Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Материальная культура. Техника
Особо внушительными представляются достижения материальной культуры и техники древних римлян. Достаточно обратиться к архитектуре. Именно римляне изобрели новый строительный материал – бетон, который со II – I вв. до н.э. получил широкое распространение и обеспечил повышенную прочность римских построек. Именно римляне усовершенствовали арку и стали первыми использовать сводчато-замковую конструкцию, вытеснившую греческие ордеры. Особенностью этой конструкции была кладка арки из усеченных трапециевидных камней; в центре арки, наподобие клина, вбивался замковый камень; сводчато-замковая арка способна была выдержать несколько этажей: чем больше сила тяжести действовала на замковый камень, тем больше были силы упругости. Эта конструкция стала применяться со II в. до н.э. для строительства мостов, акведуков, базилик и других публичных зданий; мосты порой превышали длиной 3 км, если вспомнить знаменитый, к сожалению, не сохранившийся, мост Траяна (98 – 117 гг.) через р. Дунай. Акведуки, или водоводы, поднимались на арках над землей, как мосты, и порой были двух- и даже трехэтажными и достигали десятков и даже сотен километров; самым знаменитым из сохранившихся акведуков является двухъярусный акведук в Ниме (Франция). Акведуки Рима имели протяженность 440 км. Наряду с акведуками строились подземные канализационные каналы; здесь особую известность приобрела римская клоака. В городах имелись театры, в которых разыгрывались трагедии и комедии; самым знаменитым из них был римский театр Марцелла (I в. до н.э.). Римляне первыми стали строить амфитеатры, предназначенные для самых массовых зрелищ – гладиаторских боев, травли диких зверей и т.п. Наибольшей известностью пользовался Колизей (I в. до н.э.); он вмещал 50 тыс. зрителей, на его арене могли биться 2 тыс. гладиаторов одновременно; вдоль сидений по специальным желобкам подавалась холодная вода, освежавшая и наполнявшая ароматами атмосферу зрелищ; подземные помещения Колизея включали в себя тренажерные залы, клетки для зверей, медицинские амбулатории и анатомические помещения. Римляне возводили цирки, в которых устраивались скачки на квадригах – колесницах, запряженных четверкой лошадей. Города украшали величественные храмы. Самым выдающимся из них был Пантеон, храм «всех богов»; он был возведен Аполлодором Дамасским и увенчан куполом в 43 м диаметром, остававшимся самым крупным вплоть до эпохи Возрождения. В период империи стали строить термы – общественные бани, представлявшие собой сложные комплексы сооружений: массажные залы, парильни, бассейны, серные ванны, а также гимнастические залы, внутренний двор с парком, библиотеку, симпосий и др. Наиболее внушительными были термы Каракаллы III в. до н.э. и Диоклетиана IV в. н.э., вмещавшие 2 – 3 тыс. посетителей одновременно. Римляне прославились в строительстве укрепленных лагерей (castrum), давших начало многим городам Средиземноморья. Наилучшей сохранностью отличается крепость Зара на побережье Адриатического моря, построенная специально для Диоклетиана, последнее место уединения отказавшегося от власти императора. Укрепленные лагеря вдоль границы империи порой соединялись крепостными стенами, образуя сплошную линию фортификации – лимес. Сохранилась стена Адриана, пересекавшая Британию. Римское государство славилось высококачественными дорогами. В период империи были проложены 372 дороги общей протяженностью более 80 тыс. км. Более 30 дорог соединялись в Риме. Дорожное полотно выкладывалось в траншее более 1 м глубиной и 4 м шириной, состояло из нескольких слоев – гравия, булыжника, тесаного камня, поставленного на ребро, и каменной плитки, клавшейся на раствор. Существовали милевые знаки, отмечавшие расстояние от Рима. Самой знаменитой была «Аппиева дорога» 330 км протяженностью, она соединяла Рим с Капуей. Римляне строили огромные порты, оборудованные подъемными механизмами для разгрузки судов, они делали каменные причалы, гранитные набережные, протянувшиеся на десятки километров; они первыми стали строить специальные склады, из которых выделяется громадный портик Эмилиев II в. до н.э., начали возводить крытые рынки, гостиные дворы с внутренним открытым двором и портиком или галереей по внешнему периметру здания. Римляне первыми стали строить специальные производственные, хозяйственные помещения, ввели в обиход понятие «fabrica». Они разработали новые типы зданий для нужд управления: канцелярии, суды, архивы; известен центральный сенатский архив – Табулярий I в. до н.э. Римляне создали новый тип частного жилища – атриум; оно имело внутренний двор с бассейном и галереей. В период империи для плебса строились пятиэтажные дома – инсулы, а для аристократии – дворцы, или виллы, окруженные парками, аллеями, искусственными прудами с фонтанами. Особым богатством выделялась вилла Тиволи, а из дворцов небывалой роскошью отличался «Золотой дом» Нерона. В тронном зале высилась золотая статуя самого императора. Потолок зала состоял из вращающихся пластин и на глазах у посетителей мог меняться; в стенах тронного зала находились механизмы, приводившие в движение потолочные пластины. Римляне первыми стали использовать водяное и паровое отопление. В области техники римляне использовали все, что было известно эллинам: они знали винты, прессы, лебедки, метательные машины, рельсовые повозки, умели использовать силы воды, воздуха, пара. Вместе с тем римляне смогли внести и свой вклад в развитие техники. Они усовершенствовали греческий дромон – гребной корабль, и создали галеру с несколькими палубами и мачтами. Известен корабль Нерона; его надстройки украшались мраморными колоннами и дорогими мозаиками, мачты были снабжены механизмами и могли опускаться, имелся механизм для опускания якорей; по палубе были проложены рельсы, и по ним катались вагонетки для развлечения публики. Римляне изобрели водяные мельницы. Они смогли впервые наладить производство стандартизованных изделий, разработали технологию штамповки, применявшуюся для изготовления оружия и др. Date: 2015-08-24; view: 534; Нарушение авторских прав |