Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характеристика семейной политики и демографии в России⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Для того чтобы лучше понять воспитательный потенциал семьи, необходимо знать тип семьи. Существуют различные классификации типов семей, В зависимости от структуры родственных связей выделяется простая семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей состоят в браке, то образуется другой тип - расширенная, или сложная семья. Она включает в себя три и более поколения, живущих вместе и связанных общим хозяйством, Важным основанием для выделения типа семьи является также наличие обоих супругов, образующих ядро семьи. В зависимости от этого выделяют полную семью, в состав которой входят оба супруга, и неполную семью, в которой один из супругов отсутствует. Существует классификация семей не только по составу, но и по характеру взаимоотношений в них. Ю.П. Азаров делит семьи на три типа: идеальная, средняя, негативная. М.И. Буянов различает такие типы семьи: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная. Выделяют также семьи благополучные, псевдоблагополучные и неблагополучные, в которых имеются явные недостатки в воспитании. Вместо абстрактного противопоставления «благополучных» и «неблагополучных» семей социологи и криминологи различают семьи с разным воспитательным потенциалом. Г.М. Миньковский выделяет по этому признаку 10 типов семей: 1) воспитательно сильные; 2) воспитательно устойчивые; З) воспитательно неустойчивые; 4) воспитательно слабые с утратой контакта с детьми и контроля над ними; 5) воспитательно слабые с постоянной конфликтной атмосферой; 6) воспитательно слабые с агрессивно-негативной атмосферой; 7) маргинальные: с алкогольной, сексуальной деморализацией; 8) правонарушительские; 9) преступные; 10) психически отягощенные. В семьях первого типа, доля которых во всем контингенте обследованных Г.М. Миньковским семей составляет 15—20%, воспитательная обстановка близка к оптимальной. Главный ее признак — высокая нравственная атмосфера в семье. Это важнее, чем формальная полная семья, Хотя вероятность противоправного поведения детей из неполных семей в 2—3 раза выше, чем из семей с обычной структурой. Второй тин семьи (35—40% выборки) создает в целом благоприятные возможности для воспитания, а возникающие в семье трудности и недостатки преодолеваются с помощью других социальных институтов, прежде всего школы. Для третьего типа семьи (10% выборки) характерна неправильная педагогическая позиция родителей, которая тем не менее выравнивается благодаря сравнительно высокому общему воспитательному потенциалу семьи. Четвертый тип (15—20% выборки) объединяет семьи, где родители по разным причинам (плохое здоровье, перегруженность работой, недостаток педагогической культуры) не в состоянии правильно воспитывать детей, утратили контроль за их поведением и интересами. Остальные типы семей (10—15% выборки) являются с социально-педагогической точки зрения отрицательными, а зачастую и криминогенными. Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных и острых конфликтов и в психически отягощенных семьях, в 4—5 раз, а в семьях, где царят агрессивность и жестокость, в 9—10 раз выше, чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях дело не только в безнадзорности, с которой связано 80% преступлений, но и в том, что дети воспринимают поведение старших членов семьи как нормальное, обычное, эмоционально отождествляются с родителями и воспроизводят стереотипы их поведения, не задумываясь над тем насколько они правильны с точки зрения общества. Невозможно однозначно ответить на вопрос, какой тип семьи, например в зависимости от структуры родственных связей, лучше подходит для решения задач воспитания. В любой из них имеются свои достоинства и недостатки. Так, в простой семье молодое поколение привыкает к большей самостоятельности и ответственности, в ней меньше конфликтов между поколениями. Однако в подобной семье быстро нарушается связь между поколениями, теряются семейные традиции объединяющие взрослых и детей, у старшего поколения исчезает возможность общения со своими внуками, снижается участие в заботе об их воспитании. В сложной семье так же имеются позитивные и негативные стороны. С одной стороны, большая - дружная семья, включающая несколько поколений, создает возможность для разностороннего общения и взаимовлияния, облегчает быт. С другой стороны., в вопросах воспитания разные поколения могут расходиться во взглядах, что нередко вызывает бурные столкновения в семье, создает драматические ситуации, от которых прежде всего страдают дети. К сожалению, возможности современной российской семьи усложнены социально-экономическими трудностями. Неустойчивое материальное положение, угроза безработицы и сопровождающие безработицу материальные и психологические проблемы, увеличение бытовых нагрузок влияют на степень удовлетворенности браком. Неблагоприятный морально-психологический климат отражается на отношениях между детьми и родителями, что осложняет процесс их социализации. В 90-х гг. наметилась тенденция роста социально неблагополучных семей. Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, весьма разнообразны: • экономические (прожиточный уровень ниже черты бедности; низкий уровень заработной платы или ее невыплата; безработица и др.); • асоциальные (алкоголизм семьи или одного из ее членов, наркомания, проституция); • психологические (жестокость, агрессивность, ревность, супружеская неверность, жадность, неуравновешенность характеров); • медицинские (хронические инфекционные и венерические заболевания, психические и сексуальные отклонения и т. д.). Растет число одиноких матерей и их детей. Так, если в 1993 г. доля детей, родившихся в России у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, составляла 18%, то в 1998 г. она превысила 25%. А. это значит, что ежегодно каждый четвертый-пятый новорожденный становится ребенком из неполной семьи, относимой обычно к группе риска. Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500—600 тыс. браков, образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска. В Москве на конец 90 гг. на учете состояло 6,4 тыс. семей группы риска, в которых родители злоупотребляли алкоголем, вели антиобщественный образ жизни, не занимались воспитанием детей. Комиссиями по делам несовершеннолетних в 1999 г. рассмотрено более 160 тыс. дел в отношении родителей, не обеспечивающих должного развития и воспитания детей. На тот же период на учете в органах внутренних дел состояли почти 150 тыс. родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию детей. По данным МВД России, в 2001 г. численность несовершеннолетних, доставленных в органы внутренних дел, составила 116 млн. подростков, из них более 300 тыс. - за распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения и почти 22 тыс. - за употребление наркотических и одурманивающих веществ, В том же году МВД зарегистрировало почти 2,4 млн. преступлений, совершенных несовершеннолетними. Подростки составляют наиболее криминально активную часть населения, Катастрофические размеры приобрело социальное сиротство несовершеннолетних. По данным социологических исследований, от 2 до 4 млн. безнадзорных детей заняты бродяжничеством, попрошайничеством. Сложная социально-экономическая ситуация в стране, сложившаяся в 90-е гг. и негативно отразившаяся на институте семьи и брака вынудила правительство разрабатывать экономические и социальные программы, а также комплекс неотложных мер по защите семьи и детства. Были приняты законодательные меры в данном направлении, в частности «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» (1992 г.), «О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат» (1992 г.), «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (1995 г.). В 1994 г. утверждается федеральная программа «Дети России». Она включает в себя серию целевых программ: «Дети ивалиды», «Дети семей беженцев» и вынужденных переселенцев», «Планирование семьи» и др. К сожалению, продолжающиеся экономические проблемы не позволяют государству полноценно финансировать программы, направленные на социальную защиту семьи и детства. Date: 2015-09-02; view: 835; Нарушение авторских прав |