Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






О жизни как процессе





 

Меня всегда восхищали и повергали в благоговение подготовленность и глубина знаний настоящего Писателя (прежде всего истории и психологии). А с тех пор, как я начал работать журналистом, я еще больше убедился, что за каждой удачной строчкой Писателя стоил не один килограмм прочитанных книг, брошюрок и периодики. Но и это не главное. Историю и философию действительно можно выучить по книжкам. Но чувства! Ведь Писатель пишет о чувствах! И хорошо пишет. Здесь уже необходим опыт, и не сытые ощущения прекрасного, а Ван-Гоговский стимул в виде трагедий, нищеты и лишений. Если знание соединить с чувствами, то получится прекрасный альянс. Ряд учений рассматривают знания как составляющую гармонии, другие, наоборот, считают, что “ни к чему не привязанный мыслью, отрешенный, совсем без желаний, человек совершенства достигнет.”

Если тебя интересует мое мнение, то у меня его, как всегда, нет. Вернее, есть, но оно универсальное для всех философски-психологических вопросов, поэтому, если подходить конкретно, то его нет. Для Петра Пустоты “золотая удача - это когда особый взлет свободной мысли дает возможность увидеть красоту жизни”, для Гребенщикова и его учителей “сансара - это та же нирвана”, Лао-Цзы отождествляет круг и квадрат, для меня смысл жизни в том, чтобы замкнуть на себе целостность мира. У каждого свои формулировки бытия и его сакрального смысла. Эти формулировки могут быть сугубо индивидуальны, и для других казаться сущим бредом, но в чем я абсолютно уверен, так это в том, что во всех формулировках речь идет об одном и том же. Это нельзя сформулировать универсально, но это можно прочувствовать. Мысли, знания, чувства нужны только для того, чтобы дойти до предела мыслей, знаний и чувств. Дальше начинается качественный взрыв. Он универсален. Пути к нему только разные. Вот вкратце мое мнение. Как видишь, оно расплывчато, что когда меня спрашивают “о ваших целях в жизни”, “о смысле” и т.п., то я просто не знаю что отвечать. Если я начну нести весь вышеописанный бред, то мне просто вызовут скорую. Как-то на собеседовании в одном банке меня спросили, какие мои цели в жизни. К тому времени я уже “поехал”, и нормально ответить не мог (например, самореализация, машина, дом, красавица жена, признание...). Сделав страшную гримасу, я сказал, что буду доволен своей жизнью, если мне удастся избегать подобных вопросов. На этом аудиенция закончилась.

Но что меня радует, та это то, что я как-то начинаю определяться, ориентироваться в этом мире - я знаю, чего не хватает мне для спокойного существования в этом мире, и чего не хватает этому миру для существования во мне. Стараюсь достигнуть баланса. На работе некоторые удивляются, как я спокойно переношу конфликты, неприятности и злые шутки в свой адрес. На самом деле я просто обрел равновесие. Если перефразировать Шекспира, то весь мир - это большое шоу, а все люди в нем - зрители. Ну и, конечно же, актеры.

Но вернемся к Писателю, а точнее, к Музыканту или кому угодно. Мы слушаем музыку, наслаждаемся виртуозностью Музыканта и его легкими пассажами. Но в этот момент вряд ли кто-нибудь из слушателей осознает, что Музыкант 7 лет учился в музыкальной школе, играл ежедневно по 5-8 часов гаммы и этюды, потом еще столько же в училище и консерватории. И только после этого он с легкостью играет нам пассажи. Мы платим за это 5 рублей и говорим: “Ах! Как красиво! Молодец!”. Вот в принципе и все, что может получить за свои многолетние труды Писатель, Музыкант, Художник и даже Ассенизатор со стажем, если он делает свое дело безупречно. Но ведь это был бы полный провал, не было бы ни какого смысла, если бы люди перелопачивали груды книг, нот, холстов и дерьма (я, кажется, соблюдаю последовательность) ради четырех слов благодарности и денег, вне зависимости от их количества. Угробить ради признания столько лет, оттачивая пассажи и обороты, совершенствуясь в безупречности и постижении Прекрасного? На мой взгляд, разумнее говорить о Процессе, чем о цели. Именно в Процессе кроется экзистенциальный смысл работы, а цель - это скорее публичная форма нашей жизнедеятельности, чтоб не назвали тунеядцем, платили деньги и оставили в покое. Процесс же - это уже глубоко личное переживание того, что мы делаем. Оно может остаться непризнанным, никогда не принести общественных результатов, но именно через Процесс мы приближаемся к знаменателю бытия, к тому пограничному состоянию, когда уже все универсально - будь то размышление, рисование, укладка кирпичей или занятие любовью. Все дороги ведут к “Внутренней Монголии” (называть ее можно как угодно).

Хорошо, что есть Пелевин, живой носитель философских течений всех времен и народов. Живет себе где-то там в Интернете, пишет рассказы, творчески переосмысливает и сублимирует культуры. Я действительно рад, что я познакомился с его творчеством (и даже “наковырял” несколько десятков его произведений с различных серверов). Хорошо, что есть Гребенщиков, который побывал в Тибете и теперь поет эзотерические песни. Он поет их для себя, ибо наслаждается Процессом, а чужим процессом долго наслаждаться нельзя, для этого существуют цели, поэтому то всем поклонникам Б.Б. рано или поздно его творчество надоедает. Певцы, которые ориентируются на цели, часто меняют свой имидж, работают на публику. Так появляется “попса”. 25.06.98 г.


Высказывания великих о жизни и смерти[38]

Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых.

К. Маркс

 

 


Время человеческой жизни - миг; ее сущность - вечное течение; ощущение смутно; строение всего тела бренно, душа неустойчива; судьба загадочна; слава недостоверна. Марк Аврелий

Смерть ничто для нас, ибо разрушенное бесчувственно, то же, что бесчувственно, ничто для нас. Эпикур

Нам надлежало бы собраться и плакать вокруг новорожденного, который идет навстречу стольким бедствиям, и радоваться над тем, кто умер, успокоившись от печалей, и провожать его радостными словами. Эврипид

Жизнь - борьба и странствие по чужбине. Марк Аврелий

Будем наслаждаться тем, что имеем, не делая никаких сравнений; тому, кого смущает большое чужое счастье, никогда не быть счастливым. Сенека

Каждый несчастлив настолько, насколько полагает себя несчастным. Сенека

Пути отрешения от прикованности к этой вселенной, освобождения от желаний: 1) отрицания: "я отказываюсь от этого", - и тело и ум повинуются воле; 2) постепенный отказ - через познание, наслаждение, приобретение опыта, проникновения в природу вещей, пока, наконец, не пресытится ум и не освободится от привязанностей. С.Вивекананда

Тот, кто контролирует себя и ни к чему не привязан, и кто не интересуется материальными наслаждениями, может через отречение достичь высочайшей совершенной степени свободы. Бхагавад-Гита

Умиротворения может достичь лишь тот, кого не беспокоит непрерывный поток желаний, подобный рекам, впадающим в вечно наполняемый, но всегда спокойный океан. И нет мира тому, кто стремится удовлетворить свои желания. Бхагавад-Гита

Тот, кто, очистившись посредством разума, решительно контролируя свой ум, отказавшись от предметов чувственного удовлетворения, освободившись от привязанности и ненависти, живет в уединенном месте, мало ест, обуздал свое тело, ум и речь, кто всегда находится в состоянии духовного экстаза, беспристрастен, свободен от ложного эго, ложной силы, ложной гордости, вожделения, гнева и ложного чувства собственности, кто не принимает ничего материального и всегда умиротворен - тот, безусловно, поднялся до самореализации. Бхагавад-Гита

Счастливая жизнь - такое существование, которое после беспристрастной и зрелой оценки может быть предпочтено несуществованию. Шопенгауэр

В сущности, моя жизнь была не что иное, как тяжкий труд: я могу даже сказать, что за 75 лет моей жизни я провел едва четыре вполне приятные недели. Моя жизнь была подобна постоянно скатывающемуся камню, который нужно было опять и опять поднимать. Гете

Достаточно быть добродетельным, чтобы быть счастливым. Антисфен

Мудрец ни в чем и ни в ком не нуждается. Антисфен

Смерть не может быть злом, потому что мы не ощущаем ее присутствия. Диоген Синопский

Смерть для нас - ничто; ведь все хорошее и плохое заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений. Эпикур

Если держаться правильного знания, что смерть для нас - ничто, то смертность жизни станет для нас отрадна; не оттого, что к ней прибавится бесконечность времени, а оттого, что от нее отнимется жажда бессмертия. Эпикур

Самое ужасное из всех зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Эпикур

Мудрец не уклоняется от жизни и не боится смерти, потому что жизнь ему не мешает, а смерть не кажется злом. Эпикур

Мудрецу достаточно себя и он не нуждается в друзьях. Феодор

Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам. Сократ

И мне и им давно уже вынесла свой смертный приговор природа. Анаксагор

"Между жизнью и смертью нет разницы." - "Почему же ты не умрешь?" - "Именно поэтому." Фалес

Для того чтобы жить, как следует, надо иметь или разум, или петлю. Диоген Синопский

Пифагор запрещает молиться о себе, потому что в чем наша польза, мы не знаем. Диоген Лаэртский

Душа совершает круг неизбежности, чередою облекаясь, то в одну, то в другую жизнь. Пифагор

Не подтачивать душу заботами и страстями. Пифагор

Расставаясь с жизнью, не жалеть о ней и не обольщаться ее усладами. Пифагор

Счастлив человек, когда душа у него становится доброю; но в покое она не бывает и ровным потоком не течет. Пифагор

Душа облекается в различные виды животных и растений. Эмпедокл

Конечная цель - это состояние, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не смущаемая ни страхом, ни суеверием, ни иной какой-нибудь страстью. Демокрит

Душа есть чувство и больше ничего. Протагор

Все на свете истинно. Протагор

Истинно ничто не существует, а людские поступки руководятся лишь законом и обычаем. Пиррон

От всякого воспитания спасайся на всех парусах. Эпикур

Большинство людей то бегут от смерти как величайшего из зол, то жаждут ее как отдохновения от зол жизни. А мудрец не уклоняется от жизни и не боится смерти, потому что жизнь ему не мешает, а смерть не кажется злом. Эпикур

Конечная цель блаженной жизни - телесное здоровье и душевная безмятежность. Эпикур

Бог как существо блаженное и бессмертное ни само забот не имеет, ни другим не доставляет, а поэтому не подвержено ни гневу, ни благоволению. Эпикур

Смерть для нас ничто: что разложилось, то нечувствительно, а что нечувствительно, то для нас ничто. Эпикур

Богатство, требуемое природой, ограничено и легко достижимо; а богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до бесконечности. Эпикур

Неизвестно, где поджидает нас смерть; так будем же ожидать ее всюду. Размышлять о смерти - значит размышлять о свободе. Кто научился умирать, тот разучился быть рабом. Готовность умереть избавляет нас от всякого подчинения и принуждения. Монтень

Смерть не только избавление от болезней, она – избавление от всякого рода страданий. Монтень

Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобой законом. М. Аврелий

Слово, руководствуясь которым, можно прожить всю жизнь - СНИСХОДИТЕЛЬНОСТЬ. К онфуций

Надо запастись либо умом, чтобы понимать, либо веревкой, чтобы повеситься. Антисфен

Проживи незаметно. Эпикур

Будьте прохожими. Иисус Христос

Смотри внутрь себя. Марк Аврелий

Следуйте природе. П. Шаррон

Сколько держав даже не подозревают о моем существовании! Б. Паскаль

В жизни дело идет о жизни, а не о каком-то результате ее. И. Гёте

Только соучастие в бытии других живых существ обнаруживает смысл и основание

 


[1] Цит.по: Бхагавадгита. Гл.XVIII.// Семенцов В.С. Бхагавадгита в традиции и современной научной критике. – М.,1985

[2] Ян Хин-шун. "ДАО ДЭ ЦЗИН"//Древнекитайская философия: в 2-х тт. -М.:Мысль, 1972.

[3] Цит.по: Фритьоф Капра. Дао физики.

[4] Ян Хин-шун. "ДАО ДЭ ЦЗИН"//Древнекитайская философия: в 2-х тт. -М.:Мысль, 1972.

[5] Платон. "Федон" 64a. Собр. соч. в 4 тт. М.: Мысль, 1993. Т. 2, стр. 14.

[6] Платон. "Государство" 486a. Собр. соч... Т. 3, стр. 264.

[7] Аристотель. Сочинения. - М.:Мысль,1975.

[8] Цит. по: Домбровский А.И. Рассказы о философах. М.1975

[9] Цит. по: Домбровский А.И.. Рассказы о философах. М.1975

[10] Избранные философские произведения.Т.1. – М.,1955.

[11] Шопенгауэр А. Мир как воля и представление// Антология моровой философии. Кн.3. М.,1972.

[12] Шопенгауэр А. Избранные произведения.М.1992. с.183

[13] Кьеркегор С. Афоризмы эстетики. Наслаждение и долг. – Киев,1994.

[14] Ницше Ф. Сочинения: в 2-х т. Т.1. – М.,1990

[15] Там же, Т.2.

[16] Дильтей В. Философия жизни. Штутгардт, 1961.

[17] Дильтей В. Опыты и размышления//Собрание сочинений.Т.VII.

[18] Хайдеггер М. Время и бытие. – М.:Республика, 1993.

[19] Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде//Сумерки богов. – М.,1989.

[20] Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм.//Сумерки богов. – М.,1989.

[21] Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Человек и его ценности.Ч.1. – М.,1988

[22] Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. – М., Л., 1928-1958, Т.18, с.197.

[23] Франк С.Л. Сочинения. – М., 1990.

[24] Там же.

[25] Цит.по: Ільїн В.В., Кулагін Ю.І. Філософія (Нариси з історії розвитку філософської думки). – К.,1997, -с.181.

[26] Лосев А.Ф. Жизнь//Повести, рассказы, письма. - С.-Пб., 1993.

[27] Цит.по: Экзистенциализм//Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998

[28] Жизнь после жизни. Раймонд Моуди, Перевод с англ. Исследование феномена жизни
после смерти тела. - Москва-Рига, 1991.

[29] "Путь к себе". N 2, 1990

[30] Платон. Диалоги. «Апология Сократа».

[31] Жизнь после жизни. Раймонд Моуди, Перевод с англ. Исследование феномена жизни
после смерти тела. Москва-Рига, 1991.

[32] Здесь и далее ссылка на упомянутую книгу Р.Моуди.

[33] Там же. Впечатление одного из переживших клиническую смерть.

[34] Козлов Н.И. Философские сказки для обдумывающих житье. - М., 1996, с.75

[35] ТРУД Украина, 07.05.99 г., №81

[36] А есть еще такая формулировка смысла жизни: «совмещение на нуле точки координатора человека с точкой координатора мира посредством движения целого в целом». Эдакая настройка вселенского прибора.

[37] Калинаускас И. Жить надо! – С.-Пб.,1994, с.220

[38] Использованы источники: "Жемчужины мысли". - Минск: "Беларусь", 1987

"Эмоции ума", В 2-х т. - Симферополь: "Реноме", 1997

"Энциклопедия мысли". - Симферополь:"Реноме", 1996

"Размышления и афоризмы французских моралистов 16-18 веков".- СПб.: "Terra Fantastica", 1995

Date: 2015-08-24; view: 305; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию