Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свойства внимания





Вниманию присущ ряд свойств, среди которых важнейшими являются объем, устойчивость, концентрация, переключаемость и распределение.

Объем внимания – это количество объектов, воспринимаемых человеком одновременно. Объем внимания равен 7 ± 2 единицы. Единица внимания величина относительная, а, следовательно, и объем внимания тоже является относительной величиной. Объем внимания можно увеличивать за счет укрупнения единиц. Например, когда ребенок учиться читать, то единицами его внимания сначала являются буквы, потом слоги, слова, предложения, абзацы. У взрослого человека, овладевшего техникой быстрого чтения, единицей внимания является целая мысль. Объем внимания можно также увеличивать за счет структурирования информации.

Устойчивость – это время удержания устойчивого внимания на объекте. Причины устойчивости внимания связаны с индивидуально-типологическими особенностями, психическими состояниями, мотивацией, с внешними условиями осуществления деятельности. Люди со слабой нервной системой могут довольно быстро утомляться, становиться импульсивными. Человек, который не очень хорошо себя чувствует физически, также как правило, характеризуется неустойчивым вниманием. И перевозбужденность, и заторможенность отрицательно сказываются на устойчивости внимания. Отсутствие интереса к предмету способствует частому отвлечению внимания от него, и напротив, наличие интереса сохраняет внимание в повышенном состоянии в течение длительного времени. При обстановке, которая отличается отсутствием внешне отвлекающих объектов, внимание бывает достаточно устойчивым. Выделяют две разновидности помех: гетерогенные помехи (разнородные) и гомогенные помехи (однородные). Если гомогенные помехи нарушают устойчивость внимания, то слабые гетерогенные помехи, могут наоборот усиливать устойчивость внимания. Например, контурные карты ученику не мешает заполнять тихая музыка.

Концентрация – это степень и интенсивность сосредоточенности на объекте, т.е. основной показатель выраженности внимания. При этом происходит ограничение поля восприятия. Древние приемы развития предельной концентрации внимания связаны с техникой медитации.

Силу максимальной концентрации внимания можно показать на таком примере, который приводит Р. М. Грановская в своей книге «Элементы практической психологии». В 1794 году девятилетнему мальчику делали хирургическую операцию, чтобы удалить опухоль. В то время обезболивающих средств еще не изобрели, и мальчика пытались отвлечь, рассказывая ему настолько интересную историю, что в последствии он утверждал, что совсем не чувствовал боли. Через 18 лет этот мальчик принес издателю сказку «Белоснежка и семь гномов», подписанную именем Якоба Грима, самого известного сказочника мира. Чем младше ребенок, тем полнее его сознание отдается во власть рассказчика. И эта власть, при богатом воображении и достаточной внушаемости, может простираться достаточно далеко – вплоть до исчезновения восприятия реальности.

Нарушением концентрации внимания является рассеянность. Выделяют два вида рассеянности.

1. Рассеянность как неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание. Она выражается в патологическом отвлечении внимания. Такая рассеянность может наступить вследствие экстремального состояния, возраста или заболевания.

2. Псевдорассеянность как односторонняя сосредоточенность, выражающаяся в том, что человек не замечает того, что с его точки зрения кажется ему незначимым. Здесь рассеянность выступает как оборотная сторона сосредоточенности. Такой тип рассеянности часто встречается у многих известных ученых.

Непревзойденной была рассеянность И. Ньютона. Однажды его посетил друг и, не застав хозяина дома, съел, приготовленный для того на столе обед и ушел. Вернувшись домой, Ньютон увидел на столе пустую посуду и удивился: «Однако, как мы философы, рассеяны – оказывается, я уже пообедал». Немало рассказывали о рассеянности известного композитора и химика А. П. Бородина. Как-то, когда у него были гости, утомившись, он стал прощаться с ними, говоря, что ему пора домой, так как у него завтра лекция, и пошел одеваться в переднюю. Или такой случай. Бородин поехал с женой за границу. При проверке паспортов на пограничном пункте чиновник спросил, как зовут его жену. Бородин по своей рассеянности сразу никак не мог вспомнить ее имя. Чиновник посмотрел на него подозрительно. В это время в комнату вошла его жена, Екатерина Сергеевна, и Бородин бросился к ней: «Катя! Ради бога, как тебя зовут?».

Причина описанной рассеянности, главным образом в том, что, выработав бытовые стереотипы, ученые пользовались каждым случаем, чтобы вывести из сознания контроль за исполнением или своевременным переключением на другую программу и тем самым освободить поле внимания для решения основной научной задачи.

Переключаемость – это преднамеренный перенос внимания, который определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому.

На уроках в школе при переходе с одного вида деятельности на другой (например, когда ученики после объяснения нового материала должны начать решать задачи) возникает шум. Это связано с тем, что для того, чтобы переключить свое внимание требуется время, причем одним ученикам нужно меньше времени, другим – больше. Поэтому в педагогической деятельности это нужно учитывать. Переключение внимания следует отличать от отвлечения внимания, где изменение направленности сознания происходит непреднамеренно.

Распределение внимания – это способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Ю. Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь несвязанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь важных дипломатических документов. Но, как показывает жизненная практика, человек способен выполнять только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких возникает вследствие быстрого последовательного переключения с одного вида деятельности на другой. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, то совмещение деятельности невозможно. Распределение внимания профессионально значимо для деятельности учителя.

 

Date: 2015-09-02; view: 544; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию