Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Текст № 23





Когда-то существовало государство, где «слабость» в человеке начинали искоренять даже не с колыбели, а прямо с момента рождения.

Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. (З) Мне нравилось всё в этой удивительной стране: и то, что слабых детей сбрасывали со скалы, и что мать-спартанка провожала сына на войну не слезами, а прекрасной, афористичной фразой: «Со щитом или на щите», и что маленький спартанец, пронёсший в школу под рубахой живого лисёнка, не плакал и не кричал, когда зверёк вгрызался в его тело. (4) Мальчик умер - но молча!

(5) Значительно позже я задал себе один вопрос: почему же история Спарты была такой бедной - войны да восстания рабов? (6) Почему государство, где основной доблестью считалась стойкость, всё-таки не сумело выстоять? (7) Почему спартанцы, которых готовили к борьбе, и только к борьбе, всё равно потерпели в этой борьбе поражение?

(8) Постепенно я понял: всё было закономерно. (9) Мужественная Спарта погибла от собственной бездарности.

(10) В этой стране с бюрократической планомерностью сразу после рождения убивали гениев. (11) В пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. (12) Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. (13) Тех, для кого «выжить» означало бы - «изобрести».

 

(14) Со скалы сбрасывали не только будущих учёных и поэтов, но и полководцев. (15) Хилый Суворов и маленький Наполеон полетели бы в пропасть на общих основаниях.

(16) Кстати, убивая больных, спартанцы попутно убивали талант в здоровых. (17) Ничто так не стимулирует прогресс, как забота о слабом. (18) Избавляясь от слабых и калек, спартанцы избавлялись от прогресса.

(19) От знаменитого государства, кроме памяти о воинской доблести, не осталось ничего: ни мудрых стихов, ни статуй, ни научных законов. (20) Неинтересная была страна.

(21) Нам известно из легенд, что спартанки, матери и жёны, умели отказываться от любви. (22) Умели ли они любить - легенды об этом молчат. (23) Холодная была страна.

(24) История юного героя, убитого лисёнком, говорит, увы, не только о мужестве мальчика. (25) Этот смельчак был ещё и трус. (26) Боли не испугался, смерти не испугался - испугался общественного мнения.

(27) Конечно, любое общество без общественного мнения разваливается. (28) Но ведь общество, где против общественного мнения не восстают, перестаёт развиваться, загнивает и тоже разваливается. (29)В Спарте боялись общественного мнения. (30) Робкая была страна.

(31) Спартанцы умели защищаться - но что им было защищать? (32) Нелюбимых жён и нелюбящих матерей? (33) Право сбрасывать со скалы? (34) Свободу? (35) Но ведь и свобода нужна человеку не сама по себе, а как средство развития личности. (36) Там, где личность не развивается, свобода постепенно отмирает за ненадобностью.

Насколько же ярче и богаче была история Афин, где детей растили для всего многообразия жизни!

Конечно, реальная Спарта была обычней, будничней легендарной и не столь разительно отличалась от Афин. (39) Но и этого различия оказалось достаточно, чтобы Спарта умерла, не оставив после себя ничего, кроме славы, а Афины заложили фундамент современной культуры. (40) Кстати, напряжённая духовная жизнь, бурное развитие науки и искусства нисколько не мешали афинянам быть мужественными: ведь борьбу греков против персидских завоевателей возглавили именно Афины.

(41) Воспитание воли и решительности - задача важная, но далеко не единственная. (42) Прежде всего человека нужно воспитать человечным - иначе он всю жизнь будет бороться только за себя.

(По Л.А. Жуховицкому)

 







Date: 2015-08-22; view: 559; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию