Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Не могу пойти на компромисс! Может быть, я опять не в той профессии?
Когда люди мечтают о творческой профессии, им, естественно, видится прекрасная картина: они занимаются творчеством с утра до вечера, в свое удовольствие, и им за это платят! Однако на практике через некоторое время опять начинается все то же самое: заказчики, рынок, спрос и вкусы толпы. А где же романтика?! Опять начинается «это автору нравится, а люди не берут» или «кто платит, тот заказывает музыку». Я некоторое время брала интервью у малых предпринимателей, превративших свою творческую работу в бизнес. Среди прочих я задавала вопрос: «Были ли у вас какие‑то совершенно провальные проекты или товары? Что‑то, что вроде сделали с умом, с верой, старались, нигде не схалтурили, а отдача настолько слабая, что прямо диву даешься. Не покупают – и все?» И, конечно же, следом – другой интересный вопрос: «Удалось ли выяснить, в чем была причина?» Неожиданно для меня все ответили одинаково: «Да, конечно было! – и добавили: – Этим самым провальным проектом был тот, который мне нравился больше всех!» Почему?! Почему тот образец, который больше всего нравился автору, в который он вложил больше всего вдохновения, души, стараний, – обязательно станет «лежаком»? И ведь все добавляют следом другую стандартную историю: «А вот была у меня картинка – я вообще хотел ее выбросить. Она показалась мне банальной, я ее сделал за пять минут, и думал, что это видно. Но друг сказал, что это надо попробовать выпустить, потому что уже пять человек обратили на эту картинку внимание. И вот мы напечатали ее на майках, и она уже пятый год хит продаж. Я ее и в первый день не особо любил, а теперь она мне уже надоела не знаю как, но продается, что теперь делать!» Такие истории рассказывают самые разные люди, работающие в разных стилях. Я слышу то же самое о живописи, футболках, сумках, зонтах или мисочках для собак и кошек. Почему происходит такое? Я еще не нашла ответа на этот вопрос. Один из моих знакомых выдвинул предположение, что по вещам, сделанным для себя, слишком видно, что автор именно для себя делал, вообще не думая ни о ком. Угодил, так сказать, собственной душе. И якобы покупатели это чувствуют (и потому плохо покупают). Я не понимаю, что в этом плохого, когда делают для себя, но это единственная более или менее логичная теория, поэтому я готова ее принять. Гораздо более интересный вопрос – что делать с этим? Пытаться угодить каждому отдельному заказчику бесполезно. Многим вообще угодить невозможно: чем больше подгоняешь свои действия под их пожелания, тем абсурднее становятся последующие требования (что логично). То же самое происходит с аудиторией в целом: сколько ни вслушивайся, все равно всегда «кому щи жидки, а кому жемчуг мелок». Выходит, если думать только о себе и заниматься своими делами – невзлюбят. Если заискивать и пытаться угодить – замучают и выбросят. И где вообще та граница, до которой можно идти навстречу заказчику, потому что он, в конце концов, платит за это свои деньги? Вопрос сложный, и научиться правильно «гнуть свою линию» – одна из самых важных вещей в творческой работе. Например, я видела очень многих иллюстраторов, которые боялись упустить заказ, поэтому соглашались работать в любых техниках и выполнять любые задания, включая те, что не радуют совсем. Через некоторое время они оказывались перед портфолио, полным работ, которые не хочется подписывать своим именем. И среди заказчиков, с которыми совсем не хочется работать. И пожимали плечами: «А что делать? Все это время мне нужно было что‑то есть!» Другие в той же ситуации начинали работать в избранном стиле и ставили перед фактом: «Я буду работать так, потому что в этой стилистике у меня хорошо получается. Здесь я чувствую себя уверенным, тут мне проще всего сделать хорошую работу, качество которой никогда не упадет ниже определенного уровня!» И продолжали настойчиво наполнять свой портфель работами, выполненными в этой стилистике, делать только такое, пока не набирали достаточно покупателей, которым они нравятся как есть. При этом некоторые из них, опять же, брались рисовать что угодно, на любые темы. Другие сразу ставили рамки и здесь. Некоторые новички сразу назначают высокие цены за свою работу, просто потому что они посчитали, сколько им это стоит усилий, и решили, что столько надо за эту работу получать. Некоторые с этими ценами долго сидят на мели, пока кто‑то не поверит, что их бескомпромиссность в цене означает такое же отношение к качеству. И, естественно, всех волнует вопрос: а есть ли такие, которые действительно своим упрямством добились полного отторжения у клиентов? Ведь нельзя всем навязать свой стиль и свое в и дение в любом деле! Все правильно, в любом – нельзя. Если кто‑то выбрал профессию коммерческого иллюстратора, он должен уметь проиллюстрировать некий текст. Иначе он просто не будет профессиональным иллюстратором, это часть его мастерства – остроумно, но понятно и узнаваемо разработать заданную тему. На моих встречах очень часто поднимают похожие вопросы, и мы с моим агентом любим пересказывать историю, когда клиент принес стихотворение и попросил написать его на рекламном плакате. Естественно, плакат должна была украсить иллюстрация, подходящая к тексту. А в тексте говорилось о том, как наш герой бредет по снегу, замерзший, грустный, в валенках и шапке‑ушанке. Каково же было удивление менеджера, когда иллюстратор, выслушав все пожелания, принес картинку с мальчиком, который весело бежал босиком по пляжу. В трусах, на фоне песка, моря и ярких лучей солнца. Когда его спросили, как же так и почему он нарисовал совсем другую картинку, он ответил: «А я так вижу!» Естественно, успешным коммерческим иллюстратором с таким подходом не будешь. Стоит ли удивляться, если заказчик такую работу не примет? Стоит ли вообще упираться, когда просят нарисовать конкретные вещи? Если иллюстратору настолько трудно выполнять хоть какие‑то требования – подобная работа не для него. То же самое относится к дизайнерам, модельерам, режиссерам, кому угодно. Просто есть очень много творческих профессий, в которых выполнение определенных пожеланий заказчика должно быть частью интриги. Если у автора нет спортивного интереса «сделать что попросили, но при этом остаться верным себе», дело плохо. Работать над подобными заказами можно, только если некоторые ограничения, поставленные клиентом, аудиторией или задачей, вызывают азарт и желание попробовать. Если видишь в этом вызов, а не попытку оскорбить свои самые светлые чувства. Если любое выставление границ и условий воспринимается как «наступить на горло песне» – счастливого взаимодействия с заказчиком не будет. Но у меня есть хорошие новости даже для тех, кто не терпит никаких ограничений. Когда речь зашла о том самом иллюстраторе, многие воскликнули: «Да, я именно такой, как мне быть?», и в тот же момент встрепенулись арт‑директора: «Мне все время встречаются такие на работе – что мне с ними делать?» Ничего с ними не нужно делать. Пусть просто занимаются своим делом и признаются себе и другим честно в том, кем именно они хотят быть. Если кто‑то хочет делать все на свое усмотрение, а другие чтобы покупали это как есть, значит, он хочет быть художником! Именно художник отличается от дизайнеров, иллюстраторов, модельеров, архитекторов (список можно продолжать долго) такой маленькой деталью: он делает как видит и как хочет. А кому не нравится, тот пусть не берет. Модельер – тот, кто делает платье, соответствующее моде, которое удобно носить и которое красит хозяина. Художник может сделать платье, которое вообще носить невозможно и в котором человек выглядит более чем странно. Художник может сделать дизайн сайта, которым невозможно пользоваться, снабдив его кнопками, которые никуда не ведут, и нечитабельными текстами. Он может писать книги на несуществующих языках, оформлять интерьеры, в которые нельзя войти, сочинять стихи, не имеющие ни рифмы, ни ритма. Рекламировать то, что не продается и не покупается, варить то, что нельзя есть. Мы живем в такое время, когда понятие «искусство» растянулось до самого горизонта. Все можно сделать искусством и делать и продавать как искусство. Единственное, что нужно, это иметь собственное цельное представление о том, каким все это должно быть, иметь концепцию, идею, задачу. И работать над этим своим искусством с такой же серьезностью, как и над любым другим бизнесом. (Сделав делом первой важности, изучив рынок, просчитав и продумав свою стратегию.)
Date: 2015-08-24; view: 287; Нарушение авторских прав |