Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рабовладельческие и феодальные государства Средней Азии и Сибири





Древнюю историю Средней Азии можно подразделить на архаический, эллинистический и кушано-сасанидский периоды. Грань между эпохами бронзы и железа в Средней Азии и Казахстане четко прослеживается не везде. В Казахстане этой грани соответствуют курганы Тагискена, подразделяющиеся на раннее и позднее кладбища. В древнейших курганах (IX—VIII вв. до н. э.) погребение родовых вождей находились в мавзолеях из сырцового кирпича, к которым пристроены погребальные сооружения приближенных и родственников погребенных. Умерших сопровождал богатый инвентарь: золотые и бронзовые украшения, бронзовые стрелы, посуда, сделанная как без помощи гончарного круга, так и на нем. В материальной культуре проявляются традиции культур поздней бронзы Казахстана. В поздней группе (VII—V вв. до н.э.) тоже много вещей, в том числе сарматских типов: оружие, конская сбруя, предметы, орнаментированные в зверином стиле. Отмечаются связи с савроматами и культурами Южной Сибири. Курганы Тагискена оставлены кочевыми скотоводческими племенами саков, живших к востоку от Сырдарьи до Памира (о них упоминает Г еродот).На огромных пространствах Центрального Казахстана, Алтая, Семиречья, Южной Сибири в начале железного века жили родственные племена.В Целиноградской и Карагандинской областях распространена тасмолинская культура (VII—III вв. до н. э.). Древности тасмолинского типа представлены курганами, как обычными, так и парными, отмеченными каменными дугами — «усами». Обычные курганы содержат вытянутые трупоположения в ямах, а в парных курганах меньший насыпан над погребением коня или взнузданной конской головы. Курганы с «усами» и без них содержат одинаковый инвентарь и принадлежат одной культуре. При погребенных находят круглые каменные блюда-жертвенники, кости животных, главным образом черепа овец и лошадей, бронзовые удила и псалии, аналогии которым известны на более восточных территориях. Здесь много бронзовых пряжек, бляшек и колокольчиков, украшавших сбрую. Наконечники стрел трехлопастные черешковые, но есть и скифского типа — втульчатые. Иногда находят бронзовые круглые зеркала. В искусстве изображения подобны скифо-сибирским.Сосуды сделаны без помощи гончарного круга, плоскодонные, без орнамента. Курганные инвентари, в которых обычны кости животных, типичных для скотоводческого хозяйства, а также предметы снаряжения всадника и коня, говорят о кочевом скотоводстве, составлявшем хозяйственную базу тасмолинских племен. Родовых кладбищ, характерных для бронзового века, уже нет. Их сменили курганные группы с небольшим количеством насыпей (10—12)—кладбища семейной патриархальной общины. Считают, что курганы с «усами» заключают погребения родовой знати — вождей племен, старейшин рода. Имущественное неравенство не столь сильно, как у скифов.Но частная собственность уже появилась. В ямах, оставленных грабителями, встречаются выброшенные ими конские черепа, на которых уздечки сохранились в надлежащем порядке. Значит, между захоронением и ограблением могилы прошло короткое время, за которое органические части трупа лошади не успели исчезнуть. Следовательно, грабители были современниками погребенного.Общественное устройство тасмолинских племен соответствует военной демократии.Полагают, что тасмолинцы были потомками андроновцев. Об этом говорят и найденные вещи и антропологическое сходство. Облик тасмолинцев был европеоидный.К югу от Сырдарьи жили массагеты, тоже кочевники-скотоводы. Геродот говорит, что «по одежде и образу жизни массагеты похожи на скифов». В Таджикистане у Амударьи был найден богатейший клад, названный Амударьинским. Из входящих в него вещей прежде всего следует упомянуть пластинки с однотипными изображениями человека, будто бы сошедшие с кульобской вазы. Человек бородат, на нем рубаха, колпак, пояс и меч скифского типа. Таким образом, слова Геродота, как и во многих других случаях, подтвердились археологически. Этот клад — прежде всего сокровище, которое накапливалось в несколько этапов с конца IV в. до н. э. по конец III в. до н. э. Изумительна золотая модель колесницы, запряженной четверкой лошадей. Много различных фигурок, сосудов, а также монет иранских, греческих и других городов.В Южной Туркмении выделяют памятники архаического Дахистана на юго-западе и памятники группы Яздепе в низовьях реки Мургаб. Для Дахистана характерны крупные поселения с центральной цитаделью. Дома на них сделаны из сырцовых больших квадратных кирпичей и имели плоские перекрытия. Керамика высокого качества, без орнамента. Неоднократно найдены следы железоделательного производства — шлаки, крицы, куски железа. Но стрелы еще бронзовые. Интенсивно возделывались долины, орошаемые каналами длиной до 60 км. Постройка каналов, наблюдение за ними, их защита при нападении подразумевают централизованную власть.Для памятников группы Яздепе тоже характерны крупные поселения. Керамика здесь с росписью и сделана без гончарного круга, что связывают с проникновением отсталых племен степной бронзы. Лишь на последнем этапе развития Яздепе появляется гончарный круг, исчезает роспись сосудов, которым придается новая, цилиндро-коническая форма. Такая посуда известна в нижних слоях Афрасиаба (древний Самарканд), в памятниках Хорезма и Бактрии середины I тысячелетия до н. э. Найденный на Яздепе железный серп — пока самое древнее железное изделие Средней Азии. Остальные металлические предметы сделаны из бронзы.В середине I тыс. до н. э. складывается раннеклассовое общество, возникают поселения городского типа — Мараканда, Бакры, Мерв. Площадь каждого из них составляет несколько десятков гектаров. Складываются и первые государственные образования I тысячелетия до н. э., упомянутые в Бехистунской надписи Дария: Хорезм, Согд, Бактрия, Маргиана, Парфия. В этот период Средняя Азия попала под власть ахеменидской Персии Дария. В IV в. до н. э. это государство разрушил Александр Македонский и юг Средней Азии попал в круг эллинистических государств, в культуре которых заметно сказывается влияние культуры Древней Греции.Основу хозяйства Средней Азии составляло пашенное земледелие в сочетании со скотоводством, в особенности коневодством. Оросительная система была расширена и усовершенствована. Многие ныне пустынные земли орошались. Почва обрабатывалась ралом с железным наконечником. Возделывались не только зерновые, но и технические культуры. Поселения располагались на концах арыков и представляли собой крепости, входившие в систему круговой обороны Хорезмийского государства. Джанбаскала — типичная хорезмийская крепость IV—III вв. до н. э., окруженная стеной без башен, но с двумя ярусами стрелковых галерей. Единственная улица делит пополам прямоугольную в плане крепость. Прослежено четкое членение на кварталы каждой из половин. Главными зданиями городов были храмы. В Джанбаскале найдены остатки жертвенника. В храмах проходили и общие собрания граждан.Для Средней Азии характерно разнообразие религий: зороастризм, буддизм, иудаизм, христианство. Погребальные обряды соответствовали религиям. Глиняные гробики-оссуарии содержали очищенные кости, это погребение зороастрийцев. Буддисты умерших сжигали. Остатки трупосожжений известны археологически. Трупоположения характерны для кочевников.Предполагают, что круглая в плане крепость IV—I вв. до н. э. Кой-Крылганкала была огромным храмом, может быть, астрального культа и одновременно усыпальницей. Она окружена стеной и рвом. В центре крепости находилось двухэтажное здание, состоявшее из сводчатых помещений. Пространство между ним и внешней стеной было застроено жилыми, хозяйственными и производственными помещениями.Найдено много керамических изделий с росписью красной краской. На некоторых сосудах изображения рельефны. Есть на сосудах и надписи, сделанные арамейским шрифтом. Много статуэток людей, женщины в пышных одеждах, мужчины — в трехрогих шапках.На рубеже нашей эры складывается Кушанское (Индо-Парфянское) царство. Это рабовладельческое государство включало южные области Согда и Бактрии, а его основные центры лежали в тогдашней Индии. В Кушанское царство входили современный Афганистан и Восточный Иран. Его северные границы проходили по Хорезму.Города кушан представляли собой укрепленные поселения, разбитые на прямоугольные кварталы. Крепостные стены складывались из крупного сырцового кирпича. Башни были сначала прямоугольные, потом круглые. Правитель жил в цитадели. Примером кушанского города может быть Термез (античная Деметрия), его расцвет приходится на время Великих Кушан. К этому же периоду относится расцвет жизни на городище Дальверзин. Его цитадель площадью 7 га была обнесена стеной и рвом. К ней с юга примыкал город размером 1000X800 м, обнесенный стеной с башнями и рвами. В городе открыты кварталы гончаров, жилища рядовых и богатых горожан, а также бани. Манера изображения сходна с индийской — лица округлые, но пропорции и движения напоминают греческую скульптуру. В кушанский период народы Средней Азии, развивая местные традиции, освоили и творчески переработали ряд достижений античной культуры и культуры народов Индии и Ирана.К началу III в. н. э. Хорезм освободился от кушанского владычества. На послекушанское время падает расцвет Топраккалы — дворца, возникшего в I в. до н. э. и просуществовавшего по VI в. Он был укреплен. Крепость обнесена стеной, сложенной из сырцового кирпича. Высота его трех башен достигала 25 м. Дворец в III—IV вв. располагался рядом с храмовым комплексом, к которому от ворот вела городская улица. Вокруг дворца располагалисьжилые кварталы. Найдены и луки: дерево в Хорезме иногда сохраняется. Оружие представлено железными копьями и стрелами сарматского типа. С IV в. в Хорезме начинают строить многочисленные укрепленные усадьбы — результат развития феодализма и расселения дехканства. Наблюдается упадок ирригации и ремесла, сокращаются связи, ослабла центральная власть. Вновь появляется керамика, лепленная от руки, хотя в отдельных районах гончарный круг продолжал существовать. Вырастает роль кочевников. Могущество Хорезма падает.Столицей Согда была Мараканда, которую в 329 г. до н. э. занял Александр Македонский. Сходство названий позволяет заключить, что это был Самарканд, тем более что древнейшие слои городища Афрасиаб, которое тогда занимал город, образовались еще до греческого завоевания. Афрасиаб — типичный огромный телль, его площадь более 200 га, протяженность городской стены около 10 км. Как показали раскопки, жизнь в городе протекала непрерывно с VI в. до н. э. по XIII в. н. э. Толщина культурного слоя доходит до 20—25 м. В слоях кушанского времени на Афрасиабе открыта гончарная мастерская, в которой найдены остатки гончарного круга, приводившегося в движение ногами гончара. Здесь же обнаружены запасы глины. Открыты черепки разных сосудов, а также глиняные статуэтки, сделанные в формах.Раскопано здание того же времени, построенное из крупного квадратного кирпича. В этом доме несколько комнат, в одной из которых сохранился своеобразный очаг, вероятно, домашний алтарь огнепоклонников. Из многочисленной посуды следует отметить изящные кубки на высокой ножке, а также чаши и кубки. В этот период город переживал подъем.Крупнейшим городом Маргианы был Мерв, занимавший площадь в 3,5 кв. км, в котором раскопаны кварталы литейщиков бронзы, изготовлявших орудия труда и произведения искусства. Развивалась торговля, найдено много монет местной и иностранной чеканки. Распространяется письменность.

 

Date: 2015-08-24; view: 372; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию