Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Текст № 23
Когда-то существовало государство, где «слабость» в человеке начинали искоренять даже не с колыбели, а прямо с момента рождения. Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. (З) Мне нравилось всё в этой удивительной стране: и то, что слабых детей сбрасывали со скалы, и что мать-спартанка провожала сына на войну не слезами, а прекрасной, афористичной фразой: «Со щитом или на щите», и что маленький спартанец, пронёсший в школу под рубахой живого лисёнка, не плакал и не кричал, когда зверёк вгрызался в его тело. (4) Мальчик умер - но молча! (5) Значительно позже я задал себе один вопрос: почему же история Спарты была такой бедной - войны да восстания рабов? (6) Почему государство, где основной доблестью считалась стойкость, всё-таки не сумело выстоять? (7) Почему спартанцы, которых готовили к борьбе, и только к борьбе, всё равно потерпели в этой борьбе поражение? (8) Постепенно я понял: всё было закономерно. (9) Мужественная Спарта погибла от собственной бездарности. (10) В этой стране с бюрократической планомерностью сразу после рождения убивали гениев. (11) В пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. (12) Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. (13) Тех, для кого «выжить» означало бы - «изобрести».
(14) Со скалы сбрасывали не только будущих учёных и поэтов, но и полководцев. (15) Хилый Суворов и маленький Наполеон полетели бы в пропасть на общих основаниях. (16) Кстати, убивая больных, спартанцы попутно убивали талант в здоровых. (17) Ничто так не стимулирует прогресс, как забота о слабом. (18) Избавляясь от слабых и калек, спартанцы избавлялись от прогресса. (19) От знаменитого государства, кроме памяти о воинской доблести, не осталось ничего: ни мудрых стихов, ни статуй, ни научных законов. (20) Неинтересная была страна. (21) Нам известно из легенд, что спартанки, матери и жёны, умели отказываться от любви. (22) Умели ли они любить - легенды об этом молчат. (23) Холодная была страна. (24) История юного героя, убитого лисёнком, говорит, увы, не только о мужестве мальчика. (25) Этот смельчак был ещё и трус. (26) Боли не испугался, смерти не испугался - испугался общественного мнения. (27) Конечно, любое общество без общественного мнения разваливается. (28) Но ведь общество, где против общественного мнения не восстают, перестаёт развиваться, загнивает и тоже разваливается. (29)В Спарте боялись общественного мнения. (30) Робкая была страна. (31) Спартанцы умели защищаться - но что им было защищать? (32) Нелюбимых жён и нелюбящих матерей? (33) Право сбрасывать со скалы? (34) Свободу? (35) Но ведь и свобода нужна человеку не сама по себе, а как средство развития личности. (36) Там, где личность не развивается, свобода постепенно отмирает за ненадобностью. Насколько же ярче и богаче была история Афин, где детей растили для всего многообразия жизни! Конечно, реальная Спарта была обычней, будничней легендарной и не столь разительно отличалась от Афин. (39) Но и этого различия оказалось достаточно, чтобы Спарта умерла, не оставив после себя ничего, кроме славы, а Афины заложили фундамент современной культуры. (40) Кстати, напряжённая духовная жизнь, бурное развитие науки и искусства нисколько не мешали афинянам быть мужественными: ведь борьбу греков против персидских завоевателей возглавили именно Афины. (41) Воспитание воли и решительности - задача важная, но далеко не единственная. (42) Прежде всего человека нужно воспитать человечным - иначе он всю жизнь будет бороться только за себя. (По Л.А. Жуховицкому)
Date: 2015-08-22; view: 559; Нарушение авторских прав |