Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая мысль Древнего Востока





Экономические воззрения мыслителей восточных цивилизаций - Китая, Индии, Ирана - тесно связаны с особенностями хозяйственного строя этих стран, созданием государственных образований еще в период слабого развития рыночных отношений.

Важную роль в эволюции Востока играли природная среда, сложившиеся традиции и обычаи, жесткая регламентация форм и методов хозяйственной деятельности, обеспечивавшая социальный порядок и нередко тормозившая прогрессивные сдвиги в развитии производства.

В ранних цивилизациях, как отмечал А. Маршалл, «влияние экономических факторов оказывается скрытым под поверхностью»(1). Их последствия проявляются не через годы, а через поколения, они трудно уловимы. Производственная деятельность крестьян и ремесленников не должна была отклоняться от установившейся практики. Сложная система правил фактически опутывала каждого, кто обрабатывал землю и «он не мог руководствоваться собственными суждениями и рекомендациями даже в отношении самых заурядных вопросов».

Особенности государственно - регламентирующей системы хозяйственной организации стран Востока нашли отражение в памятниках древности: хрониках, философских трактатах, юридических установлениях. В этих документах зачастую нелегко выделить экономическую составляющую, определить мотивы, которыми руководствовались создатели нормативных положений и законов.

. Наука об управлении и богатстве

В Индии одним из первых экономических трактатов античности является «Артхашастра», (санскр. - «Наука о пользе»), описывающий деяния индийского властителя (предположительно IV в. до н.э.). Историки, изучающие этот труд, называют его «Инструкцией по материальному процветанию».

Истоки индийской «политологии» восходят еще к поздневедийской эпохе (в перечне дисциплин знания Чхандогья-упанишады упоминается и экаяна - «наука единоправления»). Среди первых теоретиков и, вероятно, уже популяризаторов артхашастры были странствующие философы паривраджаки, которые обсуждали такие незначительные с точки зрения буддистов темы, как «цари, воры, министры, армии, опасности, сражения» и т.д.

Трактат состоит из нескольких разделов, из которых третий - наука об управлении и четвертый - раздел о богатстве, они содержат подробное изложение экономических вопросов, как правило, в виде нормативных положений и рекомендаций по управлению и хозяйственному развитию древнеиндийского государства. Автором «Артхашастры» считается Каутилья - полулегендарный министр и советник основателя династии мауриев императора Чандрагупты I.

В древнеиндийском трактате упоминается, что одной из обязанностей верховной власти было создание страховых запасов «на несколько лет пользования».

В трактате рекомендуется кастовое деление, возникшее первоначально на основе разделения жителей по роду занятий.

Социальное и кастовое деление закрепляли традиции господствующей религии - индуизма. Этические идеи индуизма предписывали стремиться к самоограничению, нравственному совершенствованию, в известной степени к отрешению от повседневных забот о материальном благополучии.

Таким образом, экономические идеи в древнеиндийском обществе имели под собой традиции кастовой и производственной регламентации, опиравшиеся на религиозно - предписывающие основы. Религия и государственная власть оказывали существенное воздействие на формы общинного устройства, способствовали консервации безденежного обмена, регламентировали организацию ремесел, ведение торговых операций.

. Управление общественным хозяйством

Экономическая мысль Китая складывалась под влиянием идей Конфуция (551 - 479 до н.э.), его последователя Мэн-цзы (372 - 289 до н.э.), философские и этико-политические воззрения которых были достаточно специфичны. Конфуцианство проповедовало нормы поведения в обществе, основанные на почитании старейших, подчинении правителям, которым предписывалось управлять и воспитывать народ. Каждому члену общества было определено то или иное место в социальной иерархии, и этому он должен был следовать в своих делах и поступках.

Сторонник регламентированных патриархальных отношений и защиты государством экономического благополучия родовой знати и всех «вышестоящих», Конфуций настаивал на мысли, что только образованный правитель, являясь «отцом народа» и гарантом «правильного действия», способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства. Этот философ хотя и признавал божественное и природное начало деления людей по сословиям, тем не менее, считал обязательным долгом каждого человека стремиться к моральному совершенству, постижению естественных правил уважения старших, сыновней почтительности и дружбе с братьями. По его мнению, тогда «у народа будет достаток», когда хозяйствование будет умелым, а труд, приумножающий богатство народа и государя, станет одинаково выгодным как в условиях «великой общности» (коллективной собственности крестьянской общины), так и частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев.

В политико-экономическом трактате Древнего Китая «Гуаньцзы» (IV - III в. до н.э.), были обоснованы принципы и организация налогового обложения, различных повинностей (трудовой повинности, промысловой подати), установлен принцип подворного обложения. Крестьяне не только платили налоги, но и определенное число дней участвовали в строительстве укреплений, дворцов, рытье каналов, перевозке грузов.

. Арабский Восток

Феодальный общественно - экономический строй начал развиваться в странах Арабского Востока с VII в. Земля обращалась в феодальную собственность, крестьянство жестоко эксплуатировалось и закреплялось за феодалами. Однако сохранились на весьма продолжительное время существенные остатки и пережитки рабовладельческого строя. Рост классовых противоречий приводил к выступлениям крестьянства против феодального гнета, а внутриклассовые противоречия порождали политическую и идейную борьбу между передовыми и отсталыми группами внутри господствующего класса.

На Аравийском полуострове в начале VII в возросшие социально - классовые противоречия привели к образованию арабского государства, религиозно - политической идеологией которого был ислам, отражавший интересы феодальной знати и торговцев.

Основатель новой религии и государства Мухаммед стремился привлечь на свою сторону родовую аристократию и богачей, но в то же время он и его последователи, желая расположить к себе бедноту, выступили против богатства, ростовщичества, лихоимства. Священная книга мусульман - Коран требует, чтобы верующие не были жадны к наживе и не стремились к чрезмерному обогащению.

Вместе с тем Коран пытается обосновать божественным предопределением общественное неравенство, наличие в обществе богатых и бедных, господствующих и подчиненных.

«Мы, - вещает Коран от имени бога, - … возвышаем одних над другими в степенях, так что одни из них держат других подвластными себе невольниками». Существующий общественный и политический строй, по Корану установлен богом, чтобы на Земле был порядок. В Коране говорится: «Если бы богу не удерживать одних людей другими, то Земля расстроилась бы».

Всемерно защищая частную собственность, Коран устанавливает жестокие наказания за всякие покушения на нее.

Коран учит бедняков: «Не засматривайся очами твоими на те блага, которыми мы наделяем некоторые семейства».

В Коране нормируется торговля и предписывается, чтобы мусульмане соблюдали в ней определенные правила. Прибыль в торговле Коран признает нормальным явлением и отличает ее от ростовщического процента, который объявляется порождением сатаны. Ростовщичество, согласно утверждению Корана, является делом богопротивным, высокие проценты им запрещаются.

Что касается идеологии народных масс, подымавшихся на освободительную борьбу против арабского халифата, то она также носила религиозную окраску, но использовала религиозные представления о равенстве и справедливости не в отношении загробной жизни, а в отношении жизни на Земле.

Чрезмерно большое влияние оказали на развитие всей общественной мысли Арабского Востока произведения крупнейшего сирийского прогрессивного мыслителя и поэта Аль-Маарри (973 - 1057). Он выступал против религиозного мировоззрения, которое, по существу, ставило задачу прикрыть и защитить феодальную эксплуатацию масс. Аль-Маарри критиковал феодальный общественный и государственный строй, при котором у власти стоят богатые, приобретшие свое богатство за счет угнетенных и обездоленных. Он воспевал труд народных масс и протестовал против их угнетения, признавал всех людей равными, независимо от общественного положения и национальности.

Арабская общественная мысль испытывала на себе влияние общественной мысли античного мира, особенно произведений греческих мыслителей Платона и Аристотеля.

Весьма интересные мысли по экономическим вопросам высказывал арабский историк Ибн-Халдун (1332 - 1406). Его жизнь и творчество связаны с арабскими странами на севере Африки, где в духе, как принято говорить, азиатского способа производства государство традиционно сохраняло за собой право владения и распоряжения значительными земельными угодьями, сбора для нужд казны обременительных налогов с доходов населения.

Драгоценные металлы, по словам Ибн-Халдуна не создают богатства, но имеют устойчивую стоимость, поэтому представляют удобную форму хранения уже созданных богатств, в качестве сокровищ. Пытаясь выяснить закономерности исторического процесса, Ибн-Халдун исходил из решающего значения географических факторов. Такая исходная позиция привела его к ошибочному заключению о повторяемости истории, которая будто бы развивается циклически.

Исходя из принятой им точки зрения, Ибн-Халдун объяснял политическое господство кочевников в странах Азии в XI - XV веках тем, что будто бы в странах теплого климата кочевое скотоводство более соответствует требованиям географической среды, чем земледелие.

Date: 2015-09-02; view: 251; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию