Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Заместитель Министра М.В. Дулинов ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Документ: действует Приложение УТВЕРЖДЕНЫ приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 г. N 74 ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 В части I «Начальное общее и основное общее образование» базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации «Начальное общее образование» изложить в следующей редакции: «БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН для образовательных учреждений Российской Федерации НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Учебные предметы Количество часов в год II III IV 102 102 102 68 68 68 (136 (102 (102 ))) 68 68 68 136 136 136 Русский язык Литературное чтение Родной язык и литература Иностранный язык Математика
Окружающий мир (человек, природа, общество) Искусство (Музыка и ИЗО) Технология (Труд) Физическая культура Основы религиозных культур и светской этики Итого: Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения (6-дневная учебная неделя) Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной 884 884 884 учебной неделе Региональный (национально-региональный) компонент и компонент 136 102 68 образовательного учреждения (5-дневная учебная неделя) Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной 782 782 782 учебной неделе
<'>При расчете часы, отведенные на преподавание «Родного языка и литературы», засчитываются в региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.». В данных материалах представлены вопросы, заданные от имени родителей участниками межрайонных семинаров-практикумов, организованных КОИРО и ответы на них, выработанные в ходе интерактивной работы 6, 8, 10 и 15 сентября 2010 г. (Вопросы в большинстве случаев воспроизводятся без изменений, т.е. таким образом, как они были сформулированы теми, кто их задавал). Вопросы, требующие однозначного ответа: Можем ли мы сами выбрать учителя? Курс ОРКСЭ является курсом, входящим в состав федерального Базисного образовательного плана и учебного плана школ наряду с другими основными предметами, такими как математика, русский язык и т.д. Поэтому выбор учителя для преподавания модулей курса ОРКСЭ происходит таким же образом, как и для преподавания других основных предметов. Родители имеют право организованно предлагать на суд администрации школы свое мнение, но решение о назначении преподавателя принимает администрация. Однако, на наш взгляд, если в школе работает педагог, имеющий положительный опыт преподавания предметов духовно-нравственного цикла в составе регионального или школьного компонента содержания образования («Православная культура», «Истоки», «Живое слово», «Русские умельцы», «Русская художественная культура», «Отечественная история») и прошедший
соответствующую подготовку (повышение квалификации) в УМЦ духовно-нравственного и патриотического воспитания и образования КОИРО, то родители имеют достаточно оснований предлагать администрации школы направить на курсы преподавателей ОРКСЭ именно этого педагога. Что делать, если ребенок желает изучать все модули? Может ли ребенок изучать два модуля? Одновременное изучение двух или более модулей курса ОРКСЭ одним ребенком не предусмотрено условиями апробации. Почему ОПКне преподают священники? Будут ли эти уроки посещать священнослужители? Каждый должен быть на своем месте и выполнять свои непосредственные функции. Священник -это служитель культа и миссионер. Он, имея диплом духовной семинарии или духовной академии, может преподавать в духовных школах соответствующие курсы. Для того чтобы священник мог официально работать в муниципальном или государственном общеобразовательном учреждении, он должен иметь педагогическое образование и соответствующий диплом государственного образца. Такие священники есть, но их очень мало. К тому же они, как правило, весьма заняты исполнением своих непосредственных обязанностей. Поэтому священник, преподающий ОПК в муниципальной школе - явление в принципе возможное, но только в качестве редкого исключения. Модуль ОПК должны преподавать педагоги-профессионалы, прошедшие специальную подготовку. Это их непосредственный функционал. Будут ли эти уроки посещать священнослужители, зависит от того, каким образом выстроится взаимодействие между школой и приходом, пытающимся осуществлять сотрудничество с данной школой. Приход может оказывать методическую помощь преподавателю ОПК, помогать администрации школы в консультировании родителей и в сопровождении педагога. Священник может участвовать в беседах с учащимися (но не проводить уроки по программе модуля), организовывать экскурсии в храме и т.д. Это возможно на основании последних нормативных документов федерального и регионального уровня, однако должно быть обязательно согласовано администрацией школы и преподавателем, заранее спланировано и реализовано в соответствии с взаимно оговоренными условиями. Священник не может произвольно (без такого согласования) настаивать на своем присутствии на занятиях. Могу ли я как родитель посещать эти уроки? Вы можете как родитель посещать уроки ОРКСЭ на тех же основаниях, что и занятия по другим основным предметам, т.е. с разрешения администрации школы и учителя. Как быть, если ни родители, ни дети не хотят изучать этот курс? А можно вообще отказаться? Как быть, если ни родители, ни дети не хотят изучать курс физики или истории Древнего мира? Попытайтесь ответить сами. Комплексный учебный курс ОРКСЭ обязателен для изучения, но имеет в своем составе шесть модулей, которые способны удовлетворить запросы представителей подавляющего большинства населения России, т.к. они ориентированы на основные культурные традиции народов, населяющих ее, и отражают основные мировоззренческие устои граждан РФ - от традиционных религиозных до нерелигиозных (атеистических). Вообще отказаться нельзя. Можно выбрать модуль, содержание которого соответствует Вашему
мировоззрению. Не будут ли моего ребенка приобщать к религии? Не будет ли религиозное мировоззрение навязываться моему ребенку? Религиозное воспитание как таковое не является целью курса ОРКСЭ. Все модули курса основаны на светском культурологическом подходе к их преподаванию. Т.е. курс не предполагает религиозной практики. В ходе преподавания его модулей дети не приобщаются к религиозным обрядам, не участвуют в отправлении религиозного культа. Вместе с тем необходимо понимать, что культура - это далеко не только и не столько искусство. Культура - это уклад жизни народа, семьи, человека. Это представление об окружающем мире, о рождении, воспитании, становлении личности, взаимоотношениях в обществе, о смерти, на основе которых выстраивается образ жизни человека, его быт в том числе. В каждой культуре эти представления особенные. Их особенности определяются той или иной картиной мира (одной из религиозных или атеистических). Существует научный термин - культурообразующая религия. Поэтому культурологический подход предполагает изучение корней и плодов той или иной культурной традиции. Хотя приобщения к религиозному обряду при этом не происходит, но представления об устройстве мира, месте человека в нем, нормах взаимоотношений между людьми преподносятся в рамках одной из культурообразующих религиозных традиций (православия, ислама, буддизма, иудаизма). Или в рамках нерелигиозной (атеистической) этики. К какой именно мировоззренческой основе (одной из религиозный или атеистической) в образовательном учреждении будет приобщаться Ваш ребенок, зависит только от Вас. Модуль выбираете Вы сами. Почему модуль выбираем мы, а не дети? Модуль выбирают родители, а не дети, потому что согласно Закону РФ «Об образовании» именно родители до достижения детьми 15-тилетнего возраста являются их законными представителями перед лицом государственных и муниципальных органов, в том числе перед школой. Однако Вы имеете полное право посоветоваться с Вашим ребенком, прежде чем сделаете выбор. Вопросы, которые требуют обсуждения и выработки согласованной позиции родительского и педагочгеиского сообщества в ОУ Будет ли организовано обучение, если модуль выбрал один человек? Будет ли мой ребенок обучаться модулю, если он (ребенок) будет единственным в своем выборе? Школа обязана обеспечить преподавание модуля, даже если его выбрал только один человек (одна семья). Однако оплата часов осуществляется на основе принципа подушевого финансирования. Это означает, что оплачивается один час учебного плана на один класс, вне зависимости от того, на сколько групп делится класс. Школа и родительское сообщество должны выработать совместное решение, каким образому будут решаться вопросы организации преподавания выбранных модулей. Вопрос можно решить, например, формированием групп в параллели 4-х классов, соотвественно количеству выбранных модулей. Мой ребенок хочет изучать ОПК, но я по своим взглядам атеист и против этого. Как быть? Для того чтобы не ошибиться в выборе, постарайтесь сначала хорошо разобраться в том, что собой представляет каждый из интересующих Вас модулей. В этом Вам помогут учитель, прошедший
специальную подготовку, книга для родителей, материалы учебников и электронных пособий. На Вашем месте не следовало бы отказываться и от консультации с представителем прихода РПЦ, который в рамках сотрудничества будет помогать школе в осуществлении преподавания модуля ОПК. Главное помните, что Выбор остается за Вами и этот выбор очень ответственен. Зачем это надо именно моему ребенку? Как повлияет изучение модуля на моего ребенка? Каждый из модулей (предметов) ОРКСЭ имеет ярко выраженный воспитывающий характер. Школа возвращается к тому, что берет на себя воспитательные функции, от чего на официальном уровне так долго отказывалась. Но воспитывать без понимания того, что хотят родители, нельзя. Должна быть единая воспитательная позиция, которая основывается на единых мировоззренческих основах. Вам предлагается определиться и указать школе, на каких именно основах воспитываете Вашего ребенка Вы. Школа, ориентируясь на ваш заказ, приложит свои усилия к тому, чтобы воспитательная канва, принятая в Вашей семье, не нарушилась, но была продолжена в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта. Главными категориями, на которых основывается содержание модулей, являются категории добра и зла, а главной задачей - научить ребенка следовать принципам добра. Поэтому изучение курса на вашего ребенка может повлиять только положительно. Как светский учитель будет преподавать ОПК? Поскольку ОПК является не вероучительным, а светским предметом, постольку и преподавание его осуществляется светским преподавателем. Нет никакого противоречия между понятиями «светский» и «религиозный», т.к. они лежат в разных понятийных плоскостях. «Светский» значит нецерковный, не принадлежащий к церковной организации, так же как, например, не принадлежащий к военной организации (к армии). Светская деятельность - это деятельность в миру, т.е. вне армии, вне церкви как организаций. «Светский человек» - это не монах, не священнослужитель, не церковнослужитель, не военнослужащий и т.п. То есть он находится вне церковной или армейской иерархии. Но светский человек, т.е. учитель, врач, чиновник, крестьянин и т.д., вполне может быть человеком верующим, религиозным, от чего он не перестанет быть светским человеком. Если же Вы имеете ввиду именно отсутствие веры у учителя, которому придется преподавать ОПК, ориентируясь на выбор родителей, то вновь обратим внимание на то, что курс ОПК в составе ОРКСЭ действительно светский, культурологический (далее смотри ответ на вопросы 10 и 11). Кроме того, не стоит бояться и потому, что, как правило, учитель учится вместе с детьми и в постижении основ своей родной культурной традиции идет на шаг или на два впереди них. Автор учебника по ОПК предполагал заранее такую ситуацию и содержание учебника рассчитано на разного уровня подготовку учителя. Учитель же, который противится идеям ОПК, просто сам не станет его преподавать. Как и чем молено измерить результативность? Почему курс не оценивается? Мы хотим видеть результаты в оценках. Как можно измерить результативность курсов духовно-нравственной направленности, подобных ОРКСЭ - это вопрос, над ответом на который трудятся многие умные головы, в том числе и ученые от образования. Главным критерием результативности будет являться качество нравственной жизни человека, его моральный облик, его поступки. Как будет происходить оценивание по итогам изучения курса? Можно точно сказать, что двоек и
пятерок за его изучение ставить не будут. Этот курс безотметочный, т.к. уровень нравственности невозможно, а, кроме того, и опасно с педагогической точки зрения, измерять в баллах. В документах будет отмечено, что ребенок изучил курс ОРКСЭ. Кроме того, результативность изучения Вашим ребенком данного курса Вы сможете оценить сами, высказав свое мнение в процессе участия в очередном мониторинге, а также корректируя свой выбор модуля. Каково участие родителей в рамках курса? Чем мы, родители, можем помочь в изучении курса? Во-первых, ответственно отнестись к выбору модуля (предмета) в рамках курса ОРКСЭ, понимая, что Вы выбираете мировоззренческую основу для своего ребенка, на которой он будет строить свою жизнь. Кроме того, этот выбор не должен вступать в противоречие с теми принципами, которыми живет Ваша семья. Во-вторых, Ваше непосредственное участие понадобится при подготовке домашних заданий и совместных проектов, которые без помощи старших не сможет осуществить ребенок. Например, изучение своей семейной родословной и т.д. Ваше участие и Ваша помощь будут очень ощущаться, если Вы будете проявлять интерес к тому, что изучает ребенок. Это будет его стимулировать. Вам также будет не только интересно, но и полезно вникнуть в суть изучаемого материала. Тем более что тематика предметов касается вопросов морали и нравственности. В-третьих, если Вы задаете такой вопрос, значит, уже проявляете заинтересованность. Наверняка мы договоримся с Вами и о других формах взаимодействия и Вашей помощи в процессе преподавания курса. Не станет ли разделение на модули причиной для вражды? Во-первых, разделение классов на группы давно и широко практикуется в школе, например, при изучении иностранных языков. Дети при этом условно называют друг друга «немцами», «англичанами», «французами» и т.д., но это не становится причиной вражды между ними. Во-вторых, все модули без исключения имеют общую стержневую идею (любовь к Родине-России, единство Российского государства, межконфессиональный мир и сотрудничество на общее благо) и общие темы для занятий в начале, середине и конце каждой программы (целесообразно было бы привести примеры совпадения тем в программах модулей). В-третьих, опыт деления учащихся на группы при изучении ими конфессиональных модулей давно практикуется в странах Европы. Например в Литве при изучении предмета «Религия», в Польше при изучении предмета «Закон Божий», в Германии и т.д. Почему я должна доверять нравственное воспитание своего ребенка учителю? Вы уже были вынуждены это сделать, как только привели своего ребенка в школу независимо от того, преподавался ему ранее подобный учебный курс или нет. Дело в том, что каждый учитель всегда воспитывает ученика своей личностью, как только он входит в класс. Поведение учителя, манеры, его мировоззрение непременно отражаются на личности ученика, даже если учителем не говорится ни одного нравоучительного слова. Особенно, если это учитель начальных классов. Предмет ОРКСЭ поможет самому учителю лучше разобраться в нравственных категориях и утвердиться в стремлении к положительным проявлениям собственной личности. Что же в этом плохого?
Какой модуль предпочитаете Вы? Варианты ответов (учитель выбирает наиболее устраивающий его): Я готов(а) ответить на Ваш вопрос. Однако я это сделаю либо индивидуально для Вас после завершения нашего собрания, либо при всех присутствующих на собрании, но лишь после того, как каждый из Вас самостоятельно определится со своим личным выбором. Естественно, что я, как и каждый из Вас, имею определенное предпочтение. Однако, во-первых, оно ни в коем случае не должно повлиять на Ваш выбор, за который Вы сами несете ответственность, и, во-вторых, уверяю Вас, что мною будут приложены все усилия для того, чтобы мое предпочтение не повлияло на качество преподавания мною других модулей, если Ваш выбор остановится на них. Мое же предпочтение таково... (учитель указывает на свое личное предпочтение, избегая какого бы то ни было давления со своей стороны на мнение родителей). На взгляд участников семинаров-практикумов ответы типа: «я не имею никаких предпочтений» или «я Вам не скаэюу (или не могу сказать) о моем предпочтении» будут восприняты родителями либо как лукавство, либо как недоверие им, что нарушит основу взаимопонимания между учителем и родителями. Почему в составе курса нет основ католической культуры? К какому модулю отнести католичество? Почему модуль, касающийся христианства, называется «Основы православной культуры», а не основы христианской культуры? Как показывает практика, такие вопросы задают представители нетрадиционных для России инославных христианских конфессий (католики, протестанты разного толка). Дело в том, что в любой стране, где преподаются предметы, имеющие конфессиональную основу (такие как «Религия», «Закон Божий», «Религиозная культура» и т.п.), родителям всегда предлагается осуществить выбор только лишь в рамках традиционных для данной страны религиозных культур. Это делается для того, чтобы не нарушить исторически сложившийся культурный баланс, на котором основаны традиции, мировоззрение народа, его государственность. Каждый народ, стремящийся к сохранению своей национально-культурной идентичности, бережет неповрежденной ее основу, каковой является культурообразующая религия. Для России традиционными являются и официально признаны четыре религиозные традиции: православие, ислам, буддизм и иудаизм. Каждая из них, отличаясь древностью, внесла свой вклад в формирование культурного облика народов, входящих в состав России и, вместе с тем, способствовала объединению их едиными интересами в единое государство. Особая роль православия в истории России, становлении и развитии ее духовности и культуры отмечена в преамбуле Закона РФ «О свободе совести и о религиозных организациях». Как правило, если выбор родителей останавливается на конфессиональном модуле, то массовое предпочтение отдается в зависимости от компактности проживания представителей той или иной культуры. В местах компактного проживания мусульман (Татарстан, Северный Кавказ) выбирают исламскую культуру, в районе оз.Байкал, в Бурятии - буддийскую культуру, выбор иудейской культуры разрозненно прослеживается по всей стране. В основной части России массово выбирают Православную культуру. Католицизм и протестантизм внесли весьма существенный вклад в формирование культуры, экономики и государственности стран Западной Европы и Америки, но ни в коем случае не России. Нужно понимать, что в современном мире просто «христианских» традиций вне зависимости от православия, католицизма или протестантизма того или иного толка не существует. Это разные традиции и представить их в качестве одной традиции невозможно.
Вместе с тем, учебник по курсу "Основы православной культуры" не делает никаких акцентов на конфессиональных отличиях православия от католицизма и протестантизма, он стремится раскрыть ценностную основу православного хритсианства, которая в значительной степени является общей для всех христианских конфессий. Поэтому нет никакого противоречия в том, чтобы курс основ православной культуры изчали католики или мусульане. Кроме того, на выбор предложены еще два модуля: «Основы мировых религиозных культур», который касается общих черт христианства, свойственных основным христианским конфессиям, в том числе католицизму и классическому протестантизму, и «Основы светской этики», который избегает вообще привязки к любой религиозной традиции, базируясь на нерелигиозном (атеистическом) мировоззрении. Как правило, после серии вопросов, уточнений, которые могут сопровождаться попытками свести диалог к спору, католики и представители классического протестантизма часто выбирают «Основы православной культуры», как наиболее близкую к своей из предложенных мировоззренческую основу. Каков будет объем домашних заданий и обязательно ли их выполнять? Домашние задания в рамках курса ОРКСЭ носят творческий характер. Их объем находится в рамках норм, предусмотренных санитарными правилами для учащихся согласно их возрастным особенностям, как объем заданий любого другого предмета федерального государственного образовательного стандарта. Что касается обязательности выполнения домашних заданий, то конечно «двойку» за невыполненное задание Вашему ребенку никто не поставит, но и качество изучения Вашим ребенком предмета в таком случае будет желать лучшего. Кроме того, неподготовленный ученик будет чувствовать себя неловко по сравнению с подготовленными одноклассниками. Задания предусматривают включение родителей в деятельность по их подготовке, а это в свою очередь означает, что неподготовленный ребенок не будет чувствовать поддержки со стороны своей собственной семьи. Это серьезные вещи, над которыми стоит задуматься. Возможный вопрос от директора учителю, проводившему собрание и представлявшему модули: «Вот правильная нашлась! Нормативной базы начиталась? Все родителям рассказала, а они по два и по три модуля выбрали! Теперь кто расхлебывать будет эту кашу: расписание, тарификация, учебники, классы для занятий, учителей на курсы? Все на мою голову!» Уважаемый(ая) К О.! Я прекрасно Вас понимаю! Понимаю Вашу загруженность и то, что проблем у Вас намного больше, чем у кого бы то ни было в школе: и расписание, и тарификация, и учебники, классы для занятий и учителей на курсы... А еще в прошлом году все это свалилось неожиданно как снег на голову! А ведь никто по настоящему и готов не был... Но ведь в этом-то году уже и курсы состоялись, и совещания прошли как при региональном министерстве, так и при муниципальном комитете (отделе) образования. Нас, учителей, которые обучались на курсах, очень строго предупреждали о том, что представлять нужно все модули, а родительский выбор должен быть осознанным и свободным. У родителей все-таки есть свое мнение и его, в конце концов, не спрячешь - где-нибудь да проявится. А, кроме того -начальство требует. Готовя учителей к представлению модулей на общешкольных родительских собраниях, нам в КОИРО объясняли, что нарушение свободы родительского выбора и не предоставление родителям
информации о каком либо из модулей является нарушением основополагающего принципа введения курса ОРКСЭ. В конце концов, если посмотреть на ситуацию реалистично, то больше двух модулей, как правило, не выбирают, а меньше двух, если выбирать свободно, выбрать не могут. Эти проблемы могут оказаться серьезнее, чем те, о которых у нас с Вами сейчас голова болит. Зачем они нам? Мы же с Вами в одной упряжке. Я со своей стороны помогу Вам всем, чем смогу. Приложение №5 Методическое письмо Министерства образования и науки РФ от 21 мая 2010 г. №03-1032 Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования Уважаемые коллеги! В связи с необходимостью дополнительного разъяснения вопроса об организации взаимодействия с религиозными организациями в подготовке и проведении апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - комплексный курс) Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России рекомендует учитывать положения Примерного соглашения о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и централизованной религиозной организации, направленного в субъекты Российской Федерации письмом от 13 июля 2007 г. № 03-1584 (Представлено на сайте Минобрнауки России по адресу: httpHYPERLINK "http://mon.gov.ru/work/obr/dok/ob$/3941"://HYPERLINK "http://mon.gov.ru/work/obr/dok/ob$/3941"monHYPERLINK "http://mon.gov.ru/work/obr/dok/ob$/3941".HYPERLINK "http://mon.gov.ru/work/obr/dok/ob$/3941"govHYPERLINK "http://mon.gov.ru/work/obr/dok/ob$/3941".HYPERLINK "http://mon.gov.ru/work/obr/dok/ob$/3941"ruHYPERLINK "http://mon.gov.ru/work/obr/dok/ob$/3941"/HYPERLINK "http://mon.gov.ru/work/obr/dok/ob$/3941"workHYPERLINK "http://mon.gov.ru/work/obr/dok/ob$/3941"/HYPERLINK "http://mon.gov.ru/work/obr/dok/ob$/3941"obrHYPERLINK "http://mon.gov.ru/work/obr/dok/ob$/3941"/HYPERLINK "http://mon.gov.ru/work/obr/dok/ob$/3941"dokHYPERLINK "http://mon.gov.ru/work/obr/dok/ob$/3941"/HYPERLINK "http://mon.gov.ru/work/obr/dok/ob$/3941"obHYPERLINK "http://mon.gov.ru/work/obr/dok/ob$/3941"$/3941). В частности, в рамках данного взаимодействия важно организовать привлечение представителей религиозных организаций или уполномоченных религиозными организациями специалистов для участия в решении следующих задач: обеспечения свободного выбора родителями школьников изучения их детьми модулей по основам религиозных культур в рамках апробации курса; организации курсов повышения квалификации и (или) переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений, включая участие в реализации образовательных программ по соответствующим модулям комплексного курса; аккумуляции и развития полученного в регионах опыта по разработке методических материалов в дополнение к существующему учебно-методическому обеспечению курса. Дополнительная информация об организации сотрудничества государственных и муниципальных органов управления в сфере образования и религиозных организаций в процессе апробации комплексного курса, а также вспомогательные материалы для использования в преподавании основ религиозных культур содержится на сайтах религиозных организаций:
Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) - httpHYPERLINK "http://www.patriarchia.ru/"://HYPERLINK "http://www.patriarchia.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.patriarchia.ru/".HYPERLINK "http://www.patriarchia.ru/"patriarchiaHYPERLINK "http://www.patriarchia.ru/".HYPERLINK "http://www.patriarchia.ru/"ru. Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви - httpHYPERLINK "http://www.otdelro.ru/"://HYPERLINK "http://www.otdelro.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.otdelro.ru/".HYPERLINK "http://www.otdelro.ru/"otdelroHYPERLINK "http://www.otdelro.ru/".HYPERLINK "http://www.otdelro.ru/"ru Совет муфтиев России - httpHYPERLINK "http://www.muslim.ru/"://HYPERLINK "http://www.muslim.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.muslim.ru/".HYPERLINK "http://www.muslim.ru/"muslimHYPERLINK "http://www.muslim.ru/".HYPERLINK "http://www.muslim.ru/"ru Российская ассоциация буддистов - httpHYPERLINK "http://www.buddhism.ru/"://HYPERLINK "http://www.buddhism.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.buddhism.ru/".HYPERLINK "http://www.buddhism.ru/"buddhismHYPERLINK "http://www.buddhism.ru/".HYPERLINK "http://www.buddhism.ru/"ru Федерация еврейских общин России - httpHYPERLINK "http://www.feor.ru/"://HYPERLINK "http://www.feor.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.feor.ru/".HYPERLINK "http://www.feor.ru/"feorHYPERLINK "http://www.feor.ru/".HYPERLINK "http://www.feor.ru/"ru Директор департамента И.М. Реморенко Романова Е.Г. 629-03-36 Приложение №6 Из Федерального перечня учебников Согласно Приказу Минобрнауки России об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, по направлению « Основы духовно-нравственной культуры народов России» в Федеральный перечень вошли 10 учебников: 1. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 кл., Просвещение, 2010. 2. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры. 4-5 кл., Просвещение, 2010. 3. Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы 4. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры. 4-5 кл., Просвещение, 2010. 5. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 кл., Просвещение, 2010.
6. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 кл., Просвещение, 2010. 7. Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 кл., Баласс, 2010. 8. Виноградова Н.Ф.. Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 кл.. ВЕНТАНА-ГРАФ, 2010. 9. Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. /Под ред. Сахарова А.Н. Основы духовно-нравственной культуры 10. Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской Приложение №7 Из результатов апробации курса ОРКиСЭ.
Из ответов детей на вопрос «Чему вы учитесь на уроках ОРКиСЭ (модуль «основы православной культуры»?) «учусь быть культурным» «учусь добру» «учусь дружить» «учусь уважать других» «учусь честности, справедливости» «помогать людям» «быть внимательным и милосердным» «уважать родителей и старших» «стараться не совершать плохих поступков», «понимать других, не быть эгоистом» «учусь любви и терпению» Какие уроки больше всего запомнились?(модуль «основы православной культуры»?) Темы «Праздники», «Пасха», «Христос и Его крест», «Икона», «Храм» Беседы о добре и зле Заповеди Рассказы о святых Беседы о сострадании и милосердии Отношение родителей к введению курса ОРКиСЭ необходимость назрела давно - 17 считаю полезным - 77 нет необходимости - 5 свой вариант-1 не дали ответа-1
Date: 2015-09-02; view: 238; Нарушение авторских прав |