Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Многие знаки выполняют исключительно смысловую роль, притом часто с эмоциональной окраской. Большая смыслоразличительная роль отводится, например, тиреТире прежде всего означает всевозможные пропуски – пропуск связки в сказуемом, пропуск члена предложения в неполных и эллиптических предложениях, пропуск противительных союзов. Тире как бы компенсирует эти пропущенные слова, сохраняет принадлежащее им место. Попытаемся определить роль тире в предложенном тексте В. Сухомлинского. В предложениях 1 и 3 тире обозначает пропуск связки. Это употребление тире между подлежащим и сказуемым. В предложениях 18, 27, 32 тире выполняет другую функцию: пропуск сказуемого в эллиптических предложениях. Тире может выступать и как своеобразный разграничитель. Примером могут служить предложения 31 – 33. Тире здесь сигнализирует о границе авторских слов и прямой речи и при абзацном расположении реплик диалога. Можно с уверенностью сказать, что Игорь прав. Тире – это очень мощный, содержательный знак препинания, выполняющий как структурную, так и смысловую функцию в предложении. Вариант 4. Функциональная многозначность такого пунктуационного знака, как тире, ни у кого не вызывает сомнения. Есть у тире просто поразительная особенность. Оказывается, «эта чёрная полоса чернил» (так называли тире в конце 18 века) способна играть контрастные роли, выполнять полярные функции. Убедимся в этом. Известно, что одно из основных значений тире – противопоставление, более или менее резкое. Именно в этом значении употреблено оно в предложении 7 прочитанного текста. В этом контексте тире противопоставляет то, что было на этом месте раньше и теперь: «были болота, теперь - асфальтированные улицы». Ещё пример. В предложении 1 употреблено тире между подлежащим и сказуемым. По правилу – если подлежащее выражается личным местоимением – здесь не должно быть тире, но при логическом подчёркивании допускается постановка этого знака. В предложении 11 употребление тире регулируется правилом: тире при обособлении приложений, если перед последним можно вставить «а именно». В предложении 19 тире выступает как знак интонационной «неожиданности». Из всего сказанного можно сделать вывод, что значимость знаков препинания, в особенности тире, в современных текстах очень велика, и функции их усложняются. Подчас они выступают не только как различители смысла, но и служат речевой экономии. А это значит, что употребление этого знака должно быть мотивировано. Вариант 5. Тире – многофункциональный знак. Оно выполняет функции и чисто структурные, и смысловые, и экспрессивные. Какие же функции тире выполняет в тексте, взятого из материалов периодической печати? Попытаемся разобраться. В предложениях 7, 15, 17, 18, 19 тире выполняет структурную функцию: пропуск связки в сказуемом, пропуск сказуемого в эллиптических предложениях. Здесь оно означает не просто пропуски слов вообще, а слов как членов предложения, как структурных элементов предложения. Другую функцию – функцию экспрессивную - тире выполняет в предложении 27. Оно разрывает интонационную плавность фразы и создаёт тем самым эмоциональную напряжённость и остроту. Выделенная с помощью тире эмоциональная сторона речи, её напряжённость и динамичность подчиняются манере изложения. Итак, тире – один из самых ёмких в смысловом отношении знаков препинания, диапазон которого действительно широк. Вариант 6. Появившись в конце 18-го столетия, тире превратилось в наиболее значимый, функционально насыщенный знак препинания, всё шире и заметнее завоёвывает себе позиции в пунктуационной системе. Широта применения тире в современных изданиях свидетельствует об определённой универсализации этого знака. Однако существуют закономерности его употребления. Во-первых, это фиксатор всевозможных «грамматических» пропусков, тире заполняет эти структурно пустые места. Во-вторых, оно способствует передаче на письме особых смысловых отношений – условно-временных и следственных. В-третьих, служит цели создания эмоционально-экспрессивных качеств речи. Какие же из этих функций тире встречаются в тексте О. Туберовской? Попробуем разобраться. В предложениях 1, 2, 3, 7 тире выполняет структурную функцию. В данных предложениях оно обозначает пропуск связки в сказуемом, выраженным именем существительным. В двух примерах употребляется частицы «вот» и «это», которые интонационно выделяют именное сказуемое. Функцию отграничителя тире принимает на себя в предложении 8. Здесь оно сигнализирует о границе прямой речи и авторских слов, разрывающих её. Ещё одну функцию тире - смысловую – обнаруживаем в предложении 12. Это бессоюзное сложное предложение, состоящее из трёх простых. Тире между второй и третьей частью передаёт значение следствия, вывода. Так как эти значения не выражены лексически, т.е. союзами, тире – это тоже фиксация своеобразных пропусков. Подведём итог. Тире помогает установить смысловые отношения между словами в предложении, помогают уточнить структуру предложения. Оно требует уважительного отношения к себе. Хаотичное употребление может привести к изменению смысла. Зачем нужно двоеточие? Двоеточие – один из десяти знаков препинания, изучаемых на уроках русского языка. В каких случаях оно употребляется? Двоеточие может выполнять две функции: разделительную и выделительную. В качестве разделительного данный знак препинания служит для разграничения частей бессоюзного сложного предложения, например: Павка лёг на дрова и уснул: усталость одолела. А также после слов автора перед прямой речью, как в следующем предложении. Мама сказала: «Иди спать». Двоеточие как выделительный знак ставится после обобщающего слова перед однородными членами, например: Снег лежал повсюду: на крышах, на деревьях.
|