Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Андроновская культурно-истори ческая общность





Андро́новская культу́ра (культу́рно-истори́ческая о́бщность) — общее название группы близких археологических культур бронзового века, охватывавших в XVII—IX веках до н. э. Западную Сибирь, западную часть Средней Азии, Южный Урал. Название происходит от деревни Андроново около Ачинска, где в 1914 году были обнаружены первые захоронения.Андроновская культура была выделена советским археологом С. А. Теплоуховым в 1927 году. Исследования также проводились археологом К. В. Сальниковым, который в 1948 году предложил первую классификацию памятников андроновской культуры. Он выделял три хронологических этапа: фёдоровский, алакульский и замараевский.В настоящее время в составе андроновской культуры выделяется по меньшей мере 4 родственных культуры:

Синташта-Петровка-Аркаим (Южный Урал, северный Казахстан, 2200—1600 до н. э.,

Укрепление Синташта в Челябинской области, датируемое 1800 до н. э.;

Поселение Аркаим, также в Челябинской области, датируемое 1700 до н. э.;

Алакуль (2100—1400 до н. э.), в районе между реками Амударья и Сырдарья, пустыня Кызылкум;

Алексеевка (1300—1100 до н. э.) в восточном Казахстане, влияние Намазга-Тепе VI в Туркмении

Ингальская долина на юге Тюменской области, в которой последовательно сменяют друг друга памятники алакульской, фёдоровской и саргатской культур

Фёдорово (1500—1300 до н. э.) в Южной Сибири (впервые встречается кремация и культ огня);

Бешкентский район — Вахш (Таджикистан), 1000—800 до н. э.Андроновская культура развивается на базе ямной. Распространение андроновской культуры происходило неравномерно[3]. На западе она доходила до района Урала и Волги, где контактировала со срубной культурой. На востоке андроновская культура распространилась до Минусинской котловины, частично включив в себя территорию ранней афанасьевской культуры[4]. На юге отдельные материальные памятники обнаружены в районе горных систем Копетдага (Туркмения), Памира (Таджикистан) и Тянь-Шань (Киргизия) — в область расселения дравидоязычных племен. Северная граница распространения андроновской культуры совпадает с границей тайги. В бассейне Волги ощущается заметное влияние срубной культуры. Керамика типа Фёдорово обнаружена в районе Волгограда.

БытВ сибирских степях сложился единый для всех андроновцев хозяйственно-культурный тип пастухов-скотоводов и земледельцев, Андроновцы жили оседло в долговременных полуземлянках. Их поселки располагались в долинах рек, богатых пастбищами и плодородными землями, пригодными для земледелия. В стаде преобладали крупный рогатый скот, овцы, лошади. Андроновцы стали первыми в азиатских степях наездниками. Скот большую часть года содержался на пастбищах под наблюдением пастухов, а зимой — в специальных загонах. Злаки возделывались на легких для обработки пойменных землях. Почва обрабатывалась вручную каменными и бронзовыми мотыгами. Охота и рыболовство большого значения в хозяйственной жизни не имели.Андроновцы были племенами металлургов. Они обладали медными и оловянными рудниками и поставляли металл далеко на запад. Их литейщики обеспечивали широкое производство орудий труда (серпов, топоров, кельтов) и оружия (кинжалов, втульчатых наконечников, копий с листовидным пером), в том числе и за пределы андроновского ареала.Освоив степь и лесостепь, андроновцы в поисках новых полей и пастбищ по долинам рек проникали в таёжную зону, где смешивались с аборигенным населением. В результате на юге западносибирской тайги сложились андроноидные культуры (черкаскульская, сузгунская, еловская), сочетавшие местные и пришлые традиции. Под влиянием андроновской культуры у носителей этих культур сложились собственные бронзолитейные центры, сыгравшие большую роль в распространении металла в таежной зоне.Жилища представляли собой полуземлянки и наземные бревенчатые хижины. Некоторые поселения (например, поселения в районе Петровки и Боголюбово) окружались рвами и валами, земля для которых бралась при отрывке рва. По верху валов сооружался деревянный частокол. Для проезда внутрь были оставлены перемычки во рву, а в валу устроены ворота для проезда колесниц.Погребения производились в ямах с каменными насыпями, иногда окружались оградами из каменных плит. Встречаются захоронения с использованием деревянной облицовки. Умерших укладывали в скорченном положении, кисти рук укладывались перед лицом. В погребениях находят кремнёвые наконечники стрел, бронзовые орудия и оружие, украшения, керамику.Основными домашними животными были лошадь и корова, также были приручены овцы, козы. Присутствовало примитивное земледелие.Люди андроновской культуры освоили металлургию. Разрабатывались месторождения медной руды в Алтайских горах, а также в Казахстане.

Андроновская культура и индоиранцы.Андроновскую культуру, как правило, относят к индоиранцам[12], в генетическом плане являвшимся носителями гаплогруппы R1a[13]. Культура связывается с изобретением колеса со спицами для колесниц около 2000 до н. э. Захоронения производились в курганах и включали (полностью или частично) останки домашних животных (лошадь, собака). В захоронениях обнаружены также колесницы. На текущий момент она является самой древней из найденых колесниц в мире (на 300 лет старше месопотамской).Судя по заимствованиям в финно-угорских языках, Е. А. Хелимский считает представителей андроновской культуры носителями четвёртой, исчезнувшей ветви индоиранских языков.В. В. Напольских полагает, что заимствования в финно-угорских языках свидетельствуют о языке именно индоарийского типа. Есть свидетельства о контактах с прафинно-угорским ещё праарийского языка (древнеямная культурная общность), которые продолжились и позже. Язык андроновцев, предположенный Хелимским, на самом деле почти ничем не отличается от индоарийского. Сам термин «андроновский» неудачен, поскольку в западных финно-угорских языках есть заимствования того же рода, источником которых могли быть в целом степные культуры срубно-андроновского круга. Смену и ассимиляцию носителей индоарийского языка носителями восточноиранских языков Напольских соотносит с распространением культур валиковой керамики в финале андроновской эпохи.Ряд учёных отрицает принадлежность андроновской культуры к индо-иранской общности. Приводятся следующие аргументы:

В степи к югу от Амударьи полностью отсутствуют характерные для андроновской культуры захоронения с использованием деревянной облицовки.

27 Фатья́новская культу́ра — археологическая культура 2 пол. III — сер. II тысячелетия до н. э. (бронзовый век) на территории центральной России. Представляет собой локальный вариант культуры боевых топоров. Культура названа по могильнику, открытому археологом А. С. Уваровым в 1873 году у деревни Фатьяново, вблизи села Толбухино (ныне в Ярославском районе Ярославской области). Восточную часть фатьяновской культуры иногда выделяют в отдельную балановскую культуру. Предки фатьяновцев вторгаются на территорию верхневолжского бассейна не позднее XVIII века до н. э. c запада, с территории Беларуси и Литвы. К моменту проникновения в район междуречья Волги и Оки ранних фатьяновцев здесь жили поздненеолитические племена, принадлежащие к белевской и волосовской культурам. Пришельцы имели жестокие столкновения с аборигенами. Так на могильнике Николо-Перевоз (Московская обл.) найдены погребения фатьяновских воинов, убитых волосовскими стрелами, есть также могилы воинов, причиной смерти которых стал пролом черепа тяжелым тупым предметом (боевыми топорами)[14]. В научной литературе остается дискуссионным вопрос о том, заимствовали ли культуру друг друга волосовцы и фатьяновцы. К концу II тыс. до н. э. фатьяновские племена окончательно поглощены наступавшими индо-иранскими абашевскими племенами. Окончательную точку в истории фатьяновцев ставит дьяковская культура. Западные популяции фатьяновской культуры положили начало балтским культурам железного века: днепро-двинской и юхновской культурам, а восточные растворились среди местного финно-угорского населения.

Основным занятием населения было скотоводство (свинья, овцы, коза, корова и лошадь). Помощником человека в хозяйстве была собака лайка. Большое значение играли также охота, рыболовство, собирательство. Вспомогательную роль играло подсечно-огневое земледелие (пшеница, ячмень), на что указывают находки костяных и каменных мотыг. Впрочем, существование земледелия у фатьяновцев не считается строго доказанным. Известны были им и двухколесные повозки (телеги)[19]. Находки глиняных ложек позволили одним ученым сделать вывод, что фатьяновцы ели отварную пищу[20], а другим, что эти ложки использовались в цветной металлургии[21]. Особой популярностью пользовался мёд. Фатьяновцы строили укрепленные поселения c полуземляночными жилищами по берегам рек, укрепляя их рвами и валами. Однако в научной литературе бытует убеждение, что не существует достоверных свидетельств, что у фатьяновцев были поселения из чего делается вывод, что они вели кочевой образ жизни.КерамикаГлиняные сосуды шаровидные, круглодонные с штампованным и нарезным узором в виде солярных знаков, елочек и зигзагов. Погребальный обряд. Фатьяновцев хоронили на родовых кладбищах, располагавшихся обычно на возвышенностях; при этом могилы старейшин выделяются размерами и богатством инвентаря. Покойника оборачивали шкурой или берестой и клали в прямоугольную яму с погребальным сооружением из деревянных плах, либо досок, луба, бересты, плетенки и т. д. Сверху его покрывали легким настилом; кургана или какого-нибудь другого заметного сооружения сверху не делали. Хоронили всегда в скорченном положении, при этом мужчин как правило на правом боку головой на запад, Ю-З или С-З, а женщин на левом боку головой на восток, Ю-В или С-В. Иногда покойника присыпали красной краской. Остатки кострищ в погребениях и отдельные угли, часто находимые около черепа и ног, возможно указывают на культ огня.Одной из особенностей фатьяновской культуры называют захоронение животных, особенно медведей. Отсюда можно сделать вывод о наличии медвежьего культа.В могилу клали весь необходимый для жизни инвентарь: шаровидные сосуды видимо с пищей, рабочие и боевые сверленные каменные топоры (длинной до 13 см.[24], а также топоры из меди и бронзы), кремневые ножи, наконечники стрел, украшения из зубов медведя (а также кабана, волка, рыси и лисицы) и янтаря, наконец куски мяса, на которые указывают находки костей. (Шпаковский В., Фадеева О. Генезис военного дела у племен Волго-Окского междуречья в эпоху бронзы (на примере фатьяновской культуры).

28 вопрос Катакомбная культура (2000-1600 гг. до н.э.). Носители этой культуры вытеснили ямников с большей части их территории. Территория от Волги до Днепра и от Крыма до Курска. Различают 5 или 6 самобытных культур. Их объединяют обряд погребения, керамика, синхронность развития и несомненные связи. Отдельные культуры имеют разное происхождение. Погребение – могильная яма с ответвлением в сторону (катакомбой). Покойника клали лицом к входу в скорченном положении. Инвентарь: посуда, украшения, орудия труда, кости животных. Поселения – на речных мысах. Основа хоз-ва – скотоводство. Изделия сделаны из кавказской мышьяковистой бронзы. Большое имущественное расслоение в погребениях, захоронения вождей. Расцвет катакомбной культуры пришелся на XVIII - XVI вв. до н.э. В это время ареал распространения катакомбной культуры был наиболее широким и достигал на Северном Кавказе районов Чечни и Дагестана. На Дону катакомбная культура представлена культурным слоем Ливенцовского поселения на Нижнем Дону. Тесно связанные с населением Центрального Кавказа, носители катакомбной культуры выступали распространителями важных достижений передовых древневосточных цивилизаций. Огромную роль в этом сыграл колесный транспорт, широкое распространение которого относится к этому времени. В катакомбном погребении Ростовской области найдена большая четырехколесная повозка.Погребения этих племен представляли собой особые подкурганные сооружения - катакомбы. Катакомба состояла из входной ямы, в одной из стенок которой вырывалась камера, куда помещались умерший и сопровождающий его инвентарь. Отверстие в камеру закладывалось деревом или камнем, а входная яма засыпалась. Важной характерной чертой для определения катакомбной культуры являются сосуды, предназначенные для сжигания ароматических веществ (курильницы). У племен катакомбной культуры прослеживается связь с культурой ранних манычских племен и с памятниками Кавказа. Металлические изделия изготавливались на месте, но из кавказской мышьяковистой бронзы. В конце среднебронзового века некоторые скотоводческие племена перешли к разным формам оседлости, свидетельством чего явились немногочисленные степные поселения. Многие из них, такие, как Ливенцовское, испытывали постоянное давление со стороны своих соседей-кочевников. Обладая более совершенными металлическими орудиями, они проникали из степей Предкавказья в район Приазовья, вплоть до нижнего течения Дона. Подобными пришельцами на месте Ливенцовского поселения, у хутора Каратаево на правом берегу Мертвого Донца, была построена мощная крепость из неотесанных камней, окруженная рвом. Она защищала жителей и их стада от нападений врага.

29Карасукская культура археологическая культура бронзового века (кон. 2-го — начало 1-го тыс. до н. э.) в Южной Сибири и Казахстане. Названа по раскопкам эталонных памятников на реке Карасук на территории Республики Хакасия. Влияние культуры прослеживается от Саяно-Алтая до Аральского моря. Развилась на основе окуневской культуры под влиянием андроновской культуры. Выделяется две традиции — классическая и лугавская (каменноложская). Сменяется тагарской культурой. Первые сообщения о карасукских могилах содержатся в дневниках И. Г. Гмелина (XVIII в.). Первые раскопки произвел И. П. Кузнецов-Красноярский в 1884 году под селом Аскиз. По сходству погребального ящика с гробом он назвал их гробницами. В 1894 подобные ящики встретил А. В. Адрианов при раскопках на р. Туба и под г. Минусинском, но не придал им значения.С. А. Теплоухов исследовал могильники в пяти разных пунктах Хакасско-Минусинской котловины. Именно он выделил новую археологическую культуру и дал характеристику. После него раскопки производили Г. П. Сосновский, В. П. Левашева, но главным образом — С. В. Киселев. В 1950-е серию карасукских могил в г. Абакане и на левых притоках р. Абакан раскопал А. Н. Липский. В дальнейшем, в результате работ Красноярской археологической экспедиции под руководством М. П. Грязнова был выделен особый поздний этап карасукской культуры — каменноложский. Основные точки зрения на происхождение:доказывается ее местное происхождение, то есть прослеживается ее эволюционная преемственность от андроновской культуры (М. П. Грязнов, Г. Максименков, Зиеп Динь Хоа и др.)[2];обосновывается ее пришлый характер, что карасукцы пришли из — центрально-азиатских степей и северо-западного Китая (С. В. Киселев, Новгородова, Г.Ф. Дебец),Ближнего Востока — Н. Л. Членова. Средней Азии, являлись носителями европеоидного памиро-ферганского антропологического типа (В. П. Алексеев).ряд исследователей обнаруживают аборигенные (андроновские), южные и центральноазиатские компоненты в карасукской культуре, считая ее смешанной и контактной. Экономика состояла главным образом из скотоводства с примитивным земледелием. Поддерживались торговые связи с Китаем. Поселения в основном из землянок. Располагали бронзовой металлургией. Бронза применялась, в основном, для изготовления оружия. Карасукский могильник близ деревни Казановка, Республика Хакасия.Мёртвые хоронились в каменных ящиках под курганами. В карасукских памятниках распространены кинжалы, ножи, лапчатые подвески, бусы, бляхи, пуговицы. Известно свыше 2000 захоронений. В карасукское время лошадь начинает использоваться для верховой езды. Воины Карасукской культуры были вооружены копьями с бронзовыми прорезными наконечниками и бронзовыми колющими мечами[

30. Железный век. Общая характеристика. Вопрос о месте открытия способа получения железа не решен. Часто считают, что это произошло в Малой Азии. Первые железные вещи датируются концом 3 тыс. до н.э. (ок. г. Элиста и Афанасьевский могильник в Сибире). Способ плавки медной руды подготовил процесс получения из руд железа. Это имело место еще в первой четверти 3 тыс. (оз.Урмия в Азербайджане). Но ввиду примитивности металлургических печей того времени железный век еще не наступил. tплав. железа = 1535 C. Во второй половине 2 тыс. был открыт способ добычи железа из бурых руд. Но и тогда железный век не наступил. В течение некоторого времени железо было очень дорогим металлом, употреблявшимся для изготовления ювелирных изделий и парадного оружия. Железный век для многих племен наступил с рубежа 8-7 тыс. до н.э., когда были преодолены основные трудности освоения железа. Процесс восстановления железа из руд происходил в домнице при t 800-1050 С. При сыродутном процессе более половины железа пропадало в шлаках. С 8 в. до н.э. неуклонно растет количество железных вещей. Ковка имела уже тысячелетнюю историю еще до появления железа. Железные вещи стали вытеснять бронзовые и каменные, т.к. железо в отличие от меди и олова встречается почти повсеместно. Железные руды залегают в горных районах, в болотах, глубоко под землей, и на ее поверхности. Страны, бедные медью, быстро догнали те, кто были передовыми в эпоху бронзы. Железо впервые упоминается в переписке египетского фараона и хеттского царя (14 в. до н.э.). Распространение железа оказало огромное влияние на развитие и обособление ремесла, на повышение урожайности, на появление новых видов оружия. Это способствовало новому соц. разделению общества, появлению государственности, городских цивилизаций, письменности.

. Археология Урарту.

Первые железные изделия на территории СССР появились в Закавказье по причине его особой развитости и контактов с древневосточными цивилизациями. В нач. 1 тыс. до н.э. эти территории были включены в состав рабовл. государства Урарту. История Урарту известна по ассирийским клиновидным надписям. Сер. 8 века – время наибольшего подъема Урарту, борьба с децентрализацией, сажание наместников на окраинах государства и строительство ограждений. В кон. 8 века – упадок, связанный с борьбой с Ассирией. Урарту погибло ок. 585 г. до н.э. от рук мидийцев (повлияли также киммерийцы и скифы).В 782 г. царем Аргиштой был построен город ^ Эребуни. Город раскопали на холме Арин-берд в Ереване. Город расположен на высоком холме. Открыта цитадель, укрепленная мощными стенами из сырцового кирпича, вход в цитадель с юга. Найдено 22 клиновидных надписи. Во дворце и двух храмах найдены росписи в ассирийском стиле. Найдены черепки, печати, лощеные чаши и кувшины, сосуды (изгот. на гончарном круге), более 100 стрел скифского типа, есть и железные стрелы разных типов.

Наиболее исследован г.Тейшебаини, находящийся также в черте Еревана. Из сырцового кирпича имелся лишь один дом (150 комнат до 7 м. высотой). Многие помещения второго этажа выстроены из базальта. Кладовые, вмещали до 750 тонн зерна. Урарту было земледельческим гос-вом; сеяли пшеницу, ячмень, кунжут. Найдены остатки муки и обгорелого хлеба в виде крупных лепешек. Сохранились длинные сосуды для пива). В садах выращивали алычу, яблоки, айву, гранаты, вишню, орехи, персики,(! арбузы, виноград. Открыто несколько металлообрабат. мастерских, где были бронзовые и железные предметы. Скотоводство достигло большого развития. Есть скифские, египетские, ассирийские изделия. Город был разбит скифами.

Ранний железный век Европейской части России (лес).

Два больших этнических массива, отличающиеся друг от друга по типу жилищ, украшений, хозяйству. К западу – балты, к востоку – финно-угры. Культуры: днепро-двинская, дьяковская, городецкая, ананьинская, пьяноборская. Днепро-двинская (8 в. до н.э. – 4 в. н.э) – двуречье Днепра и Двины, включая их притоки. Произошла от культур эпохи бронзы. Поселения находились на возвышенных участках у водоемов, на мысах. Днепродвинцы были земледельцами. Поселения были укреплены частоколами, заборами, сооружениями из дерева, земляными валами. Жилища – срубные дома с каменными очагами. Найдены топоры, слабоизогнутые серпы, зернотерки. Земледелие было подсечно-огневым. Междродовые столкновения указывают на развитый патриархат. Скотоводство также было развито: кости овец, коров, свиней. Охота и рыболовство играли малую роль. Преобладают изделия из кости. Из бронзы делали украшения. Из железа – и орудия, и украшения. Горшки расширены к верху и неорнаментированны.

31. Скифы. Общая характеристика. Появление однородной скифской культуры по всей лесостепной зоне произошло в 7 в. до н.э. Две группы: южные (от Нижнего Дуная до Дона) и северные. В Северном Приазовье жили т.н. «царские скифы». Происхождение скифов неясно. Вероятно, пришли из Азии, их предки – племена срубной культуры. До конца 5 в. скифы не имели городов, жили в передвижных кибитках (кочевники). Лишь в 5 в. появляются первые города (Каменское городище на Нижнем Днепре, Елизаветовское городище и др.). Каменское – металлургический центр. Скифы освоили производство железа, косторезное, гончарное, ткацкое ремесло. Набор кузнечных инструментов лишь немного уступал средневековому. Было развито и литье бронзы (для украшений и котлов). Городище было двойным – с цитаделью в центре. Рядовые жилища – каменные дома столбовой конструкции. На ранних этапах было особенно развито скотоводство. Преобладали лошади и овцы, коровы. Питались кониной, пили кобылье и овечье молоко. Домашние промыслы: обработка кож, мехов. Были прекрасными наездниками. Культура изучена больше по курганам. Под насыпями – могильные ямы, часто и катакомбы. Покойников клали вытянуто, на спине. Очень часто богатый инвентарь. Скифская триада: оружие, упряжь, звериный стиль. Звериный стиль характерен для искусства (животные в определенных позах). Животные сливались, когти оформлялись в виде голов птицы, жертвенный олень и т.д. Стиль известен на Кубани, в Средней Азии, в Сибири. Узда была литой структурой, использовался болевой эффект. Оружие: скифский меч «акинак», которому также поклонялись, обоюдоострый; лук – сильно изгибался, компактный, литый наконечник стрелы.Пышным был обряд погребения скифских царей. Когда царь умирал, его тело долгое время проносилось по скифским поселениям и скифы должны были выражать печаль. Затем царя привозили в Геры (Днепровские пороги) и клали в могильную яму вместе с его убитой женой, убитыми слугами, лошадьми и насыпали над ним огромный курган, вокруг которого размещали умерщвленных воинов на убитых лошадях. В районе Днепровских порогов расположены наиболее знаменитые скифские царские курганы. Большинство этих курганов ограблено еще в древности. Древнейшие курганы относят к 6 в. до н.э. Они заключают ассирийские и урартские вещи, привезенные из походов в Малую Азию. К архаическим относится Мельгуновский курган у Кировограда. В нем был найден железный меч в золотых ножнах, на которых изображены крылатые львы и крылатые быки с человеческими лицами (ассирийские). С 6-5 в. до н.э. вещи из скифских курганов отражают связи с греками. Наиболее знаменитые курганы относятся к 4 в. до н.э. – это было время расцвета скифской культуры. Самые значительные курганы: Чертомлык (у Никополя), Толстая могила (там же - в Днепропетровской области), Солоха, Куль-Оба (на окраине Керчи).В кургане Толстая могила погребены мужчина, женщина и ребенок, а также слуги и кони. Слуг здесь значительное количество. Содержит богатейшее погребение с множеством золотых вещей (несмотря на то, что был ограблен). Найдены меч в золотых ножнах и пектораль (шейно-грудной украшение). На ножнах сцена убийства оленя (грифоном), петушиный бой и др. Вес пекторали более 1 кг., диаметр – 30 см. Три пояса изображений, разделенных жгутами. В 1 – скифский быт, во 2 – растительный орнамент, в 3 – борьба животных. Скифы, как описывает Геродот, поклонялись мечу, который называется акинак. Они вонзали его в кучу хвороста, производили возле него ритуальные действия и приносили ему жертвы. Акинак нам хорошо известен: железный, короткий, колющий. Скифские стрелы втульчатые, сделаны из бронзы, которая, наконец, завоевала себе место и в производстве стрел. Древнейшие стрелы листовидные – с шипом на втулке. Классические напоминают трехгранные пирамидки. Другой распространенный тип – трехлопастные стрелы. Стрелы изготовлялись в огромном количестве. Скифы были прекрасными лучниками, как конными, так и пешими.

32. Сарматские племена. Племена савроматов (7-4 вв. до н.э.) жили в поволжско-приуральских степях. Геродот звал их «женоуправляемыми», чему есть археологические подтверждения (раскопки «женских» курганов). Основа хоз-ва – кочевое скотоводство. В 4-3 вв. до н.э. сложились новые племенные союзы, симбиоз с восточными племенами. Эти новые образования известны уже как сарматы (3 в. до н.э. – 4 в. н.э.). Ко 2 в. до н.э. сарматы вытеснили скифов с их территории (от Тобола до Дуная). Сарматские племена: аланы, роксаланы, сираки. Археологически сарматы изучены по погребениям, что характерно для кочевого народа. Инвентарь мало чем уступает скифскому. Есть орнамент звериного стиля. Прослеживается греческое влияние (на материале кургана Хохлач в Новочеркасске). Имущественное расслоение свидетельствует о зарождении государственности. Сарматская керамика делалась без гончарного круга. Характерны бронзовые котлы на высокой ножке. Оружие сарматов отличалось от скифов: они имели длинные мечи для рубки с коня, кинжаты они привязывали ремнями к правой ноге. Стрелы, как и у скифов, трехлопастные, но более крупные и железные. Сарматы использовали металлический доспех (пластинчатый или кольчужный), видимо, заимствованный из Малой Азии или от римских войск. Для сарматской культуры с конца 2 в. до н.э. характерен полихромный стиль, при котором одежда украшается цветными бусами, эмалью. К 4 в. его художественность падает. Около 2 в. н.э. название сарматов вытесняется именем аланов. В 4 в. н.э. сарматы были разгромлены гуннами. Часть сарматов участвовала в Великом Переселении Народов. Аланский язык лег в основу осетинского языка.

33 Тагарская культура археологическая культура эпохи бронзы и железа (IX—III в. до н. э.), названа по топониму — острову Тагарскому на р. Енисей. На смену тагарской культуре пришла таштыкская культура. Памятники распространены на территории Хакасско-Минусинской котловины (Республика Хакасия и южные районы Красноярского края) и в северо-восточной части Кемеровской области, то есть в пределах степной и лесостепной зоны в бассейне Среднего Енисея и его притоков — рек Абакана, Тубы, Сыды, Ербы и других и в бассейне реки Чулым и ее притока Урюпа. Наиболее северные тагарские памятники находятся на р. Чулым южнее г. Ачинска, западной границей служат предгорья Кузнецкого Алатау и Абаканского хребта, южной — границы Джойского хребта и Западного Саяна. Наиболее восточные памятники известны на правобережье Енисея у сел Верхний Суэтук и Кочергино на р. Туба, у сел Уджей и Конь на р. Амыл и у д. Брагино. Особый район распространения памятников тагарской культуры — небольшой участок лесостепи по Енисею близ города Красноярска.В степях Южной Сибири VI—IV вв. до н. э. тагарцы также строили внушительные памятники — погребения своим вождям. В урочище Салбык находится около десятка гигантских курганов. Когда-то это были четырехгранные земляные пирамиды, окруженные каменной оградой.Преобладающим у тагарцев являлся европеоидный тип, по всей видимости, восходящий к Андроновской культуре[1], однако черепа с монголоидными признаками обнаруживаются в курганах, датируемых началом тагарской культуры, и количество таких черепов постепенно возрастает к моменту прихода хуннов. Академик В. П. Алексеев отмечал, что это население сближается по своим физическим характеристикам с носителями таштыкской культуры. Животноводство было важнейшей формой деятельности на левом берегу Енисея. Основу стада (80 %) составляли две равные половины из крупного (коровы) и мелкого (овцы, козы) рогатого скота, что указывает на пастушескую форму скотоводства. Не исключено, что племенная знать динлинов вела кочевой образ жизни. Сосуществование двух типов быта запечатлено на писаницах хребта Бояры (Боярская писаница). Посёлок, изображённый на скале, состоял из бревенчатых рубленых домов, рядом с которыми стояла юрта — жилище кочевника. На этой же писанице, на погребальных каменных стелах изображены взнузданные и оседланные лошади и запряженные лошадьми кибитки. На третьем месте были лошади (20 %). Такие пропорции были определены природно-климатическими условиями. Древние люди почти не заготавливали на зиму сено, животные круглогодично находились на подножном корме. Поэтому лошади были необходимы при тебеневке — добыче корма в осенне-зимний период из-под снега глубиной до 40 см. Первыми шли кони, у которых этот инстинкт хорошо развит, а затем коровы и овцы.Если в современной деревне корм доставляется к месту содержания скота, то в то время скот надо было перегнать к месту расположения кормов. В условиях Южной Сибири кобыле с жеребёнком нужно пастись в течение года на 20—40 гектаров пастбищ. Для семьи из 5 человек необходимо более 800 гектаров, поэтому приходилось внимательно следить за сохранностью зимних пастбищ. Для них выбирали места, где зимой было мало снега, не образовывался наст и т. д. Там же, как правило, оборудовалось зимнее поселение. Земледелие было вторым по важности направлением деятельности. Оно основывалось на использовании мелких ирригационных сооружений (каналов и плотин) или естественном увлажнении почвы. Таких условий было больше на правом берегу Енисея.Землю обрабатывали бронзовыми мотыгами-кельтами или деревянными мотыгами с бронзовыми оковками, урожай сжинали бронзовыми серпами, зёрна растирали каменными зернотёрками и ручными мельницами, дошедшими до хакасской этнографии (тербен). В основном выращивали просо и ячмень. Под поля обрабатывались чаще мягкие и влажные земли речных долин, а в засушливых местах сооружались ирригационные системы. Оросительные каналы достигали 15—20 км длины. Охота проводилась как поодиночке и артелями, так и крупными коллективами. В последнем случае устраивались облавные и загонные охоты.Керамика изготавливалась без использования гончарного круга. Сосуды самых разнообразных форм использовались для хранения и приготовления молочной и мясной пищи.Деревообработка тагарцев была на очень высоком уровне. Деревянные конструкции погребальных камер в виде бревенчатых срубов указывают на мастерство в плотницких работах. Из дерева изготавливали большой ассортимент деталей оружия и бытовых предметов — деревянных чаш, тарелок, ложек. Делались берестяные короба и чаши.Ткачество, изготовление шерстяных изделий, выделка кожи и меха в тагарскую эпоху позволяли получать удобную и прочную одежду и галантерею.Племена тагарской культуры достигли высокого развития в производстве металла и металлообработке. Горное дело и металлургия расцветают в середине тагарской эпохи. Умелые мастера с помощью молотов, кайл, кирок и лопат разрабатывали медные рудники. Руду переплавляли в медеплавильнях, устраиваемых неподалеку от мест выработки. Они были постоянными, использовались длительное время. Там же были поселения древних металлургов. К концу I тыс. до н. э. медная и бронзовая металлургия постепенно сменяется железной.Большая часть древних медных рудников Южной Сибири принадлежала тагарцам. Они значительно улучшили состав различных бронзовых сплавов. Знаменитая тагарская золотистая бронза в виде слитков, а чаще изделий служила предметом экспорта в другие районы, особенно в тайгу и лесостепи Западной и Средней Сибири. Жилища у тагарцев были 4 основных типов. На временных поселениях устанавливались юрты и конические шалаши. Стационарные постройки представляли собой четырёхугольные жилища из дерева и камня. Деревянные избы рубили в «лапу». Рядом оборудовали загоны для скота, так как мелкий рогатый скот нуждается в укрытии на период холодов. Помимо очага в доме, на улице устанавливался котёл, служивший символом семьи.

34 Гунны и гуннская эпоха Гу́нны — союз племён, образовавшийся во II—IV вв. в Приуралье из тюркоязычных хунну, прикочевавших во II в. из Центральной Азии, и местных угров и сарматов[1], вторгшийся в 70-х годах IV в. н. э. в Восточную Европу. Гунны создали огромное государство от Волги до Рейна. При полководце и правителе Аттиле пытались завоевать весь романский запад (середина V в.). Центр территории расселения гуннов находился в Паннонии, где позже обосновались авары, а затем — венгры. Гунны изобрели дальнобойный лук, который достигал в длину более полутора метров. Лук делался составным, а для большей прочности и упругости его укрепляли накладками из кости и рогов животных. Стрелы употреблялись как с костяными, так и с железными и бронзовыми наконечниками. Иногда к стрелам прикреплялись костяные просверленные шарики, издававшие в полете устрашающий свист. Лук вкладывался в особый футляр и прикреплялся к поясу слева, а стрелы находились в колчане за спиной воина справа. «Гуннский лук», или скифский лук (scytycus arcus) — по свидетельствам римлян, самое современное и эффективное оружие античности, — считался очень ценной военной добычей у римлян. Флавий Эций, римский полководец, проживший 20 лет заложником среди гуннов, поставил скифский лук на вооружение в римской армии. Большое объединение номадов (известное из китайских источников под названием «хунну» или «сюнну») в конце III века до н. э. образовалось на территории Северного Китая. Около рубежа н. э. эти племена начали продвижение на запад. Со II века н. э. появились в степях Северного Причерноморья.В IV—V веках н. э. выходцы из этого племенного союза возглавляли царственные династии в Северном Китае. В 70-х годах IV века гунны покорили аланов на Северном Кавказе, а затем разгромили государство Германариха, что послужило импульсом к Великому переселению народов.Гунны подчинили большую часть остготов (они жили в низовьях Днепра) и заставили вестготов (живших в низовьях Днестра) отступить во Фракию (в восточной части Балканского полуострова, между Эгейским, Чёрным и Мраморным морями).Затем, пройдя в 395 году через Кавказ, опустошили Сирию[2] и Каппадокию (в Малой Азии) и около этого же времени, обосновавшись в Паннонии (римской провинции на правом берегу Дуная, ныне — территория Венгрии) и Австрии, совершали оттуда набеги на Восточную Римскую империю (по отношению к Западной Римской империи до середины V века гунны выступали как союзники в борьбе против германских племён). Покорённые племена они облагали данью и принуждали участвовать в своих военных походах.Наибольшего территориального расширения и мощи гуннский союз племен (в него, кроме булгар, уже входили остготы, герулы, гепиды, скифы, сарматы, а также некоторые другие германские и негерманские племена) достиг при Аттиле (правил в 434—453 годах). В 451 году гунны вторглись в Галлию, и на Каталаунских полях были разбиты римлянами и их союзниками: вестготами и франками. После смерти Аттилы возникшими внутри империи распрями воспользовались ранее покорённые ими гепиды, возглавившие восстание германских племён против гуннов. В 454 году в битве при реке Недао в Паннонии гунны были разбиты и вытеснены в Причерноморье. Попытки гуннов прорваться на Балканский полуостров в 469 году были тщетными.Постепенно гунны исчезли как народ, хотя их имя ещё долго встречалось в качестве общего наименования кочевников Причерноморья. По свидетельствам готского историка VI века Иордана племена, раннее входившие в состав «гуннского» союза, освободившись от насильственного «союза» кочевников, взяли под контроль и Западную, и обширную часть Восточной Римской Империи, поселившись во Фракии, Иллирии, Далматии, Паннонии, Галлии и на Аппенинском полуострове.

Последний римский император Ромул Августул был сыном секретаря Аттилы, римского патриция Ореста. Одоакр, свергший его в 476 году с престола, первый варварский (германский) король Рима, по Иордану «король торкилингов» («Torcilingorum rex», предположительно король тюрингов) предводитель германских племён герулов, ругиев и скиров, живших в долине Дуная, был сыном лучшего военачальника Аттилы, вождя скиров, Эдика (Эдекона).Предводитель остготов Теодорих, сын сподвижника Аттилы, остготского короля Теодимира, победивший Одоакра, стал в 496 году первым христианским королём готско-римского королевства остготов.

35 Таштыкская культура Таштыкская культура — археологическая культура Южной Сибири железного века (II век до н. э. — V век н. э.), будучи во многом преемницей тагарской культуры, принципиально отличается от неё широким распространением железа. Хозяйство по-прежнему оставалось земледельческо-скотоводческим. Новшеством было появление примитивной сохи, которая, впрочем, не вытеснила мотыгу.О социальном развитии таштыкцев свидетельствуют погребения. Они разделяются на скромные грунтовые могилы и огромные склепы, похожие на поздние захоронения тагарской знати. Енисейская аристократия сохраняет прежние, «скифские» обычаи бальзамирования, боевой татуировки. Появляется и новое: в склепы кладут куриные яйца, с покойников снимают гипсовые маски, встречаются захоронения кукол. В склепах найдены деревянные части китайских церемониальных зонтиков, которые у хуннов служили знаками власти. Названа по раскопкам могил на р. Таштык близ с. Батени на Енисее. Т. к. представлена гл. обр. склепами и грунтовыми могилами преим. с трупосожжениями. Племена Т. к. - потомки европеоидного населения эпохи тагарской культуры (динлины), смешавшиеся с пришлым монголоидным населением (вышедшие из Центр. Азии во 2-1 вв. до н. э. тюркоязычные гяньгуни). В погребениях Т. к. находят портретные лицевые маски из белой глины (часто раскрашенные разноцветными узорами), разнообразные сосуды, модели - заменители различных предметов и пр. Остатки шелковых одежд, лаковых чашечек, зеркал ханьского времени и зонтов указывают на торговые связи с Китаем. Погребения знати содержат деревянные статуэтки животных - коней, быков, баранов, оленей (символизировавших богатство скотом). Встречаются человеческие статуэтки, изображавшие зависимых людей. Иск-во Т. к. реалистично. Появилась кам. скульптура (людей, домашних животных). Х-во динлино-гяньгуней было скотоводческо-земледельческим. Общество находилось на последней ступени распада первобытнообщинных отношений. Образо- вавшееся в 6 в. древнехакасское гос-во возглавлялось потомками гяньгуней - тюркоязычными кыргызами. Курганы-склепы имеют вид каменно-земляных насыпей диаметром 10—20 м, высотой 0,4—1,5 м, с западинами в центре. По периметру котлована сооружали ограду — крепиду, с запада устраивали наземные входы — дромосы. Стены либо облицовывались плитами, либо тыном и клетью, вдоль стенок — полати из плах в 1—2 яруса, перекрытие из брёвен, бересты и плиток. Склепы после окончания в них захоронения поджигали. Хоронили преимущественно кремированные кости умерших, видимо, помещённые в куклы, а в ранних склепах встречаются скелеты и парциальные погребения. Вместилищами для пепла служили матерчатые мешочки, сумочки из травы, коробки из бересты, деревянные ящички и внутренняя полость масок-бюстов. Число погребенных в склепах в виде трупов, кукол и просто пепла в мешочках различается в зависимости от размеров конструкций. В простых малых склепах укладывались от 10 до 40 покойников. В большие склепы помещали до 100 и более остатков кремированных людей. Захоронения детей в возрасте до 7 лет совершались обособленно. На окраинах таштыкских грунтовых кладбищ, чаще всего рядом со склепами, устанавливали ряды каменных стел с поминальным ямками. Они служили местом отправления жертвенных тризн по умершим родственникам. Перед каменными столбами в ямку или прямо на поверхность земли клали напитки в горшках и куски мяса, преимущественно баранины или говядины.

36 Пазырыкская культура — археологическая культура железного века (VI—III вв. до н. э.), причисляемая к «скифскому кругу», основные находки предметов которой были сделаны в Горном Алтае. Носители этой культуры обитали на смежных территориях Казахстана, Республики Алтай и Монголии.Свое название культура получила по памятнику в урочище Пазырык Улаганского района, где академиком Руденко были в 1929 г. раскопаны усыпальницы племенной знати (англ.).Основное занятие населения — кочевое скотоводство. Знатных мертвецов хоронили в деревянных срубах. Пазырыкцы носили войлочные шубы, отделанные собольими мехами[1]. Предположительно пазырыкская культура — продукт развития афанасьевской культуры. В антропологическом составе населения пазырыкской культуры выявляются три базовых компонента (долихокранный европеоидный с высоким и широким лицом, брахикранный монголоидный с невысоким лицом и мезодолихокранный монголоидный с высоким лицом). Вместе с родственными племенами тагарской культуры подверглись атакам прото-хунну. В силу климатических условий в захоронениях прекрасно сохранились мумии. На их кожу нанесена сложная татуировка — это наиболее древние уцелевшие образцы татуировки в мире. Кроме того, в отдельных курганах сохранились погребальная повозка высотой в три метра, многочисленные реалистичные фигурки зверей и птиц (в том числе из войлока), образцы текстилей, включая древнейший в мире ковёр. Находки руденковских экспедиций, большинство из которых датируется V в. до н. э., экспонируются в Государственном Эрмитаже.

37 Государство Урарту племенной союз и государство, основанное урартскими племенами.

Родственные хурритам (см. ХУРРИТЫ), но отделившиеся от них еще ок.1-й пол. 3 тыс. до н. э., эти племена заселяли бассейн оз. Ван и область истоков Верхнего Заба; в 16—14 вв. их южная часть, вероятно, подчинялась государству Митанни. С распадом Митанни в сер. 14 в. большая часть урартов составила племенной союз Урарту, в 13 и 11 вв. периодически сталкивавшийся с ассирийцами (см. АССИРИЙЦЫ). В 10—9 вв. этот союз, вероятно, со сменой (или сменами) ведущей племенной группы превращается в прочное государство Биайнели (т. е.«Ванское»; ассирийцы продолжали называть его «Урарту») со столицей в Тушпе (Туршпе) на восточных берегах оз. Ван и новой династией потомков некоего Лутипри (с 840). Другая группа урартских племен, продвинувшись к югу, создала ок. 11—10 вв. в долине Верхнего Заба государство Муцацир, во владении которого находилась главная общеурартская святыня — храм бога Халди в г. Ардини.

Урарту представляло собой типичную военную державу, в годы расцвета существовавшую ради непрерывных походов, целью которых была прежде всего добыча, приобретение данников и захват пленных (значительная часть которых умерщвлялась, так как масштабы неразвитого хозяйства страны не позволяли применять их труд); прямые аннексии диктовались в основном стратегическими соображениями.

Почти вся история урартского государства прошла в войнах с Ассирией, в значительной степени и вызвавших его к жизни (характерно, что военная и административная системы Урарту во многом повторяли ассирийские; велико было влияние Ассирии также и на культуру страны). Сардури I (ок. 840—825) должен был еще обороняться от ассирийцев, однако уже Ишпуини (825—810) и его соправитель и наследник Менуа (810—786) (конец 9 — начало 8 в.) перешли в решительное наступление, отняли у Ассирии ее владения в Верхней Месопотамии, подчинили Муцацир и начали наступление на север, в Закавказье, опираясь на основанный ими военный центр у горы Арарат. Аргишти I (786—764) полностью парализовал ассирийское сопротивление, распространил свое влияние на западе за Евфрат, на область Малатьи, на востоке — на всю область озера Урмия вплоть до Диялы, а на севере включил в состав Урарту закавказские территории вплоть до Чороха, истоков Аракса и Куры и оз. Севан, основав там крепости Эребуни (см. ЭРЕБУНИ) и Аргиштихинили, образовавшие вторую административно-хозяйственную базу Урарту наряду с районом Тушпы.

Царь Сардури II (764—735) включил в сферу влияния Урарту союз позднехеттских государств в Северной Сирии, однако должен был вести ожесточенную борьбу в приурмийском районе, а затем проиграл решительную войну с Ассирией (743—735). В итоге в бассейне Урмии образовалось враждебное Урарту царство Манна; Сирия и области верхнего Тигра перешли к Ассирии; ряд областей, покорных Урарту, восстановили независимость. Руса I (735—713), свернув на время борьбу с Ассирией, расширил урартские владения на северо-востоке, в Закавказье, а затем смог отразить нашествие киммерийцев (см. КИММЕРИЙЦЫ) с севера. Однако попытки Русы вырвать из-под ассирийского контроля Муцацир и Манну привели его в конце концов в 714 к прямой схватке с Саргоном II (см. САРГОН II), полностью разгромившим и Урарту, и Муцацир. Руса покончил самоубийством, и Урарту более никогда не нападало на своего главного врага. Преемники Русы пытались с известным успехом распространять свои завоевания по другим направлениям — на восток, к берегам Каспийского моря (Аргишти II (713—685) в 690-х гг.; впрочем, большая часть этих территорий была утрачена, когда сюда ок. 680 вторглись скифы), а затем на запад против владений Фригии (см. ФРИГИЯ) и государств Тавра [Руса II (685—645) в 670-х гг.], где урарты пытались опереться на союз с киммерийцами.

Переломным рубежом урартской истории стало опустошительное нашествие скифов, врагов киммерийцев и союзников Ассирии (середина 640-х гг.); ослабевшее и уменьшившееся Урарту должно было признать себя ассирийским вассалом (при Сардури III в 643). В этом качестве Урарту было втянуто на стороне Ассирии в еще более ослабившую его войну с Вавилонией и Мидией (см. МИДИЯ) (616—610), покорилось последней (ок. 610), а затем было окончательно уничтожено мидянами ок. 590 в ходе лидийско-мидийской войны (которой, по-видимому, надеялось воспользоваться в своих интересах). В итоге большая часть Урарту отошла к Армине (см. АРМИНА), а меньшая образовала сатрапию (см. сатрап (см. САТРАП)) Мидийской и впоследствии Персидской держав. При этом часть урартов в сер.1 тыс. до н. э. была арменизирована, но другая сохраняла урартский язык до исхода 1 тыс. н. э., после чего была наконец окончательно ассимилирована (вероятно, курдами).

38. Археология античных городов Северного Причерноморья. В 1ом тыс. до н.э. Северное Причерноморье колонизировалось греками. Колонии были рабовладельческими. Мотивы: безземелье, политика, торговля и др. Колонизация началась в 8 в. до н.э. Районы колонизации: днепровско-бугский лиман, Крым, Тамань. Наиболее важные города-колонии: Ольвия, Пантикопей, Тиритака, Мирмекий, Херсонес.

Ольвия (греч. «счастливая») была основана на рубеже 7 и 6 вв. до н.э. ионийскими племенами. Период развития хлебной торговли. Днепровско-бугский лиман – это развитый в земледельческом плане район. Вблизи города лежали поля. Число рабов было огромно (согласно античным авторам, Геродоту). Торговые связи простирались далеко на север. Треугольная форма города. Территория делилась на нагорную и приречную части. Нагорную занимали общественные здания и дома богачей, здесь же была рыночная площать – агора, храмы, гимназии, театр. Там было найдено около 700 монет, они изготовлены не чеканкой, а литьем. Характерны изображения орла, напавшего на дельфина. К агоре с севера примыкал священный участок с большим алтарем, храмы Зевсу и Аполлону, и священная роща. Было развито ремесло, ткачество. Дома были каменными с внутренним двориком. Мирмекий (греч. «муравей») был основан в 6 в. и находился чуть восточнее Пантикапея. Имеются крепостные стены, датируемые 4 веком. Найдена винодельня с площадкой для раздавливания винограда. Найдены также рыбозасолочные чаны. Около Мирмекия прослежена сельская усадьба 3-1 вв. до н.э. Она состояла из жилых и хозяйственных построек. Найдены останки запасов зерна, жернова и ступки. Комнаты внутри роскошно отделаны цветной штукатуркой. Здесь же были найдены терракотовые статуэтки, изображающие Геракла. Высота фигурок ок. 15 см. Часты изображения бытовых и мифологических сцен.

39 Ана́ньинская культу́ра — археологическая культура конца VIII—III вв. до н. э., распространена на территории Среднего Поволжья (от реки Ветлуги до Ульяновска) и в бассейне реки Камы. На юго-восточной периферии памятники культуры располагаются по берегам нижнего течения реки Белой, от её устья до города Бирска (городища Новокабановское, Какрыкуль, Петер-Тау, Аначевское, Тра-Тау, Трикольское, Новобиктовское, поселение Бирское, могильник Таш-Елга). В Волго-Камье и более северных районах памятники культуры располагаются вплоть до Печорского Приполярья.Название дано по первому открытому могильнику у села Ананьино близ Елабуги (Татарстан), раскопанному П. В. Алабиным и И. В. Шишкиным в 1858 году.В Поволжье и Нижнем Прикамье следы Ананьинской культуры теряются в VI в. до н. э., в остальных районах — в III—II вв. до н. э.Известны неукреплённые поселения, городища и могильники. На поселениях и городищах найдены остатки наземных бревенчатых жилищ (площадь 10x5 м; 12х4 м). Кроме того, на поселении Конецгор обнаружены разделённые на секции длинные дома с расположенными по их продольной оси очагами. Население занималось преимущественно скотоводством, а также земледелием, охотой и рыболовством. Большое развитие получили чёрная и цветная металлургия, бронзолитейное и кузнечное дело, занимались и ткачеством, прядением, обработкой кости и кожи, изготовлением посуды. Характерна круглодонная керамика с ямочным и шнуровым орнаментом. На поселениях находят много изделий из кости, связанных главным образом с охотой (различных форм наконечники стрел, гарпуны, наконечники мотыг).Для раннего периода Ананьинской культуры было характерно сосуществование бронзовых и железных орудий труда и оружия. Известны также кремнёвые наконечники стрел и скребки. На Ананьинскую культуру оказали большое влияние культуры Кавказа (колхидо-кобанская), скифская и восточные культуры кочевников степей Евразии. Особенно значительными были связи ананьинцев с носителями культур Кавказа (многочисленные импортные изделия). Установлено, что технологические приёмы обработки железа восходят именно к кавказским традициям. Погребальные памятники представлены бескурганными могильниками, иногда очень обширными (Старший Ахмыловский могильник содержал более 1100 погребений). На самых ранних из них (например, I Мордовский) в стороне от могил находились группы каменных стел с изображением оружия. В VI—V вв. до н. э. их сменили стелы на могилах, иногда с изображением мужчин с оружием или без него. Господствует обряд ингумации в могилах-ямах, над которыми возводились деревянные срубы-домики. Преобладали одиночные погребения, но известны парные и коллективные, представлены расчленённые (повторные) и частичные (захоронения черепов). Погребения в ряде случаев сопровождались мясной напутственной пищей (мужчины — кониной, женщины — говядиной) и различными предметами, включая глиняные сосуды. В мужских погребениях обычно находят оружие, орудия труда (копьё, кельт, меч, кинжал, наконечники стрел, клевец) и украшения. В женских могилах встречаются украшения (браслеты, гривны, наборы из бляшек и трубочек-пронизей, нашивавшихся на кожаный головной венчик).

40 вопрос Дьяковская культура Дьяковская культура — археологическая культура раннего железного века, существовавшая в VII до н. э. — V веках на территории Московской, Тверской[1], Вологодской[2], Владимирской, Ярославской и Смоленской[3] областейОсновными занятиями дьяковского населения были скотоводство, при чём в первую очередь разводились лошади[13] (на мясо, впоследствии также стали использоваться для верховой езды; но не как тягловый скот). Также разводились коровы, свиньи. Селекция скота не производилась, скот был малорослым.Значительную роль в хозяйстве играла также охота; поскольку дьяковцы селились по берегам рек, то окрестные леса оставались незаселенными и предоставляли широкие возможности для неё. Охотились на лося, оленя, медведя, кабана, косулю, тетерева, рябчика — ради мяса, а также на пушных зверей (прежде всего бобра, также куницу, лису, выдру), причём шкурки служили экспортным товаром. Для охоты на мелкого пушного зверя использовались специальные стрелы с тупым наконечником (чтобы не попортить шкурку).Крайне примитивное земледелие только начинало развиваться и носило вспомогательный характер[14]. Существует мнение о его подсечно-огневом характере, но Д. А. Авдусин считает это невозможным, так как для подсечного земледелия необходимо большое количество топоров, топоры же на дьяковских городищах достаточно редки[5]. Возделывались (мотыгами) в основном мысы и участки коренного берега, тогда как заливные и пойменные луга использовались под пастбища.К концу существования культуры значение земледелия увеличилось. Возделывали просо, ячмень и пшеницу, а также коноплю (как в пищу, так и для волокна) и лен, которые заняли уже значительное место в хозяйстве дьяковцев. Для дьяковской культуры характерна так называемая «текстильная» лепная керамика, скифские украшения. В начале развития орудия бронзовые, потом они сменяются железными, цветные металлы используются на украшения. Но вообще металла было мало, видимо он дорого ценился, зато широко использовались орудия из кости, а на ранних этапах культуры ещё использовался и камень. Лишь к концу периода костяные орудия вполне вытесняются металлическими. Несомненно, большую роль в быту играли предметы из дерева, но они как правило не сохраняются. В Дьякове городище найдены, однако, деревянная ложка и дно берестяного туеса.Специфичны для дьяковской культуры глиняные грузики неясного назначения. Они имеют конусовидную форму, с внутренним каналом, на котором часто заметны следы потертостей и даже нитей. Основания всегда фигурное, украшенное рубчиками. Поверхность грузиков украшалась точечным орнаментом, линиями, насечками, свастиками, рисунками и т. д. Существует множество гипотез об их предназначении; иногда в них видят культовые предметы (вплоть до вместилищ душ умерших), но наиболее распространенная трактовка — как пряслиц или грузиков для вертикального ткацкого станка.В начале нашей эры в дьяковской культуре происходит качественный скачок. Он связан, возможно, с влиянием более развитых соседних племен (особенно балтских) и с тем фактом, что дьяковцы более активно включились в международный обмен, начав (как показывает костный материал) бить пушного зверя в промышленных масштабах. Так, с III в. прежнюю грубую текстильную керамику сменяет более совершенная чернолощеная (под балтским влиянием). Ассортимент костяных изделий резко сокращается, и под конец они вовсе исчезают; они вытесняются железом, в обработке которого дьяковские кузнецы достигли заметных успехов, так что под конец насчитывают уже 22 наименования изготовлявшихся ими железных изделий. Развивается ювелирное искусство, с того же III в. широко распространяются бронзовые украшения, орнаментированные разноцветной выемчатой эмалью (характерные для Восточной Европы той эпохи); появляются специфически дьяковские ювелирные изделия: бантиковидные нашивные бляшки, серьги с трапециевидными подвесками, украшенные парными шариками зерни, ажурные застежки-сюльгамы. Любопытно, что на Кунцевском городище в Москве была найдена игрушечная льячка (ложечка для залива металла). В качестве предметов импорта, поступавших в обмен на меха, распространялись в частности римские стеклянные бусы, а на Троицком городище была найдена римская фибула I в. н. э. с надписью «avcissa» — самая северная из находок такого рода. Вещи из Средиземноморья поступали к дьяковцам через скифов, впоследствии сарматов, которые вообще оказали определенное влияние на дьяковскую культуру, в частности своим «звериным» орнаментом; костяные дьяковские стрелы представляют по форме подражание скифским бронзовым.

41 Археология Средневековья Средневековье в степном Крыму представлено по преимуществу кочевническими погребениями в насыпях древних курганов (Сары-Булат, Портовое, Мартыновка и др.), остатками временных стоянок, небольших поселений и т. д. Особое место среди степных древностей занимают половецкие «каменные бабы», которые стояли в святилищах на вершинах курганов (Водопойное, Чокрак, Восход), а в настоящее время хранятся в музеях.

На остальной части Крыма, среди наиболее ярких и выразительных памятников V—VII вв., помимо Херсонеса, выделяются руины Алустона (ныне Алушта) и Горзувит (Гурзуф) — стратегически важных византийских крепостей на Южном берегу. Такое же укрепление VI в. известно в Судаке у подножия Крепостной горы.В юго-западном Крыму в средневековое время возникают «пещерные города» — Каламита (Инкерман), Эски-Кермен, Сюрень, Качи-Кальон, Тепе-Кермен, Кыз-Кермен, Чуфут-Кале, Бакла и др. Они располагаются на живописных скалах, господствующих над горными ущельями и долинами. Одни из них — крупные города площадью до 10—15 га (Чуфут-Кале, Эски-Кермен, Кыз-Кермен). другие поменьше— всего 1—2 га (Тепе-Кермен, Сюреньское укрепление).

Бакла, самый северный «пещерный город», возник ранее других — в IV в. н. э. Находится в междуречье Альмы и Бодрака, близ с. Скалистого. В обрывах скал высечены многочисленные хозяйственные помещения, зерновые ямы, казематы, гробницы, храмы. На плато — остатки крепости (стен и башен), жилых и хозяйственных построек, культовых сооружений.

Чуфут-Кале (на юго-восточной окраине Бахчисарая)—популярный «пещерный город», с хорошо сохранившимися наземными постройками, оборонительными сооружениями и т. д.

Тепе-Кермен, близ Бахчисарая,— феодальный замок или укрепленный монастырь, с многочисленными вырубленными в скале «казематами», пещерной церковью VIII—IX вв. и развалинами каменных сооружений.Качи-Кальон —поселение и монастырь, на берегу Качи у с. Предущельного. В обрывах скал и отдельных глыбах — монастырские помещения, кельи монахов, пещерный храм. Много тарапанов (виноградодавилен).Средневековье Памятники КрымаМангуп, или Мангуп-Кале,— самый большой и эффектный «пещерный город». В XIV—XV вв.— столица княжества Феодоро. Хорошо сохранилась цитадель, много искусственных пещер, наземных построек.

Эски-Кермен, в 7 км от Мангупа,— средневековый город с пещерными храмами (в двух сохранились фрески) и другими сооружениями, как вырубленными в скалах, так и наземными.

Как полагают исследователи, возникновение «пещерных городов» Крыма было вызвано экономической и политической обстановкой, сложившейся в юго-западной Таврике после гуннского нашествия, и свидетельствует о зарождении феодального общества. Многие из них погибли под ударами поздних кочевников, меньшая часть (Мангуп, некоторые монастыри) продолжала существовать.

На перевалах Главной горной гряды, очевидно, в это же время, сооружаются каменные стены. Известны они в районе Чигенитры на Караби-яйле (над с. Приветным), Каратау, Таш-Хабах, между Северной и Южной Демерджи и в других местах. Как полагает ряд исследователей, стены были построены по указанию византийского императора Юстиниана I. Свое существование они прекратили в VIII—IX вв., возможно, в результате хазарского нашествия.Хорошо сохранилась генуэзская крепость в Феодосии (средневековая Кафа). Особенно приметны башня Климента VI (1348 г.), над бывшей Карантинной слободкой, и башня св. Константина (1382—1448 гг.) в центральной части города.

Интереснейшим архитектурно-археологическим памятником Крыма является крепость в нынешнем городе Судаке (Сугдея у греков, Сурож у русских, Солдайя у генуэзцев). Это крупное укрепленное поселение, обнесенное двумя ярусами оборонительных сооружений — стен и башен. Ранний строительный период этого памятника относится к византийскому времени, поздний, основной,— к генуэзскому (XIV—XV вв.), поэтому крепость обычно называют генуэзской.

К средневековому времени относится открытое поселение на холме Тепсень в п. г. т. Планерском. Поселения VIII—IX вв. обнаружены на побережье между Судаком и Алуштой (Ворон, Чобан-Куле, Канакская балка).Из укреплений на Южном берегу Крыма назовем: Кастель у Алушты, Крестовая над Алупкой. Исар-Кая у Гаспры, Учан-Су-Исар близ Ялты, Бпюк-Исар у с. Оползневого, Пахкал-Кая, Сераус. Одни из них являются крупными городищами, другие дозорными пунктами и т. д.

Отметим и такие средневековые памятники верховьев рек Качи и Бельбека, как Басман, Бойка, Сююрю-Кая, Сандык-Кая, Здесь можно видеть развалины оборонительных стен, жилых и хозяйственных построек, руины башен, каменных оград, террас, остатки дорог, построек, усадеб, зерновых ям, склепов, надгробий, часовен и т. д.О высоком уровне культуры средневековой армянской колонии в восточном Крыму можно судить по остаткам замечательного монастыря Сурб-Хач (основан в XIV в.) около Старого Крыма. В монастыре сохранилась роспись XIV—XV вв. В Старом Крыму находятся развалины большого мусульманского духовного училища (медресе) с примыкающей к нему мечетью хана Узбека (построена в 1314 г.). Поблизости мечеть Куршум-Джами (конец (XIV в.).

Интересный памятник — мечеть XIV в. Эски-Сарай. расположена она у с. Пионерского близ Симферополя.Среди позднесредневековых памятников особой популярностью пользуется бывший ханский дворец в Бахчисарае. К этому же периоду истории Крыма относятся развалины турецкой крепости Еникале («новая крепость»), в 14,5 км к северо-востоку от Керчи, а также турецкая крепость у основания Арабатской стрелки. На северных границах полуострова но узкому перешейку суши между Каркинитским заливом Черного моря и Сивашом проходит знаменитый Перекопский ров и вал (очевидно, возникший в скифское время) с остатками еще одного татаро-турецкого укрепления — Op-Капу. Интересны позднесредневековые памятники Евпатории: мечеть Джума-Джами; текие дервишей (мусульманский монастырь), единственный подобный памятник в Крыму; турецкая баня, средневековые караимские постройки — храмы, жилые дома.

42 Поздние кочевники Восточной Европы Степная зона Восточной Европы в первые века нашей эры была поделена между собой племенными союзами остготов и алан. Остготами называлось германское племя, продвинувшееся в первых веках нашей эры с территории Южной Швеции и северного берега Балтийского моря через Польшу, Полесье в Северное Причерноморье. Здесь образована обширная готская держава, включающая помимо готов многочисленные племена славян, балтов, сармат, фракийцев. В культурном отношении готская держава представляла собой сложный конгломерат различных традиций. Аланами называли племена поздних сармат занимающих земли восточнее Дона. Они вели кочевой образ жизни, часто нападая на своих оседлых соседей. Ими оставлены многочисленные курганные захоронения в катакомбах, свидетельствующие о далеко зашедшем социальном расслоении общества. Если погребения рядовых алан почти не содержит вещей, то в погребениях знати находится много оружия, украшений из драгоценных металлов, греческого и римского импорта. Культура готов и алан несет следы сильного влияния римской цивилизации. В памятниках этого времени много римских монет, стекла, ювелирных украшений, посуды. В IV в. на территорию Европы вторгается гуннская орда, представляющая конфедерацию тюркско-угорских племен. В ходе ожесточенных столкновений гунны вытесняют готов и алан, а в V в. уходят вслед за ними на запад. Степи Восточной Европы до VI в. делят между собой оставшиеся племена гуннов (савиры) и болгар (кутургуры и утургуры). Археологические древности IV-VI вв. представлены одиночными могилами, впущенными в более древние курганы, либо вообще не имеющие насыпей и найдены случайно. Кочевники раннего средневековья хоронились в неглубокой яме на спине. У головы находилась посуда с жертвенной пищей, а у ног - остатки лошади (череп и ноги лошади) и сбруя. Во всех могилах имеется оружие (мечи и палаши, затем сабли, луки и стрелы железные трехлопастные, кольчуги), а также разнообразные застежки от подпруги, украшения (сережки, шейные гривны, браслет). Иногда встречаются бронзовые котлы на ножках. Один такой котел был найден и на территории Ульяновской области. Оружие, конская сбруя, пояса, застежки плащей как знатных, так и рядовых гуннов украшены золотом, инкрустированным вставками из гранатовых камней. Но если у знати украшения изготовлены из чистого золота, то их поданные носили украшения из бронзы или меди, обтянутые тонкой золотой фольгой со стеклянными вставками под гранат. В VI в. в южнорусских степях появляются авары, подчинившие себе западные племена болгар. Восточные (приазовские) племена болгар на короткое время оказываются под властью Западно-Тюркского каганата. После его падения в VII в. приазовские болгары под предводительством хана Кубрата создают государство Великая Болгария. Но вскоре под ударами хазар часть болгарских племен уходит в устье Дуная, где на славянских землях создает новое государство Дунайскую Болгарию. Другая часть болгар переселяется на Среднюю Волгу и низовья Камы и основывает здесь Волжскую Болгарию.

43 Тю́ркский кагана́т крупное средневековое государство в Азии, созданное племенным союзом тюрок (тюркютов) во главе с правителями из рода Ашина. Одно из крупнейших государств в истории. В период наибольшего расширения (конец VI века) контролировало территории Северо-Восточного Китая (Маньчжурии), Монголии, Алтая, Восточного Туркестана, Западного Туркестана (Средней Азии), Казахстана и Северного Кавказа. осле падения могущества усуней, Семиречье превратилось в постоянную арену войн. Появившиеся здесь в V веке отряды жужаней вынудили усуней перенести свои кочевья из степной части на Тянь-Шань. На освободившихс

Date: 2015-08-24; view: 1047; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию