Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лицензирование, аккредитация и аттестация образовательных учреждений





Органы управления образованием осуществляют процессы лицензирования, аккредитации и аттестации образовательных учреждений. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями законодательством субъекта Российской Федерации, на основании заключения экспертной комиссии. Лицензии на право ведения образовательной деятельности образовательным учреждениям религиозных организаций (объединений) выдаются по представлению руководства соответствующей конфессии.
Экспертная комиссия создается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями законодательством субъекта Российской Федерации, по заявлению учредителя и проводит свою работу в месячный срок. В экспертную комиссию на паритетных началах входят представители государственного органа управления образованием, соответствующего органа местного самоуправления и (или) местного (муниципального) органа управления образованием, действующих образовательных учреждений, общественности.
Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Содержание, организация и методики образовательного процесса предметом экспертизы не являются.
Требования экспертизы не могут превышать среднестатистических показателей для территории, на которой зарегистрировано образовательное учреждение. Затраты на проведение экспертизы оплачиваются учредителем. В лицензии, выдаваемой образовательному учреждению, фиксируются контрольные нормативы, предельная численность контингента обучающихся, воспитанников и срок действия этой лицензии.
Отрицательное заключение по результатам экспертизы и основанный на нем отказ в выдаче лицензии образовательному учреждению могут быть обжалованы учредителем в суде.
Контроль за соблюдением образовательным учреждением независимо от его организационно-правовой формы предусмотренных лицензией условий обеспечивает государственный орган управления образованием или орган местного самоуправления, выдавший лицензию. В случае нарушения этих условий лицензия подлежит изъятию.
Возобновление лицензии осуществляется в том же порядке, что и ее получение.
Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации, а также право общеобразовательного учреждения на включение в схему централизованного государственного финансирования возникают с момента их государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации.
Свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, а также право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования.
Свидетельство о государственной аккредитации, выдаваемое дошкольным образовательным учреждениям и учреждениям дополнительного образования детей, подтверждает государственный статус соответствующего образовательного учреждения, уровень реализуемых им образовательных программ, категорию этого образовательного учреждения.
Государственная аккредитация образовательных учреждений проводится федеральными и ведомственными государственными органами управления образованием или по их доверенности иными государственными органами управления образованием на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации.
Государственная аккредитация высшего учебного заведения осуществляется на основе аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Свидетельство о государственной аккредитации устанавливает (подтверждает на очередной срок) статус высшего учебного заведения, перечень направлений подготовки (специальностей), которые прошли государственную аккредитацию и по которым высшее учебное заведение имеет право выдавать выпускникам документы государственного образца о высшем профессиональном образовании, а также ступени высшего профессионального образования и квалификации (степени).
Высшие учебные заведения могут получать общественную аккредитацию. Общественной аккредитацией является признание уровня деятельности высшего учебного заведения, отвечающего критериям и требованиям соответствующих общественных образовательных, профессиональных, научных и промышленных организаций. Общественная аккредитация не влечет за собой финансовых или иных обязательств со стороны государства.
Аттестация образовательного учреждения проводится по его заявлению государственной аттестационной службой либо по ее поручению или по ее доверенности органами государственной власти, органами управления образованием и органами местного самоуправления с привлечением ведущих образовательных учреждений, общественности. Аттестация проводится один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом. Затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением.
Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет.
Первая аттестация вновь созданного образовательного учреждения может проводиться по его заявлению после первого выпуска обучавшихся, но не ранее чем через три года после получения лицензии при условии положительных результатов итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников.
Первая аттестация вновь создаваемых образовательных учреждений начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования может проводиться поэтапно по ступеням образования - начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее.
Аттестационное заключение государственной аттестационной службы может быть обжаловано в суд только в части процедуры аттестации. Образовательное учреждение вправе потребовать повторной аттестации не ранее чем через 12 месяцев с момента отказа ему в государственной аккредитации.
Аттестация дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, учреждений дополнительного образования, а также вновь созданных экспериментальных образовательных учреждений проводится соответствующим государственным органом управления образованием в порядке, предусмотренном типовыми положениями об этих образовательных учреждениях.
Аттестация высшего учебного заведения проводится государственной аттестационной службой по заявлению высшего учебного заведения или по инициативе федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием, федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, в ведении которых находится высшее учебное заведение.
Целью и содержанием аттестации высшего учебного заведения является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников высшего учебного заведения требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям).
Критерии аттестации, порядок функционирования государственной аттестационной службы определяются Правительством Российской Федерации.
Образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации по результатам аттестации.
Филиалы (отделения) образовательных учреждений проходят регистрацию по фактическому адресу, лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию в общем порядке, установленном для образовательных учреждений настоящим Законом.
Образовательные учреждения могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных общественных образовательных, научных и промышленных структурах. Такая аккредитация не влечет за собой дополнительные финансовые обязательства со стороны государства.

Проблемы для обсуждения:
1. Определите сферы полномочий различных органов управления образованием.
2. Покажите значение аттестации для функционирования образовательного учреждения.
3. Укажите порядок назначения и особенности функционирования экспертной комиссии государственного органа управления образованием.

 

29. Под педагогическим проектированием понимается предварительная разработка основных частей, деталей, которые необходимы для дальнейшей деятельности учащихся и преподавателей.

Педагогическое проектирование используется каждым педагогом и является его основной и значимой функцией. Это можно объяснить тем, что она является организаторской, гностической (поиск содержания, методов, средств взаимодействия с учениками) и, конечно, коммуникативной.

Под педагогической технологией понимают последовательное движение, которое является непрерывным и все компоненты, этапы, состояния, процессы, явления, участники этого движения взаимосвязаны между собой.

Рассмотрим историю развития педагогического проектирования и технологии. Конструкторские дисциплины, такие как системотехника, метод исследования операций, теория решений, сетевое планирование, эргономика, техническая эстетика, стали началом развития педагогической технологии и проектирования. Все эти дисциплины были построены на основе теорий конструирования, которые тем или иным способом связывают технику и человека.

В отечественной педагогике основоположником теории и практики педагогического проектирования можно по праву считать А.С. Макаренко, который рассматривал воспитательный процесс как своеобразно организованное «педагогическое производство». А.С. Макаренко был против неорганизованного процесса воспитания, следствием этого стало его предложение разработать единую систему воспитания, в конечном итоге он и стал разработчиком педагогической техники. Так как А.С. Макаренко участвовал в разработке системы воспитания, то его предложение было объединить и совершенствовать такие понятия, как:

– техника дисциплины;

– техника разговора педагога и воспитанника;

– техника самоуправления;

– техника наказания.

Для проектирования в человеке, воспитаннике всего лучшего, формирования сильной и богатой культуры были продуманы все действия, их последовательность, направления.

Чуть позднее, в 1989 г., появился первый самостоятельный труд, посвященный педагогическому проектированию, который был написан известным педагогом В.П. Беспалько. Распространение и развитие вычислительной техники являлось огромным стимулом в развитии педагогического проектирования. С приходом вычислительной техники в образовательные учреждения стали меняться методика обучения, появляться новые методы и формы обучения в направлении ее технологизации. Появились информационные технологии обучения. Но не всегда использовались вычислительные машины в педагогическом процессе, хотя информационные технологии сильно развивались, но остались лишь разновидностью педагогическихтехнологий.

Подведем итог сказанному.

Сущность педагогического проектирования заключается в создании образа предстоящей деятельности, возможно даже несколько вариантов образов, что ведет к прогнозированию результатов этой деятельности. В свою очередь, объектом педагогического проектирования являются педагогические системы, педагогический процесс, педагогическая ситуация.

 

30. Основополагающими понятиями образовательной инноватики являются следующие:

- образовательная новация (новшество) – средство, вводимое в образовательную систему с целью ее обновления, качественного изменения или модернизации (содержание нового);

- образовательное нововведениепроцесс введения новых средств, направленных на изменение образовательной системы (процесс введения нового);

- образовательная инновациявсе виды деятельности по созданию и внедрению новаций (новшеств).

Опираясь на определение образовательной системы как целой саморазвивающейся упорядоченной совокупности субъектов образовательной политики, материальных средств, взаимодействующих между собой в рамках определенных процессов, образующей интегративные качества, не свойственные составляющим ее компонентам, поведение которой детерминируется прежде всего внутренними причинами, можно описать и инновационную площадку как соответствующую систему.

Так, структурными элементами инновационной площадки могут быть:

- все субъекты образовательной политики (родительская общественность, институты государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты образовательного процесса, научные, культурные, образовательные, коммерческие и общественные институты);

- формы организации взаимодействия участвующих субъектов образовательной политики (основанные, например, на вертикальном соподчинении, социальном партнерстве, самоорганизации и т. д.);

- основные процессы, протекающие в рамках различных типов площадок, и соответствующие им ведущие виды деятельности (проектная, исследовательская, образовательная);

- содержание инновационной деятельности как средство разрешения существующих противоречий (включая постановку целей и задач).

Таким образом, инновационная площадка – совокупность субъектов образовательной политики, форм организации их взаимодействия, основных процессов и содержания инновационной деятельности, обеспечивающая осуществление образовательных инновации.

Устанавливаемые для осуществления образовательной новации связи внутри инновационной площадки должны предполагать объединение потенциальных возможностей и ресурсов структурных элементов, обеспечивая создание нового системообразующего качества, причем это качество не может быть достигнуто меньшим количеством структурных элементов.

Для описания системообразующего качества предлагается опираться на генезис понятия «новация». Для этого необходимо определить стадии развития новации.

Стадия развития новации это степень отношения субъекта с новацией. Стадии развития новации: осознание, проектирование, освоение, апробация, внедрение, тиражирование (распространение).

На этапе осознания происходит осмысление или создание новации и продумывание того, как это новшество может быть привнесено в практическую деятельность, то есть содержание инновации. Стадия проектирования характеризуется созданием инновационного проекта. Освоение новации предполагает расширение профессиональных знаний и умений в данном аспекте, то есть осуществление собственной образовательной деятельности по повышению квалификации педагога в любой ее форме, обеспечивающей профессиональную готовность. И лишь затем – этап реализации на практике данного инновационного проекта, причем как в режиме освоения, так и в режиме апробации, и внедрения. Заключительная стадия развития новации – тиражирование – предполагает распространение новшества через разработку (а в дальнейшем и сертификацию) программы дополнительного профессионального образования в аспекте внедренной новации и организацию совместно, например, с ГОУ ДПО ЯНОИПКРО повышения квалификации субъектов образовательной политики, заинтересованных в собственной реализации этого инновационного проекта.

Следовательно, системообразующее качество инновации может быть связано со стадиями развития новации и, как следствие, характеризовать тип инновационной площадки.

Предлагается следующая типология инновационных площадок на основе структурирования стадий развития новации:

- экспериментальная площадка это инновационная площадка, обеспечивающая осознание, проектирование и освоение новаций;

- внедренческая площадк а это инновационная площадка, обеспечивающая апробацию и внедрение новаций;

- стажерская площадка это инновационная площадка, обеспечивающая тиражирование новаций.

Совокупность структурных элементов инновационной площадки и связи между ними должны обеспечить возникновение потенциальной возможности реализовать освоение, внедрение или тиражирование новаций в соответствии с типом инновационной площадки (соответствие стадии развития новации и типа инновационной площадки представлено на рис.1).

Характеризуя инновационную деятельность в целом, можно отметить, что она предполагает систему взаимосвязанных видов работ, причем с явным доминированием того или иного вида деятельности в соответствии с типом инновационной площадки.

Ведущие виды деятельности (по типам инновационных площадок):

- проектная деятельность; направлена на получение нового знания, то есть новации (какой продукт мы желаем получить в итоге) и инновации (каким путем мы этого достигнем) – экспериментальная площадка;

Рис. 1. Соотношение стадий развития новации и типов инновационных площадок

 

- исследовательская деятельность, направлена на разработку инструментально-технологического знания о научно обоснованных действиях в заданных условиях, то есть инновационного проекта как интеграционного единства новшества, нововведения и привнесения опыта их экспериментальной проверки в целостную педагогическую систему – внедренческая площадка;

- образовательная деятельность (повышение квалификации), направлена на профессиональное развитие других субъектов образовательной политики, обеспечивает их готовность к собственной реализации новации на практике – стажерская площадка.

Таким образом, инновационная деятельность, которую необходимо продумывать заранее и научно обосновывать, то есть проектировать, состоит из следующих этапов и соответствующих доминирующих видов деятельности: осознание, проектирование, освоение новшества (проектная деятельность) – апробация, внедрение новшества (исследовательская деятельность)тиражирование новшества (образовательная деятельность).

Каждый из ведущих видов деятельности, с одной стороны, базируется, а с другой, приводит к созданию документа, определяющего данный вид деятельности. В первом случае – это программа экспериментальной работы, во втором случае – это инновационный проект внедрения новации и в третьем случае – инновационный проект распространения (тиражирования) новшества на основе дополнительной профессиональной образовательной программы (программы повышения квалификации).

Проектирование любого полиструктурного процесса, каковым является и инновационный процесс – дело сложное, поскольку в рамках одного документа, например, инновационного проекта, требуется учитыватьмножество категорий различной природы:

- деятельностную структуру, представляющую собой совокупность следующих компонентов: мотивы – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты;

- субъектную структуру, включающую инновационную деятельность всех субъектов образовательной политики: родительская общественность, институты государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты образовательного процесса, научные, культурные, образовательные, коммерческие и общественные институты;

- уровневую структуру, отражающую взаимосвязь инновационной деятельности субъектов на различных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном и институциональном;

- содержательную структуру, предполагающую разработку и освоение новшеств в обучении, воспитательной работе, организации образовательного процесса, в управлении образовательным учреждении т. д.;

- управленческую структуру, предполагающую, например, взаимодействие четырех видов управленческих действий: планирование – организацию – руководство – контроль по осуществлению новации.

Управление инновационной деятельностью на современном этапе может строиться на следующих концептуальных положениях.

- Преемственность сети опорных площадок различного уровня (федеральный, региональный, муниципальный), которая обеспечивает с одной стороны системную реализацию всех ключевых направлений модернизации в рамках данного уровня, а с другой – свободу выбора направлений инновационной деятельности и возможность детальной их проработки для авторов образовательных новаций.

- Модерация как эффективная форма интеграции повышения квалификации и методической работы, обеспечивающей успешность деятельности сети опорных площадок. Модерация – особая форма повышения квалификации в рамках конкретного инновационного образовательного пространства, базирующаяся на деятельности по обучению конкретной новации специально подготовленного педагогического или руководящего работника (модератора) из числа членов данного педагогического сообщества. Модератор – специалист из числа педагогических работников данного педагогического сообщества, который осуществляет повышение квалификации учителей с учетом их потребностей и особенностей развития конкретной педагогической системы как полисубъектное диалогическое взаимодействие, обеспечивающее профессионально-личностное саморазвитие педагогов.

- Системность в реализации направлений поддержки (организационное, информационное, кадровое, научно-методическое, правовое, материально-техническое, финансовое). Действительно, управление образованием рассматривается сегодня как социально-педагогический процесс, основная функция которого состоит в обеспечении условий для реализации образовательных потребностей личности и общества.

- Государственно-общественный характер управления, в частности, на основе социального партнерства (ступени становления социального партнерства – информационная, организационно-методическая, взаимодействия и сотрудничества, оценки деятельности). В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что предстоит обеспечить, во-первых, открытость образования как государственно-общественной системы и, во-вторых, переход от патерналистской модели к модели взаимной ответственности в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия. Таким образом, ставится задача перейти к управлению развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики.

При определении направлений инновационной деятельности образовательного учреждения необходимо учитывать инновации федеральной образовательной системы и направления развития региональной системы образования.

 

 

Date: 2015-09-02; view: 1241; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию