Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Европейское и русское образование как инструменты модернизации мусульман округа ОМДС





Попытка соединения русской и татарской учебной традиции прослеживается уже в в деятельности рода Хальфиных: Сагита, Исхака и Ибрагима. С. Хальфин составляет «Азбуку татарского языка» (1778 г.) и двухтомный русско-татарский словарь и грамматику (1785 г.) для русских учебных заведений. В первой половине XIX века происходит параллельное издание памятников булгарской эпохи и времен чингизидов. Если в 1839 г. выходит первое издание «Кысса-и-Йусуф», то уже в 1819 г. Ибрагим Хальфин издает исторический труд «Жизнь Чингиз-хана и Аксак Тимура» по правилам европейской науки[42]. Если улемы концентрировались на истории булгар, то служилого татарина мурзу Ибр. Хальфина история тюркских государств, прежде всего Золотой Орды. По мнению Дж. Валиди, Ибр. Хальфин был первым из татар, кто занялся проблемами национальной истории, выступал против сохранения отживших норм золотоордынского чагатайского языка и за принятие форм османского турецкого языка, как языка современного государства[43]. Призыв Ибр. Хальфина к изданию татарских рукописей остался без ответа. Г. Губайдуллин писал, что «ни Курсави, ни Ибрагим Хальфин… не могут повести буржуазию по новому тракту, по направлению к европейской цивилизации»[44].

В первой половине XIX века выходит наибольшее число татарских грамматик и хрестоматий для русских правительственных школ, готовивших преимущественно чиновников для управления мусульманскими территориями от Черного моря до Дальнего Востока. Татарский являлся единственным тюркским языком, преподаваемым в государственных и православных учебных заведениях.

После смерти Г. Габдрахимова в 1840 г. Оренбургское губернское правление не выдвинуло кандидатов, выступило против попытки ряда имамов выдвинуть кандидатом ахуна д. Туркеево Белебеевского уезда Оренбургской губернии Габдельхалика Ахтямова[45]. В итоге решение было принято в Петербурге. В рамках реформ Николая I по созданию бюрократического государства был создан в 1836 г. Устав ОМДС. Император и его брат великий князь Михаил Павлович уделяли большое внимание религиозному воспитанию мусульман-военнослужащих. В крупнейших городах Волго-Уральского региона существовали должности военных ахунов, имамы были назначены в ряд основных военно-морских портов, на казенный счет содержались мечети при Казанском пороховом и Ижевском оружейном заводах. С 1850 г. была создана должность главного ахуна башкирско-мещеряцкого войска в лице имама мечети Караван-Сарая в Оренбурге. Из этой среды в 1840 г. был назначен новый муфтий ОМДС Габдулвахид Сулейманов. Первые два муфтия (М. Хусаин и Г. Габдрахимов) были известны как высокообразованные улемы и мударрисы, связанные с властями и национальной буржуазией Оренбургской губернии. Сулейманов не имел такого опыта и образования, а с 1822 г. становится гражданским имам-хатыбом г. Санкт-Петербурга, затем преподавателя мусульманского вероучения в ряде военно-учебных заведений столицы. Их куратор великий князь Михаил Павлович сыграл ключевую роль в назначении нового муфтия. Муфтий стремился придать ОМДС статус губернского учреждения, тем самым, выведя его из-под контроля оренбургского губернатора. Но усиление контроля властей над мусульманами армии, флота и военных предприятий не означало стремление центра увеличить значение ОМДС. К середине века оно уже не было нужно властям для продвижения вглубь Азии, так приоритет был отдан присоединению Казахстана и Центральной Азии к России[46].

Обеспечение догматического единства мусульман округа ОМДС, распространение мечетей и школ на всей его территории, унификация татарского языка как официального языка Собрания заложили основы для складывания этнической общности татар на основе членов его миллета. Но духовенство не обладало системой финансирования, собственностью (вакуфами), системой сбора налогов («заката»), системой контроля над положением на местах. Баи — лидеры общин, финансируя функционирование мечети, мектеба или медресе, держали под контролем и программу обучения, кадровую политику и мобильность преподавателей и учащихся. Кадровый состав духовенства контролировался также губернскими правлениями и начальниками кантонов на территории Башкирии. Таким образом, не была выстроена структура автономной церкви. Основной заслугой духовенства и буржуазии было восстановление системы мусульманского образования на уровне локальных мектебов и медресе в региональных центрах. Практически все мусульмане стали членами официально зарегистрированных приходов-махалль. Вместе с тем отсутствовали медресе полного цикла, подобные классическим медресе мусульманских государств.

Поэтому первые муфтии ОМДС беспрестанно вели переговоры с казахскими правителями, участвовали в российских миссиях на Северном Кавказе и по делам туркмен. В те годы от мусульман окраин России, прежде всего, казахов, требовалось стабильное признание светской власти российских императоров, а духовной — оренбургских муфтиев. Основным противовесом выступал османский султан и халиф — светский и религиозный глава мусульманского мира в одном лице (ряд мусульман России еще в начале прошлого века именно в нем видели своего законного правителя). В качестве других вариантов правителей выступали бухарские, кокандские и хивинские ханы и муфтии, а для казахов также и китайские императоры.

Для мусульман России было жизненно важным прекращение бесконечных восстаний и мятежей, которые сотрясали огромное пространство Евразии с падения Золотой Орды. Новая евразийская империя в лице России завоевывала былые территории Улуса Джучи и также стремилась к внутреннему спокойствию, расцвету экономики, к гарантии прав веротерпимости и собственности. Указ Святейшего Синода о веротерпимости (Tolerance Act) 1773 г. открыл дорогу для стабильности в регионе, которая в основном сохранилась до 1917 г. Оренбургские муфтии и духовенство ОМДС, торговцы Казани и Каргалы обеспечили проникновение в Степи русских законов, капиталов, языка. Муфтии сделали многое для воспитания казахской элиты, лояльной к российскому государству. Как справедливо пишет уроженец Оренбурга московский исламовед Г. Г. Косач, «иных путей реализации русской колониальной экспансии в это время просто не существовало или они могли быть слишком разорительными для России». Эта роль ОМДС была утрачена лишь в 1850-е гг., когда в годы Крымской войны начался поход русской армии вдоль Сырдарьи на юг Казахстана, завершившийся присоединением всей Центральной Азии в 1880-е гг.

Слабость организационных структур ОМДС создавала возможности для реформирования, не сравнимые с ситуацией в мусульманских государствах и особенно в Бухаре. Именно дуализм реальной власти, когда духовенство с финансовой стороны зависело от буржуазии, превратил вопрос образовательной реформы в дело доброй воли самой буржуазии. В период жесткой ориентации буржуазии на рынки среднеазиатских государств отход от бухарской догматики был невозможным. Но и в эту эпоху существовало понимание необходимости расширения компетенции ОМДС. В глазах миссионеров, именно Ислам в лице мусульманского духовенства был основным орудием отатаривания и превращения оседлого и кочевнического нерусского населения Поволжья, Южного Урала, Степей и Сибири в мусульман. Таким образом, на территории башкирских кантонов присутствовали всех три группы татарской элиты: землевладельцы, буржуазия и духовенство. На других территориях — только две последние.

[1]Полное Собрание законов Российской империи. Собрание первое. — СПб., 1830. — Т. 22. № 1670, 1671. C. 1107–1108.

[2]Хабутдинов А. Хусаинов М. // Ислам на европейском Востоке. Энциклопедический словарь. — Казань, 2004. — С. 358–359.

[3]См. Указ Сенатский 17 августа 1793 г. ПСЗРИ. I. Т. 23. C. 452–454. № 17146.

[4]Арапов Д. Ю. Россия и мусульманский мир. — М., 2006. — С. 35

[5]Там же. С. 45

[6]Арапов Д. Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя треть XVIII — начало XX вв.): дис. … докт. ист. наук. — М., 2005. — С. 66.

[7]Гаврилин А. В. Православная церковь в Латвии в XVIII — начале XIX вв. // Религии мира. История и современность. Ежегодник. 1999. — М. 1999. — С. 211–214.

[8]Текст по: Материалы по истории Башкирской АССР. — Т. 5. — М., 1960. — С. 563–564; комментарии см. Азаматов Дж. Оренбургское Магометанское Духовное Собрание в конце XVIII–XIX вв. — Уфа: Гилем, 1999. — С. 26–27.

[9]Цит. по: Материалы по истории Башкирской АССР. — Т. 5. — М., 1960. — С. 684.

[10]Там же. С. 596.

[11]Хабутдинов А. Габдрахимов Г. // Ислам на европейском Востоке. Энциклопедический словарь. — Казань, 2004. — С. 67–68.

[12]Денисов Д. Н. Абдрахман б. Мухаммедшариф аль-Кирмани // Ислам на Урале. Энциклопедический словарь. — М.; Нижний Новгород: Медина, 2009. — С. 19–20.

[13]Азаматов Д. Д. Оренбургское Магометанское Духовное Собрание в конце XVIII–XIX вв. — Уфа: Гилем, 1999. — С. 124.

[14]Там же. С. 93.

[15]Полное Собрание законов Российской империи. Собрание второе. — СПб., 1830. — Т. 3. C. 837–840. № 2296.

[16]Азаматов Д. Д. Оренбургское Магометанское Духовное Собрание в конце XVIII–XIX вв. — Уфа: Гилем, 1999. — С. 125.

[17]Азаматов Д. Д. Оренбургское Магометанское Духовное Собрание в конце XVIII–XIX вв. — Уфа, 1999. — С. 92–93; Азаматов Д. Д. Ахун // Башкирская энциклопедия. — Т. 1. — Уфа, 2005. — С. 255–256; Азаматов Д. Д. Мухтасибат // Башкирская энциклопедия. — Т. 4. — Уфа, 2008. — С. 217.

[18]Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. — СПб, 1830. — Т. XXV. — С. 189–197. — № 18477.

[19]Текст по: Материалы по истории Башкирской АССР. — Т. 5. — М., 1960. — С. 565

[20]Материалы по истории Башкирской АССР. — Т. 5. — М., 1960. — С. 566.

[21]Медресе г. Казани XIX — начала XX вв. Сборник документов и материалов. — Казань: Гасыр, 2007. — С. 13–14.

[22]Там же. С. 132–141.

[23]Марджани Ш. Аль-кыйсме ас-сани мин китаби мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Болгар. — Казань, 1900. — С. 286

[24]Фэхретдин Р. Исламнэр хакында хокумэт тэдбирлэре. — Оренбург, 1902. — 1 жилд. — 2 жозья. — С. 9–10.

[25]Хабутдинов А. Ю. Формирование нации… С. 55–56.

[26]Hullag W. The jurisconsult, the author-jurist, and legal change // Authority, continuity and change in Islamic law. — Cambridge, 2005. — P. 194.

[27]Вакуф (ар. «удержание») — имущество, завещанное на религиозные и благотворительные цели, не отчуждаемое и не облагаемое налогами.

[28]Набиев Р., Хабутдинов А. Вакуф // Ислам на европейском Востоке. Энциклопедический словарь. — Казань, 2004. — С. 47–48.

[29]Хабутдинов А. Ю. Формирование нации… С. 57–59.

[30]Азаматов Д. Д. Оренбургское Магометанское Духовное Собрание в конце XVIII–XIX вв. — Уфа: Гилем, 1999. — С. 48–49.

[31]Марджани Ш. Аль-кыйсме ас-сани мин китаби мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Болгар. — Казань, 1900. — С. 298.

[32]Там же. С. 300–303.

[33]Полное Собрание законов Российской империи. — 2. — Т. 5. — С. 396–398. — № 3659.

[34]Полное Собрание законов Российской империи. — II. Т. 3. C. 837–840. № 2296.

[35]Азаматов Д. Д. Оренбургское Магометанское Духовное Собрание в конце XVIII–XIX вв. — Уфа: Гилем, 1999. — С. 125.

[36]Фэхретдин Р. Асар. — 1 жилд. — 1 жозья. — Казань, 1900. — С. 27.

[37]Полное Собрание законов Российской империи –2. — Т. 11. — С. 47. — № 8780.

[38]Денисов Д. Н. Габдрахимов Г. // Ислам на Урале. Энциклопедический словарь. — М.; Нижний Новгород: Медина, 2009. — С. 80–81.

[39]Ханбиков Я. И. Русские педагоги Татарии. — Казань, 1968. — С. 36–37.

[40]Михайлова С. М. Указ. соч. С. 131, 135, 336–337.

[41]Hobsbawm E. The invention of tradition // The invention of tradition. Edited by E. Hobsbawm and T. Ranger. — Oxford, 1983. — P. 9.

[42]Михайлова С. М. Казанский университет в духовной культуре народов России. — Казань, 1991. — С. 223–226, 261–264.

[43]Вэлиди Ж. Каюм Насырида татар теле // Каюм Насыри мэжмугасы. — Казань, 1922. — С. 137–138.

[44]Губайдуллин Г. К вопросу об идеологии Гаспринского // Известия восточного факультета Азербайджанского госуниверситета. — Баку, 1929. — С. 189–190.

[45]Отец Абуссугуда Ахтямова и дед Ибниамина и Ибрагима Ахтямовых.

[46]Хабутдинов А. Габдулвахид Сулейманов — муфтий николаевской эпохи // Медина. — 2006. — № 7 (20). — С. 17.

 

Date: 2015-08-24; view: 502; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию