Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные отношения. Семья





Социальные отношения в Римском государстве не исчерпываются противостоянием патрициев и плебеев или борьбой рабов и рабовладельцев. Конечно, основным делением было деление на свободных и несвободных, но и те, и другие включали в себя множество различных социальных групп. Свободные делились на квиринов, или квиритов, т.е. обладавших римским гражданством, латинов, перегринов и вольноотпущенников.

Квирины обладали правом собственности на землю, гражданской и имущественной правоспособностью, правом заключения сделок (ius commercii), правом вступления в законный брак (ius connubii), правом голоса в народных собраниях (ius suffragii ) и правом занимать должности (ius honorum).

Латины считались союзниками, составляли союзные войска и могли пользоваться отдельными из перечисленных прав, кроме ius honorum, в порядке личной привилегии за заслуги перед республикой.

Перегрины, или иностранцы, с точки зрения римского права были бесправны. Чтобы интегрироваться в римское общество, они вынуждены были отдаваться под покровительство квиринов и превращались в клиентов. Практиковалось фиктивное манципирование перегрина под власть римлянина с обещанием последующей эмансипации. Вольноотпущенники, хотя и считались римскими гражданами, пользовались их правами далеко не в полном объеме, нередко ограничиваясь лишь ius commercii.

Несвободные (servus), или рабы, также не были однородными. Из них выделялись детитиции, то есть те, кто были взяты в плен с оружием в руках. Положение их было наихудшим. Источниками рабства были плен, долги и рождение в неволе. За долги практиковалась самопродажа римлян или продажа членов семьи. Продажа совершалась публично, устанавливался срок 60 дней для удовлетворения кредитора, предписывалось трехкратное выведение на форум для продажи в рабство. Только в 326 г. до н.э. долговое рабство было отменено. Рабы участвовали в отправлении религиозных культов, в празднествах; существовали праздничные дни, когда рабы вели себя как равные господам. Существовали обычаи отпуска рабов на волю по завещанию, виндиктой и по цензу. В период империи рабы стали сажаться на землю, получая пекулий, стали превращаться в колонов, пользовавшихся землей, имевших дом, личное имущество, порой даже семью. Но в целом раб считался «животным, наделенным даром речи» и мог подлежать купле-продаже как res mancipi.

Право вступать в брак (ius connubii ) и, стало быть, создавать семью являлось исходным правом римского гражданина. Брачные союзы всех прочих социальных групп считались всего лишь сожительством. Наличие ius connubii определяло статус наследников: при ius connubii дети наследовали состояние отца, при его отсутствии дети наследовали состояние матери; например, если отец был свободным, а мать рабыней, с которой невозможен брак, то сын становился рабом, если отец был римским гражданином, а мать латинкой, имеющей право вступать в брак, то ребенок от этого союза получал римское гражданство. Основой римского брака являлось владение землей в составе ager publicus, которая не облагалась налогом, передавалась безвозмездно, не подлежала купле – продаже и могла наследоваться детьми. Во главе семьи стоял отец (pater familiae), наделенный огромной властью; он мог убивать детей до 3-х лет, а при наличии отклонений и старше – мог продавать их; даже позднее высвобождение старших сыновей из-под власти отца совершалось в форме фиктивной продажи. Отец вправе был судить мать, но совместно с родственниками. Мать (mater familiae) считалась подвластной отцу, хотя отец мог доверить ей вести хозяйство дома. Различались две формы брака – cum mano и sine manu. В первом случае заключение брака сопровождалось наличием свидетелей, весовщика с весами, совершением ритуала манципации (прикосновения рукой). Во втором случае брачный союз носил неформальный характер. Однако жена должна была в течение года покинуть дом мужа на 3 дня и ночи. Если она этого не делала, то по праву приобретательной давности переходила под власть мужа. То есть жена рассматривалась в категориях вещного права. Помимо жены мужчина мог иметь наложниц.

В Риме различались две системы родства – агнатское и когнатское. Агнатское родство объединяло родственников по мужской линии; оно давало право на наследование, на опеку над женщинами, подвластными. Когнатское родство объединяло родственников по женской линии.

В императорский период можно отметить падение рождаемости в Риме, распространение практики адоптации, т.е. усыновления или удочерения; наблюдалась деградация самого института семьи, ее членами считались не только адоптированные лица, но и клиенты, и другие люди, отдавшиеся под покровительство главы семьи на каких-либо условиях. Некоторые исследователи констатируют даже физиологическое вырождение римского общества в последние столетия существования империи.







Date: 2015-08-24; view: 300; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию