Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Переключение внимания





Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому, от одного действия к другому. Переключение может быть обусловлено либо программой сознательного поведения, требованию ми деятельности (при переходе от одного объекта, одного действия к другому внутри определенной деятельности), либо необходимостью включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями, либо осуществляться в целях отдыха (когда предыдущая работа уже утомила человека). В случаях, когда деятельность в продолжение длительного времени остается неизменной, а происходит лишь смена объектов или операций, имеет место переключение внимания в рамках его устойчивости. Подобное переключение при продолжительной работе предотвращает утомление и тем самым повышает устойчивость внимания. Однако оно не должно быть слишком частым — это может иметь отрицательные последствия.
Выделяют ряд показателей переключения внимания. Это прежде всего время, затрачиваемое на переход от одной деятельности или операции к другой; производительность, или продуктивность, работы (объем ее или время выполнения определенного по объему материала по сравнению с деятельностью без переключения внимания); качество, точность работы (ее безошибочность или наличие ошибок, обусловленных переключением). Можно говорить о полном, завершенном переключении либо о неполной, незавершенном. При неполном, незавершенном переключении человек, приступив к выполнению новой работы, не полностью отключается от предыдущей. Изменение направленности при неполном переключении не сопровождается возникновением такой степени сосредоточения, которая необходима для успешного выполнения новой деятельности, решения новой задачи. При неполном переключении тормозящее влияние предыдущей деятельности может проявляться, например, в том, что новая работа выполняется по правилам, отвечающим специфике старой. Поэтому при организации внимания учащихся на уроке необходимо учитывать как время переключения, так и особенности выполнения после переключения внимания. В случаях, когда быстрота переключения сочетается с его незавершенностью, необходимо подчинить новую деятельность новым задачам и требованиям.
Успешность переключения зависит от целого ряда условий. Переключение связано с особенностями предыдущей и последующей деятельности. Так, показатели успешности переключения значительно снижаются при переходе от легкой деятельности к трудной. Успешность переключения зависит от отношения человека к прежней и новой деятельности. Чем интереснее была предшествующая деятельность и чем менее интересна последующая, тем труднее происходит переключение. Переходить к новой деятельности значительно труднее, если завершена предыдущая. Успешность переключения зависит от того, насколько интенсивно было привлечено внимание к предыдущей деятельности. При глубоком сосредоточении переключение достигается с большим трудом. Протекание переключения во многом определяется значимостью цели новой деятельности для личности, ее ясностью и четкостью.
Имеются значительные индивидуальные различия в переключении внимания. Некоторые люди быстро и легко переходят от выполнения одной деятельности к другой, для других подобный переход требует длительного времени и затраты значительных усилий. Предполагается, что индивидуально-типические особенности переключения внимания связаны с особенностями подвижности нервных процессов. Вместе с тем невозможно повышение показателей переключения путем упражнения.
Многие современные профессии, к которым готовит старшеклассников школа, предъявляют высокие требования именно к переключаемости внимания. Большое значение имеет переключение внимания и в учебном процессе. Необходимость переключения внимания учащихся обусловлена особенностями протекания самого учебного процесса: сменой различных учебных предметов в течение школьного дня, последовательностью этапов изучения материала на уроках, что предполагает смену видов и форм активности учащихся. Рациональное переключение внимания имеет важное значение и с точки зрения гигиены умственного труда, является одним из важных условий поддержания необходимого уровня работоспособности.
Наряду с переключением внимания выделяют его отвлечение. Под отвлечением понимают непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для ее успешного выполнения.
В «помехоустойчивости», т. е. способности индивида работать сосредоточенно в условиях действия отвлекающих раздражителей, имеются значительные индивидуальные различия. Эти различия связаны, как предполагается, с силой нервной системы. Так, у лиц с сильной нервной системой при выполнении разного рода интеллектуальных задач в условиях, казалось бы, способствующих отвлечению внимания, эффективность внимательности может даже несколько повышаться. При слабой нервной системе воздействие отвлекающих раздражителей или прочих равных условиях (отношение к деятельности, мотивы и т. д.) может привести к ухудшению показателей деятельности.







Date: 2015-09-02; view: 712; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию