Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
для специальностей 171100 МОП и 190603 ЭОМ
Тверь 2006 Методические указания "Тяговый расчет автомобиля" являются руководством к выполнению курсового проекта студентами высших учебных заведений специальностей 17.11 "Машины и оборудование природообустройства и ремонт машин" и 2301 "Сервис и техническая эксплуатация транспортных и технологических машин и оборудования (водное хозяйство). Методические указания составлены в соответствии с программами дисциплин "Тракторы и автомобили" и "Транспортные и базовые машины и оборудование, применяемые в водном хозяйстве". Методические указания рассмотрены и рекомендованы к печати на заседании кафедры "Механизация природообустройства и ремонт машин" (протокол № 3 от 26 декабря 1997 г.).
Составитель: к.т.н., доц. Закорин Г.В.
© Тверской государственный технический университет, 1998
Тяговым расчетом определяются: полная масса автомобиля, расчетные скорости движения, передаточные числа трансмиссии и мощность двигателя. Исходными данными для расчета являются: назначение и тип автомобиля, номинальная грузоподъемность, максимальная скорость движения и величина приведенного (суммарного) коэффициента сопротивления дороги ψ, на которой должна достигаться максимальная скорость автомобиля. В расчетах можно принимать ψ = 0,03... 0,04. Расчетом последовательно определяются:
1. Полная масса автомобиля
m = mо + mr + an, кг,
где т0 — масса снаряженного автомобиля; тr — масса груза (номинальная грузоподъемность); п — число мест в кабине; а = 75 кг — масса водителя или пассажира. Масса снаряженного автомобиля принимается по прототипу (приложение 1, табл. 1 и 2) или находится, задаваясь коэффициентом грузоподъемности ηG = . Для грузовых автомобилей дорожной (нормальной) проходимости ηG = 0,9... 1,1. Сила тяжести (вес) автомобиля G=тg = m 9,81, Н.
2. Номинальная мощность двигателя
Мощность двигателя, необходимая для движения полностью загруженного автомобиля с максимальной скоростью движения в заданных условиях, определяется по формуле
где G — полный вес автомобиля (сила тяжести); G = 9,81 т, Н; Pw max — сила сопротивления воздуха при V max в Н, определяемая по формуле.(/1/ с. 15); η тр - механический КПД трансмиссии, определяемый по эмпирической формуле (/1/ с. 31); V max — максимальная скорость движения, км/ч. Полученное значение номинальной мощности округляется и по окончательно принятому значению рассчитывается дизель и характеристики автомобиля. В случае установки на автомобиль карбюраторного двигателя определяется его максимальная мощность, значение мощности округляется и расчет двигателя выполняется для режима максимальной мощности. Максимальная мощность карбюраторного двигателя, работающего с ограничителем, может быть определена по эмпирической формуле: где или берется по прототипу; nmax= пN — частота вращения при максимальной мощности; пH — частота вращения при номинальной мощности, обычно указываемая в задании или принимаемая по прототипу.
3. Подбор шин и определение радиуса качения ведущих колес
Подбор шин производится по нагрузке, приходящейся на колесо. Для нахождения нагрузки на колесо распределение массы по осям можно принять по прототипу. Находятся коэффициенты нагрузки передних и задних колес прототипа или ; где mпР — полная масса заданного прототипа автомобиля; mп и mK — массы, приходящиеся на переднюю и заднюю оси (приложение 1, табл. 1 и 2).
Массы, приходящиеся на передние и задние колеса проектируемого автомобиля находятся по выражениям или ; где ткП — полная масса проектируемого автомобиля; z 1 — число колес передней оси автомобиля; z 2 — число колес задней оси или тележки.
По ГОСТ 5513 — 75 следует подобрать размер шин и определить статический радиус колеса. Радиус качения ведущих колес определяется по выражению r к= (0,98... 0,99) r ст.
4. Передаточные числа коробки передач Кинематическая схема трансмиссии не разрабатывается и принимается такой же, как у конструктивного прототипа (Приложение 2, рис. 1... 5,). Схема выполняется на миллиметровой бумаге по размеру листа записки. Передаточное число главной передачи находится по формуле: где r к — в метрах; n Н— об/мин., Vmах — км/ч.
Величина i0 уточняется исходя из практической возможности подбора чисел зубьев шестерен главной передачи, ориентируясь на прототип. В двухступенчатых главных передачах можно изменить число зубьев шестерен цилиндрической передачи на 1—2 зуба, оставляя сумму зубьев этих шестерен неизменной. В этом случае конструкция картера главной передачи не меняется.
Пример 2. По расчету передаточное число главной передачи i0 = 6,60. Конструктивный прототип имеет:
Оставляя неизменным модуль зуба и межосевое расстояние шестерен, изменим число зубьев шестерен цилиндрической Пары (z17 И z 16), Тогда
Как видно, полученное значение i 0 больше отличается от расчетного, чем i0 прототипа. Поэтому для последующих расчетов следует принять i0 = 6,456. По окончательно принятому значению i0 уточняется мак- симальная скорость автомобиля ()
Передаточное число трансмиссии на первой основной передаче определяется по формуле:
где Gсц =λк * mg = 9.81* λк *m — сцепной вес автомобиля, Н; φ - коэффициент сцепления ведущих колес с дорогой (/1/, с. 378, приложения, табл. 2); ηтр1 — механический КПД трансмиссии ([1] с. 31); Мmax = к * Мн = К9554
максимальный крутящий момент двигателя Н-М; К — коэффициент приспособляемости двигателя по крутящему моменту; к =1,2... 1,4 — карбюраторные двигатели; к = 1,15... 1,22 — дизели с корректором подачи топлива. Передаточное число первой передачи коробки передач будет
Полученное значение сравнивается с передаточным числом конструктивного прототипа и, если надо, то вносятся изменения в число зубьев шестерен на 1—3 зуба (см. примеры 1 и 2). При этом целесообразно изменять число зубьев шестерен второй пары, оставляя неизменными шестерни постоянного зацепления, входящие в передаточные числа других передач. В записке указывается принятое значение передаточного числа iК1 и число зубьев шестерни первой передачи. В первом приближении принимается, что передаточные числа коробки передач образуют геометрический ряд со знаменателем прогрессии
где z – число передач, включая прямую передачу. Передаточные числа последующих передач определяются по выражениям:
……………
Так же, как для первой передачи, определяются уточнением (действительные) передаточные числа коробки передач и соответствующие им расчетные скорости автомобиля (; км/ч).
Данные тягового расчета автомобиля заносятся в табл./ и в последующем используются для расчета и построения тяговых и динамических характеристик автомобиля. Данные тягового расчета автомобиля
Таблица 1
5. Расчет и построение тяговых и динамических характеристик автомобиля
В курсовом проекте должны быть рассчитаны и построены графики силового и мощностного баланса автомобиля, динамическая характеристика, графики ускорения, времени и пути разгона автомобиля для движения его с полной нагрузкой на всех передачах. Для построения указанных зависимостей выбирают 8—10 расчетных скоростных режимов двигателя от nmin до пн (пN) и по скоростной характеристике определяют значения крутящего момента и мощности двигателя. Полученные данные заносят в табл. 2. Далее для всех скоростных режимов работы последовательно рассчитываются:
1. Скорость движения автомобиля
2. Касательная сила тяги
где Мк — крутящий момент двигателя для данного скорост- ного режима рабочего двигателя; η тр — механический КПД трансмиссии /1/. В расчетах его можно принять одинаковым для всех передач.
3. Сила сопротивления воздуха
Значения коэффициента обтекаемости кw приведены в учебнике (/1/ с. 15). 4. Сила суммарного сопротивления дороги
5. Составляющие мощностного баланса При будет 6. Динамический фактор автомобиля
где G — полный вес автомобиля (сила тяжести), Н G = 9,81* m, Н 7. Ускорение автомобиля
где G = 9,81 м/с2 — ускорение свободного падения; δ Вр= 1,05 + 0,05 iк2— коэффициент учета вращающихся масс автомобиля; i К — передаточное число коробки передач. Результаты расчетов вносятся в таблицу и по расчетным данным строятся графики тягового (силового) и мощностного баланса, динамическая характеристика, графики ускорения и обратной величины ускорения. Характер кривых и методика построения изложены в рекомендуемой литературе: (1), (5). Таблица 2 I передача (i1 =)
2 передача (i2 =) и т. д.
Графики времени и пути разгона ввиду отсутствия точно выраженной аналитической связи между ускорением и скоростью движения строятся графоаналитическим способом. Для этого строится график величин обратных ускорениям
(рис. 1). На этом графике заштрихованная элементарная площадка представляет собой в масштабе подин- тегральное выражение интеграла, выражающего время разгона где V в . Поэтому любая площадка ограниченная кривой , осью абсцисс и двумя ординатами, представляет собой время разгона в данном интервале скоростей. Разбив площадь графика вертикальными линиями на отдельные участки, находят (приближенно) время разгона
и т. д.
где ; и т. д. — средние значения величины обратной ускорению соответственно на первом, втором, и т. д. участках; ΔV1 ΔV 2 и т. д. — интервалы скоростей, км/ч. Обычно принимают ΔV =ΔV1=ΔV2 = ΔVз и т. д. Рекомендуется принимать ΔV=10 км/ч. Время разгона от минимально устойчивой скорости Vmin до конечной скорости Vmax будет:
, с.
По полученным значениям строят кривую времени разгона t = f(V), принимая t = 0 при минимальной скорости движения Vmin = V1. Скорости V 2 будет соответствовать значение Δt 1, скорости V3 — значение Δt1 + Δt2 и т. д. Полученные точки соединяют плавной кривой, выражающей зависимость времени разгона от скорости движения (рис. 2). Для определения пути разгона также пользуются методом графического интегрирования. График времени разгона так же, как описано ранее, разбивается на участки изменения скорости и определяется путь разгона на каждом участке и т. д.
где VСР1, VcР2 и т. д. — средние скорости движения соответственно на первом, втором и т. д. участках.
Очевидно
Общий путь разгона м. По полученным данным следует построить график пути разгона автомобиля. Кривую пути разгона строят от минимальной скорости V 1= Vтiп, для которой S = 0. Графический способ определения времени и пути разгона подробно рассмотрен в литературе (/1/ с 170). В расчетно - пояснительной записке должен быть приведен полный расчет времени и пути разгона для одного из промежуточных участков (интервалов) скоростей. Результаты всех расчетов вносятся в табл. 3. Таблица 3. В заключение должна быть составлена краткая техническая характеристика автомобиля. Основная графическая часть проекта должна быть выполнена на трех листах миллиметровой бумаги формата А1. На первом листе вычерчиваются: индикаторная диаграмма двигателя; графики газовых сил, сил инерции, суммарной и тангенциальной сил и сил, действующих на стенку цилиндра и по радиусу кривошипа; скоростная характеристика двигателя. На втором листе должны быть динамические характеристики автомобйля^рис.3.;. . На третьем листе вычерчивается кинематическая схема трансмиссии автомобиля по данным тягового расчета. На каждом листе проекта должен быть штамп; диаграммы должны иметь названия.
Библиографический список 1. Основы теории и расчета трактора и автомобиля/ В, А. Скотников, А.А. Машенский, А.С. Солонский. Под ред. В.А. Скотникова,- М.: Агропромиздат, 1986. - 383 с, ил. к. Автотракторный транспорт: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 1984. - 304 с, ил. 3. Основы теории автомобиля и трактора /В.В.Иванов, В.А.Иларионов, М.М. Морин. - М.: Высшая школа, 1987. ■ 4. Техническая характеристика и описание конструкции заданного прототипа автомобиля. 5. Тракторы и автомобили: Методические указания по изучению дисциплины / Московский ордена Трудового Красного Знамени гидромелиоративный институт. Сост. В.И. Кнороз, Г.А. Затолокин, М.А. Кульчев и др. М.,1991. 118 с.
Date: 2015-08-24; view: 427; Нарушение авторских прав |