Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Урок 25 – 26. Понятие и история психогенетики
Цель: познакомить учащихся с основами психогенетики.
Методы: лекция
Содержательная часть урока:
Психогенетика – междисциплинарная область знаний, пограничная между психологией (точнее, дифференциальной психологией) и генетикой; предметом ее исследований являются относительная роль и взаимодействие факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим признакам. В последние годы в сферу психогенетических исследований включается и индивидуальное развитие: и механизмы перехода с этапа на этап, и индивидуальные траектории развития. Психогенетика как наука, развивающаяся на стыке генетики и психологии, характеризуется двойственностью своих исследовательских задач: они пересекаются с задачами собственно генетическими и собственно психологическими. Конечной целью генетического исследования человеческого организма, общей с целями генетических исследований других живых организмов, является идентификация гена (генов), ответственного за формирование тех или иных поведенческих признаков, его положения на хромосомной карте и описание гена и его продуктов. Отсутствие продуктов этого гена – носителя определенного поведенческого признака – в организме человека или обнаружение корреляции между мутацией гена и анализируемым признаком служат свидетельством того, что найденный ген вовлечен в формирование и(или) проявление анализируемого признака. Признание (или отрицание), даже априорное, самой возможности наследственных влияний на изменчивость психологических признаков в значительной мере определяет конкретно-научную методологию. Например, представители классического бихевиоризма считали, что наследственность детерминирует только очень малое число реакций, а именно – некоторые инстинкты, физиологические и элементарные эмоциональные реакции; внешнее же поведение человека они рассматривали как приобретенное, воспитанное в соответствии со схемой «стимул-реакция». Известные изменения в теоретической концепции, которые претерпел бихевиоризм в последние десятилетия, не коснулись этого главного для проблемы индивидуальности вопроса: его сторонники до сих пор утверждают, что любые качества могут быть сформированы при помощи той же простой или более сложной (включающей посредствующие звенья) схемы «стимул-реакция». Однако, как показывают некоторые работы, отношение человека к проблеме «наследственность и среда» связано и с его общим мировоззрением. Примером может служить работа, проведенная в Лондонском университете. Авторы опросили 303 человек (198 женщин и 110 мужчин) в возрасте 16-70 лет. Среди них были люди с разным образованием, разных профессий, социально-экономического статуса, политических и религиозных убеждений. Всем им предлагалось оценить по 9-балльной шкале влияние наследственности, среды или их комбинаций на 48 черт, относящихся к 6 группам признаков (по 8 в каждой группе): физические характеристики (рост, вес и т.д.); способности и умения (сюда были включены очень разнородные признаки: интеллект и память, артистические, музыкальные, математические, спортивные способности, полилингвизм и даже право-леворукость); личностные особенности (экстра-интроверсия, агрессивность, независимость, социальные навыки и др.); убеждения (политические, религиозные, мораль, расовые предубеждения и др.); психологические проблемы (алкоголизм, криминальность, фобии, депрессия, шизофрения и др.); физические проблемы и болезни (рак, сердечные заболевания, диабет, ожирение и др.). Кроме того, каждый респондент должен был сообщить сведения о себе: возраст, пол, образование, профессиональный и социально-экономический статус и партию, за которую он обычно голосует на выборах. Весь материал был обработан с использованием различных статистических методов. Результаты (за некоторыми исключениями, касающимися отдельных признаков) показали, что влияние среды оценивают выше, чем влияние наследственности: мужчины по сравнению с женщинами; молодые (21-40 лет) по сравнению со старшими подгруппами; более образованные. Итак, выделение наследственных и средовых детерминант – единственный надежный путь для экспериментального исследования этиологии индивидуальности. Поскольку же имплицитные (внутренние, субъективные) представления о роли того и другого факторов, хотя и меняются с развитием общества, образования и т.д., тем не менее являются органической частью общего мировоззрения человека, особенно важно профессионально-грамотно понимать, что реально означает то или иное решение этой проблемы. Лонгитюдное исследование Т.Е. Бушара с соавт. 350 пар однояйцевых разлученных в раннем детстве близнецов с помощью наблюдения, бесед, опросника Теллегена для изучения 11 черт характера позволило прийти к общему выводу: наследственность оказывает более сильное влияние на формирование характера ребенка, чем воспитание. Было найдено, например, что стремление к лидерству (социальная активность) на 61% определяется наследственностью, традиционализм–радикализм – на 60%, уязвимость стрессам, самоуглубленность и отчужденность (обидчивость) – все на 55%, оптимизм и жизнерадостность – на 54%, тенденция избегать неприятностей, риска – на 51%, агрессивность – на 48%, стремление к успеху – на 46%, самоконтроль (все по плану) – 43%, потребность в общении – на 33%. Обследование более 25 000 пар близнецов разного возраста подтвердило теорию ЭАО Басса, Пломина и Г. Айзенка, что такие суперчерты личности как эмоциональность (Э), уровень активности (А) и общительность (О) являются наиболее наследуемыми чертами. Экстраверсия (общительность) и нейротизм (негативная эмоциональность) на 50% определяются генотипом. Психогенетическое исследование Литтона выявило, что показатель наследуемости качества «операциональная независимость», в виде стремления самому одеваться, шнуровать ботинки и т.п., у маленьких детей составляет 58 %. Т.е. сила психологической потребности ребенка в автономии, самостоятельности во многом также определяется наследственностью. Следовательно, характерологические тенденции могут считаться фундаментальными – т.е. природными, обобщенными и устойчивыми особенностями личности. Граница между чертами темперамента и характера очень условна и сегодня фактически исчезает под напором близнецовых и других исследований. Они изначально мотивируют, ориентируют организацию поведения в направлении определенного, специфического стиля осуществления базовых потребностей и любых прижизненных стремлений и целей в широких классах жизненных ситуаций. Стиль такого метаориентирования и реагирования вызревает к 15 – 16 годам (а по А. Адлеру – к 4-5 годам) и затем сохраняется устойчивым в течение всей жизни, обеспечивая «кросс-ситуативное постоянство поведения» Последние результаты психогенетических исследований убедительно доказывают, что по крайней мере на 30% – 60% основные черты личности определяются генотипом. Вопросы биологического равенства или неравенства людей волновали человека издавна, ещё во времена Древней Греции. В последующие исторические эпохи этот вопрос неоднократно рассматривался в самых разнообразных аспектах. Длительное время шёл спор о добрых и злых началах в природе человека. В глубокую древность уходят корнями различные классификации и типологии личности, пытавшиеся разгадать природные задатки и особенности личности человека. Начало научного изучения индивидуальных различий положил Френсис Гальтон (1822 – 1911), который первый поставил вопрос об их природе и происхождении, собрав большой экспериментальный материал. В1869 году он выпустил книгу «Наследственный гений», где утверждал наследственную предопределённость одарённости. В1875 г. он опубликовал статью «История близнецов как критерий относительной силы природы и воспитания», которая положила начало близнецовому методу. Он явился основателем науки евгеники, задачу которой видел в изучении способов в улучшении наследственности человека. Евгеника на многие годы монополизировала изучение природных основ человека и разнообразие их проявлений. В ней сформировались два направления. Позитивная евгеника рассматривала мероприятия по увеличению рождаемости в семьях с хорошей наследственностью, способствующие сохранению и повышению качества генов, определяющих благоприятные признаки. Негативная евгеника разрабатывала мероприятия по снижению в человеческой популяции количества «вредных генов», предупреждению их дальнейшего распространения. В этих мероприятиях предусматривалась широкая разъяснительная работа среди населения, стерилизация мужчин и принудительные аборты женщин с неблагополучной наследственностью, активное внедрение методов контрацепции и ограничение числа детей в семьях с низким социальным положением. Среди убеждённых сторонников евгеники были выдающиеся генетики, например Нобелевский лауреат Г. Меллер. Он предлагал ввести в практику искусственное оплодотворение женщин, используя для этого сперму выдающихся доноров. Он также пропагандировал создание «евгенической республики», где все граждане будут улучшаться генетически. Другой американский генетик того времени Ч. Девенпорт не сомневался в генетической природе преступности, а также полагал, что каждая раса в процессе эволюции приобрела специфические адаптивные черты к определённой среде. Межрасовые браки приводят к дисгармонии физических и психических качеств, а это означает дисгармонию с внешней средой. Вопрос равенства и неравенства человеческих рас дискутировался в евгенике с особой остротой. Большинство известных генетиков, сторонников евгеники, стояли на позициях превосходства белой расы и наследственной предопределённости как пороков, так и достоинств. Начиная с 1930-х годов, идея неравенства рас сфокусировалась на области психической деятельности человека. Считалось, что умственные способности на 80% определены генотипом, что существуют значительные различия в умственных способностях у разных рас. Это нашло своё отражение не только в руководствах по генетике человека, но и в идеологических обоснованиях нацизма. После второй мировой войны евгеника как наука тихо исчезла с научного горизонта. Но не исчезли поднимаемые ею проблемы. В1950 г. было принято заявление ЮНЕСКО в равенстве всех рас. В психологии проблема индивидуальных различий и наследования умственных способностей сфокусировалась вокруг вопроса о достоверности результата исследования интеллекта. В 1958 г. появилась работа американской исследовательницы А. Анастази «Среда, наследственность и вопрос «как», сыгравшая важную роль в пересмотре взглядов на проблему: что в поведении и индивидуальности человека от наследственности, а что от среды – к анализу форм взаимодействия этих двух факторов в организации высших психических функций. Нынешняя генетика подтверждает справедливость такого подхода: сложных поведенческих признаков, зависящих только от генетических факторов, нет – они формируются именно во взаимодействии данного генотипа с данной средой (и общей, и индивидуальной). В России в 20-е годы прошлого века изучение наследственности психологических особенностей человека проводилось в Петроградском бюро по евгенике и Медико-Биологическом институте Восстановление систематических исследований можно датировать началом 70-х гг., когда была создана первая лаборатория по изучению наследственных основ индивидуально-психологических и психофизиологических различий под руководством Б. Н. Теплова, затем В. Д. Небылицына.
Date: 2015-09-02; view: 467; Нарушение авторских прав |