Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преемственность семейного и общественного воспитания в развитии детей дошкольного возраста





 

Преемственность в воспитании предполагает единообразие в подходе к детям среди самих воспитателей, согласованность между домашним и общественным воспитанием, педагогический оптимизм - опору на достигнутые результаты в воспитании для преодоления отдельных отрицательных черт поведения воспитанников, обеспечение правильного соотношения между целями воспитания и т.п.

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и что для нас еще важнее - коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Современные родители, с одной стороны, довольно образованные люди, а с другой - они недостаточно информированы по вопросам педагогики, психологии, физиологии и других областей знаний в том, как воспитывать ребенка. Поэтому семья в своей воспитательной деятельности нуждается в помощи. В настоящее время в основу совместной деятельности семьи и педагогов детских дошкольных учреждений з аложены следующие принципы:

) родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

) единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;

) помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

) знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

) постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Педагог дошкольного учреждения - не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию. В этой связи дошкольное образовательное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. О необходимости союза школы и семьи писал в свое время В.А. Сухомлинский. «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения детей невозможна сама семья как первичная ячейка нашего общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества». Только кропотливая совместная работа педагогов и родителей может дать положительные результаты.

В области дошкольной педагогики родителям важно: знать основные закономерности и особенности воспитания и обучения детей; знакомиться с содержанием и методами воспитания; овладеть методами организации детской деятельности, общения, направленными на формирование социально ценных форм поведения и отношений ребенка с окружающими людьми.

Учитывая большую роль согласованной воспитательной работы школы, семьи и общественности, ее необходимо умело координировать и направлять. Объединяя свои педагогические усилия, педагоги и родители должны хорошо знать проблемы, над решением которых они должны работать совместно. Круг этих проблем довольно широк. В чем же заключается сущность этих проблем, и какой должна быть совместная работа ДОУ и семьи по их решению?

Одну из существенных сторон совместной деятельности семьи и ДОУ составляет реализация единого подхода к достижению целевых установок и повышению содержательности образовательно-воспитательной работы с учащимися. Очень важно, чтобы родители хорошо осознавали целевые установки воспитания, исходящего из необходимости формирования личности, и уделяли внимание не только учебной работе детей, но их трудовой и технической подготовке, физическому, нравственному и эстетическому направлениям воспитания.

Воспитание предполагает формирование и развитие творческих склонностей детей. Поддерживая связи с семьей, педагоги имеют возможность глубже изучать интересы и увлечения детей, способность их к развитию. В то же время ДОУ нуждается в том, чтобы родители поощряли творческие занятия детей.

Целый ряд задач обусловлен необходимостью побуждать активность детей в работе над своим личностным развитием. Практика показывает, что наиболее интенсивно развиваются те дети, родители которых поддерживают в семье благоприятный психологический микроклимат, служат для них примером трудолюбия, доброжелательности и высокой общественной активности. Нравственная атмосфера, которая складывается в семье, имеет определяющее значение для развития потребностей и интересов детей. Если у родителей превалируют «вещные интересы» и забота только о материальных выгодах, если личный расчет заслоняет гражданский долг и чувства, это отрицательно сказывается на воспитании детей. ДОУ следует проводить работу по обогащению духовных потребностей родителей, просвещать их по вопросам искусства и литературы, науки и техники, обращать внимание на необходимость всемерно развивать здоровые духовные потребности детей, побуждать к овладению знаниями, к чтению, приобщать к искусству и художественному творчеству.


Эффективность семейного воспитания предполагает сочетание требовательности с уважением и гуманным отношением к детям. Требовательность не означает постоянного принуждения, она основана на рациональном порядке жизни детей, использовании разумных форм во взаимоотношениях членов семьи. Детям следует разъяснять, каким должен быть режим их работы и отдыха, в каком порядке содержатся вещи и рабочее место, как они должны относиться к родителям и другим членам семьи, и путем побуждения (просьб, напоминаний, указаний на недостатки, одобрения правильных поступков) к соблюдению этих требований формировать соответствующее поведение.

Действенным стимулирующим фактором личностного развития детей является создание в семье трудовой атмосферы. Дети должны вносить свой посильный вклад в создание благополучия семьи и соизмерять свои потребности с материальным достатком. Лучшее средство стимулирования детей к труду в семье - постановка трудовых задач, совместное выполнение намеченной работы.

Много сложных вопросов связано с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе совместной работы школы и семьи. Далеко не все родители с пониманием относятся к тем изменениям, которые обусловлены возрастом детей. В отдельных семьях уделяется чрезмерное внимание удовлетворению запросов ребенка относительно модной одежды, при этом родители ограждают его от участия в труде, что формирует потребительское отношение к жизни.

Основными формами помощи ДОУ семье в решении указанных проблем являются организационно-педагогическая работа с родителями, их педагогическое просвещения, проведение систематической индивидуальной работы.

Можно выделить основные задачи, стоящие перед ДОУ в работе с семьей:

) изучение семей детей; изучение интересов, мнений и запросов родителей, нереализуемых в других социальных институтах (семье и др.);

) обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей;

) использование опыта деятельности других ДОУ для построения модели взаимодействия с родителями;

) расширение средств и способов работы с родителями;

) обеспечение пространства для личностного роста участников объединения, создание особой творческой атмосферы.

) привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;

) изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

) просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.


Основным противоречием, возникающим при реализации задач сотрудничества, является недостаточное «разведение» сфер деятельности: с одной стороны, и использование только традиционных методов и форм работы с семьей, в то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей. Задача модернизации социально-педагогической практики взаимодействия общественного и семейного воспитания - развитие диалогических отношений «педагог - семья». В настоящее время позиция родителей меняется: они становятся активными участниками процесса воспитания детей, однако серьезной преградой в развитии отношений диалога выступает рационализм общения. Он проявляется в чрезмерном обращении воспитателя к чувству родительского долга, его рассудку в ущерб прямым обращениям к чувствам и переживаниям матери или отца. Этот стиль общения «оживает» всякий раз, когда педагог погружается в роли «информатора», «учителя», «наставника», «критика» и т.п. Любая инициатива педагога, обращенная к семье, должна быть нацелена на укрепление, обогащение и оздоровление эмоциональных связей и отношений ребенка со значимыми взрослыми (матерью, отцом, бабушками, дедушками, сестрами, братьями). Чрезвычайно важно, чтобы содержание общения с родителями дошкольников отражало специфику вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию дошкольника, а не дублировало функции и методы общественного воспитания ребенка. В противном случае такая ситуация создает преграду к тому, чтобы рекомендации специалистов были услышаны и приняты семьей.

Опытные педагоги знают, что в организации работы по повышению педагогической компетентности родителей важная роль принадлежит использованию современных методов общения (решение и ролевое проигрывание проблемных ситуаций семейного воспитания, игровое взаимодействие родителей и детей в различной детской деятельности, моделирование способов родительского поведения, обмен опытом семейного воспитания и др.). Они применяются, чтобы дать родителям возможность стать активными исследователями собственного родительского поведения, получить опыт нового видения привычных, стереотипных способов воздействия на ребенка.

Каковы же сегодня взаимоотношения «семья - общественные институты образования»? Во-первых, это внимание к практике применения соглашений и договоров дошкольного образовательного учреждения с родителями (законными представителями). С одной стороны, это факт, указывающий на желание осуществлять юридически грамотное партнерство в отношениях «общественный институт образования - семья», с другой - на дефицит доверия друг к другу. Регулирование отношений посредством договоров - неизбежный этап в развитии отношений партнерства. Другая позитивная попытка в управлении взаимодействием ДОУ и семьи связана с внедрением междисциплинарного подхода к решению проблемы. Имеется в виду, интеграция усилий всех специалистов во взаимодействии с семьей через создание в ДОУ «Социально-медико-психолого-педагогической службы». Они организуются с целью создания благоприятных психолого-социальных и социально-педагогических условий для интеграции общественного и семейного воспитания детей и их социализации, а также содействия психическому и личностному развитию детей и взрослых. В их компетенции - вопросы, требующие комплексного подхода к решению (коррекционно-развивающая работа с детьми, преемственные связи с учителями и школьными психологами, осуществление интеграции «домашних» детей раннего возраста в условия семейно-общественного воспитания и др.).


Решающую роль в выборе условий воспитания малыша (семейно-общественных либо только семейных) играет экономическая и социокультурная специфика жизни семьи. Сегодня на законодательном уровне семье предоставлена возможность растить малыша до трех лет дома. В результате у матери высвободился определенный резерв времени для общения с ребенком, но это же обстоятельство поставило ее в некотором смысле в тупик в связи с ощущением недостатка «дидактического дара» воспитывать ребенка, «как надо». В тоже время, современная семья с маленьким ребенком не желает оказываться в социальной изоляции. Поэтому стал возрождаться и обретать новую социальную значимость институт гувернерства как форма семейного индивидуализированного образования, воспитания и ухода за детьми. Однако, как показывают опросы молодых семей, у них есть недоверие к качеству воспитания.

В последнее время, одним из востребованных социальных заказов семьи стало создание сети групп кратковременного пребывания для детей раннего и дошкольного возраста с учетом потребностей населения конкретного микрорайона. В российской практике - это достаточно разнообразная палитра групп: семейные группы неполного пребывания в условиях детского сада для «домашних» детей; адаптационные группы для малышей, которые будут в перспективе поступать в детский сад; группы коррекции и развития для малышей с проблемами и др.

Можно выделить спектр действий по вовлечению родителей в деятельность дошкольного учреждения. Первые контакты между семьями и ДОУ: приглашение родителей с детьми или без них посетить учреждение до начала занятия; посещение сотрудниками семей на дому; представление родителям письменной информации об учреждении; встреча для выяснения условий посещения ребенком учреждения; составление договора. Дальнейшая взаимосвязь родителей и персонала реализуется в процессе: ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают детей; неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи, независимо от конкретных проблем; ознакомления родителей с письменным материалом об их детях; рекомендаций посетить врача и т.п.; посещений родителей с тем, чтобы они могли видеть, как занимается их ребенок, или знакомиться с работой учреждения. Эффективны также общественные мероприятия для родителей: посещение ими курсов по проблемам воспитания или приглашение лекторов по интересующим их вопросам, работа клуба для родителей и т.п.

Родители могут участвовать и в ежедневных занятиях детей: оставаться, чтобы ребенок привык к учреждению; помогать и участвовать в разных мероприятиях, например в чаепитии с детьми, и т.п.; помогать в повседневных занятиях; оказывать помощь при проведении экскурсии и других мероприятий. Кроме того, детское учреждение оказывает помощь родителям в конкретных проблемах по уходу за ребенком, методах воспитания; накоплении информации по семейному воспитанию и практических советов; поисках выхода из кризисных ситуаций. Родители же могут участвовать в принятии решений по поводу их детей; родительские комитеты принимают участие в решении вопросов, касающихся работы учреждения в целом.

Таким образом, развиваются взаимоотношения, позволяющие протянуть нить взаимопонимания между детским садом и семьёй, способствующие взаимоуважению и служащие залогом дальнейшего сотрудничества. Каждая из сотрудничающих сторон самоценна: никто не главнее и не лучше, вклад каждой стороны в развитие и социализацию ребёнка уникален. Следовательно, семья и детское образовательное учреждение - два воспитательных института, каждый из которых дает ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

преемственность воспитание ребенок семейный

 

Заключение

 

Итак, завершая работу, отметим, что за многовековую историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное.

Сегодня уже не ведется спор о том, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность не сравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием.

В тоже время, современная семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов: ребенок ходит в дошкольное учреждение, потом в школу, занимается в кружке или студии художественного воспитания, посещает спортивную секцию и т.д.

Все воспитательные институты призваны содействовать максимальному развитию ребенка, поэтому заинтересованы в том, чтобы объединить свои усилия, учитывая при этом те аспекты воспитательной деятельности, в области которых каждый их них обладает теми или иными преимуществами.

Семья и детское учреждение связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей.

Преемственность в воспитании и обучении предполагает единообразие в подходе к детям среди самих воспитателей, согласованность между домашним и общественным воспитанием - опору на достигнутые результаты в воспитании для преодоления отдельных отрицательных черт поведения воспитанников, обеспечение правильного соотношения между целями воспитания и т.п.

Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога.

 

Список литературы

 

1.Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» // Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. - №3. С. 150 (ред. от 28.02.2012).

2.Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т. Далинина // Дошкольное воспитание. 2010

3.Дошкольная педагогика (конспект лекций) / Автор-составитель В.А. Титов. - М.: Приор-издат, 2012

4.Зверева О.Л. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: современные подходы / О.Л. Зверева. - М.: ГПИ, 2009

5.Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2013

.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. - М.: ИЦ «Академия», 2013

.Куликова Т.А. Новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения / Т.А. Куликова // Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 2010. - С. 65-71.

8.Hикитина Л.А. Мама и детский сад: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Л.А. Hикитина. - М.: Просвещение, 2010. - 93 с.

9.Социальный институт воспитания в современной России: модернизация, динамика и стратегия развития:Сборник материалов Международной научно-практической конференции 7-9.12.2011. - М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2012.

 

 

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет

им. И.Я. Яковлева»

 

Реферат по педагогике на тему:

«Задачи и методы семейной педагогики. Связь семейной педагогики с другими науками»

 

 

Выполнила: Салахиева.Л.К.

 

 

Содержание

Введение  
1. Понятие, предмет и объект педагогики  
2. Этапы развития педагогики  
3. Система педагогических наук и категории педагогики  
4. Связь педагогики с другими науками  
Заключение  
Список литературы  






Date: 2015-09-02; view: 682; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.025 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию