Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зорин П. Г

"Твой ребенок - гений"


Содержание

Предисловие

1. Что может влиять на генетику ребенка

2. Болезни матери и ее будущий ребенок

3. Условия беременности и психическое недоразвитие

4. Аборт

5. Внешние условия и развивающийся плод

6. Опустошительная депривация

7. Отождествление или привязывание

8. Потерянный и возвращенный рай

9. Воспоминания о забытом

10. Воспитание до рождения

11. Ребенок и взрослые

12. Взрослые и ребенок

13. Присоединение к миру взрослых

14. Влияние родителей на развитие ребенка

15. Комплексы и компенсации

16. Воображение и фантазии

17. Каким должен быть родитель

18. Воспитание прекрасного

19. Ребенок не бывает плохим

20. Дистанции отношений

21. И еще о патологии воспитания

22. Немного об эгрегоре

23. Еще о воспитании детей

24. Стремление к знаниям

25. Психологические особенности

26. Некоторые физические особенности

27. Самовосприятие ребенка

28. Ребенок в семье

29. Кое-что о способностях детей

30. О творческих способностях малыша

31. Неадекватность – не самое лучшее качество

32. О формировании "я" ребенка

33. Проблемы половых различий

34. Еще о некоторых особенностях детей

35. Об интересах ребенка

36. О фантазиях и творчестве

37. Стадии развития ребенка

38. Развитие физического интеллекта

39. Еще о стадиях развития ребенка

40. 1-я стадия – продолговатый мозг

41. 2-я стадия – варолиев мозт

42. 3-я стадия – средний мозг

43. 4-я стадия – начальный корковый период

44. 5-я стадия – дальнейшее развитие коры головного мозга

45. 6-я стадия кора головного мозга

46. 7-я стадия – развитая кора головного мозга

47. 14 качеств, которые необходимы вашему ребенку

48. Воспитание зрительной системы

49. Воспитание слуха

50. Когда ребенок хочет учиться

51. Значение расширения знаний о внешнем мире

52. Традиции могут быть ошибочными

53. Развитие абстрактного мышления

54. Развитие воображения

55. Обучение чтению

56. Обучение счету

57. 1-й этап обучения счету

58. 2-й этап обучения счету

59. 3-й этап обучения счету

60. 4-й этап обучения счету

61. 5-й этап обучения счету

Заключение


Предисловие

По мнению известного американского психолога и врача Глена Домана, каждый ребенок в момент своего рождения обладает более высоким умственным потенциалом, чем тот, который имел Леонардо да Винчи. Глен Доман работал с детьми, имевшими какую-либо врожденную патологию, и с теми, которые считаются в современ­ной медицине нормальными.

В настоящее время появилось множество исследований, свиде­тельствующих о том, что умственный потенциал ребенка может быть значительно увеличен, если с ним начинать работать не со времени его рождения, а с периода его зачатия.

Многочисленные исследования, проводимые в различных лабора­ториях мира, дали право известному американскому ученому, доктору медицины Станиславу Грофу утверждать, что "допустимо говорить о ментальных процессах у клеток, органов, низших организмов, расте­ний, экологических систем, социальных групп или всей планеты".

Уже зигота, возникшая от слияния женской и мужской клеток, име­ет свое поле, в котором запечатлеваются события внешнего мира, приходящие не только через тело матери, но и с теми образами, кото­рые возникают в ментальном ее поле. Эта мысль подтверждается мне­нием нейрохирурга Карла Прибрама, который считает, что "сенсорные стимулы генерируют поля прямых потоков, которые имеют те же очер­тания, что и сами стимулы". Другими словами, внешний мир отпечаты­вается в нашем уме в виде трехмерных пространственных моделей. Эти модели в "архивном" виде хранятся в нашей памяти. При воспоми­нании происходит "разархивирование" материала в трехмерные обра­зы, соответствующие прежде пережитым реальностям. Каким-то, по­ка неизвестным способом, хранится в памяти и протяженность време­ни, в котором происходили прошедшие события в жизни.

Говоря о ментальных процессах на клеточном уровне, не следует думать, что они соответствуют таковым у сформированного организ­ма. Они направлены на сохранение жизнедеятельности в тех условиях, в которых клетка находится. И, конечно, образы внешнего мира влия­ют на функциональное, а затем, и на физическое ее состояние. Потом, когда зигота разовьется в организм, самостоятельно существующий во внешнем мире, все пренатальные события останутся в подсознании человека, в значительной мере определяя не только особенности его реакций на внешние обстоятельства, но и его склонности, и способ­ность к творчеству.

Конечно, чрезвычайно важно развивать творческий потенциал ре­бенка, поднимая его до возможно большего, предельного уровня, но не менее важно развивать этот потенциал от периода зачатия до рожде­ния, И здесь мы сталкиваемся с проблемой, которая не всеми родите­лями решается однозначно. Во-первых, для многих взрослых бере­менность является чем-то неожиданным и нежелательным. Во-вто­рых, многие родители не хотят быть воспитателями и педагогами для своих детей. В-третьих, большинство людей считает, что "У ребенка должно быть детство", понимая под этим стихийность его развития, когда учить его чему бы то ни было, кроме разговорной речи, еще слишком рано.

Вопрос о том, что является наиболее важным в семейной жизни, должны решать для себя все люди, вступающие в брачные отношения. К сожалению, не все родители этот вопрос решают в пользу своих де­тей.

Необходимо помнить, что люди, которые не умеют обращаться с де­тьми не должны бы их иметь, так как из них выходят отвратительные родители. Те же, которые считают детей величайшим на свете чудом, должны их иметь, потому что из них получаются превосходные роди­тели.

Самое важное в семейной жизни - это дети. Естественно, что в свя­зи с этим интересы ребенка для родителей должны стоять на первом месте. Многие родители хотят, чтобы их дети начали свою жизнь с то­го места, до которого они успели дойти сами.

К сожалению, мы, взрослые, подходим к детям и их реакциям с по­зиций взрослого человека. Это в значительной мере мешает нам по­нимать друг друга. У взрослых уже все дифференцировано: ум может действовать отдельно от эмоций, а эмоции могут быть отдельны от физического тела, У младенца все не так: он функционирует, как еди­ный орган чувств.

Нередко можно наблюдать, как все тельце новорожденного, припав­шего к материнской груди, сжимается в тот момент, когда молоко по­падает ему в рог. Вероятно, это связано с тем, что в эти мгновения он чувствует вкус молока не только во рту; реакция ребенка такова, буд­то весь он является единым органом вкуса.

В период первых лет жизни подобные реакции малыша проявляются и в других ситуациях: ребенок сжимается всем телом, когда внезап­но что-нибудь увидит или услышит. Возможно, это событие и не имеет ничего угрожающего, но полученное впечатление бывает настолько сильным, что в некоторых случаях может вызвать приступ плача. Гово­рят, что И.И.Левитан - русский живописец-передвижник, сохранил в себе это свойство, присущее раннему детскому возрасту, на всю свою жизнь. У него нередко бывали случаи, когда при виде какого-нибудь замечательного пейзажа он от восторга мог упасть, так как был не в состоянии удержаться на ногах.

Ребенок также воспринимает тончайшие эмоциональные состояния взрослых, И многие из нас уже убедились в том, что скрыть от детей наше настроение практически невозможно. Дети моментально чувст­вуют наше раздражение, и в результате, начинают, по нашим поняти­ям, вести себя неадекватно.

Мне вспоминается эпизод, регулярно возникавший в одной семье, где плачущий малыш всегда замолкал на руках отца, а мать раздра­женно возмущалась этим, потому что, по ее мнению, он должен был чувствовать себя спокойно именно у нее на руках, так как она его кор­мит.

Или еще один пример: отец вернулся домой после конфликта, про­изошедшего у него на работе, в который он, против своего желания был втянут. Обычно, проходя мимо комнаты, где находилась его трех­месячная дочь, он склонялся над ней, и она улыбалась ему. На этот раз все было иначе: он еще был заполнен гневом, который, конечно, к его дочери не имел никакого отношения. Но едва он наклонился над ней, как она сразу же начала плакать.

У детей в возрасте до семи лет есть еще одна особенность, которой природа наделила их, по-видимому, из благих намерений. Дети копи­руют взрослых, которые находятся вокруг них, особенно своих родите­лей. Разумеется, каждый из нас видел, как маленькие дети, находясь рядом с взрослыми, повторяют их жесты, походку, мимику, манеры ре­чи и поведения и т.д. В том случае, если им запрещают копировать, то это может привести их к невротическим состояниям.

Так, у одного школьника мать была властной и жестокой женщиной. Все члены семьи беспрекословно подчинялись ей. И, конечно, она яв­лялась основным примером для своего сына. Он подражал ей во всем. Но, когда он оказался в садике, а потом в школе, обстоятельства не всегда складывались так, как ему бы хотелось. Нежелание ему подчиняться, а то и физический отпор на его притязания быть лидером, при­водили его в состояние ярости и жестоким отношением к тем, кто слабее его. Конечно, мать считала свои отношения с домочадцами впол­не разумными и правильными, так как "если их не держать в жесткой узде, то они очень скоро распустятся".

В приведенном выше примере мальчик всего лишь хотел делать то же, что и его мама, подражал ей. Отклонения от общепринятой нормы поведения, прежде всего, возникают потому, что дети подражают отрицательному примеру своих родителей. У заносчивых родителей вы­растает и заносчивый ребенок.

Рудольф Штейнер назвал возраст до семи лет подражательным пе­риодом жизни. Он хотел обратить особое внимание воспитателей на то, что слова, которые они говорят детям - предостережения, объясне­ния и прочие высказывания, обращенные к их разуму - либо играют ограниченную роль, либо не играют вообще никакой роли по сравне­нию с предметным миром или реальными действиями людей. Дети очень восприимчивы к внешним проявлениям поведения других людей, в особенности к жестам. Например, жесты, сопровождающие речь разгневанного взрослого, производят на них более сильное впечатле­ние, чем само содержание слов.

В своем докладе, сделанном тринадцатого августа 1924 года Рудольф Штейнер говорил: "Вы можете сколько угодно говорить с ребенком, можете сколько угодно учить его, но все это останется впустую. Важно то, каковы вы сами - добры ли, проявляете ли до­броту в своих поступках, или злы, раздражительны и демонстри­руете это своим поведением. Короче, все, что вы делаете, воспри­нимается ребенком и продолжает существовать в нем. И это глав­ное. Ребенок, как единый орган чувств, реагирует на все впечат­ления, возникающие у него от восприятия конкретного человека. Поэтому, нельзя полагаться на то, что он способен отличить хоро­шее от плохого. Надо постоянно помнить - все, что происходит в непосредственном окружении ребенка, преобразуется в нем в его дух, душу и плоть. Его здоровье и развивающиеся наклонности зависят от того, как ведут себя его близкие".

Один из пионеров в области детской психиатрии, англичанин Джон Боулби, по поручению Всемирной организации здравоохранения изу­чал взаимосвязь между условиями жизни ребенка и его психическим развитием. Проанализировав обширный практический материал, Бо­улби установил, что наиболее частая причина психической запущенно­сти ребенка, заключается не в недостатке материальных средств, слишком большой численности семьи, плохих условий жизни, профес­сиональной занятости матери или других подобных внешних факторах, а в определенной внутренней установке взрослых, воспитывающих детей. Многие его описания условий, в которых растут дети, просто потрясают. Он отмечает, что с душевной запущенностью детей неред­ко приходится сталкиваться в домах, где есть материальный достаток. Вот как он сформулировал результаты одного из исследований: "Во­семьдесят девочек с криминальными наклонностями в возрасте от двенадцати до шестнадцати лет подвергались психотерапии в течение шести лет. Лечение было успешным лишь в пятидесяти процентах слу­чаев... Однако успех психотерапии не зависел ни от интеллектуальных способностей пациенток, ни от наследственных факторов. Напротив, однозначной была зависимость от типа отношений, сложившихся в се­мьях девочек".

Боулби считает, что "депривация (недостаток любви; эмоциональ­ный, сенсорный и социальный голод) на протяжении первых лет жизни оказывает на ребенка такое же опустошительное влияние, как рахит". Обобщая материал многочисленных наблюдений, он показал значи­мость постоянства "образа матери", создающегося у ребенка на про­тяжении первых лет жизни. При этом идентичность образа матери с биологической матерью не обязательна. И далее Боулби утверждает, что материнская любовь оказывает основополагающее воздействие на развитие ребенка.

А вот что говорит по этому поводу американский детский психиатр, профессор Сельма Фрайберг, значительную часть своей жизни, по­святившая исследованию болезней, связанных с отсутствием "самоот­дачи" родителей. В своей книге "Магические годы" она пишет: "Нам стало понятно, что психические качества, которые мы считаем собст­венно человеческими, не входят в тот "багаж", который получает ребе­нок при рождении... Это не инстинкты... И они не просто приобретают­ся по мере созревания. Подлинно человеческая любовь, представляю­щая собой нечто большее, чем эгоистическая любовь к самому себе, возникает как "продукт человеческой семьи" в результате тех душев­ных уз, которые возникают внутри нас".

Человеческая разумность в значительной мере зависит от умения использовать символы и, прежде всего символы речи, которой дети овладевают уже в раннем возрасте через чувство контакта с взрослы­ми.

Понятие "Я", идентичность собственной личности, так же, как и осо­знание человеком самого себя, как индивидуума, приобретаются на ранних стадиях контакта между родителями и детьми. Торжество че­ловека над природой своих инстинктов, готовность сдерживать собст­венные влечения, ограничив их определенными рамками, даже дейст­вовать вопреки им, если они вступили в противоречия с целями и на­мерениями высшего порядка, - всему этому нужно учиться, а научить можно только в ранние годы развития, и только любовью. Даже "со­весть, далее продолжает Сельма Фрайберг, самое большое культур­ное завоевание человечества, достигнутое им в результате прогресса сознания, - не является неотъемлемым врожденным свойством, а есть продукт родительской любви и воспитания".

Окружение, в котором находится ребенок в первые годы своей жиз­ни, очень сильно влияет не только на его психические функции, но и на его физическое развитие. Очень хорошим примером этому могут слу­жить дети, воспитанные животными.

"Волчьи дети" из Миднапура, найденные в 1920 году местным про­тестантским миссионером Дж. Э. Л. Сингхом, были тогда приблизи­тельно лет двух и восьми - это были девочки. Они имели некоторые особенности, отличающие их от обычных детей: "Резцы были длиннее и острее, чем обычно бывают у людей. Ротовая полость была кроваво красного цвета. Дети могли сидеть на корточках на полу, но не могли стоять. Их коленные и тазобедренные суставы были для этого не при­способлены... Глаза были почти круглыми. В течение дня им с трудом удавалось бороться со сном, но ночью, около 12 часов, их глаза стано­вились широко открытыми и сверкали в темноте, как у кошек и собак. Дети гораздо лучше видели ночью. Когда они нюхали что-нибудь, их мясистые ноздри шевелились...

Руки были длинными и мускулистыми, они свисали почти до колен и свидетельствовали о силе и ловкости. Кисти рук были длиннее, чем обычно, ногти на ногах и руках загибались вовнутрь. Пищу дети при­нимали непосредственно ртом, как собаки. Спали они на полу, тесно свернувшись клубком в каком-нибудь углу. Они не проявляли никаких признаков страха перед темнотой, но боялись света и огня".

Детей поймали и забрали на миссионерский пункт, где за ними уха­живали и воспитывали внимательно и нежно. Младшая умерла через год после того, как их обнаружили, старшая еще прожила девять лет, выучила в общей сложности, около пятидесяти слов и проявляла под конец своей жизни некоторые признаки интеллекта.

Рудольф Штейнер подчеркивал, что органы человеческого тела формируются определенным образом до семилетнего возраста. "Поз­же происходит рост, но он основывается на уже выработанных ранее формах..."

Во внутриутробном периоде природа заботится о правильной среде обитания для физического тела человека. Подобно этому воспитатель должен позаботиться о создании правильного физического окружения для ребенка сразу после рождения. Ребенок подражает тому, что про­исходит в его окружении, и в ходе подражания его физические органы приобретают будущие формы.

Нужно рассматривать понятие "окружающего" как можно шире. К нему относится все, что происходит вокруг ребенка, что может быть, воспринято его чувствами, что может в ближайшем пространстве воз­действовать на его духовные силы. Это так же все поступки, доступ­ные его пониманию, - моральные или аморальные, разумные или глу­пые. Если здоровое зрение формируется, когда в окружении ребенка имеются правильные цветовые и световые соотношения объектов, то физические предпосылки для здорового морального чувства форми­руются в мозгу, если ребенок видит в своем окружении морально пра­вильные поступки, если же до семи лет он видит рядом с собой одни вздорные поступки, то его мозг принимает такие формы, которые в по­следующей жизни сделают его способным только к глупостям" (В кн. "Воспитание ребенка").

В то время, когда Рудольф Штейнер писал эти слова, исследования человека еще не позволяли говорить о решающем значении окруже­ния для духовного и физического развития ребенка, но в настоящее время уже имеется огромный фактический материал, подтверждаю­щий мысли этого гениального педагога. И если сейчас у нас имеются достаточно эффективные методы работы с детьми до семилетнего возраста, то развитие детей более позднего возраста в лучшем случае все еще определяется общепринятыми академическими методами их обучения и воспитания.


1 Что может влиять на генетику ребенка

Эволюция была бы невозможной, если бы внешние условия не влияли на генетику живого существа. Дельфины и киты когда-то были сухопутными животными и, в связи с изменением образа жизни, радикально изменился не только их внешний вид, но и внутрен­няя структура их организма и даже физиология обменных процессов. Еще одним примером влияния внешних условий существования на ге­нетику является трансформация обычного комара в комара городско­го. Изменился ротовой аппарат самцов. Из грызущего, как это харак­терно для обычного комара, он буквально за несколько последних лет стал сосущим, как у самок. Никаких промежуточных вариантов. Изме­нения произошли сразу. И если прежде нас кусали только особи жен­ского пола, то теперь у комаров при решении проблем с пропитанием процветает семейственность. Изменился не только внешний вид кома­ра, но во многом и его поведение.

Разумеется, эволюционные законы природы распространяются и на человека. И чем старше по возрасту человек, тем больше внешних влияний в сумме он получит, и тем в большей мере будет изменена его наследственность, которую он может передать своим детям. И почему-то это в большей мере сказывается на генетике мужчин. Отсюда по­нятно, почему от отцов, достигших возраста мудрости, рождаются бо­лее одаренные дети. Передаются не знания, полученные отцами, а общий фон их развития и даже их состояния. Передаются не привычки, которые они приобрели в течение своей жизни, а только предрасполо­женность к приобретению этой привычки. Так, дети, родившиеся от от­цов, которые в течение своей жизни приобрели психологию раба, бу­дут иметь склонности рабов, а родившиеся от алкоголиков будут пред­расположены к алкоголизму. Хотя есть и другого рода примеры, кото­рые показывают, что интересы родителей не остаются безразличными для их детей даже в том случае, когда родитель по каким либо причи­нам отделен от ребенка. Вот один из случаев, подтверждающий эту мысль. (Случай взят из книги Михаила Ивановича Буянова - "Беседы о детской психиатрии"). "Жизнь этой женщины долгое время складыва­лась не очень удачно, было ей под сорок, семья не сложилась, работа была малоинтересная. Однажды она отправилась в очередную коман­дировку и в поезде познакомилась с хорошо одетым и красивым муж­чиной примерно ее возраста. Возникла, по ее словам, "любовь с пер­вого взгляда", все время они проводили вместе. Так прошло три неде­ли. Нужно было возвращаться, расстались с грустью. Этот мужчина, по его словам, был женат и имел детей. Расставаясь, поклялись друг дру­гу писать и встречаться. Вскоре героиня рассказа обнаружила первые признаки беременности и решила ее сохранить. Родился мальчик. Ро­ды, беременность - все было, как обычно бывает у всех. Ребенок ма­ло болел, с четырех лет находился в детском саду. Там воспитатели стали жаловаться на то, что мальчик ворует вещи у детей, хитроумно прячет их, и уносит домой. Воровство носило продуманный и совер­шенно сознательный характер; пойманный на месте преступления мальчик плакал, просил прощения, лгал, изворачивался и т. Д. В шко­ле продолжалось то же самое, но одноклассники по-своему расправ­лялись с вором: они не уговаривали его, а избивали. Силу мальчик уважал и после боялся воровать, но затем начинал воровать у тех, кто не мог его избить. Был он хитер, старался не попадаться, умел очень ловко выкручиваться, если воровство обнаруживалось. Когда прини­мали в пионеры, дал слово, что не будет воровать. В пионеры был при­нят, но продолжал свое "хобби": воровал только нечто ценное и хоро­шее, уносил домой, доказывал матери, что случайно нашел и т.д.

С отцом мальчика мать больше никогда не виделась, адреса его найти не могла, хотя чуть ли не объявила всесоюзный розыск. Но все данные, которые он ей сообщил, оказались ложными. Когда мальчику исполнилось тринадцать лет, мать неожиданно получила письмо про­павшего возлюбленного. Тот писал, что он - профессиональный вор, его отец и дед тоже были ворами. У них, воров, своя особая жизнь, они могут жить только среди своих. Он часто думает о ней, просит не вспо­минать его недобрым словом и т. д. Обратного адреса не было, да женщина и не собиралась его разыскивать, она его уже давно забыла, и все ее мысли теперь были сосредоточены на ребенке. Единственное, что ее беспокоило, это дальнейшая судьба ребенка - не станет ли и он таким же вором".

То же самое мы можем говорить и о конституции человека. Склон­ные к полноте родители передают эту склонность своим детям и т.д. Не следует думать, что матери являются переносчиками только отцовской наследственности. Они так же вносят свою лепту в генетику будущего человека, но, преимущественно видовую и еще кое-что, приобретен­ное от возможных отцов будущего ребенка, с которыми у них прежде были интимные отношения.

Всем известен факт, что любящие супруги, прожившие долгую жизнь совместно, почти всегда чем-то походят друг на друга не толь­ко психологически, но и физически. Объяснения этому явлению при­шло от селекционеров, занимающихся выведением пород домашних животных и птиц. Оказалось, что самец оставляет в организме самки информацию о некоторых своих генетических особенностях.

Даже тогда, когда фактически зачатия не происходит, все же, мате­ринский организм, в связи с половым влиянием партнера, несколько изменяется. В итоге, селекционеры стали отбраковывать самок, имев­ших незапланированные половые контакты.

В последние годы в западной специальной литературе появились работы, показывающие, что влияние полового партнера на генетику не в меньшей мере проявляется и у людей. Другими словами, на родив­шегося ребенка накладывает свой отпечаток не только конкретный отец, но и предыдущие половые партнеры матери. В естественной природе этот процесс оправдан, так как он обогащает генетику вида. Обычно спаривание в дикой природе происходит на своеобразной кон­курсной основе, где побеждает более совершенный, что нельзя ска­зать о человеческом обществе. К сожалению, в настоящее время ни­кто об этом не думает, что приводит к значительному повышению про­цента патологии среди родившихся детей.

 


2 Болезни матери и ее будущий ребенок

А теперь несколько слов о физической патологии беременной жен­щины. Состояние органов женщины в этот период во многом оп­ределяет формирование будущего организма ребенка. Возьмем для примера диабет. При этом заболевании поджелудочная железа вырабатывает недостаточно инсулина, без которого клетки организма не могут усваивать углеводы.

В связи с этим будет недостаток инсулина и у развивающегося пло­да, организм которого интенсивно растет. И тогда его поджелудочная железа начинает быстро расти и напряженно работать, чтобы компен­сировать недостаток этого гормона не только у него самого, но и у его матери, которая в связи с этим на период беременности перестает страдать диабетом. Ее еще не родившийся ребенок взял на себя забо­ту о ее здоровье. Потом, когда его существование будет отдельным от матери, истощенная чрезмерной нагрузкой его поджелудочная желе­за, под влиянием какого-либо внешнего фактора, может однажды от­казать. И человек заболеет диабетом.

Не правда ли, похоже на наследственность. Мать болела диабетом и ее дочь или сын тоже страдают такой же болезнью. То же самое мы можем говорить и о многих других заболеваниях. И еще можно доба­вить, что в подобных случаях страдает у плода не какой-то один орган, а весь организм, так как среда для нормального его развития стано­вится неблагоприятной.

 


3 Условия беременности и психическое недоразвитие

Французский психиатр Эрнест Шарль Лассег говорил, что бывают дети с врожденным слабоумием, а бывают рожденные "богачами", но, в процессе жизни, растерявшие свое духовное богатст­во. Первых называют олигофренами (олигофрения - малоумие), а последних - страдающими деменцией (деменция - приобретенное сла­оумие). Основным симптомом детей-олигофренов является в боль­шей или меньшей степени неспособность к абстрактному мышлению и недостаточность адекватности поведения при взаимодействии с людьми. Обычно это обнаруживается в шести - семилетнем возрасте, когда ребенок идет в школу, где вскоре раскрывается его несостоятельность.

Только в шести - восьми процентах случаев олигофрения имеет наследственные причины, когда отец или мать страдают такой формой умственной отсталости. И свыше девяноста процентов олигофрении являются следствием, каких-либо повреждающих факторов. К ним от­носятся токсикозы беременных, перенесенные в этот период инфекци­онные заболевания, прием психотропных средств в период беремен­ности, различного рода наркомании. Следует знать, что различные на­питки, тонизирующие организм, такие как крепкий чай, кофе - тоже имеют в себе наркотический компонент. Любителей крепкого чая на­зывают чифироманами, а любителей кофе - кофеиноманами. Алко­голь в любого рода напитках - это тоже наркотик, в первую очередь разрушающий социальные структуры мозга. Опьянение следует рас­сматривать, как отравление высших, тонких структур центральной нервной системы и, в связи с этим, растормаживание наиболее гру­бых, древних отделов головного мозга.

В настоящее время, когда различного рода наркомании захлестну­ли все человечество, количество рождающихся детей-олигофренов резко возросло, не говоря уже о множественных физических врожден­ных нарушениях. Если мать в период беременности продолжает при­нимать наркотики (курение - тоже одна из форм наркомании), то ее ребенок в этом случае может иметь не только олигофрению, но и врожденную наркоманию. Это связано с тем, что наркотики свободно проходят через плацентарный барьер, и еще не родившийся ребенок легко становится наркоманом. Иногда таким детям, только что родив­шимся у матерей-наркоманов, приходится вводить наркотик, так как абстиненция, возникшая в связи с прекращением поступления нарко­тика после отделения пуповины, вызывает значительные страдания у младенца и даже может привести к его смерти. Приведем пример слу­чая, описанного в книге М. И. Буянова "Беседы о детской психиатрии".

"Мальчик родился от беременности, протекавшей с сильной рвотой, отеками, головными болями. В конце беременности мать перенесла тяжелое простудное заболевание, принимала много лекарств. Худож­ница по профессии она до последнего дня беременности вела свет­скую жизнь, много работала, курила и не отказывалась от рюмки вина. "Я же свободная женщина, не хочу, чтобы беременность лишала меня свободы", - говорила она.

Раннее развитие ребенка было своевременным, но он много болел. Во время болезни у него начинались бред и галлюцинации, он плохо засыпал, испытывал страхи, куда-то в ужасе бежал, иногда возникали судорожные подергивания мышц рук и ног. С 3 - 4 летнего возраста эти явления стали проходить, но мать заметила, что ребенок плохо пе­реносит жару, духоту, езду в транспорте, быстро устает, не выдержи­вает даже незначительного психического и физического напряжения. Если ребенок простужался, то болезнь протекала длительно, после болезни он долго не мог прийти в себя, становился еще более утомля­емым и вялым.

Мальчик был повышенно суетлив, не собран, раздражителен, плак­сив. Все это стало особенно заметным, когда ребенок пошел в школу: быстро уставал, к концу урока плохо соображал, становился непосед­лив. Работоспособность его была неравномерной: если он не уставал, то учился хорошо, все интеллектуальные процессы у него были нор­мальными, память не страдала. Но стоило ребенку утомиться, вовремя не отдохнуть, как он плохо усваивал новое, с трудом запоминал, стано­вился неусидчивым и не сосредоточенным, внимание его рассеивалось. Мать заметила также что, если сын днем не поспит или вечером слиш­ком поздно ложится спать, все эти явления усиливаются, - он "встает с левой ноги", даже бывает драчлив. В движениях был неловок, неуклюж, из-за этого часто становился мишенью насмешек со стороны сверст­ников. Обидчивый и вспыльчивый, он в ответ на легкие обиды и иронию начинал драться. Во время этих драк ему доставалось больше всех...

Учился мальчик все хуже и хуже. Это стало очевидным в четвертом классе, когда нагрузка возросла, и мальчик, помимо занятий в обще­образовательной школе, стал дополнительно учить иностранный язык"...

У мальчика был церебрастенический синдром (церебро - мозг, ас­тения - слабость), обусловленный органическим поражением головно­го мозга за счет патологии беременности и, конечно же, за счет невоз­держанности матери, которая не хотела жертвовать своей свободой ради своего будущего ребенка.

Такие дети жалуются на сильные головные боли, их легко укачива­ет в транспорте, они плохо переносят жару и духоту, быстро утомляют­ся, раздражительны, плаксивы. У некоторых нарушается сон: при очень глубоком сне они могут не проснуться при позывах на мочеиспу­скание, у других сон может быть поверхностным, неспокойным, со все­возможными кошмарами. Для них типична утомляемость при интел­лектуальных нагрузках.

В том случае, если для них организовать дневной сон, ограничить количество принимаемой жидкости на ночь и перевести их на молочно-растительную диету, то состояние их может быть заметно улучше­но. И, конечно, их надо предохранять от переохлаждения, перегрева­ния, и от физических и интеллектуальных перегрузок.

В дальнейшем, в случае невозможности создания для таких детей специального режима дня, у них может сформироваться патологичес­кая личность со снижением интеллекта и грубыми антисоциальными наклонностями.

Далеко не последнее место среди причин, приводящих к врожден­ному слабоумию, занимают всевозможные внешние фрустрирующие факторы, воздействующие на беременную женщину (фрустрация - од­на из форм психологического стресса). Ярким примером этому служит наше время, когда в состоянии фрустрации оказались многие народы, жившие на территории бывшего СССР.

И, конечно, большое значение имеет отношение женщины к своему будущему ребенку. Будет ли благоприятной среда формирования мла­денца в лоне матери или нет, зависит не только от перечисленных вы­ше причин. Развивающийся плод буквально "купается" в волнах виб­раций материнских эмоций и состояний.

Известно, что если концентрироваться на каком-либо органе свое­го тела, то этим самым можно вызвать в нем определенные физиоло­гические изменения. Например, если вы обращаетесь к своему серд­цу, в котором в связи с ишемией (местное сужение коронарных сосу­дов) появилась боль и просите его успокоиться и работать спокойно и безболезненно, оно нормализует свою функцию и боли проходят. Ко­нечно, оно не понимало ваших слов, но до него дошли ваши вибрации и сняли напряжение.

И если вы не хотите иметь растущего в вашем теле ребенка, если вы ненавидите его, то ваши вибрации доходят до него и вызывают не­благоприятное влияние не только на развитие его головного мозга, но нередко и физического тела. Вместо вибраций любви он получает ви­брации, в лучшем случае - безразличия, а в худшем - ненависти. Для нормального развития плода в лоне матери необходим положительный аккорд вибраций, а не отрицательный - тормозящий, уродующий и разрушающий развитие ребенка.

 


4 Аборт

Не правда ли, это слово звучит как удар топора в руках палача. Удар топора, который прерывает жизнь, может быть, будущего гения, который бы принес человечеству ожидаемое им светлое будущее. Вот что известно из проведенного в России в 1993 году ана­лиза соотношения родов и абортов: на сто родов производится двести восемь абортов и этот показатель постепенно растет. Недостаточная сексуальная культура населения, особенно среди молодежи, приводит к тому, что ежегодно в России прерывают беременность в возрасте до пятнадцати лет - 5000 девочек-подростков и 40000 девушек до сем­надцати лет, а среди всех искусственных абортов 10 процентов явля­ются криминальными. Среди всех случаев материнской смертности практически четверть связана с абортами, не считая того, что после абортов многие женщины становятся бесплодными. В развитых стра­нах мира различные общественные организации при поддержке рели­гиозных конфессий, активно выступают против искусственных абор­тов, рассматривая их, как покушение на жизнь человеческого сущест­ва. Для формирования такого мнения у общественности используются различные методы информации глубоко и эмоционально воздейству­ющие на психику человека. Примером такого эмоционального воздей­ствия может послужить "дневник не рожденного ребенка", предлагае­мый читателю ниже. Этот дневник составлен неизвестным автором, с некоторыми неточностями сроков развития эмбриона, что, однако, совсем не влияет на эмоциональную ценность этого произведения.

 

Дневник не рожденного ребенка

5 октября. Сегодня началась моя жизнь. Мои родители еще об этом не знают, но я уже есть. Я девочка. У меня будут светлые волосы и голубые глаза. Уже все генетически определено, даже то, что я буду любить цветы.

19 октября. Некоторые говорят, что я еще не настоящий человек, что только моя мама существует. Но я настоящий человек, так же как ма­ленькая крошка хлеба - все же настоящий хлеб. Моя мама есть и я - есть.

23 октября. Мой рот уже открывается. Только подумайте, примерно через год я буду смеяться, а потом и говорить! Я знаю, что моим пер­вым словом будет МАМА.

25 октября. Сегодня мое сердце начало биться совершенно само­стоятельно. С этих пор оно спокойно будет биться всю мою жизнь, ни­когда не останавливаясь для отдыха. А через много лет оно устанет, остановится, и я умру.

2 ноября. Я вырастаю понемножку каждый день. Мои руки и ноги на­чинают принимать форму, но мне еще придется долго ждать, прежде чем эти маленькие ножки поднимут меня, чтобы я смогла дотянуться до маминых рук, прежде, чем эти маленькие ручки смогут собирать цветы и обнимать моего папу.

12 ноября. На моих руках начинают формироваться крошечные пальчики. Смешно - какие они маленькие! Я смогу гладить ими мами­ны волосы.

20 ноября. Только сегодня доктор сказал моей маме, что я живу здесь, под ее сердцем. Ах, как она, наверное, счастлива! Ты счастли­ва, мама?

23 ноября. Мои мама и папа наверно думают, как меня назвать. Но они даже не знают, что я маленькая девочка. Я хочу, чтобы меня на­звали Катей. Я уже становлюсь такой большой.

10 декабря. У меня растут волосы. Они гладкие, светлые и блестя­щие. Интересно, какие волосы у мамы?

13 декабря. Я уже немножко могу видеть. Вокруг меня темно. Когда мама принесет меня в мир, он будет полон солнечного света и цветов. Но чего я хочу больше всего - это увидеть маму. Какая ты мама?

24 декабря. Интересно, моя мама слышит тихий стук моего сердца? Некоторые дети приходят в мир больными, но мое сердце сильное и здоровое. Оно бьется так ровно: тук-тук, тук-тук. У тебя будет ма­ленькая здоровая дочка, мама!

28 декабря. Сегодня моя мама убила меня.


5 Внешние условия и развивающийся плод

Более ста лет назад ученые морфологи обратили внимание, что в мозгу новорожденных имеется значительное количество атрофи­рованных нейронов. Возникло предположение, что эти нейроны атрофированы в связи с их невостребованностью в период внутриут­робного развития плода. К этому времени уже существовало доста­точно достоверной информации о том, что от числа нервных клеток го­ловного мозга в значительной степени зависит интеллект будущего ребенка. В связи с этим в конце семидесятых и в начале восьмидеся­тых годов нашего столетия сначала в Европе, а потом в США стали возникать идеи о целесообразности начала воспитательного процесса в дородовый период человека. И появилась даже специальная отрасль психологии - педагогика дородового воспитания. К этому времени уже существовала специальная электронная медицинская аппаратура, дающая возможность наблюдать за состоянием плода и его двигатель­ными реакциями. Уже в 1982 году японские ученые, используя со­зданный для этой цели гидрофон, определили, что внутриутробно ре­бенок слышит все, что происходит, как внутри организма матери, так и вокруг нее. Но все звуки, в связи с тем, что они проходят через мате­ринские ткани, несколько приглушены и теряют около тридцати про­центов своей громкости. Наиболее громкими оказались звуки работа­ющего сердца матери.

Уже у четырехнедельного зародыша появляется своя сердечная пульсация, хотя необходимость в его насосной функции наступит в значительно более поздние сроки. А пока это сердце, размером с бу­лавочную головку будет выполнять запускающую физиологическую функцию организма. Так, от эктодермальной пластинки зародыша, из которой, в будущем, должен развиться головной и спинной мозг, по направлению к сокращающемуся, со скоростью сто сорок пять ударов в минуту, сердцу начинает прорастать тончайшее нервное волоконце. Крошечное сердце в этот период, как радиомаяк, рассылает во все стороны свои радиоволны, ориентируясь, на источник которых нервное волоконце достигает излучателя ритмичных импульсов и как только состоится контакт, сразу же начинается бурное развитие центральной нервной системы. С этого времени сердце зародыша дирижирует гар­монией развития всех органов будущего человека. Потом, позже, оно будет посылать к ним вместе с кровью и питание и кислород, и очи­щать их от отработанных продуктов жизнедеятельности, пропуская кровь через почки.

Уже с восьмой недели зародыш приобретает способность реагиро­вать на различные раздражители окружающей его среды, а в четыр­надцать недель он начинает реагировать на звук и воспринимать ре­чевые структуры и определенным образом реагировать на них. Проводимые исследования и накопленная информация о физиологии и пси­хологии развивающегося ребенка в пренатальный период, привели к тому, что в конце восьмидесятых годов беременным женщинам в экс­перименте стали накладывать на живот наушники аудиоплейера, что­бы их малыши тоже слушали нравящуюся им музыку.

С 1984 года в нашей стране так же проводилась активная экспери­ментальная работа по музыкальному "озвучиванию" беременных жен­щин и в двухстах случаях (из двухсот, взятых для эксперимента) дети после рождения опережали своих сверстников в различных психомо­торных реакциях и активно тянулись к музыке. В период проведения музыкальных занятий беременные женщины отмечали заметные реак­ции плода на различные музыкальные произведения и, кроме того, ут­верждали, что спокойная классическая музыка способствует установ­лению у них самих положительного эмоционального настроя.

Для прослушивания музыки эффективен и бесконтактный метод, когда слушателями одновременно могут быть и мать и отец и их еще не родившийся ребенок. Лучше всего пользоваться музыкальными произведениями лирических композиторов, таких как Чайковский, Шопен, Шуберт, Лист, Моцарт, Вивальди. Полезно использовать песни своего народа и колыбельные песни. Особенно, когда исполнительни­цей их будет мать будущего ребенка.

И, конечно же, чтение сказок. Не надо думать, что он еще ничего не понимает, хотя это и действительно так, но он все запоминает. Потом, прослушанная им музыка, рассказанные ему сказки, и прочитанные стихи, создадут гармонию его эмоциональной сферы и эстетику его ума. И, когда он будет достаточно взрослым, это может определить его духовные интересы.

В дальнейших исследованиях было замечено, что в семьях профес­сиональных вокалистов, постоянно упражнявшихся дома, кроме музы­кальной предрасположенности, дети имели еще и определенные анатомические особенности. Матери, имевшие сопрано, рождали детей с хорошо развитой верхней частью тела. Они без труда могли поставить пальцы в положение, которое наблюдается при щипке во время игры на струнном музыкальном инструменте (большой палец противостоит всем остальным). Это свидетельствовало о раннем развитии сенсомоторной координации. И, напротив, дети отцов с глубоким басом, появ­лялись на свет с хорошо развитой нижней частью тела. Они рано на­чинали ходить и впоследствии такие дети оставались неутомимыми ходоками.

Если отец, в период беременности жены, разговаривал с плодом, то ребенок почти сразу же после рождения, узнавал его голос, а спокой­ная музыка и песни, которые слышал ребенок еще до своего рождения, потом, в постнатальный период действовали на малыша как прекрас­ное успокаивающее средство.

Психологи и психиатры выявили еще один существенный фактор, влияющий на развитие ребенка в утробе матери. Любовь, с которой она вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; обще­ние с еще не родившимся ребенком, оказывают влияние на развиваю­щуюся психику плода и его клеточную память. Эти факторы потом бу­дут существенно влиять на основные качества личности человека во всей его постнатальной жизни.

Исследования показали, что дети, родившиеся у женщин, не думав­ших о вынашиваемом ими ребенке, часто имели при рождении вес, не достигавший средних показателей. Такие дети чаще страдали различ­ными нарушениями желудочно-кишечного тракта и имели различные нервные расстройства, были более беспокойны и труднее адаптирова­лись к окружающей жизни.

На первом американском конгрессе по дородовому и послеродовому воспитанию, проведенном в июне 1983 года, психиатром Верни из Торонто и многими другими специалистами из Европы и Канады были сделаны интересные сообщения о страданиях взрослых, связанных с сохранившейся в подсознании информацией из их пренатальной жиз­ни.

Вот один из случаев, приведенных в докладах на этом конгрессе. Молодой мужчина периодически испытывал ощущения жара, сопро­вождавшиеся страхом смерти. В гипнотическом состоянии была про­смотрена вся его жизнь, начиная от рождения. Найти причину этих своеобразных приступов не удалось.

Тогда решено было просмотреть его пренатальный период. Когда внушением пациент был введен в седьмой месяц своей пренатальной жизни, его голос вдруг резко прервался, лицо исказила гримаса ужа­са, появилось ощущение внутреннего жара. В дальнейшем из беседы с его матерью стало известно, что на седьмом месяце, будучи в состо­янии депрессии, она пыталась прервать беременность, парясь в горя­чей ванне. Прошло тридцать лет. Мать забыла о трудном периоде сво­ей жизни, но клеточная память сына сохранила не только чрезмерное ощущение жара, но и мысль о смерти, которая присутствовала в со­знании матери.

Известно, что надпочечники человека при стрессе начинают выра­батывать стрессовые гормоны (катехоламины), чтобы справиться с возникшей ситуацией. Эти гормоны проникают через плацентарный барьер и оказывают на плод воздействие, отражающее состояние ма­тери. Но у плода оно выражено значительно сильнее, так как у него еще нет соответствующих защитных, компенсирующих механизмов,

В тех случаях, когда беременная женщина испытывает по какому-либо поводу радость и счастье, ее мозг вырабатывает "гормоны радо­сти" - эндорфины, которые способны вызвать состояние радости и по­коя у плода. Если он часто испытывает эти состояния, то они запоми­наются и таким образом формируют характер будущего взрослого че­ловека. Имеет ли место обратное действие плода на мать на психоло­гическом уровне? Существуют достаточно убедительные факты, кото­рые позволяют дать на этот вопрос утвердительный ответ. Ниже при­водим случай, описанный историками, связанный с матерью Наполео­на.

Когда она была беременна будущим Бонапартом, у нее появилась страсть к военному делу: она стала проявлять интерес к военным стратегическим планам, ее интересовали карты полей сражения и все, что имело отношение к вооружению. После рождения будущего импе­ратора увлечения военным делом у нее сразу же прошли. Похоже, что воинственный дух, в этом случае, посетил будущего полководца за­долго до его рождения.

Но все же, не увлечения ли его матери в тот период сделали из ее ребенка великого воина? Возможно, история чуть-чуть переставила акценты, и на первом месте все же было сильное желание матери ви­деть свое будущее чадо (если оно будет мальчиком) воином, а не про­сто обычным человеком.

И, наконец, окружение будущей матери. В Японии в прошлых столе­тиях беременных женщин помещали в специальные общины, располо­женные в красивой местности, где занимались эстетическим и музы­кальным образованием будущего ребенка. В Полинезии и сейчас практикуются специальные танцы и другие ритмичные движения для беременных женщин. Во времена наших бабушек беременных женщин предупреждали, чтобы они не смотрели на косого зайца, потому что это приведет к тому, что у нее родится косой ребенок (Можно предпо­лагать, что наши предки чрезмерно перестраховались по поводу косых глаз. Ведь то же самое они могли бы говорить и о длинных заячьих ушах. Но все же "в каждой сказке есть доля правды", чтобы не смот­рели на все некрасивое и тем более безобразное, так как иначе может родиться некрасивый ребенок. И вообще рекомендовалось в этот пе­риод окружать себя только красивыми вещами и чаще бывать там, где много цветов и естественной природной красоты.

Однажды в печати (насколько я помню, в "Аргументах и фактах") проскользнула маленькая заметка, в которой рассказывалось о жен­щине, которая, будучи беременной, страстно желала родить красивого ребенка. Шансов у нее для этого не было никаких, так как и она, и ее муж красавцами не были. На весь период беременности она молилась одному "богу" - это был портрет Алена Делона. Долгими минутами, иногда часами она смотрела на образ ее кумира, прося бога, чтобы он сформировал ее ребенка таким же красивым, как красавец мужчина, висевший в рамке на стене над ее постелью.

Далее в заметке сообщалось, что рожденный ею ребенок действи­тельно оказался не совсем похожим на своих родителей. Его лицо, чем-то неуловимым напоминало портрет Алена Делона. Можно ду­мать, что во всем этом есть доля истины. Разве не условия, в которых мы живем, формируют нашу наследственность? В описанном здесь случае к условиям добавилось еще и страстное желание женщины иметь красивого ребенка и ее настойчивые усилия в этом направле­нии.

Индийский трактат "Чарака Самхита" излагает весьма интригую­щую теорию: "женщина дает жизнь ребенку, который будет походить на того, о ком она думает во время зачатия". Часто дети перенимают внешность и качества других членов семьи. И мужчины и женщины не­редко фантазируют во время полового акта, особенно, если их отно­шения не отличаются искренностью и теплотой. Если во время интим­ных отношений женщина сосредотачивается на образе желаемого ею партнера, а не на том, с кем она совокупляется в данный момент, это может привести к тому, что зачатый ею ребенок приобретет сходство с объектом фантазий его матери. В древней Индии этот способ исполь­зовали для появления в семье красивых и исключительных детей. Женщина представляла себя совокупляющейся с божественным су­ществом, таким, например, как Кришна, веря, что ее будущий ребенок унаследует божественные качества своего воображаемого сверхъес­тественного отца. Несколько Индийских текстов описывают эту техни­ку и говорят о ее успешном применении. Древние греки также отмеча­ют, что представления играют огромную роль в зачатии ребенка. Мы находим упоминания об этом и в трудах таких древнегреческих и древ­неримских ученых, как Гесиод, Эмпедокл, Гиппократ, Аристотель и Плиний.

Современная теория и практика нейролингвистического програм­мирования не без основания утверждает значение для физического и психического здоровья внутренних образов, построенных нашим умом. Мать и ее еще не родившийся ребенок, составляют неразделимое це­лое, и образы, создаваемые беременной женщиной, разумеется, не безразличны для плода.

Все, что происходит вокруг нас и с нами, все, что мы видим и слы­шим и вообще, все, что мы воспринимаем, осознается нами только тогда, когда наш ум построит внутренний образ внешнего события. В действительности, мы встречаемся с внешним миром внутри себя. Эта встреча у беременной женщины происходит одновременно и для ее ребенка. И если для взрослого человека эти влияния, накапливаясь, действуют на психику и на физиологию, а затем и на наследствен­ность, то еще не родившийся ребенок формируется под влиянием этих условий.

Серое однообразие современных жилых многоэтажек, серые асфальтированные улицы и, нередко, такие же серые дворы фиксируют внутри нас соответствующие психологические структуры. В связи с этим наши эмоциональные реакции на окружающий нас мир переста­ют быть многогранными, "радужными", они становятся "черно-белы­ми", более грубыми. От этого зависит и наша наследственность, ста­новясь более грубой и, конечно, это в значительной мере влияет на ин­теллект нашего потомства.

И еще ритмы. Современная эстрадная музыка, часто несущая в се­бе низкие вибрации, возбуждающие только низший витал, порождаю­щая не самые высокие влечения - не способствует развитию интел­лекта уже родившихся детей и, конечно же, разрушительно действует на формирующийся мозг еще не родившегося ребенка. Такого рода ритмичные мелодии (иногда это больше похоже на ритмичный грохот, чем на мелодию) препятствуют образованию тех тонких связей в голо­вном мозгу, благодаря которым ум человека мог бы стать более вос­приимчивым и гибким. Можно предполагать, что современные музы­кальные ритмы являются одной из главных причин, породивших сексу­альную революцию, а она, в свою очередь, ухудшила и продолжает ухудшать человеческий генофонд.

Тело человека хорошо проводит звуки, и в организм, растущий в ло­не матери, внешний мир врывается водопадами звуковых вибраций. Будущий человек - плод, который носит в себе женщина - все слышит и... все запоминает. Даже интимные отношения его матери в период беременности, оставляют след в его памяти. И все, что он слышит, не только принимает участие в его физическом формировании, но и вос­питывает его.

Уже в этот период закладываются его склонности и его влечения, некоторые его вредные и полезные привычки. И пусть он не помнит периода жизни, предшествующего его рождению (хотя при определен­ных обстоятельствах он может вспомнить некоторые эпизоды из своей пренатальной жизни), но, тем не менее, этот период является фунда­ментом, на котором формируется характер человека.

Описан эксперимент, проводимый любящим отцом над своим еще не родившимся сыном. В этом эксперименте он читал вслух текст из Одиссеи Гомера, находясь рядом со своей беременной женой. Один и тот же текст был прочитан несколько раз... И потом, когда ребенку бы­ло около семи лет, ему было предложено выучить наизусть два отрыв­ка из Одиссеи. Один был взят из той части, которая была прочитана ему несколько раз еще до его рождения. Был получен удивительный результат - ребенок, уже знакомый ему еще до рождения отрывок из Одиссеи Гомера, выучил вдвое быстрее другого - незнакомого.

А вот еще один интересный пример. В своем интервью телевидению американский дирижер Борис Брот ответил на вопрос о том, где он на­учился любить музыку, следующим образом: "Эта любовь жила во мне еще до рождения". Знакомясь с определенными произведениями впервые, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Как-то раз он упомянул об этом при матери, которая в прошлом была виолончелисткой. Она посмотрела свои старые программы и обнару­жила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она ра­зучивала, будучи беременной. О подобном же феномене рассказыва­ет Рубинштейн и американский скрипач Иегуди Менухин.

И еще пример. Японскими педиатрами был описан естественный эксперимент, в котором беременные женщины, жившие недалеко от аэропорта с его громами реактивных самолетов, рождали детей, кото­рые не пугались внезапных звуковых раздражителей и спокойно спа­ли, в то время как другие дети, не имевшие такого пренатального опы­та, каждый раз вздрагивали, просыпались и плакали.

Эти случаи подтверждают факт восприятия плодом тех событий, ко­торые происходят во внешнем мире. Конечно, трудно утверждать, что мать, часто слушавшая музыку или много игравшая на каком либо музыкальном инструменте во время беременности, обязательно произ­ведет на свет композитора, музыканта - виртуоза или певца. Но то, что он будет восприимчив к музыке, что обогатит его на всю его последу­ющую жизнь - это безусловно.

В настоящее время является неопровержимым фактом то, что ин­тересы и увлечения матери, а так же ее некоторые психологические особенности, в период беременности могут сыграть как положитель­ную, так и отрицательную роль не только в развитии плода, но и во всей последующей его жизни.

Разумеется, овладение иностранными языками так же может быть значительно облегчено, если мать в период беременности будет гово­рить не только на своем родном языке или, хотя бы в ее окружении до­статочно часто слышалась иностранная речь. На эту тему даже суще­ствует анекдот, в котором одна француженка взяла на воспитание из дома ребенка младенца - девочку, родители которой были англичане, с целью обучаться английскому языку у приемной дочери. Эти свои высказывания она мотивировала тем, что подрастающая дочь, конеч­но, будет говорить по-английски, так как ее действительными родите­лями были англичане.

В этом анекдоте есть доля истины. Мать, говорящая на английском языке, закладывает в подсознание будущего ребенка основу своего родного языка. Потом, когда он начнет учиться говорить, это будет происходить легче, чем в случаях с глухонемыми родителями. Обуче­ние речи будет иметь в себе компонент воспоминания прежде извест­ного языка.

Нередко существует такой вариант семейных отношений, когда ро­дители при общении друг с другом допускают употребление нецензур­ной брани. Это тоже отложится в памяти их ребенка и потом, когда он начнет постигать мир и науку языкового общения в нем, нецензурные слова, однажды услышанные им от кого-либо из окружающих его лю­дей, легко запомнятся им и станут естественной частью его речи.

Или еще пример из речевой патологии: предположим, что один из родителей ребенка страдает логоневрозом, и, конечно, будущий ребе­нок слышит такую патологическую речь и запоминает ее. Потом в дет­ском или в подростковом возрасте при невротизирующих обстоятель­ствах или даже имея друга или товарища, который заикается, легко приобретет привычку заикаться.

Не родившийся еще ребенок не только слышит все, что происходит в мире его родителей, но и "видит" то, что видит его мать. Мы уже го­ворили выше, что человек встречается с внешним миром внутри само­го себя. Возникающий калейдоскоп образов внешнего мира в уме ма­тери, подобно кругам, расходящимся по воде от брошенного камня, захватывает все ее существо и запечатлевается также в памяти ре­бенка. Потом, когда он появится на свет, имея некоторый опыт, полу­ченный им еще до его рождения, он не только легче будет адаптиро­ваться к огромному миру людей, но будет иметь определенные склон­ности и даже таланты. Или же наоборот - патологические комплексы и влечения.

О том, что в образах, возникающих в уме человека, действительно принимает участие все тело, свидетельствуют результаты электрофи­зиологических исследований людей, занимающихся психотонической тренировкой. На миограмме, снимаемой с мышц рук и ног человека представляющего, что он бежит, хорошо выражены ритмичные изме­нения электрической активности, соответствующие тем, которые реги­стрируются при реальном беге.

Или вот пример, который должен убедить читателя, что на любые внешние раздражители человек реагирует всем своим существом: "Представьте себе лимон - желтый, спелый, упругий. Вы положили его на блюдце, взяли нож и начали резать. К сожалению, нож попался тупой. Вы придавили его посильнее. Лопнула кожура лимона, и брызнул кис­лый лимонный сок. Вы продолжаете резать лимон на ломтики, и видите, как по срезу сочится кислый лимонный сок, и растекается по блюд­цу лужицей. Потом вы разложили ломтики на блюдце лесенкой, полу­кругом и присыпали сахаром, и сахар тотчас же пропитался лимонным соком. Затем вы взяли на вилку один из засахаренных ломтиков лимо­на и отправили себе в рот и стали жевать".

А теперь обратите внимание на то, что пока вы читали эти строки у вас побежали слюнки. Следовательно, образ лимона вызвал реакцию слюнных желез. И не только слюнных. В вашем желудке стал выде­ляться желудочный сок. Вспомните опыты И.П. Павлова, в которых один лишь вид пищи вызывал выделение желудочного сока у собак.

Исходя из вышесказанного, мы можем с уверенностью говорить о том, что при воздействии внешнего мира на живой организм в нем возникают конкретные физиологические реакции.

И, наконец, об эмоциях и эмоциональных состояниях. Любая эмоция, возникающая у человека, вызывает изменение его гормонального фо­на. А беременные женщины особенно эмоционально лабильны. Гормо­ны и многие химические вещества легко проникают из крови матери в кровь ребенка, вызывая в нем те же самые физические реакции. И, кроме того, эмоции вызывают определенные изменения и в полевых структурах человека, и эти изменения мгновенно передаются плоду. Другими словами, мать и ее еще не родившийся ребенок постоянно общаются друг с другом не только на физическом, но и на биополевом уровне. Маленькое существо, развивающееся в лоне матери, купается в ее эмоциях и влечениях и они формируют его эмоциональную сферу. Какие эмоции и эмоциональные состояния будут преобладать потом у родившегося человека, будет ли он чувствовать себя уверенным и сильным, спокойным и уравновешенным, будет ли он способен вос­принимать и проявлять тонкие обертоны эмоций, зависит от состояния его матери в тот период, когда она носит его в себе. Можно даже ска­зать: "эмоциональный фундамент будущего человека закладывается до его рождения". Все, что сформируется в этот период, будет оказы­вать на него влияние в течение всей его последующей жизни. Возмож­но, Пушкин никогда не стал бы поэтом, если бы в его семье не звуча­ли стихи, а Чайковский - композитором, если бы в пренатальный пе­риод в его семье не звучала музыка.

Генетика это только "скелет", а все остальные дополнения к нему формируются различными влияниями, как внешними, так и внутренни­ми. Будет ли человек талантливым или посредственным, в огромной степени зависит от условий, в которых развивается человек от его за­чатия до рождения.

 


6 Опустошительная депривация

Реже, чем врожденное слабоумие, встречается деменция - слабо­умие приобретенное. Причиной такой патологии могут быть раз­личные инфекции, перенесенные ребенком в раннем возрасте, черепно-мозговые травмы и интоксикации.

Особое место занимает задержка психического развития, вызван­ная эмоциональной, сенсорной и социальной депривацией (отсутствие или недостаточность любви со стороны родителей, недостаток инфор­мации и недостаточность общения). В Индии существует легенда, которая может служить очень ярким примером результатов полной де­привации детей. В пятнадцатом веке при дворе Акбара - правителя Великой Могольской империи в Индии между учеными однажды воз­ник спор. Одни из них говорили, что сын китайца без всякого обучения заговорит по-китайски, а сын араба по-арабски и т. д. Другие счита­ли, что дети будут говорить на том языке, которому их обучат и что, на­циональная их принадлежность в этом случае не имеет никакого зна­чения.

Акбар разрешил этот спор таким образом. Он велел поместить но­ворожденных, происходящих от разных национальностей, в комнату, до которой не доходили бы звуки человеческого голоса. За детьми ухаживали люди с отрезанными языками; ключ от комнаты, в которой находились дети, Акбар носил у себя на груди. И так прошло семь лет. Через семь лет комнату вскрыли и вместо человеческой речи на раз­ных языках придворные ученые услышали нечленораздельные звуки похожие на блеяние, лай, мяуканье. Эти дети не только не говорили ни на одном языке, но даже совсем не имели человеческой речи. Они бы­ли глубоко слабоумны.

Если глубоко задуматься об условиях, в которых наши дети растут с первого дня рождения до года, а в некоторых случаях и старше, то можно с сожалением отметить, что все они в какой-то степени испы­тывают на себе депривацию. Остальное же время, когда мы общаемся с ними, мы их старательно "усредняем".

Каковы должны быть условия развития ребенка, при которых не возникали бы, пусть даже слабо выраженные, симптомы депривации? Где та мера сенсорной, эмоциональной и социальной насыщенности, которая соответствовала бы психическим потребностям ребенка? По­ка еще не существуют психологические тесты, при помощи которых можно было бы определить степень интеллектуального и эмоциональ­ного голода ребенка, что сделало бы возможным создание соответст­вующих условий насыщения в пределах необходимого.

Но это только одна проблема, которую теоретически как-то решить можно. Другая проблема - мы, родители. Каждый из нас, взрослых, взаимодействует со своим ребенком в соответствии со своими лично­стными особенностями. И можем ли мы дать ему то, что необходимо, чтобы не появились симптомы депривации, или нет? Как найти ту зо­лотую середину отношений со своим малышом, которая создаст опти­мальные условия его психологического и физического развития? Дело в том, что передозировка сенсорной, эмоциональной и социальной на­сыщенности жизни ребенка также может породить искривления психи­ческого и эмоционального развития малыша.

Конечно, можно предполагать, что передозировать сенсорной и со­циальной информацией невозможно, потому что ребенок возьмет ров­но столько, сколько может вместить в себя, насколько позволяют ему это сделать его способности и возможности. С этим можно согласить­ся, при условии, что мы не будем "кормить" его этой информацией, как рождественского гуся. (В прошлые времена гуся, предназначенного к рождественскому столу, кормили насильно, заталкивая ему пищу в рот). Как определить меру? Возможно, единственным средством, оп­ределяющим степень необходимого насыщения, является здравый смысл родителей.

И опять проблема, потому что здравый смысл - понятие относитель­ное. Каждый родитель воспитывает ребенка исходя из с


<== предыдущая | следующая ==>
Annotation. Тернопілянин Олексій Волков, лікар за професією і хірург за покликом душі, написання книжок вважає своїм хобі | 

Date: 2015-08-24; view: 272; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию