Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Allegro non tanto





Данная часть написана в форме сонатного Allegro. Основная тональность Des-dur.

Вступление состоит из 16 тактов, которое по характеру напоминает нам главную партию и звучит на фоне доминантовой гармонии Des dur.

Экспозиционная главная тема звучит на протяжении 16 тактов и в ней угадывается жанр танца. Она звучит легко и непринужденно в тональности Des-dur, можно проследить и восходящий и нисходящий секвенционные ходы. К концу гл. п. мы отклоняемся в тональность доминанты – As.

Далее звучит связующая партия на протяжении 7 тактов, которую играет фортепиано. Она является переходным звеном от жанра танца к маршу.

Побочная партия звучит решительно и возвышенно, длится она, 16 тактов в тональности доминанты – As. Тут мы услышим кульминацию экспозиции. Далее звучит заключительная партия, которая постепенно меняет жанр музыки на песенный, но меняется не только, жанр, но и тональность, которая модулирует в субдоминанту – Ges. Далее заключительная партия подводит нас к эпизоду.

Эпизод – Poco tranquillo – начинается 2-х тактовым вступлением фортепиано. Он написан в форме периода из 4-х предложений по 8 тактов. 1 и 2 предложения построены на одном тематическом материале. 3 предложение развивающего характера с использованием восходящего секвенционного построения. 4 предложение носит заключительный характер. Далее звучит фортепианная связка, состоящая из 7 тактов, тут происходит возвращение в тональность главной партии – As-dur.

Реприза у Владислава Михайловича в III части концерта весьма необычна. Уникальность в том, что партии репризы не приближены тонально, что характерно для музыки эпохи романтизма. Главная партия репризы варьировано повторяет тему экспозиции. Во-первых, меняется тональность, а во-вторых ритм, но динамика остается неизменна. Связующая партия репризы не менее интересна, ее особенность в том, что она ложная. Солист вступает на 4 такта раньше чем, в связующей партии экспозиции, что характерно для музыки 20 века. Далее звучит каденция, которая плавно переходит в коду – кульминацию всего произведения. Кода - синтетическая, которая построена на 2-х темах, утверждающая основную тональность – Des-dur.

В первом разделе коды звучит главная партия из I части концерта, которая звучит на протяжении 13 тактов. Второй раздел – Tempo I, построен на материале побочной партии, звучащий ярким и стремительным апофеозом всего концерта.


Схема-разбор формы III части «Концерта №2»

  Вступление Экспозиция Эпизод Связка-переход Реприза Каденция Coda
    Гл. п. Св. п. П. п. З. п.     Гл. п. Св. п. П. п. З. п.  
Кол-во т-т:   16 7 16 16 8+8+8+8   16 3 16 8 14 19
Тон-ти: Des As As As Ges Ges-b b As As As Ges Des Des
Состав: Solo ф-но Solo ф-но Solo ф-но ф-но ф-но Solo ф-но Solo Solo Solo ф-но

Глава II.

«Краткие биографические сведения

А. Гурилева»

Александр Львович Гурилев (22.09.1803г., Москва – 30.08.1858г., Москва) - русский композитор, пианист, скрипач, альтист.

Родился в семье Льва Степановича Гурилева - крепостного музыканта графа В. Г. Орлова. Первые уроки музыки получил от отца еще в детстве. Игре на фортепиано он учился у Джона Филда[9], теории музыки его обучал - И. И. Геништа. Играл в крепостном оркестре на скрипке и альте, а также в квартете князя Н. Голицына.

В 1831 году, после смерти В. Орлова, вместе с отцом получил вольную и отправился в Москву, где вскоре стал известен как композитор, пианист и педагог. Сблизившись с представителями московской интеллигенции - художниками и писателями, Гурилев пишет романсы на стихи Н. П. Грекова, А. Кольцова, И. Макарова. Некоторые романсы композитора были опубликованы известным издателем Бернардом[10] в музыкальных журналах.

Наиболее известные романсы Гурилева - «Однозвучно гремит колокольчик», «Оправдание», «И скучно, и грустно», «Зимний вечер», «Вам не понять моей печали», «Разлука» и другие. Романс на слова Д. Щербины «После битвы» был очень популярен на флоте с Крымской войны и, став народным, был переработан в одну из популярнейших песен «Раскинулось море широко». Ему также принадлежит множество сочинений для фортепиано - инструмента, которым Гурилев хорошо владел.

В музыке, полной искреннего чувства и глубокой душевности Александр Львович Гурилев - певец - лирик - чутко выразил заветные чаяния и думы своих современников.

 

История жанра «Ноктюрн»

Ноктюрн (от фр., «nocturne» - ночной) - распространившееся с начала XIX века название пьес (обычно инструментальных, реже - вокальных) лирического, мечтательного характера. Французское слово «nocturne» в этом значении впервые применил Джон Филд[11] в 1810 х годах, хотя итальянский термин «notturno»[12] существовал еще в XVIII веке и обозначал музыку, исполнявшуюся на открытом воздухе.

В основе ноктюрна лежит обычно широко развитая певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано, но встречаются также подобные сочинения для других инструментов, а также для ансамблей и для оркестров. Ноктюрн стал настоящей визитной карточкой романтизма. В классической концепции ночь была олицетворением зла, классические произведения заканчивались триумфальной победой света над тьмой. Романтики же, напротив, предпочитали ночь - время, в которое душа открывает свои истинные черты, когда можно мечтать и думать обо всём, созерцая тихую природу, не отягощенную суетой дня.

Богатейшие лирические возможности ноктюрна достаточно исследованы. Кантеленное начало преломляется в нем сложно, напевностью насыщается вся фактура, мелодика вбирает в себя декламационные обороты, органично взаимодействует с различными вокальными жанрами, включая оперную арию, баркаролу и хорал.

В XX веке некоторые композиторы пытались переосмыслить художественную сущность ноктюрна, отображая с его помощью уже не лирические ночные грезы, а призрачные видения и естественные звуки ночного мира.

Аналитический разбор «Ноктюрна» А. Гурилева

«Ноктюрн» А. Гурилева имеет форму сложную 2-х частную. (A B)

«Ноктюрн» в полной мере соответствует всем канонам этого жанра. С помощью этих достоинств, мы поможем слушателям погрузиться в атмосферу романтизма.

Произведение начинается со вступления фортепиано, которое длится 2 такта и показывает основную тональность – F-dur. Арпеджированное вступление звучит мягко и ненавязчиво.

1 часть (A) – простая 2-х частная форма.

1 период (a) – состоит из 2-х предложений по 4 такта.

2 период (b) – состоит из 2-х предложение по 4 такта.

2 часть (B) –период, имеет разработочный характер, мелодия переходит к фортепиано, а солист играет противосложение и отклонятся в тональности g-moll, a-moll. Кантеленное начало преломляется в нем сложно, напевностью насыщается вся фактура, органично взаимодействует с различными вокальными жанрами.

Первый мотив 1 периода, состоящий из 2 тактов, звучит в a-moll, а второй мотив имеет нисходящее секвенционное повторение. В последних нескольких тактах данного предложения (b) мы возвращаемся в основную тональность произведения – f-moll, но возвращаемся очень красиво, автор создает необычный ритм - триоли, которые имеют характер задержания и приводят нас к полной совершенной каденции.

2 период (c) состоит из 2 предложение. Второе предложение, расширенное, несет в себе кульминацию всего произведения. В этом периоде складывается ощущение движения темпа вперед, но это весьма обманчивое чувство. Темп остается тем же, но автор за счет сжатия длительностей создает специфическую краску.

Далее звучит заключение, состоящее из 3 тактов.


  Вступление 1 часть   2 часть   Заключение
    Простая 2-х частная   Простая 2-х частная    
    A   a b   B   b c      
Тактировка:   4+4 4+4   4+4 4+9    
Тональности: F F   a-g F   F
Состав: ф-но Solo   ф-но Solo   Solo

Схема-разбор формы «Ноктюрна»


Заключение

Данная аналитическая работа, безусловно, помогла нам раскрыть не только техническую и художественную сторону музыкальных произведений, но формообразующие компоненты различных музыкальных эпох.

«Концерт №2» Владислава Михайловича Блажевича уникальное произведение своего рода. Мало того, что каждая часть по-своему особенна и уникальна, но и различные не значительные элементы подчеркивают неповторимый почерк композитора и его музыкальные предпочтения. Этот концерт позволяет нам окунуться в творчество Блажевича и раскрыть веяния музыки того времени.

Данный концерт является очень выгодным для развития профессиональных навыком музыканта-духовика. Его сложная форма и гармония позволяют очень быстро раскрыть весь потенциал обучающегося.

«Ноктюрн» Александра Львовича Гурилева доказал нам, что вокальные жанры очень сложны в формообразующих компонентах. Художественная часть этого произведения весьма цело и глубоко раскрывает нам эпоху романтизма. Вся мелодика пронизана лирико-драматичной напевностью, которая очень действенно погружает нас в эпоху ночных песен.

Считаю, что проделанная аналитическая работа целиком и полностью помогла выполнить поставленные перед нами задачи.


 

Литература

 

Книга:

Способин И.В. «Музыкальная форма.» - М: Музыка, 1984г.

 

Справочные издания:

Холопов Ю.Н. Форма музыкальная // Музыкальная энциклопедия. Т. 5. – М.: Советская энциклопедия, 1981. – К. 879–885.

 

 

Материалы Интернета:

Википедия. Режим доступа: www.wikipedia.org

Словарь. Режим доступа: www.hornsociety.org http://slovari.yandex.ru

 

 


[1] Хутор Трегубовка (Катынская волость, Смоленская губерния).

[2] Персимфанс - первый симфонический ансамбль без дирижера

[3] Владимир Арнольдович Щербинин (18.01. 1896г., Майкоп — 05.06. 1963г., Москва) — российский тромбонист, педагог и дирижер, солист оркестра Большого театра, Персимфанса и государственного симфонического оркестра СССР, профессор Московской консерватории, лауреат Всесоюзного конкурса, Заслуженный артист РСФСР.

[4] Седракян Азат Мкртычевич (16.09.1911г., Эривань – 16.09.1986г., Москва) – тромбонист, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР(1981). Артист симфонического оркестра Московской филармонии, в 1944-1952 годы – Государственного симфонического оркестра СССР. 1944-1986 гг. преподаватель военно-дирижерского факультета Московской консерватории (с 1960г., доцент, с 1976г., профессор).

[5] От итал., «Concert Grosso» - большой концерт - жанр старинной ансамблевой инструментальной музыки.

[6] От итал., «Concerto da camera» - камерно-инструментальный – подтип «Concerto Grosso».

[7] Джованни Баттиста Бонончини (итал., Giovanni Battista Bononcini; 18.07.1670г., Модена - 9.07. 1747г., Вена) - итальянский композитор, виолончелист-виртуоз, из известной музыкальной семьи Бонончини.

[8] Джузеппе Торелли (итал., Giuseppe Torelli; 22.03.1658г., Верона – 8.02.1709г., Болонья) - итальянский композитор, скрипач, альтист, педагог.

[9] Джон Филд (англ., John Field, 26.07.1782г., Дублин — 11.01.1837г., Москва) — ирландский композитор, основоположник ноктюрна. Славился как пианист-виртуоз. Большую часть жизни провёл в России.

[10] Бернард Матвей Иванович (1794г., Курляндия – 27.04.1871г., Санкт-Петербург) – пианист, композитор, педагог, музыкальный издатель. Окончил Санкт-Петербургский университет; по игре на фортепиано ученик Филда. Издал много салонных пьес для фортепиано и транскрипций.

[11] Джон Филд (от англ. John Field, 26.07.1782г., Дублин - 11.01.1837г., Москва) — ирландский композитор, основоположник ноктюрна. Большую известность получил в качестве пианист-виртуоза. Большую часть жизни провел в России. Кроме большого количества фортепианных пьес, в число которых входят 18 ноктюрнов, несколько сонат, вариации, фантазии, рондо и фуги, Филд написал семь концертов для фортепиано с оркестром.

[12] От итал., «Notturno» - род дивертисмента, близкое к кассации и инструментальной серенаде многочастное произведение, обычно для духовых или струнных и духовых инструментов, предназначенное для исполнения на открытом воздухе в ночное время (образцы у В. А. Моцарта и Й. Гайдна).

Date: 2015-08-22; view: 453; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию