Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пьянство и обжорство⇐ ПредыдущаяСтр 80 из 80
Пьянство и обжорство имеют не только бытовые, но и ритуальные истоки. Так, например, у народов Сибири не осуждались, и даже более того — предполагались этике том праздника излишества в еде и питье. У нивхов во время медвежьего праздника напоить допьяна своих гостей считалось величайшей честью. 121 Точно так же «величайшей честью для хозяина считается накормить гостей до пресыщения. Любезность доводится до того, что когда гость, объевшись жировой похлебкой, начинает изрыгать ее обратно, хозяин почтительно подставляет рот и выпивает изрыгаемое». 122 У пруссов в XIII в. считалось, «что они плохо принимают гостей, если те не напьются их напитка до опьянения. Есть у них в обычае, что в попойках они все участвуют и пьют без меры, вот почему все хозяева подносят гостю своему столько напитка, сколько они выпили сами, и такое подношение повторяется до тех пор, пока гость и хозяева, жена с мужем, сын с дочерью все не опьянеют». 123 Собственно говоря, в низовой традиции до сих пор существует представление о том, что «новый» человек должен упиться у всех на глазах, чтобы стать из «чужого» «своим». В более развитом этикете и пьянство, и обжорство безусловно осуждаются. Например, у адыгов считалось большим позором и для самого человека, и для его семьи, если бы он напился в гостях. 124 По свидетельству итальянца Д. Интериано, в XV в. питье спиртного у черкесов (адыгов) имело характер торжественного и чинного ритуала. «Они выпивают постоянно, — писал он, — и во славу Божию, и во имя святых, и во здравие родичей, и в честь памяти умерших друзей, и в память каких-либо важных и замечательных подвигов, и пьют с большой торжественностью и почтением, словно совер шая священнодействие, всегда с обнаженной головой в знак наивысшего смирения». 125 Впрочем, случаи ритуального пьянства отмечены и у адыгов. 126 В древности славяне произносили при питье чаш заклятия от имени языческих богов. Своеобразные заклятия-благословения, по-видимому, звучали при питье и в Киевской Руси; такого рода формулы дошли до нас в надписях на древнерусских чарах. 12 С распростране нием христианства на Руси обычай пить в честь языческих богов, с одной стороны, продолжал доживать в прежней форме, а с другой — принял христианизированные формы. В поучениях против остатков язычества не раз говорится о наполнении черпал и питии чаш в честь бесов, под которыми разумеются, очевидно, языческие боги. 128 Соот- 11 А. К. Байбурнн, А. Л. Топорков 153 ветственно в старинных требниках обычным исповедным вопросом было: «Молилась бесом или чашу их пила?». 129 И в более позднее время, несмотря на гневные осуждения в церковных поучениях, пьянство, обжорство, а также сквернословие и другие формы антиповедения устойчиво сохранялись во многих народных праздниках и обрядах, имеющих языческие корни. Церковная оценка пьянства как бесовского, антихри стианского поведения способствовала сохранению его языческой семантики и в свою очередь влияла на народную традицию. По наблюдениям знатока народной культуры белорусов Н. Я. Никифоровского, во времени и месте пот ребления водки «как будто что-то намеренно скрыто, точно потребители чего-то боятся или совестятся». 130 Причины этого кроются в «многочисленных рассказах о происхождении водки, где прямо говорится о сатанин ском начале ее, а отчасти и в конечном воздействии водки на неумеренного потребителя, когда тот доходит до сатанинских наваждений». Пьяный легко становится достоянием злых сил: «В пьяном бес волен»; «Над пьяным и оборотень потеша ется». 132 Пьяный как бы переносится в иную реальность, он и выглядит так нелепо, потому что ведет себя не по законам этого мира. В поиске иного состояния и высшей свободы, выхода из круга повседневности, очевидно, и кро ются психологические истоки пьянства. Выражение «допился до чертиков» описывает такое состояние, когда человек уже обрел особое зрение и увидел чертей, которые и до этого находились бок о бок с людьми (ср. образ ребенка, который видит покойников, незримо для взрос лых присутствующих на поминальной трапезе). По свидетельству А. Олеария, при встрече гостя питье водки имело обязательный характер. 133 Пьянство вообще являлось традиционной чертой русского гостеприимства. 134 При дворе московских государей старались напоить ино земных послов и часто преуспевали в этом. «Кто не пьет лихо, тому нет места у русских», — писал П. Петрей.' 33 Между тем правоверным сознанием подобное поведе ние, особенно в его крайних проявлениях, могло восприни маться как антихристианское. Именно в таком ключе изображает пиры Ивана Грозного Андрей Курбский. 136 Принудительное пьянство характерно и для застолий Петра Великого. В XX в. «валтасаровы пиры» несколько неожиданно возродились в сталинское время. Знаменитые ужины у Сталина начинались в 10—11 вечера и кончались в 3—4 утра. «Собиралось, скажем, 8, 10 или 12 человек... Шампанское, коньяк, лучшие грузинские вина, водка лились рекой. Сам хозяин пил не так много, отдавая предпочтение сладкому шампанскому и винам типа „Хван чкары". Но других пить заставлял исходя из тезиса „что у трезвого на уме, то у пьяного на языке". Отказ пить воспринимался как боязнь проболтаться о чем-то, желание что-то скрыть. Поэтому никто в конечном счете не отказывался». 1 Как и пьянство, обжорство имело первоначально ри туальный характер и сопровождало культовые праздники древних славян. Христианские проповедники осуждали и обжорство не только как бытовой порок, но и как остаток языческого культа. 138 По представлениям восточных славян, обжорство объясняется тем, что вместе с человеком в еде принимают участие «нечистики», ср. поговорки: «Ест как не в свое брюхо» (т. е. много); «Ест (пьет) как не своим ртом» (т. е. вяло, плохо). 139 «Кто сядет есть, не умывши рук и не помолившись, то этот человек съедает в три раза более, чем ему полагается, потому что это будет есть не он, а с ним сидящие домовые, лесовые и проч. Они сидят около немоляки, разинув рты. Человек почерп нет ложку и думает, что это себе в рот несет, а это кому-нибудь из сидящих с ним духов». 140 Н. В. Гоголь вполне в духе народных представлений описал подобную трапезу в «Пропавшей грамоте». Дед рассказчика, оказавшись за одним столом с ведьмами в пекле, «придви нул к себе миску с нарезанным салом и окорок ветчины; взял вилку, мало чем поменьше тех вил, которы ми мужик берет сено, захватил ею самый увесистый кусок, подставил корку хлеба и — глядь, и отправил в чу жой рот. Вот-вот возле самых ушей, и слышно даже, как чья-то морда жует и щелкает зубами на весь стол». 141 В фольклоре и в народных поверьях обжорство при писывается демонологическим персонажам. Не удается накормить уродливого крикливого ребенка, подброшенного ведьмой вместо украденного человеческого дитя; стоит выйти из дома, как он съедает всю пищу да еще бьет горшки. 142 Сверхъестественным аппетитом обладают и ходячие мертвецы. В одной быличке мертвец выпивает два ведра водки и съедает восемь ведер пищи. 143 В былинах нечеловеческим аппетитом отличаются враждебные персонажи — Тугарин, Идолище. Стали тут пить, есть, прохложатися, А Тугарин Змеевич нечестно хлеба ест: По целой ковриге за щеку мечит, Те ковриги монастырский; И нечестно Тугарин питья пьет: По целой чаше охлестовает, Котора чаша в полтретья ведра. 144 Кстати, в самом образе Идолища видят иногда отражение воспоминаний о языческих идолах. «Обжорство Идолища, пожирание целого быка, коровы, птиц и огром ного количества питья нам кажутся поэтическим отголос ком древних языческих жертвоприношений», — писал известный фольклорист Б. М. Соколов. 145 Таким образом, обширная группа действий, восприни маемых ныне как антиэтикетные, исторически восходит к ритуальным формам дохристианского, языческого поведения. Человек, нарушающий этикет, вольно или невольно возвращается в изжитое прошлое своей культуры. 1 Бгажноков Б. X. Традиционное и новое в застольном этикете адыгских народов//СЭ. 1987. № 2. С. 89. 2 Родионов М. А. Характерные черты этикета у ливанцев // Этикет 3 Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. 4 Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной 5 Бродель Ф. Структуры... С. 306. 6 Искандер Ф. Сандро из Чегема // Знамя. 1988. № 9. С. 48. 7 Байбурин А. К- Жилище в обрядах и представлениях восточных 8 Бгажноков Б. X. Традиционное и новое... С. 90—91. 9 Байбурин А. К. Жилище... С. 130. 10 ГМЭ, ф. 7, оп. 1, ед. хр. 885, л. 20 (Вытегорский у. Олонецкой Никольский К- Руководство к изучению богослужения православ ной церкви. Спб., 1901. С. 6. 12 Чубинский П. П. Труды этнографо-статистической экспедиции 13 Даль В. Пословицы русского народа. М., 1984. Т. 2. С. 255. 14 ГМЭ, ф. 7, оп. 1, ед. хр. 1303, л. 28 (Городищенский у. Пен 15 Дер. Поньгома Кемского р-на Карельской АССР. Зап. О. В. Бе 16 Никифоровский Н. Я- Простонародные приметы и поверья, суе 17 Потапов Л. П. Древний обычай, отражающий первобытнообщин 18 Токарев С. А. Исторические формы бытовых взаимоотношений полов // Доклады VII Междунар. социологического конгр. Варна, 1970. М., 1970. С. 4. Ефименко П. С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. М., 1877. Ч. I. С. 79. Дер. Поньгома Кемского р-на Карельской АССР. Зап. О. В. Бе ловой и А. Л. Топоркова. 1980 г. В. Щ. Пища и питье крестьян-малороссов, с некоторыми относя щимися сюда обычаями, поверьями и приметами//ЭО. 1899. № 1/2. С 305. Шейн П. В. Белорусские народные песни с относящимися к ним обрядами, обычаями и суевериями. Спб., 1874. С. 40. 23 С. Хоромск Столинского р-на Брестской обл. Зап. Т. А. Агап- 24 Анимелле Н. Быт белорусских крестьян // Этнографический 25 Рабинович М. Г. Очерки этнографии русского феодального 26 Петрей П. де Ерлезунда. История о великом княжестве Москов 27 Корб И. Г. Дневник путешествия в Московию. Спб., 1906. 28 Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989. С. 465—482. ¦'¦' Топоров В. Н. Из славянской языческой терминологии: индо европейские истоки и тенденции//Этимология. 1986—1987. М., 1989. С. 23. м Жуковская Н. Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М., 1988. С. 124. 31 Бесс Ж-Ш. де. Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, 32 Древние российские стихотворения, собранные Киршею Дани 33 Студенецкая Е. Н. Пища и связанные с ней обряды и обычаи 34 Амичба С. М. Об охотничьем ритуале и языке абхазов // НКРС. 35 Там же. 36 Мамбетов Г. X. Пища в обрядах и традициях кабардинцев 37 Страхов А. Б. Терминология и семиотика славянского бытового См. подробнее: там же, с. 63—108. 59 Дер. Поньгома Кемского р-на Карельской АССР. Зап. О. В. Бе ловой и А. Л. Топоркова 1980 г. 40 Заглада Н. Харчування в с. Староалл1 на Чержпвщиш. КиТв, 41 Лепкий Д. Деяки веруваня про дитину // Зоря. 1886. № 15—16. 42 ГМЭ, ф. 7, оп. 1, ед. хр. 1145, л. 1 (Орловский у. и губ.). 43 Дер. Поньгома Кемского р-на Карельской АССР. Зап. О. В. Бе 44 Заглада Н. Харчування... С. 182. 45 Страхов А. Б. Терминология... С. 64—67. w Даль В. Пословицы... Т. 2. С. 343. 47 Лыкошин И. С. «Хороший тон» на Востоке. Пг., 1915. С. 134— 48 Никифоровский Н. Я. Очерки простонародного житья-бытья 49 Лыкошин Н. С. «Хороший тон»... С. 134. 50 Там же. С. 134—135. 51 Кисляков Н. А. Семья и брак у таджиков. М.; Л., 1959. С. 80. 54 Там же. С. 25. 5> Юзефович Л. А. «Как в посольских обычаях ведется...». М., 1988. С. 134. оЬ Рейтенфельс Я. Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии. М., 1906. С. 148. 5 ' Поссевино А. Исторические сочинения о России XVI в. М., 1983.
194. Там же. С. 196. 59 Даль В. Пословицы... Т. 2. С. 234. 60 Домострой//ПЛДР: Середина XVI в. М., 1985. С. 168. 61 Россия начала XV11 в. Записки капитана Маржерета. М., 1982. '" ГМЭ, ф. 7, оп. 1, ед. хр. 600, л. 3 (Галичский у. Костромской губ.). " 3 Никифоровский И. Я. Простонародные приметы... С. 89. м Дер. Нисимковичи Чечерского р-на Гомельской обл. Зап. А. Л. То поркова. 1980 г. 05 Лыкошин Н. С. «Хороший тон»... С. 132. t>6 Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988. С. 217. 67 Шахнович М. И. Приметы верные и суеверные. Л., 1984. С. 88. ГМЭ, ф. 76, оп. 1, ед. хр. 600, л. 4 (Галичский у. Костромской
109. Чубинский П. П. Труды... Т. I. Вып. 1. С. Страхов А. Б. Терминология... С. 71. ЭССЯ. М., 1980. Вып. 7. С. 161. Номис М. Украшсью приказки, присл!въя и таке инше. Спб., 1864. С. 241, № 12300. ' 3 Смирнов С. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. (Тексты и заметки). М., 1912. С. 139. '* Домострой. С. 81. 75 В. Щ. Пища... С. 270-271. /Ь Дер. Присно Ветковского р-на Гомельской обл. Зап. Е. Б. Вла димировой и А. Л. Топоркова. 1982 г. Никифоровский И. Я. Очерки... С. 63. 78 Петрей П. де Ерлезунда. История... С. 402........ -403. ' 9 Поссевино А. Исторические сочинения... С. 210 — 211. 80 В. Щ. Пища... С. 305. 81 ИИФЭ, ф. 15-3, ед. хр. 251, л. 78 (с. Двирец Житомирского 82 Милорадович В. Житье-бытье лубенского крестьянина // КС. 8J Гринченко Б. Д. Из уст народа. Чернигов, 1901. С. 31. 84 Бродель Ф. Структуры... С. 223. Забелин И. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столе тиях М., 1915. Т. I. Ч. 2. С. 369. 8 _ Гам же. С. 373—374. ' Рейтенфельс Я. Сказания... С. 147. 88 Там же. до Пет Р ей п - де Ерлезунда. История... С. 87—88. Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. Спб., 1906. С. 188. ;' Потапов Л. П. Древний обычай... С. 164—175. Повесть временных лет//Повести Древней Руси. Л., 1983. С. 42—43. 9i Котляревский А. А. О погребальных обычаях языческих славян // Сочинения. Спб., 1891. С. 119. 94 Соловьев С. Очерк нравов, обычаев и религии славян, преиму щественно восточных, во времена языческие // АИЮС. 1850. Кн. I. Отд.К С. 15. 96 Потебня А. А. Объяснения малорусских и сродных народных песен. Варшава, 1887. Т. 2. С. 460. 96 Повесть временных лет. С. 84. 91 Заглада Н. Харчування... С. 184. 98 Kotberg О. Dziefa wszystkie. Т. 31. Pokucie. Cz. 3. Wrozlaw; Poznati, 1963. S. 135—136. 99 АГО, p. 8, on. 1, ед. хр. 25, л. 6 (Осторожский и Кременецкий у. 100 Штернберг Л. Я. Семья и род у народов Северо-Восточной 101 Кульчицкий С. О суевериях, обычаях, повериях у жителей села 102 Рабинович М. Г. Очерки... С. 204. 103 Гамкрелидзе Т. В., Иванов В. В. Индоевропейский язык и индо 104 Ригведа: Избранные гимны. М., 1972. С. 144, 145. 105 Даль В. Пословицы... Т. 2. С. 261. 106 Павел Алеппский. Путешествие... Вып. 4. С. 164. 107 Пилсудский Б. На медвежьем празднике айнов о-ва Сахалин // 108 Гельмольд. Славянская хроника. М., 1963. С. 129. 109 Серошевский В. Л. Якуты: Опыт этнографического исследо 110 Смирнов С. Материалы... С. 96. 111 Липец Р. С. Эпос и Древняя Русь. М., 1969. С. 204. Примеч. 3. 112 Английские путешественники в Московском государстве в 113 Павел Алеппский. Путешествие... Вып. 4. С. 165. 114 Герберштейн С. Записки... С. 219. 115 Свадебные обычаи и песни у крестьян Саранского уезда // 116 Предтеченский Я- О свадебных обрядах г. Чердыни // Пермский 117 ГМЭ, ф. 7. оп. 1, ед. хр. 1085, л. 6 (Орловский у. и губ.). 118 Каллиников И. Народные приметы//ЖС. 1916. № 2/3. 119 Даль В. Пословицы... Т. 2. С. 211, 244. 120 Олеарий А. Описание... С. 191.
122 Там же. 123 «Хроника земли Прусской» Петра из Дусбурга / Пер., вступ. 124 Бгажноков Б. X. Традиционное и новое... С. 94. 125 Интериано Д. Быт и страна зихов, именуемых черкесами // 126 Стрейс Я- Я. Описание города Терки // Там же. С. 102. 127 Липец Р. С. Эпос... С. 70, 203—204. 128 Ржига В. Ф. Очерки из истории быта домонгольской Руси. 129 Смирнов С. «Бабы богомерзкие» // Сборник статей, посвящен 130 Никифоровский Н. Я. Очерки... С. 70—71. 131 Там же. С. 71. 132 Даль В. Пословицы... Т. 2. С. 246, 247. 133 Олеарий А. Описание... С. 191. 134 Рейтенфельс Я- Сказания... С. 145. 135 Петрей П. де Ерлезунда. История... С. 364. 136 Курбский Андрей. История о великом князе Московском // 137 Микоян С. «Аскетизм» вождя // Огонек. 1989. № 15. С. 29. 138 Рязановский Ф. А. Демонология в древнерусской литературе. 139 Даль В. Пословицы... Т. 2. С. 253. 140 ГМЭ, ф. 7, оп. 1, ед. хр. 1092, л. 4 (Орловский у. и губ.). 141 Гоголь Н. В. Поли. собр. соч. М, 1940. Т. 1. С. 188. 142 Чубинский П. П. Труды... Т. I. Вып. 1. С. 194—195. 143 Милорадович В. Заметки о малорусской демонологии // КС. 144 Древние российские стихотворения... С. 102. 145 Соколов Б. Былины о Идолище поганом // ЖМНП. 1916. № 5.
Date: 2015-09-02; view: 280; Нарушение авторских прав |