Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Зорин П. Г"Твой ребенок - гений" Содержание Предисловие 1. Что может влиять на генетику ребенка 2. Болезни матери и ее будущий ребенок 3. Условия беременности и психическое недоразвитие 4. Аборт 5. Внешние условия и развивающийся плод 6. Опустошительная депривация 7. Отождествление или привязывание 8. Потерянный и возвращенный рай 9. Воспоминания о забытом 10. Воспитание до рождения 11. Ребенок и взрослые 12. Взрослые и ребенок 13. Присоединение к миру взрослых 14. Влияние родителей на развитие ребенка 15. Комплексы и компенсации 16. Воображение и фантазии 17. Каким должен быть родитель 18. Воспитание прекрасного 19. Ребенок не бывает плохим 20. Дистанции отношений 21. И еще о патологии воспитания 22. Немного об эгрегоре 23. Еще о воспитании детей 24. Стремление к знаниям 25. Психологические особенности 26. Некоторые физические особенности 27. Самовосприятие ребенка 28. Ребенок в семье 29. Кое-что о способностях детей 30. О творческих способностях малыша 31. Неадекватность – не самое лучшее качество 32. О формировании "я" ребенка 33. Проблемы половых различий 34. Еще о некоторых особенностях детей 35. Об интересах ребенка 36. О фантазиях и творчестве 37. Стадии развития ребенка 38. Развитие физического интеллекта 39. Еще о стадиях развития ребенка 40. 1-я стадия – продолговатый мозг 41. 2-я стадия – варолиев мозт 42. 3-я стадия – средний мозг 43. 4-я стадия – начальный корковый период 44. 5-я стадия – дальнейшее развитие коры головного мозга 45. 6-я стадия кора головного мозга 46. 7-я стадия – развитая кора головного мозга 47. 14 качеств, которые необходимы вашему ребенку 48. Воспитание зрительной системы 49. Воспитание слуха 50. Когда ребенок хочет учиться 51. Значение расширения знаний о внешнем мире 52. Традиции могут быть ошибочными 53. Развитие абстрактного мышления 54. Развитие воображения 55. Обучение чтению 56. Обучение счету 57. 1-й этап обучения счету 58. 2-й этап обучения счету 59. 3-й этап обучения счету 60. 4-й этап обучения счету 61. 5-й этап обучения счету Заключение Предисловие По мнению известного американского психолога и врача Глена Домана, каждый ребенок в момент своего рождения обладает более высоким умственным потенциалом, чем тот, который имел Леонардо да Винчи. Глен Доман работал с детьми, имевшими какую-либо врожденную патологию, и с теми, которые считаются в современной медицине нормальными. В настоящее время появилось множество исследований, свидетельствующих о том, что умственный потенциал ребенка может быть значительно увеличен, если с ним начинать работать не со времени его рождения, а с периода его зачатия. Многочисленные исследования, проводимые в различных лабораториях мира, дали право известному американскому ученому, доктору медицины Станиславу Грофу утверждать, что "допустимо говорить о ментальных процессах у клеток, органов, низших организмов, растений, экологических систем, социальных групп или всей планеты". Уже зигота, возникшая от слияния женской и мужской клеток, имеет свое поле, в котором запечатлеваются события внешнего мира, приходящие не только через тело матери, но и с теми образами, которые возникают в ментальном ее поле. Эта мысль подтверждается мнением нейрохирурга Карла Прибрама, который считает, что "сенсорные стимулы генерируют поля прямых потоков, которые имеют те же очертания, что и сами стимулы". Другими словами, внешний мир отпечатывается в нашем уме в виде трехмерных пространственных моделей. Эти модели в "архивном" виде хранятся в нашей памяти. При воспоминании происходит "разархивирование" материала в трехмерные образы, соответствующие прежде пережитым реальностям. Каким-то, пока неизвестным способом, хранится в памяти и протяженность времени, в котором происходили прошедшие события в жизни. Говоря о ментальных процессах на клеточном уровне, не следует думать, что они соответствуют таковым у сформированного организма. Они направлены на сохранение жизнедеятельности в тех условиях, в которых клетка находится. И, конечно, образы внешнего мира влияют на функциональное, а затем, и на физическое ее состояние. Потом, когда зигота разовьется в организм, самостоятельно существующий во внешнем мире, все пренатальные события останутся в подсознании человека, в значительной мере определяя не только особенности его реакций на внешние обстоятельства, но и его склонности, и способность к творчеству. Конечно, чрезвычайно важно развивать творческий потенциал ребенка, поднимая его до возможно большего, предельного уровня, но не менее важно развивать этот потенциал от периода зачатия до рождения, И здесь мы сталкиваемся с проблемой, которая не всеми родителями решается однозначно. Во-первых, для многих взрослых беременность является чем-то неожиданным и нежелательным. Во-вторых, многие родители не хотят быть воспитателями и педагогами для своих детей. В-третьих, большинство людей считает, что "У ребенка должно быть детство", понимая под этим стихийность его развития, когда учить его чему бы то ни было, кроме разговорной речи, еще слишком рано. Вопрос о том, что является наиболее важным в семейной жизни, должны решать для себя все люди, вступающие в брачные отношения. К сожалению, не все родители этот вопрос решают в пользу своих детей. Необходимо помнить, что люди, которые не умеют обращаться с детьми не должны бы их иметь, так как из них выходят отвратительные родители. Те же, которые считают детей величайшим на свете чудом, должны их иметь, потому что из них получаются превосходные родители. Самое важное в семейной жизни - это дети. Естественно, что в связи с этим интересы ребенка для родителей должны стоять на первом месте. Многие родители хотят, чтобы их дети начали свою жизнь с того места, до которого они успели дойти сами. К сожалению, мы, взрослые, подходим к детям и их реакциям с позиций взрослого человека. Это в значительной мере мешает нам понимать друг друга. У взрослых уже все дифференцировано: ум может действовать отдельно от эмоций, а эмоции могут быть отдельны от физического тела, У младенца все не так: он функционирует, как единый орган чувств. Нередко можно наблюдать, как все тельце новорожденного, припавшего к материнской груди, сжимается в тот момент, когда молоко попадает ему в рог. Вероятно, это связано с тем, что в эти мгновения он чувствует вкус молока не только во рту; реакция ребенка такова, будто весь он является единым органом вкуса. В период первых лет жизни подобные реакции малыша проявляются и в других ситуациях: ребенок сжимается всем телом, когда внезапно что-нибудь увидит или услышит. Возможно, это событие и не имеет ничего угрожающего, но полученное впечатление бывает настолько сильным, что в некоторых случаях может вызвать приступ плача. Говорят, что И.И.Левитан - русский живописец-передвижник, сохранил в себе это свойство, присущее раннему детскому возрасту, на всю свою жизнь. У него нередко бывали случаи, когда при виде какого-нибудь замечательного пейзажа он от восторга мог упасть, так как был не в состоянии удержаться на ногах. Ребенок также воспринимает тончайшие эмоциональные состояния взрослых, И многие из нас уже убедились в том, что скрыть от детей наше настроение практически невозможно. Дети моментально чувствуют наше раздражение, и в результате, начинают, по нашим понятиям, вести себя неадекватно. Мне вспоминается эпизод, регулярно возникавший в одной семье, где плачущий малыш всегда замолкал на руках отца, а мать раздраженно возмущалась этим, потому что, по ее мнению, он должен был чувствовать себя спокойно именно у нее на руках, так как она его кормит. Или еще один пример: отец вернулся домой после конфликта, произошедшего у него на работе, в который он, против своего желания был втянут. Обычно, проходя мимо комнаты, где находилась его трехмесячная дочь, он склонялся над ней, и она улыбалась ему. На этот раз все было иначе: он еще был заполнен гневом, который, конечно, к его дочери не имел никакого отношения. Но едва он наклонился над ней, как она сразу же начала плакать. У детей в возрасте до семи лет есть еще одна особенность, которой природа наделила их, по-видимому, из благих намерений. Дети копируют взрослых, которые находятся вокруг них, особенно своих родителей. Разумеется, каждый из нас видел, как маленькие дети, находясь рядом с взрослыми, повторяют их жесты, походку, мимику, манеры речи и поведения и т.д. В том случае, если им запрещают копировать, то это может привести их к невротическим состояниям. Так, у одного школьника мать была властной и жестокой женщиной. Все члены семьи беспрекословно подчинялись ей. И, конечно, она являлась основным примером для своего сына. Он подражал ей во всем. Но, когда он оказался в садике, а потом в школе, обстоятельства не всегда складывались так, как ему бы хотелось. Нежелание ему подчиняться, а то и физический отпор на его притязания быть лидером, приводили его в состояние ярости и жестоким отношением к тем, кто слабее его. Конечно, мать считала свои отношения с домочадцами вполне разумными и правильными, так как "если их не держать в жесткой узде, то они очень скоро распустятся". В приведенном выше примере мальчик всего лишь хотел делать то же, что и его мама, подражал ей. Отклонения от общепринятой нормы поведения, прежде всего, возникают потому, что дети подражают отрицательному примеру своих родителей. У заносчивых родителей вырастает и заносчивый ребенок. Рудольф Штейнер назвал возраст до семи лет подражательным периодом жизни. Он хотел обратить особое внимание воспитателей на то, что слова, которые они говорят детям - предостережения, объяснения и прочие высказывания, обращенные к их разуму - либо играют ограниченную роль, либо не играют вообще никакой роли по сравнению с предметным миром или реальными действиями людей. Дети очень восприимчивы к внешним проявлениям поведения других людей, в особенности к жестам. Например, жесты, сопровождающие речь разгневанного взрослого, производят на них более сильное впечатление, чем само содержание слов. В своем докладе, сделанном тринадцатого августа 1924 года Рудольф Штейнер говорил: "Вы можете сколько угодно говорить с ребенком, можете сколько угодно учить его, но все это останется впустую. Важно то, каковы вы сами - добры ли, проявляете ли доброту в своих поступках, или злы, раздражительны и демонстрируете это своим поведением. Короче, все, что вы делаете, воспринимается ребенком и продолжает существовать в нем. И это главное. Ребенок, как единый орган чувств, реагирует на все впечатления, возникающие у него от восприятия конкретного человека. Поэтому, нельзя полагаться на то, что он способен отличить хорошее от плохого. Надо постоянно помнить - все, что происходит в непосредственном окружении ребенка, преобразуется в нем в его дух, душу и плоть. Его здоровье и развивающиеся наклонности зависят от того, как ведут себя его близкие". Один из пионеров в области детской психиатрии, англичанин Джон Боулби, по поручению Всемирной организации здравоохранения изучал взаимосвязь между условиями жизни ребенка и его психическим развитием. Проанализировав обширный практический материал, Боулби установил, что наиболее частая причина психической запущенности ребенка, заключается не в недостатке материальных средств, слишком большой численности семьи, плохих условий жизни, профессиональной занятости матери или других подобных внешних факторах, а в определенной внутренней установке взрослых, воспитывающих детей. Многие его описания условий, в которых растут дети, просто потрясают. Он отмечает, что с душевной запущенностью детей нередко приходится сталкиваться в домах, где есть материальный достаток. Вот как он сформулировал результаты одного из исследований: "Восемьдесят девочек с криминальными наклонностями в возрасте от двенадцати до шестнадцати лет подвергались психотерапии в течение шести лет. Лечение было успешным лишь в пятидесяти процентах случаев... Однако успех психотерапии не зависел ни от интеллектуальных способностей пациенток, ни от наследственных факторов. Напротив, однозначной была зависимость от типа отношений, сложившихся в семьях девочек". Боулби считает, что "депривация (недостаток любви; эмоциональный, сенсорный и социальный голод) на протяжении первых лет жизни оказывает на ребенка такое же опустошительное влияние, как рахит". Обобщая материал многочисленных наблюдений, он показал значимость постоянства "образа матери", создающегося у ребенка на протяжении первых лет жизни. При этом идентичность образа матери с биологической матерью не обязательна. И далее Боулби утверждает, что материнская любовь оказывает основополагающее воздействие на развитие ребенка. А вот что говорит по этому поводу американский детский психиатр, профессор Сельма Фрайберг, значительную часть своей жизни, посвятившая исследованию болезней, связанных с отсутствием "самоотдачи" родителей. В своей книге "Магические годы" она пишет: "Нам стало понятно, что психические качества, которые мы считаем собственно человеческими, не входят в тот "багаж", который получает ребенок при рождении... Это не инстинкты... И они не просто приобретаются по мере созревания. Подлинно человеческая любовь, представляющая собой нечто большее, чем эгоистическая любовь к самому себе, возникает как "продукт человеческой семьи" в результате тех душевных уз, которые возникают внутри нас". Человеческая разумность в значительной мере зависит от умения использовать символы и, прежде всего символы речи, которой дети овладевают уже в раннем возрасте через чувство контакта с взрослыми. Понятие "Я", идентичность собственной личности, так же, как и осознание человеком самого себя, как индивидуума, приобретаются на ранних стадиях контакта между родителями и детьми. Торжество человека над природой своих инстинктов, готовность сдерживать собственные влечения, ограничив их определенными рамками, даже действовать вопреки им, если они вступили в противоречия с целями и намерениями высшего порядка, - всему этому нужно учиться, а научить можно только в ранние годы развития, и только любовью. Даже "совесть, далее продолжает Сельма Фрайберг, самое большое культурное завоевание человечества, достигнутое им в результате прогресса сознания, - не является неотъемлемым врожденным свойством, а есть продукт родительской любви и воспитания". Окружение, в котором находится ребенок в первые годы своей жизни, очень сильно влияет не только на его психические функции, но и на его физическое развитие. Очень хорошим примером этому могут служить дети, воспитанные животными. "Волчьи дети" из Миднапура, найденные в 1920 году местным протестантским миссионером Дж. Э. Л. Сингхом, были тогда приблизительно лет двух и восьми - это были девочки. Они имели некоторые особенности, отличающие их от обычных детей: "Резцы были длиннее и острее, чем обычно бывают у людей. Ротовая полость была кроваво красного цвета. Дети могли сидеть на корточках на полу, но не могли стоять. Их коленные и тазобедренные суставы были для этого не приспособлены... Глаза были почти круглыми. В течение дня им с трудом удавалось бороться со сном, но ночью, около 12 часов, их глаза становились широко открытыми и сверкали в темноте, как у кошек и собак. Дети гораздо лучше видели ночью. Когда они нюхали что-нибудь, их мясистые ноздри шевелились... Руки были длинными и мускулистыми, они свисали почти до колен и свидетельствовали о силе и ловкости. Кисти рук были длиннее, чем обычно, ногти на ногах и руках загибались вовнутрь. Пищу дети принимали непосредственно ртом, как собаки. Спали они на полу, тесно свернувшись клубком в каком-нибудь углу. Они не проявляли никаких признаков страха перед темнотой, но боялись света и огня". Детей поймали и забрали на миссионерский пункт, где за ними ухаживали и воспитывали внимательно и нежно. Младшая умерла через год после того, как их обнаружили, старшая еще прожила девять лет, выучила в общей сложности, около пятидесяти слов и проявляла под конец своей жизни некоторые признаки интеллекта. Рудольф Штейнер подчеркивал, что органы человеческого тела формируются определенным образом до семилетнего возраста. "Позже происходит рост, но он основывается на уже выработанных ранее формах..." Во внутриутробном периоде природа заботится о правильной среде обитания для физического тела человека. Подобно этому воспитатель должен позаботиться о создании правильного физического окружения для ребенка сразу после рождения. Ребенок подражает тому, что происходит в его окружении, и в ходе подражания его физические органы приобретают будущие формы. Нужно рассматривать понятие "окружающего" как можно шире. К нему относится все, что происходит вокруг ребенка, что может быть, воспринято его чувствами, что может в ближайшем пространстве воздействовать на его духовные силы. Это так же все поступки, доступные его пониманию, - моральные или аморальные, разумные или глупые. Если здоровое зрение формируется, когда в окружении ребенка имеются правильные цветовые и световые соотношения объектов, то физические предпосылки для здорового морального чувства формируются в мозгу, если ребенок видит в своем окружении морально правильные поступки, если же до семи лет он видит рядом с собой одни вздорные поступки, то его мозг принимает такие формы, которые в последующей жизни сделают его способным только к глупостям" (В кн. "Воспитание ребенка"). В то время, когда Рудольф Штейнер писал эти слова, исследования человека еще не позволяли говорить о решающем значении окружения для духовного и физического развития ребенка, но в настоящее время уже имеется огромный фактический материал, подтверждающий мысли этого гениального педагога. И если сейчас у нас имеются достаточно эффективные методы работы с детьми до семилетнего возраста, то развитие детей более позднего возраста в лучшем случае все еще определяется общепринятыми академическими методами их обучения и воспитания. 1 Что может влиять на генетику ребенка Эволюция была бы невозможной, если бы внешние условия не влияли на генетику живого существа. Дельфины и киты когда-то были сухопутными животными и, в связи с изменением образа жизни, радикально изменился не только их внешний вид, но и внутренняя структура их организма и даже физиология обменных процессов. Еще одним примером влияния внешних условий существования на генетику является трансформация обычного комара в комара городского. Изменился ротовой аппарат самцов. Из грызущего, как это характерно для обычного комара, он буквально за несколько последних лет стал сосущим, как у самок. Никаких промежуточных вариантов. Изменения произошли сразу. И если прежде нас кусали только особи женского пола, то теперь у комаров при решении проблем с пропитанием процветает семейственность. Изменился не только внешний вид комара, но во многом и его поведение. Разумеется, эволюционные законы природы распространяются и на человека. И чем старше по возрасту человек, тем больше внешних влияний в сумме он получит, и тем в большей мере будет изменена его наследственность, которую он может передать своим детям. И почему-то это в большей мере сказывается на генетике мужчин. Отсюда понятно, почему от отцов, достигших возраста мудрости, рождаются более одаренные дети. Передаются не знания, полученные отцами, а общий фон их развития и даже их состояния. Передаются не привычки, которые они приобрели в течение своей жизни, а только предрасположенность к приобретению этой привычки. Так, дети, родившиеся от отцов, которые в течение своей жизни приобрели психологию раба, будут иметь склонности рабов, а родившиеся от алкоголиков будут предрасположены к алкоголизму. Хотя есть и другого рода примеры, которые показывают, что интересы родителей не остаются безразличными для их детей даже в том случае, когда родитель по каким либо причинам отделен от ребенка. Вот один из случаев, подтверждающий эту мысль. (Случай взят из книги Михаила Ивановича Буянова - "Беседы о детской психиатрии"). "Жизнь этой женщины долгое время складывалась не очень удачно, было ей под сорок, семья не сложилась, работа была малоинтересная. Однажды она отправилась в очередную командировку и в поезде познакомилась с хорошо одетым и красивым мужчиной примерно ее возраста. Возникла, по ее словам, "любовь с первого взгляда", все время они проводили вместе. Так прошло три недели. Нужно было возвращаться, расстались с грустью. Этот мужчина, по его словам, был женат и имел детей. Расставаясь, поклялись друг другу писать и встречаться. Вскоре героиня рассказа обнаружила первые признаки беременности и решила ее сохранить. Родился мальчик. Роды, беременность - все было, как обычно бывает у всех. Ребенок мало болел, с четырех лет находился в детском саду. Там воспитатели стали жаловаться на то, что мальчик ворует вещи у детей, хитроумно прячет их, и уносит домой. Воровство носило продуманный и совершенно сознательный характер; пойманный на месте преступления мальчик плакал, просил прощения, лгал, изворачивался и т. Д. В школе продолжалось то же самое, но одноклассники по-своему расправлялись с вором: они не уговаривали его, а избивали. Силу мальчик уважал и после боялся воровать, но затем начинал воровать у тех, кто не мог его избить. Был он хитер, старался не попадаться, умел очень ловко выкручиваться, если воровство обнаруживалось. Когда принимали в пионеры, дал слово, что не будет воровать. В пионеры был принят, но продолжал свое "хобби": воровал только нечто ценное и хорошее, уносил домой, доказывал матери, что случайно нашел и т.д. С отцом мальчика мать больше никогда не виделась, адреса его найти не могла, хотя чуть ли не объявила всесоюзный розыск. Но все данные, которые он ей сообщил, оказались ложными. Когда мальчику исполнилось тринадцать лет, мать неожиданно получила письмо пропавшего возлюбленного. Тот писал, что он - профессиональный вор, его отец и дед тоже были ворами. У них, воров, своя особая жизнь, они могут жить только среди своих. Он часто думает о ней, просит не вспоминать его недобрым словом и т. д. Обратного адреса не было, да женщина и не собиралась его разыскивать, она его уже давно забыла, и все ее мысли теперь были сосредоточены на ребенке. Единственное, что ее беспокоило, это дальнейшая судьба ребенка - не станет ли и он таким же вором". То же самое мы можем говорить и о конституции человека. Склонные к полноте родители передают эту склонность своим детям и т.д. Не следует думать, что матери являются переносчиками только отцовской наследственности. Они так же вносят свою лепту в генетику будущего человека, но, преимущественно видовую и еще кое-что, приобретенное от возможных отцов будущего ребенка, с которыми у них прежде были интимные отношения. Всем известен факт, что любящие супруги, прожившие долгую жизнь совместно, почти всегда чем-то походят друг на друга не только психологически, но и физически. Объяснения этому явлению пришло от селекционеров, занимающихся выведением пород домашних животных и птиц. Оказалось, что самец оставляет в организме самки информацию о некоторых своих генетических особенностях. Даже тогда, когда фактически зачатия не происходит, все же, материнский организм, в связи с половым влиянием партнера, несколько изменяется. В итоге, селекционеры стали отбраковывать самок, имевших незапланированные половые контакты. В последние годы в западной специальной литературе появились работы, показывающие, что влияние полового партнера на генетику не в меньшей мере проявляется и у людей. Другими словами, на родившегося ребенка накладывает свой отпечаток не только конкретный отец, но и предыдущие половые партнеры матери. В естественной природе этот процесс оправдан, так как он обогащает генетику вида. Обычно спаривание в дикой природе происходит на своеобразной конкурсной основе, где побеждает более совершенный, что нельзя сказать о человеческом обществе. К сожалению, в настоящее время никто об этом не думает, что приводит к значительному повышению процента патологии среди родившихся детей.
2 Болезни матери и ее будущий ребенок А теперь несколько слов о физической патологии беременной женщины. Состояние органов женщины в этот период во многом определяет формирование будущего организма ребенка. Возьмем для примера диабет. При этом заболевании поджелудочная железа вырабатывает недостаточно инсулина, без которого клетки организма не могут усваивать углеводы. В связи с этим будет недостаток инсулина и у развивающегося плода, организм которого интенсивно растет. И тогда его поджелудочная железа начинает быстро расти и напряженно работать, чтобы компенсировать недостаток этого гормона не только у него самого, но и у его матери, которая в связи с этим на период беременности перестает страдать диабетом. Ее еще не родившийся ребенок взял на себя заботу о ее здоровье. Потом, когда его существование будет отдельным от матери, истощенная чрезмерной нагрузкой его поджелудочная железа, под влиянием какого-либо внешнего фактора, может однажды отказать. И человек заболеет диабетом. Не правда ли, похоже на наследственность. Мать болела диабетом и ее дочь или сын тоже страдают такой же болезнью. То же самое мы можем говорить и о многих других заболеваниях. И еще можно добавить, что в подобных случаях страдает у плода не какой-то один орган, а весь организм, так как среда для нормального его развития становится неблагоприятной.
3 Условия беременности и психическое недоразвитие Французский психиатр Эрнест Шарль Лассег говорил, что бывают дети с врожденным слабоумием, а бывают рожденные "богачами", но, в процессе жизни, растерявшие свое духовное богатство. Первых называют олигофренами (олигофрения - малоумие), а последних - страдающими деменцией (деменция - приобретенное слаоумие). Основным симптомом детей-олигофренов является в большей или меньшей степени неспособность к абстрактному мышлению и недостаточность адекватности поведения при взаимодействии с людьми. Обычно это обнаруживается в шести - семилетнем возрасте, когда ребенок идет в школу, где вскоре раскрывается его несостоятельность. Только в шести - восьми процентах случаев олигофрения имеет наследственные причины, когда отец или мать страдают такой формой умственной отсталости. И свыше девяноста процентов олигофрении являются следствием, каких-либо повреждающих факторов. К ним относятся токсикозы беременных, перенесенные в этот период инфекционные заболевания, прием психотропных средств в период беременности, различного рода наркомании. Следует знать, что различные напитки, тонизирующие организм, такие как крепкий чай, кофе - тоже имеют в себе наркотический компонент. Любителей крепкого чая называют чифироманами, а любителей кофе - кофеиноманами. Алкоголь в любого рода напитках - это тоже наркотик, в первую очередь разрушающий социальные структуры мозга. Опьянение следует рассматривать, как отравление высших, тонких структур центральной нервной системы и, в связи с этим, растормаживание наиболее грубых, древних отделов головного мозга. В настоящее время, когда различного рода наркомании захлестнули все человечество, количество рождающихся детей-олигофренов резко возросло, не говоря уже о множественных физических врожденных нарушениях. Если мать в период беременности продолжает принимать наркотики (курение - тоже одна из форм наркомании), то ее ребенок в этом случае может иметь не только олигофрению, но и врожденную наркоманию. Это связано с тем, что наркотики свободно проходят через плацентарный барьер, и еще не родившийся ребенок легко становится наркоманом. Иногда таким детям, только что родившимся у матерей-наркоманов, приходится вводить наркотик, так как абстиненция, возникшая в связи с прекращением поступления наркотика после отделения пуповины, вызывает значительные страдания у младенца и даже может привести к его смерти. Приведем пример случая, описанного в книге М. И. Буянова "Беседы о детской психиатрии". "Мальчик родился от беременности, протекавшей с сильной рвотой, отеками, головными болями. В конце беременности мать перенесла тяжелое простудное заболевание, принимала много лекарств. Художница по профессии она до последнего дня беременности вела светскую жизнь, много работала, курила и не отказывалась от рюмки вина. "Я же свободная женщина, не хочу, чтобы беременность лишала меня свободы", - говорила она. Раннее развитие ребенка было своевременным, но он много болел. Во время болезни у него начинались бред и галлюцинации, он плохо засыпал, испытывал страхи, куда-то в ужасе бежал, иногда возникали судорожные подергивания мышц рук и ног. С 3 - 4 летнего возраста эти явления стали проходить, но мать заметила, что ребенок плохо переносит жару, духоту, езду в транспорте, быстро устает, не выдерживает даже незначительного психического и физического напряжения. Если ребенок простужался, то болезнь протекала длительно, после болезни он долго не мог прийти в себя, становился еще более утомляемым и вялым. Мальчик был повышенно суетлив, не собран, раздражителен, плаксив. Все это стало особенно заметным, когда ребенок пошел в школу: быстро уставал, к концу урока плохо соображал, становился непоседлив. Работоспособность его была неравномерной: если он не уставал, то учился хорошо, все интеллектуальные процессы у него были нормальными, память не страдала. Но стоило ребенку утомиться, вовремя не отдохнуть, как он плохо усваивал новое, с трудом запоминал, становился неусидчивым и не сосредоточенным, внимание его рассеивалось. Мать заметила также что, если сын днем не поспит или вечером слишком поздно ложится спать, все эти явления усиливаются, - он "встает с левой ноги", даже бывает драчлив. В движениях был неловок, неуклюж, из-за этого часто становился мишенью насмешек со стороны сверстников. Обидчивый и вспыльчивый, он в ответ на легкие обиды и иронию начинал драться. Во время этих драк ему доставалось больше всех... Учился мальчик все хуже и хуже. Это стало очевидным в четвертом классе, когда нагрузка возросла, и мальчик, помимо занятий в общеобразовательной школе, стал дополнительно учить иностранный язык"... У мальчика был церебрастенический синдром (церебро - мозг, астения - слабость), обусловленный органическим поражением головного мозга за счет патологии беременности и, конечно же, за счет невоздержанности матери, которая не хотела жертвовать своей свободой ради своего будущего ребенка. Такие дети жалуются на сильные головные боли, их легко укачивает в транспорте, они плохо переносят жару и духоту, быстро утомляются, раздражительны, плаксивы. У некоторых нарушается сон: при очень глубоком сне они могут не проснуться при позывах на мочеиспускание, у других сон может быть поверхностным, неспокойным, со всевозможными кошмарами. Для них типична утомляемость при интеллектуальных нагрузках. В том случае, если для них организовать дневной сон, ограничить количество принимаемой жидкости на ночь и перевести их на молочно-растительную диету, то состояние их может быть заметно улучшено. И, конечно, их надо предохранять от переохлаждения, перегревания, и от физических и интеллектуальных перегрузок. В дальнейшем, в случае невозможности создания для таких детей специального режима дня, у них может сформироваться патологическая личность со снижением интеллекта и грубыми антисоциальными наклонностями. Далеко не последнее место среди причин, приводящих к врожденному слабоумию, занимают всевозможные внешние фрустрирующие факторы, воздействующие на беременную женщину (фрустрация - одна из форм психологического стресса). Ярким примером этому служит наше время, когда в состоянии фрустрации оказались многие народы, жившие на территории бывшего СССР. И, конечно, большое значение имеет отношение женщины к своему будущему ребенку. Будет ли благоприятной среда формирования младенца в лоне матери или нет, зависит не только от перечисленных выше причин. Развивающийся плод буквально "купается" в волнах вибраций материнских эмоций и состояний. Известно, что если концентрироваться на каком-либо органе своего тела, то этим самым можно вызвать в нем определенные физиологические изменения. Например, если вы обращаетесь к своему сердцу, в котором в связи с ишемией (местное сужение коронарных сосудов) появилась боль и просите его успокоиться и работать спокойно и безболезненно, оно нормализует свою функцию и боли проходят. Конечно, оно не понимало ваших слов, но до него дошли ваши вибрации и сняли напряжение. И если вы не хотите иметь растущего в вашем теле ребенка, если вы ненавидите его, то ваши вибрации доходят до него и вызывают неблагоприятное влияние не только на развитие его головного мозга, но нередко и физического тела. Вместо вибраций любви он получает вибрации, в лучшем случае - безразличия, а в худшем - ненависти. Для нормального развития плода в лоне матери необходим положительный аккорд вибраций, а не отрицательный - тормозящий, уродующий и разрушающий развитие ребенка.
4 Аборт Не правда ли, это слово звучит как удар топора в руках палача. Удар топора, который прерывает жизнь, может быть, будущего гения, который бы принес человечеству ожидаемое им светлое будущее. Вот что известно из проведенного в России в 1993 году анализа соотношения родов и абортов: на сто родов производится двести восемь абортов и этот показатель постепенно растет. Недостаточная сексуальная культура населения, особенно среди молодежи, приводит к тому, что ежегодно в России прерывают беременность в возрасте до пятнадцати лет - 5000 девочек-подростков и 40000 девушек до семнадцати лет, а среди всех искусственных абортов 10 процентов являются криминальными. Среди всех случаев материнской смертности практически четверть связана с абортами, не считая того, что после абортов многие женщины становятся бесплодными. В развитых странах мира различные общественные организации при поддержке религиозных конфессий, активно выступают против искусственных абортов, рассматривая их, как покушение на жизнь человеческого существа. Для формирования такого мнения у общественности используются различные методы информации глубоко и эмоционально воздействующие на психику человека. Примером такого эмоционального воздействия может послужить "дневник не рожденного ребенка", предлагаемый читателю ниже. Этот дневник составлен неизвестным автором, с некоторыми неточностями сроков развития эмбриона, что, однако, совсем не влияет на эмоциональную ценность этого произведения.
Дневник не рожденного ребенка 5 октября. Сегодня началась моя жизнь. Мои родители еще об этом не знают, но я уже есть. Я девочка. У меня будут светлые волосы и голубые глаза. Уже все генетически определено, даже то, что я буду любить цветы. 19 октября. Некоторые говорят, что я еще не настоящий человек, что только моя мама существует. Но я настоящий человек, так же как маленькая крошка хлеба - все же настоящий хлеб. Моя мама есть и я - есть. 23 октября. Мой рот уже открывается. Только подумайте, примерно через год я буду смеяться, а потом и говорить! Я знаю, что моим первым словом будет МАМА. 25 октября. Сегодня мое сердце начало биться совершенно самостоятельно. С этих пор оно спокойно будет биться всю мою жизнь, никогда не останавливаясь для отдыха. А через много лет оно устанет, остановится, и я умру. 2 ноября. Я вырастаю понемножку каждый день. Мои руки и ноги начинают принимать форму, но мне еще придется долго ждать, прежде чем эти маленькие ножки поднимут меня, чтобы я смогла дотянуться до маминых рук, прежде, чем эти маленькие ручки смогут собирать цветы и обнимать моего папу. 12 ноября. На моих руках начинают формироваться крошечные пальчики. Смешно - какие они маленькие! Я смогу гладить ими мамины волосы. 20 ноября. Только сегодня доктор сказал моей маме, что я живу здесь, под ее сердцем. Ах, как она, наверное, счастлива! Ты счастлива, мама? 23 ноября. Мои мама и папа наверно думают, как меня назвать. Но они даже не знают, что я маленькая девочка. Я хочу, чтобы меня назвали Катей. Я уже становлюсь такой большой. 10 декабря. У меня растут волосы. Они гладкие, светлые и блестящие. Интересно, какие волосы у мамы? 13 декабря. Я уже немножко могу видеть. Вокруг меня темно. Когда мама принесет меня в мир, он будет полон солнечного света и цветов. Но чего я хочу больше всего - это увидеть маму. Какая ты мама? 24 декабря. Интересно, моя мама слышит тихий стук моего сердца? Некоторые дети приходят в мир больными, но мое сердце сильное и здоровое. Оно бьется так ровно: тук-тук, тук-тук. У тебя будет маленькая здоровая дочка, мама! 28 декабря. Сегодня моя мама убила меня. 5 Внешние условия и развивающийся плод Более ста лет назад ученые морфологи обратили внимание, что в мозгу новорожденных имеется значительное количество атрофированных нейронов. Возникло предположение, что эти нейроны атрофированы в связи с их невостребованностью в период внутриутробного развития плода. К этому времени уже существовало достаточно достоверной информации о том, что от числа нервных клеток головного мозга в значительной степени зависит интеллект будущего ребенка. В связи с этим в конце семидесятых и в начале восьмидесятых годов нашего столетия сначала в Европе, а потом в США стали возникать идеи о целесообразности начала воспитательного процесса в дородовый период человека. И появилась даже специальная отрасль психологии - педагогика дородового воспитания. К этому времени уже существовала специальная электронная медицинская аппаратура, дающая возможность наблюдать за состоянием плода и его двигательными реакциями. Уже в 1982 году японские ученые, используя созданный для этой цели гидрофон, определили, что внутриутробно ребенок слышит все, что происходит, как внутри организма матери, так и вокруг нее. Но все звуки, в связи с тем, что они проходят через материнские ткани, несколько приглушены и теряют около тридцати процентов своей громкости. Наиболее громкими оказались звуки работающего сердца матери. Уже у четырехнедельного зародыша появляется своя сердечная пульсация, хотя необходимость в его насосной функции наступит в значительно более поздние сроки. А пока это сердце, размером с булавочную головку будет выполнять запускающую физиологическую функцию организма. Так, от эктодермальной пластинки зародыша, из которой, в будущем, должен развиться головной и спинной мозг, по направлению к сокращающемуся, со скоростью сто сорок пять ударов в минуту, сердцу начинает прорастать тончайшее нервное волоконце. Крошечное сердце в этот период, как радиомаяк, рассылает во все стороны свои радиоволны, ориентируясь, на источник которых нервное волоконце достигает излучателя ритмичных импульсов и как только состоится контакт, сразу же начинается бурное развитие центральной нервной системы. С этого времени сердце зародыша дирижирует гармонией развития всех органов будущего человека. Потом, позже, оно будет посылать к ним вместе с кровью и питание и кислород, и очищать их от отработанных продуктов жизнедеятельности, пропуская кровь через почки. Уже с восьмой недели зародыш приобретает способность реагировать на различные раздражители окружающей его среды, а в четырнадцать недель он начинает реагировать на звук и воспринимать речевые структуры и определенным образом реагировать на них. Проводимые исследования и накопленная информация о физиологии и психологии развивающегося ребенка в пренатальный период, привели к тому, что в конце восьмидесятых годов беременным женщинам в эксперименте стали накладывать на живот наушники аудиоплейера, чтобы их малыши тоже слушали нравящуюся им музыку. С 1984 года в нашей стране так же проводилась активная экспериментальная работа по музыкальному "озвучиванию" беременных женщин и в двухстах случаях (из двухсот, взятых для эксперимента) дети после рождения опережали своих сверстников в различных психомоторных реакциях и активно тянулись к музыке. В период проведения музыкальных занятий беременные женщины отмечали заметные реакции плода на различные музыкальные произведения и, кроме того, утверждали, что спокойная классическая музыка способствует установлению у них самих положительного эмоционального настроя. Для прослушивания музыки эффективен и бесконтактный метод, когда слушателями одновременно могут быть и мать и отец и их еще не родившийся ребенок. Лучше всего пользоваться музыкальными произведениями лирических композиторов, таких как Чайковский, Шопен, Шуберт, Лист, Моцарт, Вивальди. Полезно использовать песни своего народа и колыбельные песни. Особенно, когда исполнительницей их будет мать будущего ребенка. И, конечно же, чтение сказок. Не надо думать, что он еще ничего не понимает, хотя это и действительно так, но он все запоминает. Потом, прослушанная им музыка, рассказанные ему сказки, и прочитанные стихи, создадут гармонию его эмоциональной сферы и эстетику его ума. И, когда он будет достаточно взрослым, это может определить его духовные интересы. В дальнейших исследованиях было замечено, что в семьях профессиональных вокалистов, постоянно упражнявшихся дома, кроме музыкальной предрасположенности, дети имели еще и определенные анатомические особенности. Матери, имевшие сопрано, рождали детей с хорошо развитой верхней частью тела. Они без труда могли поставить пальцы в положение, которое наблюдается при щипке во время игры на струнном музыкальном инструменте (большой палец противостоит всем остальным). Это свидетельствовало о раннем развитии сенсомоторной координации. И, напротив, дети отцов с глубоким басом, появлялись на свет с хорошо развитой нижней частью тела. Они рано начинали ходить и впоследствии такие дети оставались неутомимыми ходоками. Если отец, в период беременности жены, разговаривал с плодом, то ребенок почти сразу же после рождения, узнавал его голос, а спокойная музыка и песни, которые слышал ребенок еще до своего рождения, потом, в постнатальный период действовали на малыша как прекрасное успокаивающее средство. Психологи и психиатры выявили еще один существенный фактор, влияющий на развитие ребенка в утробе матери. Любовь, с которой она вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; общение с еще не родившимся ребенком, оказывают влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память. Эти факторы потом будут существенно влиять на основные качества личности человека во всей его постнатальной жизни. Исследования показали, что дети, родившиеся у женщин, не думавших о вынашиваемом ими ребенке, часто имели при рождении вес, не достигавший средних показателей. Такие дети чаще страдали различными нарушениями желудочно-кишечного тракта и имели различные нервные расстройства, были более беспокойны и труднее адаптировались к окружающей жизни. На первом американском конгрессе по дородовому и послеродовому воспитанию, проведенном в июне 1983 года, психиатром Верни из Торонто и многими другими специалистами из Европы и Канады были сделаны интересные сообщения о страданиях взрослых, связанных с сохранившейся в подсознании информацией из их пренатальной жизни. Вот один из случаев, приведенных в докладах на этом конгрессе. Молодой мужчина периодически испытывал ощущения жара, сопровождавшиеся страхом смерти. В гипнотическом состоянии была просмотрена вся его жизнь, начиная от рождения. Найти причину этих своеобразных приступов не удалось. Тогда решено было просмотреть его пренатальный период. Когда внушением пациент был введен в седьмой месяц своей пренатальной жизни, его голос вдруг резко прервался, лицо исказила гримаса ужаса, появилось ощущение внутреннего жара. В дальнейшем из беседы с его матерью стало известно, что на седьмом месяце, будучи в состоянии депрессии, она пыталась прервать беременность, парясь в горячей ванне. Прошло тридцать лет. Мать забыла о трудном периоде своей жизни, но клеточная память сына сохранила не только чрезмерное ощущение жара, но и мысль о смерти, которая присутствовала в сознании матери. Известно, что надпочечники человека при стрессе начинают вырабатывать стрессовые гормоны (катехоламины), чтобы справиться с возникшей ситуацией. Эти гормоны проникают через плацентарный барьер и оказывают на плод воздействие, отражающее состояние матери. Но у плода оно выражено значительно сильнее, так как у него еще нет соответствующих защитных, компенсирующих механизмов, В тех случаях, когда беременная женщина испытывает по какому-либо поводу радость и счастье, ее мозг вырабатывает "гормоны радости" - эндорфины, которые способны вызвать состояние радости и покоя у плода. Если он часто испытывает эти состояния, то они запоминаются и таким образом формируют характер будущего взрослого человека. Имеет ли место обратное действие плода на мать на психологическом уровне? Существуют достаточно убедительные факты, которые позволяют дать на этот вопрос утвердительный ответ. Ниже приводим случай, описанный историками, связанный с матерью Наполеона. Когда она была беременна будущим Бонапартом, у нее появилась страсть к военному делу: она стала проявлять интерес к военным стратегическим планам, ее интересовали карты полей сражения и все, что имело отношение к вооружению. После рождения будущего императора увлечения военным делом у нее сразу же прошли. Похоже, что воинственный дух, в этом случае, посетил будущего полководца задолго до его рождения. Но все же, не увлечения ли его матери в тот период сделали из ее ребенка великого воина? Возможно, история чуть-чуть переставила акценты, и на первом месте все же было сильное желание матери видеть свое будущее чадо (если оно будет мальчиком) воином, а не просто обычным человеком. И, наконец, окружение будущей матери. В Японии в прошлых столетиях беременных женщин помещали в специальные общины, расположенные в красивой местности, где занимались эстетическим и музыкальным образованием будущего ребенка. В Полинезии и сейчас практикуются специальные танцы и другие ритмичные движения для беременных женщин. Во времена наших бабушек беременных женщин предупреждали, чтобы они не смотрели на косого зайца, потому что это приведет к тому, что у нее родится косой ребенок (Можно предполагать, что наши предки чрезмерно перестраховались по поводу косых глаз. Ведь то же самое они могли бы говорить и о длинных заячьих ушах. Но все же "в каждой сказке есть доля правды", чтобы не смотрели на все некрасивое и тем более безобразное, так как иначе может родиться некрасивый ребенок. И вообще рекомендовалось в этот период окружать себя только красивыми вещами и чаще бывать там, где много цветов и естественной природной красоты. Однажды в печати (насколько я помню, в "Аргументах и фактах") проскользнула маленькая заметка, в которой рассказывалось о женщине, которая, будучи беременной, страстно желала родить красивого ребенка. Шансов у нее для этого не было никаких, так как и она, и ее муж красавцами не были. На весь период беременности она молилась одному "богу" - это был портрет Алена Делона. Долгими минутами, иногда часами она смотрела на образ ее кумира, прося бога, чтобы он сформировал ее ребенка таким же красивым, как красавец мужчина, висевший в рамке на стене над ее постелью. Далее в заметке сообщалось, что рожденный ею ребенок действительно оказался не совсем похожим на своих родителей. Его лицо, чем-то неуловимым напоминало портрет Алена Делона. Можно думать, что во всем этом есть доля истины. Разве не условия, в которых мы живем, формируют нашу наследственность? В описанном здесь случае к условиям добавилось еще и страстное желание женщины иметь красивого ребенка и ее настойчивые усилия в этом направлении. Индийский трактат "Чарака Самхита" излагает весьма интригующую теорию: "женщина дает жизнь ребенку, который будет походить на того, о ком она думает во время зачатия". Часто дети перенимают внешность и качества других членов семьи. И мужчины и женщины нередко фантазируют во время полового акта, особенно, если их отношения не отличаются искренностью и теплотой. Если во время интимных отношений женщина сосредотачивается на образе желаемого ею партнера, а не на том, с кем она совокупляется в данный момент, это может привести к тому, что зачатый ею ребенок приобретет сходство с объектом фантазий его матери. В древней Индии этот способ использовали для появления в семье красивых и исключительных детей. Женщина представляла себя совокупляющейся с божественным существом, таким, например, как Кришна, веря, что ее будущий ребенок унаследует божественные качества своего воображаемого сверхъестественного отца. Несколько Индийских текстов описывают эту технику и говорят о ее успешном применении. Древние греки также отмечают, что представления играют огромную роль в зачатии ребенка. Мы находим упоминания об этом и в трудах таких древнегреческих и древнеримских ученых, как Гесиод, Эмпедокл, Гиппократ, Аристотель и Плиний. Современная теория и практика нейролингвистического программирования не без основания утверждает значение для физического и психического здоровья внутренних образов, построенных нашим умом. Мать и ее еще не родившийся ребенок, составляют неразделимое целое, и образы, создаваемые беременной женщиной, разумеется, не безразличны для плода. Все, что происходит вокруг нас и с нами, все, что мы видим и слышим и вообще, все, что мы воспринимаем, осознается нами только тогда, когда наш ум построит внутренний образ внешнего события. В действительности, мы встречаемся с внешним миром внутри себя. Эта встреча у беременной женщины происходит одновременно и для ее ребенка. И если для взрослого человека эти влияния, накапливаясь, действуют на психику и на физиологию, а затем и на наследственность, то еще не родившийся ребенок формируется под влиянием этих условий. Серое однообразие современных жилых многоэтажек, серые асфальтированные улицы и, нередко, такие же серые дворы фиксируют внутри нас соответствующие психологические структуры. В связи с этим наши эмоциональные реакции на окружающий нас мир перестают быть многогранными, "радужными", они становятся "черно-белыми", более грубыми. От этого зависит и наша наследственность, становясь более грубой и, конечно, это в значительной мере влияет на интеллект нашего потомства. И еще ритмы. Современная эстрадная музыка, часто несущая в себе низкие вибрации, возбуждающие только низший витал, порождающая не самые высокие влечения - не способствует развитию интеллекта уже родившихся детей и, конечно же, разрушительно действует на формирующийся мозг еще не родившегося ребенка. Такого рода ритмичные мелодии (иногда это больше похоже на ритмичный грохот, чем на мелодию) препятствуют образованию тех тонких связей в головном мозгу, благодаря которым ум человека мог бы стать более восприимчивым и гибким. Можно предполагать, что современные музыкальные ритмы являются одной из главных причин, породивших сексуальную революцию, а она, в свою очередь, ухудшила и продолжает ухудшать человеческий генофонд. Тело человека хорошо проводит звуки, и в организм, растущий в лоне матери, внешний мир врывается водопадами звуковых вибраций. Будущий человек - плод, который носит в себе женщина - все слышит и... все запоминает. Даже интимные отношения его матери в период беременности, оставляют след в его памяти. И все, что он слышит, не только принимает участие в его физическом формировании, но и воспитывает его. Уже в этот период закладываются его склонности и его влечения, некоторые его вредные и полезные привычки. И пусть он не помнит периода жизни, предшествующего его рождению (хотя при определенных обстоятельствах он может вспомнить некоторые эпизоды из своей пренатальной жизни), но, тем не менее, этот период является фундаментом, на котором формируется характер человека. Описан эксперимент, проводимый любящим отцом над своим еще не родившимся сыном. В этом эксперименте он читал вслух текст из Одиссеи Гомера, находясь рядом со своей беременной женой. Один и тот же текст был прочитан несколько раз... И потом, когда ребенку было около семи лет, ему было предложено выучить наизусть два отрывка из Одиссеи. Один был взят из той части, которая была прочитана ему несколько раз еще до его рождения. Был получен удивительный результат - ребенок, уже знакомый ему еще до рождения отрывок из Одиссеи Гомера, выучил вдвое быстрее другого - незнакомого. А вот еще один интересный пример. В своем интервью телевидению американский дирижер Борис Брот ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку, следующим образом: "Эта любовь жила во мне еще до рождения". Знакомясь с определенными произведениями впервые, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Как-то раз он упомянул об этом при матери, которая в прошлом была виолончелисткой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной. О подобном же феномене рассказывает Рубинштейн и американский скрипач Иегуди Менухин. И еще пример. Японскими педиатрами был описан естественный эксперимент, в котором беременные женщины, жившие недалеко от аэропорта с его громами реактивных самолетов, рождали детей, которые не пугались внезапных звуковых раздражителей и спокойно спали, в то время как другие дети, не имевшие такого пренатального опыта, каждый раз вздрагивали, просыпались и плакали. Эти случаи подтверждают факт восприятия плодом тех событий, которые происходят во внешнем мире. Конечно, трудно утверждать, что мать, часто слушавшая музыку или много игравшая на каком либо музыкальном инструменте во время беременности, обязательно произведет на свет композитора, музыканта - виртуоза или певца. Но то, что он будет восприимчив к музыке, что обогатит его на всю его последующую жизнь - это безусловно. В настоящее время является неопровержимым фактом то, что интересы и увлечения матери, а так же ее некоторые психологические особенности, в период беременности могут сыграть как положительную, так и отрицательную роль не только в развитии плода, но и во всей последующей его жизни. Разумеется, овладение иностранными языками так же может быть значительно облегчено, если мать в период беременности будет говорить не только на своем родном языке или, хотя бы в ее окружении достаточно часто слышалась иностранная речь. На эту тему даже существует анекдот, в котором одна француженка взяла на воспитание из дома ребенка младенца - девочку, родители которой были англичане, с целью обучаться английскому языку у приемной дочери. Эти свои высказывания она мотивировала тем, что подрастающая дочь, конечно, будет говорить по-английски, так как ее действительными родителями были англичане. В этом анекдоте есть доля истины. Мать, говорящая на английском языке, закладывает в подсознание будущего ребенка основу своего родного языка. Потом, когда он начнет учиться говорить, это будет происходить легче, чем в случаях с глухонемыми родителями. Обучение речи будет иметь в себе компонент воспоминания прежде известного языка. Нередко существует такой вариант семейных отношений, когда родители при общении друг с другом допускают употребление нецензурной брани. Это тоже отложится в памяти их ребенка и потом, когда он начнет постигать мир и науку языкового общения в нем, нецензурные слова, однажды услышанные им от кого-либо из окружающих его людей, легко запомнятся им и станут естественной частью его речи. Или еще пример из речевой патологии: предположим, что один из родителей ребенка страдает логоневрозом, и, конечно, будущий ребенок слышит такую патологическую речь и запоминает ее. Потом в детском или в подростковом возрасте при невротизирующих обстоятельствах или даже имея друга или товарища, который заикается, легко приобретет привычку заикаться. Не родившийся еще ребенок не только слышит все, что происходит в мире его родителей, но и "видит" то, что видит его мать. Мы уже говорили выше, что человек встречается с внешним миром внутри самого себя. Возникающий калейдоскоп образов внешнего мира в уме матери, подобно кругам, расходящимся по воде от брошенного камня, захватывает все ее существо и запечатлевается также в памяти ребенка. Потом, когда он появится на свет, имея некоторый опыт, полученный им еще до его рождения, он не только легче будет адаптироваться к огромному миру людей, но будет иметь определенные склонности и даже таланты. Или же наоборот - патологические комплексы и влечения. О том, что в образах, возникающих в уме человека, действительно принимает участие все тело, свидетельствуют результаты электрофизиологических исследований людей, занимающихся психотонической тренировкой. На миограмме, снимаемой с мышц рук и ног человека представляющего, что он бежит, хорошо выражены ритмичные изменения электрической активности, соответствующие тем, которые регистрируются при реальном беге. Или вот пример, который должен убедить читателя, что на любые внешние раздражители человек реагирует всем своим существом: "Представьте себе лимон - желтый, спелый, упругий. Вы положили его на блюдце, взяли нож и начали резать. К сожалению, нож попался тупой. Вы придавили его посильнее. Лопнула кожура лимона, и брызнул кислый лимонный сок. Вы продолжаете резать лимон на ломтики, и видите, как по срезу сочится кислый лимонный сок, и растекается по блюдцу лужицей. Потом вы разложили ломтики на блюдце лесенкой, полукругом и присыпали сахаром, и сахар тотчас же пропитался лимонным соком. Затем вы взяли на вилку один из засахаренных ломтиков лимона и отправили себе в рот и стали жевать". А теперь обратите внимание на то, что пока вы читали эти строки у вас побежали слюнки. Следовательно, образ лимона вызвал реакцию слюнных желез. И не только слюнных. В вашем желудке стал выделяться желудочный сок. Вспомните опыты И.П. Павлова, в которых один лишь вид пищи вызывал выделение желудочного сока у собак. Исходя из вышесказанного, мы можем с уверенностью говорить о том, что при воздействии внешнего мира на живой организм в нем возникают конкретные физиологические реакции. И, наконец, об эмоциях и эмоциональных состояниях. Любая эмоция, возникающая у человека, вызывает изменение его гормонального фона. А беременные женщины особенно эмоционально лабильны. Гормоны и многие химические вещества легко проникают из крови матери в кровь ребенка, вызывая в нем те же самые физические реакции. И, кроме того, эмоции вызывают определенные изменения и в полевых структурах человека, и эти изменения мгновенно передаются плоду. Другими словами, мать и ее еще не родившийся ребенок постоянно общаются друг с другом не только на физическом, но и на биополевом уровне. Маленькое существо, развивающееся в лоне матери, купается в ее эмоциях и влечениях и они формируют его эмоциональную сферу. Какие эмоции и эмоциональные состояния будут преобладать потом у родившегося человека, будет ли он чувствовать себя уверенным и сильным, спокойным и уравновешенным, будет ли он способен воспринимать и проявлять тонкие обертоны эмоций, зависит от состояния его матери в тот период, когда она носит его в себе. Можно даже сказать: "эмоциональный фундамент будущего человека закладывается до его рождения". Все, что сформируется в этот период, будет оказывать на него влияние в течение всей его последующей жизни. Возможно, Пушкин никогда не стал бы поэтом, если бы в его семье не звучали стихи, а Чайковский - композитором, если бы в пренатальный период в его семье не звучала музыка. Генетика это только "скелет", а все остальные дополнения к нему формируются различными влияниями, как внешними, так и внутренними. Будет ли человек талантливым или посредственным, в огромной степени зависит от условий, в которых развивается человек от его зачатия до рождения.
6 Опустошительная депривация Реже, чем врожденное слабоумие, встречается деменция - слабоумие приобретенное. Причиной такой патологии могут быть различные инфекции, перенесенные ребенком в раннем возрасте, черепно-мозговые травмы и интоксикации. Особое место занимает задержка психического развития, вызванная эмоциональной, сенсорной и социальной депривацией (отсутствие или недостаточность любви со стороны родителей, недостаток информации и недостаточность общения). В Индии существует легенда, которая может служить очень ярким примером результатов полной депривации детей. В пятнадцатом веке при дворе Акбара - правителя Великой Могольской империи в Индии между учеными однажды возник спор. Одни из них говорили, что сын китайца без всякого обучения заговорит по-китайски, а сын араба по-арабски и т. д. Другие считали, что дети будут говорить на том языке, которому их обучат и что, национальная их принадлежность в этом случае не имеет никакого значения. Акбар разрешил этот спор таким образом. Он велел поместить новорожденных, происходящих от разных национальностей, в комнату, до которой не доходили бы звуки человеческого голоса. За детьми ухаживали люди с отрезанными языками; ключ от комнаты, в которой находились дети, Акбар носил у себя на груди. И так прошло семь лет. Через семь лет комнату вскрыли и вместо человеческой речи на разных языках придворные ученые услышали нечленораздельные звуки похожие на блеяние, лай, мяуканье. Эти дети не только не говорили ни на одном языке, но даже совсем не имели человеческой речи. Они были глубоко слабоумны. Если глубоко задуматься об условиях, в которых наши дети растут с первого дня рождения до года, а в некоторых случаях и старше, то можно с сожалением отметить, что все они в какой-то степени испытывают на себе депривацию. Остальное же время, когда мы общаемся с ними, мы их старательно "усредняем". Каковы должны быть условия развития ребенка, при которых не возникали бы, пусть даже слабо выраженные, симптомы депривации? Где та мера сенсорной, эмоциональной и социальной насыщенности, которая соответствовала бы психическим потребностям ребенка? Пока еще не существуют психологические тесты, при помощи которых можно было бы определить степень интеллектуального и эмоционального голода ребенка, что сделало бы возможным создание соответствующих условий насыщения в пределах необходимого. Но это только одна проблема, которую теоретически как-то решить можно. Другая проблема - мы, родители. Каждый из нас, взрослых, взаимодействует со своим ребенком в соответствии со своими личностными особенностями. И можем ли мы дать ему то, что необходимо, чтобы не появились симптомы депривации, или нет? Как найти ту золотую середину отношений со своим малышом, которая создаст оптимальные условия его психологического и физического развития? Дело в том, что передозировка сенсорной, эмоциональной и социальной насыщенности жизни ребенка также может породить искривления психического и эмоционального развития малыша. Конечно, можно предполагать, что передозировать сенсорной и социальной информацией невозможно, потому что ребенок возьмет ровно столько, сколько может вместить в себя, насколько позволяют ему это сделать его способности и возможности. С этим можно согласиться, при условии, что мы не будем "кормить" его этой информацией, как рождественского гуся. (В прошлые времена гуся, предназначенного к рождественскому столу, кормили насильно, заталкивая ему пищу в рот). Как определить меру? Возможно, единственным средством, определяющим степень необходимого насыщения, является здравый смысл родителей. И опять проблема, потому что здравый смысл - понятие относительное. Каждый родитель воспитывает ребенка исходя из с
|