Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раскройте технологии развития творческого потенциала личности ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Структура технологии развития творческого потенциала личности включает в себя следующие основные компоненты: 1. Предварительная диагностика уровня творческого развития; 2. Мотивация (представляет собой одно из ведущих направлений работы); 3. Организация творческой деятельности. Должны быть созданы определенные условия, способствующие развитию творческого потенциала личности, ее реализации. 4. Контроль качества выполнения творческой деятельности. Процессу контроля должно быть уделено значительное внимание. При использовании методики основное внимание должно быть направлено на процесс организации творческой деятельности и создание определенных условий, способствующих ее эффективному проведению. 5. Выявление соответствия полученных результатов запланированным. Объективный и рефлексивный анализы эффективности проведенной работы. Выявление затруднений и проблем в решении задач, внесение необходимых корректив. Примером рассматриваемых нами педагогических технологии является технология, способствующая актуализации и развитию творческого потенциала личности (автор Ю.Я. Иванов). Для успешного развития творческого потенциала необходимы такие качества, которые открывают в человеке созидателя. Основными при этом являются: творческая активность, оригинальность, способность и стремление к внесению новизны, комбинированию идей, перевоплощению мобилизации сил и прошлого опыта, наличие развитого воображения и эмоциональной отзывчивости. Показатели, характеризующие способность личности к творчеству, составляют творческий потенциал личности. Процесс развития творческого потенциала и переход от репродуктивной к продуктивной деятельности хорошо заметен при рассмотрении трех типов творчества, выделенных Г.С. Альтшуллером и И.М. Верткиным. К творчеству первого типа (простейшему) авторы относят применение известного решения к известной проблеме. К творчеству второго типа - новое применение известного решения или новое решение старой задачи, то есть решение не принятыми, не привычными в данной области средствами. При творчестве третьего типа для принципиально новой проблемы находится принципиально новое решение. Для развития общества, по замечанию авторов, важен любой вид творчества. Но первый его тип непосредственно реализует прогресс, а второй и третий - решают задачи далекого завтра. 20. Охарактеризуйте ощущение, восприятие и внимание Психические познавательные процессы условно делятся на относительно простые и относительно сложные. Именно через них осуществляется познание мира человеком на различных этапах его развития. Это познание мира можно разделить на следующие этапы: живое созерцание > абстрактное мышление > практическая деятельность. Живое созерцание включает: Ощущение — отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств как психические познавательные процессы. Ощущение не дает человеку целостной картины отражаемых объектов. Если, например, человеку завязать глаза и предложить прикоснуться кончиком пальца к незнакомому ему предмету (столу, компьютеру, зеркалу), то ощущение даст ему знание лишь отдельных свойств предмета (например о том, что это предмет твердый, холодный, гладкий и т.п.). Физиологической основой ощущений выступают процессы, протекающие в анализаторах. Анализатор состоит из 3 частей: - рецепторов (органов чувств), расположенных на поверхности тела, внутри организма и в мускулах, именно они воспринимают раздражение; - проводящих путей (нервов), по которым возбуждение, возникающее в рецепторах, передается в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга человека; - отделов мозга соответствующих участков коры головного мозга (анализаторов), перерабатывающих нервные сигналы, поступающие от рецепторов. Рецепторы преобразуют энергию раздражителя в нервные импульсы, которые затем поступают в мозг и преобразуются в ощущения света, юука, вкуса и т.д. Основные свойства анализаторов: Высокая чувствительность к адекватным раздражителям. Количественной мерой чувствительности является пороговая интенсивность, то есть наименьшая интенсивность раздражителя, воздействие которого нарушает ощущение. Адаптация - способность анализаторов приспосабливать уровень своей чувствительности к интенсивности раздражителя. При входе в темную комнату мы вначале ничего не видим. Но через некоторое время начинаем различать предметы. Глаз адаптируется к темноте в течение 4-5 минут частично, 40 минут - достаточно и 80 минут полностью. Это особенно необходимо учитывать при вождении автомобиля в ночное время. Тренируемостъ анализаторов - повышение чувствительности и ускорение адаптационных процессов под влиянием самой сенсорной деятельности. Последовательные образы - способность анализаторов некоторое время сохранять ощущение после прекращения действия раздражителя. Постоянное взаимодействие анализаторов в условиях нормального функционирования. Например, след от взгляда на солнце сохраняется некоторое время и после закрытия глаз. Минимальный порог ощущений - наименьшая сила раздражителя, вызывающая ощущение (нижняя граница ощущения высоты звука составляет 15 гц, света-0,001 свечи). Максимальный порог ощущений - определенный предел величины и силы раздражителя, сверх которого он перестает адекватно ощущаться. (Звуковое колебание силой более 120 дцб ощущается уже как болевое). Порог различия - наименьшее изменение силы раздражителя или отличие одного раздражителя от другого, которое замечается органом чувств. (Величина прибавки силы раздражителя, необходимая для ощущения едва заметной разницы, составляет в звуке 1/10, свете 1/100, давлении 1/30 исходной величины). Диапазон чувствительности определяет пропускную способность анализатора. Он равен «рабочей зоне», лежащей между минимальным и максимальным порогами ощущений. Каждому человеку свойственен свой диапазон чувствительности. При помощи соответствующих тренировок он может расширяться. В процессе профессиональной деятельности он также может либо расширяться, либо сужаться. Синестезия — процесс одновременного возникновения нескольких ощущений при действии одного раздражителя. Например, композитор Скрябин воспринимал разные нотные звуки окрашенными в разные цвета. Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и соответствующих тренировок. (Слабый звук обостряет зрение). Для характеристики ощущений используются такие их свойства, как качество, длительность, интенсивность и др. Ощущения возникают с некоторой (очень малой) задержкой после действия раздражителя. Это запаздывание называется латентным (скрытым) периодом ощущения. Он влияет на пропускную способность анализаторов и взаимодействие между ними. Это влияние носит как положительный, так и отрицательный характер. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что наша психика «не работает в режиме реального времени». Это зачастую обуславливает так называемый «человеческий фактор» абсолютного большинства аварий и техногенных катастроф. Как правило, снижение чувствительности одного из анализаторов влечет за собой повышение чувствительности других. У людей, потерявших полностью или частично зрение, как правило, обострены слуховые, тактильные ощущения, обоняние. Ощущения выполняют регуляторную функцию. Оценка расстояния, сила действия руки на предмет, громкость произнесенного слова регулируются возникшими ощущениями. Ощущение - начальный этап всякого познания. Восприятие (перцепция) - отражение в сознании непосредственно воздействующих на органы чувств предметов и явлений в целом, во всей совокупности их признаков и свойств. Содержание восприятия во многом зависит от приобретённого опыта. Восприятие возникает на основе ощущений, но оно не сводится к их простой сумме. Это качественно новый, более сложный психический процесс по сравнению с ощущением. Восприятие направлено на узнавание опознавательных признаков воспринимаемого объекта и построение его копии (модели) в сознании. Результат восприятия - это целостный перцептивный образ объекта, а не отдельные его свойства, информацию о которых дают человеку ощущения. Константность - выражается в относительной способности сохранять постоянство некоторых свойств объектов при изменении условий, в которых протекает процесс восприятия. Например, цвет и форма знакомых объектов воспринимаются одинаково независимо от условий наблюдения; благодаря этому человек может воспринимать и познавать мир устойчивых вещей, сохраняющих свои основные признаки при малейшем изменении, например, освещенности или расстояния до воспринимаемого объекта. Предметность восприятия заключается в том, что человек, воспринимая информацию от внешних источников, относит их к отрешённой внешней (предметной) среде. Другими словами, воспринимаемые человеком психические образы предметов осознаются им как часть объективно существующего мира. Целостность - выражается в формировании целостного образа объекта и проявляется в отражении устойчивых связей между его отдельными составляющими. Даже при неполной информации об объекте восприятие позволяет мысленно «достраивать» этот образ на основе обобщения знаний о нем. Например, можно сохранить портретное сходство, изображая человека и штрихами, и пунктиром, и другими элементами; восприятие фигур и их частей не отдельно, а в виде целостных образов позволяет объяснить некоторые иллюзии. Обобщенность - отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название. Осмысленность состоит в том, что перцептивные образы всегда наполнены смысловым содержанием. Бессмысленных, образов просто не существует. Восприятие включает в себя непрерывный поиск наилучшего объяснения (осмысления) того, что отражается в сознании индивида. Осмысленность всегда дополняется прошлым опытом и предполагает обязательное понимание того, что воспринимается. Активность - человек активно воспринимает окружающую действительность. Избирательность - преимущественное выделение одних объектов на фоне других. Более нужные, представляющие интерес в данный момент предметы или их детали воспринимаются индивидом более отчетливо, а остальные служат для них лишь фоном.
Аперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта, психических состояний (особенно от страха), мотивов, потребностей и интересов. Воспринимаемая реальность разделяется на два слоя-образ предмета (фигуру) и образ окружающего предмет пространства (фон), в качестве фигуры и фона выделяются различные объекты в зависимости от прошлого опыта человека (см. фигуру и фон).
Важнейшим феноменом восприятия является отнесенность предметного образа к реальному миру - феномен проекции (к примеру, человек видит не изображение предмета на сетчатке глаза, а реальный предмет в реальном мире). Этот феномен можно проследить на всех уровнях организации личности.
Человек с аналитическим восприятием склонен к выделению мелких деталей воспринимаемого объекта. Это проявляется в описании им объектов, в увеличенном внимании к подробностям воспринимаемых событий.
Синтетическое восприятие, наоборот, ориентирует индивида на отражение более глобальных характеристик объекта. При этом часто остаются в тени мелкие элементы, создающие его совершенство.
Субъективное восприятие характерно для тех, кто стремится привнести свое личностное отношение к событию или явлению. Как известно, это невозможно сделать, не исказив воспринимаемый объект.
Объективное восприятие делает человека склонным к строгому отражению происходящего. Иногда это откладывает отпечаток на личностные характеристики человека, делая его излишне прямолинейным, чрезмерно прагматичным и даже эмоционально ограниченным.
Описательное восприятие проявляется в человеке в его склонности описать поверхностно воспринимаемый объект или явление без погружения в глубокую суть содержания и сущности.
Объяснительное восприятие стимулирует индивида к поиску истины, объяснению всего, что происходит вокруг него.
Восприятие изменяется под влиянием условий жизни.
Вниманием называют выделение, выбор актуальных, личностно значимых сигналов. Внимание относится к так называемым «сквозным» психическим процессам, так как присутствует на всех уровнях психической организации.
Традиционно внимание связывают, прежде всего, с ограничением поля восприятия, то есть с такой организацией восприятия, при которой человек воспринимает то, что хочет видеть (слышать и т.д.), предвосхищая структуру информации, которая будет при этом получена.
Сущность внимания проявляется в отборе значимых (релевантных) воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других-несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.
Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность сознания на определённом объекте при отвлечении от других.
Устойчивость - длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче. Устойчивость определяется периферическими факторами и не превышает 2-3 секунд, после чего наступает колебание внимания. Период устойчивости центрального внимания может достигать нескольких десятков минут. При этом длительность привлечения центрального внимания, по мнению С.Л. Рубинштейна, зависит от возможности постоянно раскрывать в объекте новое содержание. Но и в этом случае она не превышает 45 минут (классический учебный, академический час), затем необходима смена деятельности.
Концентрация внимания - повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия, способность сосредоточиться на предмете, объекте. Согласно принципу доминанты А.А. Ухтомского, концентрация внимания является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.
Распределение внимания - способность человека рассредоточить внимание на определенное число разнородных объектов одновременно. (Юлий Цезарь мог делать одновременно семь, не связанных друг с другом дел, Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов). Это свидетельствует о взаимосвязи распределения и переключаемость внимания.
Переключаемостъ - преднамеренный, сознательный переход от одного вида деятельности к другому (рассеянность - плохая переключаемостъ).
Предметность - способность выделять определенные стороны, Свойства предмета, объекта в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, их актуальностью.
Объём - способность одновременно удерживать внимание на нескольких объектах (7 + 2 объекта).
Колебание (флюктуация) - непроизвольный переход внимания с объекта на объект.
Направленность определяется структурой внешних раздражителей (физические параметры сигнала: интенсивность, частота и т.д.) и структурой внутреннего поля (степень новизны, интенсивности раздражителя н т.д.). Она может быть внутренней и внешней.
Произвольное и послепроизвольное внимание свойственно только человеку.
Внимание является необходимым условием успешной деятельности человека. Поэтому важно развивать навыки управления вниманием. При этом следует учитывать факторы, способствующие привлечению внимания: - характер раздражения (новизна, контраст, физические характеристики - величина объекта и пр.); - отношение раздражителя к потребностям (то, что важно для человека, в большей мере соответствует его потребностям, привлечет его внимание, прежде всего).
Date: 2015-09-02; view: 925; Нарушение авторских прав |