Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вехи истории нин‑дзюцу
Разумеется, такая система не могла родиться в одночасье. Потребовались столетия, чтобы из разрозненных приемов разведки, шпионажа, диверсий смогла развиться столь стройная система, особое искусство. Перед исследователем неизбежно встают весьма сложные вопросы: каковы истоки искусства шпионажа, какие факторы позволили ему именно на японской земле в период средневековья достичь наивысшего развития в мире, с какого момента можно говорить о существовании нин‑дзюцу как особого искусства? Что касается истоков нин‑дзюцу, думается, искать их нужно во временах доисторических, так как многие разделы этого искусства: следопытство, маскировка, методы выживания в условиях дикой природы – по своему происхождению связаны с охотой. Со временем эти охотничьи уловки становились все более изощренными, а с началом столкновений между объединениями первобытных людей дали начало военному искусству, в котором различные хитрости «ниндзевского» толка заняли весьма почтенное место. Однако люди охотились и воевали во всем мире, но именно в Японии искусство шпионажа и военной разведки в период средневековья достигло наивысшего развития. Чем это объяснить? Думается, свою роль здесь сыграла целая совокупность разнообразных факторов: географических, исторических, психологических. Говоря о географических факторах, нужно в первую очередь отметить близость великой цивилизации Китая. Почти каждый скачок в культурном развитии Японии был связан с усилением китайского влияния. Сказалось это влияние и в искусстве шпионажа. Правда проявилось оно не столько в сфере конкретных приемов, сколько в области теории и психологии. И еще. Сложный горный рельеф, обилие речушек способствовали развитию методов малой войны – неожиданных нападений, засад, диверсий, предопределили исключительную важность личного мастерства воина, возникновение малочисленных, но чрезвычайно боеспособных отрядов, способных эффективно действовать в самых сложных условиях. К историческим факторам следует отнести, конечно же, существование в Японии особого военного сословия – самураев и сильную раздробленность страны в период средневековья. Господство самурайского сословия способствовало росту престижа военного дела и стимулировало развитие военного искусства во всех его формах. Раздробленность вела к постоянным конфликтам, войнам, которые опять‑таки подстегивали изучение военного дела. К тому же, начиная с первой половины XIII в., в Японии начала складываться особая социальная прослойка наемников, жившая за счет войны. Именно из нее со временем и выделились нинкэ – семьи, сделавшие своим бизнесом шпионаж. Немалое значение имели и особенности национальной психологии японцев. Особо нужно отметить два момента. Во‑первых, это бережное отношение к наследию предков. Для японцев все, что связано с предками, священно. И подходят они к своему наследию как рачительные хозяева: все важное, полезное, значимое запомнят, освоят, отшлифуют и применят, когда надо. Некоторые японские историки считают, что именно в процессе такого отбора и фиксации различных военных хитростей уже в глубокой древности сложилась знаменитая система нин‑дзюцу. Однако другие исследователи полагают, что без заимствований со стороны – из Китая и Кореи – нин‑дзюцу вряд ли достигло бы своего, по тем временам поистине фантастического, уровня развития. Они указывают на другую замечательную черту психологии японского народа – способность к активному усвоению достижений других народов. Действительно, вся японская история являет собой замечательный пример того, насколько можно ускорить развитие национальной культуры, если без всяких предвзятостей, но с умом обратиться за опытом к соседям. Не для того, чтобы просто «передрать», а для того, чтобы увидеть их достижения, осмыслить их, переделать на свой лад и применить на родной земле. Когда же нин‑дзюцу стало искусством? Хотя некоторые легенды утверждают, что нин‑дзюцу существовало с незапамятных времен, реальные исторические источники позволяют говорить о существовании нин‑дзюцу как самостоятельного искусства не ранее второй половины XV – середины XVI в. Именно в этот период сложились крупнейшие школы Ига‑рю и Кога‑рю. А весь предыдущий период японской истории, по сути, можно рассматривать как период накопления знаний в области шпионажа, их осмысления и упорядочивания. В целом всю историю нин‑дзюцу можно разделить на три важнейших периода: период формирования (VI‑XIV вв.), период расцвета (XV – первая половина XVII вв.) и период упадка (вторая половина XVII‑XIX вв.). В каждом из трех этих больших этапов можно выделить более мелкие, но сущностно важные периоды. Всего автор насчитал их одиннадцать. I период продолжался со времен доисторических до начала периода Нара (710‑784). Это период первичного накопления знаний в области разведки и диверсионной войны и их первой письменной фиксации. В это время в Японию из Китая был привезен трактат «Сунь‑цзы», заложивший основу теории шпионажа, проникла буддийская магия, ставшая впоследствии одним из важнейших методов психологической подготовки лазутчика. II период по временным рамкам в основном совпадает с периодом Нара (710‑784). Он характеризовался возникновением в среде отшельников‑ямабуси искусства партизанской войны, включавшего в себя приемы маскировки и рукопашного боя. III период охватывает время от начала периода Хэйан (794‑1192) до войны Гэмпэй (1180‑1185), он ознаменовался возникновением военного сословия самураев, укреплением религиозных объединений и появлением монахов‑воинов, зарождением в среде разбойников прообраза агентурных сетей. IV период охватывает войну Гэмпэй (1180‑1185) и первые годы сёгуната Минамото (1192‑1333). Согласно традиции, в это время нин‑дзюцу впервые было выделено в особую отрасль военной науки, появились первые профессиональные разведчики. V период, совпадающий по времени с Камакурским сёгунатом (1192‑1333), характеризовался мощным влиянием на искусство шпионажа со стороны дзэн‑буддизма. VI период охватывает реставрацию Кэмму (1333‑1336), период Намбоку‑тё (1336‑1392) и далее до начала эпохи Сэнгоку‑дзидай (1467‑1573). В это время впервые создаются агентурные сети, возникают первые школы воинского искусства. VII этап, совпадающий с эпохой Сэнгоку‑дзидай (1467‑1573), ознаменовался широчайшим использованием шпионов враждующими феодалами, развитием в нин‑дзюцу методов применения огнестрельного оружия, складыванием крупнейших школ Ига‑рю и Кога‑рю. Следующий, VIII период – это время первых объединителей Японии – Оды Нобунаги (1573‑1582) и Тоётоми Хидэёси (1583‑1598), проводивших политику «собирания» страны путем подавления всех непослушных элементов – буддийских монастырей, мелкофеодальных кланов, в том числе тех, которые занимались нин‑дзюцу. Эта политика вылилась в поход армии Оды на провинцию Ига и разгром большинства кланов ниндзя. IX период – время борьбы за власть в стране Токугавы Иэясу (1598‑1615). Иэясу хорошо понимал и высоко ценил возможности ниндзя и создал лучшую по тем временам службу шпионажа. X период – мирное время правления сёгунов династии Токугава (1615‑1867). В Японии создается колоссальный полицейский аппарат, использующий в качестве тайных агентов бывших ниндзя. Начиная со второй половины XVII века, нин‑дзюцу, не находя применения в войнах, приходит в упадок. XI период начинается с революции Мэйдзи (1868) и завершается поражением Японии во Второй мировой войне (1945). В это время на основе нин‑дзюцу и европейских разработок в области шпионажа возникает и используется современная японская система шпионажа.
***
В настоящей работе широко представлены материалы исторических источников. Всего задействовано около 60 текстов. Однако обрывочность сведений, содержащихся в них, и недоступность источников во всей их полноте вынуждают автора в поэтапном изложении истории нин‑дзюцу в основном следовать канве, проложенной японскими исследователями. В этой связи необходимо сказать несколько слов о японской традиции историописания, которая следует китайскому шаблону. По этой традиции, исходящей из признания древности «золотым веком», история – это процесс передачи изначальной мудрости от мудрецов‑родоначальников к их потомкам. Отсюда стремление удревнить всякое явление и тем самым подчеркнуть его истинность и значимость, слияние мифа и реальности. В результате и в источниках, и даже в большинстве современных японских работ по истории нин‑дзюцу реальность неотделима от мифа. Это препятствует созданию подлинно научной истории нин‑дзюцу, но помогает понять сущность этого искусства как бы изнутри, ведь миф о нин‑дзюцу в то же время есть отражение нин‑дзюцу в сознании человека. Поэтому в тексте настоящей работы с сообщениями надежных исторических источников соседствует большое число легенд. Думается, это поможет читателю составить более полное представление о том, что же такое нин‑дзюцу, как его воспринимали сами ниндзя, и чем оно для них было.
Date: 2015-08-24; view: 312; Нарушение авторских прав |