Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проверка законов динамики поступательного движенияЦель работы: убедиться в справедливости основного закона поступательного движения. Требуемое оборудование, входящее в состав модульно учебного комплекса МУК-М2: 1. Блок механический БМ2 (узел “плоскость”) 1 шт. 2. Секундомер электронный СЭ1 1 шт.
I. Краткое теоретическое введение Основной закон динамики (или второй закон Ньютона) выражает соотношение между силой F и изменением скорости (ускорением a) взаимодействующих тел:
F=ma, (1) где m– масса тела [кг];
С помощью основного закона динамики можно определить силы, действующие на тело, либо характер движения (ускорение) по заданным силам. При составлении уравнения движения необходимо пользоваться следующим алгоритмом: · вначале нужно найти все силы, действующие на данную материальную точку (включая силы реакции); · затем следует найти равнодействующую этих сил; · применить основной закон динамики и решить уравнение относительно неизвестной величины. В данной лабораторной работе предлагается рассмотреть основной закон динамики на примере движения бруска массой m1 по наклонной плоскости (рис.1). Для создания силы тяги F1 а невесомую, нерастяжимую нить, перекинутую через невесомый, вращающийся с малым трением блок подвешен груз массой m2. Груз под действием силы тяжести FТ2 опускается, натягивает нить и заставляет брусок скользить равноускорено по поверхности наклонной плоскости вверх. На брусок будут действовать: сила тяжести FТ1 = m1g, сила тяги F1, сила трения FТР, сила реакции опоры N. На груз будет действовать сила натяжения нити F2 и сила тяжести FТ2 = m2g. Для описания движения бруска введем инерциальную систему отсчета, ось X1,которой сонаправлен с ускорением a 1, а ось Y1 – перпендикулярно к наклонной плоскости. Движение груза будем рассматривать относительно системы отсчета, ось X2 которой направим по направлению ускорения a2. Запишем уравнения движения бруска и груза в векторной форме: m1a1=m1g+F1+FТР+N; (2) m2a2=m2g+F2
Для решения полученной системы уравнений необходимо знать коэффициент трения μ, входящий в формулу для определения модуля силы трения FТР = μ N. Для нахождения этого коэффициента удобнее расположить наклонную плоскость под углом 0° к горизонту. В этом случае: F1=m1(a1+ μ g); (3) F2=m2(g-a2). Если считать, что блок невесомый и трение на оси блока отсутствует, то эти силы должны быть равны между собой по модулю. Поскольку нить нерастяжима, то ускорения a1=a2=a. Модуль ускорения a можно найти, зная длину пути L, пройденную бруском и время его движения: a= 2L (4) Таким образом, решая уравнения (3), можно получить выражения для нахождения коэффициента трения скольжения:
μ= m2g–a(m1+m2) (5) m1g Рассмотрим общий случай, при котором a≠0. Систему уравнений (2) в скалярном виде можно представить: m1a1=F1-m1gsin a - μ m1cos a (6) m2a2=m2g-F2 Если выполняются условия F1=F2=F и a1=a2=a, то a= g(m1-m2(sin+µcosa))(7)
II. Методика эксперимента Исследовать движение бруска по наклонной плоскости можно с помощью узла «плоскость» и секундомера СЭ1, входящих в состав модульно учебного комплекса МУК-М2. Установка представляет собой наклонную плоскость 1, которую с помощью винта 2 можно устанавливать под разными углами α к горизонту (рис.2). Угол α измеряется с помощью шкалы 3. На плоскость может быть помещен брусок 4. Для удержания бруска используется электромагнит 5. Пройденное бруском расстояние можно измерить с помощью линейки 6. На нить 10, перекинутую через блок 8 подвешивается груз 9.
В комплект узла «плоскость» входят два бруска и 2 груза различной массы. Каждый брусок состоит из двух частей, изготовленных из различных материалов: дерево-дюраль и дерево-сталь. III. Проведение эксперимента и обработка результатов 1. Ослабив винт 2 (рис.2), установите плоскость под углом 00 к горизонту. Поместите брусок 4 (алюминий-дерево) на наклонную плоскость в положении деревом вниз. 2. Переключите тумблер управления электромагнитами механического блока в положение «плоскость». 3. Переведите секундомер СЭ1 в режим 1 4. Нажмите кнопку «Пуск» секундомера. Измерьте время опускания груза. 5. Повторите опыт пятикратно. Проведите математическую обработку результатов. 6. Найдите ускорение бруска по формуле (4) и коэффициент трения по формуле (5). Сравните полученный в опыте результат с табличным значением коэффициента трения скольжения или с результатами его измерения в работе Phys08.doc. 7. Меняя угол наклона плоскости, найдите ускорение бруска по формуле (4), постройте зависимость a( α ). Сравните полученный результат с теоретическим, найденным по формуле (7). 8. Повторите п.п. 1-7, повернув брусок в положение алюминием вниз. 9. Сделайте выводы.
|