Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Застенчивый гормон окситоцин





Давайте обсудим, почему к рождению детей нужно подходить каким-то особым образом, если, например, сравнивать с рождением других млекопитающих. Если говорить о рождении детей исключительно с точки зрения физиологии, сосредоточим наше внимание на основных потребностях женщины в родах, а также основных потребностях новорожденного ребенка. Их потребности — это, в сущности, универсальные потребности млекопитающего. Но существуют различия в рождении человека и других млекопитающих. И эти различия достаточно легко продемонстрировать.

Начну с рассказа о некоторых экспериментах. Эти эксперименты дают достаточно четкие выводы о последствиях какого-либо вмешательства в рождение млекопитающего детеныша. Если такое происходит, самка не признает новорожденного детеныша своим. Это факт.

Эффект от вмешательства в процесс родов легко продемонстрировать на уровне индивида, на уровне особи. Еще один пример. Если в нормально протекающих родах матери-самке применить эпидуральную анестезию, она в дальнейшем не интересуется своим ребенком. Она не демонстрирует материнского поведения, не кормит детеныша своим молоком. Тоже факт.

Теперь рассмотрим приматов (кроме человека). Обезьяны-матери, родившие своих детей посредством кесарева сечения, впоследствии просто не интересовались своими новорожденными детенышами. Эти детеныши могли выжить, только если за ними ухаживали люди.

Таким образом, эффект от вмешательства в роды млекопитающих на уровне индивида, на уровне особи увидеть достаточно легко. И очень легко объяснить, если применять физиологический подход, посмотреть на это с точки зрения физиологии. Как вы знаете, для благополучного рождения ребенка, детеныша, млекопитающие (в том числе и люди) обычно выделяют целый «коктейль» гормонов. Среди множества других, один из основных гормонов в этом сложном комплексе — гормон окситоцин. Влияние этого гормона на поведенческие реакции человека очень хорошо исследовано и задокументировано в ходе научных исследований. Основываясь на выводах этих исследований, мы можем назвать окситоцин типичным, самым характерным гормоном любви. Именно окситоцин побуждает млекопитающих принимать своих детей, ухаживать за ними. Если происходит вмешательство в роды, нарушается и гормональный баланс. Это не должно никого удивить, этот факт можно было и предположить.

Теперь, когда мы знаем о результатах экспериментов с животными, давайте рассмотрим, что же происходит при рождении человеческого младенца. Оказывается, у людей все значительно сложнее!

Теперь уже много, миллионы женщин родили детей под эпидуральной анестезией. Они, тем не менее, за своими детьми ухаживают. Миллионы детей родились кесаревым сечением, и их матери также заботятся о своих детях. То есть, с людьми не все так просто. Почему у людей все обстоит сложнее, чем у других млекопитающих?

Потому что люди имеют обыкновение разговаривать, у них есть довольно сложные, довольно разнообразные способы коммуникации. И, кроме того, они создают культуры. В определенных ситуациях, особенно в перинатальный период (время, охватывающее короткий период до родов, сами роды и короткий период после), человеческое поведение испытывает менее серьезное воздействие гормонального уровня, чем у животных. И испытывает прямое воздействие со стороны культурной среды. Так, например, если женщина беременна, она знает об этом, она может каким-то образом заранее представить, что она будет матерью. Люди пользуются теми способами, которыми не могут пользоваться другие млекопитающие. Ведь млекопитающие не знают, что будут рожать, они не ожидают своего ребенка.

В тот день, когда внутри организма самки выделяется коктейль гормонов любви, она проявляет интерес к своему ребенку. Именно здесь пролегает самая разительная разница между человеком и другими млекопитающими. Итак, когда дело касается человеческих существ, нам нужно принимать во внимание культурный аспект. Концепт цивилизации. Я совсем не хочу сказать, что нельзя ничему научиться на наблюдениях и опытах с животными. Благодаря им, мы можем сформулировать важнейшие вопросы, касающиеся рождения человеческих детей, но всегда должны учитывать и цивилизационный аспект.

Самки млекопитающих не заботятся о своем потомстве, если рожали под обезболиванием, под эпидуральной анестезией. Каково же тогда будущее поколений людей, которые рождаются под эпидуральной анестезией? То же самое относится и к родам через кесарево сечение. Когда кесаревым сечением рождается один-другой ребенок, это не вызывает тревоги. Но что будет, если все дети будут рождаться кесаревым? Иными словами, каково будущее цивилизации, которая родилась кесаревым сечением? Потому что сейчас мы оказались в совершенно беспрецедентной ситуации, в поворотной точке истории деторождения. Значит, в поворотной точке во всей истории цивилизации и Человечества.

Наш главный приоритет сегодня — задаться правильными вопросами. Итак, почему мы находимся в ключевой точке развития человечества? Все, или почти все известные нам цивилизации радикально вмешивались в процесс рождения потомства через верования, ритуалы и тому подобное. Но сегодня возникло что-то новое, чего мы до последнего времени не знали, или не наблюдали.

Чтобы родить ребенка, женщине прошлой эпохи приходилось полагаться на сложный комплекс гормонов. И, не выделив этот коктейль из окситоцина, эндорфина, вазоприсина и других гормонов, женщина просто не в состоянии была произвести на свет потомство. И вдруг сегодня ситуация радикальным образом изменилась. Огромное раньше число женщин, которые полагались на свои собственные гормоны для рождения ребенка и последующего рождения плаценты, постепенно стремится к нулю. Я специально заостряю внимание на последующем рождении плаценты. Научные исследования, прежде всего шведских ученых, выявили факт, что самый большой уровень окситоцина, момент, когда выделяется наибольшее количество гормона любви (женщина ни в один другой момент не выделяет этот гормон на таком уровне), наблюдается непосредственно после появления на свет ребенка. И одна из ролей, которая уготована этому гормону, выделяемому в таких количествах сразу после родов, — сделать возможным и облегчить отхождение и рождение плаценты.

Таким образом, на планетарном уровне количество женщин, которые могут родить ребенка и плаценту благодаря только своим собственным гормонам, неуклонно стремится к нулю. В мире уже есть места, где родить ребенка кесаревым сечением — это наиболее распространенный способ. Так, например, обстоят дела в большинстве городов Латинской Америки, Китая, вообще на всем юго-западе Китая, в Южной Корее, некоторых европейских странах. Здесь можно выделить южную Италию. Так что уже в значительной части мира кесарево сечение является основным способом появления детей на свет. Но и в прочих странах мира уровень кесаревых сечений неуклонно растет.

Число женщин, способных выделить предусмотренный природой коктейль гормонов при родах вагинальным путем, неуклонно снижается. И это происходит именно потому, что на выделение гормонов, в частности окситоцина, оказывают большое влияние факторы внешнего окружения женщины. Внешняя обстановка в большом числе случаев оказывает отрицательное воздействие на процесс выделения окситоцина, и женщина, рожающая вагинальным путем, нуждается в синтетических заменителях тех гормонов, которые она могла бы выделить сама. Ей вводят в вену синтетический окситоцин, вместо того, чтобы она сама его выделила. Кроме того, в случае эпидуральной анестезии ей вводят анальгетики, заменяющие эндорфины. Все эти вводимые вещества блокируют выделение ее собственных гормонов, но не оказывают равноценного воздействия на поведение женщины. Даже если женщине повезло, и она родила ребенка на собственных гормонах, даже в самых бедных странах очень велика вероятность, что ей введут окситоцин для благополучного рождения плаценты. Таким образом, в момент, когда женщина способна иметь наивысший уровень гормонов любви, ее возможность выделять эти гормоны будет нейтрализована. Такой ситуации в истории человечества не было никогда!

Повторю, что количество женщин, родивших на своих собственных гормонах ребенка, а также впоследствии и плаценту, неуклонно снижается. Это поворотная точка в истории деторождения, и вообще поворотная точка в истории нашего вида. Если мы отдаем себе отчет, в какой ситуации мы находимся сегодня, нам будет легко сформулировать те вопросы, которые нам нужно поставить перед собой.

Человеческие существа настолько умны, настолько пронизаны своим интеллектом и столь изобретательны, что сделали бесполезными естественные гормоны любви. Гормоны любви стали ненужными в самый критический момент, когда развивается способность человека любить. Все научные дисциплины, которые когда-либо интересовались понятием любви, подчеркивают огромную важность именно перинатального периода. При таком положении вещей скоро дети будут рождаться при полном отсутствии нужды в гормоне любви.

По моему мнению, это один из важнейших вопросов, которые мы должны перед собой ставить. Нам нужно выработать новое понимание фактов, новую информированность для того, чтобы осознать, что происходит в этот критический момент. Почему я подчеркиваю важность цивилизации в том, что касается родов человека? Чтобы оценивать в количественных показателях акушерско-гинекологическую практику, мы используем исключительно общепринятые критерии. Можно сказать, это критерии ХХ века. Уровень заболеваемости и уровень смертности в перинатальный период, а также уровень заболеваемости и смертности матерей, принимаются во внимание также материальные затраты — вот и все критерии, которые используются для оценки того, как прошли роды. Сейчас кесарево сечение стало операцией надежной, достаточно безопасной, весьма быстрой — в настоящий момент эта операция безопаснее, чем когда бы то ни было. И если оценивать ситуацию только по заданным критериям, нужно было бы прописать каждой рожающей женщине кесарево сечение, дать ей свободный выбор. Именно этот подход во многих странах мира стал распространенным и даже общепринятым. В медицинской литературе появляется все больше и больше научных исследований, в которых сравнивается надежность, безопасность кесарева сечения с другими способами появления ребенка на свет. Согласно некоторым статистическим исследованиям, которые были проведены в Великобритании и США, все больше женщин, акушеров-гинекологов по профессии, выбирают кесарево сечение в качестве способа, которым они бы хотели родить своего собственного ребенка, элективное кесарево сечение, по заказу. Можно понять их выбор. Они получили соответствующее медицинское образование и, соответственно, мыслят в привычных терминах.

Именно поэтому следует развивать другие взгляды на эту тему, учиться думать в терминах цивилизации. В медицинских кругах это очень и очень непростая задача. Потому что еще с эпохи Гиппократа доктор видит перед собой отдельно взятого человека. И если кто-то и понимает необходимость новых критериев, других критериев, с которыми нужно подходить к обстоятельствам рождения человека на свет, так это, конечно, социологи. Именно поэтому здесь я уделяю такое большое внимание новым критериям.

В других кругах я бы, может, начал свое выступление с необходимости мыслить на перспективу, долгосрочную перспективу. Например, если бы я говорил об этом с эпидемиологами. Я имею в виду новую ветвь эпидемиологии — primary health research. В нее включаются все исследования корреляции между тем, что происходит в самом начале нашей жизни, и тем, что происходит в этой жизни в дальнейшем. Как с точки зрения здоровья, так и с точки зрения черт человеческого характера. Именно ради проведения таких исследований создан исследовательский центр в Лондоне.

Позвольте мне остановиться на том, что я имею в виду, говоря «в начале нашей жизни». Это так называемый первичный период. Он включает в себя внутриутробную жизнь, перинатальный период (то есть незадолго до родов и сразу после них) и один год после появления человека на свет. И если сегодня посмотреть в наработанную институтом первичного здоровья базу данных (в свободном доступе в сети [интернет]), можно найти много исследований, в которых ученые приходят к выводу, что способ, которым мы появились на свет, имеет для нашей жизни последствия длинною в жизнь. Так что, кроме влияния цивилизации, мы должны думать еще и о долговременных последствиях обстоятельств рождения. И если использовать новые критерии, если учитывать обстоятельства: сколь благополучно женщина вынашивала и рожала ребенка, сколь благополучно потом состоялось кормление грудью, — если мы расширим список применяемых критериев, мы можем прийти к выводу, что, несмотря на безопасность операции кесарева сечения, несмотря на впечатляющие успехи фармакологии, тем не менее, вмешиваться в процесс рождения ребенка нужно как можно меньше.

У нас есть все необходимые данные, чтобы понять основные потребности рожающей женщины. А также осознать, открыть для себя основные потребности новорожденного ребенка. Я пользуюсь словом «открыть заново» (rediscover) потому, что после нескольких тысячелетий культурно обоснованных вмешательств в деторождение, мы начисто забыли, в чем же потребности ребенка и женщины заключаются. И нужно обернуться и посмотреть на культурное окружение.

Что больше всего нужно ребенку, который только что родился? По последним научным данным, очень важен первый телесный контакт между матерью и новорожденным. Это чрезвычайно важный момент в формировании привязанности ребенка и матери. Но в большинстве обществ забыли об этом. Практически во все времена и во всех культурах ребенка тут же уносили от матери, пренебрегали одной из основных потребностей новорожденного. Способов для этого существовало множество: были традиции, были какие-то обряды. Можно целый день потратить, рассказывая, как в разных обществах и в разных цивилизациях вмешивались в первый контакт матери и новорожденного ребенка.

Я очень часто начинаю с одного и того же примера, для того, чтобы показать, как всего лишь устойчивое верование может катастрофически повредить новорожденному. Существует давно и очень прочно укоренившееся поверие, что молозиво вредно. Но самые свежие научные данные говорят, что это бесценное вещество. Во множестве человеческих сообществ это вещество считается вредным, дурным. И такое верование передается из поколения в поколение, из уст в уста. Из этого следует, что, как только ребенок родился, его нужно срочно отнять, не дать на руки матери, срочно передать в руки кому-то еще. А для этого нужно изобрести ритуалы, и эти ритуалы чрезвычайно распространены.

Date: 2015-09-02; view: 229; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию