Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рефлексивная фаза в основной школе





Общая система итогового оценивания (промежуточная аттестация) в основной школе состоит из следующих элементов:

1) Итоговая проверочная работа (проект) по учебному предмету должна составляться на основе указанных в начале года «планируемых результатов обучения», носить комплексный характер, т.е. отражать все уровни формирования знаний по программе текущего учебного года, способов действий в рамках этих знаний, уровень сформированности учебной деятельности, уровень развития мышления учащихся и интегративный уровень (по возможности).

Другими словами, работа должна фиксировать не только уровень предметных знаний, но и развивающий эффект обучения, способность учащихся переносить полученные знания из одного предмета в другой, а также в реальную жизнь (проект).

Наиболее адекватной формой определения результатов обучения в подростковой школе может стать выполнение итогового проекта (предметного или интегративного, индивидуального или группового), его рецензирование и публичная защита. Итоговый проект ставит своей задачей проверить целостное понимание и знание детьми изучаемого предмета, умение пользоваться литературными источниками, умение проводить исследования, конструировать новые объекты на основе общих способов действий, представлять материал в графико-знаковой форме, умение письменно и устно излагать результаты своей работы.

Как правило, итоговый проект по учебному предмету (или группе предметов) носит творческий, исследовательский характер и позволяет учащимся продемонстрировать многие полученные знания и умения за год, а также выявить уровень овладения отдельными компонентами учебной деятельности, умение пользоваться учебным материалом в новых, нестандартных условиях, умение критически относиться к работам других учащихся (писать рецензии), выступать публично, защищая свои позиции, умение соотносить результаты своей работы с результатами работы одноклассников, приходить к общему мнению.

Если же итоговая проверочная работа носит «обычный» характер, то в ней обязательно должны быть задания, подобные заданиям из второй части (на «разрыв») стартовой работы, с целью сопоставления результатов этих работ. Этим обеспечивается контроль перехода соответствующих знаний и способов действий из зоны ближайшего развития в зону актуального развития. Должна быть предоставлена возможность выбора заданий, соответствующих разным уровням усвоения знаний, заданий рефлексивного и творческого характера. Поэтому число заданий должно быть больше, чем ребенок может физически выполнить за отведенное время.

В ходе анализа и обсуждения работы необходимо соотнести полученные результаты с теми задачами (тем планом действий), которые были поставлены в начале года и зафиксированы. Еще раз проследить тот путь, те способы действий учащихся, которые помогли им решить поставленные задачи. зафиксировать те «проблемные точки», которые до сих пор остались у каждого ребенка.

Итоговый проект (итоговая проверочная работа) проводится в рамках последнего учебного блока (если учебными предметы изучались блочно: математика, география, биология, физика, химия, история, литература) или в рамках специально расписания в мае для учебных дисциплин, которые блочно не изучаются (русский язык, английский язык, обществознание).

Итоговые проекты могут носить как индивидуальный, так и групповой характер, но оценивается каждый учащийся индивидуально.

Качественная характеристика планируемых результатов составляется на основе «Портфолио» ученика, его рефлексивной самооценки и публичной презентации результатов обучения за год.

Особое место в образовательном процессе основной школы отводится технологии портфолио, как одному из способов накопительной системы оценки, который предусматривает вариативность результатов образования и способствует проявлению индивидуально-личностных особенностей школьников.

2) Портфолио («портфель» ученика) – это, прежде всего, коллекция детских работ за определенный период времени (обычно за учебный год). Форма может быть разной («учебник», «атлас гипотетической территории», «справочник» и т.п.). Созданная коллекция работ, «учебник», «справочник» и т.п. рассматривается учителем либо с точки зрения прогресса ученика, либо с точки зрения соответствия учебной программе и стандартам обучения.

В портфолио могут входить разноплановые материалы (сочинения, лабораторные работы, самостоятельная работа школьника, презентации ученика, доклады, эссе, компьютерные программы и т.п.), а также сертификаты участия подростков в образовательных сессиях, элективных курсах, конкурсах, конференциях, олимпиадах, соревнованиях. Правильное оценивание портфолио гарантируется только в том случае, если точно определены: цель оценки, критерии и методы отбора материала для портфолио, даты и сроки выполнения работ, критерии оценки либо портфолио в целом, либо каждой индивидуальной работы.


Портфолио – нечто большее, чем просто папка детских работ. Это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащихся.

Портфолио может быть полезно:

• как инструмент, используемый при обсуждении результатов обучения со школьниками, педагогами и родителями;

• как возможность для рефлексии школьниками собственной работы;

• для подготовки и обоснования целей будущей работы;

• как возможность для учащихся самим определить темы портфолио;

• как возможность рефлексии собственных изменений;

• как возможность установить связи между предыдущим и новым знанием.

Общий итог работы учащихся и его общая оценка за учебный год складывается:

· из результата выполнения итоговой работы (проекта), которая должна показать возможность учащихся выходить за пределы одного предмета, умение интегрировать полученные знания, действовать в нестандартных ситуациях

· из представленного «Портфолио» ученика, в котором собраны все виды и формы систематической самостоятельной его работы по предмету (предметам), их презентация и публичная защита, а также все учебные достижения, выходящие за рамки школы (олимпиады, конкурсы, курсы и т.п.).

Продуктами в учебной деятельности – в обучении – могут быть только учебные рефлексивно-аналитические продукты.

Для сохранения результатов учебной деятельности учащихся (в строгом терминологическом смысле этого слова) могут использоваться:

• общеклассные справочники, сборники правил по каждой предметной линии, плакаты (цифровые учебные объекты, распечатываются в своем окончательном виде при переходе из класса в класс или в среднюю школу) - как форма сохранения результатов учебной деятельности класса;

• презентации (цифровые учебные объекты или в виде распечатанных материалов) - как форма сохранения результатов пробно-поисковой работы группы.

Для сохранения результатов практических работ учащихся используются:

• творческие работы (графические, живописные, литературные, научные – описания собственных наблюдений и экспериментов) как в форме портфолио (накопительных папок), так и в форме выставок, научных журналов, литературных сборников (возможны как цифровые, так и печатные формы);

• презентация, фиксация результатов преобразования модели (схема, чертеж и др. знаковые формы, полученные ребенком в ходе индивидуального решения задачи (в виде цифрового объекта или распечатки);

• выполненные работы в компьютерных средах, таблицы и графики, отражающие состояние навыков ребенка – соревнование с самим собой (в виде цифрового объекта или распечатки).

 

 

Положение о контроле и оценки учащихся

на втором этапе развивающего обучения (5-9 классы)

 

1. Общие положения

1.1. Система оценивания и промежуточной аттестации учащихся в основной школе, так же как и в начальной, строится без использования пятибалльной шкалы оценивания.


1.2. Безотметочная система оценивания, являясь одним из условий успешности реализации образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в школьной практике, направлена на решение основной задачи развивающего обучения – развитие ребенка в процессе становления его как субъекта разнообразных видов и форм деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Безотметочная система оценивания в основной школе (5-9 классы) является необходимым условием формирования учебной самостоятельности учащегося, без которой невозможен последующий осознанный выбор им профиля обучения в старшей школе (10-11 классы) и работа по индивидуальным учебным программам в соответствии с этим профилем.

1.3. Безотметочная система оценивания представляет собой обучение, в котором отсутствует общепринятая пятибалльная шкала оценивания.

В системе развивающего обучения контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеником знаний по предметам, но и уровень развития учащихся. При этом принципиальное значение имеет не просто констатация этих уровней в тот или иной момент времени, а их динамика в процессе обучения в целом. Результаты контрольно-оценочной деятельности должны служить основанием для соответствующих коррекционных действий.

 

1.4. Основными принципами безотметочной системы оценивания являются:

а) критериальность

Содержательный контроль и оценка строятся на критериальной основе, причем критерии

не должны задаваться учителем в готовом виде, а вырабатываются им совместно с учащимися.

критерии должны быть однозначными и предельно четкими.

б) приоритет самооценки

Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. для воспитания способности к адекватной самооценке применяется сравнение двух самооценок учащихся – прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы).

в) гибкость и вариативность

Содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, вариативность инструментария оценки и многообразие способов его применения при анализе индивидуальных и коллективных результатов учебной деятельности.

При осуществлении контроля и оценки учащихся важен как качественный, так и количественный аспекты.

Качественная составляющая оценки обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д.

Количественная составляющая позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений результатов обучения, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями.


Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.

г) естественность процесса контроля и оценки

Контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих напряжение и исключающих стрессовые ситуации. В характеристику учебно-познавательной деятельности школьников следует включать результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях.

1.5. Основными видами контроля в системе развивающего обучения на данном этапе обучения являются:

• стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития учащихся

на определенный момент времени, например, начало учебного года;

• пооперационный контроль, т.е. контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

• контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом, а при отсутствии образца – путем проверки полученного результата на соответствие «здравому смыслу»;

• рефлексивный контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

• итоговый контроль, на основе которого определяется уровень сформированной знаний по предметам и основных компонентов учебной деятельности школьников.

1.6. Основной функцией самооценки и самоконтроля в обучении является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности. Конечная цель безотметочной системы оценивания заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю самооценку и в достижении (в перспективе) полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.

2. Метапредметные образовательные результаты учащихся и их оценка

2.1. К метапредметным образовательным результатам подростков относятся: основы образовательной (учебная грамотность), коммуникативной (коммуникативная грамотность) и информационной (информационная грамотность) компетентностей.

2.2. Учебная грамотность – образовательный результат как возможность учащихся самостоятельно и инициативно создавать средства для собственного продвижения в обучении и развитии, выстраивать свою образовательную траекторию, а также видеть, ставить и решать задачи.

Основные группы способностей и умений:

определять последовательность учебных целей, достижение которых обеспечит движение по определенной обучающимся траектории;

планировать решение задачи; выбирать метод для решения, определять необходимые ресурсы;

производить требуемую последовательность действий по инструкции; при необходимости уточнять формулировки задачи, получать недостающие дополнительные данные и новые способы решения;

выявлять и использовать аналогии, переносить взаимосвязи и закономерности на задачи с аналогичным условием; выдвигать и проверять гипотезы, систематически пробовать различные пути решения;

выполнять текущий контроль и оценку своей деятельности; сравнивать характеристики запланированного и полученного продукта; оценивать продукт своей деятельности на основе заданных критериев;

видеть сильные и слабые стороны полученного результата и своей деятельности, воспринимать и использовать критику и рекомендации других, совершенствовать результаты решения конкретной задачи и свою деятельность.

2.3. Коммуникативная грамотность – образовательный результат как возможность учащихся ставить и решать определенные типы задач социального, организационного взаимодействия: определять цели взаимодействия, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы взаимодействия партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность взаимодействия, быть готовым к осмысленному изменению собственного поведения.

Основные группы способностей и умений:

• способность к инициативной организации учебных и других форм сотрудничества, выражающаяся в умениях:

– привлекать других людей (как в форме непосредственного взаимодействия, так и через их авторские произведения) к совместной постановке целей и их достижению;

– понять и принять другого человека, оказать необходимую ему помощь в достижении его целей;

– оценивать свои и чужие действия в соответствии с их целями, задачами, возможностями, нормами общественной жизни.

• способность к пониманию и созданию культурных текстов, выражающаяся в умениях:

– строить адресованное письменное или устное развернутое высказывание, удерживающее предметную логику, учитывающее разнообразие возможных точек зрения по данному вопросу;

– читать и осмысливать культурные тексты разного уровня сложности с разными стилевыми и иными особенностями, продолжая их собственную внутреннюю логику;

– оценивать свои возможности в понимании и создании культурных текстов, искать и осваивать недостающие для этого средства.

• способность к взаимодействию с другими людьми, выражающаяся в умениях:

– осознавать и формулировать цели совместной деятельности, роли, позиции и цели участников,

учитывать различия и противоречия в них;

– планировать взаимодействие (со своей стороны и коллективно);

– оценивать ход взаимодействия, степень достижения промежуточных и конечных результатов.

• способность к разрешению конфликтов, выражающаяся в умениях:

– находить пути разрешения конфликта, в том числе в качестве третьей стороны, способы поведения в ситуации неизбежного конфликта и столкновения интересов, достижения компромисса.

2.4. Информационная грамотность – образовательный результат как возможность учащихся решать задачи, возникающие в образовательном и жизненном контексте с адекватным применением массовых информационно-коммуникативных технологий.

Основные группы способностей и умений:

• исходя из задачи получения информации:

– планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы, выбирать способы получения информации; обращаться к поисковым системам интернета, к информированному человеку, к справочным и другим бумажным и цифровым источникам – гипермедиа-объектам: устным и письменным текстам, объектам со ссылками и иллюстрациями на экране компьютера, схемам и планам, видео- и аудиозаписям, интернет-сайтам и т.д.; проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты;

– находить в сообщении информацию: конкретные сведения; разъяснение значения слова или фразы; основную тему или идею; указание на время и место действия, описание отношений между упоминаемыми лицами событий, их объяснение, обобщение, устанавливать связь между событиями;

– оценивать правдоподобность сообщения, выявлять установку автора (негативное или позитивное отношение к событиям и т. д.) и использованные им приемы (неожиданность поворота событий и т. д.);

– выделять из сообщения информацию, которая необходима для решения поставленной задачи; отсеивать лишние данные;

– обнаруживать недостаточность или неясность данных; формулировать вопросы к учителю (эксперту) с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;

– сопоставлять и сравнивать информацию из разных частей сообщения и находимую во внешних источниках (в том числе информацию, представленную в различных формах – в тексте и на рисунке и т. д.); выявлять различие точек зрения, привлекать собственный опыт.

• исходя из задачи создания, представления и передачи сообщения:

– планировать создание сообщения, выбирать сочетание различных форм (текст, рисунок, схема, анимация, фотография, видео, звук, личная презентация) представления информации и инструментов ее создания и организации (редакторов) и использовать их для обеспечения максимальной эффективности в создании сообщения и передаче смысла с помощью него;

– обрабатывать имеющиеся сообщения (свои и других авторов): преобразовывать запись устного сообщения (включая презентацию), интервью, дискуссии в письменный текст, формулировать выводы из изложенных фактов (в том числе в различных источниках), кратко резюмировать, комментировать, выделять отдельные линии, менять повествователя, иллюстрировать, преобразовывать в наглядную форму;

– создавать текстовое описание объектов, явлений и событий, наблюдаемых и зафиксированных на изображениях (наблюдений, экспериментов), фиксировать в графической форме схемы и планы наблюдаемых или описанных объектов и событий, понятий, связи между ними;

– фиксировать в виде текста и гипермедиасообщения свои рассуждения (решение математической задачи, вывод из результатов эксперимента, обоснование выбора технологического решения и т. д.);

– участвовать в дискуссии и диалоге, учитывать особенности других участников, их позиции и т.д., ставить задачи коммуникации и определять, какие результаты достигнуты.

• исходя из задачи проектирования объектов и событий, включая собственную деятельность, создавать проекты и планы в различных формах (текст, чертеж, виртуальная модель);

• исходя из задачи моделирования и прогнозирования, ставить виртуальный эксперимент;

• исходя из задачи записи (фиксации) объектов и процессов в окружающем мире выбирать правильные инструменты и действия такой фиксации, фиксируя необходимые элементы и контексты с необходимым технологическим качеством, в том числе фиксировать ход эксперимента, дискуссии в классе и т. д.

2.5. Метапредметные образовательные результаты оцениваются учащимися и педагогами через следующие формы работ:

• стартовые и итоговые работы;

• проверочные работы по отдельным темам курса;

• самостоятельная работа учащихся;

• проекты, рефераты и другие формы письменных работ учащихся;

• выступления на конференциях, семинарах и другие формы устной презентации учащимися своих работ;

• использование в учебной деятельности школьного сайта для организации коммуникации между участниками образовательного процесса;

• учебные «портфолио»;

• учебно-исследовательская, экспериментальная работа школьников;

• итоговая аттестация по окончании девятого класса.

 

3. Предметные образовательные результаты учащихся и их оценка

3.1. Предметные образовательные результаты обучения – система ключевых (ядерных) предметных способов/средств действий (понятий), а также общих характеристик предметных знаний и умений:

• различение таких понятий, как факт, мнение, гипотеза, доказательство, аксиома и т.п.;

• выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;

• разделение процессов на этапы, звенья; установление характерных причинно – следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким основаниям, критериям;

• исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике;

• проведение несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание

результатов этих экспериментов;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

• самостоятельная организация учебной деятельности (постановка задачи, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и т.п.);

• осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

3.2. Содержательный контроль и оценка знаний и умений учащихся предусматривают выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускают сравнения его с другими детьми.

3.3. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

• стартовые и итоговые проверочные работы;

• диагностические работы по итогам изучения темы в классе;

• самостоятельные домашние работы

• самостоятельные творческие работы

• зачет как интегральная характеристика освоения основных тем учебного года, который включает в себя:

– самостоятельную работу учащихся, включающую выполненные задания для самоконтроля

по пройденной теме на базовом и расширенном (углубленном) уровне, а также творческие

задания, выходящие за рамки базового уровня;

– тематическую проверочную работу по итогам изучения учебного блока;

– внеучебные, внешкольные достижения ученика по предмету;

– посещение мастерских, консультаций и лабораторий.

3.3.1. Стартовая работа (проект) (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, организовать коррекционную работу в зоне актуальных знаний, а также через специально предусмотренные ситуации разрыва наметить основные направления продвижения в предметном содержании в текущем учебном году.

Результаты стартовой работы (уровни освоения отдельных знаний и умений и процент выполнения работы в целом) фиксируются учителем в электронном журнале (в части, касающейся актуального уровня знаний) в %.

3.3.2. При выполнении самостоятельной домашней работы по отдельным темам курса между учебными блоками (модулями) в индивидуальной или групповой форме учащийся сам выбирает количество и уровень заданий. Результат выполнения самостоятельной домашней работы фиксируется в классном и электронном журнале. За учебный год должно быть проведено 6-7 самостоятельных работ (1 работа – по итогам стартовой работы; 6 работ - по итогам учебных блоков).

3.3.3 Результатом самостоятельной творческой работы может быть описание проведенного исследования, реферат, подготовленный доклад и т.п. обязательно должно быть организовано представление результатов самостоятельной работы классу, учителю на конференции, семинаре, лабораторном занятии, уроке или в какой-либо другой форме. Систематическая самостоятельная творческая работа отдельных учащихся к концу года может быть оформлена в виде «портфолио» ученика и представлена на ежегодной учебно-практической конференции школьников. При систематическом выполнении самостоятельной работы в течение учебного года, предъявлении ее результатов в форме проектов, «портфолио» и т.п. и сдаче всех зачетов учитель может оценить результаты школьника за год по соответствующему предмету на самом высоком – 3-м уровне – рефлексивно-творческом. Лучшие самостоятельные творческие работы учащихся могут быть размещены на сайте гимназии.

3.3.3. Диагностическая работа проводится учителем сразу после изучения темы в классе. Цель такой работы - оценить решение учебной задачи и определить пути выполнения самостоятельной работы учащихся (коррекционный или творческий) между погружениями. Диагностических работ в учебном году должно быть столько, сколько учебных тем. Результаты фиксируются по умениям (0 – 1) в электронном журнале.

3.3.4. Проверочная работа по ранее изученной теме проводится учителем в строго определенном интервале времени (ориентировочно до 3 недель). В этом интервале учащийся сам определяет степень своей готовности к ее написанию на основе выполнения заданий для самоконтроля по теме. Работа может проводиться в разных организационных формах, но в любом случае учащемуся предлагается выполнить определенное количество заданий, охватывающих основное содержание темы. задания для проверочной работы предлагаются на двух уровнях сложности: 1- базовом и 2 – расширенном (углубленном) на выбор учащихся. Полученные данные в ходе выполненной работы фиксируются учителем в классном и электронном журнале.

3.3.5. Зачет по учебному блоку включает в себя выполнение следующих видов работ: рабочую тетрадь со всеми материалами, выполненными в ходе учебного модуля; результаты диагностической работы по итогам изучения в классе учебного модуля; результаты самостоятельной работы учащихся и тематической проверочной работы по теме учебного модуля.

Зачет оформляется на трех уровнях:

1 уровень – проверочная работа выполнена с качеством более 50% заданий;

2 уровень – проверочная работа выполнена с качеством более 65% заданий, или с качеством более 50% заданий и посещение лабораторий, выполнение индивидуальных (групповых) проектов, проведение исследований, публичное представление результатов решения творческих заданий, участие в миниконференциях и т.п.

3 уровень - проверочная работа выполнена с качеством более 65%, а также посещение лабораторий, выполнение индивидуальных (групповых) проектов, проведение исследований, публичное представление результатов решения творческих заданий, участие в миниконференциях и т.п.

Общий формат оценочного листа по итогам изучения отдельного учебного блока может иметь следующий вид:

Итоговый оценочный лист по изучению учебного блока.

Фамилия. имя Учебный блок (модуль) название
Сам.работа Пров.работа мастерская консультация Твор.работа зачет
Иванов         -  
Петров     -      
Сидоров       - -  

размещается итоговый оценочный лист по зачетам, содержащий все перечисленные характеристики (итоги проверочной работы итоги самостоятельной работы, посещение мастерских, консультаций и лабораторий, выполнение творческих заданий и непосредственно зачет на одном из трех уровней).

Качество сдачи зачетов по всем изучаемым в течение учебного года темам является основным критерием успешности обучения учащегося.

3.3.6. Итоговая проверочная работа, проект (проводится в мае) включает все основные темы учебного года и выполняется всеми учащимися. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Работа может проводиться в несколько этапов и иметь форму итогового проекта. Результаты работы фиксируются в классном и электроном журнале.

3.3.7. Порядок проведения итоговой аттестации по окончании 9 класса рассматривается в отдельном Положении.

4. Ведение документации

4.1. Учитель:

4.1.1. По каждому предмету составляется учебная рабочая программа на год по учебным блокам, которая является основой организации педагогической деятельности учителя. 4.1.2. Главным документом учителя является классный журнал.

Классный журнал заполняется в соответствии с программой изучения предмета.

По каждому учебному блоку (теме) в журнал вносятся следующие данные:

• результаты выполнения учащимся самостоятельной работы по данной теме

• результаты выполнения проверочной работы по теме;

• общий итог - зачет с указанием если зачет по теме не сдан, то в журнале остается пустая клеточка.

4.1.3. Уровни овладения учащимся основными знаниями, умениями и навыками определяются по следующим критериям:

1 уровень– базовый – минимум содержания (формальный), рассчитанный на освоение каждым учащимся;

2 уровень– продвинутый – способность учащегося выходить за рамки минимума предмет-ного содержания, применять полученные знания на практике, в том числе, в нестандартных ситуациях (рефлексивный и ресурсный);

3 уровень– творческий – способность учащегося обобщать, систематизировать, анализировать свои знания, творчески использовать их для решения задач, регулярное участие в различных проектах, в том числе и итоговых; участие в конференциях и т.п.

Количественная характеристика знаний, умений и навыков дается по итогам учебного года на основе итоговой проверочной работы по предмету может быть улучшена за счет уровня работы на консультациях и мастерских, результатов внеучебной деятельности (олимпиады, конкурсы, конференции и т.п.) по предмету, выполнения творческой работы.

Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе «портфо-лио» ученика, его рефлексивной самооценки и публичной презентации результатов обучения за год.

4.1.4. С целью коррекции своей работы учитель 2 раза в год проводит анализ собственной педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности учащихся, учитывая следующие данные:

• динамику развития учащихся за учебный период;

• освоение учащимися базовых знаний и умений по основным темам (по результатам сдачи зачетных работ на 1 уровне);

• процент учащихся, способных применять сформированные умения и навыки в нестандартных ситуациях (по зачетным работам, выполненным на 2 уровне и результатам самостоятельной работы учащихся);

• уровень сформированности общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся (на основе разных видов работ);

• количество учащихся, выполняющих самостоятельную работу по темам курса, типы заданий, вызывающих у учащихся интерес;

• качество работы мастерских, консультаций и лабораторий (тематика, посещаемость);

• сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трудностей (на основании календарно-тематического плана, классного журнала);

• гипотезы о причинах затруднений, неудач и предложения по их преодолению.

4.1.5. Уровни освоения базовых основных знаний, умений и навыков:

Итоговые результаты обучения (их количественная характеристика) знаний, умений и навыков оцениваются:

По итогам четверти на основе количественной оценки за последнюю проверочную работы в четверти. Данная оценка не влияет на итоговую годовую оценку.

По итогам учебного года на основе итоговой проверочной работы по предмету. Данная оценка может быть улучшена за счет уровня работы на консультациях и мастерских, результатов внеучебной деятельности (олимпиады, конкурсы, конференции и т.п.) по предмету, выполнения творческой работы.

Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе «портфолио» (дневника) ученика, его рефлексивной самооценки и публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год и фиксируется в электронном журнале в разделе «содержательные итоги обучения».

Результат обучения по итогам четверти и года фиксируется зачет/ не зачет по следующим предметам:

· Физкультура

· Технология, (труд)

· изобразительное искусство,

· краеведение,

· мхк

· музыка

Зачет включает в себя: уровень работы учащегося на занятиях (1-2-3), выполнение творческих (индивидуальных или групповых), самостоятельных работ, публичное представление продукта деятельности.

При переходе учащихся в другую школу, а также в 9-м классе учитель выставляет в журнал и личное дело ученика отметки в 5-балльной системе (по желанию родителей или запросу той школы, в которую переходит ученик), соответствующие качеству освоения предмета, используя шкалу перевода, указанную в таблице данного пункта.

4.2. Учащиеся в ходе учебного процесса учащиеся используют следующие формы фиксации результатов учения и обучения:

• рабочую тетрадь для выполнения учебных заданий и диагностических работ в ходе учебного модуля в классе;

• тетрадь для самостоятельной работы (выполнение заданий для самоконтроля и по интересам) между погружениями;

• папку - «портфолио» ученика с набором рефлексивных сочинений, оценочных листов, проверочных, творческих, исследовательских и других работ, результатов внеучебной деятельности (грамоты, дипломы и т.д.)

Лучшие работы учащихся могут размещаться на сайте гимназии.

4.3. Администрация школы:

4.3.1. В своей деятельности администрация школы использует по необходимости все материалы учителей, учащихся и психолога для получения целостной картины реализации и эффективности развивающего обучения в школе.

4.3.2. Все материалы, получаемые администрацией от участников учебного процесса, обрабатываются с использованием информационных технологий с целью определения динамики результатов обучения отдельных учащихся и классов в целом на всем этапе обучения в основной школе (с 5 по 9 класс).

4.3.3. По итогам года на основе получаемых материалов от учителей зам. директора школы проводит педагогический анализ работы педагогического коллектива, определяя «проблемные» места, достижения и трудности как учащихся, так и учителей, и на основе этого анализа определяет стратегические задачи на последующий год обучения.

5. Взаимоотношения между субъектами контрольно - оценочной деятельности

5.1. Между учителями, учащимися, родителями учащихся и администрацией школы в рамках безотметочной системы оценивания строится равноправное сотрудничество. каждый из участников та-кого сотрудничества имеет право, прежде всего, на самооценку своей деятельности, на свое особое

аргументированное мнение по поводу оценки одного субъекта деятельности другим.

5.2. Учащийся имеет возможности:

• предъявлять на оценку результаты освоения изученной темы в указанном учителем интервале времени (до 3-х недель со дня окончания изучения данной темы);

• самостоятельно оценивать свои достижения и трудности;

• самому вырабатывать критерии оценивания своей работы;

• самостоятельно выбирать уровень сложности и количество проверочных заданий;

• оценивать свое творчество и инициативность во всех сферах школьной жизни, так же как и навыковую сторону обучения;

• представлять результаты своей деятельности в различных формах (реферат, проект, «портфолио» и т.п.) и публично их защищать;

• ошибаться и располагать необходимым временем для ликвидации своих ошибок;

5.3. Для полноценной и эффективной организации учебной деятельности учащемуся необходимо:

• проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе;

• овладевать способами оценивания, принятыми в конкретной школе;

• иметь специальные тетради (рабочие тетради, тетрадь для самостоятельной работы), папку - «порт-фолио», в которых бы отражалась его контрольно-оценочная деятельность.

5.4. Учитель имеет возможности:

• иметь свое оценочное суждение по поводу работы учащихся;

• оценивать самостоятельную работу учащихся; самооценка учащихся должна предшествовать оценке учителя;

• оценивать учащихся только относительно их собственных возможностей и достижений;

• оценивать деятельность учащихся только по совместно выработанным критериям оценки данной работы.

5.5. Для полноценной и эффективной организации учебной деятельности учащихся педагогу необходимо:

• соблюдать правила оценочной безопасности;

• работать над формированием самоконтроля и самооценки у учащихся;

• оценивать не только навыковую сторону обучения и уровень сформированности общих умений и способов деятельности, но также творчество и инициативу во всех сферах школьной жизни с помощью способов качественного оценивания;

• вести в классном и электронном журнале и учет продвижения школьников не только в знаниях, умениях и навыках, но и в развитии;

• доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся на консультациях для родителей и родительских собраниях, а также с привлечением интернет-ресурсов.

5.7. Родитель имеет возможности:

• знать о принципах и способах оценивания, принятых в данной школе;

• получать достоверную информацию об успехах и достижениях своего ребенка через консультации для родителей, родительские собрания и через сайт школы;

• консультироваться в индивидуальном порядке с учителем по поводу проблем, трудностей своего ребенка и путей их преодоления.

5.8. Для полноценной и эффективной организации учебной деятельности учащихся родителю необходимо:

• соблюдать правила оценочной безопасности и основные положения безотметочного обучения;

• информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родители сталкиваются в домашних условиях;

• посещать родительские собрания (рефлексии), консультации, регулярно знакомиться с информацией на сайте школы, где обсуждаются пути и возможности оказания помощи детям.

5.9. Несоблюдение субъектами образовательного процесса отдельных пунктов данного Положения может повлечь за собой невыполнение одной из основных задач подростковой школы – становления учебной самостоятельности (умения учиться) у подростков.

5.10. При нарушении основных принципов безотметочного обучения одной из сторон учебно-воспитательного процесса другая сторона вправе обратиться к администрации школы с целью защиты своих прав в установленном Уставом школы порядком.

5.11. Нарушение правил оценочной безопасности являются предметом административного разбирательства и общественного порицания.

 







Date: 2015-09-02; view: 694; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.075 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию