Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Билет №45
В начале XX века народное образование Казахстана было тесно связано с общественно-политической ситуацией. Закон о развитии просвещения, принятый царским правительством в 1906 году, положил начало открытию смешанных русско-казахских школ, создавая в то же время препятствия для деятельности вероисповедальных учебных заведений. В первую очередь они распространялись на мусульманские школы. В конце XIX - начале XX вв. в Казахстане открываются так называемые «новометодные» учебные заведения. Сторонниками «нового метода» были джадиды - члены культурно-реформаторского просветительского и общественно-политического движения мусульман Поволжья, Крыма и Средней Азии. Джадидизм - общественное движение, выступавшее за реформу образования, которое перестало соответствовать новому времени и ущемляло права среднеазиатских народов в общественной жизни. Сторонники «нового метода» (джадиды) предлагали реформировать мусульманские школы и широко внедрять не только светские дисциплины, такие как история, естествознание, русский язык и т.д., но и новую методику обучения. Продолжала увеличиваться сеть русскоязычных и русско-казахских школ. Так, по сравнению с 1897 годом их число к 1911 году удвоилось. Одним из заметных достижений советского режима с 1918 года стало развитие системы народного образования и осуществление сплошной грамотности. В 1918 году были приняты «Декларация о единой трудовой школе», «Положение о единой трудовой школе», в которых провозглашались основные принципы советской образовательной системы - бесплатность, совместное обучение мальчиков и девочек, исключение из преподавания богословских дисциплин, отмена всех видов наказаний, школьное самоуправление. В начале XX века высшее образование из числа казахов имели свыше 100 человек, немалое число имели среднетехническое или профессиональное образование. В 1930-е годы в вузах и техникумах различных регионов СССР обучалось около 20 тыс. казахстанцев. В условиях перехода к мирной жизни встала необходимость в ликвидации неграмотности, подготовке кадров, повышении культурного уровня трудящихся. В 1919 году был подписан декрет Совнаркома о ликвидации неграмотности. Государство объявило массовый культпоход в аул. В 1920-1921 учебном году в Казахстане уже работало около 2,5 тыс. пунктов по ликвидации неграмотности, в которых обучалось более 70 тыс. человек. Начали создаваться передвижные пункты ликвидации безграмотности, красные юрты для работы с женщинами, школы- коммуны, школы -интернаты, рабфаки. Так, к концу Гражданской войны в Казахстане действовало 2,5 тысячи школ, а к 1925 году - более 2,7 тыс. В 1921-1927 годы в республике обучалось около 200 тыс. человек, к концу 1928 года было лишь 25% грамотных, среди казахов - около 10%. Одним из важнейших компонентов системы образования в 1920- 1930-е годы была ликвидация неграмотности среди взрослого населения. В 1921 году правительством Казахстана была образована Центральная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Казграмчека), руководящая всей работой по организации пунктов, где взрослое население овладевало азбучной грамотой. В мае 1926 г. Совнарком республики принял «Устав единой трудовой школы Казахской АССР». Школы постепенно стали переводиться с одногодичной и двухгодичной систем образования на трехгодичную и четырехгодичную, стали открываться специальные школы для девушек-казашек, начал вводиться всеобуч в оседлых районах, а с 1931г. – и в районах с кочевым населением. В 1930 году было введено обязательное всеобщее начальное образование, в 1931 году - обязательное всеобщее семилетнее образование, а также обучение неграмотного трудящегося населения республики в возрасте от 15 до 50 лет. К 1935 году обучением в Казахстане уже было охвачено 91% детей школьного возраста, однако лишь треть из них училась в семилетних и средних школах. В конце 1930- х годов в республике было 120 средних специальных учебных заведений, выпустивших более 5 тысяч специалистов. В 1939 г. грамотность населения республики уже достигла 65%, а среди казахского населения - 40%. Районами сплошной грамотности стали города - Алма-Ата, Караганда, Аулие-Ата (ныне Тараз), Риддер, Шымкент, промышленные поселки Карсакпай, Степняк. Всего за 1926- 1939 гг. грамотность населения Казахстана в возрасте 9-49 лет возросла с 25,2% до 83,6%. Из года в год росли расходы на народное образование Казахстана. В 1940 году в республике уже работало 5,3 тыс. начальных, 1,8 тыс. семилетних и около 700 средних школ. Активными участниками преодоления неграмотности среди взрослого населения были комсомольцы. По их инициативе в 1928 г. начался Всеказахстанский культурный поход, ставший действенной формой ликвидации безграмотности. В 1930 г. в нем участвовало около 5 тыс. комсомольцев-культармейцев. Всего за годы довоенных пятилеток бойцами культурного фронта стали 65 тыс. комсомольцев. Они одновременно являлись учителями, организаторами культурно- массовой и политико-воспитательной работы. Быстро развивалась система профессионально-технического и среднего специального образования. В 1940 году в Казахстане было организовано 35 профессиональных учебных заведений, в годы войны ежегодно обучалось в фабрично-заводских училищах более 26 тыс. человек. К 1940 году ликвидация неграмотности среди трудоспособного населения в основном была завершена. Развитие системы народного образования и осуществление сплошной грамотности явилось одним из достижений советского периода. Большое внимание уделялось подготовке кадров, особенно педагогов. Для подготовки учителей создавались постоянные и краткосрочные курсы. Открывались педагогические техникумы. Специалисты с высшим образованием готовились в основном в Москве, Ленинграде, Ташкенте. В годы Советской власти в Казахстане начала развиваться система высших учебных заведений. Начали открываться первые казахстанские вузы: 1928 год - Казахский государственный педагогический институт, которому в 1935 году было присвоено имя Абая (ныне Алматинский национальный педагогический университет); 1929 год - Алма-Атинский зооветеринарный институт; 1930 год - Казахский сельскохозяйственный институт; 1931 год - Алма-Атинский медицинский институт; 1934 год - Казахский государственный университет имени С.М. Кирова (ныне Казахский национальный университет имени аль-Фараби - КазНУ), Горно-металлургический институт. Открываются педагогические и учительские институты в Уральске, Семипалатинске, Актюбинске, Петропавловске, Шымкенте и Кустанае. В 1930-е годы начина- етразвиватьсясистемазсючногообучения. В1938 году при КазГУ была открыта первая в Началась большая работа по методическому обеспечению школ. В 1921 году выходят первые учебники - «Есеп туралы», «Оку туралы» и «Tin туралы». К написанию новых учебных пособий были привлечены А. Букейханов, А. Ермеков, М. Жумабаев, Ж. Аймаутов, Е. Омаров и другие известные представители национальной интеллигенции. Так, к 1928 году для казахских школ было издано более 30 наименований учебников. В ускорении процесса культурного строительства важную роль сыграла национальная интеллигенция. Она принимала активное участие в создании учебников и учебных пособий на родном языке. Авторами учебников были представители казахской интеллигенции - А. Байтурсынов, Ж. Аймаутов, С. Сейфуллин. Составителем первого школьного учебника алгебры на казахском языке был Каныш Сатпаев, географии-Алихан Букейханов, учебника по истории Казахстана - профессор Санжар Асфендияров. В 1924 году А. Байтурсынов адаптировал к фонетике казахского языка арабскую графику. Усовершенствованный арабский шрифт позволял казахам читать любые тюркоязычные издания, в т.ч. и выходившие за рубежом, однако это считалось политически вредным. В 1929 году был принят указ о переходе казахского языка с арабской графики на латинскую, что нанесло тяжелый удар по системе образования. Сотням тысяч казахов, умеющим читать по-казахски на основе арабской графики, пришлось вновь «стать» неграмотными и осваивать новый алфавит. В 1940 г. казахская письменность была переведена с латиницы на кириллицу. Одновременно с борьбой за всеобщую грамотность власти пытались оторвать народ от огромного духовного наследия веков, зафиксированных в книгах с арабским шрифтом. В годы Гражданской войны и в послевоенное время начинается постепенное возрождение науки Казахстана. В 1918 году в Ташкенте был создан Туркестанский восточный институт, в 1919 году - историко-статистический отдел при штабе Казвоенкомата, делившийся на историческую, этнографическую и естественно-географическую секции. А чуть позже появилась и археологическая секция. В1920 году было основано Общество изучения Казахского края и появились первые научные труды членов Общества А. Чулошникова, Ф. Рязанова, А. Диваева, М. Тыныш- паева, М. Дулатова, В.В. Бартольда, В. Радлова. В 1920-х годах в Казахстане появляются первые научно-исследовательские учреждения - Химико-биологическая лаборатория, Краевая станция защиты растений, Санитарно-бактериологический институт, Институт удобрений и агропочвоведения. В 1932 году была образована Казахстанская база Академии наук СССР, преобразованная в 1938 году в Казахский филиал Академии наук, при котором открывались научно-исследовательские институты (НИИ) различного профиля. Всего в 1932 году в республике работало 12 НИИ, 15 опытных станций, 186 опорных пунктов, лабораторий, гидрометеостанций. Так, если в 1920-х годах в республике работали ученые-академики из центральных регионов, то в 1930- х годах ученое звание профессора получил выдающийся казахский историк С. Асфендияров. В республике в годы войны были сосредоточены крупнейшие научные силы страны. В Боровом вели научные исследования академики В.М. Алексеев, А.Н. Бах,Л.C. Берг, С.Н. Бернштейн, В.И. Вернадский, Н.Ф. Гамалея, Л.И. Мандельштам и др. В Алма-Ате разместилось свыше 20 научно-исследовательских институтов - институт философии, географии, физиологии АН СССР, физико-механический институт АН УССР, Академия архитектуры СССР. В Казахском филиале АН СССР были организованы астрономическая обсерватория, институты языка, литературы и истории, химико-металлургический, почвоведения и ботаники, зоологии и краевой патологии и др. В октябре 1945 г. правительство СССР приняло решение о создании Казахской Академии наук, и в мае 1946 г. состоялось торжественное открытие Академии наук КазССР. Ее первым президентом стал выдающийся ученый Каныш Имантаевич Сатпаев. Почетными членами Академии были избраны И. Бардин, С. Вавилов, И. Мещанинов, В. Обручев. В научном центре насчитывалось 1500 человек, в том числе 78 докторов наук и профессоров, около 200 кандидатов наук. Увеличилось и число ученых-казахов, среди них 12 докторов и 30 кандидатов наук. Особое место в науке Казахстана занимает К. Сатпаев. За многолетний труд «Рудные месторождения Джезказганского района Казахской ССР» в 1942 г. К. Сатпаев был удостоен Государственной премии СССР, ему была присуждена ученая степень доктора геолого-минералогических наук, он был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, отмечен орденами Ленина и Отечественной войны II степени.
Билет №46
Создание прочного тыла и перестройка всей экономики республики на военный лад были задачами первостепенной важности. Великая Отечественная война потребовала всемерного увеличения выпуска продукции на предприятих цветной метуллургии угольной и нефтяной промышленности, предприятиях по добыче редких металлов, созданных в республике в годы довоенных пятилеток. Для этого необходимо в кратчайшие сроки перестроить их работу на военный лад. 16 августа 1941 года ЦК ВКП (б) и СНК СССР утвердили и ввели в действие военно-хозяйственный план на IV квартал 1941 года и на 1942 год для районов Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии. Наряду с быстрым увеличением производства боеприпасов, различного рода боевой техники и военного снаряжения новый военно-хозяйственный план предусматривал резкое увеличение продукции металлургической, угольной и других решающих отраслей тяжелой индустрии, добычи стратегического сырья. Расширение производства танков, самолетов, артиллерийских установок и других видов вооружения настоятельно требовало максимального увеличения добычи цветных и редких металлов. Гигант медной промышленности Балхашской завод, Чимкентский завод, свинцовый завод, промышленный узел Рудного наращивали темпы производства цветных металлов для нужд оборонной промышленности. Резкое увеличение производства продукции для нужд фронта стало основным содержанием работы тыла. Война потребовала усиления поисковых работ и освоения новых месторождений. Еще накануне войны в степях Прибалхашья было обнаружено месторождение молибдена и был заложен рудник «Восточный Коунрад». В результате упорного труда строителей и горняков в начале ноября 1941 года страна получила балхашский молибден. Ускоренными темпами шло строительство новых промыслов и шахт в Караганде, рудников Джездинского, Миргалимсайского, Найзатасского обогатительных фабрик, Актюбинского ферросплавного завода, Текелийского и Усть-Каменогорского свинцово-цинковых комбинатов. Например, за 38 дней был построен Карсакпайский медеплавильный завод. В связи с эвакуацией ряда промышленных предприятий европейской части СССР в восточные районы объем промышленной продукции в стране к концу 1941 года резко сократился. В этих условиях неизмеримо возросло значение Казахзстана, куда перебазировались оборонные заводы и другие предприятия тяжелой и легкой промышленности, а также кохозно-совхозные имущества. В ходе войны были перебазированы из прифронтовой полосы в Казахскую ССР 220 заводов и фабрик, цехов и артелей, а также были реэвакуированы 20 заводов, фабрик, мастерских, конструкторских бюро. Основные районы размещения эвакуированных заводов и фабрик –Алма-Ата, Уральск, Петропавловкс, Чимкент, Семипалатинск, Караганда, Актюбинск.
В связи с временной оккупацией гитлеровцами западных областей страны значительно возросла роль восточных районов, в том числе Казахстана, в укреплении военно-экономического потенциала Советского Союза, в снабжении армии необходимой продукцией. Партия и правительство предусматривали значительное расширение на Востоке страны промышленного и сельскохозяйственного производства и указывали конкретные пути перестройки всего народного хозяйства. Под руководством Коммунистической партии за короткий срок народное хозяйство Казахской ССР было перестроено на военный лад.
Программа перестройки экономики страны на военный лад содержалась в постановлении «О военно-хозяйственном плане на IV квартал 1941 года и на 1942 год по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии», принятом 16 августа 1941 года. Утвержденный правительством план предусматривал превращение этих районов в военные арсеналы страны, значительное увеличение в них выпуска оборонной продукции. Для выполнения этой задачи необходимо было в сжатые сроки разместить и наладить производство многих промышленных предприятий, эвакуированных из западных районов, построить новые, расширить действующие и перевести их на выпуск оборонной продукции, повысить производительность труда и снизить себестоимость продукции, обеспечить предприятия рабочей силой.
Date: 2015-08-24; view: 550; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|