Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица
13. Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица - преступное нарушение общего порядка регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Под государственной регистрацией юридических лиц или индивидуальных предпринимателей Закон о госрегистрации юридических лиц понимает акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с федеральным законом (ст. 1). 14. При этом регистрация (государственная регистрация) индивидуальных предпринимателей и юридических лиц понимается широко - и как регистрация первичная, например, регистрация создаваемого юридического лица, и как регистрация последующих принципиальных изменений правового статуса индивидуального предпринимателя или юридического лица - регистрация реорганизуемых юридических лиц, регистрация изменений в учредительных документах, регистрация в связи с ликвидацией юридического лица или прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. 15. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства (ст. 8 Закона о госрегистрации юридических лиц). Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. В Законе о госрегистрации юридических лиц специально подчеркивается: "Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом" (п. 4 ст. 9). Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр (ст. 11 Закона о госрегистрации юридических лиц). 16. Порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей несколько отличается. Для государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ; в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины (ст. 12 Закона о госрегистрации юридических лиц). 17. При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления; б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); в) решение о реорганизации юридического лица; г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; д) передаточный акт или разделительный баланс; е) документ об уплате государственной пошлины (ст. 14 Закона о госрегистрации юридических лиц). 18. Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством РФ требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины (ст. 17 Закона о госрегистрации юридических лиц). 19. Наконец, для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган должны быть представлены следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины. При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства (ст. 21 Закона о госрегистрации юридических лиц). 20. Во всех указанных случаях в заявлении о регистрации подпись заявителя должна быть нотариально удостоверена (ст. 9 Закона о госрегистрации юридических лиц). 21. Изложенный порядок регистрации относится ко всем юридическим лицам. Однако для отдельных их видов установлены некоторые специальные требования по государственной регистрации, в том числе по тем документам, которые должны быть представлены на регистрацию. 22. Так, для государственной регистрации политической партии, созданной на учредительном съезде политической партии, в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях"*(160) (далее - Закон о партиях), в федеральный уполномоченный орган представляются следующие документы: а) заявление, подписанное уполномоченными лицами политической партии, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов; б) устав политической партии в двух экземплярах, сброшюрованный, пронумерованный, заверенный уполномоченными лицами политической партии, а также текст устава в машиночитаемом виде; в) программа политической партии, заверенная уполномоченными лицами политической партии, а также текст программы в машиночитаемом виде; г) заверенные уполномоченными лицами политической партии копии решений учредительного съезда политической партии о создании политической партии, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о создании региональных отделений политической партии, о формировании ее руководящих и контрольноревизионных органов с указанием данных о представительстве делегатов на этом съезде и результатах голосования; д) документ об уплате государственной пошлины; е) сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с политической партией; ж) экземпляр общероссийского периодического печатного издания, в котором опубликованы сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии; з) заверенные уполномоченными лицами региональных отделений политической партии копии протоколов проведенных более чем в половине субъектов Российской Федерации конференций или общих собраний региональных отделений политической партии с указанием численности членов политической партии в ее региональных отделениях, а также места нахождения руководящих органов региональных отделений политической партии (ст. 16 Закона о партиях). Для государственной регистрации политической партии, созданной путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, перечень документов отличается от вышеприведенного (ст. 17 Закона о партиях), равно как и для государственной регистрации регионального отделения политической партии (ст. 18). 23. Специфика государственной регистрации религиозных организаций определена в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"*(161). Так, для государственной регистрации местной религиозной организации должны быть представлены следующие документы: а) заявление о регистрации; б) список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения; в) устав религиозной организации; г) протокол учредительного собрания; д) документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром; е) сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей; ж) сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией; з) документ об уплате государственной пошлины (п. 5 ст. 11). 24. Для государственной регистрации общественного объединения, в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"*(162) (далее - Закон об общественных объединениях), подаются следующие документы: а) заявление, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, с указанием их фамилий, имен, отчеств, места жительства и контактных телефонов; б) устав общественного объединения в трех экземплярах; в) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа; г) сведения об учредителях; д) документ об уплате государственной пошлины; е) сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением; ж) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений; з) при использовании общественным объединением личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, - документы, подтверждающие правомочия на их использование. 25. Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций в Банк России в установленном им порядке, в соответствии со ст. 14 Закона о банках, представляются следующие документы: 1) заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций; в заявлении также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа кредитной организации, по которому осуществляется связь с кредитной организацией; 2) учредительный договор (подлинник или нотариально удостоверенная копия), если его подписание предусмотрено федеральным законом; 3) устав (подлинник или нотариально удостоверенная копия); 4) бизнесплан, утвержденный собранием учредителей (участников) кредитной организации, протокол собрания учредителей (участников), содержащий решения об утверждении устава кредитной организации, а также кандидатур для назначения на должности руководителя кредитной организации и главного бухгалтера кредитной организации; 5) документы об уплате государственной пошлины и лицензионного сбора; 6) копии документов о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения налоговыми органами выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года; 7) документы (согласно перечню, установленному нормативными актами Банка России), подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями - физическими лицами в уставный капитал кредитной организации; 8) анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Указанные анкеты заполняются этими кандидатами собственноручно и должны содержать сведения, установленные нормативными актами Банка России, а также сведения о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыта руководства таким подразделением не менее двух лет; о наличии (отсутствии) судимости. Этим же законом установлена и специфика порядка государственной регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного банка (ст. 17). 26. При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; б) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если это лицо является гражданином России); в) копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином); г) копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является лицом без гражданства); д) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством РФ или международным договором РФ (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица); е) копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в РФ (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства); ж) подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в РФ (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в России, не содержит сведений о таком адресе); з) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним); и) документ об уплате государственной пошлины. При этом верность копии документа, представляемой при указанной государственной регистрации, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случая, если заявитель представляет ее в регистрирующий орган непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности такой копии соответствующий документ в подлиннике (ст. 22.1 Закона о госрегистрации юридических лиц). 27. При государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; б) документ об уплате государственной пошлины. Государственная регистрация при прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в связи со смертью данного лица осуществляется на основании поступивших в регистрирующий орган в установленном законодательством РФ порядке сведений о государственной регистрации смерти данного лица. Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) осуществляется на основании копии решения суда о признании его несостоятельным (банкротом), поступившей в регистрирующий орган в установленном законодательством РФ порядке. Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке по решению суда осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном законодательством РФ порядке копии решения суда о прекращении деятельности данного лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке. Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с вступлением в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном Правительством РФ порядке информации о вступлении в силу указанного приговора суда. Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с аннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном Правительством РФ порядке информации об аннулировании указанного документа или на основании окончания срока его действия с учетом содержащихся в государственном реестре сведений о таком сроке (ст. 22.3 Закона о госрегистрации юридических лиц). 28. В соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"*(163) фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законом (ст. 5). На основании Постановления Правительства от 16 октября 2003 г., государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (п. 2). 29. В соответствии с п. 1 ст. 51 ГК РФ отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. В государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя может быть отказано в законном порядке: 1) если не представлены определенные Законом о госрегистрации юридических лиц необходимые для государственной регистрации документы; 2) если документы представлены в ненадлежащий регистрирующий орган; 3) если в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (отказ в регистрации реорганизуемых юридических лиц); 4) не утратила силу прежняя государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; 5) не истек год со дня принятия судом решения о признании физического лица несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворять требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью; 6) не истек год со дня принятия судом решения о прекращении в принудительном порядке деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; 7) не истек срок, на который физическое лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью. При этом решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, перечисленные выше. Во всех других случаях отказ в государственной регистрации является неправомерным (ст. 23 Закона о госрегистрации юридических лиц). Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Оно направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке. 30. Неправомерным, исходя из изложенного, будет, например, отказ в регистрации: 1) по личным мотивам (из-за мести, личной неприязни, ненависти и т.д.); 2) без объяснения, хотя были представлены все необходимые документы. На необходимость мотивации отказа указано, например, в ст. 16 Закона о банках: "Решение об отказе в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций сообщается учредителям кредитной организации в письменной форме и должно быть мотивировано"; 3) в связи с отсутствием документов, представление которых не требуется законодателем (например, гарантийных писем, подтверждающих местонахождение предприятия); 4) в связи с тем, что предприятий подобного профиля в регионе достаточное количество; 5) обоснованный необходимостью соответствия учредительных документов требованиям, не предусмотренным законом (например, требование нотариального удостоверения документов в не предусмотренных законом случаях); 6) из-за неявки заявителя на регистрацию; 7) в связи с отказом зарегистрировать индивидуального предпринимателя по месту его жительства; 8) отказ в регистрации политической партии из-за ошибок или неточностей в программе политической партии. Последняя, согласно п. 3 ст. 20 Закона о партиях, представляется исключительно для сведения федерального уполномоченного органа, и федеральному уполномоченному органу запрещается требовать от политической партии внесения каких-либо изменений в ее программу; 9) отказ в регистрации благотворительной организации в связи с тем, что юридический адрес для нее представляет собой место жительства конкретного физического лица. В п. 2 ст. 9 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"*(164) указано: "Не допускается отказ в государственной регистрации благотворительной организации в связи с предоставлением ей юридического адреса гражданином по месту его жительства"; 10) отказ в регистрации общественного объединения в связи с нецелесообразностью его создания. В ст. 23 Закона об общественных объединениях отмечено: "Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается" и т.д. 31. Следует разграничивать отказ в принятии документов на государственную регистрацию и отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица. Отказ в регистрации предполагает официальный отказ уполномоченного должностного лица осуществить регистрацию. Незаконный отказ в принятии документов на регистрацию подпадает под другую форму воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности - уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица.
Date: 2015-08-24; view: 434; Нарушение авторских прав |