Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определения. Владение (possession) означает реальное обладание имуществом, вещественным или неосязаемым, при отсутствии фор­мального на то права: это собственность de





Владение (possession) означает реальное обладание имуществом, вещественным или неосязаемым, при отсутствии фор­мального на то права: это собственность de facto, но не de jure. Обычно его основой является длительный срок пользования и/или обретение по наследству, что в англий­ском праве именуется “правом давности” (“prescription”) и осуществляется мерами физического принуждения либо молчаливой общественной поддержкой. Хотя предметы владения не подлежат продаже, на деле владелец почти всегда полномочен передать их своему наследнику по завещанию, чем и поддерживается тенденция превращения владения в собственность. В истории преобладала, а во многих частях мира используется и поныне именно эта форма обладания имуществом.

Собственность (property) означает формально признанное государственной властью право собственника или собст­венников как на исключительное, без чьего-либо участия, поль­зование своим имуществом, так и на любой способ рас­по­ряжения им, включая продажу. “Что отличает собственность от всего лишь преходящего владения, так это то, что собст­вен­ность является правом, защитниками которого готовы выступать общество либо государство, обычаи либо соглашения или законы”6. На деле это равнозначно признанию за собствен­ником высшей власти в отношении его собственности. Поня­тие возникло в древнем Риме, где то, что мы понимаем под “собственностью”, тамошние юристы называли dominium *.

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

* Этимологически “property” восходит к латинскому proprius в значении: свойственный данному человеку, лично ему присущий. На этой основе византийская юриспруденция выработала термин proprietas, или “собственность”. [То же по-русски: “собственность” идет от древнерусского, церковнославянского собъство “свойство, своеобразие, сущность”. См.: М. Фасмер. Этимологи­ческий словарь русского языка. Т. III. М., 1971. С. 704. — Прим. ред. ]

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Существуют два вида собственности: производственная, то есть способная создавать новую собственность (например, земля, капитал), и личная — та, что идет исключительно в потребление (например, жилище, одежда, оружие, драгоценности). Так это понимается в обиходе. Но в более широком смысле, по терминологии, которую усвоила западная теоретическая мысль, “собственность” с конца средних веков стала охватывать все лично присущее и принадлежащее человеку (латинское suum), включая его жизнь и свободу. Именно та­кое широкое определение собственности (property) или “лично­го достояния” (“propriety”), как повелось говорить в Англии в семнадцатом веке и как впоследствии, по этому примеру, стали выражаться в американских колониях, перекидывает философский мостик между собственностью и свободой.

Некоторым современным теоретикам, оказавшимся под влия­нием Маркса, больше нравится определять “собственность” (в узком, обычном смысле слова) не как право на не­которые “вещи”, а как складывающиеся “между людьми отношения по поводу вещей”7. “Право собственности не следует отождествлять с предметом обладания... право собственно­сти это отношение не между собственником и предметом, а между собственником и другими людьми по поводу предметов обладания”8. Но такое определение едва ли можно считать удовлетворительным, поскольку “собственность” включает в себя гораздо большее, нежели право на “вещи”.

Обладать собственностью можно двояко: (1) сообща и (2) на частной основе. Правом на собственность, принадлежащую сообществу, совместно обладают все его члены, но само со­общество ею не распоряжается; равным образом у него нет на нее и никаких коллективных прав (например, в отно­шении современной кооперативной квартиры). Частная собст­вен­ность принадлежит отдельному человеку, группе родственников или объединению индивидуумов. Что касается“коммуни­стической собственности”, то это внутренне противоречивое понятие, поскольку “собственность” относится к области част­ного права, а при коммунизме государство, общественный институт, будучи носителем верховной власти, является в этом качестве и единственным собственником средств производства.

Читателю следует иметь в виду, что в повседневном обихо­де очень трудно видеть правовые различия между владением и собственностью. Соответственно, в этой книге, за исключением особо оговариваемых случаев, слова “владение” и “соб­ственность” могут использоваться как равнозначные.

Слово свобода употребляется в настоящем исследовании в четырех значениях: (1) политическая свобода, то есть право человека участвовать в выборах должностных лиц, бе­рущих на себя управление обществом, в котором он живет; (2) правовая свобода, то есть право человека в своих отношениях с другими людьми и государством прибегать к суду третьей стороны, представляющей закон; (3) экономическая свобода, то есть право свободно пользоваться и распоряжаться своим имуществом; (4) права личности, то есть право индивидуума на свою жизнь и свободу и возможность поступать как угодно при условии, что это не ущемляет свобод и прав других людей; иными словами, отсутствие принуждения. политическая демократия не обязательно включает в себя свободу и права личности: “между личной свободой и демократической формой правления непременной связи не существует”9. Так, граждане древних Афин обладали политическими, но не гражданскими правами, а привилегированные подданные некоторых просвещенных деспотов были на­делены правами гражданскими, но не политическими.

Свобода не предполагает так называемого права на обеспечение и материальную помощь со стороны государства (вроде того, что подразумевается, когда бросаются лозунговы­ми фразами “свобода от нужды” и “право на жилище”), ибо это ущемляет права других, именно тех, кто должен будет оплачивать такие “свободы”. Подобные “права” в лучшем слу­­чае представляют собой моральные требования, в худшем же, если государственная власть берется воплощать их в жизнь, являются незаслуженными привилегиями.

 

* * *

 

ВВЕДЕНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

1 William Blackstone, Commentaries on the Law of England, II (Lon­don, 1809), 2.

2 A. N. Wilson, Tolstoy (London, 1988), 365.

3 Marcus Cunliffe, The Right to Property: A Theme in American His­tory (Leicester University Press, 1974), 5.

4 The Writings of James Madison, ed. Gaillard Hunt, VI (New York and London, 1906).

5 Jacob Burckhardt, Weltgeschichtliche Betrachtungen (Mьn­chen, 1978), 16.

7 Stephen R. Munzer, A Theory of Property (Cambridge, 1990), 17.

8 Morris Cohen in Cornell Law Quaterly 13, No. 1 (December 1927), 12.

9 Isaiah Berlin, Two Concepts of Liberty (Oxford, 1958), 14.

 

 

Date: 2015-09-02; view: 275; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию