Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Человек и природаМы рассмотрели конфликт внутри человеческого рода. Другим проявлением упадка является постоянный конфликт между человеком и окружающим его миром. В отличие от других живых существ, которые находят себе пищу готовой в окружающей среде, человек должен трудиться, чтобы есть. После того как человек согрешил, Б-г сказал ему (Берешит 3:19): «В поте своего лица будешь есть свой хлеб». В этом смысле, как мы уже говорили, умение обрабатывать металл воплощает способность человека преодолевать природу, в чем усматривается его неумение жить в гармонии с окружающим миром. Вместо того чтобы стать символом человеческого совершенства, цивилизация в своих истоках происходит от людского неумения жить в естественной гармонии с природой. Именно поэтому пользование металлическими сосудами является одним из свидетельств изгнания человека из Эдена. Совершив грехопадение, человек отныне вынужден есть хлеб «в поте своего лица». Он не в состоянии использовать свои умственные способности исключительно для духовного возвышения; вместо этого они служат ему с целью обеспечения самых обычных, животных потребностей. Особенно наглядно это положение проявляется в том, что человек использует металлические сосуды главным образом для еды и удовлетворения самых простых нужд. Подобно тому как состояние нида символизирует внутренний конфликт человека, заключенный в функции размножения, использование металлических сосудов для еды, по своей сути, также является выражением конфликта между его умом и другими естественными функциями, в частности, функцией питания. Поэтому в Торе содержится требование (Бамидбар 31:23) «очищать водой, как нида», все металлические сосуды. Сосудам из металла надо вернуть их «гармонию» с природой путем погружения их в воды Эдена – подобно тому как это делает женщина-нида для возобновления своей половой жизни. Вот почему металлическую посуду также необходимо окунать в микву. Закон погружения сосудов имеет довольно примечательную предысторию. Мы помним, что он был объявлен в связи с войной, которую Израиль вел с Мидьяном. Начало войне положили сексуальные прегрешения евреев, приведшие к идолопоклонству. Тот факт, что человека можно совратить в одну из форм идолопоклонства через его сексуальное влечение, говорит о силе этого влечения. Человек оказывается слаб перед ним. Другими словами, здесь проявляется несовершенство человеческой природы. Известно, что поиск для выхода сексуальной энергии способен заставить человека развязать войну, в результате которой он сам и другие будут подвергнуты риску быть убитыми. В этом мы находим еще одно свидетельство несовершенства человека и его неумения жить в гармонии с самим собой и прочими людьми. Провокационный характер действий моавитян, приведший к войне, подчеркивает разницу между евреями и неевреями, которая также является порождением грехопадения человека. Взятый из Торы эпизод говорит не только о том, насколько человек далек от совершенства, но и о том, что Израиль должен быть постоянно начеку, если хочет обрести утраченное совершенство. Среди добычи, завоеванной израильтянами в ходе войны, весомую часть занимала металлическая утварь для еды – «золото, серебро, медь, железо, олово и свинец». Тот факт, что утварь была получена в результате распутства, идолопоклонства и совершения убийств, свидетельствует о том, в какой бездне оказался человек. Поэтому, для того чтобы ею можно было пользоваться, надо было духовно ее возвысить – окунуть в микву. Дарование Торы произошло при аналогичных условиях: накануне евреям было велено погрузиться в микву. Однако в данном случае заповедь была сформулирована не так, как в случае с посудой, а несколько иначе (Щмот 19:10): «Пусть омоют свои одежды». Как мы уже выяснили, это означает, что сами люди тоже были должны окунуться в микву, поскольку во всех случаях, где Тора предписывает омыть одежду, речь идет и о погружении тела. Мы говорили раньше, что одежда, ко всему прочему, является также символом человеческого греха. До того как Адам согрешил, человечество не нуждалось в одежде. Люди были наги и «не стыдились этого». Действительно, ивритское слово бегед, «одежда», образовано от корня багад, что означает «бунтовать». Другими словами, одежда – символ бунта человека против Б-га. А раз так, то, поскольку дарование Торы тесно связано с возвратом человека к совершенному состоянию, самому акту дарования должно было предшествовать «омывание одежд», т.е. погружение одежды евреев, а также их собственных тел в микву. В результате, их одежда, которая раньше была символом бунта человека против Б-га, также возвысилась до уровня Эдена, удостоившись войти в его воды. Только тогда евреи получили право стать обладателями Торы, которая является важнейшим средством возвращения человека к состоянию грядущего совершенства.
|