Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Знаки препинания (1913)





Знаки препинания, элементы письма или писанно-зрительного языка, ассоциируемые не с отдельными элементами языка произносительно-слухового и их сочетаниями, а только с расчленением текущей речи на отдельные части: периоды, предложения, отдельные выражения, слова. Имеются две главные категории знаков препинания.
1) Одни из них относятся только к морфологии писанной речи, т.е. к ее расчленению на все более мелкие части. Таковы: точка (.), отделяющая периоды или же обособленные предложения одни от других; кроме того, она служит знаком сокращения слов (б. ч. вместо «большею частью», т.к. вместо «так как» и т.п.); двоеточие (:), употребляемое главным образом перед исчислением отдельных частей сказанного перед двоеточием или же, когда приводится цитата, т.е. дословный текст раньше высказанного другим лицом или же самим автором (см. «Двоеточие»); точка с запятою (;) отделяет сочетания неполных [? — нрзб.] предложений или же исчисляемые части расчленяемого целого; запятая (,) служит для отделения друг от друга дальше не разделяемых предложений или же обособленных, вставочных выражений, вроде звательного падежа, сочетаний слов или даже отдельных слов, сообщающих известный оттенок данному предложению и т. п. (например, таким образом, однако ж и т.п.).
Сюда же относятся: разделение книги на отделы, на главы, на параграфы (§§), статьи...; абзацы (с красной строки); отделительные черты; коротенькие черточки, тирe (tiret), соединяющие две части сложного слова; пробелы, как более крупные, между строками, так и самые мелкие, между отдельными писанными словами; скобки (), вмещающие слова, выражения и фразы вводные, объяснительные и т. п.; выноски (*, **, 1, 2...), внизу страниц или в конце книги, со ссылками или же с объяснениями отдельных слов главного текста.

2) Другая категория знаков препинания, имея тоже отношение к морфологии или расчленяемостиписанной речи, подчеркивает главным образом семасиологическую сторону, указывая на настроение говорящего или пишущего и на его отношение к содержанию письменно обнаруживаемого. С помощью кавычек («») отличается чужое или предполагаемое с оговоркою «будто бы», «так сказать», «дескать», «мол» от своего без оговорок.
Сюда же относятся: вопросительный знак (см.), восклицательный знак (см.). Предполагался тоже особый знак иронии, но пока безуспешно. Эти последние знаки связаны с различным тоном речи, т. е. отражаются в общем психическом оттенениипроизносимого. Конечно, и морфологические знаки препинания (точки, пробелы...) отражаются до известной степени в произношении, особенно при медленном темпе: паузы, остановки, передышки.
Особого рода знаки препинания: многоточие (...), когда что-то не доканчивается или подразумевается; заменяющая многоточие черта (–), которая, особенно в беллетристических сочинениях, заменяет то запятую или же скобки, то кавычки; апостроф (см.). Кавычки и скобки ставятся с обеих сторон приводимого – и перед, и после; восклицательный знак и вопросительный знак ставятся только в конце. Испанцы однако ж отмечают не только конец, но тоже начало восклицания (I!) или же вопроса (??). Принятая в Европе система знаков препинания восходит к греческим Александрийским грамматикам; она была окончательно установлена с конца XV столетия особенно венецианской семьей типографщиков Мануциус (Manutius). У разных народов имеются разные способы расставлять знаки препинания, особенно запятую. В древнеиндийской письменности (санскрит) нет вовсе наших знаков препинания; там слова пишутся слитно, а знаками / и // отделяются или отдельные стихи, или же отдельные фразы. Раньше и в европейских письменностях, между прочим в церковнославянской, слова писались слитно и без знаков препинания.

 


^ Зна́кипрепина́ния — элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, частей слова, указания на грамматические и логические отношения между словами, указания на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность, а также некоторые иные функции.

Знаки препинания, синтаксически оформляющие текст, облегчают его зрительное восприятие и понимание, а при воспроизведении текста вслух помогают осуществить его интонационное оформление (интонация, смысловые паузы, логические ударения).

^ Типы и функции знаков препинания.

В современной кириллической письменности выделяются знаки препинания, выполняющие следующие функции:

 


  • выделение законченных смысловых отрезков текста — предложений — с одновременным указанием на их коммуникативный тип, эмоциональную окраску, степень законченности (точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие);

  • указание на отношения между частями предложения (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире);

  • выделение прямой речи, цитат (кавычки);

  • указание на эмоциональное отношение к отдельным словам и словосочетаниям (кавычки, вопросительный и восклицательный знаки, заключённые в скобки);

  • указание на пропуски текста (многоточие).


Знаки препинания бывают одиночными и парными. К парным знакам препинания относятся две запятые и два тире (употребляемые при обособлении частей предложения как единые знаки), скобки и кавычки.

В качестве особого знака препинания выделяется красная строка, служащая для разделения крупных смысловых отрезков текста, перехода к новой «теме» повествования.

^ ОБРАЗЕЦ ПУНКТУАЦИОННОГО РАЗБОРА
ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Жить — Родине служить.

Между главными членами предложения, выраженными неопределенной формой глагола, ставится тире. Подлежащее и сказуемое при этом разделяет пауза.

Тире — разделительный, одиночный знак препинания: он разграничивает (отделяет) друг от друга главные члены двусоставного предложения.

В конце предложения как знак его завершения ставится точка. Это также разделительный, одиночный знак препинания.

2. ^ Ветер, ветер, ты могуч... (А.С. Пушкин).

Предложение осложнено обращением. На письме оно выделяется двойной запятой. Опознавательным признаком знака препинания служит звательная интонация.

Можно записать высказывание К. Г. Паустовского о знаках препинания, проанализировать эти предложения с точки зрения пунктуации:

^ Знаки препинания – это нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”. Это высказывание можно использовать при написании сочинения-рассуждения в качестве тезиса, например, и доказать его, опираясь на предложенный текст.

Слабоуспевающим ученикам можно помочь составить образцы сочинения-рассуждения.

Примерные сочинения-рассуждения.

^ Сочинение-рассуждение о роли знаков препинания (1)

Без знаков препинания в письменной речи обойтись невозможно. Они выполняют разные функции: выделительную, разделяющую, смысловую, эмоциональную… Знаки препинания помогают нам быстро и правильно понять текст.

Рассмотрим предложение № __. В конце предложения как знак его завершения ставится точка. Это разделительный, одиночный знак препинания. Точка отделяет в тексте одно предложение от другого.

Обратим внимание на предложение № ___. В нём запятые выделяют обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

Итак, мы убедились, что знаки препинания необходимы.

^ Сочинение-рассуждение о роли знаков препинания (2)

Можно ли обойтись без знаков препинания? Вряд ли. Без них мы бы очень долго вникали в смысл прочитанного. Порой вообще возникала бы двусмысленность в трактовке того или иного предложения. Не случайно у знаков препинания много разных функций: разделяющая, выделительная, эмоциональная, смысловая…

Обратим внимание на предложение № __. В конце предложения как знак его завершения ставится точка. Это разделительный, одиночный знак препинания. Точка отделяет в тексте одно предложение от другого.

Рассмотрим ещё одну функцию знаков препинания – эмоционально-экспрессивную. Предложение № __ заканчивается многоточием, которое наряду с разделительной функцией передаёт недосказанность, недоговорённость, прерванность мысли.

Мы видим, что знаки препинания помогают нам быстро и правильно понять прочитанное.

^ Сочинение-рассуждение о роли знаков препинания (3)

Я считаю, что знаки препинания в письменной речи просто необходимы. Пробовали ли вы когда-нибудь читать текст без знаков препинания? Для того чтобы понять его смысл, уйдёт очень много времени. Расставив же грамотно знаки препинания, вы без труда поймёте, что хотел передать нам автор. Разнообразные функции знаков препинания помогают нам быстро и правильно понимать любой текст.

Предложение № __ заканчивается точкой. Этот одиночный знак служит для разделения предложений в тексте.

Рассмотрим ещё одну функцию знаков препинания – смысловую. Двоеточие в предложении № __ не только разделяет части сложноподчинённого предложения, но и предупреждает о последующем разъяснении и пояснении.

Мы ещё раз убедились в том, что знаки препинания на письме необходимы.

^ Сочинение-рассуждение о роли знаков препинания (4)

Знаки препинания на письме необходимы. Они не только помогают быстро понять смысл написанного, но и расставляют смысловые акценты в предложениях, передают авторские чувства. Знаки препинания выполняют разные функции: выделительную, разделяющую, эмоционально-экспрессивную… Рассмотрим некоторые из них.

Обратим внимание на предложение № __. В конце предложения как знак его завершения ставится точка. Это разделительный, одиночный знак препинания. Точка отделяет в тексте одно предложение от другого.

Тире – знак очень широкого употребления. Одной из его функций является смысловая: передача значений условия, времени, сравнения, следствия. В предложении № __ тире выполняет именно эту функцию.

Да, знаки препинания важны для правильного и быстрого понимания смысла написанного.

^ Сочинение-рассуждение о роли знаков препинания (5)

К.Г.Паустовский говорил, что знаки препинания подобны нотам, потому что они не дают тексту «рассыпаться». Разве можно с ним не согласиться? Пожалуй, нет. Без знаков препинания мы будем испытывать затруднения при прочтении текста, понимании его смысла. Не случайно у знаков препинания так много разных функций.

Вот предложение № __ из текста: «_______________». В нём запятая выделяет вводное слово. Выступая в выделительной функции, знаки препинания служат для выявления границ определённой синтаксической структуры.

Обратимся к предложению №__. Знаком его завершения является восклицательный знак. Однако он выполняет не только разделительную функцию, но и эмоционально-экспрессивную. Восклицательный знак помогает нам понять чувства автора.

Мы ещё раз убедились в необходимости знаков препинания в письменной речи.

Итак, залогом успешной сдачи итоговой аттестации является планомерная, систематическая подготовка учащихся в течение всех лет обучения русскому языку. Хочется надеяться, что резких изменений в определении формы сдачи государственной итоговой аттестации по русскому языку больше не будет.

 

 

9 образцов сочинения на лингвистическую тему "Зачем нужны знаки препинания?"

Пожалуй, наибольшие затруднения у 9-классников вызывают задания С2.1 и С2.2 экзаменационного теста - написание сочинения-рассуждения.

Данная статья содержит 9 образцов сочинения на тему "Зачем нужны знаки препинания?" Прочитайте их внимательно. Обратите внимание на вступление, аргументы, заключение. Как говорят, лучше один раз увидеть...


Образец 1

Антон с Кириллом спорят о том, нужны ли знаки препинания. Я, как и Антон, считаю, что без знаков препинания обойтись невозможно.


Во-первых, знаки препинания помогают определить границы синтаксических единиц. Так, в первом абзаце стоит пять знаков завершения (точек), которые отмечают такие синтаксические единицы, как предложения. В предложении 6 четыре раза встречаются запятые в простом предложении. Две из них отмечают обособленное обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом (как у мальчишки), две другие стоят между однородными составными именными сказуемыми (была тоненькая, курносая, с короткими и растрепанными волосами).


Во-вторых, знаки препинания передают интонацию. Так, в предложении 19 точка выражает интонацию законченного утвердительного высказывания (Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек); а в предложении 25 многоточие указывает на интонацию незавершенности.


В-третьих, знаки препинания помогают точно выразить мысли. Так, самая короткая и лаконичная переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги. После того как были отпечатаны «Отверженные», Гюго послал издателю письмо, где стоял только «?», и получил ответ: «!». Так он узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.


Вот и в тексте В. Крапивина знаки препинания помогают передать смысл. В предложении 22 (Хотя... посмел бы он?) многоточие передает неуверенность, а вопросительный знак требует немедленного ответа. И в следующем предложении (23) герой начинает сам себе отвечать, разбираться в своих чувствах и мыслях.


Да, без знаков препинания обойтись нельзя. Надеюсь, что теперь и Кирилл так думает.


Образец 2

Человеческая речь возникла из необходимости обмениваться информацией, общаться друг с другом, понимать друг друга. Она существует в устной и письменной форме. Говоря с собеседником, человек делает паузы, повышает или понижает голос, меняет интонацию в зависимости от цели высказывания или от степени эмоциональности, с которой говорит. Как же ему передать содержание речи на письме, чтобы, читая, другой человек не только правильно понял смысл, но и проникся теми же чувствами, эмоциями? Думаю, что именно для этого люди создали систему знаков препинания. С тех пор они и выполняют свои функции в тексте.


Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены в простом предложении, отделяют прямую речь от слов автора, обобщающее слово от однородных членов, помогают мыслям соблюдать строй и порядок. Здесь верно служат точка и многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие и тире и, конечно же, запятая. Обратим внимание на предложение 22. В конце предложения поставлен вопросительный знак. Не будь его, разве прочитали бы мы предложение с вопросительной интонацией? Конечно, нет, ведь никаких вопросительных слов автор не употребил. А другая интонация привела бы к искажению смысла, переданного автором.


Во-вторых, знаки препинания выделяют определённые члены предложения, на месте этих знаков мы делаем особые паузы, повышаем или понижаем голос. Здесь трудятся запятые и кавычки. Посмотрим на предложение 9-10, в котором кавычки выделяют прямую речь, слова, крупно написанные маленькой скрипачкой на белом листе. Благодаря расставленным в предложении знакам мы понимаем, на какие именно детали обратил внимание Кинтель, как настойчиво талантливая девочка добивается цели, насколько она талантлива.


Значит, не только слова, вошедшие в текст, помогают автору изобразить события, выразить мысли и чувства, но и расставленные им знаки препинания. Они помогают нам двигаться по тексту, замедлять или убыстрять ход, делать короткие или длительные остановки-паузы. Стоит только на минуту представить, что все эти умные указатели исчезли из текста, и сразу поймёшь: недопонимание между автором и читателем неизбежно. А значит, и основная функция речи не выполнена. Так что, без пунктуации никак не обойтись, особенно человеку, который хочет точно и глубоко передавать свои мысли и понимать мысли других.


Образец 3

Вопрос о роли знаков препинания в письменной речи и о необходимости знания правил пунктуации, волнующий Антона и Кирилла, возникал и среди моих одноклассников. Мнения наши тоже разделились. Некоторые ребята, в основном те, у кого трудности с русским языком, считают, как и Кирилл, что без запятых, тире и прочих знаков можно запросто обойтись, потому что «и так всё понятно». Другие же, наоборот, уверены, как и Антон, в их необходимости. И действительно, трудно не согласиться с Антоном, ведь у знаков препинания такие важные функции!


Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены, отделяют прямую речь от слов автора. Наличие точек в конце предложения помогает автору передать повествовательную интонацию, а поставленное им в конце 24, 25 и 28 предложений многоточие является не только разделяющим знаком, но и позволяет выразить состояние героя: задумчивость, погружённость в свои чувства, силу воздействия музыки на его душу.


Во-вторых, знаки выделяют обособленные члены предложения, прямую речь. Например, выделение запятыми вводных слов в 11 и 14 предложениях подсказывает читателю, где необходима пауза, помогает не только прочитать предложение с правильной интонацией, но и понять, что герой потрясён героиней, её внешним видом и игрой, что он очень внимательно рассматривает девочку.


Прав был К.Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читателю понять их. Без знаков препинания такое общение было бы затруднительным. А сомневающимся можно предложить эксперимент: уберите из текста все запятые, тире, точки – словом, все знаки, попробуйте прочитать. Думаю, вы поймёте, почему в языке возникла система знаков препинания.


Образец 4

Можно ли представить письменную речь без знаков препинания? Так ли нужны нам эти непонятные палочки, точечки, крючочки?.. А может быть, вполне возможно обойтись без них? Облегчить свою жизнь, не заучивая множество правил? Попробуем разобраться в этих вопросах.


Например, в предложении 9 запятые служат для перечисления однородных подлежащих. Если эти знаки препинания заменить точками, то получатся три односоставных назывных предложения. Они отличаются смысловой законченностью и повествовательной интонацией. Это смысловая функция знаков препинания.


Есть ещё интонационная функция. Она проиллюстрирована в двенадцатом предложении. Если поменять точку на восклицательный знак, то изменится интонация: «Вот что такое тысяча лет!».


В тексте имеются парные знаки препинания: кавычки (1), запятые (1,15) и скобки (16). Такие знаки относят к выделяющим, ведь они выделяют слово, словосочетание или даже предложение из всего текста.


В тексте мы встречаем разделительные (отделяющие) знаки. Они служат для отделения частей текста: состава подлежащего от состава сказуемого (2), простых предложений в составе сложного (3,4), однородных членов предложения (9) и др..


Я считаю, что без знаков препинания на письме обойтись невозможно. Они необходимы, потому что без них любой текст становится непонятным. Поэтому прав Антон.


Образец 5

Если бы не было знаков препинания, то текст представлял бы набор слов. Само слово «пунктуация» обозначает «остановка», «точка». Остановись, читатель, подумай! Что хочет сказать автор?


Русская пунктуация очень значима и экспрессивна. Возьмём обыкновенную запятую. Кажется, самый простой знак. А она может перечислять, выделять, разделять. Например, в предложении (№…) она выделяет обособленное определение, обособленное обстоятельство, вводное слово. В предложениях (№….) разделяет однородные члены; в предложении (№…) отделяет простые предложения в составе сложного.


Очень экспрессивны вопросительный и восклицательный знаки. Например, в предложении (№…) восклицательный знак сразу привлекает внимание читателя. Если бы его не было, то это предложение потерялось бы в тексте, и мы не обратили бы внимания, как красив, выразителен единственный листочек дерева.


Знаки препинания настолько выразительны, что могут служить художественным образом:

Дайте полные неба речные затоны,

В острых искорках звёзд,

И откосы крутые,

Я в полях предвечерних травинки не трону,


Лишь помечу кой-где запятые…


Риторический вопрос (№…) заставляет задуматься о проблеме, поднимаемой автором. Как правило, риторический вопрос не требует ответа.


Итак, выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом.


Образец 6

Зачем нужна пунктуация? Я считаю, что пишущий должен твёрдо знать, какой смысловой оттенок он хочет придать своему высказыванию и отдельным его частям и какими приёмами он должен для этого воспользоваться.


В данном тексте автор употребляет разные знаки препинания. Но больше всего запятых. В предложении (№...) знаки препинания употребляются внутри предложения, запятые выделяют вводное слово. А в предложении (№...) запятые разделяют три простых предложения в составе сложноподчиненного. Есть в тексте и восклицательный знак. Автор с его помощью выражает своё восхищение. Очень экспрессивный восклицательный знак. Если бы его не было, то это предложение потерялось бы в тексте, и мы не обратили бы на него внимания.


Таким образом, знаки препинания на письме необходимы, потому что они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения.


Образец 7

Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без пунктуационных знаков. Они стали настолько привычны для нас, что иногда мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем роль пунктуации в письменной речи огромна.

Знаки препинания могут выполнять разделительную, выделительную, интонационную, смысловую функции. Для текста К.Паустовского характерно разнообразие пунктуационных знаков. Например, точка – это знак разделения. С помощью неё в конце предложений 1, 2, 3, 4, 5 и др. автор показывает границу между высказываниями.

Очень важна выделительная функция знаков препинания. Так, в предложении 3 с помощью запятой выделено вводное слово «пожалуй», а в предложении 24 - вводное слово «может» и уточняющее обстоятельство «под молоденькой сосной».

В заключение хотелось бы сказать, что Антон, конечно же, прав: без знаков препинания действительно обойтись невозможно.


Образец 8

Пунктуация – важный раздел языкознания, который изучает правила постановки знаков препинания. На мой взгляд, на письме без знаков препинания обойтись невозможно.

Так, например, восклицательный знак выполняет интонационную функцию. Примером могут служить предложения 21, 22, 28. В них с помощью восклицательного знака передаётся эмоциональное состояние говорящего.

Кроме того, одной из самых распространённых функций знаков препинания является разделительная функция. В предложении 2 запятая разделяет части сложносочинённого предложения, а в предложении 20 – однородные сказуемые.

Многообразие функций знаков препинания позволяет сделать вывод о том, что пунктуация очень важна в письменной речи.


Образец 9

Трудно не согласиться с мыслью Антона о том, что без знаков препинания на письме не обойтись, потому что они выполняют разные функции и помогают понять смысл написанного.

Разделительная функция пунктуационных знаков является, безусловно, одной из самых распространённых. Она характерна для знаков конца предложения, а также для запятой, двоеточия, тире. В предложении 31 из текста К.Паустовского двоеточие разделяет ряд однородных подлежащих и обобщающее слово.

Выделительная функция тоже не менее важна. Её часто могут выполнять запятая и тире. Так, например, с помощью двойного тире в предложении 11 оформляется вставное предложение. В предложении 5 запятые выделяют обособленное определение «рождавшейся в тайниках сознания», выраженное причастным оборотом.

Таким образом, пунктуация - это действительно важный раздел языкознания, роль которого в письменной речи огромна.

Пример сочинения

В сложных предложениях могут употребляться запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Роль этих знаков препинания огромна, потому что они выполняют разные функции: разделительную, выделительную, смысловую, интонационную.

В тексте А.Лиханова много сложных предложений, чаще всего в них используется запятая. Запятая может выполнять разделительную функцию. Так, в предложении 19 запятая разделяет три части сложного предложения с союзной сочинительной и бессоюзной видами связи. В предложениях 7, 20 с помощью запятых выделяются придаточные в сложноподчинённом предложении - «что происходило сейчас» и «чего никогда не видел».

В предложениях 15, 24 двоеточие не только разделяет части бессоюзных конструкций, но и выполняет смысловую функцию. В предложении 15, например, оно предупреждает о содержащемся во второй части пояснении: какое именно чудо делала книга с рассказчиком. В предложении 24 двоеточие указывает на то, что вторая часть будет дополнять содержание первой части, раскрывать её смысл.

Многофункциональность знаков препинания в сложных конструкциях доказывает тот факт, что они действительно необходимы.

Знаки препинания

В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Запятая и тире в сложноподчиненном предложении ставятся в качестве единого знака в художественной речи в периоде (значительном по объему предложении, чаще всего сложноподчиненном, которое делится паузой на две части – повышение и понижение) между его частями:
(Как плавающий в небе ястреб, давши много кругов сильными крылами, вдруг останавливается, распластанный среди воздуха на одном месте, и бьет оттуда стрелой на раскричавшегося у самой дороги самца-перепела), – [так Тарасов сын Остап налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею веревку].
Внутри частей периода, если оно значительно распространено, ставится точка с запятой.


Запятая и тире в сложноподчиненном предложении ставятся в качестве единого знака перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним новое предложение (чаще придаточное) или дальнейшую часть того же предложения:
[Жизнь его, начавшаяся громадной церковной папертью... и голосом мамы], (в котором тысячу раз блестел кремнистый путь и звезда говорила со звездой), –
[эта жизнь с каждым своим часом наполнялась новым, все новым значением].

Запятая и тире в сложноподчиненном предложении ставятся в качестве единого знака перед главным предложением, которому предшествует ряд однородных придаточных, если подчеркивается распадение целого на две части:
(Делал ли что-нибудь для этого Штольц), (что делал),(как делал), – [ мы этого не знаем ].
(Кто виноват из них), (кто прав), – [ судить не нам ].

При интонационном подчеркивании придаточные изъяснительные и местоименно- определительные (реже условные), стоящие впереди главного, могут отделяться от него не запятой, а тире:
(Созвал ли он их),(пришли ли они сами) –[ Нежданов так и не узнал]…

В редких случаях перед подчинительным союзом ставится двоеточие; это встречается тогда, когда в предыдущей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте можно вставить а именно):
[ С каждым днем становилась все более очевидной та??мысль],(которую нам не раз высказывали сами американцы): (что газета в США – это еще не общественное мнение),(что простые американцы не хотят войны).

Если однородные придаточные предложения сильно распространены, особенно когда внутри их имеются запятые, то между такими придаточными предложениями вместо запятой ставится точка с запятой:
[Не потерплю ],(чтоб развратитель огнем и вздохов, и похвал младое сердце искушал);(чтоб червь презренный, ядовитый точил лилеи стебелек);(чтобы двухутренный цветок увял еще полураскрытый).

Если перед подчинительным союзом стоит отрицание, то придаточное предложение от главного не отделяется запятой.
[ Он стал выяснять ] (не что произошло),(а кто это сделал).


Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с двух сторон, если находится внутри главного.

[Мы тронулись],(когда взошло солнце).

[В те времена,(когда я был малышом), наш маленький двор казался мне огромной загадочной страной].

Между придаточными предложениями с п о с л е д о в а т е л ь н ы м и п а р а л л е л ь н ы м, подчинением запятая ставится на общих правилах:

[ Он достиг последнего лестничного марша и увидел ], (что кто-то сидит на ступеньках пониже площадки), (на которую выходила его дверь).

(Еcли завтра увидите его), [ то попросите его], (чтобы он ко мне заехал на минутку).

Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятые ставятся так же, как при однородных членах.
[Слышно было],(как в саду шагал садовник) и(как скрипела его тачка).

Запятая не ставится перед устойчивыми оборотами как угодно, во что бы то ни стало, сколько угодно, как ни в чем не бывало,...

[ Переночевали (где придется) и пошли ] (куда глаза глядят).

Запятая не ставится перед подчинительным союзом слова в частности, то есть, а именно, особенно:
Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.

 

 

Одно из требований к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему - это назвать 2 разные функции лингвистического понятия.
В данной статье чётко сформулированы функции всех знаков препинания.

ЗАПЯТАЯ

Функция №1 - РАЗДЕЛЕНИЕ

Запятая разделяет:
1. однородные члены предложения;
2. части сложного предложения;
3. прямую речь, стоящую перед словами автора.

Функция №2 - ВЫДЕЛЕНИЕ

Запятая или две запятые выделяют:
1. обособленные члены предложения
2. уточняющие, поясняющие и присоединительные члены предложения;
3. сравнительные обороты;
4. вводные конструкции;
5. обращения;
6. междометия;
7. утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова;
8. придаточные части сложноподчинённого предложения.

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ

Функция №1 - РАЗДЕЛЕНИЕ

Точка с запятой разделяет:
1. однородные члены предложения;
2. части сложного предложения.

ТИРЕ

Функция №1 - РАЗДЕЛЕНИЕ

Тире разделяет:
1. подлежащее и сказуемое при отсутствии связки;
2. слова при пропуске одного из членов предложения;
3. обобщающее слово, стоящее после однородных членов предложения;
4. части бессоюзного сложного предложения;
5. прямую речь и слова автора;
6. реплики диалога.

Функция №2 - ВЫДЕЛЕНИЕ

Два тире выделяют:
1. распространённые приложения;
2. вставные предложения;
3. слова автора, находящиеся внутри прямой речи.

ДВОЕТОЧИЕ

Функция №1 - РАЗДЕЛЕНИЕ

Двоеточие разделяет:
1. обобщающее слово и однородные члены, стоящие после него;
2. части бессоюзного сложного предложения;
3. прямую речь и слова автора.

СКОБКИ

Функция №1 - ВЫДЕЛЕНИЕ

Скобки выделяют:
1. вставные предложения

Про скобки материал есть также ЗДЕСЬ

КАВЫЧКИ

Функция №1 - ВЫДЕЛЕНИЕ

Кавычки выделяют:
1. прямую речь;
2. названия книг, журналов, кинофильмов и т.д.;
3. цитату;
4. слова, употребляемые не в обычном значении (например, иронически)

Подробнее о кавычках читаем здесь, здесь и здесь.

ТОЧКА, МНОГОТОЧИЕ, ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК, ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК

Функция №1 - РАЗДЕЛЕНИЕ

Точка, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак разделяют:
1. предложения в тексте.

Точка ставится в конце повествовательного или побудительного предложения.

Вопросительный знак ставится в конце того предложения, в котором о чём-то спрашивается.

Восклицательный знак употребляется после обращений, междометий, произносимых с восклицательной интонацией, а также в конце предложения.

Внутри предложения многоточие используется для обозначения пауз и указания пропуска слов при цитировании.

Пунктуация – это собрание правил расстановки знаков препинания, а так жк сама система знаков препинания. Принципы русской пунктуации. Функции и виды знаков препинания. Пунктуационная система русского языка строится на синтаксической основе, так как почти все пунктуационные правила формулируются в зависимости от строя предложения. Несмотря на то, что в русском языке много правил расстановки знаков препинания, пунктуация обладает большой гибкостью. Это зависит от смысла и стилистических особенностей текста.

Функции знаков препинания.

Знаки препинания указывают на смысловое членение текста. Они помогают выявить синтаксическое строение текста и его ритма, мелодики.

Виды знаков препинания:

знаки выделения: обозначают границы синтаксических конструкций, которые дополняют, поясняют члены предложения.. Запятыми, скобками и тире выделяются вводные слова, предложения и обращения;

знаки отделения. Обозначают границы между отдельными независимыми предложениями, однородными членами предложениями, простыми предложениями в составе сложного.

Особый знак препинания – красная строка. Обозначает начало нового поворота в повествовании.

Знаки препинания бывают одиночными и парными.

Парные знаки препинания обозначают, что постановка первого знака препинания требует постановку второго. К ним относятся две запятые и два тире, скобки и кавычки.

 

 

Сочинение по литературе - На свободную тему
На письме без знаков препинания не обойтись, так как они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения. К примеру, в предложении («Но как он их преподносил!..») обойтись без восклицательного знака не представляется возможным. Ведь без знака препинания фраза осталась бы непонятной и смотрелась бы в тексте неприметно и даже бессмысленно. А восклицательный знак передаёт восхищение автора и придаёт предложению однозначный смысл, мы понимаем, что он преподносил даже самые простые цветы как-то по-своему, необыкновенно. Или в предложении («Без телевизора, музыки, обжорства») задача перечисления важных моментов без запятых не была бы решена. Да вобщем-то и весь текст был бы при прочтении эквивалентен неясному набору символов, не ставь люди знаков препинания. Чтобы, то что мы написали, смогли понять и другие, следует ставить знаки препинания и соблюдать правила пунктуации». «Выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом. Без них мы ничего не сумели бы ни выразить, ни понять. Вот предложение текста: «А какие тогда можно было купить цветы?» Вопросительный знак здесь обозначает риторический вопрос, то есть автор подразумевает, что почти никаких цветов тогда нельзя было купить. Стоит заменить этот знак восклицательным, и смысл изменится: всякие, даже самые красивые цветы можно было купить тогда. Значит, знаки препинания могут передавать смысл предложения. Также пунктуация в конце предложения может обозначать цель высказывания и интонацию речи (например, предложения...). Кроме того, в предложениях знаки могут быть разделительными и выделяющими. В предложении...например, запятая разделяет главную и придаточную часть сложноподчинённого предложения. А в предложении...запятые выделяют вводное слово. Все эти знаки помогают быстро и правильно прочесть и понять текст. Так что знаки препинания на письме необходимы».

 

Date: 2015-09-02; view: 765; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию