Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рефлексивная фаза в основной школе ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Общая система итогового оценивания (промежуточная аттестация) в основной школе состоит из следующих элементов: 1) Итоговая проверочная работа (проект) по учебному предмету должна составляться на основе указанных в начале года «планируемых результатов обучения», носить комплексный характер, т.е. отражать все уровни формирования знаний по программе текущего учебного года, способов действий в рамках этих знаний, уровень сформированности учебной деятельности, уровень развития мышления учащихся и интегративный уровень (по возможности). Другими словами, работа должна фиксировать не только уровень предметных знаний, но и развивающий эффект обучения, способность учащихся переносить полученные знания из одного предмета в другой, а также в реальную жизнь (проект). Наиболее адекватной формой определения результатов обучения в подростковой школе может стать выполнение итогового проекта (предметного или интегративного, индивидуального или группового), его рецензирование и публичная защита. Итоговый проект ставит своей задачей проверить целостное понимание и знание детьми изучаемого предмета, умение пользоваться литературными источниками, умение проводить исследования, конструировать новые объекты на основе общих способов действий, представлять материал в графико-знаковой форме, умение письменно и устно излагать результаты своей работы. Как правило, итоговый проект по учебному предмету (или группе предметов) носит творческий, исследовательский характер и позволяет учащимся продемонстрировать многие полученные знания и умения за год, а также выявить уровень овладения отдельными компонентами учебной деятельности, умение пользоваться учебным материалом в новых, нестандартных условиях, умение критически относиться к работам других учащихся (писать рецензии), выступать публично, защищая свои позиции, умение соотносить результаты своей работы с результатами работы одноклассников, приходить к общему мнению. Если же итоговая проверочная работа носит «обычный» характер, то в ней обязательно должны быть задания, подобные заданиям из второй части (на «разрыв») стартовой работы, с целью сопоставления результатов этих работ. Этим обеспечивается контроль перехода соответствующих знаний и способов действий из зоны ближайшего развития в зону актуального развития. Должна быть предоставлена возможность выбора заданий, соответствующих разным уровням усвоения знаний, заданий рефлексивного и творческого характера. Поэтому число заданий должно быть больше, чем ребенок может физически выполнить за отведенное время. В ходе анализа и обсуждения работы необходимо соотнести полученные результаты с теми задачами (тем планом действий), которые были поставлены в начале года и зафиксированы. Еще раз проследить тот путь, те способы действий учащихся, которые помогли им решить поставленные задачи. зафиксировать те «проблемные точки», которые до сих пор остались у каждого ребенка. Итоговый проект (итоговая проверочная работа) проводится в рамках последнего учебного блока (если учебными предметы изучались блочно: математика, география, биология, физика, химия, история, литература) или в рамках специально расписания в мае для учебных дисциплин, которые блочно не изучаются (русский язык, английский язык, обществознание). Итоговые проекты могут носить как индивидуальный, так и групповой характер, но оценивается каждый учащийся индивидуально. Качественная характеристика планируемых результатов составляется на основе «Портфолио» ученика, его рефлексивной самооценки и публичной презентации результатов обучения за год. Особое место в образовательном процессе основной школы отводится технологии портфолио, как одному из способов накопительной системы оценки, который предусматривает вариативность результатов образования и способствует проявлению индивидуально-личностных особенностей школьников. 2) Портфолио («портфель» ученика) – это, прежде всего, коллекция детских работ за определенный период времени (обычно за учебный год). Форма может быть разной («учебник», «атлас гипотетической территории», «справочник» и т.п.). Созданная коллекция работ, «учебник», «справочник» и т.п. рассматривается учителем либо с точки зрения прогресса ученика, либо с точки зрения соответствия учебной программе и стандартам обучения. В портфолио могут входить разноплановые материалы (сочинения, лабораторные работы, самостоятельная работа школьника, презентации ученика, доклады, эссе, компьютерные программы и т.п.), а также сертификаты участия подростков в образовательных сессиях, элективных курсах, конкурсах, конференциях, олимпиадах, соревнованиях. Правильное оценивание портфолио гарантируется только в том случае, если точно определены: цель оценки, критерии и методы отбора материала для портфолио, даты и сроки выполнения работ, критерии оценки либо портфолио в целом, либо каждой индивидуальной работы. Портфолио – нечто большее, чем просто папка детских работ. Это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащихся. Портфолио может быть полезно: • как инструмент, используемый при обсуждении результатов обучения со школьниками, педагогами и родителями; • как возможность для рефлексии школьниками собственной работы; • для подготовки и обоснования целей будущей работы; • как возможность для учащихся самим определить темы портфолио; • как возможность рефлексии собственных изменений; • как возможность установить связи между предыдущим и новым знанием. Общий итог работы учащихся и его общая оценка за учебный год складывается: · из результата выполнения итоговой работы (проекта), которая должна показать возможность учащихся выходить за пределы одного предмета, умение интегрировать полученные знания, действовать в нестандартных ситуациях · из представленного «Портфолио» ученика, в котором собраны все виды и формы систематической самостоятельной его работы по предмету (предметам), их презентация и публичная защита, а также все учебные достижения, выходящие за рамки школы (олимпиады, конкурсы, курсы и т.п.). Продуктами в учебной деятельности – в обучении – могут быть только учебные рефлексивно-аналитические продукты. Для сохранения результатов учебной деятельности учащихся (в строгом терминологическом смысле этого слова) могут использоваться: • общеклассные справочники, сборники правил по каждой предметной линии, плакаты (цифровые учебные объекты, распечатываются в своем окончательном виде при переходе из класса в класс или в среднюю школу) - как форма сохранения результатов учебной деятельности класса; • презентации (цифровые учебные объекты или в виде распечатанных материалов) - как форма сохранения результатов пробно-поисковой работы группы. Для сохранения результатов практических работ учащихся используются: • творческие работы (графические, живописные, литературные, научные – описания собственных наблюдений и экспериментов) как в форме портфолио (накопительных папок), так и в форме выставок, научных журналов, литературных сборников (возможны как цифровые, так и печатные формы); • презентация, фиксация результатов преобразования модели (схема, чертеж и др. знаковые формы, полученные ребенком в ходе индивидуального решения задачи (в виде цифрового объекта или распечатки); • выполненные работы в компьютерных средах, таблицы и графики, отражающие состояние навыков ребенка – соревнование с самим собой (в виде цифрового объекта или распечатки).
Положение о контроле и оценки учащихся на втором этапе развивающего обучения (5-9 классы)
1. Общие положения 1.1. Система оценивания и промежуточной аттестации учащихся в основной школе, так же как и в начальной, строится без использования пятибалльной шкалы оценивания. 1.2. Безотметочная система оценивания, являясь одним из условий успешности реализации образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в школьной практике, направлена на решение основной задачи развивающего обучения – развитие ребенка в процессе становления его как субъекта разнообразных видов и форм деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Безотметочная система оценивания в основной школе (5-9 классы) является необходимым условием формирования учебной самостоятельности учащегося, без которой невозможен последующий осознанный выбор им профиля обучения в старшей школе (10-11 классы) и работа по индивидуальным учебным программам в соответствии с этим профилем. 1.3. Безотметочная система оценивания представляет собой обучение, в котором отсутствует общепринятая пятибалльная шкала оценивания. В системе развивающего обучения контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеником знаний по предметам, но и уровень развития учащихся. При этом принципиальное значение имеет не просто констатация этих уровней в тот или иной момент времени, а их динамика в процессе обучения в целом. Результаты контрольно-оценочной деятельности должны служить основанием для соответствующих коррекционных действий.
1.4. Основными принципами безотметочной системы оценивания являются: а) критериальность Содержательный контроль и оценка строятся на критериальной основе, причем критерии не должны задаваться учителем в готовом виде, а вырабатываются им совместно с учащимися. критерии должны быть однозначными и предельно четкими. б) приоритет самооценки Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. для воспитания способности к адекватной самооценке применяется сравнение двух самооценок учащихся – прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы). в) гибкость и вариативность Содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, вариативность инструментария оценки и многообразие способов его применения при анализе индивидуальных и коллективных результатов учебной деятельности. При осуществлении контроля и оценки учащихся важен как качественный, так и количественный аспекты. Качественная составляющая оценки обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д. Количественная составляющая позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений результатов обучения, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями. Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей. г) естественность процесса контроля и оценки Контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих напряжение и исключающих стрессовые ситуации. В характеристику учебно-познавательной деятельности школьников следует включать результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях. 1.5. Основными видами контроля в системе развивающего обучения на данном этапе обучения являются: • стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития учащихся на определенный момент времени, например, начало учебного года; • пооперационный контроль, т.е. контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом, а при отсутствии образца – путем проверки полученного результата на соответствие «здравому смыслу»; • рефлексивный контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; • итоговый контроль, на основе которого определяется уровень сформированной знаний по предметам и основных компонентов учебной деятельности школьников. 1.6. Основной функцией самооценки и самоконтроля в обучении является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности. Конечная цель безотметочной системы оценивания заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю самооценку и в достижении (в перспективе) полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования. 2. Метапредметные образовательные результаты учащихся и их оценка 2.1. К метапредметным образовательным результатам подростков относятся: основы образовательной (учебная грамотность), коммуникативной (коммуникативная грамотность) и информационной (информационная грамотность) компетентностей. 2.2. Учебная грамотность – образовательный результат как возможность учащихся самостоятельно и инициативно создавать средства для собственного продвижения в обучении и развитии, выстраивать свою образовательную траекторию, а также видеть, ставить и решать задачи. Основные группы способностей и умений: определять последовательность учебных целей, достижение которых обеспечит движение по определенной обучающимся траектории; планировать решение задачи; выбирать метод для решения, определять необходимые ресурсы; производить требуемую последовательность действий по инструкции; при необходимости уточнять формулировки задачи, получать недостающие дополнительные данные и новые способы решения; выявлять и использовать аналогии, переносить взаимосвязи и закономерности на задачи с аналогичным условием; выдвигать и проверять гипотезы, систематически пробовать различные пути решения; выполнять текущий контроль и оценку своей деятельности; сравнивать характеристики запланированного и полученного продукта; оценивать продукт своей деятельности на основе заданных критериев; видеть сильные и слабые стороны полученного результата и своей деятельности, воспринимать и использовать критику и рекомендации других, совершенствовать результаты решения конкретной задачи и свою деятельность. 2.3. Коммуникативная грамотность – образовательный результат как возможность учащихся ставить и решать определенные типы задач социального, организационного взаимодействия: определять цели взаимодействия, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы взаимодействия партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность взаимодействия, быть готовым к осмысленному изменению собственного поведения. Основные группы способностей и умений: • способность к инициативной организации учебных и других форм сотрудничества, выражающаяся в умениях: – привлекать других людей (как в форме непосредственного взаимодействия, так и через их авторские произведения) к совместной постановке целей и их достижению; – понять и принять другого человека, оказать необходимую ему помощь в достижении его целей; – оценивать свои и чужие действия в соответствии с их целями, задачами, возможностями, нормами общественной жизни. • способность к пониманию и созданию культурных текстов, выражающаяся в умениях: – строить адресованное письменное или устное развернутое высказывание, удерживающее предметную логику, учитывающее разнообразие возможных точек зрения по данному вопросу; – читать и осмысливать культурные тексты разного уровня сложности с разными стилевыми и иными особенностями, продолжая их собственную внутреннюю логику; – оценивать свои возможности в понимании и создании культурных текстов, искать и осваивать недостающие для этого средства. • способность к взаимодействию с другими людьми, выражающаяся в умениях: – осознавать и формулировать цели совместной деятельности, роли, позиции и цели участников, учитывать различия и противоречия в них; – планировать взаимодействие (со своей стороны и коллективно); – оценивать ход взаимодействия, степень достижения промежуточных и конечных результатов. • способность к разрешению конфликтов, выражающаяся в умениях: – находить пути разрешения конфликта, в том числе в качестве третьей стороны, способы поведения в ситуации неизбежного конфликта и столкновения интересов, достижения компромисса. 2.4. Информационная грамотность – образовательный результат как возможность учащихся решать задачи, возникающие в образовательном и жизненном контексте с адекватным применением массовых информационно-коммуникативных технологий. Основные группы способностей и умений: • исходя из задачи получения информации: – планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы, выбирать способы получения информации; обращаться к поисковым системам интернета, к информированному человеку, к справочным и другим бумажным и цифровым источникам – гипермедиа-объектам: устным и письменным текстам, объектам со ссылками и иллюстрациями на экране компьютера, схемам и планам, видео- и аудиозаписям, интернет-сайтам и т.д.; проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты; – находить в сообщении информацию: конкретные сведения; разъяснение значения слова или фразы; основную тему или идею; указание на время и место действия, описание отношений между упоминаемыми лицами событий, их объяснение, обобщение, устанавливать связь между событиями; – оценивать правдоподобность сообщения, выявлять установку автора (негативное или позитивное отношение к событиям и т. д.) и использованные им приемы (неожиданность поворота событий и т. д.); – выделять из сообщения информацию, которая необходима для решения поставленной задачи; отсеивать лишние данные; – обнаруживать недостаточность или неясность данных; формулировать вопросы к учителю (эксперту) с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации; – сопоставлять и сравнивать информацию из разных частей сообщения и находимую во внешних источниках (в том числе информацию, представленную в различных формах – в тексте и на рисунке и т. д.); выявлять различие точек зрения, привлекать собственный опыт. • исходя из задачи создания, представления и передачи сообщения: – планировать создание сообщения, выбирать сочетание различных форм (текст, рисунок, схема, анимация, фотография, видео, звук, личная презентация) представления информации и инструментов ее создания и организации (редакторов) и использовать их для обеспечения максимальной эффективности в создании сообщения и передаче смысла с помощью него; – обрабатывать имеющиеся сообщения (свои и других авторов): преобразовывать запись устного сообщения (включая презентацию), интервью, дискуссии в письменный текст, формулировать выводы из изложенных фактов (в том числе в различных источниках), кратко резюмировать, комментировать, выделять отдельные линии, менять повествователя, иллюстрировать, преобразовывать в наглядную форму; – создавать текстовое описание объектов, явлений и событий, наблюдаемых и зафиксированных на изображениях (наблюдений, экспериментов), фиксировать в графической форме схемы и планы наблюдаемых или описанных объектов и событий, понятий, связи между ними; – фиксировать в виде текста и гипермедиасообщения свои рассуждения (решение математической задачи, вывод из результатов эксперимента, обоснование выбора технологического решения и т. д.); – участвовать в дискуссии и диалоге, учитывать особенности других участников, их позиции и т.д., ставить задачи коммуникации и определять, какие результаты достигнуты. • исходя из задачи проектирования объектов и событий, включая собственную деятельность, создавать проекты и планы в различных формах (текст, чертеж, виртуальная модель); • исходя из задачи моделирования и прогнозирования, ставить виртуальный эксперимент; • исходя из задачи записи (фиксации) объектов и процессов в окружающем мире выбирать правильные инструменты и действия такой фиксации, фиксируя необходимые элементы и контексты с необходимым технологическим качеством, в том числе фиксировать ход эксперимента, дискуссии в классе и т. д. 2.5. Метапредметные образовательные результаты оцениваются учащимися и педагогами через следующие формы работ: • стартовые и итоговые работы; • проверочные работы по отдельным темам курса; • самостоятельная работа учащихся; • проекты, рефераты и другие формы письменных работ учащихся; • выступления на конференциях, семинарах и другие формы устной презентации учащимися своих работ; • использование в учебной деятельности школьного сайта для организации коммуникации между участниками образовательного процесса; • учебные «портфолио»; • учебно-исследовательская, экспериментальная работа школьников; • итоговая аттестация по окончании девятого класса.
3. Предметные образовательные результаты учащихся и их оценка 3.1. Предметные образовательные результаты обучения – система ключевых (ядерных) предметных способов/средств действий (понятий), а также общих характеристик предметных знаний и умений: • различение таких понятий, как факт, мнение, гипотеза, доказательство, аксиома и т.п.; • выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; • разделение процессов на этапы, звенья; установление характерных причинно – следственных связей; • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким основаниям, критериям; • исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике; • проведение несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих экспериментов; • самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности; • самостоятельная организация учебной деятельности (постановка задачи, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и т.п.); • осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. 3.2. Содержательный контроль и оценка знаний и умений учащихся предусматривают выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускают сравнения его с другими детьми. 3.3. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются: • стартовые и итоговые проверочные работы; • диагностические работы по итогам изучения темы в классе; • самостоятельные домашние работы • самостоятельные творческие работы • зачет как интегральная характеристика освоения основных тем учебного года, который включает в себя: – самостоятельную работу учащихся, включающую выполненные задания для самоконтроля по пройденной теме на базовом и расширенном (углубленном) уровне, а также творческие задания, выходящие за рамки базового уровня; – тематическую проверочную работу по итогам изучения учебного блока; – внеучебные, внешкольные достижения ученика по предмету; – посещение мастерских, консультаций и лабораторий. 3.3.1. Стартовая работа (проект) (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, организовать коррекционную работу в зоне актуальных знаний, а также через специально предусмотренные ситуации разрыва наметить основные направления продвижения в предметном содержании в текущем учебном году. Результаты стартовой работы (уровни освоения отдельных знаний и умений и процент выполнения работы в целом) фиксируются учителем в электронном журнале (в части, касающейся актуального уровня знаний) в %. 3.3.2. При выполнении самостоятельной домашней работы по отдельным темам курса между учебными блоками (модулями) в индивидуальной или групповой форме учащийся сам выбирает количество и уровень заданий. Результат выполнения самостоятельной домашней работы фиксируется в классном и электронном журнале. За учебный год должно быть проведено 6-7 самостоятельных работ (1 работа – по итогам стартовой работы; 6 работ - по итогам учебных блоков). 3.3.3 Результатом самостоятельной творческой работы может быть описание проведенного исследования, реферат, подготовленный доклад и т.п. обязательно должно быть организовано представление результатов самостоятельной работы классу, учителю на конференции, семинаре, лабораторном занятии, уроке или в какой-либо другой форме. Систематическая самостоятельная творческая работа отдельных учащихся к концу года может быть оформлена в виде «портфолио» ученика и представлена на ежегодной учебно-практической конференции школьников. При систематическом выполнении самостоятельной работы в течение учебного года, предъявлении ее результатов в форме проектов, «портфолио» и т.п. и сдаче всех зачетов учитель может оценить результаты школьника за год по соответствующему предмету на самом высоком – 3-м уровне – рефлексивно-творческом. Лучшие самостоятельные творческие работы учащихся могут быть размещены на сайте гимназии. 3.3.3. Диагностическая работа проводится учителем сразу после изучения темы в классе. Цель такой работы - оценить решение учебной задачи и определить пути выполнения самостоятельной работы учащихся (коррекционный или творческий) между погружениями. Диагностических работ в учебном году должно быть столько, сколько учебных тем. Результаты фиксируются по умениям (0 – 1) в электронном журнале. 3.3.4. Проверочная работа по ранее изученной теме проводится учителем в строго определенном интервале времени (ориентировочно до 3 недель). В этом интервале учащийся сам определяет степень своей готовности к ее написанию на основе выполнения заданий для самоконтроля по теме. Работа может проводиться в разных организационных формах, но в любом случае учащемуся предлагается выполнить определенное количество заданий, охватывающих основное содержание темы. задания для проверочной работы предлагаются на двух уровнях сложности: 1- базовом и 2 – расширенном (углубленном) на выбор учащихся. Полученные данные в ходе выполненной работы фиксируются учителем в классном и электронном журнале. 3.3.5. Зачет по учебному блоку включает в себя выполнение следующих видов работ: рабочую тетрадь со всеми материалами, выполненными в ходе учебного модуля; результаты диагностической работы по итогам изучения в классе учебного модуля; результаты самостоятельной работы учащихся и тематической проверочной работы по теме учебного модуля. Зачет оформляется на трех уровнях: 1 уровень – проверочная работа выполнена с качеством более 50% заданий; 2 уровень – проверочная работа выполнена с качеством более 65% заданий, или с качеством более 50% заданий и посещение лабораторий, выполнение индивидуальных (групповых) проектов, проведение исследований, публичное представление результатов решения творческих заданий, участие в миниконференциях и т.п. 3 уровень - проверочная работа выполнена с качеством более 65%, а также посещение лабораторий, выполнение индивидуальных (групповых) проектов, проведение исследований, публичное представление результатов решения творческих заданий, участие в миниконференциях и т.п. Общий формат оценочного листа по итогам изучения отдельного учебного блока может иметь следующий вид: Итоговый оценочный лист по изучению учебного блока.
размещается итоговый оценочный лист по зачетам, содержащий все перечисленные характеристики (итоги проверочной работы итоги самостоятельной работы, посещение мастерских, консультаций и лабораторий, выполнение творческих заданий и непосредственно зачет на одном из трех уровней). Качество сдачи зачетов по всем изучаемым в течение учебного года темам является основным критерием успешности обучения учащегося. 3.3.6. Итоговая проверочная работа, проект (проводится в мае) включает все основные темы учебного года и выполняется всеми учащимися. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Работа может проводиться в несколько этапов и иметь форму итогового проекта. Результаты работы фиксируются в классном и электроном журнале. 3.3.7. Порядок проведения итоговой аттестации по окончании 9 класса рассматривается в отдельном Положении. 4. Ведение документации 4.1. Учитель: 4.1.1. По каждому предмету составляется учебная рабочая программа на год по учебным блокам, которая является основой организации педагогической деятельности учителя. 4.1.2. Главным документом учителя является классный журнал. Классный журнал заполняется в соответствии с программой изучения предмета. По каждому учебному блоку (теме) в журнал вносятся следующие данные: • результаты выполнения учащимся самостоятельной работы по данной теме • результаты выполнения проверочной работы по теме; • общий итог - зачет с указанием если зачет по теме не сдан, то в журнале остается пустая клеточка. 4.1.3. Уровни овладения учащимся основными знаниями, умениями и навыками определяются по следующим критериям: 1 уровень– базовый – минимум содержания (формальный), рассчитанный на освоение каждым учащимся; 2 уровень– продвинутый – способность учащегося выходить за рамки минимума предмет-ного содержания, применять полученные знания на практике, в том числе, в нестандартных ситуациях (рефлексивный и ресурсный); 3 уровень– творческий – способность учащегося обобщать, систематизировать, анализировать свои знания, творчески использовать их для решения задач, регулярное участие в различных проектах, в том числе и итоговых; участие в конференциях и т.п. Количественная характеристика знаний, умений и навыков дается по итогам учебного года на основе итоговой проверочной работы по предмету может быть улучшена за счет уровня работы на консультациях и мастерских, результатов внеучебной деятельности (олимпиады, конкурсы, конференции и т.п.) по предмету, выполнения творческой работы. Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе «портфо-лио» ученика, его рефлексивной самооценки и публичной презентации результатов обучения за год. 4.1.4. С целью коррекции своей работы учитель 2 раза в год проводит анализ собственной педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности учащихся, учитывая следующие данные: • динамику развития учащихся за учебный период; • освоение учащимися базовых знаний и умений по основным темам (по результатам сдачи зачетных работ на 1 уровне); • процент учащихся, способных применять сформированные умения и навыки в нестандартных ситуациях (по зачетным работам, выполненным на 2 уровне и результатам самостоятельной работы учащихся); • уровень сформированности общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся (на основе разных видов работ); • количество учащихся, выполняющих самостоятельную работу по темам курса, типы заданий, вызывающих у учащихся интерес; • качество работы мастерских, консультаций и лабораторий (тематика, посещаемость); • сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трудностей (на основании календарно-тематического плана, классного журнала); • гипотезы о причинах затруднений, неудач и предложения по их преодолению. 4.1.5. Уровни освоения базовых основных знаний, умений и навыков: Итоговые результаты обучения (их количественная характеристика) знаний, умений и навыков оцениваются: По итогам четверти на основе количественной оценки за последнюю проверочную работы в четверти. Данная оценка не влияет на итоговую годовую оценку. По итогам учебного года на основе итоговой проверочной работы по предмету. Данная оценка может быть улучшена за счет уровня работы на консультациях и мастерских, результатов внеучебной деятельности (олимпиады, конкурсы, конференции и т.п.) по предмету, выполнения творческой работы. Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе «портфолио» (дневника) ученика, его рефлексивной самооценки и публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год и фиксируется в электронном журнале в разделе «содержательные итоги обучения». Результат обучения по итогам четверти и года фиксируется зачет/ не зачет по следующим предметам: · Физкультура · Технология, (труд) · изобразительное искусство, · краеведение, · мхк · музыка Зачет включает в себя: уровень работы учащегося на занятиях (1-2-3), выполнение творческих (индивидуальных или групповых), самостоятельных работ, публичное представление продукта деятельности. При переходе учащихся в другую школу, а также в 9-м классе учитель выставляет в журнал и личное дело ученика отметки в 5-балльной системе (по желанию родителей или запросу той школы, в которую переходит ученик), соответствующие качеству освоения предмета, используя шкалу перевода, указанную в таблице данного пункта. 4.2. Учащиеся в ходе учебного процесса учащиеся используют следующие формы фиксации результатов учения и обучения: • рабочую тетрадь для выполнения учебных заданий и диагностических работ в ходе учебного модуля в классе; • тетрадь для самостоятельной работы (выполнение заданий для самоконтроля и по интересам) между погружениями; • папку - «портфолио» ученика с набором рефлексивных сочинений, оценочных листов, проверочных, творческих, исследовательских и других работ, результатов внеучебной деятельности (грамоты, дипломы и т.д.) Лучшие работы учащихся могут размещаться на сайте гимназии. 4.3. Администрация школы: 4.3.1. В своей деятельности администрация школы использует по необходимости все материалы учителей, учащихся и психолога для получения целостной картины реализации и эффективности развивающего обучения в школе. 4.3.2. Все материалы, получаемые администрацией от участников учебного процесса, обрабатываются с использованием информационных технологий с целью определения динамики результатов обучения отдельных учащихся и классов в целом на всем этапе обучения в основной школе (с 5 по 9 класс). 4.3.3. По итогам года на основе получаемых материалов от учителей зам. директора школы проводит педагогический анализ работы педагогического коллектива, определяя «проблемные» места, достижения и трудности как учащихся, так и учителей, и на основе этого анализа определяет стратегические задачи на последующий год обучения. 5. Взаимоотношения между субъектами контрольно - оценочной деятельности 5.1. Между учителями, учащимися, родителями учащихся и администрацией школы в рамках безотметочной системы оценивания строится равноправное сотрудничество. каждый из участников та-кого сотрудничества имеет право, прежде всего, на самооценку своей деятельности, на свое особое аргументированное мнение по поводу оценки одного субъекта деятельности другим. 5.2. Учащийся имеет возможности: • предъявлять на оценку результаты освоения изученной темы в указанном учителем интервале времени (до 3-х недель со дня окончания изучения данной темы); • самостоятельно оценивать свои достижения и трудности; • самому вырабатывать критерии оценивания своей работы; • самостоятельно выбирать уровень сложности и количество проверочных заданий; • оценивать свое творчество и инициативность во всех сферах школьной жизни, так же как и навыковую сторону обучения; • представлять результаты своей деятельности в различных формах (реферат, проект, «портфолио» и т.п.) и публично их защищать; • ошибаться и располагать необходимым временем для ликвидации своих ошибок; 5.3. Для полноценной и эффективной организации учебной деятельности учащемуся необходимо: • проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе; • овладевать способами оценивания, принятыми в конкретной школе; • иметь специальные тетради (рабочие тетради, тетрадь для самостоятельной работы), папку - «порт-фолио», в которых бы отражалась его контрольно-оценочная деятельность. 5.4. Учитель имеет возможности: • иметь свое оценочное суждение по поводу работы учащихся; • оценивать самостоятельную работу учащихся; самооценка учащихся должна предшествовать оценке учителя; • оценивать учащихся только относительно их собственных возможностей и достижений; • оценивать деятельность учащихся только по совместно выработанным критериям оценки данной работы. 5.5. Для полноценной и эффективной организации учебной деятельности учащихся педагогу необходимо: • соблюдать правила оценочной безопасности; • работать над формированием самоконтроля и самооценки у учащихся; • оценивать не только навыковую сторону обучения и уровень сформированности общих умений и способов деятельности, но также творчество и инициативу во всех сферах школьной жизни с помощью способов качественного оценивания; • вести в классном и электронном журнале и учет продвижения школьников не только в знаниях, умениях и навыках, но и в развитии; • доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся на консультациях для родителей и родительских собраниях, а также с привлечением интернет-ресурсов. 5.7. Родитель имеет возможности: • знать о принципах и способах оценивания, принятых в данной школе; • получать достоверную информацию об успехах и достижениях своего ребенка через консультации для родителей, родительские собрания и через сайт школы; • консультироваться в индивидуальном порядке с учителем по поводу проблем, трудностей своего ребенка и путей их преодоления. 5.8. Для полноценной и эффективной организации учебной деятельности учащихся родителю необходимо: • соблюдать правила оценочной безопасности и основные положения безотметочного обучения; • информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родители сталкиваются в домашних условиях; • посещать родительские собрания (рефлексии), консультации, регулярно знакомиться с информацией на сайте школы, где обсуждаются пути и возможности оказания помощи детям. 5.9. Несоблюдение субъектами образовательного процесса отдельных пунктов данного Положения может повлечь за собой невыполнение одной из основных задач подростковой школы – становления учебной самостоятельности (умения учиться) у подростков. 5.10. При нарушении основных принципов безотметочного обучения одной из сторон учебно-воспитательного процесса другая сторона вправе обратиться к администрации школы с целью защиты своих прав в установленном Уставом школы порядком. 5.11. Нарушение правил оценочной безопасности являются предметом административного разбирательства и общественного порицания.
Date: 2015-09-02; view: 694; Нарушение авторских прав |