Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 10. Право международных договоров





 

10.1. Право международных договоров

как отрасль международного права

 

Современное право международных договоров представляет собой отрасль универсального (общего) международного публичного права, состоящую из приведенных в систему обычно-правовых и договорно-правовых принципов и норм, устанавливающих и регулирующих нормативное содержание понятия международного договора, основания его действительности, полномочия представителей субъектов международного права, порядок заключения, введения в силу и действие, применения, изменения, приостановления действия, прекращения, регистрации и официального международного опубликования (промульгации) международных договоров.

Вплоть до XX в. на протяжении многих столетий право международных договоров имело региональный и местный характер; оно состояло из местных и региональных международно-правовых обычаев.

Потребность в создании универсального международного правопорядка в области заключения и применения международных договоров по-настоящему начала возникать после создания первой универсальной международной организации - Лиги Наций в 1919 г.

В 1928 г. на специальной дипломатической конференции была разработана и принята Гаванская конвенция о международных договорах государств, кодифицировавшая действовавшие в то время международные обычаи, однако эта Конвенция юридически в силу не вступила как не набравшая достаточного количества ратификаций.

В 1969 г. на дипломатической конференции в Вене была принята Конвенция о праве международных договоров, заключаемых между государствами, которая вступила в силу в 1980 г. (далее - Венская конвенция 1969 г.).

Венская конвенция 1969 г. является основополагающим универсальным договорным кодификационным актом, своеобразным "договором о договорах". Конвенция содержит новые договорные нормы права международных договоров, созданные самой Конвенцией, однако большинство ее норм имеет обычно-правовое происхождение и силу. Нормы международно-правовых обычаев получили в Венской конвенции 1969 г. договорное изложение и истолкование. Государства, не участвующие в этой Конвенции, ссылаются на нее как на источник общего права международных договоров и как на основание своих прав.

Российская Федерация является участницей Венской конвенции 1969 г. на основании ратификационной грамоты Президиума Верховного Совета СССР о присоединении, сданной на хранение депозитарию - Генеральному секретарю ООН в 1986 г. Для Российской Федерации Венская конвенция 1969 г. является обязательной с 1986 г. Ратификация Советским Союзом Венской конвенции имела форму Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 апреля 1986 г. N 4407-XI.

На базе Венской конвенции 1969 г. была разработана и в 1986 г. в Вене на дипломатической конференции принята Конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями, однако эта Конвенция в силу не вступила как не набравшая нужного количества ратификаций.

В 1978 г. была принята Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, которая вступила в силу в 1996 г.

Кроме норм, содержащихся в перечисленных актах, к праву международных договоров относятся также специальные нормы, не нашедшие своего закрепления в упомянутых актах, но имеющие отношение к международным договорам, содержащиеся, в частности, в ст. ст. 102, 103 Устава ООН, а также в многочисленных международно-правовых актах и других документах правового характера.

Помимо договоров международно-правовые обязательства вытекают из других юридических оснований, таких как обязательные решения межправительственных организаций и международных конференций, имеющих право принимать обязательные решения, постановления международных судов, арбитражных и третейских органов, наделенных правом принимать обязательные решения, и односторонних актов, имеющих обязательный характер.

Различают формулировки "право международных договоров" и "международное договорное право". Последняя формулировка обозначает нормы и принципы международного права, созданные международными договорами, источником которых являются международные договоры, в то время как само право международных договоров состоит из норм обычного и норм договорного права.

Венская конвенция 1969 г. как универсальный международный договор распространяет свое действие только на международные договоры между государствами в письменной форме.


На отношения между другими субъектами международного права по поводу заключения и применения ими международных договоров, а также договоров государств не в письменной, а, например, в устной форме она свое действие не распространяет, хотя и не запрещает использование для таких случаев ее норм и не ставит под сомнение их действительность.

Венская конвенция 1969 г. не имеет обратной силы. Содержащиеся в ней нормы являются обязательными для ее участников после вступления Конвенции в силу и после того, как государства-участники выразили свое согласие на ее обязательность в форме ратификации. Государства, не участвующие в Конвенции, вправе применять ее, ссылаться на нее как на основание своих прав, соблюдая ее условия.

 

10.2. Национальное право и международные договоры

Российской Федерации

 

В России действует Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (принят ГД ФС России 16 июня 1995 г.) (далее - Закон 1995 г.), определяющий порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров России.

Закон 1995 г. конкретизирует конституционную норму ч. 4 ст. 15 Конституции России, согласно которой международные договоры России являются составной частью ее правовой системы.

В случае коллизии российского закона и Венской конвенции 1969 г. подлежит применению Конвенция как ратифицированный международно-правовой акт, имеющий перед законом преимущественную силу.

Для целей разграничения внутригосударственной компетенции по вопросам заключения международных договоров России закон подразделяет международные договоры страны на межгосударственные, межправительственные и межведомственные. Все они являются договорами России, имеют одинаковую юридическую силу.

Закон 1995 г. содержит норму, согласно которой Конституционный Суд РФ вправе проверять на соответствие Конституции только международные договоры России, не вступившие в силу для России. Для сравнения можно указать, что Конституция, законодательство и судебная практика США допускают рассмотрение и отмену Верховным судом США действующего международного договора США, не соответствующего Конституции этой страны.

В отличие от Венской конвенции 1969 г. Закон 1995 г. имеет обратную силу; он распространяет свое действие на международные договоры РФ как государство - продолжатель СССР.

Субъекты Российской Федерации не являются государствами и не вправе заключать международные договоры от своего имени. Согласно ст. 4 Закона 1995 г. Российская Федерация заключает международные договоры по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции субъектов Федерации, с их согласия.

На МИД РФ возложены разработка проектов международных договоров России, подготовка предложений о заключении, прекращении и приостановлении действия международных договоров России, осуществление наблюдения за выполнением договоров России, участие в подготовке предложений по приведению в соответствие правовых актов России ее международно-правовым обязательствам, обеспечение функционирования единой государственной системы регистрации и учета международных договоров России, содействие развитию международных связей субъектов России. Регистрации подлежат международные договоры, вступившие в силу.


 

10.3. Международные договоры как юридические акты

международного права

 

Нормы современного международного права создаются, изменяются и прекращаются международными договорами субъектов международного права и их правовой практикой, в результате которой возникают, изменяются и прекращаются нормы международного обычного права. Существует теснейшая правовая связь между нормами обычного и договорного права.

Международные договоры отражают результаты борьбы и сотрудничества государств, служат инструментом разрешения конфликтов интересов в бесчисленных сферах межгосударственных и международных отношений. В универсальных международных договорах закрепляются и защищаются наиболее охраняемые общечеловеческие ценности и интересы (erga omnes), такие как права человека и уважение к достоинству человеческой личности, международный правопорядок, общепризнанные принципы международного права, международный мир и безопасность человечества и т.д.

По содержанию международных договоров можно судить о состоянии и тенденциях развития международных и межгосударственных отношений, о юридических идеях и представлениях предшествующих поколений, о характере международных предписаний, о дозволенном и запрещенном в ту или иную историческую эпоху. Сохранившиеся до наших дней тексты международных договоров являются ценнейшими юридическими, историческими и культурными памятниками, важнейшими источниками философской и дипломатической мысли. Некоторые из них до наших дней сохранили значение действующих международных обязательств.

В современном общем международном праве и в универсальных международных договорах за народами признается равноправие и право распоряжаться своей судьбой. Однако в договорные отношения между собой народы непосредственно не вступают. Это делают их официальные представители - государства и государствоподобные образования.

В составе норм права международных договоров существенное место занимают нормы, созданные договорами международных организаций с государствами и между собой.

В процессе заключения международных договоров участвуют главы государств, главы правительств, министры иностранных дел, главы других ведомств, их представители и дипломатические агенты, парламенты государств и уполномоченные должностные лица международных организаций.

Согласно п. "a" ст. 2 Венской конвенции 1969 г. договор между государствами означает "международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования".

Вступившие в силу международные договоры характеризуются как согласительно-волевые, юридически значимые, влекущие юридические последствия действия представителей государств, международных межправительственных организаций, государствоподобных образований и других субъектов международного права, направленные на установление между ними юридически обязывающих отношений по международному праву, т.е. на возникновение международно-правовых связей в форме прав и обязанностей (обязательств), регулируемых международным правом.


Волевой характер международных договоров состоит в том, что процесс их заключения представляет собой дипломатическую деятельность представителей субъектов международного права, стремящихся в текстах международных договоров наиболее полно выразить и закрепить интересы своих государств.

В результате дипломатической борьбы и сотрудничества в согласованных текстах международных договоров находит окончательное выражение согласованное, совместное и единое волеизъявление субъектов международного права.

Волеизъявление представителей субъектов международного права признается правильным выражением правовой позиции представляемого государства или иного субъекта международного права лишь в том случае, если оно свободно от всякого насилия и иного подобного влияния, такого как подкуп, обман, введение в заблуждение.

В результате согласованного в договоре волеизъявления между участниками договора возникает обязательство (vinculum juris), независимое от воли одного участника.

В процессе переговоров происходит согласование и совместное преобразование индивидуальных начальных переговорных позиций участников договора в согласованную и, как правило, компромиссную, общую и единую для всех участников договора окончательную правовую договорную позицию.

Имеются многочисленные доктринальные определения международных договоров как одной из разновидностей международных соглашений, отличающейся от международно-правовых обычаев своей словесной формой.

Как и всякий нормативный акт, международный договор имеет собственные сферы действия: пространственную, предметную, сферу действия во времени и по кругу лиц.

Содержащееся в Венской конвенции 1969 г. определение международного договора является нормативным, направленным на определение сфер действия данного нормативного акта.

Венская конвенция 1969 г. действует в отношении всей территории государств - участников. В состав предметной сферы действия Конвенции входит круг договоров, подпадающих под ее действие.

Нормативное определение международного договора Российской Федерации содержится также в Законе РФ "О международных договорах Российской Федерации" 1995 г., согласно которому международным договором России признается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Приведенное определение договора отличается от конвенционного и означает, что закон России регулирует договорные отношения России и с государствами, и с международными межправительственными организациями.

Не всякая письменная форма международного соглашения и не всякие связанные между собой документы являются текстами международных договоров. Таковыми являются лишь тексты, прошедшие процедуру установления их аутентичности и принятия в порядке, установленном правом международных договоров и Венской конвенцией 1969 г.

Приведенное условие является необходимым, но недостаточным признаком международного договора. Надо еще, чтобы аутентичный текст договора был направлен на установление, изменение или прекращение международных обязательств участников. Соглашения между субъектами международного права, выраженные в согласованных и подлинных текстах, но не направленные на установление юридических прав и обязанностей, договорами не являются. Это относится в первую очередь к совместным политическим заявлениям и декларациям, отражающим политические оценки, стремления и намерения.

Согласование текста международного договора может осуществляться в ходе прямых переговоров и (или) посредством переписки, обмена нотами, письмами, электронными и факсимильными сообщениями.

В понятие договора входят все связанные между собой документы, такие как схемы, планы, карты и т.д.

Для возникновения международного договора необходимы как минимум два субъекта международного права. К примеру, если заключен договор между государством, с одной стороны, и иностранным юридическим лицом - с другой, то такой договор, даже если он носит наименование "договор", не регулируется нормами права международных договоров по субъектному признаку и на самом деле договором не является; он является сделкой, регулируемой и защищаемой нормами внутреннего права государства.

 

10.4. Заключение международных договоров

 

К стадиям заключения международных договоров относятся согласование и принятие текста договора, установление его аутентичности и выражение согласия на обязательность договора.

Заключением договора принято считать совершение всех международных и внутригосударственных процедур вплоть до момента, когда договор вступит в силу для данного государства или иного субъекта международного права.

Согласно Венской конвенции 1969 г. представителем государства является лицо, обладающее полномочиями, удостоверяющими право этого лица на ведение переговоров, принятие текста договора, установление его аутентичности, а также на выражение согласия государства на обязательность для него договора.

Полномочиями называется документ, выданный представителю государства или иного субъекта международного права на совершение определенных действий, направленных на заключение международного договора. Право установления органа, в чью компетенцию входит выдача полномочий, принадлежит участнику договора, если не имеется иной специальной международной договоренности. Например, согласно правилам процедуры Венской дипломатической конференции ООН по праву международных договоров для целей заключения Венской конвенции о праве международных договоров полномочия лиц, участвующих в конференции, должны быть выданы главой государства, главой правительства или министром иностранных дел.

Полномочия по международному праву имеют такой же правовой смысл, как и доверенность по внутреннему праву: представитель создает права и обязанности не для себя лично, а для представляемого им субъекта международного права.

Представители субъектов международного права действуют либо на основании полномочий и в объеме прав, указанном в полномочиях, либо ex officio, т.е. в силу занимаемой должности или выполнения функций.

Согласно п. "a" ст. 2 Венской конвенции 1969 г. в силу их функций и без необходимости предъявления полномочий главы государств, главы правительств и министры иностранных дел считаются представляющими свое государство для совершения всех актов, относящихся к заключению международных договоров.

В двусторонних переговорах представители государств обмениваются своими полномочиями, а на международных конференциях полномочия сдаются в комитет по проверке полномочий, в другой орган конференции, составляющий доклад о результатах проверки полномочий, для его утверждения на конференции.

Если представитель государства явится на переговоры без полномочий, это может теоретически повлечь недействительность согласия представляемого таким лицом государства, однако на практике до этого дело не доходит, поскольку временные полномочия могут быть подтверждены телеграммой с заверением, что подлинные полномочия будут представлены дополнительно. Кроме того, норма Венской конвенции 1969 г. прямо допускает участие лица в переговорах без полномочий, если из договорной практики партнеров по переговорам или из иных обстоятельств следует, что эти партнеры были намерены рассматривать такое лицо как представляющее государство для совершения определенных действий и не требовать соответствующих полномочий.

Главы дипломатических представительств в силу своих функций считаются представляющими без полномочий свои государства в целях принятия текста двустороннего договора между аккредитующим и принимающим государствами.

Главы миссий при международных организациях и на международных конференциях также считаются представляющими без полномочий свои государства в целях принятия текста международного договора. На подписание международного договора главы упомянутых миссий должны иметь полномочия.

Выход представителя государства за пределы своих полномочий (ultra vires) при совершении акта, относящегося к заключению договора, приводит к тому, что совершенный акт не имеет юридического значения и влечет необходимость дополнительного подтверждения государством совершенного акта.

Для заключения международных договоров не обязательна личная встреча на переговорах или конференциях представителей государств: возможно заключение международного договора "между отсутствующими", при котором проект договора отправляется на согласование, к примеру, по электронной почте и таким путем согласовывается и скрепляется электронной подписью уполномоченных лиц. То же относится и к обмену документами, образующими международный договор. Венская конвенция 1969 г. распространяет свое действие на все способы согласования и установления аутентичности текстов международных договоров "между отсутствующими государствами" в форме обмена нотами, письмами, телеграммами и т.п.

Согласно Венской конвенции 1969 г. непосредственными носителями прав и обязанностей по международному праву являются уполномоченные представители государств, несмотря на то что они не являются субъектами международного права.

Для целей заключения международных договоров представители и органы государств обладают тремя основными группами правомочий: а) правом согласования и принятия текста договора; б) правом установления аутентичности текста договора и в) правом выражения согласия государства на обязательность для него договора. При этом парламенты дают согласие на заключение международного договора, но не обладают правом на выражение согласия на обязательность договоров и не вправе вносить изменения в аутентичные тексты договоров.

Выработка и согласование текста международного договора осуществляются по дипломатическим каналам, в ходе двусторонних переговоров, на международных конференциях и в рамках международных организаций.

Архивные материалы переговоров и документы переписки не утрачивают своего правового значения. Согласно нормам права международных договоров о толковании международных договоров такие материалы являются средством исторического толкования договоров в случае споров относительно смысла положений договоров, если иные средства толкования не привели к удовлетворительному результату.

Согласно нормам Венской конвенции 1969 г. термин "участник" (договора) означает государство, которое согласилось на обязательность для него договора и для которого договор вступил в силу. При этом понимается, что под участником договора не всегда подразумевается сторона договора.

Мирные договоры с государством, потерпевшим военное поражение, являются двусторонними, несмотря на множественность участников этого вида договоров. Так, в Мирном договоре между Союзными и Объединившимися державами и Германией (Версальский договор), подписанном в 1919 г., Германия является самостоятельной стороной договора. В качестве второй стороны договора коллективно выступили две группы государств: первая - США, Британская империя, Франция, Италия и Япония, именуемые Главными Союзными державами, вторая - Бельгия, Боливия, Бразилия, Китай, Куба, Эквадор, Греция, Гватемала, Гаити, Геджас, Гондурас, Либерия, Никарагуа, Панама, Перу, Польша, Португалия, Румыния, Сербо-Хорвато-Словенское государство, Сиам, Чехословакия и Уругвай, именуемые Объединившимися державами. Мирные договоры 1947 г., заключенные после Второй мировой войны, построены по такой же схеме.

Принятие текста международного договора - стадия заключения договора, означающая выражение согласия государств на окончательность редакции текста международного договора. Тексты договоров с небольшим числом государств принимаются с общего согласия путем голосования или консенсусом. На конференциях с большим числом государств текст договора принимается голосованием на пленарном заседании 2/3 голосов присутствующих на конференции делегатов, если этим же числом голосов не достигнута договоренность об ином порядке принятия текста. В сложных случаях текст договора принимается сначала в том комитете конференции, в котором текст вырабатывался и согласовывался, затем в редакционном комитете и лишь после этого на пленарном заседании конференции, причем по предварительной договоренности или в соответствии с процедурой принимаются разделы (главы) договора или каждая статья отдельно, затем в целом, а результаты голосования заносятся в протоколы конференции.

Принятие текста договора, выработанного в международных организациях, происходит по правилам голосования, применяемым в том ее органе, который принимает текст договора.

Установление аутентичности (окончательности и подлинности) принятых текстов международного договора - стадия заключения договора, означающая завершение согласования текстов договора, влекущее возникновение международного обязательства, запрещающего вносить в одностороннем порядке изменения в аутентичные тексты договора. Формулировки "причем оба текста имеют одинаковую силу" или "все тексты являются равно аутентичными" означают только подлинность текста договора.

Статья 85 Венской конвенции 1969 г. содержит образцовую формулировку об аутентичности текста Конвенции: "Подлинник настоящей Конвенции, английский, испанский, китайский, русский и французский тексты которой являются равно аутентичными, сдается на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций. В удостоверение чего нижеподписавшиеся полномочные представители, должным образом уполномоченные своими правительствами, подписали настоящую Конвенцию. Совершено в г. Вене двадцать третьего мая тысяча девятьсот шестьдесят девятого года".

Способы установления аутентичности текстов договора следующие:

- парафирование текстов договора - постановка инициалов уполномоченных (визирование) текстов или отдельных их частей и страниц. В зависимости от сложности текстов и договоренности участников инициалы или визы уполномоченных проставляются либо на каждой странице, либо на первой и последней странице, либо под каждым разделом текстов, если таковые имеются;

- включение текстов договора в состав документов заключительного акта или иного итогового документа международной конференции, подписываемого участниками;

- включение текстов договора в состав резолюции органа международной организации в качестве ее приложения. В таком порядке принимаются конвенции ООН;

- подписание текста договора ad referendum, для заключения договора требующее выражения согласия на его обязательность.

Подписание договора ad referendum отличается от парафирования тем, что является именно подписанием договора, не требующим нового подписания, как после парафирования. На подписание договора ad referendum требуется полномочие. Подписание договора ad referendum обязывает: а) принять действительные меры по выработке окончательного согласия на обязательность договора, например передать его на ратификацию, и б) воздерживаться после подписания договора ad referendum от всяких действий, которые лишили бы договор его объекта и цели (ст. 18 Венской конвенции 1969 г.). Отказ от ратификации или иной формы выражения согласия на обязательность международного договора, подписанного ad referendum, является правомерным действием.

Международный договор не обязывает государство без выражении его согласия на обязательность (opinio juris). Но, с другой стороны, те государства, которые не согласились участвовать в международных договорах, не вправе требовать от тех, которые согласились на это, добросовестного соблюдения договоров, в которых не участвуют сами.

Нормы Венской конвенции 1969 г. установили семь форм выражения согласия государств на обязательность для них договоров, подписываемых окончательно или ad referendum: 1) подписание договора, если в тексте закреплено положение о том, что договор вступает в силу с момента подписания; 2) обмен нотами, письмами или иными документами, образующими международный договор; 3) ратификация договора; 4) утверждение договора; 5) принятие договора; 6) присоединение к договору; 7) любой другой способ выражения согласия на обязательность международного договора, о котором была достигнута договоренность в любой форме.

Все вышеизложенные способы выражения согласия на обязательность международного договора в международном плане имеют одинаковую силу. Сила согласия государства на обязательность для него договора не зависит от формы выражения такого согласия и органа государства, давшего такое согласие. Выраженное любым из перечисленных способов согласие является согласием государства как такового на обязательность для него договора.

Во внутригосударственном плане нашей страны также признается одинаковая сила согласия государства на обязательность договора независимо от формы согласия, с той лишь разницей, что в России предусмотрен национальный правовой механизм автоматического разрешения коллизий между нормами российского права и ратифицированного международного договора. Такие договоры называют "самоисполнимыми".

Подписание международного договора, в котором имеется положение о том, что он вступает в силу с момента подписания, означает окончательное выражение согласия на его обязательность.

Встречаются международные договоры, в которых отсутствуют положения о моменте вступления их в силу. В таких случаях значение имеют контекст, сведения, содержащиеся в полномочиях представителей, и практика применения такого договора, свидетельствующие о намерении его участников рассматривать его в качестве обязательного с определенной даты. Согласно обыкновению и правилам телеологического толкования считается, что представители участников договора, подписывая его и действуя добросовестно и разумно, имели в виду придать договору обязательную юридическую силу.

При подписании двусторонних международных договоров применяется норма об альтернате (чередовании подписей), означающая, что в экземпляре договора, принадлежащего данному участнику договора, наименование этого участника, подписи его уполномоченных, печати и текст договора на его языке помещаются на первом месте. Для подписи первым считается место под текстом договора с левой стороны (на языках с правосторонним правописанием - с правой стороны). Если подписи ставятся одна под другой, первым местом считается верхнее.

Обмен документами может иметь двоякое правовое значение: а) установление аутентичности и принятие текста международного договора, б) выражение согласия на его обязательность. Венская конвенция 1969 г. (ст. 13) содержит следующую норму: "Согласие государств на обязательность для них договора, состоящего из документов, которыми они обмениваются, выражается посредством этого обмена, если: a) эти документы предусматривают, что обмен ими будет иметь такую силу; или b) иным образом установлена договоренность этих государств о том, что этот обмен документами должен иметь такую силу".

Ратификация международного договора - процедура получения согласия парламентского органа государства на заключение договора.

Ратификация договора имеет внутреннюю и международную составляющие. Внутренняя составляющая ратификации определяется национальным правом государства, предусматривающим порядок рассмотрения договора представительным органом и форму его согласия на обязательность договора. В Российской Федерации такой формой является закон о ратификации, принимаемый в том же порядке, что и другие законы.

В большинстве стран парламентское согласие на заключение международного договора требуется в основном в тех случаях, когда в связи с заключением договора необходимо изменение действующего законодательства, увеличение бюджетных расходов и т.д.

В ходе ратификации договора недопустимо одностороннее изменение текста; возможно принятие оговорок к многосторонним договорам и заявлений.

Венская конвенция 1969 г. регулирует международную составляющую ратификации, которая выражается в передаче документа о ратификации (ратификационной грамоты) партнеру в случае двустороннего договора либо в обмене или депонировании документа о ратификации у депозитария при заключении многостороннего договора. До передачи ратификационной грамоты согласие государства на обязательность договора считается не выраженным, а лишь заявленным как намерение. Содержание ратификационных грамот определяется обычной нормой, состоящей в том, что в грамоте указываются орган, ратифицировавший договор, наименование ратифицированного договора, место и дата его подписания. Основная часть содержит полный текст этого договора, заявлений и оговорок, если таковые были приняты, всех приложений, актов, планов и дополнительных соглашений, составляющих международный договор. В заключительной части грамоты содержится формула о том, что данный договор будет применяться добросовестно. Здесь же ставятся подпись и печать главы государства, скрепляемая подписью министра иностранных дел (контрассигнатура).

Вследствие действия нормы Венской конвенции 1969 г. разрешается делимость международных договоров, допускается ратификация части международного договора при условии, что сам договор это допускает и что с этим согласны государства-участники.

Принятие международного договора как способ выражения согласия государства на обязательность договора означает, чаще всего и в зависимости от договоренности, присоединение к договору путем его принятия на условиях, предусмотренных в тексте договора и в случае, если предусматривается именно принятие (например, Устав ВОЗ). Кроме того, принятие договора может применяться вместо ратификации в случаях, если договор ратификации не подлежит ("подписание ad referendum договора при условии его принятия"). Направление контрагентам или депозитарию письменного документа о принятии государством международного договора означает, что соблюдена внутригосударственная процедура, предусмотренная для выражения согласия на обязательность договора, а сама процедура принятия договора устанавливается государством самостоятельно и может быть различной в разных странах. Важно, чтобы контрагентам было сообщено о том, что договор принят в соответствии с законными процедурами. Для универсальных международных договоров обычно предусматривается парламентская процедура принятия, придающая согласию государства надлежащий вес и авторитет. В документе (нота или письмо главы государства или правительства) о принятии договора указывается орган, осуществивший принятие договора.

Утверждение (конфирмация) международного договора означает одобрение международного договора правительством или другим исполнительным государственным ведомством при условии, что заключение данного международного договора отнесено к его компетенции. Обычно документ об утверждении международного договора подписывается министром иностранных дел. Такая подпись снимает всякие сомнения, которые могли бы возникнуть относительно компетенции исполнительного органа, утвердившего международный договор.

Присоединение государства к международному многостороннему договору - способ выражения согласия на обязательность международного договора и одновременно способ заключения международного договора для не участвующего в договоре государства на тех условиях присоединения, которые предусмотрены самим договором. Присоединение к договору возможно и в тех случаях, когда присоединяющееся государство не участвовало в заключении договора, и в тех случаях, когда оно участвовало в согласовании текста договора и подписало его, но не выразило своего согласия на обязательность договора. Присоединение к многостороннему международному договору может происходить в форме нотификации, утверждения, принятия или в иной форме, о которой имеется договоренность.

Присоединение допускается к договорам, вступившим и не вступившим в силу. В первом случае договор станет обязательным для присоединяющегося государства с даты представления депозитарию документов о присоединении к договору; во втором случае - с даты вступления самого договора в силу, если он соберет предусмотренное в нем количество ратификаций.

Разрешается свободное присоединение к многосторонним универсальным международным договорам. Такие договоры называются "открытыми". Имеется доктрина, согласно которой любое государство вправе присоединиться к любому международному договору универсального характера. Венская конвенция 1969 г. содержит устаревшую дискриминационную норму, согласно которой участниками этой Конвенции могут быть лишь государства - члены ООН.

Под другими формами выражения согласия на обязательность международного договора понимаются в основном формы согласия, даваемые под отлагательным или отменительным условием.

Отлагательным называется условие, в соответствии с которым согласие на обязательность договора хотя и дано, но не окончательно; оно станет окончательным после совершения какого-либо действия или после наступления какого-либо события.

Отменительным называется условие, согласно которому согласие на обязательность договора является окончательным, но оно потеряет силу, если наступит какое-либо событие или выявятся какие-либо новые, до этого не известные обстоятельства, предусмотренные договором.

Так, в ратификационной грамоте США говорилось, что США ратифицируют договор на условиях, изложенных в решениях конгресса США, и при том условии, что в договоре не окажется каких-либо секретных дел или документов, которые могли бы изменить содержание Договора об ограничении морских вооружений 1930 г.

В нормах права международных договоров отсутствует предписание разумного срока действия отлагательного и отменительного условий.

 

10.5. Оговорки и заявления к международным

многосторонним договорам

 

К многосторонним международным договорам могут быть заявлены оговорки при условии, что в их текстах отсутствует согласованный запрет на оговорки. К двусторонним договорам оговорки не допускаются.

Оговоркой называется одностороннее заявление участника договора, направленное на исключение или изменение содержания договорного обязательства, сделанное перед выражением согласия на обязательность договора. В Российской Федерации оговорки к многосторонним договорам России формулируются в текстах законов о ратификации.

После выражения согласия на обязательность международного договора оговорки не заявляются. Оговорку можно заявить в письменной форме при подписании договора, ратификации, принятии, утверждении, присоединении или при выражении иной формы согласия на обязательность договора. Оговорка должна быть совместимой с объектом и целями договора; она не изменяет положений договора для других участников, не сделавших оговорок.

Заявлением называется односторонняя интерпретирующая декларация, не направленная на изменение договора, но содержащая разъяснение понимания государством договора или иных обстоятельств, различные политические и правовые оценки. Заявления делаются в том же порядке, что и оговорки. В отличие от оговорок заявления не нарушают целостность договора.

Другой участник договора вправе заявить возражения против оговорки, и в таком случае положение договора, к которому относится оговорка, не применяется между двумя этими участниками.

Если другой участник не заявил возражений против оговорки, он считается молчаливо согласившимся с односторонним изменением положения договора. Участник договора, заявивший оговорку, вправе в любое время снять ее. Возражение против оговорки также может быть снято в любое время.

 

10.6. Депозитарий многостороннего договора и его функции

 

Депозитарий - хранитель подлинников многостороннего договора и всех относящихся к нему документов (заявлений, дополнительных соглашений, оговорок, деклараций о присоединении, о денонсации и т.д.), осуществляющий оформление, получение и отправку документов, относящихся к хранимым международным договорам.

Депозитарием может быть одно или несколько государств, международная организация или ее генеральный секретарь. Если депозитариями назначено несколько государств, они согласовывают свои действия, информируют друг друга о количестве государств, депонировавших у них договоры, о присоединении к договору новых государств, о дате открытия договора для подписания и т.д.

Так, депозитариями Договора о запрещении испытаний ядерного оружия 1963 г. и Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г. назначены правительства СССР (России), США, Великобритании.

Согласно Венской конвенции 1969 г. к функциям депозитария относятся: хранение подлинных документов; заверение копий договора; перевод текстов договора на иностранные языки и препровождение их участникам и другим государствам, имеющим право стать участниками договора; информирование о полученных им ратификационных грамотах или документах о присоединении, об уведомлениях и о сообщениях, относящихся к договору.

Если депозитарием является государство, оно не вправе выйти за пределы функций депозитария, вступать в разногласия с другими государствами по политическим вопросам их участия в международном договоре.

 

10.7. Регистрация и опубликование международных договоров

 

Регистрация и опубликование международных договоров не являются стадиями заключения международных договоров, потому что осуществляются после того, как процесс заключения договоров окончен и они вступили в силу.

Действительность, юридическая сила и обязательность международного договора не зависят от его регистрации и опубликования. Зарегистрированные и опубликованные и незарегистрированные и неопубликованные международные договоры действительны и имеют одинаковую юридическую силу. В этом состоит отличие незарегистрированных международных договоров от незарегистрированных контрактов внутреннего права, которые, не будучи зарегистрированными, не считаются заключенными. Международно-правовое значение регистрации и опубликования международных договоров состоит в достижении публичности в сфере договорной деятельности государств. Пределы этой гласности определяют сами договаривающиеся государства.

В соответствии с обычно-правовой практикой международные договоры подлежат международной регистрации и опубликованию в следующем порядке.

Вступивший в силу подлежащий международной регистрации договор в зависимости от его характера направляется для регистрации в секретариаты ООН, ИКАО, МАГАТЭ, МОТ и (или) других регистрирующих организаций, например региональных организаций, таких как Лига арабских государств и др. Существует практика двойной регистрации одних и тех же международных договоров, осуществляемая в двух международных организациях, если того требуют уставы этих организаций.

Обязанность международной регистрации международных договоров в соответствующих секретариатах международных организаций несут не организации, а сами государства - участники договора.

Зарегистрированные в Секретариате ООН международные договоры публикуются Секретариатом ООН в официальных сборниках международных договоров Treaty series на языке подлинника вместе с английским и французским переводами и рассылаются государствам - членам ООН.

Пункт 2 ст. 102 Устава ООН не предоставляет государствам - членам ООН права ссылаться в органах ООН на незарегистрированные международные договоры. В нем говорится: "Ни одна из сторон в любом таком договоре или международном соглашении, не зарегистрированных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, не может ссылаться на такой договор или соглашение ни в одном из органов ООН". Однако упоминать и цитировать незарегистрированные договоры разрешается, их нельзя положить в основание доказательства своих прав по договору в случае рассмотрения спора между государствами в Международном суде ООН.

Кроме международной регистрации договоров существует внутригосударственная регистрация. Официальным регистрирующим органом в России является МИД России.

Различают официальное и неофициальное опубликование международных договоров. Для того чтобы опубликование текста договора считалось официальным, оно должно быть выполнено в установленных нормой права специальных или назначенных для этого средствах печати. Официальное опубликование международных договоров называется промульгацией. Неофициально опубликованные тексты международных договоров не подлежат официальному применению. Международное опубликование многосторонних договоров, принятых в рамках СНГ, осуществляется в специальном издании "Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств".

 

10.8. Недействительность международных договоров

 

Действительность международного договора - его юридическая полноценность. Недействительность международного договора устанавливается на основании норм международного права; государства не вправе ссылаться на положения своего внутреннего права как на основание недействительности международного договора. Исключение составляет нарушение конституционной нормы особо важного значения, приведшее к искажению волеизъявления государства.

Все признаки и основания недействительности международных договоров перечислены в Венской конвенции 1969 г. и являются исчерпывающими. Статьей 42 Конвенции установлена императивная норма международного права о том, что действительность договора или согласия государства на обязательность для него договора может оспариваться только на основании Конвенции.

Недействительность международного договора означает его ничтожность; эти два понятия - недействительности и ничтожности - по международному праву являются тождественными и означают отсутствие какого-либо юридического их значения. Недействительность (ничтожность) международного договора возникает либо вследствие существенного нарушения международного права в момент заключения международного договора, либо вследствие вступления международного договора в противоречие с возникшей императивной нормой международного права, которой не было в момент заключения договора. В первом случае принято говорить, что договор абсолютно ничтожен с самого начала (ab initio или ab ovo); во втором - что договор ничтожен полностью или частично с момента возникновения обстоятельств его ничтожности (ex tunc).

Главным, но не единственным условием действительности международного договора является правомерность (законность) согласия государства на обязательность для него международного договора, данного должным образом органами или уполномоченными лицами в условиях свободы воли лиц, представляющих государства, прежде всего их высших руководителей. Свобода воли указанных лиц обеспечивается универсальным обязательством добросовестности, запрещающим всякое ограничение их свободы, всякое насилие над их личностью, всякое введение в заблуждение и принуждение по отношению к ним лично. Порок воли представителей государства может наступить в результате любой формы насилия над их личностью, обмана, введения в заблуждение, применения к ним любых иных мер, способных повлечь порок их воли.

Венская конвенция 1969 г. признает в качестве одного из оснований недействительности международного договора подкуп представителя государства (ст. 50), причем право ссылаться на подкуп как на основание недействительности договора принадлежит тому государству, чей представитель был подкуплен. Такое же право принадлежит тому государству, чей представитель был введен в заблуждение и допустил ошибку в вопросе факта, поскольку признается, что государство не может ошибаться в вопросах права.

Противоречие международного договора императивной норме общего международного права jus cogens влечет его ничтожность. Императивные нормы jus cogens являются безусловно обязательными, они, подобно конституционным нормам внутреннего права, обладают наивысшей юридической силой и служат критерием законности всех других норм и принципов.

Венская конвенция 1969 г. в ст. 53 следующим образом формулирует ничтожность договора по признакам его противоречия норме jus cogens: "Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного права. Поскольку это касается настоящей Конвенции, императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер".

 

10.9. Соблюдение, применение, изменение и толкование

международных договоров

 

Нормы Венской конвенции 1969 г. о соблюдении, применении и толковании международных договоров сгруппированы и выделены в самостоятельную ч. III Конвенции, состоящую из четырех разделов. Первый раздел открывается ст. 26 под наименованием "Pacta sunt servanda", сформулированной следующим образом: "Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться".

Pacta sunt servanda - императивная норма международного права, касающаяся договоров и входящая в состав императивного принципа добросовестного соблюдения международных обязательств. Под применением международного договора подразумевается пользование правами по договору и исполнение предусмотренных им обязанностей.

Добросовестность как юридическое понятие со всей спецификой его применения к государствам содержит человеческое представление о чести и достоинстве государства, порядочности его лидеров, означает отсутствие двуличия во взаимоотношениях государств, выполнение договорных обязательств в полном объеме и в условленный срок - словом, это такое поведение, которое должным образом соответствует объекту и цели договора. Добросовестность должна сопровождать договор и тогда, когда он подвергается процедуре изменения, прекращения или приостановления его действия.

Всегда имеется некоторое количество "бумажных договоров", не выполняемых на практике всеми их участниками. По молчаливому согласию всех участников такие договоры как бы предаются забвению до той поры, пока в них не возникнет потребность. Такое поведение не считается признаком недобросовестного выполнения договорных обязательств. Нарушением договора является нарушение одним участником прав другого участника договора.

 

10.10. Последствия недействительности, прекращения,

приостановления действия и изменения

международных договоров

 

С момента прекращения договора или выхода из многостороннего договора его участник более не связан договорными обязательствами.

Правомерными основаниями прекращения договора или выхода из него являются либо те, которые указаны в тексте договора, либо те, что содержатся в нормах права международных договоров (аннулирование).

К правомерным основаниям прекращения договора относятся: соглашение о прекращении договора, истечение срока действия договора, выполнение всеми участниками в полном объеме всех обязательств по договору или прощение долга, заключение нового договора по тому же вопросу с теми же участниками (новация договора), грубое нарушение договора партнерами, коренное изменение обстоятельств, делающее применение договора бессмысленным или опасным (rebus sic stantibus), возникновение новой императивной нормы jus cogens, несовместимой с договорными обязательствами, возникновение вооруженного конфликта, разрыв дипломатических и консульских отношений, если эти обстоятельства являются существенными для договора.

В зависимости от делимости или неделимости договора и иных обстоятельств прекращение договора или выход из него может быть полным или частичным.

Основания прекращения договора не обязательно и не автоматически влекут прекращение договора или выход из него. Некоторые из обстоятельств, способных повлечь прекращение договора, могут явиться основаниями для приостановления действия. Например, ненадлежащее выполнение или даже существенное нарушение договора контрагентом или разрыв отношений с ним может явиться основанием для приостановления действия договора.

Для приостановления действия договора могут быть и самостоятельные основания, не являющиеся основаниями для прекращения договора. Приостановление действия договора может быть предусмотрено самим договором или соглашением участников договора о приостановлении действия договора.

Разрыв дипломатических и консульских отношений в общем не влияет на действие договоров и лишь тогда является основанием для приостановления действия договора, когда наличие этих отношений существенно необходимо для выполнения договора.

Основанием для приостановления действия договора и его прекращения может быть возникновение обстоятельства непреодолимой силы (la force majeure), делающего невозможным по не зависящим от обязанного государства причинам добросовестное выполнение им обязательства. Форс-мажорные обстоятельства невозможно ни предвидеть, ни предотвратить, поэтому они на период своего действия освобождают участника договора от ответственности за невыполнение договорных обязательств по причине невозможности выполнения.

Венская конвенция 1969 г. (ст. 61) ввела норму о том, что если причиной невозможности выполнения договора является "безвозвратное исчезновение или уничтожение объекта, необходимого для выполнения договора", то это обстоятельство является основанием прекращения договора. Если же невозможность выполнения договора является временной, то это обстоятельство является основанием лишь для приостановления действия договора на время невозможности его выполнения. Невозможность выполнения договора, созданная участником, не освобождает его ни от обязательств, ни от международно-правовой ответственности за деликт.

Приостановление действия договора означает перерыв его действия на срок действия обстоятельств, повлекших приостановление действия договора. Основание невозможности выполнения договора вследствие непреодолимой силы отличается от основания коренного изменения обстоятельств, существовавших при заключении договора. Коренное изменение обстоятельств принято называть клаузулой rebus sic stantibus.

Коренным изменением Конвенция признает лишь такое редчайшее изменение обстоятельства, составлявшего существенное основание согласия участников на обязательность договора, которое коренным образом изменяет сферу действия обязательств, все еще подлежащих выполнению.

В 1966 г. в качестве основания выхода из военных структур НАТО Франция применила эту клаузулу, когда сочла, что проведение самостоятельной военной политики больше соответствует интересам национальной безопасности страны, нежели нахождение в военной организации НАТО, но вообще это основание коренного изменения обстоятельств подлежит применению в абсолютно исключительном, крайнем случае, например в случае физического исчезновения партнера.

Государство не имеет права ссылаться на коренное изменение обстоятельств в отношении договора, устанавливающего границу, а также в случае, если оно само совершило нарушение обязательства. Разрешается приостановить действие договора при наличии коренного изменения обстоятельств.

Венская конвенция 1969 г. установила, что не считается обстоятельством прекращения или приостановления действия договора уменьшение числа участников многостороннего договора. Например, в случае, если из какой-либо конвенции, набравшей 60 ратификаций и вступившей в силу, вышло, например, 20 государств, то конвенция сохраняет силу для оставшихся 40 государств-участников.

Венская конвенция 1969 г. установила, что если двусторонний договор нарушил один участник, то право прекратить или приостановить действие этого договора принадлежит другому участнику, но если многосторонний договор существенно нарушил один его участник, то право прекратить или приостановить действие договора возникает с общего согласия всех других сторон. В порядке исключения из этого правила Конвенция предусмотрела право выйти индивидуально из многостороннего договора или приостановить свое участие в нем государства, особо пострадавшего в результате нарушения договора. Критерии того, насколько "особо" пострадало государство, не установлены, но они должны быть очевидными.

Конвенция исходит из принципа ответственности, согласно которому существенное нарушение договора одним участником дает право другому участнику на выход из договора. Но самому нарушителю договора (делинквенту) право на прекращение договора не принадлежит; после нарушения им договора он несет обязанность возместить вред, причиненный нарушением договора.

Estoppel - реципированный Венской конвенцией 1969 г. из англосаксонской системы права международно-правовой принцип, в соответствии с которым в случае, если государство явно или молчаливо (в силу своего поведения) согласилось, что договор для него остается в силе после ставших ему известными оснований прекращения договора, то оно больше не вправе ссылаться на такие основания с целью прекращения договора. И это касается не только договоров: государство теряет право отрицать то, что до этого им было признано или принято; согласие государства на обязательность договора нельзя взять обратно. Отзыв подписи договоров ad referendum возможен при наличии серьезных оснований.

Если были совершены действия по выполнению договора, признанного впоследствии недействительным, то все участники возвращаются в первоначальное положение, существовавшее до включения недействительного договора (реституция). Это значит, что каждый участник недействительного договора имеет право потребовать от других его участников создать, насколько это возможно, положение, которое существовало бы, если бы действия по выполнению недействительного договора не были совершены.

Прекращение договора по основанию его противоречия императивной норме влечет двоякие последствия: если договор с самого начала был заключен в противоречии с действующей императивной нормой, то его участники, насколько возможно, обязаны устранить все последствия своих действий, противоречащие императивной норме международного права, и привести все свои отношения в соответствие с требованиями императивной нормы; если же действующий договор впоследствии оказался в противоречии с новой императивной нормой, то его прекращение освобождает участников от обязательств по договору, а все исполненное по договору сохраняет силу в том объеме, в каком оно не противоречит императивной норме.

При отсутствии договоренности об ином приостановление действия договора: 1) освобождает участников от выполнения обязательств по договору и от ответственности за невыполнение договора на период существования причин, вызвавших приостановление действия договора; 2) не влияет в остальном на правоотношения по договору; 3) обязывает участников воздержаться от действий, которые могли бы помешать возобновлению действия договора в будущем.

Венская конвенция 1969 г. установила норму, в соответствии с которой договор может быть изменен по соглашению между участниками на условиях, предусмотренных самим договором.

Два или несколько участников многостороннего договора имеют право заключить между собой договор о его изменении с целью его применения между собой в измененном виде при условии, что договор это не запрещает.

 

10.11. Толкование международных договоров

 

Толкованием международного договора называется процесс восстановления подлинного смысла договора. Подлинным признается тот смысл международного договора, который имелся в виду в процессе заключения договора. В процессе толкования договора исследуются все существенные обстоятельства, имеющие значение для выявления согласованного волеизъявления государств-участников, выраженного и закрепленного в договоре, установления того, что они имели в виду при заключении договора, какую преследовали цель и какой намеревались получить результат.

Статья 31 Венской конвенции 1969 г. сформулировала общее правило толкования, предполагающее, что договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам в их контексте, а также в свете объекта и целей договора. Толкование международного договора является частным случаем толкования международно-правовых обязательств.

В зависимости от того, кто осуществляет толкование, различают официальное и неофициальное толкование международных договоров. Официальное толкование является официальной деятельностью, и поэтому результат этой деятельности влечет правовые последствия; неофициальное толкование дают представители науки, поэтому оно является исследованием, не влекущим юридических последствий.

Аутентичное толкование договора - разновидность официального толкования, которое осуществляется теми органами, которые заключили договор.

Судебное толкование договора - разновидность официального толкования, даваемого международным судебным, арбитражным или иным органом с полномочиями толкования при наличии договора о передаче на рассмотрение спора о толковании договора этому органу (compromis d'arbitrage).

Конвенция содержит нормативное определение понятия контекста толкуемого договора; под контекстом понимается текст договора вместе с его наименованием, преамбулой, заключительными постановлениями и приложениями, любое другое соглашение или договоренность, достигнутые между участниками в связи с заключением толкуемого договора, а также любой документ, принятый участниками. Применение судами или иными официальными органами одного лишь текста договора, без учета последующей правовой практики применения договора (контекста), является ошибкой.

При толковании договора наряду с контекстом учитываются основные средства толкования: а) любое общее соглашение, достигнутое после вступления договора в силу по поводу значения положений договора или порядка его применения; б) практика применения договора, которая устанавливает соглашение всех участников договора относительно его толкования. Под практикой применения договора принято понимать связанные с договором и имеющие юридическое значение фактические действия участников по выполнению договорных обязательств.

В ходе применения общего правила толкования, контекста и основных средств толкования используют грамматический, логический и систематический методы толкования договоров, которые являются основными методами толкования. Это означает, что при толковании договоров используют правила грамматики и формальной логики (категорические силлогизмы). Систематический метод толкования состоит в установлении системной связи одних частей толкуемого договора с другими его частями. При наличии других договоров с теми же участниками допустимо выявление системных связей толкуемого договора с другими их договорами, чтобы выявить общий для таких договоров смысл и общее значение применяемых в них терминов.

Если использование основных методов толкования приводит к результату, оставляющему смысл договора все еще неясным, приходится прибегнуть к самому трудоемкому методу - историческому методу толкования, признаваемому Конвенцией дополнительным методом. Исторический метод толкования основан на мысленном "погружении" толкователей в прошедшие обстоятельства заключения договора путем изучения архивных документов, фактов переговоров и переписки с целью подтверждения результатов, добытых с применением основных методов. Не исключен и опрос уполномоченных лиц, непосредственно участвовавших в заключении договора.

Венская конвенция 1969 г. (ст. 33) установила диспозитивную норму об одинаковой юридической силе текстов договоров, аутентичность которых была установлена на двух и более языках. Эта норма применяется только в тех случаях, когда участники не условились, что в случае расхождения между этими текстами преимущественную силу будет иметь какой-либо один определенный текст. В многосторонних договорах практикуется преимущественная сила одного текста договора.

 

10.12. Договоры и третьи (неучаствующие) государства

 

В правовых отношениях имеется общее понимание, выражаемое римской максимой pacta tertiis nec nocent nec prosunt, согласно которому договоры между двумя лицами не причиняют вреда и не приносят пользы третьим, не участвующим в них лицам.

В международном праве это положение верно лишь в том смысле, что международные договоры не создают обязательств или прав для не







Date: 2015-08-24; view: 1610; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.084 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию