Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Образовательные задачи. — развивать умение систематизировать предметы, различные по размеру, в прямом и обратном порядке;
Шестой год жизни: — развивать умение систематизировать предметы, различные по размеру, в прямом и обратном порядке;
— совершенствовать умение объединять предметы по 2—3 признакам и на основе общих понятий (мебель, посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты); — закреплять элементарные представления о взаимодействии и взаимосвязях живых организмов со средой обитания; — продолжать развивать элементарные представления о сохранении количества (количество предметов не зависит от их величины, расстояния между ними, пространственного расположения и направления счета); — формировать представления о целом и части, уметь создавать целое из частей; — закреплять умение определять форму окружающих предметов и их положение в пространстве; — помогать овладению действиями моделирования как способом опосредованного решения познавательных задач (установления количественных и пространственных отношений); — расширять словарный запас, активизировать грамматические формы и речевое общение; — формировать умение участвовать в совместных дидактических играх на основе общих правил и правил взаимодействия. Седьмой год жизни: — развивать способность систематизировать объекты с различными свойствами и давать двойную характеристику одного объекта как принадлежащего двум группам (классам); — закреплять представления о существенных признаках, лежащих в основе родовых обобщений (животные, птицы, насекомые, рыбы, посуда, одежда, обувь и др.); — понимать взаимосвязи в типичных экологических системах (в лесу, водоеме, парке, огороде, на лугу и др.); — расширять представления о средствах связи и передвижения в разных сферах (на земле, под землей, в воде, в воздухе); — закреплять представления о соотношении целого и части (целое больше части, а часть меньше целого), сохранении количества; — совершенствовать умение использовать моделирование в качестве средства познания скрытых связей и отношений, использовать планы-схемы для прохождения простых маршрутов (в группе, на участке детского сада); — обогащать и активизировать словарь, грамматические формы и речевое общение; — воспитывать умение строить взаимодействие и взаимоотношения между собой в самостоятельных дидактических играх на основе правил и эмоциональной ориентировки на выигрыш. Содержание психолого-педагогической работы В старшем дошкольном возрасте дидактическая игра как деятельность и форма организации образовательного процесса во взаимосвязи с психолого-педагогической работой по другим направлениям познавательного развития решает задачу формирования целостной картины мира в единстве качественно-количественных и пространственно-временных характеристик.
Дидактическая игра может стимулировать включение всех видов детского мышления и постепенно приводить их в целостную форму наглядно-интуитивного мышления как основы логического. В развитии детского мышления ведущая роль принадлежит представлениям о постоянстве, сохранении объектов и их свойств, несмотря на изменение их внешнего вида. Понимание принципа сохранения — критический момент в интеллектуальном развитии детей. Дидактические игры, выстроенные в определенную систему на основе опыта, полученного в других видах деятельности, могут помочь детям самостоятельно открыть два типа сохранения (количества и целого при выделении в нем частей). Детям младшего дошкольного возраста еще трудно ориентироваться на познавательную задачу, поэтому игры для них, как правило, включают определенный сюжет. В старшем дошкольном возрасте дети проявляют интерес к решению интеллектуальных задач, особенно когда успешное их решение достигает значимого результата. Ребенок этого возраста получает удовлетворение от процесса и результата познавательной деятельности, имеющей для него личност-но-смысловое значение. С детьми старшего дошкольного возраста продолжается образовательная работа, направленная на обучение умению объединять, группировать предметы по 2—3 признакам (цвету, форме и размеру), а также разделять целое (группу) на части (подгруппы). Для реализации этих задач лучше использовать игры с универсальными дидактическими материалами, например, с логическими блоками Дьенеша. Они (48 шт.) состоят из геометрических фигур четырех форм, двух размеров и видов толщины, трех цветов. Таким образом, в комплекте представлены всевозможные комбинации этих признаков, что позволяет при группировке фигур ориентироваться на несколько свойств и изменять критерии их объединения, разделять целое (всю группу) на части (подгруппы). На шестом году жизни можно учить детей разделять группу фигур на отдельные (непересекаюшиеся) подгруппы, а на седьмом — на пересекающиеся. Для наглядного представления (моделирования) отношений групп (классов) и подгрупп (подклассов) можно использовать большой круг (обруч) и маленькие круги. Например, половина блоков в беспорядке находятся в большом круге. Воспитатель дает двум детям по одному маленькому кругу и просит одного — собрать в свой круг все красные фигуры, а другого — все круглые. В ходе выполнения игрового задания обнаруживается, что одни и те же фигуры (красные круги) нужны обоим детям. С помощью воспитателя дети определяют, как это показать (сложить оба маленьких круга так, чтобы образовалось общее пространство). Детям седьмого года жизни можно предложить обсудить ответы на вопросы, например: «Чего больше (меньше) — красных фигур или всех фигур?» В играх с блоками Дьенеша детям предлагается символически обозначить свойства фигур. Им можно объяснить, что удобнее выполнять игровые задания с помощью знаков, изображенных на карточках. Не нужно запоминать, например, что надо собрать все большие, красные, квадратные фигуры, а взять карточку с обозначением этих свойств и держать ее перед собой. Таким образом, в играх развивается символическая функция мышления.
Далее в процессе игр «Угадай по описанию», «Чем похоже и чем непохоже?» у детей закрепляется умение анализировать объекты с точки зрения различных свойств и назначения. После таких игр детям легче овладевать умением объединять (группировать) объекты на основе общих понятий (мебель, посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, растения, животные и др.), а также выделять в них части (подгруппы) — посуда (чайная, столовая, кухонная), растения (деревья, кусты, цветы, грибы и др.). С детьми шестого года жизни организуются игры типа лото, домино в ходе которых у них развивается представление о соотношении целого и ее части. На седьмом году жизни в процессе игр «Мир предметов», «Мир растений», -Мир животных» путем определения общих и различных признаков объектов у детей формируются представления о целостности, в которой части ее взаимосвязаны, и эти связи по содержанию различны. В старшем дошкольном возрасте организуются игры «Помоги маме собрать детенышей», «Рыбки плавают в водице», «Семья медведей», в ходе которых на:снове группировки (классификации) совокупности предметов с помощью количественных и порядковых числительных закрепляются представления о количественных отношениях на новом материале. В процессе дидактических игр, а также экспериментирования с веществами дети постепенно подводятся к открытию принципа сохранения количества (оно не меняется, если ничего не отнимали и ничего не прибавляли). Особое внимание следует уделять играм с дидактическими материалами типа палочек Кьюизенера, направленными на развитие действий (операций) упорядочивания (систематизации) предметов на шестом году жизни — по одному признаку (размеру), а на седьмом — по нескольким. В ходе игр, которые отражают познавательный опыт, полученный на занятиях по математике, у детей развивается элементарное представление о транзитивных отношениях, о том, что место любого предмета (за исключением первого и последнего) в упорядоченном ряду определяется двумя соотношениями: каждый предмет выше предшествующего и ниже последующего. На основе этих представлений дети постепенно открывают принцип построения натурального ряда чисел (каждое число в ряду на единицу больше предыдущего и на единицу меньше последующего). С детьми старшего дошкольного возраста можно организовывать игры, в ходе которых продолжается развитие представлений о пространстве и времени как свойствах окружающего мира. Игры типа «Что сначала, а что потом?» позволяют формировать представления о последовательности, на основе которых развиваются представления о времени и пространстве. В развитии представлений о времени особое место занимают игры, помогающие детям открыть такие его свойства, как непрерывность и цикличность. В процессе маршрутных игр «Где спрятался мишка?», «Пригласи гостей», «Путешествия» у детей развивается умение использовать планы-схемы, в которых с помощью стрелок символически обозначено направление движения для прохождения несложных маршрутов, а также определения местоположения объектов. В жизни старших дошкольников значительное место занимают развивающие игры с правилами. Правила игры — добровольно принятые нормы, позволяющие устанавливать справедливые, равноправные взаимодействия и взаимоотношения
детей в игре. Возникающие в таких играх социальные взаимодействия детерминируют процесс познавательного развития дошкольников. Дидактическая игра позволяет решать задачи познавательного и социального развития в единстве. Однако чтобы дидактическая игра в полной мере использовалась для развития детей, она должна быть освоена ими как специфическая деятельность. И только при этом условии она может перейти от деятельности, организуемой взрослым, к самостоятельной деятельности детей. Постепенно с помощью воспитателя дети должны овладеть тремя типами правил: игр (лото, домино, маршрутные), определяющих их специфику; взаимодействия детей в игре и выбора ведущего, обладающего правом определять действия других играющих. Особое значение в развитии детей старшего дошкольного возраста имеют игры, предусматривающие критерий выигрыша, который завершает игру и обеспечивает равенство всех играющих. Заданный в игре результат в форме выигрыша стимулирует продолжение игры и определяет ее цикличность. Последняя позволяет каждому ребенку добиться успеха и реализовать потребность в успехе — выигрыше.
Образовательная область «Коммуникация» Date: 2015-09-02; view: 409; Нарушение авторских прав |