Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Идейные истоки политологии

Лекция 3

1.Методы изучения политических идей

2.Политические идеи Древней Греции и Рима.

3.Особенности политической мысли средневековья и эпохи Возрождения

4.Политические идеи буржуазных революций

5.Марксистская политическая теория

6.Общественно-политическая мысль России

7.Современные политологические школы.

Литература:

1. Антология мировой политической мысли. Т.1-2.

2. Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997.

3. Берк Э. Размышления о революции во Франции. М.,1993.

4. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1993.

5. Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. М.,1978.

6. Гоббс Т.Левиафан… // Соч. в 2-х. Т.Т.2. М.,1989.

7. Никитин Е.П. Загадка “Государя” // Вопросы философии.1997. №1.

8. Платон. Государство. Политик. Законы. М.,1998.

9. Политология: хрестоматия // под ред. Проф. М.А. Василика. М., 1999. Гл.2. Идейные истоки политологии.

10. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М.,1998.

11. Токвиль А. Демократия в Америке. М.,1992.

12. Фома Аквинский. О правлении государей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе. М., 1990.

13. Цицерон. О государстве, и др. работы. М.,1999.

14. Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция. М., 2001.

Р.А.Даль «Политика представляет собой древний и всеобщий опыт; искусство и наука политического анализа развивались на протяжении нескольких тысячелетий в различных районах земного шара»

Анализируя методы изучения истории политических учений, известный теоретик социологии знания К. Манхейм отмечал, что существуют два основных метода исследования исторического генезиса идей: повествовательный (переход идей от одного мыслителя к другому, например как исторически возникла и совершенствовалась теория «Разделения властей»), меняющийся «общественный фон», судьба классов, общественных групп, государств, цивилизаций, например как исторические условия существования Северной Америки способствовали развитию среднего класса. При изучении политики важно понимать их мировые пределы и взаимосвязи. В современных условиях необходимо и целесообразно исходить из глобализационной парадигмы исследований, учитывающей углубляющийся и усложняющийся всемирный характер связей, идей и взаимодействий многих обществ и их составных элементов.

В Послании 15 Всемирному социологическому конгрессу (Австралия 2002г) Президентом международной социологической ассоциации А.Мартинелли справедливо обращалось внимание на явную недостаточность изучения национальных явлений и структур вне учета воздействия на них глобализационных процессов. Подчеркивалось, что сегодня глобализация означает не только появление нового объекта исследования (мир как таковой), но требует, чтобы любое конкретное ислледование ставилось в рамки глобального контекста, т.к. каждая часть мира все больше взаимозависима со многими другими, и мир как таковой все более присутствует во всех своих частях. А. Мартинелли отмечал, что «необходимо смешать уровень анализа на глобальный, и любое исследование вести с точки зрения мировой системы. Изучение мирового общества и его отношений с национальными и локальными реалиями должно стать центральной темой исследований.

1. Политическая наука в строгом смысле этого понятия сложилась не сразу. Политология отрасль знания, с одной стороны, весьма древняя, а, с другой, довольно молодая. Древняя она по времени своего зарождения и молодая по своей значимости, по актуальности ее исследований, по интенсивному ее развитию в наше время. В становлении политологии необходимо различать два довольно разных этапа с точки зрения форм существования и развития ее как особой научной дисциплины. Первый это этап ее неинтегрированного существования; второй этап существования и развития политологии как относительно интегрированного целого, как системы знаний. Первый этап это еще не политология, а скорее предполитология. Политические знания систематизированы здесь только в рамках учения того или иного отдельного мыслителя, политика, государственного деятеля; существуют они не в виде какойто целостной системы знаний, то есть сложившейся науки, а в виде множества разного рода учений, испытывавших в самой высокой степени влияние социального положения, образования, характера их создателей, исторические условия и время их жизни. К тому же политическая мысль первоначально развивалась в рамках философии, объединявшей долгое время самые разные направления человеческого знания. Это был этап зарождения той науки, которую принято называть сегодня политологией или наукой о политике, и которая сложилась как собственно наука лишь в ХХ столетии. Первый этап продолжался не одно тысячелетие. Он хорошо представлен в такой дисциплине как история политических учений (См.: История политических и правовых учений. Ред. Нерсесянц В.С. М., 1988). Примечательно, что первоначально значительный вклад в развитие науки о политике внесли не собственно политологи термин политология изобретение недавнего времени, а скорее, как справедливо отмечает М. Дюверже, любители в области политической науки. Среди них философы, антропологи. На это же еще раньше обратил внимание Р.Арон французский философ, отмечавший, что политическая наука была любимым коньком специалистов по другим дисциплинам.

Элементы политических знаний зародились еще в Древнем мире. Своеобразным было понимание политических процессов в Древнем Египте, Индии, Китае. Дошедшие до нас «Законы Хаммурапи» (середина XVIII века до н.э.) свидетельствуют о том, что политическая жизнь уже в тот период была относительно развитой: имелось соответствующее административное деление общества, государственность, законодательство.

Первые политические учения возникают уже в античном мире и достигают высокой степени своего развития в философских, социально политических трактатах древних греков особенно таких выдающихся мыслителей античности как Платон Афинский и Аристотель Стагирит. Платон идеолог рабовладельческого государства был, по мнению американского профессора политической науки Дж.Ганнела, прототипом политического теоретика; именно он является создателем одной из политических теорий идеального типа. При этом Платон изучение политики рассматривал как средство изменения политической практики. Он, кстати, считал, что цари должны философствовать, а философы царствовать.

Аристотель ученый энциклопедист, определявший человека как политическое животное, также был ориентирован на политическую практику и в высшей степени профессионально трактовал ее как объект науки. Он явился одним из главных творцов политической науки.

Греческий ученый Платон (IV в. до н.э.) в своем труде «Государство» предпринял попытку сконструировать идеальное общественное устройство. Он считал, что если закон не будет иметь силы и находиться под чьей-то властью, то государство погибнет. Аристотель предпринял попытку разработки следующих политических категорий – государства, власти, частной собственности. Развивая идеи Аристотеля, историк и политический деятель Полибий (ок. 200-120 до н.э.) выдвинул идею разделения властей – власти царя, власти народа и власти старейшин. Древнеримская политическая мысль находилась под воздействием древнегреческих воззрений, но и имела свои особенности. Это представления Демокрита о прогрессивном развитии людей от первоначального естественного состояния до создания упорядоченной политической жизни, государства и законов, мысль Эпикура о договорном характере государства и права, идея Цицерона о взаимосвязи политики и права. Римские политики разработали обширный комплекс политико-правовой проблематики в области общей теории и права(понятие власти, должностных лиц и их полномочий, гражданства), по сути создали юриспруденцию.

Падение Западной Римской империи завершило историю собственно Древнего мира и знаменовало начало длительного средневекового периода развития. Характерной чертой Средневековья как в Европе, так и на исламском Востоке была принципиально важная роль религии, господствовало религиозное мировоззрение. В период Средневековья многие политические идеи выступали в религиозном оформлении. Одним из первых идеологов теократии был Иоанн Златоуст. Из слов апостола «всякая власть от Бога», рассуждал Златоуст, не всегда следует что каждый князь лично ставится богом – в Новом Завете дан лишь общий принцип власти. В то же время каждый правитель должен следовать Божественным заветам. Ведущим теоретиком политико-христианской доктрины Средневековья считается Августин. В политико-теологическом учении Августина в качестве идеала выступает рабовладельческое или раннефеодальное государство, управляемое при участии христианского духовенства, подавляющее инакомыслие и ведущее как «внутренние» так и внешние войны с «нечестивыми».

2. Эпоха Возрождения представляет собой самостоятельный, качественный этап в развитии западно-европейской цивилизации и культуры в 14-16 веках. Деятель эпохи Возрождения Николо Макиавелли (1469-1527) освободил политическую науку от религиозно-этической формы, уподобил политические процессы природным фактам, поставил в центр политических исследований проблему государственной власти и подчинил политическую мысль решению реальных практических задач. Он ввел в научный оборот понятие stato – государство, под которым подразумевал организованную политическую власть и соответствующую ей конкретную форму государственного устройства: монархию, аристократию, демократию. Макиавелли обращал внимание на необходимость выполнения гражданами их обязанностей как условия сохранения индивидуальной свободы. Макиавелли один из первых стал рассматривать политику как сферу автономной деятельности, в которой существуют «естественные причины» и «полезные правила», позволяющие учитывать свои возможности, чтобы предвидеть заранее ход событий и предпринять необходимые меры.

3. В XVII веке в политику была привнесена идея «естественных прав»: свобода в убеждениях и действиях, обладание собственностью, равенство, гарантии от произвола. Концепция «общественного договора» провозглашала первоэлементом всего социального мироздания автономно существующего индивида. Совокупность индивидов, вошедшая в процессе эволюции в гражданское состояние, ради избежания неудобств и опасностей существования заключила внутри себя договор и таким путем создала государство.

Свое развитие политическая мысль Запада в период /Нового времени получила прежде всего в трудах теоретиков: Г.Гроция, Т Гоббса, Д.Локка, Д.Милля, Ш.Монтескье, Дж.Мэддисона, Ж.Ж.Руссо, К. Маркса и др. В это период был разработан ряд основополагающих доктрин:

· «теория общественного договора» - договорная теории создания государства, включающая право народа на смену правителя и понимание народа как основного источника власти;

· «теория разделения властей» (исполнительная, законодательная, судебная)

· Концепция прав человека и гражданина (право собственности, участия в политике, роль гражданского общества и др.)

· Теория о роли элит в плюралистическом политическом управлении, различные методы и принципы переустройства общества

· Концепция о роли классов и социальных групп, их организаций и интоересов и интересов в политике; причинах, характере и соотношении между реформами и революциями;

· Основы международного права и правовой политики;

· Было показано взаимовлияние политико-правовой, социально-экономической и духовной сфер общества.

 

4. Совершенствуясь, политическая наука в рамках первого этапа прошла ряд периодов, решающим среди которых стал период возникновения и развития капитализма. Современная политологическая картина мира в значительной мере заимствована из философии Нового Времени. Ведущее место в ней занимает, как и тогда на заре капитализма, власть, вокруг которой и сформировалась особая социальная сфера политика и ее субстрат политический процесс.

С конца Х1Х в. начинается еще один этап развития политических знаний, на котором и конституируется как раз политология как таковая.

В середине 19 века сформировался марксизм – одно из ведущих социально-политических учений Нового и Новейшего времени. Основополагающий вклад в его создание внесли К.Маркс и Ф.Энгельс. Труды: «Немецкая идеология», «К критике Гегелевской философии права», «Капиталл». В основе трудов лежит изучение человека как творца истории и политики, преодоления его отчуждения от общества и власти. Маркс явился основоположником системного изучения общества и феномена политики. Создал теорию общественно-экономических формаций, различающихся по степени развития производительных сил, характеру социальных отношений, политической надстройкой. Маркс уделял значительное внимание изучению политических проблем России, имел контакты с российскими демократами и народниками, представлял интересы демократической России в 1 Интернационале. Марксизм в целом, представлял своим последователям как радикально-революционную, так и реформистскую перспективу преобразования общества.

 

5. Истоки политической и правовой мысли российской цивилизации коренятся в мифах и народных сказаниях, передававшихся устным путем целые столетия. Именно в сказаниях и былинах изложено устройство древнейших властных систем управления обществом. На политическую культуру россиян оказало воздействие своеобразие «прерывной истории России». Исторический путь России проходил через стадии культурного и государственного развития, которые отличались по ряду политико-культурных ценностей, идей и приоритетов развития: языческий период, Киевская Русь христианского времени, Московское царство, Петербургская империя, социалистический период, новейший период с 1991 года9распад СССР), современный с 200года. Истоки письменной политической мысли нисходят к 9-10 в: «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Повесть временных лет» монаха Нестора, «Слово о полку Игореве», «Поучение» Владимира Мономаха и др.К характерным чертам древнерусских политических идей можно отнести:

· Обоснование Божественного происхождения и незыблемости власти светских государей, использование для этого ссылок на библейские, древнеримские, древнегреческие источники

· Связь с православной религиозной мыслью

· Отпечаток родовых и общинных отношений, испытывали воздействие соответствующих правовых норм и традиций древнерусского общества

· Широкое использование различных аллегорических, легендарно-иносказательных, мифологических форм

· Распространенность политико-философских рассуждений о судьбах и единстве земли русской, её роли и месте в мире.

 

Древнерусская политическая мысли имела основательную нормативно-правовую базу (Русская Правда», Правда Ярославичей, Краткая правда и др).

Объединение русских земель вокруг Москвы, образование единого государства стали важными причинами формирования национального самосознания россиян. В этот период была сформулирована идеологическая концепция «Москва – третий Рим» (Московское княжество провозглашалось наследником великой Римской империи). Утверждение неограниченной царской власти мешали широкому развитию в России республиканских идей и порядков, которые имели место только в Новгороде и Пскове(республики).

С 17 века в России проблемы власти становятся предметом специального наблюдения и анализа. Возникают идеи, предвосхищающие отдельные моменты петровских реформ: Ю.Крижанич, А.Ордин-Нащекин. Крижанич выступает как апологет самодержавия, разработал стройную политическую концепцию славянского единства, доказал необходимость «объединения всех славян в единую семью». Ордин – Нащекин разработал проект самоуправления в Новгороде, но этот документ опередил свое время. Новый этап в истории политической и правовой мысли в России начинается на рубеже 17-18 веков с реформ Петра 1. Социально-политические реформы в России затрагивали общие проблемы государства. Европеизируя Россию, Петр стремился укрепить абсолютную монархию. Сторонники идеи просвещенного абсолютизма политические теоретики «гнезда Петрова», Ф. Прокопович - автор «Слова о власти и чести царской», «Регламента или Устава Духовной коллегии»; Ф.С.Салтыков – составитель «Пропозиций по государственному устройству»; В.Н.Татищев -создатель «Истории российской с самых древнейших времен»; И.Т.Посошков автор «Книги о скудности и богатстве» и др. рассматривали государство в качестве гаранта общего блага, как силу, способную обеспечить «общенародную пользу и внимать разуму подданных». Создается концепция просвещенного абсолютизма, монарх должен править, опираясь на обоснованный и соблюдаемый свод законов. Во времена Ектерины 2 начинается важный этап в развитии политической и правовой мысли России. В знаменитом «Наказе» она обосновала необходимость монархии, но при этом главной задачей монарха объявляла достижение общего блага и склонность всех к добрым делам, признавала его обязательство перед обществом. Екатерине 2 принадлежит идея «вооруженного нейтралитета» - объединение нейтральных стран для отпора любой агрессии. В 19 веке в политической мысли России зарождаются следующие течения:

· Либерализм

· Радикализм

· Социал-демократия

· Консерватизм

Можно выделить следующие характерные черты российской политической мысли 19-20 века:

Необычайное разнообразие различных политических учений и идей

Преобладание крайностей: радикализма и консерватизма, слабое восприятие обществом либеральных идей

Тесная взаимосвязь политических, философских нравственных и религиозных идей и концепций

Чрезмерная идеализация, а также мифологизация

НЕДОСТАТОЧНАЯ экономическая и политическая обоснованность ряда важных идей и путей их практической реализации.

В 20 веке в истории России произошли 3 крупнейших потрясения, имевших поэтапное, судьбоносное значение для её политического и исторического развития: революция 1905-07 гг, революция 1917 года, распад ССР 1991 года и становление современной России. Первая русская революция вызвала к жизни необходимость принятия важных политико-правовых документов, привела к созданию Думской монархии и многопартийной системы. Учреждение многопартийности в России в 1905 г и существование 2думской политической трибуны» с 1906 г оказало важное влияние на развитие политической мысли: она стала более структурированной, её основные направления нашли адекватное отражение в программах соответствующих политических партий. Ведущим теоретиком большевизма явился В.И.Ленин. Особенности его идей состоят в том, что они разрабатывались на базе ряда марксистских постулатов, которые он пытался применить к российской действительности с учетом её особенностей. К числу важнейших его политических идей можно отнести учение о партии нового типа, построенной на принципах демократического централизма; тезис о гегемонии пролетариата и его партии в буржуазно-демократической революции и возможности её перерастания в социалистическую.

6. С конца первой четверти ХХ века начался процесс интенсивной интеграции и систематизации политических знаний в одно целое в особую науку. Политология в данном своем качестве возникает на стыке юриспруденции и социологии, философии и социологии, социологии и психологии. Она оформляется сначала в США, а затем после второй мировой войны и в Западной Европе. В 1948 году политология обретает официально статус науки, что было оформлено решением такой международной организации как ЮНЕСКО. Международный коллоквиум (Париж, 1948) под эгидой ЮНЕСКО принял решение использовать термин "Политическая наука" в единственном числе. Отныне политология не совокупность отдельных учений, теорий, доктрин, а целостная система знания. Новый статус политологии зафиксирован и в названии Международной организации политологов "МАПН". Пожалуй, наиболее важной причиной конституирования политических наук в одну, специальную науку были практические запросы жизни. Для политически развитых буржуазных стран в это время стали необходимыми разработка технологии управления и методики воздействия на общественное сознание, теоретическое обоснование целей внутренней и внешней политики, определение оптимальных средств их достижений. Именно поэтому политологические исследования щедро финансировались и финансируются как правительствами этих государств, так и большим бизнесом. Сегодня политология еще больше стала претендовать на то, чтобы влиять на изменение политической жизни. Поэтому любая современная школа в политологии, какой бы умозрительной она ни была, так или иначе, имеет и практическиприкладное политическое значение.

В 70х годах политология как относительно самостоятельная отрасль знания, наука складывается и в странах Восточной и Центральной Европы Венгрии, Польше, Румынии, Югославии. Здесь организуются соответствующие исследовательские центры, присваиваются ученые степени и звания, политология преподается в вузах. В 1955 году была создана советская ассоциация политических (государствоведческих) наук. В настоящее время создана и функционирует Российская ассоциация политологов.

В конце концов политология вышла за пределы так называемой буржуазной науки и впитав наиболее передовое, прогрессивное, что содержится в ней, все больше превращается в отрасль знания общечеловеческого значения. Тем более, что немало ценного политологического материала содержится и в разработках марксистской, а также ленинской доктрин. В этом отношении утрачивается значение деления политологии на марксистскую и буржуазную. Политология наука плюралистическая. А если и есть смысл вводить здесь какие-либо различия, то только таким образом: зарубежная и отечественная, американская, французская, русская (или российская) политология и так далее. Да, и эти различия весьма относительны.

Теперь политология стала разрабатываться и у нас в России и не только как учебная, но и научная дисциплина, что свидетельствует о коренной переориентации нашего общества и изучающей его науки. Тем более, что в России в свое время было немало выдающихся мыслителей. Среди них А.Н.Радищев, Н.М.Карамзин, М.М.Сперанский, П.Я.Чаадаев, Т.Н.Грановский, А.И.Герцен, М.А.Бакунин, Г.В.Плеханов, К.Д.Кавелин., В.О.Ключевский, Н.К.Михайловский, М.М.Ковалевский, М.Острогорский, П.А.Столыпин, П.Б.Струве, Н.А.Бердяев, В.И.Ленин, П.И.Новгородцев и другие.

 


<== предыдущая | следующая ==>
IX. Учет, анализ и аудит в бюджетных учреждениях, коммерческих банках и прочих организациях | Компоновка стального каркаса здания

Date: 2015-09-02; view: 340; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию