Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовой режим Арктики





 

Юридический статус пространств арктического региона, под которым понимается северная полярная область земного шара, ограниченная с юга Северным полярным кругом, подразделяется на две категории. Материковые и островные образования подчинены суверенитету того или другого из сопредельных с Северным Ледовитым океаном государств – России, Дании, Канады, Норвегии или США. Такое правовое положение сухопутных частей региона, сложившееся на базе традиций, первоначального завладения и длительного пользования ими («эффективная оккупация»), договорного оформления либо приобретения, с течением времени получило закрепление во внутригосударственных нормативных актах, принимавшихся некоторыми из поименованных государств.

Суверенитет и юрисдикция, например, Канады распространены на прилежащие к ее континентальной части островные образования Арктики Законом о северных территориях от
27 июня 1925 г. Аналогично Постановлением Президиума ЦИК и СНК СССР от 15 апреля 1926 г. объявлены принадлежащими к территории СССР «как открытые, так и могущие быть открытыми» земли и острова, находящиеся к северу от евразийского материка вплоть до Северного полюса в промежутке между меридианом 32º04¢35² восточной долготы и меридианом 168º49¢30² западной долготы. К территории Норвегии арктический архипелаг Шпицберген и расположенные вблизи него острова между меридианами 10º и 35º восточной долготы отнесены многосторонним Договором о Шпицбергене, заключенным в 1920 г.

Подобный метод разграничения зон национальных интересов приарктических государств в данном регионе побудил некоторых правоведов выдвинуть «теорию секторов», согласно которой суверенитет этих стран распространяется на всю вообще пространственную сферу Арктики. Упоминание в законодательстве таких стран географических меридианов рассматривается сторонниками подобного подхода как недвусмысленное установление здесь соответствующими государствами своих государственных границ. В действительности же ни в одном из известных национальных нормативных актов не содержится заявлений о распространении на всю Арктику верховенства стран, прибрежных к Северному Ледовитому океану. В связи с этим следует исходить их того, что части его акватории по своему юридическому статусу подразделяются на такие же категории, что и водные пространства всего Мирового океана, а именно: на внутренние морские воды и территориальное море, на которые распространяется суверенитет прибрежных государств, на прилежащую, исключительную экономическую зону и континентальный шельф, где прибрежные государства могут осуществлять лишь юрисдикционные правомочия в отношении отдельных видов морской деятельности, а также на пространства открытого моря и Международного района морского дна, подпадающие под действие международного режима, допускающего пользование их пространствами и природными ресурсами любым государством с учетом требований, установленных международным правом.

Известная климатическая специфика арктических морей признана международным сообществом как основание, позволяющее государствам, прибрежным к Северному Ледовитому океану, вносить в указанное общее правило некоторые коррективы. Так, Норвегия, объявив своим национальным морским путем прибрежную судоходную трассу – Индерлее, распространила тем самым свой суверенитет на морской пояс прибрежных островов и шхер, выходящий по ширине далеко за рамки, установленные международным правом в отношении внутренних морских вод и территориального моря. Тесная связь экономических интересов этой страны с водными пространствами данного района, а также тот факт, что Индерлея проложена, освоена и оборудована в навигационном отношении усилиями норвежского народа, явились поводом для признания Международным Судом ООН в 1951 г. правомерности такого шага со стороны Норвегии. В 1986 г. Канада объявила относящимися к ее внутренним морским водам проливы канадского арктического архипелага, включая обширные по протяженности и ширине пространства Северо-западного прохода – цепи проливов, соединяющих Атлантический и Северный Ледовитый океаны.

Аналогичным образом поступил в 1985 г. и Советский Союз, постановление правительства которого отнесло к составу внутренних морских вод нашей страны проливы, соединяющие между собой арктические моря – Велькицкого, Шокальского, Дмитрия Лаптева, Санникова и Де Лонга (Этерикен), поскольку все они на протяжении длительного периода освоения Арктики не использовались в качестве судоходных морских путей международного значения. Следующим шагом было введение в действие с 1 июля 1991 г. утвержденных министром морского флота СССР Правил плавания по трассам Северного морского пути – национальной транспортной коммуникации, пролегающей между западными входами в новоземельские проливы и меридианом, идущим на север от мыса Желания, и – на востоке – находящейся в Беринговом проливе точкой пересечения 66-й параллели северной широты с меридианом 168º58′37″ западной долготы. В 1979 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР вместо координат, обозначенных в Постановлении ЦИК и СНК СССР 1926 г., было установлено указанное здесь новое прохождение меридиана, разграничивающего воды Берингова пролива между нашей страной и США.

В своих срединных частях Северный морской путь может проходить в зависимости от сезонных обстоятельств (например, в связи с дрейфом ледовых полей) как в пределах внутренних морских вод или территориального моря нашей страны, так и в водах исключительной экономической зоны, т.е. на удалении до 200 морских миль от побережья. Этими Правилами на недискриминационной для судов всех флагов основе установлен разрешительный порядок доступа на указанные трассы, поскольку это диктуется необходимостью обеспечения безопасности мореплавания и охраны окружающей среды. Суда, не соответствующие специальным технико-эксплутационным и ряду других требований и не имеющие свидетельства о надлежащем финансовом обеспечении гражданской ответственности владельца судна за ущерб от загрязнения морской среды и евразийского побережья, не будут приниматься под ледово-лоцманскую проводку. Суда, оказавшиеся на трассах в нарушение предписаний, содержащихся в Правилах, могут быть выведены за пределы Северного морского пути.

Положения Правил базируются на нормах Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., ст. 234 которой наделила государства, имеющие исключительные экономические зоны в высоких широтах (в приполярных районах), правом «принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах в пределах исключительной экономической зоны, где особо суровые климатические условия и наличие льдов, покрывающих такие районы в течение большей части года, создают препятствия либо повышенную опасность для судоходства, а загрязнение морской среды могло бы нанести тяжелый вред экологическому равновесию или необратимо нарушить его. В таких законах и правилах должным образом принимаются во внимание судоходство и защита и сохранение морской среды на основе имеющихся наиболее достоверных научных данных».

 

 

Date: 2015-08-24; view: 426; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию