Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
От контроля к диагностике
После завершения каждого этапа обучения и воспитания необходимо узнать, как он пройден, какие результаты достигнуты, насколько эффективным был процесс, что можно считать сделанным, а что придется повторить. Для выяснения этого используется диагностика – общий способ получения информации о протекании и результатах учебно-воспитательного процесса. В задачи ее входит анализ процессов и результатов: • развития школьников (готовности к школьному образованию, темпов созревания психических функций, достигнутых сдвигов); • обучения (объем и глубина обученности, умение использовать накопленные знания, умения, уровень сформированности основных приемов мышления, владение способами творческой деятельности и др.); • воспитания (уровень воспитанности, глубина и сила нравственных убеждений, сформированность нравственного поведения и т.д.). Почему вместо контроля сегодня речь все чаще идет о диагностике? Чем вызван пересмотр традиционных методов контролирования? Это связано с набирающей силу гуманизацией учебно-воспитательного процесса. Если в условиях авторитарного воспитания объектом анализа, контроля и оценки был труд ученика, то в новых условиях анализируется совместный труд учителя и ученика, их общий результат. Понятно, что действовать старыми методами контроля уже нельзя: напрасно ожидать, что педагог будет с такой же легкостью выставлять «двойки» себе, как своим ученикам. Заинтересованным в общих успехах учителю и ученику больше нужны данные не о результатах, а о том, почему они не достигнуты вовсе или достигнуты не полностью. Простая констатация факта «хорошо» или «плохо» ни о чем не говорит. «Плохо» – оно и есть плохо, а что нужно сделать, чтобы было хорошо, ответит диагностика. Она берет результат вместе с процессом: труд ученика не отделяет от труда учителя; процесс учения школьника рассматривает вместе с его возможностями, способностями и склонностями, процесс деятельности педагога анализирует вместе с возможностями, условиями. Контроль не признает детской воли – ответа «не хочу» для него не существует. А диагностика считает это даже весьма уважительной причиной и занимается, если такой факт обнаружен, уже не тем, как бы ущемить ребенка, а тем, как вызвать у него положительное желание и поставить его на место отрицания. Пример. С помощью контроля будет установлено, что ученица 3 класса выполнила все задания правильно. Учитель поставил отличную оценку, похвалил девочку. Внешне вроде бы все в порядке. Однако только диагностика покажет, что отличная оценка ученицы – результат хорошей памяти, а не развитости интеллектуальной сферы, сформированности способов умственной деятельности. Работы в этой области непочатый край. Учитель быстро сообразит, как перестроить работу, чтобы восполнить выявленный пробел. Как видим, в диагностику вкладывается более широкий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений. Последняя преимущественно лишь констатирует результаты, а диагностика рассматривает результаты в связи со способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продукта, включает контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявляет динамику, тенденции, дальнейшее развитие событий. В диагностике используются многие методики. Наряду с традиционными методами контроля, проверки, оценки, учета знаний, умений применяются тестирование обученности и воспитанности школьников, исследование потенциальных возможностей учеников (это свойство называют обучаемостью), проектирование индивидуального и личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса, другие способы. Современная школьная диагностика – это совокупность методов и методик, позволяющих всесторонне исследовать ученика (класс) в системе педагогических отношений. Традиционные методы контроля диагностика подчиняет гуманистической цели и поворачивает в русло новых школьных отношений. Контроль, без которого школа обойтись пока не может, служит не для того, чтобы «приколоть» ученика к определенному звену – отличников или середняков, а прежде всего для выяснения резервов, его потенциальных возможностей. Может быть, скоро вместо привычных «хорошо» или «плохо» первоклассник понесет домой табель с записями: «По математике – возможности реализованы на треть», «По русскому языку – потенциальный запас не ограничен, но реализован не полностью». Возможно, отомрут оценки с их отрицательным влиянием на жизнь ребенка. В опыте больших мастеров педагогического труда сегодня немало примеров успешного безоценочного обучения и воспитания. Изменяется не столько назначение контроля и оценки знаний, умений, способов деятельности, сколько их влияние на сознание, чувства, поведение ученика. В личностно-ориентированном учебно-воспитательном процессе результаты прямо и непосредственно зависят от точности, полноты и своевременности диагностических выводов. Вот почему современный учитель будет настойчиво овладевать диагностическими методиками, примет активное участие в создании и совершенствовании школьной диагностической службы. Ее первые шаги – популяризация гуманистических идей, организация личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса, ознакомление учителей с диагностическими методами и методиками, использованием полученных выводов для улучшения работы с детьми. Со временем, когда большинство учителей примет гуманистические идеи, школьная диагностика выполнит общие задачи накопления, систематизации и оперативного использования информации о воспитании каждого ученика для наиболее благоприятных условий развития его способностей, наклонностей, дарований. Как видим, нерешенных вопросов, связанных с контролем, оценкой знаний учеников, много. В гуманистической педагогике на первый план выходит диагностика – общий способ получения информации о протекании и результатах учебно-воспитательного процесса. Она анализирует совместный труд учителей и учеников с целью найти дополнительные резервы, новые пути повышения результатов, используя контроль и оценку как дополнительный способ получения необходимой информации.
Date: 2015-09-02; view: 366; Нарушение авторских прав |