Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учет и анализ природопользования и охраны окружающей среды





Для учета количественных, качественных и иных характеристик природных ресурсов, а также объема, характера и режима их использования ведутся государственные кадастры природных ресурсов. Оценка рационального природопользования и природоохранной деятельности, принятие управленческих решений основываются на статистическом и бухгалтерском учете.

Кадастровая форма предоставления природно-экономической информации о природных ресурсах является общепризнанной в мировой практике. Кадастр природных ресурсов – систематизированный свод сведений количественных, качественных и территориально-адресных показателей о естественно-физических, экологических, хозяйственных, экономических характеристиках и правовом статусе природных ресурсов. Кроме того, кадастр отражает характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных и антропогенных факторов, рекомендации по рационализации использования ресурсов и необходимым мерам их охраны.

Основными принципами формирования системы природно-ресурсных кадастров является обеспечение требований комплексного природопользования, полной достоверности количественного и качественного учета природных ресурсов, распределения их по пользователям и территории, оценка фактического состояния природно-ресурсного потенциала. Сведения, составляющие кадастры, могут собираться, храниться и использоваться в текстовом, графическом и электронном виде. Постановлением правительства Республики Беларусь «О государственных кадастрах природных ресурсов» (1993) предусмотрены климатический, земельный, водный, лесной кадастры, кадастр животного, растительного мира, торфяного фонда, кадастр отходов.

Развитие рыночных отношений значительно расширяет сферу использования кадастровой информации, предъявляет к ней повышенные требования. Так, исходя из установленной в кадастрах ценности, могут определяться стоимость и покупная цена объектов кадастров, налоговые платежи и льготы по таким платежам, а также размер ущерба, убытков или вреда, которые причинены нарушением правил пользования этими объектами и требований их охраны.

Балансовый учет в сфере природопользования ведется в целях выявления и определения масштабов и качественных характеристик природных ресурсов, предназначенных для хозяйственного использования. Учет природных ресурсов, по различным причинам выпадающих из хозяйственного оборота, является забалансовым. В практике балансового учета составляются балансы недр, включая балансы полезных ископаемых, а также водохозяйственные балансы.

Формирование общегосударственной системы наблюдения и контроля состояния природной среды тесно связано с экономико-статисти­ческим учетом и анализом природопользования и природоохранной деятельности. Впервые система показателей статистики окружающей среды вводится в 1973 г. Она была призвана обеспечивать контроль выполнения плана природоохранных мероприятий.

В настоящее время система показателей статистики окружающей среды и природных ресурсов включает разделы:

- охрана и рациональное использование водных ресурсов;

- загрязнение, охрана и состояние атмосферного воздуха;

- состояние и охрана земельных ресурсов;

- охрана и рациональное использование лесных ресурсов;

- наличие, состояние и охрана заповедных территорий, охрана животных;

- образование, удаление и утилизация отходов производства и потребления;

- затраты на природоохранные мероприятия и ввод в действие природоохранных мощностей;

- радиоактивное загрязнение территории, проведение мероприятий по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Практическую основу статистики окружающей среды составляют годовые формы государственной статистической отчетности, представляемые промышленными предприятиями и организациями, деятельность которых связана с эксплуатацией природных ресурсов, вредным воздействием на окружающую среду и осуществлением природоохранных функций. Основными формами государственной отчетности являются следующие.

«Сведения об охране атмосферного воздуха» (форма № 2-ТП (воздух)). Отражают фактическое количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух по их видам; выполнение мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ, включая совершенствование технологических процессов, ввод в действие новых пылегазоочистных установок и сооружений, ликвидацию источников загрязнения и др.

«Сведения об использовании воды» (форма № 2-ТП (водхоз)). Предназначены для учета объема воды, забранной предприятием из природных источников и полученной от других водопользователей; количества сточных вод, сбрасываемых предприятием, и концентрации загрязняющих веществ в сбрасываемых водах; мощности очистных сооружений, числа артезианских скважин и пр.

«Об образовании, поступлении, использовании и размещении токсичных отходов производства и потребления» (форма № 2-ТП (токсичные отходы)). Эта форма отчетности составляется субъектами хозяйствования, на которых образуются токсичные отходы производства и потребления, а также предприятиями и организациями, занимающимися их переработкой.

«Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» (форма № 18-КС). Отражают объем инвестиций природоохранную деятельность и рациональное природопользование, строительство предприятий или установок по переработке, утилизации и захоронению отходов, организацию заповедников и других природоохранных территорий. Указываются экологические инвестиции из всех источников финансирования, также с выделением отдельных источников финансирования.

«Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природно-ресурсных платежах» (форма № 4-ОС). Включают расходы предприятий на охрану природы за счет собственных и заемных средств, также из бюджетных источников, направляемых на содержание и эксплуатацию основных природоохранных фондов; мероприятия по восстановлению и сохранению качества окружающей среды; утилизацию, складирование и транспортировку отходов производства и потребления; организацию контроля выбросов (сбросов) вредных веществ и качественного состояния природной среды; научно-исследовательские работы и работы в области экологического образования кадров.

Ввиду отсутствия стоимостной оценки природных ресурсов, в странах СНГ их статистический учет ведется в натуральном выражении. Растущее внимание к экологическим проблемам ставит новые цели и задачи по совершенствованию статистики окружающей среды. Имеющиеся в настоящее время традиционные макроэкономические показатели (ВВП, ВНП, национальное богатство и др.) не учитывают экологическую деградацию, что приводит к искажению оценки результатов социально-эконо­мического развития. Возникла необходимость корректировки показателей экономического развития и прогресса с учетом экологического фактора на основе системы эколого-экономических счетов. Цель этой системы состоит в создании базы данных для проведения политики устойчивого развития. Статистический отдел ООН разработал первые варианты «Системы комплексного эколого-экономического учета» (1994, 2000).

С учетом рекомендаций «Системы комплексного эколого-экономи­ческого учета» (2000) Статкомитетом СНГ разработаны методологические подходы к определению затрат на охрану окружающей среды, общие для всех стран Содружества. Странам СНГ предлагается приступить к совершенствованию текущего учета затрат на охрану окружающей среды путем приведения его в соответствие с «Системой комплексного эколого-экономического учета» (2000).

 

Контрольные вопросы

1. Перечислите цели и задачи мониторинга.

2. Назовите виды мониторинга, объекты их слежения и контроля.

3. Что является целью создания НСМОС, и какие структурные группы она включает?

4. Достижению каких целей должно соответствовать проведение локального мониторинга?

5. Назовите направления использования кадастровой информации.

 

 

ТЕМА 7.2 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ
И СТАНДАРТИЗАЦИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Содержание и задачи экологического нормирования

Одним из наиболее эффективных средств рационального природопользования и охраны окружающей среды является экологическое нормирование. С его помощью регулируется допустимая нагрузка на экологические системы и устанавливаются границы воздействия хозяйственной деятельности на среду обитания.

Экологическое нормирование представляет собой процесс установления показателей предельно допустимого воздействия человека на окружающую природную среду.

Нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, а также методы и определения утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.

При нарушении требований нормативов качества окружающей природной среды выброс, сброс вредных веществ или иные виды воздействия на окружающую природную среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей природной среды.

При этом качеством окружающей природной среды считается такое состояние ее экологических систем, которое постоянно и неизменно обеспечивает процесс обмена веществ и энергии между природой и человеком и воспроизводит жизнь. Оно обеспечивается самой природой путем саморегуляции, самоочищения от вредных для нее веществ. Производственный цикл природы построен по принципам безотходности процесса, где конечный продукт служит сырьем для исходного продукта следующего цикла. Человеческое производство же построено на отходной технологии, при которой конечный продукт, потребляемый в небольшом проценте, не служит исходным продуктом для следующего цикла, а направляется в отходы. И, как было отмечено выше, воздействие человеческого производства на окружающую природную среду поставило вопрос о регулировании качества той среды, в которой живет и проявляет себя человек.

Главная цель экологического нормирования – обеспечение взаимоприемлемого сочетания экономических и экологических интересов. Предельно допустимые нормативы представляют собой компромисс между экологией и экономикой, позволяющий развивать хозяйство и сохранять окружающую среду.

Систему экологического нормирования подразделяют на три составляющие части: технологическую; научно-техническую; медицинскую.

В основе технологических показателей нормирования лежит способность экономики обеспечивать выполнение установленных пределов воздействия на человека и окружающую природную среду.

К научно-техническому показателю можно отнести способность технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем направлениям.

Медицинские (санитарно-гигиенические) нормативы качества окружающей среды определяют пороговый уровень угрозы здоровью населения и компонентам биосферы. К ним относятся ПДК вредных веществ, допустимые уровни радиационного воздействия, размеры санитарно-защитных зон. Кроме того, устанавливаются нормативные требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность, а также технологические, строительные и градостроительные правила, содержащие экологические требования.

Закон «Об охране окружающей среды» возлагает ответственность за разработку и утверждение нормативов качества окружающей среды на органы государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, а также систему здравоохранения.

 

Date: 2015-09-02; view: 543; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию