, — сказала Лесли. — Но как быть с тем, что добро определяется на основе всеобщего соглашения, что добро — это то, что большинство людей на протяжении многих веков находили положительным и жизнеутверждающим? И подумал ли ты о том, что провести остаток жизни в суде, изобретая подобные аргументы, может не совпасть с твоими собственными интересами и, следовательно, быть Злом? Может, оставим это и будем наконец спать? — Если большинство людей считают добром убивать пауков, — сказал я,значит, мы творим зло, отпуская их? Мы что, должны жить в соответствии с мнением большинства? — Ты прекрасно понимаешь, о чем я. — Прочитай в словаре, — сказал я. — Каждое слово в определении какого‑либо качества — обтекаемо. Добрый — это правильный, это нравственный, это приличный, это справедливый, это добрый. Но в примерах — совсем другое дело: в каждом используется сочетание «делает меня счастливым»! Принести словарь? — Пожалуйста, не надо, — попросила она. — Как ты приняла войну во Вьетнаме, Вуки? Президент и большинство людей считали ее справедливой. Так считал и я до того, как познакомился с тобой. Мысль о том, что мы защищаем невинную страну от злого агрессора, доставляла большинству из нас удовольствие. Но не тебе! То, что ты узнала об этой войне, совсем не доставило тебе удовольствия — ты стала организатором антивоенного комитета, концертов и матчей… — Ричи? — Да? — Вполне возможно, что ты прав во всем, что касается добра и зла. Давай поговорим об этом завтра. — Всякий раз, когда мы восклицаем Отлично!, это означает, что наше ощущение благополучия возросло, всякий раз, когда мы восклицаем Черт! или О, нет, только не это!, мы имеем в виду, что оно уменьшилось. Каждый час мы отслеживаем в себе хорошее и плохое, правильное и неправильное. Мы можем прислушиваться к себе непрерывно, минута за минутой, и создавать собственную этику! — Сон — это добро, — сказала она. — Сон доставил бы мне удовольствие. — Если бы я лежал здесь в кромешной тьме и рассматривал все мыслимые примеры, подразделяя «делает меня счастливым» на хорошее, правильное, превосходное, великолепное и прекрасное, а «делает меня несчастливым» — на злое, плохое, неправильное, ужасное, греховное и испорченное, это не дало бы тебе уснуть? Она свернулась у меня под боком, зарывшись головой в подушку. — Нет. Пока ты не начнешь моргать. Лежа в темноте, я тихо улыбнулся.
Date: 2015-09-02; view: 253; Нарушение авторских прав |