Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Крупные портовые города





Одесса является крупнейшим портовым городом Украины. В связи с ро­стом объемов морских перевозок в середине 70-х годов XX ст. создаются два портовых города-спутника Одессы: Ильичевск — на берегу Сухого лимана в 30 км юго-западнее Одессы и Южный — на Григоровском лимане в 25 км северо-восточнее Одессы. В Ильичевске функционируют рыбный и торго­вый порты, базируется Черноморское объединение рыбной промышленнос­ти "Антарктика", рыбоперерабатывающий и судоремонтный заводы. В Юж­ном расположен Одесский припортовый завод — конечный пункт аммиакопро-вода из Тольятти Самарской области России.

Портовый узел Ильичевск — Одесса — Южный, протянувшийся по Чер­номорскому побережью на 60 км, создает весьма напряженную экологичес­кую обстановку для морской экосистемы этого района.

В портах принимаются меры по предотвращению сброса с судов загряз­ненных вод и мусора. Все твердые и жидкие отходы, накапливаемые на судах во время рейса в специальных емкостях, сдаются по прибытии в порт на береговые очистные сооружения. В портах действуют суда-санитары, очища­ющие водную поверхность от плавающих примесей.

Загрязнение морской среды происходит в основном в результате сброса в море неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод прибрежных го­родов и, в частности, Одессы, а также загрязненного поверхностного стока с городской территории и территорий промплощадок.

Потенциально опасным в экологическом отношении объектом в этом райо­не является Одесский припортовый завод в порту Южном. Авария на аммиа-копроводе может привести к экологической катастрофе на всем побережье.


Раздел 9. Экологические проблемы городов Украины 391

Аммиакопровод Тольятти — Одесса диаметром 400 мм с рабочим давлением 60 атм. введен в действие в 1985 г. За 15-летний период эксплуатации аммиа-копровода каких-либо серьезных сбоев в его работе не наблюдалось, что сви­детельствует о надежной его конструкции и безопасном режиме эксплуатации.

Ввод в эксплуатацию Одесского нефтяного терминала, предназначенного для приема и дальнейшего транспортирования азербайджанской нефти, созда­ет в этом районе еще один объект повышенного экологического контроля. Одесский нефтяной терминал частично ликвидирует одностороннюю зави­симость Украины от поставок российской нефти.

Одесса является крупным центром машиностроения, химии и нефтехи­мии, переработки рыбы и сельхозпродукции. Работа промышленных пред­приятий формирует высокую техногенную нагрузку на атмосферный воздух и связана с образованием значительных объемов сточных вод. Очистные со­оружения Одессы перегружены, работают крайне неэффективно. Канализа­ционные коллекторы исчерпали свой срок эксплуатации. Имеют место час­тые разрывы канализационной сети. В море сбрасываются большие количе­ства загрязненных сточных вод.

Для коммунальных котелен Одессы и отопления жилых домов использу­ется в основном уголь, что крайне неблагоприятно отражается на состоянии воздушного бассейна города, особенно в осенне-зимний период, изобилую­щий длительными штилевыми туманами.

В летний период в Одессе резко возрастает количество автотранспорта, увеличивается число морских судов в портах, в том числе прибрежного пла­вания. На долю автотранспорта и частично морских судов приходится около 75% суммарного выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Одесса является одним из крупнейших курортных и туристских центров Украины. Здесь сосредоточено около 10% общего количества санаториев и пансионатов страны. Летом прибывает несколько сотен тысяч неорганизо­ванных отдыхающих.

Несовершенство городской системы водоотведения периодически при­водит к вспышкам инфекционных заболеваний (холера, дизентерия), закры­тию пляжей, введению карантина.

Одесса испытывает постоянную нехватку питьевой воды. Единственным источником водоснабжения города с более чем миллионным населением яв­ляется водозабор из р.Днестр в районе Беляевки. При прорыве дамбы нако­пителя жидких отходов горно-химического комбината в Стебнике Львовской области в 1983 г. река Днестр на всем протяжении была загрязнена высоко­минерализованными сточными водами. В населенных пунктах, имеющих во­дозаборы из р.Днестр, в том числе и в Одессе, возникли серьезные трудности с питьевым водоснабжением.

Серьезной экологической проблемой Одессы, как и любого приморского города, являются оползневые явления в прибрежной зоне и берегообруше-ния. В Одессе сооружена и достаточно успешно функционирует берегоза­щитная противооползневая система протяженностью более 20 км.


392 Экология города

В Одессе наблюдаются оседания земной поверхности и провалы, связан­ные с подвижками пород над подземными пустотами — катакомбами. Эти пустоты возникли при разработке известняка-ракушечника, имеют протя­женность свыше 1500 км и глубину заложения от 4 до 45 м. В результате этих явлений происходят деформации фундаментов зданий и сооружений, нару­шения дорожных покрытий и коммуникаций.

Несмотря на засушливый климат (среднегодовое количество осадков составляет 374 мм), Одесса хорошо озеленена, в городе много парков, скве­ров, одеты в зеленый наряд улицы, бульвары, знаменитая одесская набе­режная. Площадь зеленых насаждений составляет около 17% от общей площади города.

Севастополь — база Военно-морского флота Украины. Здесь же на усло­виях долговременной аренды базируется Черноморский флот России. Инф­раструктура города в основном приспособлена для обслуживания военно-морского флота. Действуют судостроительные и судоремонтные предприя­тия, приборостроительный завод, предприятия по переработке рыбы и сельхозпродуктов. Промышленные предприятия расположены в основном на окраинах города.

Площадь зеленых насаждений составляет более половины общей площа­ди города. В Севастополе много парков, скверов и заповедных территорий. К ним относятся: ландшафтный заказник "Мыс Айя", геологический — "Чер­ная Речка", археологический — "Мыс Херсонес", заповедное урочище "Ска­лы Ласпи" и ряд других.

Следует отметить высокую степень ухоженности и чистоту городской тер­ритории. Бытовые отходы перерабатываются на мусоросжигательном заводе.

Севастополь имеет ряд санаторно-курортных учреждений и представляет большой интерес как туристский центр. Однако туристские и особенно ку­рортные возможности Севастополя используются весьма незначительно. Ис­торически это связано с тем, что до недавнего времени город, как военно-морская база, был закрыт для посещения. Другой причиной является доволь­но высокая загрязненность моря даже в районах городских пляжей. Особенно загрязнена Балаклавская бухта, некогда жемчужина этого района. Обществен­ность Балаклавы, административно входящей в состав Севастополя, стре­мится ликвидировать базу подводных лодок в Балаклавской бухте и превра­тить этот уникальный природный комплекс в туристский и курортный центр международного уровня.

Сущим бедствием для морской среды в районе Севастополя являются отслужившие свой век суда. Сотни больших и малых посудин брошены на произвол судьбы в прибрежных водах Севастопольской, Южной и Балаклав­ской бухт. Извлечением остовов кораблей и их утилизацией практически никто не занимается. С каждым годом число остающихся в море судов растет.

Решение указанных экологических проблем, включая реконструкцию и расширение городской канализации и общегородских очистных сооружений, позволит со временем превратить Севастополь в центр международного ту­ризма и курорт европейского класса.


Раздел 9. Экологические проблемы городов Украины 393

Николаев — морской и речной порт, расположенный на берегу Бугского лимана, в месте слияния рек Южный Буг и Ингул. В целом Николаев, за исключением его портовой части, может быть отнесен к сравнительно благо­приятным в экологическом отношении городам. Хотя здесь, как и практи­чески во всех южных городах Украины, имеются серьезные трудности с обес­печением населения питьевой водой.

Более половины площади города занято зелеными насаждениями. Име­ется 8 парков — памятников садово-паркового искусства, заповедное уро­чище "Дубки".

Николаев — крупнейший центр судостроения Украины. В городе распо­ложены четыре судостроительных предприятия мирового уровня, судоремонт­ные, машиностроительные, пищевые предприятия, парфюмерно-косметичес-кий комбинат, глиноземный завод.

Судостроительные и судоремонтные предприятия расположены непо­средственно в Бугском лимане. Сюда же сбрасываются сточные воды города и предприятий, расположенных вдоль побережья. Вода Бугского лимана имеет устойчивое загрязнение от Николаева вплоть до впадения в Черное море. Концентрации нефтепродуктов и органических соединений (по БПК полн.) превышены, по сравнению с допустимыми во много раз. Для Бугского лима­на характерны сгонно-нагонные явления, что еще более осложняет экологи­ческую обстановку в устье Южного Буга.

Херсон — морской и речной порт, расположенный на правом берегу Днепра, в 25 км от впадения его в Днепровский лиман Черного моря. Херсон так же, как и Николаев, является крупным центром судостроительной промышлен­ности, специализированный на выпуске и ремонте крупногабаритных судов: океанских танкеров, сухогрузов, контейнеровозов, лихтеровозов, а также желе­зобетонных плавучих доков, предназначенных для ремонта судов. Имеется комплекс предприятий по выпуску сельскохозяйственной техники.

Судостроительные и судоремонтные предприятия расположены в Коше­вой протоке, гидравлически связанной с Днепром. Вода протоки покрыта толстым слоем нефтяной пленки. В протоку производится сброс городских сточных вод, имеется 8 выпусков производственных сточных вод.

Вода в нижнем течении Днепра загрязнена практически по всем конт­ролируемым показателям, причем по многим ПДК превышаются в не­сколько раз.

В целом же Херсон, за исключением его припортовой части, может быть отнесен к городам с относительно благополучной экологической обстанов­кой. Город хорошо озеленен, имеется два дендропарка, ботанический сад, парк — памятник садово-паркового искусства. Площадь зеленых насаждений составляет около 40% от общей площади города.

К нерешенным сугубо городским экологическим проблемам Херсона сле­дует отнести отсутствие системы сбора, организованного отвода и очистки поверхностного стока, что для города, расположенного на крутом правобе­режном склоне Днепра, является весьма актуальным.


394 Экология города

Мариуполь — порт на Азовском море, крупный центр черной металлургии и тяжелого машиностроения. Один из самых сложных в экологическом отно­шении городов Украины как в части загрязнения атмосферного воздуха и морской среды, так и в обеспечении более чем полумиллионного населения питьевой водой.

Мариуполь расположен на западном побережье Таганрогского залива, при слиянии рек Кальчик и Кальмиус. На сравнительно небольшой территории расположены два крупнейших металлургических гиганта, завод тяжелого.ма­шиностроения, прокатно-штамповочный, коксохимический и графитовый заводы, предприятия машиностроительного профиля. Пылегазовые выбросы этих предприятий формируют над городом тяжелую темно-фиолетовую дым­ку, содержащую вредные примеси в концентрациях, во много раз превышаю­щие предельно допустимые.

Город расположен на возвышенной слабоволнистой равнине, обрываю­щейся к морю крутым уступом. Рельеф местности и наличие постоянных ветров (зимой — бора, летом — бриз) обеспечивает хорошую проветривае-мость территории города и рассеивание пылегазовых выбросов. В то же вре­мя при ветре усиливается пыление многочисленных отвалов промышленных отходов, песчаных и эродированных участков почвенного покрова.

Море в районе Мариуполя темно-бурого цвета, особенно в центральной части набережной, где впадает р.Кальмиус, сток которой, как и сток ее пра­вобережного притока р.Кальчик, на 70—80% сформирован из шахтных и сточ­ных вод. В Таганрогский залив попадают городские сточные воды Мариупо­ля и его крупнейших промышленных предприятий, имеющих самостоятельные выпуски. На качество морской воды в Таганрогском заливе неблагоприятно сказывается прибрежное морское течение, формирующееся под влиянием стока р.Дон. Течение относит загрязненные воды Дона и сточные воды Таганрога на запад, в сторону Мариуполя. Прозрачность морской воды в районе Мари­уполя снижается до 0,5 м, в то время как в открытой части Азовского моря прозрачность воды составляет 8 м.

Азовское море является внутренним морем. Процессы водообмена, а сле­довательно, и процессы самоочищения идут в нем весьма замедленно. Пери­од водообмена Азовского моря составляет 60—80 лет.

Сток р.Кальмиус и сбросы сточных вод предприятий Мариуполя приво­дят к снижению содержания кислорода в придонном слое моря практически до нуля, особенно в летнее время. Это вызывает периодические заморы рыбы. Заморы усиливаются в послепаводковый период, когда с повышением скоро­сти и интенсивности прибрежного морского течения со дна мелководья под­нимается накопленный за многие годы большой слой донных отложений тех­ногенного происхождения. В акватории Таганрогского залива ржавеют мно­гочисленные остовы брошенных морских судов.

Территория города, особенно его прибрежная часть, захламлена остатка­ми металлических конструкций и свачками производственных отходов, пере­сечена многочисленными железнодорожными подъездными путями.


Раздел 9. Экологические проблемы городов Украины 395

Много делается в Мариуполе для утилизации промышленных отходов. На базе переработки доменных шлаков создано производство строительных материалов и изделий. Однако объем накопления промышленных отходов продолжает расти и достиг уже 2,5 млрд т.

Несмотря на довольно тяжелую экологическую обстановку Мариуполь продолжает оставаться климатическим и бальнеологическим курортом. Функ­ционируют три курортно-оздоровительных учреждения и туристская база.

Date: 2015-09-02; view: 695; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию