Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава X. Международное морское право 2 page





Практика установления прибрежными государствами особого режима в районах открытого моря, непосредственно прилежащих к внешним границам их территориальных морей, известна достаточно давно. Так, впервые Англия установила таможенную зону в 1736 г. Впоследствии в 1764, 1802, 1825, 1853 гг. были приняты ряд законов о так называемых лавирующих судах ("Hovering Acts"). Эти законы были унифицированы Таможенным актом 1876 г. ("Custom Consolidation Act").

В 1799 г. таможенную зону шириной в 12 миль установили США, в 1817 г. - Франция, в 1822 г. - Бельгия; зоны фискального контроля были введены Аргентиной, Сальвадором, Чили и Эквадором.

Практике известны санитарные зоны. В особенности это характерно для арабских стран. Фискальная и иммиграционная зоны установлены Индией.

В дальнейшем различные виды прилежащих зон - таможенные, санитарные, иммиграционные, фискальные - устанавливались путем издания внутренних законодательных актов и заключения международных договоров.

Помимо названных зон ряд государств установили другие их виды, в частности зоны уголовной юрисдикции, зоны нейтралитета, зоны предотвращения загрязнения и т.д.

Так, зоны безопасности установили Бирма, Вьетнам, Индия, Пакистан, Саудовская Аравия, Судан и др.

Если до вступления в силу Конвенции 1982 г. установление таких зон, не обозначенных в конвенционных положениях, возражений не вызывало, то сейчас дело обстоит совершенно иначе. Тут следует согласиться, что "в современных условиях установление прибрежными государствами иных прилежащих зон, чем санитарная, фискальная, таможенная и иммиграционная, шириной до 24 миль безусловно является неправомерным" <1>.

--------------------------------

<1> Международное морское право: Учебник / Отв. ред. И.П. Блищенко. М.: Изд-во УДН, 1988. С. 52.

 

В прилежащей зоне прибрежное государство может осуществлять право преследования "по горячим следам". Однако согласно ст. 111 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. такое преследование может начаться только в связи с нарушением прав, для защиты которых установлена эта зона.

В соответствии с Федеральным законом РФ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" прилежащая зона РФ - морской пояс, расположенный за пределами территориального моря и прилегающий к нему, внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В прилежащей зоне Российская Федерация осуществляет контроль, необходимый для: предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил, установленных законами РФ и иными нормативными правовыми актами РФ, действующими на территории РФ, включая территориальное море; наказания за нарушение указанных законов и правил, совершенное на территории РФ, включая территориальное море.

Таким образом, положения российского законодательства о прилежащей зоне не расходятся с Конвенцией 1982 г.

Исключительная экономическая зона (exclusive economic zone - EEZ) представляет собой морской пояс, примыкающий к территориальному морю прибрежного государства, установленный в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. шириной не более 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальное море, и в котором прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, а также юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды.

Осуществляя указанные права, прибрежное государство обязано должным образом учитывать права других государств в исключительной экономической зоне.

Главная особенность режима исключительной экономической зоны состоит в том, что здесь права и юрисдикция прибрежного государства, а также права и свободы других государств установлены строго и определенно только соответствующими положениями Конвенции 1982 г. Поэтому было бы ошибочно считать, что режим исключительной экономической зоны может устанавливаться прибрежным государством по своему усмотрению.

Характерные особенности правового режима исключительной экономической зоны следующие.

Во-первых, исключительная экономическая зона находится за пределами территории какого-либо государства, на нее не распространяется суверенитет последнего. Права прибрежного государства носят здесь исключительно ограниченный характер.


Во-вторых, исключительная экономическая зона возникла как результат компромисса, к которому пришли государства в ходе подготовки и проведения III Конференции ООН по морскому праву. Это был компромисс между государствами, претендовавшими на значительно большую ширину территориального моря, чем 12 морских миль (до 200 морских миль), и странами, которые, будучи заинтересованными в обеспечении многосторонней морской деятельности, возражали против такого расширения территориальных пределов суверенитета прибрежных государств. Притязавшие на расширение территориального моря государства, в особенности развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки, стремились главным образом к установлению своего контроля в отношении естественных ресурсов прибрежных районов, а также проведения в них научных исследований и защиты морской среды. Страны, преследовавшие цели, связанные с осуществлением мореплавания, включая военное, согласились на расширение прав прибрежных стран в пространственном отношении в деле обеспечения их экономических интересов. Это согласование интересов прибрежных государств и других стран, являющихся мощными и традиционными морскими державами, явилось одним из неотъемлемых элементов того "пакета", который и привел в конечном счете к выработке и окончательному принятию Конвенции.

Отсюда следует, что, во-первых, прибрежное государство обладает в исключительной экономической зоне не суверенитетом, а суверенными правами, т.е. правами, установленными в строго определенных целях и четко ограниченном объеме. Во-вторых, суверенные права установлены лишь в целях разведки, разработки и сохранения живых и неживых природных ресурсов. Это означает, в частности, что прибрежные государства осуществляют суверенные права в отношении всех рыбных ресурсов, включая прикрепленные к морскому дну (например, отряд ракообразных), минеральных ресурсов - нефти, газа и др., а также энергии, исходящей в силу использования течений, ветра и воды. В-третьих, указанные права носят исключительный характер: никакое другое государство не вправе без согласия прибрежного государства осуществлять подобную деятельность в исключительной экономической зоне последнего.

Точно такой же исключительный характер носит предусмотренная Конвенцией юрисдикция прибрежного государства в исключительной экономической зоне. С одной стороны, эта юрисдикция установлена в точно ограниченных объемах и целях, но с другой - ни одно государство не вправе осуществлять юрисдикцию в отношении искусственных островов, установок и сооружений, т.е. не вправе устанавливать эти установки без согласия прибрежного государства. Только прибрежное государство вправе осуществлять юрисдикцию в связи с какими-либо нарушениями в сфере защиты морской среды. Только прибрежное государство вправе разрешать морские научные исследования в его исключительной экономической зоне.

Характерно, что объем прав прибрежного государства в исключительной экономической зоне настолько ограничен, что это государство может осуществлять только те права и обязанности, которые предусмотрены в Конвенции 1982 г.

Иными словами, никакое прибрежное государство не может претендовать на осуществление какого-либо права, которое не установлено положениями Конвенции (например, контролировать иностранное судоходство, осуществлять таможенный или медицинский контроль и т.д.). Ограниченный характер прав прибрежного государства в исключительной экономической зоне, сама правовая основа этой зоны и все приведенные выше особенности ее статуса и правового режима обусловливают наличие и действенный характер прав и свобод других государств в данном морском пространстве. Несмотря на полное признание суверенных прав и юрисдикции прибрежных государств в исключительной экономической зоне, другие государства пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, таким, как связанные с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов, и совместимыми с другими положениями настоящей Конвенции (п. 1 ст. 58).


Что касается других правомерных видов использования моря, то можно сослаться на применение искусственных спутников Земли для осуществления космической связи между торговыми судами и береговыми службами посредством системы международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) и др.

Конвенция 1982 г. установила так называемый принцип допустимого улова, когда в исключительной экономической зоне на излишки последнего признаются права иностранных рыбаков (ст. 62).

В соответствии со ст. 67 Конституции Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. В этой связи следует отметить, что положения Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" полностью соответствуют нормам международного права.

Континентальный шельф. В настоящее время по самым различным оценкам около трети мировой добычи нефти и газа приходится на континентальный шельф. Именно здесь открываются самые крупные месторождения. Причем наиболее перспективные из них выявлены в глубоководных зонах (1000 м и более).

По образному выражению одного западного юриста, все запасы полезных ископаемых, которые таит в себе континентальный шельф, в сравнении с разведанными запасами на сухопутной части нашей планеты - это все равно что почтовая марка, наклеенная на спину слона.

Континентальный шельф имеет огромное стратегическое и экономическое значение для России. По официальным данным Министерства природных ресурсов, площадь российского континентального шельфа составляет около 6,2 млн. квадратных километров, что соответствует 21% площади шельфа всего Мирового океана.

Согласно Конвенции 1958 г. под континентальным шельфом понимаются поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к берегу за пределами территориальных вод до глубины в 200 м или за этими пределами до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств, а также поверхность и недра подводных районов, примыкающих к берегам островов.


Конвенция 1958 г. устанавливает два критерия для определения внешней границы континентального шельфа:

1) глубина (200 м);

2) техническая доступность (так называемый критерий эксплуатабельности).

Континентальный шельф, примыкающий к берегам некоторых государств, очень широк, крутизна его склона невелика, а покрывающие воды имеют небольшую глубину. Таким государствам, например Аргентине, выгоден критерий глубины при исчислении своего шельфа. У некоторых же государств (Чили, Перу, Испания) шельф очень узок, поскольку почти сразу происходит резкий обрыв на большие глубины. Для таких государств применение критерия глубины крайне невыгодно.

Что касается критерия эксплуатабельности, то его применение удобно для развитых государств, имеющих в своем распоряжении соответствующие технологии. Вместе с тем такой критерий не может устраивать государства, чьи технические возможности ограниченны.

Компромиссное решение предусмотрено в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Согласно ее положениям под континентальным шельфом понимаются морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределами территориальных вод на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. Если, однако, подводная окраина материка простирается более чем на 200 миль от берега, то в таком случае внешняя граница может находиться не далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод, или не далее 100 миль от 2500-метровой изобаты.

В Конвенцию 1982 г. практически без изменений вошли положения Конвенции 1958 г. о континентальном шельфе, определяющие характер суверенных прав государств на континентальный шельф в целях его разведки и разработки.

С геолого-морфологической точки зрения континентальный шельф (continental shelf) - это пологая часть материка, продолжающаяся под морскими водами до того места, где она резко переходит в материковый склон.

Таким образом, юридическое понятие континентального шельфа шире геолого-морфологического, поскольку включает, помимо самого шельфа, прибрежные районы морского дна, где континентального шельфа в его прямом смысле нет, а также районы морского дна за пределами континентального шельфа. Кроме того, если с географической точки зрения шельф начинается от берега моря, то с юридической - от внешней границы территориального моря, поскольку территориальное море, морское дно и его недра в рамках территориальных вод входят в государственную территорию.

Континентальный шельф за пределами территориального моря не составляет часть государственной территории, но прибрежные государства обладают определенными правами в пределах континентального шельфа за границей территориального моря.

В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (ст. 1) континентальный шельф РФ включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам РФ.

Внешняя граница континентального шельфа РФ находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль. Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

Делимитация континентального шельфа между РФ и государствами, побережья которых противолежат побережью РФ, осуществляется на основе международных договоров РФ или норм международного права.

Линии внешних границ континентального шельфа или заменяющие их утвержденные Правительством РФ перечни географических координат точек с указанием основных геодезических данных и делимитационные линии указываются на картах установленного масштаба или публикуются в "Извещениях мореплавателям".

Статья 5 Закона устанавливает права РФ на континентальном шельфе. К ним относятся:

1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если РФ не осуществляет их, никто не может делать это без ее согласия;

2) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;

3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над последними, в том числе в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также касающихся безопасности;

4) юрисдикция в отношении:

- морских научных исследований;

- защиты и сохранения морской среды;

- прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов РФ.

Права России на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами.

Законом предусмотрено, что искусственные острова, установки и сооружения не обладают статусом островов и не имеют территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Вокруг них устанавливаются зоны безопасности, которые простираются не более чем на 500 метров от каждой точки внешнего края искусственных островов, установок и сооружений.

О создании искусственных островов, установок и сооружений, об установлении вокруг них зон безопасности, а также об их полном или частичном удалении с указанием глубины, географических координат, размеров, а также о проложенных кабелях и трубопроводах сообщается в специально уполномоченный на то федеральный орган для опубликования в "Извещениях мореплавателям".

Россия взяла на себя весьма важное обязательство с точки зрения обеспечения безопасности мореплавания, предусмотренное ст. 16: "Искусственные острова, установки и сооружения не создаются на признанных морских путях, имеющих существенное значение для международного судоходства".

Физические и юридические лица, виновные в нарушении положений указанного Закона, привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с российским законодательством в зависимости от характера правонарушения, тяжести его последствий и размера нанесенного ущерба. Указанные лица не освобождаются от возмещения нанесенного ущерба.

 

§ 5. Международные морские пространства

 

Открытое море. Под открытым морем (high seas, open sea) понимаются все воды Мирового океана, которые находятся за внешней границей исключительных экономических зон. Открытое море не может быть подчинено чьему-либо суверенитету, оно находится в общем и равноправном пользовании всех государств.

Правовой режим открытого моря регламентируется исключительно нормами международного права, прежде всего положениями Конвенции об открытом море 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Согласно Конвенции об открытом море 1958 г. свобода открытого моря включает в себя:

1) свободу судоходства;

2) свободу рыболовства;

3) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;

4) свободу летать над открытым морем.

Конвенция 1982 г. расширила понятие свободы открытого моря, включив дополнительно:

5) свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом;

6) свободу научных исследований.

Все государства должны осуществлять эти свободы, должным образом учитывая интересы других государств. Иными словами, свобода открытого моря не носит абсолютный характер.

Свобода судоходства означает, что каждое государство независимо от того, имеет ли оно выход к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

Основу правового режима судоходства в открытом море составляет принцип свободы открытого моря, являющийся одним из общепризнанных принципов современного международного права. Из него вытекает принцип исключительной юрисдикции государства флага, в соответствии с которым любое судно, находящееся в открытом море, подчиняется законам и власти только того государства, под флагом которого оно плавает.

Вмешиваться в плавание иностранного торгового судна в открытом море имеют право только военные корабли или другие суда и летательные аппараты, находящиеся на правительственной службе и уполномоченные для этих целей.

Кроме того, такое вмешательство ограничено строго определенными случаями:

1) на основании международного договора;

2) если судно занимается пиратством;

3) если судно занимается работорговлей;

4) если судно занимается несанкционированным вещанием, а государство флага военного корабля имеет юрисдикцию;

5) если судно не имеет национальности;

6) если на судне поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг, но в действительности судно имеет ту же национальность, что и данный корабль;

7) при осуществлении права преследования.

Во всех вышеуказанных случаях военный корабль может произвести проверку права судна на его флаг. С этой целью он может послать шлюпку под командой офицера к подозреваемому судну. Если после проверки документов подозрения остаются, он может произвести дальнейший осмотр на борту этого судна со всей возможной осмотрительностью.

Если подозрения оказываются необоснованными и при условии, что осмотренное судно не совершило никаких действий, которые оправдали бы эти подозрения, ему должны быть возмещены любые причиненные убытки или ущерб.

Что касается возможности вмешательства на основании международного договора, то оно может быть осуществлено только при условии, что военный корабль или судно, осуществляющее вмешательство, и судно, в отношении которого такое вмешательство осуществляется, являются участниками соответствующего международного договора.

Одной из самых ранних конвенций, предусматривавших вмешательство в открытом море, является Конвенция о рыболовстве в Северном море 1882 г. Ее положения предусматривают контроль за рыболовством кораблями военных флотов стран-участниц для установления фактов нарушения Конвенции, а также привод судна-нарушителя в порт государства флага и передачу компетентным властям.

К числу других международных договоров, допускающих вмешательство в открытом море, относится Международная конвенция по охране подводных кабелей 1884 г. Согласно ее положениям военные и специально уполномоченные для этих целей суда имеют право остановить и осуществить проверку любого торгового судна независимо от флага, если оно подозревается в нарушении Конвенции. Командир военного корабля или специального судна в этих случаях может составить протокол. Однако любые вопросы, связанные с нарушениями Конвенции 1884 г., могут рассматриваться только судебными учреждениями государства флага судна.

Неоднократно имевшие место в открытом море случаи загрязнения, которые по своим масштабам представляли угрозу для прибрежного государства, озабоченность международного сообщества растущей угрозой экологического кризиса и другие сопутствующие факторы стали причиной заключения в 1969 г. Международной конвенции относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, а в 1973 г. - Протокола о вмешательстве в открытом море в случаях загрязнения веществами иными, чем нефть.

Согласно Конвенции 1969 г. прибрежное государство в исключительных случаях имеет право принимать в открытом море по отношению к иностранному судну все необходимые меры для предотвращения, уменьшения или устранения опасности загрязнения моря нефтью вследствие морской аварии. Протокол 1973 г. распространил действие Конвенции 1969 г. на случаи загрязнения или их угрозы любыми другими опасными веществами.

Вмешательство может осуществляться и на основании актов международных организаций, которые созданы и действуют на основании международных договоров. В этой связи примечателен пример с нарушением российским танкером "Волгонефть-147" режима санкций, введенного в свое время ООН против Ирака.

2 февраля 2000 г. американский крейсер "Монтерей", несший дежурство в районе Персидского залива и осуществлявший обеспечение режима санкций в отношении Ирака согласно Резолюции Совета Безопасности ООН N 665, получил команду выйти на перехват российского судна. Как стало потом известно, американский разведывательный спутник зафиксировал нахождение танкера в иракском порту и вел наблюдение до его выхода в открытое море, где американцы дали судну команду остановиться. Российские моряки отказались. Тогда на борт был высажен американский спецназ и судно подверглось осмотру. Несмотря на заявления о том, что судно грузилось в иранском порту, анализ нефтепродуктов подтвердил их иракское происхождение. Ситуацию усугубил тот факт, что груз сопровождал иракский морской офицер. Российское судно было задержано и отконвоировано в оманский порт Маскат.

В соответствии со ст. 24 Устава ООН на Совет Безопасности возлагается основная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, причем государства - члены ООН согласились, что при исполнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени. На основании ст. 42 Совет Безопасности уполномочен предпринимать такие действия, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции, осуществляемые, в частности, морскими силами членов ООН. Резолюция Совета Безопасности от 25 августа 1990 г. N 665 была принята на 2938-м заседании 13 голосами при двух воздержавшихся (Йемен и Куба), при этом никто не голосовал против. Пункт 1 указанной Резолюции, в частности, предусматривал использование под контролем Совета Безопасности мер, с тем чтобы "останавливать все морские суда, проходящие в обоих направлениях, для досмотра и проверки их грузов и портов назначения и обеспечения строгого осуществления по отношению к таким судам положений, изложенных в Резолюции N 661 (1990)". Последняя предусматривала введение экономических санкций против Ирака.

Таким образом, с точки зрения международного права действия американских ВМС представляются правомерными.

Пиратство как основание для вмешательства. Чума пиратства, казалось бы, ушедшая в небытие, неожиданно в 80-х гг. прошлого столетия стремительно стала расползаться по морям и океанам, и пока ничто не может ее остановить. Современные торговые суда, а также перевозимый на борту груз, стоимость которых исчисляется миллионами долларов, представляют собой лакомый кусок для пиратов. Статистические данные подтверждают, что пиратство сегодня представляет реальную угрозу безопасности мореплавания.

Еще в древние времена пираты были объявлены "врагами рода человеческого" и их "должен повесить первый, в руках кого они окажутся". До второй половины XX в. не существовало многостороннего международного соглашения, в котором бы государства дали общепризнанное определение пиратства и координировали бы борьбу с ним. Эти вопросы регламентировались в основном законодательством отдельных государств и обычными нормами, которые складывались на протяжении веков.

В соответствии со ст. 101 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. пиратством является любое из перечисленных ниже действий:

а) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный:

- в открытом море против другого судна или против лиц или имущества, находящихся на его борту;

- против какого-либо судна, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства;

б) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно является пиратским судном;

в) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению действий, предусматриваемых в подпунктах "а" и "б".

Пиратские нападения, когда они совершаются военным кораблем или государственным судном, экипаж которого поднял мятеж и захватил контроль над этим кораблем или судном, приравниваются к действиям, совершаемым частновладельческим судном.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. обязывает все государства сотрудничать в максимально возможной степени в деле пресечения пиратства.

В открытом море любое государство вправе захватить пиратское судно или летательный аппарат либо судно или летательный аппарат, захваченные посредством пиратских действий и находящиеся во власти пиратов, арестовать находящихся там лиц и захватить находящееся на этом судне или летательном аппарате имущество. Судебные учреждения того государства, которое совершило такой захват, могут выносить постановления о наложении наказаний и определять, какие меры должны быть приняты в отношении таких судов, летательных аппаратов или имущества, не нарушая прав добросовестных третьих лиц. Иными словами, в этом случае осуществляется универсальная юрисдикция.

Уголовное законодательство России содержит норму об ответственности за совершение пиратских действий. Так, ст. 227 УК РФ "Пиратство" устанавливает, что нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения, наказывается лишением свободы на срок от пяти до 10 лет. То же деяние, совершенное неоднократно либо с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, наказывается лишением свободы на срок от восьми до 12 лет с конфискацией имущества. Если же указанные деяния совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, то они наказываются лишением свободы на срок от 10 до 15 лет с конфискацией имущества.

Следовательно, в случае задержания пиратского судна российскими военными кораблями или судами, состоящими на некоммерческой государственной службе, будет осуществлено уголовное преследование лиц, виновных в совершении таких действий, согласно УК РФ. В то же время в ст. 227 УК РФ не указана сфера ее действия, а это означает, что нападение на морское или речное судно будет считаться пиратством, даже если оно находится в порту государства, что совершенно неверно. Ведь здесь не будет осуществляться универсальная юрисдикция, а только юрисдикция прибрежного государства, и такое нападение будет не пиратством, а актом морского разбоя, караемого только этим государством.







Date: 2015-08-24; view: 616; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.026 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию