Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Урок в малокомплектной школе
Урок – основная форма обучения и воспитания в малокомплектной школе. Как всегда, учитель ведет занятие с постоянным составом учеников и по установленному расписанию. Но класс – разновозрастный и предметов на одном уроке несколько. В этом основное отличие урока в малокомплектной школе, его преимущества и недостатки, сложности и особенности. Каждый урок в классе-комплекте – это фактически два-три урока в одном одновременно. Поэтому учитель: – вынужден 4–5 раз перестраиваться на работу то с одним, то с другим классом, не упуская из виду главную цель в каждом; – должен распределять время между классами так, чтобы достичь усвоения главного на уроке; – знает, как действовать, чтобы не нарушить логику познавательного процесса; – способен стимулировать восприятие новых знаний, их понимание, усвоение, запоминание детьми разного возраста и различного уровня подготовленности; – должен одновременно вести воспитательный процесс во всех классах; – прилагает усилия для формирования базисных компонентов образования: умения учиться, потребности в новых знаниях и т.д. Работа в классе-комплекте сложна не только для учителей. Для учеников она тоже представляет известные трудности и неудобства. Для особо одаренных детей – это уникальная возможность пройти курс начальной школы за 1,5–2 года. Все остальные должны научиться: • сосредоточиваться на выполнении своего задания; • не слушать объяснений учителя для другого класса; • не обращать внимания на картинки и другие материалы, предназначенные не им; • не слушать ответы учеников другого класса; • моментально перестраиваться, когда учитель обращается к ним.
Согласимся, это сложные умения, которые могут пригодиться в жизни, но овладеть ими не просто, приходится тратить много сил. И все же ученик вынужден это делать, ибо эффективность учения прямо зависит от его сосредоточенности. Поэтому учителя в классах-комплектах больше, чем в обычных, вынуждены уделять внимания умению школьников работать самостоятельно. Общие требования к уроку в начальной малокомплектной школе не отличаются от уже рассмотренных. В полном объеме сохраняются санитарно-гигиенические, психолого-физиологические, дидактические, воспитательные требования. Санитарно-гигиенические: оптимальный воздушный режим, правильное освещение, надлежащий температурный режим, чередование различных видов учебного труда, соответствие мебели возрастным и индивидуальным особенностям учеников. Психолого-физиологические требования вытекают из принципа природосообразности. Необходимо учитывать особенности анатомо-физиологического развития детей, заботиться о создании предпосылок для их психического, физического, социального развития. Дидактические требования основаны на закономерностях процесса познания и предполагают: создание движущей силы и ситуаций для действия; целенаправленное формирование мотивов обучения; организацию учебного процесса на логической основе; реализацию на уроке принципов обучения. Воспитательные требования обусловлены задачами всестороннего гармонического развития личности в соответствии с требованиями умственного, морального, трудового, физического и эмоционального воспитания. Реализация общих требований к уроку – главная забота учителя. Специфические требования, сформулированные выше, налагают дополнительные условия на организацию и проведение урока. При анализе уроков в классах с малым числом учеников и классах-комплектах выявлены такие типичные методические просчеты, как преобладание фронтальных форм организации деятельности школьников (что, как известно, ведет к перегрузкам), доминирование голоса и непрерывность речи учителя (даже в тех ситуациях, когда один из классов выполняет индивидуальную самостоятельную работу), недооценка и недостаточное владение методикой обучения школьников работе с учебниками и др. Структура уроков в начальной малокомплектной школе не отличается разнообразием. Практически все они однотипные, строятся в основном по схеме комбинированного урока: организация класса, повторение изученного, усвоение новых знаний, закрепление, задание на дом. Формы организации могут быть различными, но ведущих форм в основном две: 1) работа под руководством учителя и 2) самостоятельная работа учеников. В сумме они занимают около 80–90 % времени. Под руководством учителя и при его непосредственном участии осуществляются: • подготовительные упражнения; • объяснение нового материала; • инструктажи; • закрепление изученного; • диагностика уровня обученности; • контроль и коррекция усвоенных знаний, умений; • показ рациональных приемов применения знаний; • тематическое обобщение материала.
Основу самостоятельной работы составляют упражнения, которые должны выполнить ученики для усвоения знаний, умений, способов их применения. Значительное количество выполненных упражнений – преимущество, вытекающее из недостатков начальной малокомплектной школы. Не имея времени на подробное объяснение знаний, учитель предлагает ученикам осваивать их самостоятельно и очень скоро достигает успеха: дети малокомплектной школы выполняют работу лучше учеников полных классов. Больше других используются следующие формы организации усвоения новых знаний: 1) учитель объясняет материал, подкрепляет свое изложение наглядностью, а ученики усваивают и запоминают; 2) дети приобретают новые знания, умения в процессе поисковой деятельности, эвристической беседы, наблюдения, анализа, сравнения фактов под руководством учителя; 3) овладевают новыми способами деятельности по образцу и по аналогии; 4) усваивают новые знания, умения самостоятельно по программированным учебникам, алгоритмическим предписаниям. Структура урока в комплекте, состоящем из двух классов, может быть примерно такой (табл. 10). Теоретически без ограничений в начальной малокомплектной школе могут использоваться все общие методы обучения. Таблица 10 Date: 2015-09-02; view: 639; Нарушение авторских прав |