Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, источники, принципы. Международное воздушное право предусматривает совокупность норм, регулирующих отношения государств в сфере использования воздушного пространства





 

Международное воздушное право предусматривает совокупность норм, регулирующих отношения государств в сфере использования воздушного пространства, организации воздушных сообщений, коммерческой деятельности и обеспечения безопасности полетов гражданской авиации. Оно охватывает два аспекта: 1) правовое регулирование международных полетов в воздушном пространстве того или иного государства; 2) правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве (схема 16).

 
 

Схема 16. Предмет регулирования международного воздушного права

 

 
 

Международное воздушное право как отрасль международного права основывается на общих принципах международного права. Вместе с тем, в систему норм воздушного права входят специальные принципы и нормы, непосредственно регулирующие деятельность международной гражданской авиации в целом (схема 17).

Схема 17. Принципы международного воздушного права

Основными источниками международного воздушного права являются договоры (схема 18). Первым многосторонним договором, установившим основы данной отрасли международного права, стала Парижская конвенция 1919 г. Она признала полный исключительный суверенитет государства под своим воздушным пространством. В то же время Конвенция установила право “мирного пролета” иностранных воздушных судов в воздушном пространстве других государств. В 1929 г. в Варшаве был подписан другой многосторонний договор – Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международной воздушной перевозки. Этот договор закрепил ряд правил, касающихся ответственности перевозчика за вред, который может быть причинен пассажирам, их правопреемникам, грузовладельцам в связи с воздушной перевозкой.

 

Схема 18. Источники международного воздушного права

 

Конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. – важнейший международный акт в области воздушного права.

Участники Конвенции признали право каждого государства на суверенитет над воздушным пространством над своей территорией. В ней установлены правила полетов над территорией договаривающихся государств, меры содействия аэронавигации, условия, подлежащие соблюдению в отношении воздушных судов, и другие правила. Конвенция не применяется к воздушным судам, находящимся у определенных государственных органов (военных, полицейских, таможенных). Все остальные воздушные суда отнесены к гражданским, хотя могут являться государственной собственностью.

Во второй части Конвенции содержатся положения об учреждении Международной организации гражданской авиации (ИКАО), целями которой являются разработка принципов и методов международной аэронавигации, содействие развитию международного воздушного транспорта, в частности, международной гражданской авиации, воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств, недопущение дискриминации в отношении участников Конвенции, способствование безопасности полетов и т.п.

Участники Конвенции внесли в ее содержание ряд изменений и поправок. Так, в 1984 г. в Конвенцию было внесено положение, согласно которому стороны признают, что каждая из них должна воздерживаться от того, чтобы прибегать к применению оружия против гражданских судов в полете и что в случае перехвата не должна ставить под угрозу жизнь находящихся на борту лиц и безопасность воздушного судна. Вместе с тем государство, исходя из своего суверенитета, имеет право требовать посадки в каком-либо указанном аэропорту гражданского воздушного судна, если оно совершает полет над его территорией без разрешения или если имеются разумные основания полагать, что оно используется в каких-либо целях, несовместимых с целями Конвенции. СССР присоединился к Чикагской конвенции в 1970 г., Российская Федерация является ее участницей в порядке правопреемства.

Продолжает действовать важная для международного гражданско-правового регулирования Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, 1952 г. (с рядом поправок), к которой СССР присоединился в 1982 г.

Страны СНГ подписали в 1991 г. Соглашение о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, а в 1993 г. – Соглашение о выполнении полетов воздушных судов специального назначения. В 1996 г. была принята Конвенция по охране воздушного пространства государств-участников СНГ.

В рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 24 марта 1992 г. был подписан Договор по открытому небу, устанавливающий “режим открытого неба”, т.е. право государств-участников на проведение наблюдательных полетов над территориями друг друга для получения информации о военной деятельности.


Существенный вклад в обеспечение безопасности полетов внесен конвенциями, касающимися вопросов борьбы с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

Широкое распространение получили двусторонние договоры о воздушном сообщении, которые конкретизируют общие правила Чикагской и других конвенций применительно к условиям сотрудничества договаривающихся государств. В период существования СССР двусторонние соглашения были заключены почти со всеми странами – нашими контрагентами в международных полетах – в обеспечение безопасности гражданской авиации. Российская Федерация продолжила подписание таких соглашений (например, 1993 г. с Новой Зеландией), однако, прежде всего с новыми государствами, образовавшимися на территории СССР (в 1993 – 1994 гг. были подписаны соглашения с Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Узбекистан и др.).

Наряду с международными договорами источником международного воздушного права являются международно-правовые обычаи. Так, для государств, не участвовавших в Парижской конвенции 1919 г. и Чикагской конвенции 1944 г., закрепленный в них принцип суверенитета государства над воздушным пространством над своей территорией, как над сухопутной, так и над водной, остается обычно-правовой нормой. К другим обычным нормам можно отнести положение о том, что за пределами территории государства сохраняется его юрисдикция в отношении того воздушного судна, которое занесено в реестр данного государства, а также о том, что в случае бедствия воздушное судно вправе осуществлять несанкционированный влет в пределы воздушного пространства иностранного государства с целью совершения аварийной посадки.

Нормы международного воздушного права взаимодействуют с соответствующими нормами внутригосударственного права. Конституция РФ относит определение статуса и защиту воздушного пространства как составной части государственной территории к ведению Российской Федерации. Ряд положений, характеризующих режим воздушного пространства, содержится в Законе о Государственной границе РФ. 19 марта 1997 г. был принят Воздушный кодекс РФ, который конкретизировал принцип полного и исключительного суверенитета Российской Федерации в отношении воздушного пространства, находящегося над ее территорией, и регламентировал принцип государственного регулирования использования этого пространства.

 

 







Date: 2015-08-24; view: 1441; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию