Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В рамках введения комплексного учебного курса ОРКСЭ
(Методические рекомендации по проведению беседы с родителями по разъяснению цели, задач введения курса ОРКСЭ и прав родителей по выбору модуля) При проведении родительского собрания, на котором родителям должна быть представлена исчерпывающая информация о новом курсе «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ), необходимо учитывать, что для большинства родителей эта информация совершенно новая. Многие из них не следили за полемикой в СМИ и им мало известно о совокупности причин, на основании которых принято решение высшей государственной власти с сентября 2012 года ввести этот курс во всех школах России как обязательный предмет. Необходимо не только сообщить о правительственном решении (приказы Премьер-министра и Министерства образования и науки), но и осветить контекст, в котором данное решение получает свое полное значение. Родителям необходимо рассказать о новых Федеральных государственных стандартах (ФГОС), о первостепенном значении для новых ФГОС целей и задач духовно-нравственного развития и воспитания, о тех механизмах, при помощи которых ФГОС предполагает эти задачи решать, об опыте школ России, в течение последних 15 лет работавших над проблемами духовно-нравственного просвещения учащихся, об апробации курса ОРКиСЭ в течение последних двух лет в 21 регионах России, в том числе о пилотной апробации в Санкт-Петербурге, о позитивном опыте сотрудничества системы образования и традиционных религиозных организаций на основе конституционных принципов и законодательных норм светского государства. Необходимо убедиться, что родители хорошо поняли принципиальную новизну этого курса,
входящего в федеральный компонент базисного учебного плана. Курс ОРКиСЭ — обязательный, отказаться от его изучения нельзя. Однако этот курс состоит из шести различных модулей, четыре из которых ориентированы на ценностно -мировоззренческие системы традиционных религий России (православного христианства, ислама, буддизма, иудаизма), а два — история мировых религиозных культур и основы светской этики — основаны на атеистическом мировоззрении, предполагающем, что ценностные системы относительны и субъективны. Родители вправе выбрать один модуль из шести. Школа не имеет права изначально ограничивать выбор родителей одним или двумя модулями на основании того, что не имеет кадровых или иных возможностей обеспечить их выбор. Если возникают такие проблемы, они обсуждаются особо. Родителей необходимо ознакомить с учебным планом комплексного модульного курса, с учебными материалами по модулям и отзывами об апробации, (можно воспользоваться материалами информационных сайтов — прил...) Любая новая информация намного лучше усваивается, если она преподносится в форме диалога. Каждый из собеседников, вступающих в диалог, имеет различную степень осведомленности и определенные ожидания и опасения. Учителю необходимо иметь позитивный настрой по отношению к родителям и самое главное - по отношению к курсу ОРКиСЭ. Необходимо учитывать следующие наиболее общие опасения родителей: 11. «Это очередной эксперимент над нашими детьми». В беседе с родителями не следует употреблять термин «эксперимент». Это не эксперимент, это введение нового курса, который призван решать задачи, предусмотренные Федеральным стандартом. В базисном учебном плане новых ФГОС введен новый учебный предмет: «Духовно-нравственная культура народов России». ФГОС определяет содержание данного предмета: «Воспитание способности к духовному развитию, нравственному совершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России» ФГОС также формулирует требования к предметным результатам освоения данного учебного курса: 1. готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; 2. знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; 3. понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; 4. формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; 5. первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; 6. становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; 7. осознание ценности человеческой жизни. Экспериментальная работа, доказавшая социальную востребованность и педагогическую целесообразность обращения к ценностным системам традиционных религиозных культур в процессе духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения, проводилась в течение предыдущих 10-15 лет практически во всех субъектах Российской Федерации. Ее успешность и явилась причиной для апробации формата и механизма введения модульного комплексного курса ОРКиСЭ, в рамках которого учтено реальное ценностное-мировоззренческое
многообразие российского общества. Апробация курса по решению Президента РФ Д.А.Медведева проходила в 21 регионе России в 2010-2011 годах. Апробация продемонстрировала существующую в обществе разность мировоззренческих ориентиров: около 60 % граждан РФ выбрали курсы, построенные на идее относительности ценностных систем (история мировых религиозных культур и основы светской этики), около 40% - курсы, утверждающие идею неизменности ценностей и построенные на ценностных системах традиционных религий (ок. 32% - православная культура, ок. 7 % - исламская культура, ок 1% - буддийская культура, ок. 1% - иудейская культура). По результатам апробации и на основе общественного обсуждения принято решение ввести курс как обязательный во всех школах России с сентября 2012 года в той же структуре, что и в режиме апробации: т. е. курс включает шесть модулей, четыре из из которых ориентированы на ценностный традиционных религий России. 12. «Дети и так перегружены, а нам предлагают новый предмет». Необходимо рассказать, что новый курс не увеличивает количества часов. Он вводится в федеральный компонент базисного учебного плана прежнего стандарта и таким образом носит опережающий характер: нынешние четвероклассники учатся еще по прежним стандартам. По новому стандарту будут учиться школьники, которые пойдут в четвертый класс в 2014/2015 учебном году. Вводится новый курс за счет предмета «Литературное чтение». Следует предупредить опасения родителей, что новый курс нанесет ущерб развитию читательской культуры ребенка, обратив их внимание на то, что российские традиции начальной школы всегда предусматривали, что в процессе литературного чтения учащиеся обращаются к вопросам нравственных ценностей. Эффективным в данном случае является разъяснение родителям важности курса для духовно-нравственного развития личности ребенка. При этом важно обратить внимание на то, что нравственное воспитание ребенка - одна из самых главных и самых трудных задач родителей, а в рамках этого курса школа предлагает им свою профессиональную помощь. 13. «Нашим детям на этих уроках будут навязывать религиозные взгляды». Для преодоления этого опасения важно в доступной форме разъяснить родителям суть культурологического и социокультурного подходов, которые применяются в изучении модулей, построенных на ценностях традиционных религий.. Важно подчеркнуть, что модули нацелены на формирование отношения учащихся к традиционным ценностям. Изучаются основы религиозной культуры, а не религиозная догматика и религиозный культ. Важно также довести до сведения родителей, что многие регионы России имеют многолетний положительный опыт (подтвержденный мониторинговыми исследованиями) преподавания предметов «Православная культура» в рамках регионального и школьного компонентов содержания образования. Здесь будет полезна демонстрация презентации модуля «Основы православной культуры» в которой представлены отзывы детей о содержании и результатах курса ОПК. (прил...., адроес) Следует указать на тот факт, что введение в школах комплексного курса ОРКиСЭ произошло по инициативе регионов и является социальным заказом наших сограждан - представителей традиционных конфессий и тех, кто не имеет религиозной принадлежности. Именно поэтому курс состоит из 6 модулей и родителям предоставляется право выбора. Следует также принять во внимание то, что часто родители смешивают представления об «этике» и «этикете» и ожидают от курса светской этики обучения правилам этикета. Это неверные ожидания. Курс светской этики знакомит учащихся с этическими понятиями: добро и зло, мораль и этика, альтруизм и эгоизм, нравственный идеал и пр. Необходимо объяснить, что родители выбирают для своего ребенка мировоззренческую платформу и им необходимо определиться, хотят они воспитывать его в христианской или в атеистической системе ценностей.
Следует обратить внимание на отсутствие отметок на уроках ОРКиСЭ. Это вызвано не второстепенностью или недостаточной важностью курса, а тем, что мотив нравственного поступка не оценивается в баллах. Оценка деятельности учащихся на данном предмете осуществляется не в баллах, а на основе мотивации и включенности учащихся в учебную деятельность. Курс предполагает широкое использование современных методов обучения в диалоге. Итоговой работой, обязательно для каждого учащегося, является индивидуальный или групповой учебный проект, к участию в котором которого приглашаются также родители. Важно поделиться с родителями положительными впечатлениями от преподавания курса в рамках апробации, отметить позитивное и заинтересованное восприятие курса детьми, привести примеры высказываний детей и родителей (прил....). Целесообразно ознакомить родителей с учебными пособиями по курсу. Рекомендуется проинформировать родителей, что в Федеральном перечне учебных пособий включено четыре комплекта учебных пособий по ОРКиСЭ (см. приложение). Рекомендуется ознакомить их с комплектом, выбранным вашим ОУ, рассказать о порядке обеспечения четвероклассников учебными пособиями по предмету. В апробации участвовал только один комплект - издательства «Просвещение». Обращаем внимание организаторов собрания на тот факт, что по результатам апробации учебник по основам православной культуры (авт. А.Кураев) получил у педагогов и родителей самую высокую оценку среди всех модулей. Его главным достоинством признана диалогичность, живой язык общения с ребенком и ориентированность на жизненный опыт современных детей. В свою очередь, учебник по основам светской этики (автор не указан) написан достаточно наукообразным языком, содержит большое количество терминов, мало понятных ученику 4-5 класса и требует определенной работы педагога по адаптации текстов и определений к возрастному уровню восприятия школьников. Учебник по основам мировых религиозных культур носит преимущественно информационный характер и нацелен более всего на развитие эрудиции учащихся. Обращаем также внимание на тот факт, что из четырех комплектов, включенных в федеральный перечень, только два обеспечивают все шесть модулей. Рекомендации составлены на основе опыта совместной работы КОИРО (Калингиградский областной институт развития образования), отдела по образованию Калиниградской епархии РПЦ и КРОО «Учебно-методический центр духовно-нраъстъънното образования им. С.А.Рачинского» по апробации компдлексного курса ОРКСЭ в Калигниградской области в 2010-2111 гг. Использованы материалы, представленные директором КРОО М.Е.Соколовой на межрайонном (кустовом) обучающем семинаре-практикуме «Построение диалога с родителями в рамках школьных родительских собраний». Директору ОУ №___________ от_____________________ проживающей(ющего) по адресу: Date: 2015-09-02; view: 318; Нарушение авторских прав |