Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативное определение сделки





 

Понятие сделки содержится в ст. 154 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК): «Сделками признаются действия граждан и юри­дических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей» [2].

Из определения сделки, данном в ст. 154 ГК следует, что сделка – это действие, имеющее юридические последствия, т.е. сделка – это юридический факт. Сделки могут быть дву- или многосторонними (договоры) и односторонними (п. 1 ст. 155 ГК). Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законодательством или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли (действия) одной стороны (п. 2 ст. 155 ГК). И.А. Маньковский отмечает, что «В чистом виде односторонние сделки, как основания возникновения, изменения и прекращения гражданско-правовых отношений, используются в ограниченном количестве случаев, что обусловлено сложной системой общественных отношений, возникающих в процессе производства, обмена и потребления материальных благ, многоступенчатой структурой возникающих социальных связей» [12, с. 79].

В.А. Витушко к числу важнейших признаков сделок относит «выполнение сделкой функций юридического факта, основания возникновения, изменения и прекращения гражданских прав, обязанностей и правоотношений; направленность сделки на порождение правового эффекта для субъектов гражданских правоотношений; правомерность ее совершения с точки зрения допустимости такого рода действий в гражданском обороте; волевой характер, добровольность и самостоятельность совершения» [1, с. 209].

Следующий признак понятия сделки – порождение сделкой правового эффекта для субъектов гражданских правоотношений, который «…отражает аспект социально-правовой значимости тех действий, которые могут именоваться сделкой. Не направлены на правомерный результат действия при совершении мнимых, фиктивных сделок» [1, с. 209]. Данный признак позволяет отграничивать сделки от действий, которые не имеют никакого правового значения.

По общему правилу сделка порождает обязанности для лица, ее совершившего, а для других лиц она может создавать обязанности лишь в случаях, установленных законодательством либо соглашением сторон (ст. 156 ГК).

Цель, преследуемая субъектами, совершающими сделку, всег­да носит правовой характер – приобретение права собственнос­ти, права пользования определенной вещью и т. д. В силу этого не являются сделками морально-бытовые соглашения, не преследу­ющие правовой цели – соглашения о свидании, совершении про­гулки и т. д. Типичная для данного вида сделок правовая цель, ради которой она совершается, называется основанием сделки (causa) [22, с. 331]. Основание сделки должно быть законным и осуществимым.

Юридические последствия, возникающие у субъектов вследст­вие совершения сделки, представляют собой ее правовой резуль­тат. Виды правовых результатов сделок весьма разнообразны: при­обретение права собственности, переход права требования от кредитора к третьему лицу, возникновение полномочий предста­вителя и др. Для исполненной сделки характерно совпадение цели и правового результата.

Цель и правовой результат не могут совпасть, когда в виде сдел­ки совершаются неправомерные действия. Если, совершая для вида дарение, т. е. осуществляя мнимую сделку, гражданин спасает от конфискации преступно нажитое имущество, то правовое послед­ствие в виде перехода права собственности не наступит и имущес­тво будет конфисковано. При совершении неправомерных дейст­вий в виде сделок наступают последствия, предусмотренные законом на случай неправомерного поведения, а не те последст­вия, наступление которых желают стороны. Правовой результат, к которому стремились субъекты сделки, может быть не достигнут, например, в случае ее неисполнения или недостижим, например, в случае гибели вещи, являвшейся предметом сделки.

Юридические цели (основания сделки) нельзя отождествлять с социально-экономическими целями субъектов сделки. Это важ­но по двум причинам: во-первых, одна и та же социально-эконо­мическая цель может быть достигнута через реализацию различ­ных правовых целей (например, социально-экономическая цель использования автомобиля может быть достигнута через реали­зацию таких правовых целей, как приобретение права собствен­ности на автомобиль или приобретение права пользования в результате найма автомобиля); во-вторых, сам по себе факт заве­домого противоречия социально-экономических целей субъектов основам правопорядка или нравственности служит основанием для признания неправомерности действия, совершенного в виде сделки.


То, что сделка характеризуется направленностью на достижение определенного результата, не означает, что лицо, совершающее сделку, должно представлять в дета­лях тот правовой результат, который последует после заключения сделки. Достаточно, чтобы участник сделки имел общее представление о ее последствиях. Например, продавец должен знать, что после заключения сделки и облечения ее в надлежащую форму он обязан передать покупателю проданную вещь, например жилой дом. Про­давец может и не знать, что он отвечает за недостатки товара, которые были обнаружены покупателем, хотя продавец не имел сведений об этих недостатках до их обнаружения. Например, покупатель обнаружил в куплен­ном им доме серьезный строительный дефект и требует, чтобы он был устранен продавцом или за счет продавца, или требует расторжения договора. Продавец будет нести ответ­ственность за эти недостатки, даже если он не знал о их наличии в проданном имуществе (ст. 445-447 ГК).

Юридическое действие считается сделкой только в том случае, если оно правомерно, поэтому не являются сделками те юридические действия лиц, которые не соот­ветствуют действующему законодательству, хотя по внеш­нему виду эти действия могут быть приняты за сделку. Такие действия относятся к неправомерным юридическим фактам, не порождают правовых последствий, присущих данному виду сделок, и не могут рассматриваться в каче­стве сделки, порождающей желаемые последствия. В зако­не такие действия именуются «недействительными сдел­ками». В ряде случаев они могут повлечь негативные последствия для их участников.

Не являются сделками и другие незаконные действия, например действия, причиняющие вред имуществу других лиц (причинение вреда), неисполнение обязательств и т.п.

В.Ф. Чигир отмечает: «Сделка – это правомерное юридическое действие, направленное на достижение определенного юридического результата. Этим сделка отличается от других правомер­ных юридических действий, именуемых юридическими поступками, с которыми закон также связывает возникно­вение, изменение или прекращение прав и обязанностей. К таким поступкам, в частности, относятся обнаружение клада, находка, создание произведения науки, литерату­ры или искусства. Сделкой признается действие, направ­ленное на возникновение, изменение или прекращание гражданских прав и обязанностей. Не является граждан­ско-правовой сделкой действие, направленное на возник­новение иных прав и обязанностей, например, участие в выборах депутата в Национальное собрание» [28, с. 4].

Правомерность сделки означает, что она обладает качествами юридического фак­та, порождающего те правовые последствия, наступления которых желают лица, вступающие в сделку, и которые определены зако­ном для данной сделки. Поэтому сделка, совершенная в соответ­ствии с требованиями закона, действительна, т. е. признается реально существующим юридическим фактом, породившим жела­емый субъектами сделки правовой результат.

Важнейшими признаками сделки являются добровольность и самостоятельность. В.А. Витушко отмечает: «Самостоятельность означает не столько то, что лицо только само совершает от своего имени сделки, сколько аспект независимости субъекта сделки от других лиц. Всякая зависимость, например служебная, корпоративная, в том числе сектантская, физическая, экономическая, психологическая, может опорочить сделку. Добровольность и самостоятельность определяют социальную обусловленность волевого характера сделки» [1, с. 210].


Сделка как сложное социально-правовое явление содержит ряд структурных элементов, к числу который В.А. Витушко относит: волю лиц, ее совершающих; деятельностную ее сущность (действие), посредством которого выражается воля; мотив; цель; совокупность условий сделки (содержание) [1, с. 210]. Совокупность этих элементов носит характер системы, поскольку эти элементы взаимосвязаны между собой таким образом, что один без другого не существуют, они формируют институт сделки. Форма сделки выполняет самостоятельную функцию, но неразрывно связана с ее содержанием.

Воля в гражданском праве – это способность реализовать права и обязанности с учетом личных и социальных интересов, требований разумности и справедливости, а также иных юридически значимых обстоятельств [1, с. 211]. Внутренняя воля субъекта сделки является сложным социально-психологическим явлением, т.к. включает не только психологическую самооценку своего поведения субъектом сделки, но и отражение осознания им своей принадлежности к системе (семье, корпорации, обществу), а также зависимости от этой системы и ответственности перед ней. Содержание воли субъектов сдел­ки формируется под влиянием социально-экономических факто­ров: лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, заключают сделки, чтобы обеспечить изготовление и сбыт това­ров, оказание услуг с целью получения прибыли; граждане по­средством совершения сделок удовлетворяют материальные и ду­ховные потребности и т. п.

Сделка – действие волевое, совершаемое по воле участника сделки. Однако, воля – это только намерение лица совершить сделку, известное только ему самому. Соответственно, воля дол­жна быть выражена внешне, в противном случае она не порождает никаких последствий. Внешнее выражение воли именуется волеизъявлением. Поскольку сделка – действие волевое, она может совершаться лишь теми лицами, кото­рые понимают значение своих действий и могут управлять ими, то есть только дееспособными лицами.

Действие дает свидетельствует, что сделка совершена. Действия имеют сложную социальную природу: «Действие как социально-правовой поведенческий акт человека состоит из следующих элементов физического и интеллектуального свойства: волевого акта; мотивированного акта; профессионального ориентированного акта; физической и (или) интеллектуальной реакции на окружающую социально-правовую действительность; целевого акта» [1, с. 212].

От воли лица в сделке следует отличать мотив, по которому была совершена сделка. Мотив – это разумно объяснимая причина поведения [1, с. 213]. Мотив является сложно структурированным актом психической, физической и иной социальной деятельности человека, отражает потребности человека; действия по удовлетворению потребности; оценку цены, затрат, моральных издержек и др. Наличие мотива означает осмысленность и объяснимость поведения, поэтому так важно его определять при толковании сделок.


Стороны по соглашению могут придать мотиву правовое значение. В этом случае мотив становится условием – элементом содержания сделок, совершенных под условием.

Юридические цели сделки необходимо отличать от мотива, по которому она совершается. Мотив как осознанная потребность, осознанное побуждение – фундамент, на котором возникает цель. Поэтому мотивы лишь побуждают субъектов к совершению сдел­ки и не служат ее правовым компонентом. Таковым является пра­вовая цель – основание сделки.

Социальное и экономическое значение сделок предопределя­ется их сущностью и особыми юридико-правовыми свойствами. Гражданское право служит регламентации товарно-денежных и иных отношений, участники которых выступают равными, само­стоятельными и независимыми друг от друга. Главным юридичес­ким средством установления и определения содержания правовых связей между вышеуказанными субъектами являются сделки. Именно сделки – то правовое средство, при помощи которого со­циально и экономически равноправные и самостоятельные субъ­екты устанавливают свои права и обязанности, определяя тем са­мым юридические границы своих взаимоотношений.

В.А. Витушко отмечает, что значение сделок в современном гражданском обороте заключается в следующем: «Во-первых, сделки выполняют роль юридической формы фактических товарно-денежных отношений в обществе. Сделки придают фактическим действиям граждан и юридических лиц юридическое значение. Во-вторых, сделки являются важнейшим юридическим фактом. Они закрепляют юридические права и обязанности субъектов гражданских правоотношений и опосредуют основную массу имущественных отношений в гражданском обороте. В-третьих, они являются способом удовлетворения имущественных и неимущественных интересов субъектов гражданского оборота. На их основе производится учет индивидуальных потребностей граждан и других лиц» [1, с. 208].

Совершение сделок – важнейший юридический способ осуществления субъективных гражданских прав. Совершая сдел­ки, субъекты распоряжаются социально-экономическими блага­ми, принадлежащими им, и приобретают блага, принадлежащие другим.

Сделки играют в общественной жизни многогранную роль. Поэтому в гражданском праве действует принцип допустимости – действительности любых сделок, не запрещенных законом, т. е. принцип свободы сделок.

 







Date: 2015-08-24; view: 1324; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2025 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию