Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исторический материализм К.Маркса
Материализм исторический - марксистская теория общественного развития, создателями которой являются Маркс К. и Энгельс Ф. Исторический материализм (материалистическое понимание истории), по определению Маркса К. и Энгельса Ф., представляет собой науку о наиболее общих законах и движущих силах развития общества. Общество предстаёт как единый целостный процесс во всём многообразии проявлений общественной жизни. Открытые Марксом К. законы являются методом исследования исторического прошлого и настоящего, основой социальных прогнозов. Исторический материализм возник в с. XIX в. как научно-теоретическое выражение интересов пролетариата, теоретики марксизма рассматривали его как органическое единство научной объективности и партийности, что позволяет применять его в качестве научной основы политической практики пролетариата, стратегии и тактики классовой борьбы, построения коммунистического общества. Исходной посылкой исторического материализма является тезис о первичности общественного бытия (материи) по отношению к общественному сознанию, которое рассматривается как отражение социальной формы движения материи. Хотя в истории действуют люди, сознательно преследующие свои цели, эти цели, как и средства их достижения, определены материальными условиями их жизни. Т.о., понятие материи распространяется на историю, которая понимается как продукт и результат материальной деятельности людей, как общественно-историческая практика, как объективный всемирно-исторический процесс. Методом исследования истории становится материалистическая диалектика, что позволило создать последователь но материалистическое учение об обществе. Основной причиной общественного развития Маркс К. считал противоречие в способе материального производства м.динамично развивающимися производительными силами общества и консервативными производственными отношениями. Фундаментальной категорией исторического материализма является общественно-экономическая формация, исторически определённый этап общественного развития, исторически конкретная форма взаимосвязи экономического базиса и идеологической надстройки. Диалектическое противоречие базиса и надстройки определяет характер, механизм, темп исторического прогресса. История человечества предстаёт как закономерная смена общественно-экономических формаций. Движущей силой, творцом истории является народ, в своей повседневной деятельности создающий средства удовлетворения материальных потребностей людей, которые являются необходимым условием формирования потребностей более высокого уровня (духовных потребностей) и необходимых средств их удовлетворения. Способом перехода от одной общественно-экономической формации к др.является социальная революция, коренной переворот в экономическом базисе общества и политико- культурной надстройке. На основе анализа механизма смены общественно-экономических формаций делается прогноз о закономерном возникновении коммунистической формации как общества, гармонически сочетающего свободу индивида и общества. Историческим субъектом строительства коммунизма является пролетариат, в классовой борьбе уничтожающий эксплуатацию как форму общественных отношений. В осуществлении этой задачи Маркс К. и Энгельс Ф. видели историческую миссию пролетариата. Научный прогноз о закономерном возникновении коммунизма, по опрёделению Энгельса Ф., превращает социальное учение марксизма из утопии в науку. Открытые Марксом К. и Энгельсом Ф. законы общественного развития раскрывают роль общественно-исторической практики в завоевании человеком свободы. Свобода понимается как познанная необходимость, применённая в практике для достижения поставленных человечеством целей. Историческая закономерность проявляется в сознательной целеполагающей деятельности людей и посредством этой деятельности. Свобода, т.о., заключается не в независимости от законов природы, а в возможности использовать их для достижения поставленных целей. Исторические законы проявляются в деятельности людей как общая тенденция общественного развития, конкретные исторические события уникальны и неповторимы в др.условиях, при др.обстоятельствах. Т.н.м. в исторических событиях проявляются общие, типические черты, характерные для определённой общественно-экономической формации. Знание законов общественного развития не освобождает человека от необходимости действовать, полагаясь на объективность и неизбежность действия законов истории, а, напротив, побуждает народные массы к активной преобразовательной деятельности. В общественно-экономических формациях, построенных на эксплуатации, историческая закономерность проявляется стихийно через классовую,борьбу. Данный период общественного развития Маркс К. назвал предысторией человечества, подлинная история ("скачок из царства необходимости в царство свободы") начинается с построения коммунистического бесклассового общества, в котором общественные изменения являются результатом планомерного самоизменения общества в интересах как общества в целом, так и каждого из его членов. Исторический материализм развивался в трудах последователей марксистской теории, в теоретической деятельности, идеологов коммунистических партий и международного рабочего движения, Основной задачей их деятельности стала защита исторического материализма от ревизионистской критики и развитие его основных положений в новых исторических условиях. В России в н. XX в. исторический материализм развивался и популяризировался в трудах Плеханова Г.В. и Ленина В.И Date: 2015-08-24; view: 1949; Нарушение авторских прав |